Учебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих
Скачать 1.44 Mb.
|
16.8. Огорчения и утешенияЕсли начальник требовательный, немощные подчинённые ропщут на него за требовательность. Если он нетребовательный, то немощные подчинённые ропщут за нетребовательность. Но, поскольку требовать от подчинённых исполнения ими своих обязанностей – это долг начальника, то лучше пусть на нас ропщут за исполнение долга, чем за неисполнение. Для полноценной жизни прихода очень важно, чтобы не только настоятель был благочестивым – но чтобы в его благочестии не сомневался народ, чтобы не только настоятель любил братию и прихожан и заботился о них – но чтобы они его любовь и заботу видели. Конечно, если Бог попустит случиться такому искушению, что люди усомнятся в добром настоятеле или даже восстанут против него, то он должен будет потерпеть это смиренно и без ропота, даже с благодарностью к Богу. Но сам настоятель не должен вводить ближних в искушение, он должен всячески стараться хранить мир на приходе и ради этого, а не из человекоугодия поддерживать в прихожанах и сотрудниках веру в то, что он печётся об их благе, в первую очередь – духовном, а по возможности – и житейском. Именно поэтому причиной принятия решений, утешительных для сотрудников, должна не только быть, но и объявляться настоятельская забота о них, а причиной принятия огорчительных решений – неблагоприятные внешние обстоятельства. Иногда бывает необходимо причинить огорчение сотрудникам храма (например, снизить зарплату, если на неё хронически не хватает денег). Для того чтобы люди меньше смущались, лучше проводить такие меры одним разом и быстро. Чтобы предупредить или хотя бы смягчить вероятное возмущение сотрудников, следует объяснять им вынужденность неприятной перемены; хорошо не скрывать от них своего огорчения, что приходится доставить им неприятность. Хорошо, по необходимости опечалив людей в чём-то одном, в то же время доставить им утешение в чём-то другом. Если я по своему долгу вынужден кого-то огорчить, пусть он знает, что я действую именно по долгу, а не по нелюбви к нему. Наказывать провинившегося сотрудника деньгами допустимо только тогда, когда это совершается согласно общепринятому порядку. Иначе, если даже начальник вполне и очевидно прав, наказанный будет обижаться. Если я не намерен уволить нерадивого сотрудника, лучше буду поддерживать с ним добрые отношения. Если опора гнётся и ломается под ста килограммами, есть ли смысл нагружать на неё двести? И если человек обижается на спокойное замечание, сделанное наедине, есть ли смысл ругать его при людях? Так поступая, только грешим и наживаем себе врагов. Вообще, нужно стараться, по возможности, действовать мягко. Малые, но своевременные действия часто приводят к благим результатам, а о применении силы нередко приходится жалеть. Из писем святителя Филарета Московского: Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей, жестокие более раздражают, нежели пользуют. (349) Надобно обуздывать невежество безумных человек, только с правдой и с умеренностью, а не с гневом, ибо гнев мужа правды Божией не соделывает. (350) Сделав строгое замечание, хорошо после этого сказать что-нибудь приветливым тоном, чтобы человек почувствовал, что на него уже не сердятся. Конечно, мужественно терпеть суровость начальника очень полезно для души. Но, во-первых, много ли людей готово к мужественному терпению? А, во-вторых, не надо забывать и о своем малодушии, нетерпеливости и гордости. Мне самому полезно ли быть суровым с подчинёнными? Ведь Спаситель сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). А сам я пока далёк от такой духовной меры, чтобы искренне желать огорчений от начальства. С другой стороны, тем людям, которые склонны излишне соблазняться немощами настоятеля и сотрудников прихода, может быть не полезно работать в храме. Поводы для искушений найдутся всегда и везде, но то, что для одного окажется пособием к духовному возрастанию, другого может вообще оттолкнуть от Церкви. 16.9. Доверие и проверкиИз писем святителя Филарета Московского: Если человек обманул меня однажды под предлогом не беспокоить, не должно ли мне каждую минуту опасаться, что он и теперь меня в чем-нибудь обманывает? Так, для того, чтобы не беспокоить однажды, лишают спокойствия навсегда и разрушают доверенность. (350) Если скрыть от начальства один случай беспорядка, как оно может быть спокойно и не опасаться, не скрыто ли десяти? (353) Слово «не смел» никогда не казалось мне ни приятным, ни полезным, а неприятным и неполезным нередко. (350) Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие – моя ошибка, а лишнее подозрение – обида ближнему. (349) Поставлять людей на опыт хорошо, но не в искушение. (352) Когда возникает помысел недоверия, непременно даётся неприятное значение иному, что делается просто и случайно. (349) По доносу, который никого не щадит, но никого не именует, нельзя делать исследования. (349) На ключевых должностях, особенно связанных с материальными ценностями, должны быть только проверенные, честные люди. При этом, важно, чтобы не только я доверял сотруднику, но чтобы и он мне доверял. Мало моей уверенности в том, что казначей не положит себе в карман ни копейки церковных денег. Важно, чтобы и казначей верил, что мои распоряжения как настоятеля определяются желанием принести пользу Церкви, а не тщеславием или корыстью, хотя невольных ошибок, конечно, невозможно избежать. Лучше всего, когда есть полное взаимное доверие. Но если проверки необходимы, то они должны быть тактичными или являться частью заведённого порядка, а не знаком личного недоверия. Одним неразумным словом можно испортить добрые отношения непоправимо и навсегда. Мелочный контроль может честного сотрудника оскорбить, так что у него опустятся руки, а нечестного – озлобить, причём, без пользы для дела. |