Учебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих
Скачать 1.44 Mb.
|
Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семейСтатья 8. Свобода совести и вероисповедания1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. 2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. 3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально. 4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. 5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом. Статья 10. Право на труд7. Военнослужащие не вправе: - использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним. 14.4.4. Недопустимо самочинное окормление военнослужащих в «горячих точках» В Приложениях помещено письмо Святейшего Патриарха Алексия от 24.05.2003, в котором он обращает внимание епархиальных архиереев на то, что нельзя священникам (о проходимцах, выдающих себя за священников речь не идёт) самочинно ездить в зоны вооружённых конфликтов окормлять военнослужащих. Этим письмом «епархиальным архиереям определяется необходимым разрешить священнослужителям окормление военнослужащих, как в Чеченской республике, так и в других зонах вооружённых конфликтов только при согласовании с Отделом по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями». 14.5. Приходская благотворительность Перечень видов деятельности, которая может быть отнесена к приходской благотворительности, не органичен никаким юридическим актом, то есть, недопустимы только те виды деятельности, которые противоречат христианской нравственности. Много полезной информации об организации благотворительной работы на приходе можно найти на сайте Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы www.miloserdie.ru. Ниже приводится – конечно, не полный – список некоторых возможных видов приходской благотворительности.
14.5.1. Столовая для бедных Вариантов организации благотворительных столовых существует немало, но у нас нет возможности всех их подробно рассматривать, расскажем только для примера, как работает столовая для бедных при Успенском храме г. Красногорска. Для этого приведём выдержки из заметки настоятеля Успенского храма протоиерея Константина Островского. «К нам постоянно обращаются люди за материальной помощью. Не имея возможности помогать им деньгами, мы стараемся снабдить их одеждой, которую жертвуют прихожане, и накормить. Кормили первое время в притворе или во дворе храма, а с начала 1999 года нам удалось устроить столовую для бедных в переоборудованном для этого, отслужившем свой век автобусе «ЛАЗ», потом – в строительном вагончике. Столовая открыта ежедневно с 13 до 15 часов для всех желающих. Одновременно могут обедать до 12 человек. Обычный порядок обеда следующий. Заходит первая группа, поётся молитва, благословляется трапеза, все едят. Обед состоит обычно из второго блюда и сладкого чая с хлебом. Во время еды разговоры не допускаются, кроме необходимых. Кто-нибудь из церковнослужителей (их присутствует, по крайней мере, двое) читает вслух «Православное семейное чтение». По окончании трапезы поётся «Благодарим Тя, Христе Боже наш…» Все выходят, запускается следующая группа, если есть. Явно пьяные (на взгляд дежурного церковнослужителя) в столовую не допускаются. Ежедневно делается влажная уборка с дезинфицирующим раствором. Посуда применяется одноразовая. Пища готовится в братской трапезной храма. Обедают всего 20-40 человек в день, а то и меньше. Сравнительно небольшое число посетителей объясняется, видимо, тем, что по близости нет больших рынков, вокзалов и т. п. Другая причина, очевидно, в том, что подавляющее большинство бедных людей бедны не до такой степени, чтобы идти в «бомжатскую» столовую. Был даже такой случай: одна нищая сочла для себя унизительным сидеть за столом с другими нищими, о чём и заявила, и перестала ходить обедать. С другой стороны, столовую посещают не только бомжи и алкоголики, но и некоторые бедные старушки из числа постоянных прихожанок храма». 14.6. Миссионерская и катехизаторская деятельность В Приложениях помещены две статьи на тему данного раздела: «Не угаси курящегося льна» и «Катехизация и миссия – направление усилий». 14.6.1. Разграничение понятий: апостольство, миссия, катехизация, воцерковление крещёных людей и религиозное образование В Русской Православной Церкви в настоящее время много говорится и пишется о необходимости и о методах привлечения в Церковь и углубления религиозной жизни православных людей. Причём нередко путаются или смешиваются относящиеся к этой теме понятия, что мешает правильно нацелить усилия церковных деятелей – духовенства и мирян – занятых делом духовного просвещения. Поэтому уточним наиболее важные в этой области понятия. Дар апостольства – это, когда христианин идёт к людям, которые его не зовут и не ждут, даже, может быть, заранее враждебно настроены, но он силой Святого Духа пробивается к сердцам этих людей, так что «агнцы» принимают его проповедь, и только «козлища» не принимают. Такой дар – великая редкость, и ему никак нельзя научиться. Есть меньший дар – миссионерский, когда человек умеет почувствовать любую, в том числе и нецерковную, и даже враждебную Церкви аудиторию, овладеть её вниманием, расположить к себе и тогда уже преподать людям Церковное учение в доступной для них форме и мере. Это отчасти является дарованием Божиим, а отчасти развивается с опытом, отчасти этому можно систематически обучать. Понятно, что такая проповедь не может сравниться по глубине воздействия с апостольством, но польза от неё тоже, несомненно, бывает. Тут, однако, есть немало опасностей, как для миссионера, так и для тех, к кому он идёт, из которых особенно отметим следующее. Если священник проповедует неинтересно или неубедительно с церковного амвона, он не причинит своим прихожанам очень большого вреда, но нецерковная аудитория, услышав неудачную проповедь, может вместо того, чтобы расположиться к Церкви, наоборот, отвратиться от неё. Получится антимиссия. Этого мы должны всячески избегать. Уж лучше вообще не проповедовать внешним, чем проповедовать плохо. Бывает, одно от сердца сказанное слово оказывает благое воздействие на людей больше, чем целый цикл лекций и индивидуальных бесед. И бывает, к сожалению, наоборот, когда один бесчинный поступок человека, о котором известно, что он постоянно посещает храм, тем более – проступок священника, сводит на нет миссионерские труды многих благочестивых православных христиан. Катехизация – подготовка к крещению или первой исповеди всерьёз обратившегося взрослого человека, крещёного ранее (проповедь, сообщение минимальных сведений о Православии, исповедь). Подготовка необходима, но нельзя быть излишне требовательными. Наша задача не столько отсечь недостойных, сколько помочь тем, кто тянется к Богу. Вслед за катехизацией должна непосредственно следовать работа по воцерковлению крещёных людей. Здесь на первом месте стоит приобщение их к таинственной жизни Церкви (причащение, исповедь, участие в богослужениях, личная молитва, борьба со страстями и прочее). И вслед за тем или одновременно – религиозное образование, то есть преподавание знаний по основам Православной веры, священной истории, литургике и т. п. Преподавать такие знания нужно людям уже обратившимся к Богу, воцерковлённым. Для этого издано множество книг, существуют различные курсы. Если есть возможность устроить на приходе такие занятия – это, конечно, нужно сделать. 14.6.2. Этапы катехизации В настоящее время идёт серьёзная и большая работа по подготовке учебных пособий и программ для духовного просвещения народа. При этом немало важно осмыслить, какие наиболее общие этапы есть в обращении к Богу и воцерковлении человека. И важно помнить, что катехизация предполагает не просто получение суммы знаний о Боге и Церкви, а подготовку человека к рождению как члена Церкви, Тела Христова, и помощь ему в начале церковной жизни. При осмыслении и решении вопросов катехизации на приходе нельзя просто сделать упрощённую программу по типу семинарской и по ней вести занятия. Как ни немощны мы, преподаватели и студенты семинарий, всё же мы люди уже церковные, призванные Богом на служение Ему и откликнувшиеся на этот призыв (так, во всяком случае, должно быть). Главное мы о Боге уже знаем, для подготовки к пастырской деятельности нам теперь важно систематизировать, углубить и расширить наши знания. И здесь весьма полезны и даже необходимы чёткие учебные программы. Чтобы понять радикальную разницу в подходах между семинарским образованием и катехизацией, обратимся к известному сборнику «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении…». Составитель сборника в предисловии пишет, что у него была мысль придать сборнику систему, что он спросил об этом совета у одного великого молитвенника и получил такой ответ: «Не идёт к этому делу система. Система производится такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действует молитва». На первый взгляд, может показаться, что эти слова не относятся к нашей теме, но в действительности, воцерковление детей и взрослых и предполагает обращение в первую очередь к той самой области, в которой действует молитва, то есть к сердцу. Вот, когда сердце человека обратилось к Богу, то есть он обрел веру, ему может быть полезно и осмысление его веры, и получение религиозных знаний. Таким образом, можно выделить следующие этапы катехизации:
Мы можем, конечно, не обращать внимания на указанную последовательность духовного развития, но что будет, если эти этапы перепутать? То есть человека, которого Бог не призвал, или который не принял Божьего призыва, обременять братскими или отеческими наставлениями или заманивать на богословские курсы? Ничего путного от этого ожидать не приходится; впрочем, Бог и через наши нелепые поступки может совершать чудеса. |