Главная страница
Навигация по странице:

  • Из писем святителя Филарета Московского

  • Учебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих


    Скачать 1.44 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих
    Дата13.09.2018
    Размер1.44 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrganizatsiya-prihodskoy-zhizni.doc
    ТипУчебное пособие
    #50572
    страница24 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    16.6. Новый настоятель на старом приходе


    Все мы – люди немощные, плотские, и, если чего-то не ощущаем, то этого для нас как будто и нет. Ум знает, что есть, а сердце не чувствует. Поэтому настоятелю нужно стараться или поселиться на приходе, или хотя бы как можно чаще там бывать, чтобы сослужители, сотрудники и прихожане не только знали, что у них есть отец, но и видели и слышали его. Это, конечно, относится ко всем настоятелям, но особенно – к недавно назначенным.
    Став настоятелем уже действующего прихода, нужно осторожно, до времени не раскрывая людям своих мыслей и впечатлений и, тем более, не торопясь с выводами, понять и изучить обстановку.

    Особенно важно выяснить, какие сложились среди сотрудников и влиятельных прихожан неформальные (или даже формальные) сообщества. Эти сообщества – например, воскресные школы, благотворительные братства и тому подобное, да и просто дружеские компании глубоко верующих православных людей – могут оказаться вполне церковными по духу и заслуживающими всяческой поддержки.

    Но те из них, которые претендуют на независимую от настоятеля власть в приходе, надо постараться, если Бог даст, освободить от таких претензий или хотя бы ограничить влияние этих сообществ на остальных прихожан.

    Соборность − это не цивилизованное отстаивание своих интересов или интересов своей группы, а единство в Духе Святом, согласие в истине и жертвенное служение ближним.
    Бывает, что предыдущий настоятель был удалён, потому что не справился с обстановкой на приходе, а нового настоятеля люди знали и просили поставить именно его. Такая ситуация при всей своей видимой благоприятности – очень небезопасна, потому что ожидания этих людей обязательно будут завышенными, и за первоначальной эйфорией у них вскоре последует разочарование.

    Даже если они являются многолетними духовными чадами нового настоятеля, всё же для разочарования будет множество поводов хотя бы потому, что любимый батюшка как духовник только совершал таинства, советовал и утешал, а как настоятель нередко будет обязан настаивать, требовать, а то и наказывать.

    Нужно ещё учесть, что люди миролюбивые, послушные и почитающие духовенство, как правило, неохотно вступают в борьбу с настоятелем, даже если эта борьба справедлива и необходима. А люди своевольные и не имеющие глубокого благоговения перед священным саном легко и даже с удовольствием включаются в борьбу хотя бы и с благочестивым настоятелем, потому что в глубине души им нравится сама борьба.

    Поэтому новому настоятелю следует ожидать, что многие из тех, кто встретят его с энтузиазмом, будут радоваться только лишь потому, что увидят в его назначении знак своей победы, а потом они же, разочаровавшись, начнут с ним бороться, потому что, как сказано, им вообще по душе борьба с духовенством.

    И наоборот, многие из тех, кто были на стороне смещённого настоятеля, со временем, весьма вероятно, будут поддерживать и нового.
    Из писем святителя Филарета Московского:

    Боюсь человека, который замечен немирным к начальнику. Хотя причина сего иногда может быть и в начальнике, но сыны мира и с немирным начальником умеют охранять свой мир в терпении. (350)

    16.7. Не спешите менять порядки


    Когда настоятель видит какие-то недостатки на своём приходе, ему естественно хочется их устранить. Но нельзя забывать, что, в первую очередь, наш долг заботиться о духовном благе ближних (в данном случае – прихожан и сотрудников), поэтому нужно быть готовым ради сохранения мира иногда потерпеть какие-то внешние недостатки, чтобы устранить их, если Бог даст, в подходящее время.
    Менять старые порядки на новые, даже явно лучшие, трудно и опасно. Всего одна неблаговременно начатая и потому смутившая людей реформа может так повредить авторитету настоятеля в глазах прихожан, что рана на теле прихода вообще никогда не заживёт.

    Всем не угодишь, всегда кто-то будет недоволен настоятелем. Но массового недовольства прихожан нужно избегать всеми силами.

    При этом, нужно учитывать, что нарастание недовольства среди прихожан бывает трудно заметить своевременно. Во-первых, большинство людей, вообще, стесняются или боятся говорить правду в глаза, а тем более – священнику, да ещё – настоятелю. А во-вторых, близкие к настоятелю люди часто вольно или невольно льстят ему и этим вводят в заблуждение.

    Из писем святителя Филарета Московского:

    Открывать и обличать недостатки легче, нежели исправлять. Несчастие нашего времени то, что количество погрешностей и неосторожностей, накопленное не одним уже веком, едва ли не превышает силы и средства исправления. Посему необходимо восставать не вдруг против всех недостатков, но в особенности против более вредных, и предлагать средства к исправлению не вдруг все потребные, но сперва преимущественно потребные и возможные. (348)
    Как вы пришли в страну, где есть беспорядки привычные, то надобно как можно тихо приводить людей к порядку, чтобы порядок не показался стеснением. (349)
    Апостол вечно не хочет делать невинного дела, если оно может послужить поводом к соблазну, хотя неосновательному. Не имам мяса ясти и проч. Не так ли должно и поступать? (364)
    Учите и пусть учат прочих утверждать церковный порядок на благоговении и страхе Божием. Тогда будет он хорош без умножения и разнообразия полицейских распоряжений. (362)
    Кажется, нужнее поощрять и наставлять людей, нежели переписывать уставы. (353)
    Вспомнить и в дело употребить воспоминание, что апостолы и древние отцы Церкви устрояли и распространяли Церковь и разрушали взгромождение ересей не силой внешних законов языческого мира, но силой крепкой веры, любви и самопожертвования. (363).
    Взаимные обиды особенно живучи, когда обе враждующие стороны мнят, что защищают благочестие.
    Нельзя забывать и того, что при перемене порядков могут оказаться задетыми чьи-то интересы.
    А бывает, что, внося новшество, само по себе благое, мы, не зная того, огорчаем добрых людей. Когда я в конце 80-х годов стал настоятелем одного небольшого храма, мне очень не понравились иконы, которыми он был увешан. Иконы были современного, слабого и непрофессионального письма.

    Я вознамерился постепенно заменить все эти иконы на хорошие и стал об этом открыто говорить. А не сразу обратил внимание на то, что храм за несколько лет до моего назначения сгорел, его восстановили на народные «копейки» (дело было, кстати сказать, при коммунизме, о спонсорах никто и не слышал), и, заказывая иконы, местные бабушки отдавали на это свои последние сбережения. Иконы были плохи, но добрых бабушек нужно было понять и пожалеть.
    Поэтому, даже если наметившаяся реформа сама по себе вполне законна и в чём-то полезна, всё же, не нужно спешить с переменой порядков (особенно, став настоятелем в уже действующей общине). Настоятелю лучше потерпеть и подождать, пока его авторитет среди сотрудников и прихожан укрепится настолько, что люди будут искренне и даже с радостью его слушаться. Тогда любые реформы, которые он сочтёт полезными, пройдут совершенно безболезненно.
    Разумеется, совсем уж нетерпимые традиции нужно искоренять незамедлительно, даже если это грозит вызвать недовольство массы прихожан. Но в таком случае полезно бывает заручиться благословением священноначалия, чтобы люди знали, что настоятель действует не по прихоти, а по послушанию.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта