Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение 5.1. Риском

  • Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.). Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П. Учебное пособие по курсам Теория игр и исследование операций, Теория принятия решений


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по курсам Теория игр и исследование операций, Теория принятия решений
    АнкорТеоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.).doc
    Дата27.03.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.).doc
    ТипУчебное пособие
    #17282
    КатегорияМатематика
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    4.5.Контрольные вопросы к разделу 4


    1. Определите игру двух лиц с произвольной суммой.

    2. Дайте определение ситуации равновесия в биматричной игре.

    3. Сформулируйте теорему 4.1.

    4. Приведите примеры биматричных игр, к которым плохо применима теория Нэша.

    5. Почему игра типа «семейный спор» объявляется неразрешимой по Нэшу?

    6. Определите рефлексивную игру.

    7. Кто выигрывает в рефлексивной игре?

    8. Рассмотрите практический пример на использование биматричной игры.

    9. Рассмотрите в приведенном примере биматричной игры случаи a = 10, b = 6, c = 5 и a = 10, b = 10, c = 5.



    5.ОСНОВЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
    ИГРЫ С «ПРИРОДОЙ»

    5.1.Определение игры «с природой»


    Под игрой с «природой» понимается модель конфликтной ситуации, где в качестве одной из конфликтующих сторон выступает некая объективная реальность, называемая «природой», действия («поведение») которой может влиять на выбор другого игрока, принимающего решения и называемого ЛПР – лицом, принимающим решения.

    Рассмотрим игру с природой G(mn),представленную в матричной форме (табл. 5.1).

    Таблица 5.26

    Пj

    Ai

    П1



    Пj



    Пn

    A1

    а11



    а1j



    а1n













    Ai

    аi1



    аij



    аin













    Am

    аm1



    аmj



    аmn


    В табл. 5.1 аij, i=1, m,j=1, n, – выигрыш игрока А (ЛПР) при выборе им стратегии Аi в состоянии «природы» (условиях) Пj.

    В играх с «природой» кроме выигрыша вводится также понятие риска, определяемое следующим образом.

    Определение 5.1. Риском rij называется разность между выигрышем, который ЛПР получил бы, зная, в каких условиях Пj он принимает решение, и выигрышем, который он получит, не зная этих условий и выбирая стратегию Ai, т.е. .

    Используя опр. 5.1, по матрице игры (выигрышей) G(mn)может быть построена матрица рисков R(mn), которая, как это будет показано ниже, также может быть применена для поиска оптимальной стратегии ЛПР. Матрица рисков R(34)для игры G(34) (табл. 5.2) представлена табл. 5.3.

    Подчеркнем, что использовать методы решения антагонистических игр применительно к играм с «природой» нельзя, так как конфликтная ситуация имеет качественно иной характер из-за отсутствия сознательно противодействующего противника.

    Таблица 5.27

    G(34)

    Пj

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    A1

    1

    4

    5

    9

    A2

    3

    8

    4

    3

    A3

    4

    6

    6

    2

    Таблица 5.28

    R(34)

    Пj

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    A1

    3

    4

    1

    0

    A2

    1

    0

    2

    6

    A3

    0

    2

    0

    7
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта