Главная страница

Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеУчебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение
Дата27.09.2020
Размер0.91 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtstu-tver43.pdf
ТипУчебное пособие
#139785
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТА. Токмина, С. Ю. Токмин, ОБ. Миронова РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003
Введение
Наш язык – важнейшая часть общего поведения в жизни. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности
Академик Д.С. Лихачёв
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словлм ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П.Чехов, дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать [1].
Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, их просвещение, формирование убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.
С древнейших времён люди стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова, врождённый ли это дарили результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти и другие вопросы даёт риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой наки в древности, её влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли « искусством управлять умами (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, поэта, музыканта. Тогда же родилось и другое название науки – ораторское искусство.
Величайший мыслитель древности Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Здесь в центре внимания находится главная проблема речи – её убедительность.
Какую речь считать наиболее действенной В чём секреты убедительности устного публичного выступления Из чего слагается успех хорошей ораторской речи Эти проблемы и многие другие волнут учёных и ораторов вовсе времена,
включая и наши дни. В течение многих десятилетий российские школы и высшие учебные заведения не обучали риторическому искусству. Между тем в современном демократическом обществе на фоне возрастания речевой активности граждан особенно остро ощущается неумение обращаться со словом, слушать и находить взаимопонимание входе общения. Утрата речевой культуры, порча языка, косноязычие стали признаком духовной деградации общества. Каждый, кто готовит себя к профессиональной деятельности, должен знать, что востребованными оказываются люди, способные логически мыслить, вырабатывать оригинальные решения проблем, точно и понятно их формулировать. Подготовка высококвалифицированных специалистов без обучения основам культуры речи не отвечает велению времени. Инженер, обладающий техническими знаниями. Но имеющий скудный словарный запас. Неспособный подобрать соответствующие слова и облечь их в чёткую логическую форму, затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно проигрывает перед коллегами с серьёзной речевой подготовкой. Опросы выпускников нашего университета показывают, что в процессе обучения они не получили чёткого представления оспецифике общения как особом виде взаимодействия людей, его этических формах, грамотности речи и правилах создания оригинального текста. Низкая языковая подготовка, ограниченная только рамками средней школы, является серьёзной помехой в выполнении профессиональных обязанностей. Те, кто владеет навыками эффективного речевого общения, приёмами ведения деловых встречи переговоров, несомненно имеют больше перспектив и преимуществ в продвижении по службе, активно занимаются общественной работой, пользуются авторитетом в коллективе. В условиях формирования рыночной экономики это обстоятельство является фактором конкурентоспособности молодых специалистов. Именно поэтому включение курса риторики в подготовку специалистов технического профиля вполне оправдано.
Мировая практика показывает, что в странах, где возвращение к исксству речевого общения произошло раньше, чем в современном российском образовании, специалисты и работники любой из сфер деятельности, как правило, проходят соответствующую речевую подготовку, поскольку речевое поведение менеджера, юриста, врача, будущих руководителей фирм, социологов, психологов и пр. должно быть определённым образом сформировано.
Особое положение занимает сейчас современая риторика среди других наук в США [4]. Ей принадлежит центральное место как в системе теретического гуманитарного знания, таки в системе учебных предметов от школы до университетов различного профиля. Американскую риторику называют самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением. Она необходима в культуре массовой информации и коммуникации, в мире масс

4
медиа. Риторика в США непросто наука, но как бы предмет государственной идеологии, а потому направляется и охраняется государственной системой образования. В американской школе риторика- общее учение о целесообразном построении речи. Центральный предмет подготовки породному языку – именно риторика. В американских учебных заведениях риторика понимается (как ив античности) как наука и как искусствознание, превращающееся в действенное умение (skill). Соответственно ведётся и риторическая подготовка.
Распрстранены специальные курсы практически-подготовительного содержания и определённые формы учебных занятий и досуга студентов колледжей и университетов. Так, например, в Калифорнийском университете предусматриваются постоянные встречи студентов с преподавателями и администрацией факультетов для обсуждения конкретных тем или свободной беседы в университетском кампусе существуют две знаменитые специальные организации для проведения дискуссий – Дискуссионный круглый стол и Университетский круглый стол к участию допускаются все желающие. Дискуссии проводятся по актуальным социальными политическим проблемам. В США выходят сотни работ, касающихся как теории, таки практики риторики.
Своеобразная и удивительно интересна риторическая культура современной Японии. В предисловии к книге Как быть вежливым по-японски» (1987) её авторы, профессора университетов осаму и Нобуко Мицутани, выражают мнение, что главная особенность речевого этикета японцев – повышенное внимание и чуткость к собеседнику – послужит для создания основ общения будущего. Вследствие демократизации жизни японского общества, научно- техническим прогрессом возникает своя риторическая теория, получившая название теория языкового существования. Японцы, как и американцы, верят в то, что улучшение речевого общения – важнейшее средство совершенствования и развития общества.
Цель курса риторики, разработанного и читаемого в нашем вузе, - дать основы основы современного риторического образования, приобщить к европейской культуре мысли и слова, что поможет освоить искусство речевого общения, спора и убеждения, принципы опровержения и критики, научит вести деловые переговоры, разрешать конфликтные ситуации на производстве. Неоценимую помощь окажут советы по работе над рефератом, научным докладом, статьёй, защите курсовых работ и пр. Работать с учебным пособием можно нетолько в риторическом классе, но и самостоятельно.
При составлении и подборе материалов авторы исходили из понимания риторики как предмета, обучающего культуре мышления и речевой деятельности в разных жизненных ситуациях, а также интегрирующего знания и умения из области философии, истории, психологии, этики, логики и других науки дающего установку на развитие активности, инициативы, способности эффективно отстаивать свои интересы с помощью речи.
Структура пособия продиктована тремя китами античной риторики «этос» – влияние на собеседника личными качествами, в том числе коммуникативными логос « - культура оперирования суждениями, понятиями, аргументами пафос – красноречие , умение вызывать интерес к своей личности с помощью риторических средств.
Отбор изучаемого материала проводился авторами в соответствии с профессиональными интересами студентов. Содержание некоторых практических заданий раскрывается путём указания возможных вариантов их исполнения. С этой целью авторы приводят в качестве примеров работы студентов университета, изучавших риторику на занятиях или в Центре студенческой инициативы при кафедре социологии и культурологии ТГТУ.
После каждой темы приведён список литературы, используя которую можно приготовить сообщение или выполнить домашнее задание. Для работы с понятиями и категориями теории риторики даётся словарь.
1. Пути и судьбы ораторского искусства. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме.
Риторика – наука, которая уже 2,5 тысячи лет служит развитию европейской культуры и прошла тернистый путь от восхищения и преклонения до забвения и неприятия, а потом снова к востребованности и широкой популярности. Она зародилась в рабовладельческих государствах – полисах Древней Греции в 5 веке до н.э. как ответ на практическую потребность общества. На первых этапах своего становления риторика была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству – риторической педагогикой.
Возникновение риторики иеё расцвет связаны с развитием и оживлением демократических тенденций в жизни общества. Наука появилась тогла, когда от умения убедить сограждан стали зависеть принятыке решения о мире, войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Согласно реформам Солона, причисляемого античным приданием к семи знаменитым греческим мудрецам, граждане Афин должны были лично защищать свои интересы в суде. А поскольку не каждый гражданин мог это сделать, то появились бродячие учителя красноречия, писавшие по заказу речи. Их называли логографами. Собираясь на главной городской площади, ораторы состязались в красноречии при громадном стечении граждан. Победителя чествовали, а побеждённого иногда изгоняли из города. Так, в частности, поступили с одним из вождей олигархии эсхином, проигравшим вождю демократов Демосфену споро золотом венке.

6
А.Ф.Лосев, крупнейший исследователь античной литературы, отметил небывалый культ слова в Греции этого периода. Владение словом давало человеку особую силу, а нередко и власть. Три профессии – политика , полководца и оратора – считались богоравными в Афинах.
К основателям теории античной риторики относят софистов, а их школу называют софистической
или нормативной Отцу софистики Горгию (485 – 380 гг. до н.э.) была поставлна золотая статуя в Дельфах, подтверждающая его заслуги перед греческой культурой и политикой. Выступая в пурпурных одеждах, он производил неизгладимое впечатление на слушателей, его слова обладали гопнотической силой, заставляющей пить горькие лекарства , как нектар, и терпеть мучительную боль при операциях. Своей знаменитой Олимпийской речью ему удалось сплотить греков против персов и мидян [6].
Горгий определил риторику как искусство речей и специально занимался теорией судебного и политического красноречия. Написанный им учебник риторики не сохранился, но остались в памяти потомкой его высказывания Слово есть великий властелин, который обладая весьма малыми незаметным телов, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить . « Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет.
Не менее известными представителями софистической школы были Лисий,
Коракс, Тисий.
Отношение к софистам было двойственным. Вначале слово софист значило человек талантливый, способный проявить себя в какой-либо деятельности. Софисты учили приёмам доказательства, опровержения. Однако главными стали подбор и применение разного рода уловок для достижения победы над противником, доказательсов любого положения, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным – значит убить его, софист рассуждал Став образованным, он уже не будет тем, чем был. Если софиста уличали во лжи, он выворачивался так Кто лжёт, тот говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать. Или Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит лекарства нужно как можно больше. Не поиск истины привлекал софистов, а пышность и красота фраз, пустое философствование. Недаром в современном языке слово софистика означает преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою слова должен заставить малое казаться большим, а большое – малым , новое представить древним, древнее – новым, чёрное – белым , белое – чёрным. Чтобы овладеть красноречием, софисты предлагали использовать определённые примы антитезу, созвучие окончаний, обращали внимание на сжатость и закруглённость
мысли, ритм речи, обучали особой технике воздействия на психику и чувства слушателей.
Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ (ок.470 – 399 до н.э.). для него абсолютная истина божественна, она выше человеческих рассуждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность пышностью фраз убедить публику в чём угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, утверждая, что продажа мудрости равнозначна продаже красоты.
Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 – 347 до н.э.) в знаменитых диалогах «Горгий», Софист, «Федр», центральным персонажем которых является Сократ [8]. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.
Риторике софистов Платон противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное только философу. Познание истины – познание сущности предмета. Самое ценное в теории красноречия платона – идея воздействия речи надушу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души и её состояния. Задача оратора – « отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми.
Мысли платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384-322 до н.э.), который провёл в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына – Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей.
До наших дней дошло сочинение Аристотеля под названием Риторика, в котором подробно изложены взгляды на эту науку.
Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она отличается от специальных наук – врачебного дела, арифметики, геометрии и т.д. Риторика – искусство соответствующее диалектике. Она носит характер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу она одинаково необходима как во всех делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного человека, таки в делах государственного значения.

8
Сформулировав цель риторики и её всеохватывающий характер, аристотель учит тому, чем должен пользоваться оратор для достижения своей цели. Он делит риторику натри части.
Впервой части анализируются принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.
Вторая часть характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью которых онможет вызвать доверие слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.
В третьей части Аристотель рассматривает технические стороны риторики способы выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также построение речи. Он выделяет части речи – предисловие, рассказ, доказательство, заключение, подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности речи [9].
Труды Аристотеля снискали ему большой авторитет. До сих пор ссылка на его высказывания является сильнейшим аргументом, оспорить который невозможно.
Приведём одно его высказывание, характеризующее роль риторики в человеческом обществе Общественное государственное устройство – это и есть речевая организация общества Успех того или иного государства зависит оттого, в каких формах организована речь. Общение полное, завершённое образует демократическое государство. Речь -свойство людей, отличающее их от остальных живых существ. Только человек способен к чувственному восприятию зла и добра, справедливости и несправедливости. Совершенствование всего этого создаёт основу семьи и государства. Если человек неспособен вступить в полноценное общение, не чувствует полтребности в нм, он не составляет элеманта общества, являясь либо животным, либо божеством.
Первым методистом, создавшим особый раздел риторики – технику речи – стал известный оратор и политик Греции Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства общества. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Македонии. Его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нарицательными филиппиками мы называем сейчас гневные обличительные речи. Риторика стала призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора, но прежде он сам сделал себя, преодолев огоромным трудом свои физические недостатки.
Из Сравнительных жизнеописаний Плутарха (ок. 45- 127 гг.) – древнегреческого писателя и историка, узнаём, что в возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние. Но опекуны обошлись с ним бесчестно часть наследства они присвоили себе, остальное оставили без надзора и вскоре оно было разворовано.

9
Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлёк своих опекунов к суду, атак как всевозможными увёртками они ухитрились каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс.
Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество. Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи её периоды показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и натянутыми. К этому добавлялась слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы и затемнявшее смысл произносимого. Он понял, что упражнения по красоте речи мало что дают или даже вовсе бесполезны тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он устроил под землёй особое помещение и ежедневно спускался туда отрабатывать сценические приёмы и укреплять голоса нередко проводил там по два и потри месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях. Даже случаные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как поводи предлог для того, чтобы поработать. Оставшись один, он спускался в своё подземелье и повторял весь разговор сначала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход рассуждений. К словам, сказанным другими, придумывал всевозможные поправки и способы выразить те же мысли иниче.
Свои физические недостатки он старался преодолеть упражнениями. Неприятный шепелявый выговор он пытался исправить тем, что набрав в рот камешков, старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов голос укреплял тем, что раговаривал набегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Стоя перед зеркалом, он упражнялся в декламации, обращая внимание на мимику, жесты, позы.
Кроме техники речи Демосфен придавал огромное значение нравственному облику оратора, его честности и объективности. Всей жизнью он подтвердил своё соответствие идеалу оратора после того как Греция была подчинена македонцам, Демосфен покончил с собой.
Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме. Его расцвет приходится на 1 в. н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг.н.э.) Его имя стало даже нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги « Об ораторе, Брут, Оратор. Впервой книге он развивает теорию ораторского искусства во второй представлен идеал
оратора, к которому стремился Цицерон в третьей показано историческое развитие ораторского искусства.
Вся сила оратора, считает Цицерон, - в умении подчинить себе слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме ив гражданских судебных процессах, будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей. Истинный оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою лучших лицедеев.
К сочетанию рационального и эмоционального как необходимому условию действенности речи Цицерон возвращается не раз. Существенное условие успеха оратора – учитывать интересы и особенности аудитории. Критерием эффективности и целью красноречия служит одобрение римского народа
"«олько тот оратор велик, который кажется великим народу. В риторических сочинениях Цицерона содержится много полезных наставлений для оратора в области композиции речи, стиля, использования фигур речи и юмора, фонетического оформления речи, артистизма.
Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фабия
Квинтилиана (36 – 96 гг.н.э.). Его главное сочинение Образование оратора представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей актуальности и сегодня. В преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомендации начинать и кончать речь более сильными аргументами, подкреплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.
Значительно подробнее, чем Цицерон, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логических основах речи и её украшениях, а также технику красноречия. Трантат содержит специальные разделы о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса.
Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета римского ораторского искусства, но она же явилась одновременно и его пределом. Римское классическое красноречие умерло с гибелью республики постепенно сошла на нет чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского искусства. На первое место выдвинулось парадное ( эпидейктическое) красноречие сего пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
Итак, греко-римская риторика – это теория и практика в различных сферах и областях общения людей. Это разработка правильного использования бытовой, деловой и публичной ораторской речи, устного философского спора, письменной речи учёных трактатов и учебной устно-письменной речи.

11 1.2. Развитие теории красноречия в средние века ив Новое время.
Падение рабовладельческой Римской империи в конце У века знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнёрства свободных граждан сменяются иерархической субординацией сеньоров и вассалов.
Новая социально-экономическая организация общества обусловила существенные изменения всех сторон духовной жизни, в том числе и риторической науки.
Господствующим жанром становится церковное красноречие, главной особенностью которого является догматизм и схоластика.
Христианская церковь обратило своё слово ко всем без исключения и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространённой устного массового общения, и одновременно – одним из инструментов политической пропаганды значительная часть проповедей напрямую соотносилась с идеологическими запросами, утверждая соответствующие нормы нравственности и социального поведения.
Проповедь предполагала довольно высокий уровень ораторского мастерства. На её основе развивается средневекое ораторское искусство – гомилетика воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.
Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения были связаны с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы. О чём бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, и содной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углублённую аргументацию, ас другой – привносили в выстурление элементы схоластики.
Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на неё свой отпечаток, который в какой-то мере сохранился и ныне. Отголоски средневековой схоластики, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетами чаще всего проявляются в неоправданном обилии цитат и славословий, бездоказательности речи.
Но даже в жёстких рамках религиозного служения риторика продолжала развиваться. Раннее средневековье оставило имена испанского архиепископа
Исидора Севильского (560 – 635 гг.), английского монаха Б.Достопочтенного и др. В их трудах систематизирован перечень риторических финур, украшающихъ речь. Из трудов перода позднего средневековья отметим Риторику немецкого филолога Филиппа Мелахонте (15 в. Она была переведена на русский язык с оригинальными добавлениями и использовалась как учебник.

12
На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст ( ум.в 407 г) считался идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей. уМевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.
Другой выдающийся оратор средневековья – Фома Аквинский (1225 – 1274), чьи труды легли в основу гомилетики как теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Вапжнейшее приобретение риторики в средние века – это умение овладевать чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.
Этот тип риторики оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной Европы, так как его распространению способствовало отсутствие языковых барьеров проповеди читались исключительно на латинском языке.
Шагом вперёд по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова прямо по книге, всё же была обращена к явлениями фактам реальной действительности, подчиняясь законам знания. Позже, в 15 – 16 вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.
Новое время началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и уже к началу 16 века ознаменовавшим новую эпоху в истории. В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально- полититческую направленность. Оно вбирало св себя лучшие достижения античной риторики и дновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами.
Среди выдающихся ораторов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369 –
1415 ), ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего против монополии латыни и положившего начало новому чешскому литературному языку.
Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени Б.Паскаль, М.Монтень, Ж.Лабрюйнр, И.Гёте,
Ф.Бэкон и др.В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как ив античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию. Характерно в этой связи эмоциональное восклицание
Монтеня: Долой красноречие, которое привлекает внимание только к себе самому, а не к стояшим за ним вещам.

13
Целая программа действий оратора содержится в высказываниях французского физика и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662 ), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи Красноречие – это искусство говрить так, чтобы тек кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и судовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели вне вникнуть.
Как ив античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения вновь уделяется серьёзное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике. Леонардо да Винчи считал, что « хорошие ораторы, когда хотят убедить своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и незаботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями.
1.3. Ораторское искусство Древней Руси и России.
Практика устного публичного выступления на Русине была широко распространена. Произведения ораторского искусства были рассчитаны прежде всего на чтение и обдумывание, на копирование и распространение, хотя известно, что мастера слова – и Иларион в Киевской Софии, и Кирилл
Туровской, и Серапион Владимирский – обращали своё слово к слушателям.
Д.С.Лихачёв, видный исследователь памятников литературы Древней Руси, отмечает, что целью слова на Руси эпохи Слова о полку Игореве» являлось объединение разрозненых мести людей в целостный русский мир. Это задача гармонизации, задача объединения. Она и определяет образ его автора – как
«печальника Русской земли, взволнованного настроениями своего века. Это задача нравственная. Церемонмальные формы народного творчества, слово и плач, взаимодействуют с традиционными византийскими риторическими жанрами, одним из которых был панегирик, торжественное хвалебное слово. Плачи, жалости, лова речальные» отмечают период татаро- монгольского ига и сменяются похвальными словами, возрождением формы хвалы впервой половине 15 века.
Век 16 отмечен интереснейшим для истории древнерусской риторики явлением духовной и политической жизни – продолжительной полемикой, ораторской по форме, между «нестяжятелями» (Нилом Сорским, Вассианом
Патрикеевым, Максиком Греком) и крупными церковными иерархами –
«иосифлянами» (Иосифом Волоцким, игуменом Геннадием и другими) о месте и предназначении церкви в русском государстве. Обычая публичной дискуссии на Руси небыло, поэтому полемическое красноречие выражалось в письмах и посланих. Речь «иосифлян» была простой и ясной, тогда как «нестяжатели», вточности следуя риторическим канонам, используя сложную аргументацию, остались непонятыми.

14
Роль слова резко возрастает в Смутное время – начале 17 века. Высок ораторский пафос речей московского патриарха Гермогена, направленных против оккупантов и анонимного Плача о пленении и о разорении Московского государства.
Для истории риторики на Руси 17 века наибольший интерес представляют обращённые к народу Слова, Послания, Беседы протопопа Аввакума- главы раскола русской православной церкви. Поэтика устного народного сказа, торжественность церковного красноречия, церковнославянский язык – всё подчинено главной задаче – сильному, живому воздействию на собеседника- читателя.
Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские учёные. В
17 веке уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М.Усачёва Риторика (1699 г) В этой и других работах ещё сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ствших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетских аудиториях живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.
Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711 – 1765 ). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав Краткое руководство к красноречию.
Теория ораторского искусства рассматривается М.В.Ломоносовым в трудах Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и Российская грамматика. Он даёт яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.
Для красноречия , по М.В.Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка. Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов м структуры публичной речи. В Риторике Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произность»[17]. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи.
В своём учебнике Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, котрые спустя
десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.
Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но ив других славянских странах, - это Правила высшего красноречия, написанные М.М.Сперанским (1772 – 1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей. М.М.Сперанский исходит из триединой задачи оратора изобретение, расположение и изложение речи. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей.
Среди других теоретических работ следует назвать Краткую риторику
А.Ф.Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф.Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В.Буташевича-Петрашевского и В.Г.Белинского.
Необходимо отметить значение в российской риторике ещё одного жанра – русского судебного красноречия, которое во второй половине 19 века выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, таки в области разработки теории ораторского искусства.
Его расцвет связан с судебной реформой х годов т введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были
Н.П.Карабчевский, Ф.Н.Плевако, П.А.Александров, С.А.Андреевский. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и учёных – П. С.Пороховщикова (П.Сергеич) и
А.Ф.Кони.
Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия Искусство речи еа суде был написан П.С.Пороховщиковым. (П.Сергеич – псевдоним. ) Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания внимания слешателей актуальныи сегодня. Недаром эта книга периодически переиздаётся.
Из всех задач, стоящих пред автором, П.С.Пороховщиков особо выделяет две
1) донести до слушателей определённое содержание, на основе логической и языковой правильности обеспечить ясность и понятность речи (Не так говорите, чтобы мог понять, атак, чтобы не мог не понять вас судья 2) подчинить себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию
пленить, доказать, убедить, создать определённу. Эмоциональную атмосферу, чему способствует использование традиционных ораторских приёмов, богатство слога, образность речи.
К работам П.С.Пороховщикова близки также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А.Ф.Кони – Примы и задачи прокуратуры, Советы лекторами др.
Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы- практики конца 19 – начала 20 века. Правомерно говорить, напрмер, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожалению, ни его принципы. Ни его специфика небыли теоретически обобщены и описаны. Основоположниками этого рода оратрского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т.Н.Грановский (1813- 1855 ), наиболее яркими представителями – В. О.Ключевский, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев.
Октябрьская революция 1917 года нарушила традицию развития российского ораторского искусства, построенного на византийской и западноевропейской традиции и славянских источниках. Идеология коммунизма требовала от риторики одного – пропагандистсткой направленности, служения классовой доктрине и интересам пролетариата. Риторику как буржуазное наследие выбросили за пределы образовательной системы. Так было на первый взгляд. Действительность была сложнее. Опираясь на достижения дореволюционных лети революционные силы русская культурах годов создала яркое авангардистское искусство. В области риторики центральное место заняли митинговые формы, основанные на харизматических авторитетах – В.И. Ленин,
Л.Троцкий, С.М.Киров, В.В.Маяковский. А.М.Коллонтай, А.В.Луначарский и др. Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 году в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели:С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольд,
А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт и другие. К сожалению, многие высказанные тогда замечательными отечественными филологами и философами идеи, касающиеся предмета и объекта риторики, методов риторических исследований – идеи, способные придать древней науке новую жизнь, таки остались неосуществлёнными. Большинство «живословцев» стали жертвами террора – погибли в лагерях, какЮ например, известный философ. Профессор
Г.Г.Шпет (1879 – 1937 ), или были высланы за пределы страны. Область риторического – область свободной, выразительной, культурной, воздействующей, убеждающей речи – стала запретной. Вот как определял существо риторической речи г.Г.Шпет: это речь экспрессивная, эмоциональная, где пафос вовлекается в аргументацию, где последняя перемежается воплем, мольбою, жалобою, угрозою, где чередуется обращение к сути с обращением к человеку. Ораторская речь не могла в тот период стать неотъемлемой темой
русской филологической науки. Возрождение риторики не состоялось. Отечественная риторическая традиция, научная и практическая была прервана на долгие десятилетия. Именно к этой традиции возвращаемся мы сегодня. Поэтому современная риторика России не столько создаётся заново. Сколько возрождается на новом уровне.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда зародилось искусство красноречия
2. Кого вызнаете из ораторов Древней Греции Чем они прославились
3. Почему имя Цицерона стало нарицательным Каков его вклад в развитие теории красноречия
4. В чём сущность гомилетики
5. Когда появились первые риторики в России
6. Каков вклад М.В.Ломоносова в развитие науки о слове
7. В чём состояли особенности преподавания риторики в России 19 века
8. Что нового в развитие ораторского искусства вносят события Октября 1917 года
9. Каково место риторики в системе современного образования Западной Европы и Америки Чем вызвана необходимость обращения к древнему искусству слова в наши дни
10. Вспомните ситуации из вашего жизненного опыта, когда продуманное и верно найденное речевое поведение помогло вам решить какой-то важный вопросили достойно выйти из острой ситуации.
Практические задания
Цель работы слушателей над этой темой – получить рондставление о риторике как науке, искусстве, учебном предмете, погрузиться в историю развития риторики, осознать место этого предмета в системе своего саморазвития.
Упражнения направлены на то, чтобы пробудить в слушателях потребность заниматься риторикой на основе глубокого интереса и понимания её роли в современном обществе.
Игра Глазами современника
Цель игры показать исторические картинки, иллюстрирующие роль риторики в жизни обществ разных эпох Древней Греции, Древнего Рима, России 18 -19 вв.
Подготовительная работа индивидуальные домашние задания ученикам.
- повторить по учебникам истории и другим источникам характеристику определённой эпохи

18
- изучить соответствующую литературу по истории риторики выбрать одну из ярких фигур – ораторов того времени (например, Демосфена из Древней Греции) составить он ми его оратрской деятельности монолог на 7 – 10 минут и подготовиться к исполнению этого монолога от имени современника данной личности (например, рассказ Эсхина о своём поражении в состязании о золотом венке с Демосфеном) Ход игры выступление каждого современника выдающегося оратора является иллюстрацией к рассказу преподавателя о разных периодах в развитии риторики. Остальные слушатели делятся натри группы. Цель каждой из них – организовать наблюдение и дать анализ рассказа выступавших последующим критериям
- насколько каждый из выступавших был артистичен, вошёл в свою роль
- каково соотношение в монологе важного и интересного
- в какой степени выступающему удалось представить своего героя как личность
Рекомендуемая литература
Античные риторики. Ред. А.А.Тахо-Годи. – М, 1978.
Аристотель. О стиле ораторской речи. // В сб. Об ораторском искусстве. М,
1959.
Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. – М МГУ, 1966.
Грималь П. Цицерон. – М, 1991.
Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность биографический очерк
Е.Орлова. – С.-Пб., 1898. Репринт – М.
Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. – М, 1994.
Козаржевский А. Античное ораторское искусство. – М, 1980.
Ломоносов МВ. Краткое руководство к красноречию. // Ломоносов МВ.
Собр.соч.: в 11 т. АН СССР. М, 1952. Т.
Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для вузов. – М, 1996.
Очерки об учёных-лекторах. – М, 1981.
Радченко В.А. Изучение ораторского искусства в США. – М, 1991.
Сычёв О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров Введение в опыт США- М, 1991.
Тимофеев А. История красноречия с древнейших времён. – М, 1983.
Чихачёв В.П. Лекторское красноречие русских учёных 19 века. – М.
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта