Учебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих
Скачать 1.44 Mb.
|
16.10. Если приходится боротьсяВступать в борьбу нужно только в крайнем случае и ради церковной пользы, а не ради удовлетворения своего сребролюбия или амбиций. Из писем святителя Филарета Московского: Начальник должен быть выше оскорблений подчиненных и вступаться за правду, порядок, за спокойствие других, а не за себя. (351) Если от нас потребуют ответ за строгие решения, то едва ли не более за слабые, - вследствие чего человек, осужденный, наказанный, и вновь виновный в оскорблении священнослужения, продолжать будет порочную жизнь и умножать соблазны. (349) Надобно доходить до правды, чтобы отдать справедливость правому. Прикрыванием неправого часто оказывается несправедливость правому и страждет взаимная доверенность, без которой, право, тяжело. (349) Миловать и тайно врачевать – бесспорно хорошо, когда так приемлется врачевание. Но когда явен проступок, и явно неповиновение исправлению, и когда человек стремится далее на стропотный путь, не знаю, довольно ли сказать: пойди с миром. Надобна некоторая осторожность, чтобы своеволие и худой пример не являлись побеждающими и торжествующими. (350) Подумайте и то, не надобно ли иметь дар прощать, иначе будешь поблажать. Илий думал, что кротко поступал с детьми своими, но не было то в милость никому, а в погибель всем. Аммон покрывал брата духом любви и духом благодати, сказав ему: внимай себе, потому следствие было в сем покаяние, в других назидание. Дар прощать выше дара исправлять наказанием. Успевает тот, кто берется за дело своей меры. (351) Снисхождение к преткнувшемуся и падшему надобно иметь, но снисхождение к небрежному и закосневающему в падении имеет в обществе неблагоприятное действие, охлаждая ревность и распространяя небрежение. Надобно беречь каждого, но еще больше беречь дух всего общества. (351) Немощь брата надо покрывать и тихо исправлять, доколе нет соблазна многим, а когда соблазн является, то надобно присоветовать брату инуды, чтобы и он меньше смущался, и меньше смущал других. (358) Скорое правосудие уменьшает силу сделанного соблазна. (352) И в строгости стеречься надобно, да не преломится сокрушенная трость. (351) Истинная обязанность начальствующего и помощника ему не в том состоит, чтобы с завязанными глазами ходить между подчиненными, а в том, чтобы, узнав претыкание брата, не думать, что мы лучше его, и чтобы действовать в отношении к нему так же безгневно, как и прежде сего сведения. (351) Не излишне обратить внимание на то, правы ли мы, чтобы удобнее действовать на неправых с любовью и смирением. (351) Если ясно, что придётся уступить, то лучше уступить, не ссорясь. Уповать на свой опыт и мудрость – это следствие гордости и неопытности, духовной и житейской. Уповать нужно на Бога. Узнавая отчасти из книг, а отчасти на своём опыте «волчьи» законы лежащего во зле мира (см. 1 Ин. 5, 59), мы не должны, однако, забывать, что Господь послал нас «как агнцев среди волков» (см. Лк. 10, 3), а не «с волками по-волчьи выть». Сами мы не должны ни с кем враждовать. Нужно молиться за тех, кто с нами враждует, желать им вразумления, исправления, спасения. Кроме того, духовенство должно особенно заботиться о том, чтобы не подавать своей пастве дурной пример. Что хорошего, если сотрудники храма или даже прихожане видят, как их батюшка с кем-то ссорится, ругается, сплетает интриги? Мы, приходские священники, сугубо ответственны, если наше поведение соблазнительно для церковных людей, а для нецерковных служит поводом к поношению на Церковь. Очень рискованно овце наряжаться волком. Просто овцу могут пожалеть, а ряженую, быстро распознав, станут ненавидеть. Не следует грозить своим противникам тем, чего не сможешь или по совести не захочешь сделать. Нельзя и очень опасно обращаться за помощью к уголовникам, чтобы они своими преступлениями помогли даже в добром, по-видимому, деле. Нельзя и соглашаться, если они сами такую помощь предлагают. Мало того, что это грешно, но уголовники могут счесть священника, который «благословил» их на преступление, за своего и начать обращаться к нему, как к своему, и так мало-помалу он может оказаться втянутым в преступный мир. Один мой знакомый настоятель сельского храма терпел много неприятностей от директора находившегося неподалёку небольшого завода. Об этом, естественно, знали окрестные жители, многие сочувствовали, и как-то раз к нему пришли двое местных бандитов и предложили «разобраться» с этим директором. Священник твёрдо отказался от такой помощи, хотя соблазн, как он мне рассказывал, был. В дальнейшем, надо сказать, отношение директора к Церкви совершенно изменилось, и он даже много помог храму материально. В восьмидесятых годах мне пришлось быть свидетелем такой во всех отношениях печальной истории. Поссорились священник и диакон. Особенной причины для вражды не было, да и повод был мелкий, но примирения не произошло. Вскоре диакона перевели в другой город, в двух сутках езды на скором поезде. Потом епархию разделили, и поссорившиеся клирики оказались ещё и в разных епархиях. Однако спустя несколько месяцев бывший диакон за недостойное поведение попал под запрет, вернулся в тот город, в котором служил его противник, вошёл в доверие к светскому начальству. Имея постоянное общение с властями, этот староста имел удобную возможность клеветать на священника (он этого и не скрывал) и в конце концов добился, чтобы того изгнали из епархии. Конечно, пострадавшему батюшке, вообще, не нужно было ссориться с диаконом, а, поссорившись, – постараться помириться. Это само собой, и это главное. Но, кроме того, неплохо помнить, что далёкое, бывает, вдруг становится близким, а невероятное – обыденным, что тот, кто сегодня считает за честь нам поклониться, завтра может стать нашим начальником и что очень часто камень, который мы бросаем в ближнего (даже, как нам кажется, справедливо), ударяет в нас самих. Если кто-то как бы по должности обязан быть моим противником, то, если возможно, лучше избежать хотя бы личного конфликта, потому что по должности враждуют далеко не так сильно, как из личной ненависти. Никогда нельзя пренебрегать даже самым ничтожным противником. Когда человек чувствует себя в безвыходной ситуации, когда ему нечего терять, в нём могут неожиданно проявиться ранее совершенно незаметные качества: робкий иногда вдруг становится дерзким, малодушный – мужественным. Известно, что и маленький зверёк, загнанный в угол, может напасть на человека. Если сотрудника уволили из храма даже совершенно справедливо, хорошо, если он будет иметь возможность рассказывать своим знакомым, что уволился сам. Хотя иногда во избежание клеветы и поношения на Церковь приходится предавать огласке истинные причины увольнения человека. Нужно, сколько возможно, стараться, чтобы уволенный был заинтересован в том, чтобы не клеветать на Церковь. При увольнении сотрудника, особенно против его желания, необходимо скрупулёзно соблюдать букву закона, чтобы не пришлось потом по решению суда восстанавливать изгнанного на работе да ещё оплачивать ему вынужденный прогул. Сообщая о каком-то происшествии (особенно если в официальном письме, рапорте и т. п.) не следует резко выражаться о людях, даже если очень этого хочется и они вполне этого заслуживают. Лучше держаться вежливости и доброжелательства. Тот, кто резко выражается, всегда производит неблагоприятное впечатление. Но и наоборот! Если приходится разбирать какое-то дело, не нужно слишком поддаваться поверхностным впечатлениям. Часто правый бывает неприятным, а виноватый – приятным. Нужно стараться разбираться по существу. 16.11. Идеала не бываетИз писем святителя Филарета Московского: Хлопотать много по страсти, без нужды не надобно, а пещись о порядке с рассуждением и миром надобно. Вспомните писанное: «Буди бдя и утверждая прочая имже умрети». Мы бы сказали, для чего же заботиться, бдеть, утверждать то, что уже обречено умереть? Оставим, пусть кое-как остаётся до смерти. Но не то повелевает истинное слово: буди бдя и утверждая. Не будь нерадив. Не допусти до разрушения прежде времени. Если скажем: не станем починивать ветхого дома – будущей весной перейдём в новый, а ветхий будет сломан, то придёт прежде весны зима и заставит нас раскаяться, что решились доживать кое-как без починки. (349) Нехорошо требовать от других (в том числе подчинённых) нравственных качеств, которых не имеешь сам. Я знал одного настоятеля многоштатного прихода, в общем доброго и благочестивого человека, который имел немощь – очень много разговаривал в алтаре во время богослужения. Естественно, остальные клирики тоже разговаривали, когда хотели. Иногда настоятель обращал на это внимание и делал им замечания, и, хотя эти замечания были вполне справедливыми, клирики на него обижались. Не следует ни от себя, ни от других ожидать безошибочности. Нужно заранее смириться с тем, что и ошибки будут, и неприятности будут следовать одна за другой и что выбирать, как правило, придётся не из различных благ большее, а из многих зол – меньшее. Ожидать от всех людей, с которыми приходится входить в деловое общение, всегдашней доброжелательности и честности нет оснований, но мы должны прощать и покрывать любовью немощи ближних. Нужно видеть в сотрудниках храма не только более или менее подходящих специалистов, но живые души, нуждающиеся в спасении. Иногда бывает необходимо потерпеть какие-то важные профессиональные недостатки человека, ради того чтобы не смутить, не оттолкнуть его от Церкви и тем не погубить его в вечности. Мы не должны быть подозрительными, но и не должны быть наивными. На приходе можно и нужно стараться создавать и поддерживать добрые, искренние и доверительные отношения. Но приходится смиряться с тем, что это не всегда удаётся. Оглавление ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ 1 «Умные учатся на чужих ошибках, 1 а глупые – на своих» (народная мудрость) 1 1. Обзор некоторых Федеральных законов 4 2. Обзор Устава Русской Православной Церкви 15 3. Обзор гражданского Устава прихода 24 4. Организация богослужения 38 5. Обзор действующих правил и циркуляров священноначалия 52 Циркуляр №615 от 6 марта 2012 года 59 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий 31.08.2012 обратился ко всем епархиальным архиереям Российской Федерации со следующим циркулярным письмом (полностью помещено в Приложениях): 62 «В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской. Сербской, Финляндской и т.д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви. 62 В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах. 62 В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всей Руси КИРИЛЛА напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах. 62 Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии». 62 1 октября 2012 г. из Московского епархиального управления было разослано для сведения духовенства Московской епархии циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия следующего содержания: 63 «В последнее время из Поместных Православных Церквей участились просьбы о передаче частиц святых мощей, почивающих в храмах и монастырях Русской Православной Церкви. 63 Нередко подобные обращения поступают по частной инициативе отдельных клириков или мирян, не согласованной со священноначалием соответствующей Поместной Церкви. 63 В связи с вышеизложенным, обращаю Ваше внимание, что подобные прошения, поступающие из Поместных Православных Церквей, следует направлять на рассмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при условии ходатайства со стороны Предстоятеля соответствующей Поместной Церкви. 63 Передача частиц святых мощей в иные Поместные Православные Церкви осуществляется лично Святейшим Патриархом Московским и всея Руси или назначенным по его благословению иерархом и должна быть приурочена, по возможности, к знаменательным событиям в церковной жизни, к коим могут относиться дни памяти соответствующих святых, Патриаршие визиты в Поместные Православные Церкви, юбилейные празднования и другие события». 63 63 6. Приходская канцелярия 64 7. Передача Церкви имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 72 8. Учёт и оформление прав на церковное имущество 83 9. Трудовые отношения 105 10. Обзор Трудового Кодекса РФ 114 11. Приходская бухгалтерия 139 12. Приходские службы 148 13. Антитеррористические мероприятия 154 14. Внебогослужебная деятельность прихода 156 В соответствии с этим синодальным решением митрополит Ювеналий своим 159 циркуляром от 30 марта 2010 года №1656 создал Консультативно-рецензионную группу при Московском епархиальном управлении. «Группа исполняет поручения Правящего архиерея, изучает представленные для опубликования материалы и представляет Правящему архиерею письменный отзыв на них в целях последующего препровождения в Издательский совет Русской Православной Церкви для принятия окончательного решения о возможности публикации» сказано в циркуляре. 159 07.07.2011 Издательским Советом Русской Православной Церкви опубликованы «Требования к материалам, представляемым на рецензирование в Издательский Совет Русской Православной Церкви» (их текст можно найти в приложениях). В этом документе, в частности, говорится, что прошения об экспертизе от издательских структур епархий, приходов и епархиальных монастырей подаются на экспертизу в Издательский Совет за подписью епархиального архиерея (или викарного архиерея, если он курирует издательскую деятельность епархии). «Все материалы, представляемые в Издательский Совет на рецензирование, должны предварительно пройти редактуру и корректуру. 159 Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 161 Статья 8. Свобода совести и вероисповедания 161 Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями 161 Статья 10. Право на труд 161 15. Религиозное образование на приходе. Воскресная школа 166 16. Для служебного пользования 180 16.2. Различия в любви 180 16.3. Священный сан и власть 181 16.4. Настоятель и духовник 183 16.5. Начальник и подчинённые 183 16.6. Новый настоятель на старом приходе 184 16.7. Не спешите менять порядки 185 16.8. Огорчения и утешения 187 16.9. Доверие и проверки 188 16.10. Если приходится бороться 189 16.11. Идеала не бывает 192 * Этот раздел составлен на основе статьи «Заметки настоятеля», которая с сокращениями была опубликована в «Московских Епархиальных Ведомостях» №4-5 за 2004 г. и в журнале «Приход» №№ 10-11 за 2004 г. 1 Приводятся выдержки из книги «Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения», М., «Отчий дом», 1994. В скобках указаны номера страниц. |