Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.2. Если необходима эвакуация людей из храма

  • 14.1. Взаимодействие прихода с органами местной власти

  • 14.2. Епархиальные отделы

  • 14.3.1. Церковная экспертиза изданий

  • Учебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих


    Скачать 1.44 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих
    Дата13.09.2018
    Размер1.44 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrganizatsiya-prihodskoy-zhizni.doc
    ТипУчебное пособие
    #50572
    страница17 из 26
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26

    13. Антитеррористические мероприятия



    13.1. Общие рекомендации
    В настоящее время есть основания опасаться террористических актов в православных храмах. Соблюдение приводимых ниже рекомендаций, конечно, не может совершенно обезопасить нас от нападений террористов, но всё-таки снижает опасность.

    • В случае появления подозрительных предметов следует немедленно сообщать об этом в ФСБ или в милицию.

    • Не следует пытаться самостоятельно проверять подозрительные предметы, особенно – крупные свёртки, сумки и т. п.

    • С особенным опасением следует относиться к предметам, от которых слышно тиканье часового механизма.

    • Следует просить прихожан держать свои сумки, портфели и т. п. в руках или ставить их рядом с собой, чтобы эти предметы не вызывали подозрений. Такие объявления можно делать и с амвона.

    • О вызывающих подозрение людях следует немедленно сообщать в ФСБ или милицию. Не следует пытаться задержать их самостоятельно, так как это может привести к дополнительным человеческим жертвам.

    • Можно постараться под каким-либо посторонним предлогом вывести подозрительного человека из храма.


    13.2. Если необходима эвакуация людей из храма
    Если в правоохранительные органы поступает сигнал об обнаружении подозрительного предмета, то на место высылается наряд милиции с собаками. Начальник наряда имеет право отдать распоряжение об эвакуации людей из находящихся поблизости зданий. Такому распоряжению мы должны подчиняться, хотя и не возбраняется поподробнее расспросить начальника наряда, насколько велика опасность (может быть, нет необходимости прерывать богослужение).
    Если для эвакуации людей из храма есть основания, следует ориентироваться на «Известие учительное», раздел «О прилучаех недостаточества служащаго священника»:

    «Аще служащу иерею нападут врази, или иноплеменницы, еретицы или погани и убийцы, и никакоже служба совершитися возможет, да потребит святая, во еже не остатися в поругание скверным убийцам: сам же да избегнет, аще может…

    Аще же кто восхощет, уничижая веру святую православную, иерея служащаго убити, должен есть иерей никакоже служения отступити, но совершити, аще и убийство претерпети ему придет: аще бо убиен будет тогда, с мученики причтен будет.

    Аще служащу иерею Божественную службу, церковь возгорится, или от бури, или иныя ради вины верх пастися начнет, сохранно со антиминсом да возмет святая, и да изыдет из церкве, и на инеем месте честнем, на томже антиминсе да совершит божественную службу, начен от места, егоже исходя преста» (Служебник, ч. 2, Издание Сретенского монастыря, 1999, стр. 241).


    13.3. Злоба – не защита от террора, а грех
    Не следует путать разумные меры безопасности с враждебным отношением к кавказцам или к тем, кто кажутся нам кавказцами. Злоба отнюдь не снижает опасности террористических актов, а только вызывает на враждующих гнев Божий.

    Бог дал нам заповедь о любви к ближнему, поэтому ко всем людям, в том числе к мусульманам, к людям любой веры и национальности, мы должны относиться с любовью. Это, кстати, нисколько не противоречит гражданскому долгу мужественно и, если нужно, с оружием в руках противостоять внешним и внутренним врагам Отечества. Среди этих врагов, надо сказать, могут оказаться не только люди, называющие себя мусульманами, и не только атеисты и язычники, но и те, кто носят крестик на груди – Бог им судья.

    Но ведь речь идёт не об афганских талибах и не о чеченских боевиках, а о тех татарах, азербайджанцах, таджиках – вообще о представителях народов, которые традиционно исповедуют ислам, живущих рядом с нами в Подмосковье. К ним, нашим соседям, нужно относиться с искренней доброжелательностью. И этому нас должна учить не только заповедь Божия, но и простое благоразумие.

    Ведь одной из главных целей терактов как раз и является то, чтобы русские озлобились и восстали против российских мусульман и против людей с восточной внешностью (среди людей «с восточной внешностью», между прочим, множество православных; например, грузины и осетины – традиционно православные народы). И тогда мы будем иметь у себя в России миллионы врагов России, а нам нужны миллионы не врагов, а друзей.


    14. Внебогослужебная деятельность прихода



    14.1. Взаимодействие прихода с органами местной власти
    Взаимодействуя с органами местной власти, следует всегда помнить слова святителя Филарета Московского: «Надобно обращать внимание и на то, чтобы действовать мире с гражданским начальством. Мирные власти подкрепляют одна другую в деле общеполезном и делают ход его благопоспешным и благонадежным».
    Как уже было сказано выше, Постановлением Священного Синода духовенству запрещено участие в выборных органах государственного или муниципального управления на постоянной основе.

    Участие религиозных организаций и духовенства в предвыборной агитации запрещается 57 ст. Федерального Закона от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ, на что было обращено особенное внимание благочинных циркуляром № 1215 от 8 мая 2003 г. Указанную статью закона, в которой подробно перечислены все виды агитационной деятельности, можно найти в «Приложениях».
    Некоторые священнослужители входят с власть имущими и богатыми людьми в излишне тесный контакт не на церковной, а на хозяйственной, бытовой и т. п. почве. Здесь есть опасность пьянства и более тяжких грехов. Иногда такое поведение оправдывают тем, что это будто бы делается ради церковного блага. Мол, застолье душевно сближает, и влиятельные люди располагаются помогать церкви в её делах.

    Действительно, бывает, что совместное греховное времяпрепровождение помогает в решении каких-то частных хозяйственных или организационных проблем. Но эта малая польза несоизмерима с тем вредом, который может принести явно греховное поведение духовенства.

    Во-первых, гибнет душа самого священнослужителя.

    Во-вторых, он показывает людям вредный пример, они могут думать, что, раз батюшке это можно, значит, это и вообще хорошо.

    В-третьих, по одной паршивой овце могут судить обо всём стаде. Видя, как один священник, лицемеря, перед прихожанами делает благочестивый вид, а вдали от людских глаз ведёт себя постыдно, могут думать, что и всё духовенство таково.

    В долгосрочной же перспективе такое поведение не только грешно, но и неэффективно. Важнее истинный успех – пусть и нескорый, чем скорый, но поверхностный.

    Подробно на эту тему рекомендуется почитать в статье «Приход и спонсор», которую можно найти в Приложениях. Эта статья была опубликована в Московских епархиальных ведомостях (№ 11-12 за 2010 г.) и в журнале «Приход» (№ 1 за 2011г.)
    14.2. Епархиальные отделы
    Для координации внебогослужебной деятельности приходов и монастырей в Московской епархии созданы 8 отделов:

    1. Религиозного образования и катехизации

    2. Миссионерский

    3. По реставрации и строительству

    4. По работе с медицинскими учреждениями

    5. По издательской деятельности и связям со средствами массовой информации

    6. По взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями

    7. По благотворительности и социальному служению

    8. По делам молодёжи

    Каждый из этих отделов готовит свою часть годового епархиального отчёта и в свою очередь принимает отчёты от благочиний, приходов и монастырей.

    Председателей Епархиальных отделов назначает правящий архиерей, секретарей Епархиальных отделов назначает правящий архиерей по представлениям председателей.

    Членами Епархиальных отделов являются клирики, а иногда миряне, которые являются в них представителями своих благочиний, а внутри благочиний – помощниками благочинных по соответствующим направлениям деятельности.

    Как правило, председатели Епархиальных отделов официально со всеми вопросами обращаются только к благочинным. Исключение в настоящее время составляет Епархиальный отдел по реставрации и строительству, сотрудники которого часто общаются напрямую с настоятелями храмов для решения конкретных вопросов. Это связано со спецификой работы этого отдела.

    14.3. Издательская деятельность прихода
    Сама по себе издательская деятельность приходов, имеющая целью религиозное просвещение и формирование дополнительного источника финансирования приходской богослужебной и гуманитарной деятельности, может только приветствоваться. Однако прежде, чем приступить к такому непростому делу, требующему финансовых вложений и предполагающему наличие у сотрудников профессиональных знаний и навыков, настоятелю следует обратить внимание на следующие моменты.
    В настоящее время при наличии достаточных средств подготовить издание к печати и получить тираж не сложно. Но, предпринимая даже единичное издание, тем более, периодическое, обязательно нужно выяснить, насколько востребовано оно на рынке печатной продукции. Иначе может получиться, что прекрасно изданная книга замечательного автора лежит на приходском складе, и деть её некуда.
    В некоторых благочиниях есть очень хороший опыт, когда церковную газету выпускают в качестве приложения к местной районной газете. Газетчики на это обычно идут с охотой, даже если они не очень воцерковлены, потому что это приносит им доход. Для прихода это тоже очень выгодно и удобно.

    Во-вторых, это гораздо дешевле, чем выпускать газету самостоятельно. Но, во-первых, решается вопрос с распространением: приложение просто вкладывается в районную газету и попадает к подписчикам или покупателям. За редким исключением приход не сможет самостоятельно распространить несколько тысяч экземпляров церковной газеты, даже интересной и профессионально сделанной, а для районной газеты это обычная вещь.

    Понятно, что распространяемое таким образом издание должно иметь миссионерскую направленность, то есть быть интересным не только для глубоко верующих церковных людей. Иначе может получиться, что оно дойдёт до читателя, но в большинстве случаев не будет прочитано.

    14.3.1. Церковная экспертиза изданий
    Церковные издатели должны ответственно относиться к тому, какие книги они выпускают от имени Церкви. Поэтому на заседании Священного Синода 25.12.2009г. (журнал № 114) рассматривался вопрос «Об издательской деятельности Русской Православной Церкви». И было постановлено следующее:

    1. Поручить Издательскому совету разработать концепцию издательской деятельности Русской Православной Церкви и представить ее на утверждение Священного Синода.

    2. Отметить необходимость обязательного рецензирования Издательским советом, с последующим присвоением грифа "Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви", всех изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли.

    3. Священное Писание, богослужебная литература, сборники канонических правил и нормативных актов Церкви, официальные церковные документы, принятые Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом, издавать с грифом "По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси".

    4. Гриф "По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси" может быть в порядке исключения предоставлен и другим изданиям, имеющим общецерковное значение, по рекомендации и заключению Издательского совета, утвержденному Патриархом Московским и всея Руси.

    5. Всем церковным издательствам Москвы, издательствам ставропигиальных монастырей и Патриарших подворий благословляется предоставлять издательские планы, а также подготовленную к выпуску печатную, аудио- и видеопродукцию Издательскому совету на предмет усвоения грифа, дающего право распространять эту продукцию в системе церковной книготорговли.

    6. Епархиальные издательства, издательства монастырей и приходов представляют свою продукцию в Издательский совет после получения разрешения от правящего архиерея.

    7. Правящие архиереи преподают свое благословение на печатную, аудио- и видеопродукцию, выпускаемую исключительно в пределах их епархий, после получения положительного заключения Издательского совета.

    8. Автономные и Самоуправляемые Церкви могут самостоятельно проводить экспертизу своих изданий, направляя информацию о результатах такой экспертизы в Издательский совет.


    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26


    написать администратору сайта