Главная страница
Навигация по странице:

  • Игра «Нестандартный подход»

  • Игра «Неожиданная встреча»

  • Игра «Расскажу историю партнера»

  • Игра «Поговорим., поговорим...»

  • Игра «Движение

  • Игра «Переживание группы»

  • Игра «Катастрофа на воздушном шаре»

  • Игра «Слепые и поводырь»

  • Игра «Треугольник власти»

  • Тест «Психологический климат в группе»

  • вв. Учебное пособие Москва 2021 удк 316. 6 Ббк 88 Рецензенты


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Москва 2021 удк 316. 6 Ббк 88 Рецензенты
    Дата04.02.2022
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавв.docx
    ТипУчебное пособие
    #351903
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Задание 1. Избегая категоричности в высказываниях, приведенные ниже высказывания замените на более «мягкие».





    Категоричные высказывания

    Некатегоричные (диалектические) высказывания

    1

    Вы всегда опаздываете.




    2

    Вы всегда противоречите мне.




    3

    Ты никогда не доводишь начатое до конца.




    4

    Вы всегда уклоняетесь от общественных поручений.




    5

    Вы всегда опаздываете.




    6

    Вы всегда на что-то жалуетесь.




    7

    Вы всегда оправдываетесь.




    8

    Ты никогда ничего не делаешь вовремя.




    9

    Ты не интересуешься моими делами





    Задание 2. Используя технику ненасильственной коммуникации, замените «негативную» постановку вопросов на «позитивную».




    «Негативная» постановка вопросов

    «Позитивная» постановка вопросов

    1

    Не затруднит ли вас это сделать?




    2

    У Вас нет этого размера в продаже?




    3

    Вы не находите, что это выгодное предложение?




    4

    У вас не найдется для меня 5 минут?




    5

    Вы не позвоните мне сегодня вечером?




    6

    У Вас нет скидок на это изделие?




    7

    Вы не поможете мне в этом вопросе?






    Задание 3. Используя технику ненасильственной коммуникации, замените «Ты-сообщения» на «Я-сообщения».




    «Ты-сообщение»

    «Я-сообщение»

    1

    Вы не сдержали слово.




    2

    Вы опять повторяете ту же ошибку.




    3

    Вы плохо составили отчет.




    4

    Вы постоянно повышаете на меня голос.




    5

    Вы меня постоянно перебиваете.




    Задание 4. Опишите структуру «Я-сообщения». Сформулируйте преимущества «Я-сообщения» по сравнению с «Ты-сообщением». Опишите приемы рефлексивного слушания.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    Игра «Нестандартный подход»

    Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А.С.Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» сорока различными способами.

    Каждый участник игры пробует произнести разными способами:

    а) свое имя;

    б) какое-нибудь из следующих выражений: «Прощай!», «Ну, хорошо!», «Спасибо!», «Я жду!», «Так дело не пойдет!», «Надо же!», «Давай-давай!», «Ну и денек!», «Ну и что», «Иди ко мне», «Вот это да!», «Привет» и др.;

    в) какую-нибудь общую для всех фразу, например, «Хочу газировок!»: один — как начальник, второй — как маленький ребенок, третий - как робот, четвертый - как умирающий и т.д.;

    г) фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим», — как назидание, как жалобу, как заискивание, как пренебрежение, со злостью и т.д.;

    д) фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.;

    Обсуждение: участники анализируют проделанное, отвечая на вопросы:

    — Какой темп разговора кажется самым результативным?

    — Как это связано с конкретной ситуацией?

    — Какие чувства возникают при изменении интонации или движения?
    Игра «Место встречи»

    Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении.

    Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:

    а) один описывает место в помещении, другой, с закрытыми глазами, должен это место найти;

    б) один описывает место в городе, другой должен определить и назвать это место.

    Обсуждение: игравшие отвечают на вопросы:

    — Что мешало понять собеседника?

    — Что помогало понять собеседника?

    — Что помогало «встать» на позицию говорящего?
    Игра «Мечта»

    Цель игры: научиться анализировать собственные позиции в общении.

    Попробуйте пофантазировать наедине с собой на следующие темы: если бы удалось перевоплотиться в животное, то каким животным захотелось бы стать? Что побуждает выбрать именно его?

    Если бы можно было на недельку поменяться с кем-нибудь местам и, то кто это мог бы быть? Почему именно он? Если «золотая рыбка» пообещает выполнить любые три желания, чего захотелось бы пожелать? Если бы в течение трех дней удалось стать невидимым, то как бы захотелось этим воспользоваться?

    Если бы можно было читать мысли другого человека, то кого именно хотелось бы выбрать для этой цели? Почему его? Если бы можно было чудесным образом переместиться в любой уголок земли, путешествовать во Вселенной или побывать в другой эпохе, то куда было бы предпочтительнее отправиться?
    Игра «Неожиданная встреча»

    Цель игры: выяснить факторы, влияющие на успешность или
    неуспешность приема и передачи несловесной информации.

    Группа делится пополам, и, образуя две шеренги, участники садятся лицом друг к другу. Ведущий предлагает обеим группам представить, что они едут в разных автобусах, которые остановились рядом в уличном заторе. Сидя у окна, каждый видит, что напротив, тоже у окна, сидит его знакомый, которому надо срочно передать важную информацию. Воспользовавшись ситуацией, каждый это делает, только без слов, невербально. Каждая из сторон выступает в качестве и передающей, и принимающей информацию.

    Обсуждение: участники обмениваются, мнениями о степени понимания невербальной информации, анализируют ошибки, возникавшие в процессе ее приема и передачи.
    Игра «Расскажу историю партнера»

    Цель игры: научиться внимательно слушать, запоминать и точно
    воспроизводить услышанную информацию.

    Все участники объединяются в пары. Каждый по очереди рассказывает своему партнеру какую-то историю с законченным сюжетом, в котором раскрываются чувства, переживания, психологические проблемы рассказчика. Ведущий отводит на рассказ примерно 3-5 минут. Затем в каждой из пар (по часовой стрелке) один партнер переходит к другому, образуя новые пары. В них каждый рассказывает ту историю, которую слышал от своего партнера в
    предыдущей паре. После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг и каждый рассказывает ту историю, которую услышал во второй раз.

    Обсуждение: участники обмениваются мнениями о том, как полно и точно повторена рассказанная история, что оказалось упущенным, что было искажено, что появилось нового в пересказах.
    Игра «Поговорим., поговорим...»

    Цель игры: приобрести один из важных навыков собеседования —повторять сказанное партнером.

    Участники объединяются в малые группы по три человека.
    Проводятся три беседы -диалога на какие-то конкретные темы, при этом каждый поговорит с каждым попарно, а третий выступает в качестве наблюдателя. Темы для диалогов участники выбирают сами, в трудных ситуациях им помогает ведущий. Во время беседы обязательно соблюдается правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то; что сказал собеседник, начиная словами: «Ты думаешь...», «Ты говоришь...». Наблюдатель следит за выполнением этого правила и в необходимых случаях вмешивается в беседу, напоминая о нем.

    Обсуждение: участники обмениваются мнениями по вопросам:
    — Как влияло на беседу повторение слов партнера?

    — Помогает или нет этот прием:

    * проверить правильность понимания партнера;

    * держаться в русле обсуждения;

    * лучше запоминать сказанное собеседником;

    *улучшить эмоциональный контакт;

    * лучше понимать самого себя.
    Игра «Мои рисунки»

    Цель игры: приобрести навыки анализа перцептивной (воспринимающей) стороны общения посредством проективного материала.

    Каждый участник может выполнить два рисунка: «Я такой, как есть»
    и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Все рисунки перемешивают, затем произвольно берут один из них и кладут так, чтобы всем было видно.

    Каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке, но не
    формальное его описывает, а передает свои ощущения от рисунка, например, каким, по его мнению, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка на этом этапе себя не объявляет. После того, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем он объявляется сам и рассказывает, что хотел выразить этим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям. Так обсуждаются и другие рисунки.

    Обсуждение: анализируются ответы на вопросы:

    — Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?

    — Что показалось интересным или необычным в дополнениях к
    рисункам?

    — Какие стороны личности авторов раскрываются в их дополнениях
    к рисункам?
    Игра «Движение по кругу»

    Цель игры: научиться взаимодействовать в группе слаженно, скоординировано. Участники группы становятся в круг. Каждый придумывает себе простое или оригинальною движение, например, вытянутая и сгибающаяся, и разгибающаяся в локте левая рука, хлопок в ладоши и т. п. Каждый наблюдает за движением соседа справа, и по команде ведущего повторяет его движение. Таким образом, движения передаются по часовой стрелке и собственное движение играющего, сделав круг, возвращается к автору. Если в процессе передачи дви­жения по кругу происходит сбой, игра приостанавливается и начина­ется с исходной позиции, т.е. каждый — снова со своего движения.

    Обсуждение: анализируются те моменты игры, которые повышают или, напротив, снижают сплоченность и слаженность работы группы.
    Игра «Переживание группы»

    Цель игры: научиться идентифицировать эмоциональное состояние группы.

    Участники делятся на две подгруппы. Ведущий предлагает каждой из них, отдельно от другой, выбрать какое-либо чувство или психическое состояние, переживание и продумать, как его можно изобразить. Возможна, это будет скульптура, может быть — пантомима. Условие: в изображении должны участвовать все члены подгруппы. Попеременно подгруппы показывают то, что они подготовили, и определяют, что было изображено.

    Обсуждение: проводится с ориентацией на определение допущенных ошибок. Участники выясняют характер этих ошибок: какие из них связаны с непониманием сути изображенного, какие — с отсутствием точных приемов для обозначения изображаемого чувства или состояния, какие - с неспособностью передать в изображении эмоцию или чувство.
    Игра «Делай, как я»

    Цель игры: развивать внимание участников группы, их вырази­тельные способности.

    Ведущий просит участников встать в круг и объясняет правила игры: кто-то из участников, придумав любое движение, действие, показывает его, начиная тем самым игру, остальные, все вместе, вслед за ним в полном молчании повторяют это движение, действию — до хлопка ведущего. После хлопка свое действие показывает следующий по кругу участник, остальные, все вместе, снова повторяют его (и так далее, пока круг не замкнется).

    Обсуждение: путем обмена мнениями определяется самое выразительное из показанных действие. Авторы высказывают свои впечатления относительно правильности понимания их замысла.
    Игра «Кораблекрушение»

    Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

    Время проведения: около 1 часа.

    Порядок проведения:

    1. Ознакомление всех участников с условиями игры. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

    2. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.
    Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

    3. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.
    Для этого:

    а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;

    б) зачитайте ⌠правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение № 2). Предложите сравнить ⌠правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.
    Если сумма больше 30, то участник или подгруппа - утонули;

    в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

    Комментарий к проведению игры.

    • Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.

    • В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

    • Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

    • Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

    • Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.
    Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

    Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

    Сектант.

    Зеркало для бритья.

    Канистра с 25 литрами воды.

    Противомоскитная сетка.

    Одна коробка с армейским рационом.

    Карты Тихого океана.

    Надувная плавательная подушка.

    Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

    Маленький транзисторный радиоприемник.

    Репеллент, отпугивающий акул.

    Два квадратных метра непрозрачной пленки.

    Один литр рома крепостью 80%.

    450 метров нейлонового каната.

    Две коробки шоколада.

    Рыболовная снасть.


    1. Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры:

    Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

    Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

    1. Зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

    2. Канистра с нефтегазовой смесью важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

    3. Канистра с водой необходима для утоления жажды.

    4. Коробка с армейским рационом обеспечит основную пищу.

    5. Непрозрачная пленка используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

    6. Коробка шоколада резервный запас пищи.

    7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

    8. Нейлоновый канат можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

    9. Плавательная подушка спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

    10. Репеллент, отпугивающий акул назначение очевидно.

    11. Ром, крепостью 80% содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.

    12. Радиоприемник имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

    13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

    14. Противомоскитная сетка в Тихом океане нет москитов.

    15. Сектант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

    Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
    Игра «Катастрофа на воздушном шаре»

    Цель игры: аналогична цели игры «Кораблекрушение». Однако здесь усиливается эмоциональная нагрузка, что может существенно повлиять на поведение членов группы при совместной работе. Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает. Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

    1. Миски, кружки, ложки.

    2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

    3. Географические карты, компас.

    4. Консервы мясные.

    5. Топоры, ножи, лопаты.

    6. Канистра с питьевой водой.

    7. Аптечка.

    8. Винтовка с запасом патронов.

    9. Шоколад.

    1. Золото, драгоценности.

    2. Собака породы водолаз.

    3. Рыболовные снасти.

    4. Туалетные принадлежности.

    5. Соль, сахар, набор витаминов.

    6. Медицинский спирт.


    Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером — то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет — его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры. Игра идет в три этапа.

    Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

    Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

    Этап 3. Задание выполняется большой группой.

    Ради достижения согласия, группа должна прийти к единому мнению. Достичь этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми согласятся все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

    Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

    • Какова была атмосфера в группе?

    • Что мешало достижению согласия» группе?

    • Какие выявились признаки лидерства?

    • Кто был пассивным?

    - Кто доминировал?

    • За счет чего оказывалось влияние?

    • Какие индивидуальные стили общения можно было выявить —
      уход, подавление, перечод на личности, психологический шантаж,
      поиск единомышленников, что-то другое?

    • Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению
      согласия?


    Игра «Слепые и поводырь»

    Цель игры: развитие невербальных способов общения, в том числе и управления другими.

    Группа разбивается на подгруппы по 5—7 человек, которые встают в колонну, каждый плотно прижимается к находящемуся впереди человеку, держась за его пояс. Стоящий первым — лидер, он должен провести по помещению свою группу, члены которой идут с закрытыми глазами. Лидер подает необходимые команды, обеспечивает «слепым» безопасность, удобство передвижения, даже рассказывает какие-нибудь истории, анекдоты, предлагает группе петь песню и т.п. Каждый участник должен побывать в роли лидера.

    По команде ведущего все разбиваются на пары и учатся быть лидером и ведомым уже в парах.

    Обсуждение: члены группы обмениваются впечатлениями и отве­чают на вопросы:

    • Кому было приятнее быть лидером, а кому — ведомым?

    • Насколько сложно довериться лидеру?

    • В чем были сложности движения за лидером?

    • Повлияло ли (и если - да, то как именно) лидерство того или
      иного участника на поведение ведомого, когда он сам стать лидером?



    Игра «Треугольник власти»

    Цель игры: выяснить источник личной власти, определить, что делает человека сильной личностью.

    Ведущий говорит о том, как много людей интересуется проблемой власти одного человека над другим. Как в общении возникают власть, влияние, сила? Участникам игры предлагается вспомнить характерные роли в известных кинофильмах, телесериалах и сочинить короткие сценки, где действовали бы соответствующие персонажи

    Тренерский стиль — систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и уст­ранять недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей.

    Нейтральный (либеральный\ попустительский) стиль — с одной стороны, максимум демократии, с другой — минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (к задачам), так и к последователям, к их интересам, потребностям, к индивидуальным особенностям (людей).

    Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие.

    Рациональное убеждение — лидер использует логические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач.

    Вдохновляющий призыв— лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соот­ветствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы.

    Обращение за советом— лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, к активному проведению изменений и ждет от людей поддержки.

    Обмен — лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага в ответ на их участие в выполнении задачи.

    Личный призыв — лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи.

    Коалиционирование — лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи.

    Легитимизация — лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам.

    Принуждение—лидер использует требования, жесткие напомина­ния или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует.

    А) Мучитель.

    Мировосприятие: «Я в порядке, ты не в порядке. Во всем вино­ваты Вы сами».

    Характеристика: Способен добиться краткосрочного успеха. Долгосрочные отношения обычно полны проблем.

    Б) Спаситель.

    Мировосприятие: «Я в порядке, Вы не в порядке. Люди нуждают­ся в моей помощи».

    Характеристика: часто первым предлагает свою помощь и нередко оказывается отверженным или невознагражденным.

    В) Жертва.

    Мировосприятие: «Я не в порядке, Вы в порядке. Я не могу исправить положение и нуждаюсь помощи».

    Характеристика: крайне зависим. Недоволен жизнью. Низкая са­мооценка.
    Обсуждение: проводится посредством ответов на вопросы:

    • Какую роль в жизни играет власть?

    • Кто имеет власть над участником игры?

    • Над кем участник игры имеет власть?

    • По отношению к каким людям участник игры чувствует себя
      сильным?

    • По отношению к каким людям участник игры чувствует себя
      слабым?


    Тест «Психологический климат в группе» (социометрический)

    Каждый студент получает текст с описанием указанных ниже ситуаций и выполняет соответствующие действия.

    Ситуация I

    Предположим, что эффективность выступлений Вашей групповой команды КВН в последние годы существенно снизилась, так как на сцену вышли аналогичные конкурирующие студенческие группы. Необходимо разработать новую стратегию подготовки и участия в КВН Вашей группы.

    А. Возглавить эту работу поручили Вам лично:

    Кого Вы пригласите в свою команду для этой цели (только одну
    фамилию)?


    Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

    Кого Вы совершенно точно не возьмете в свою команду (только
    одну фамилию)?

    Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение?

    Б. Если бы возглавить эту работу поручили другому студенту Вашей группы:

    Кто этот человек, который, как Вы уверены, обязательно
    пригласит Вас в свою команду для этой цели (только одну фамилию)?

    Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

    Как Вы думаете, а кто совершенно точно не стал бы приглашать
    Вас в свою команду?

    Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?
    Ситуация 2

    Вашей группе предстоят ответственные переговоры с Вашим «трудным» деканом, весьма важным лицом, влияющим, например, на распределение стипендиального фонда или проведение досуга и т.п. От успеха этих переговоров зависит выгодное или по крайней мере справедливое для Вашей группы решение проблем.

    А. Возглавить переговоры поручили Вам лично:

    Кого Вы пригласите в свою команду для этой цели (только одну
    фамилию)?


    Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

    Кого Вы совершенно точно не возьмете в свою команду (только
    одну фамилию)?


    Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение?

    Б. Если бы возглавить переговоры поручили другому студенту Вашей группы:

    Кто этот человек, который, как Вы уверены, обязательно
    пригласит Вас в свою команду для этой цели (только одну фамилию)

    Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

    Как Вы думаете, а кто совершенно точно не стал бы приглашать
    Вас в свою команду?

    Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?
    Ситуация 3

    В помещении Вашего вуза или общежития произошла авария (пожар, затопление). Экономя финансовые средства, руководство решило часть восстановительных работ произвести своими силами.

    А. Вас включили в состав ремонтной бригады:

    Кого бы Вы хотели видеть рядом с собой во время этих
    непривлекательных, не соответствующих Вашим должностным
    обязанностям работ (только одну фамилию)?

    Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

    С кем Вам совершенно точно не хотелось бы выполнять такую
    работу (только одну фамилию)?

    Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение?

    Кто тот человек, который, как Вы уверены, хотел бы вместе с
    Вами участвовать в этом деле (только одну фамилию)?

    Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

    Кто, по Вашему мнению, совершенно точно не захотел бы с
    Вами участвовать в этом деле (только одну фамилию)?

    Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?
    Ситуация 4

    Руководство Вашего факультета решила за свой счет организовать для студентов веселый пикник с выездом на природу.

    А. Кого бы Вы хотели непременно видеть на этом увеселительном
    мероприятии (только одну фамилию)?

    Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

    Кого бы Вам совсем не хотелось видеть на пикнике (только одну
    фамилию)?

    Какие качества этого человека побудили Вас прийти к такому решению?

    Б. Кто, как Вам кажется, хотел бы Вас видеть на пикнике (только
    одну фамилию)?

    Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

    Кто, по Вашему мнению, совершенно точно не захотел бы Вас
    там видеть (только одну фамилию)?

    Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?
    Ситуация 5

    Вы решили отметить у себя дома Ваш собственный день рождения.

    А. Кого Вы обязательно пригласите на этот праздник (только одну
    фамилию)

    Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

    Кого Вы совершенно точно не станете приглашать (только одну
    фамилию)?


    Какие качества этого человека побудили Вас прийти к такому решению?

    Б. Кто, как Вам кажется, из Вашей группы обязательно пригласил
    бы Вас на свой день рождения (только одну фамилию)?

    Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

    Кто из Вашей группы совершенно точно не стал бы приглашать
    Вас на свой день рождения (только одну фамилию).

    Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?
    Затем проводится обработка поступивших ответов. По каждой ситуации подсчитывается количество:

    • положительные выборов;

    • отрицательных выборов;

    • предположений о положительных выборах;

    • предположений об отрицательных выборах.

    Выявляются:

    1. лидеры, или «звезды», группы, получившие больше всего
      положительных выборов;

    2. члены группы, получившие среднее число положительных
      выборов;

    3. члены группы, получившие меньше всего положительных
      выборов;

    4. аутсайдеры, получившие больше всего отрицательных выборов;

    5. члены группы, получившие среднее число отрицательных
      выборов;

    6. члены группы, получившие меньше всего отрицательных
      выборов;

    7. микрогруппы.

    Обсуждение: проводится по результатам тестирования с точки зрения психологического климата в группе
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта