Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение
Скачать 0.91 Mb.
|
3. Магического звука власть. Техника речи 3.1. Речевой аппарат человека. Теоретические основы постановки речевого дыхания и голоса. Демосфен на вопрос, что он считает самым важным в искусстве речи, ответил «во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение. По словам П.Сопера существует три категории ораторов одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. От нашего голоса, дикции, ясной и чистой зависит успех выступления каждого оратора. С древнейших времён разработана методика работы над речевым голосом и произношением. Отцом методики техники речи был великий оратор Греции Демосфен. Своим риторическим опытом он показал, что этот раздел риторики требует упорной и длительной практической работы над произношением и дыханием. За редким исключением каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчётливым, сильными богатым оттенками. У большинства детей голоса чистые и звонкие. Становясь старше, из-за лени или по небрежности люди начинают бормотать или глотать отдельные звуки, голоса становятся нервными, резкими, гнусавыми, монотонными. У многих речь загромождена нечленораздельными звуками, оговорками. Трудно понять, почему большинство из нас так мало знают итак плохо заботятся о даре речи. Ведь ничто так не влияет на окружающих нас людей, как впечатление от нашего голоса. У студентов почти никогда не бывает безнадёжно плохих голосов, но большинство нуждается в постановке речевого голоса. Психолог У.Джеймс пишет « Если период между 20 и 30 годами является критическим сточки зрения формирования интеллекта и профессиональных навыков, то период до 20 лет важен для приобретения личных привычек, умения владеть голосом и речью, правильным произношением, жестами, телодвижениями. Вряд ли после двадцатилетнего возраста можно изучить иностранный язык так, чтобы не чувствовался акцент вряд ли юноша, привыкший говорить внос, отвыкнет от недостатков речи, которые он воспринял в годы своего формирования. Первокурсникам ещё не поздно позаботиться о своём голосе и произношении. Для этого в риторике и существует особый раздел по технике речи. Суть техники речи – в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции. Голосовой аппарат состоит из четырёх частей дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Дыхательные органы - нечто вроде мехов. Они включают лёгкие, мускулатуру, втягивающую воздух в лёгкие, и другие мышцы, выталкивающие воздух из лёгких. Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха и создают необходимую опору звуку – речевой пояс. Вибраторы - это голосовые связки. Они расположены вдыхательном горле горизонтально там, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке гортани так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из лёгких воздушный поток засталяет их быстро вибрировать, порождая звуковые колебания. 44 Резонаторы включают гортань, полости носа и рта. Они усиливают и обогащают звук. Изменения в форме и объёме полости рта придают вовремя речи отчётливость каждому звуку или создают резонанс. Артикуляторы - язык, зубы, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо - образуют индивидуальные звуки с помощью изменений в размере и форме звучания. Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса звучности, темпа, высоты, тембра, артикуляции вместе с произношением. Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех частей голосового аппарата и оказывает влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию. Предлагаем маршрут из серии уроков, состоящих из упражнений и заданий, основанных на комплексной тренировке всех систем речевого аппарата. При работе в риторическом классе будем соблюдать следующие условия снимаем все психологические зажимы, включаем фантазию и воображение, используем метод игры. Первый урокпосвящаем тренировке дыхания. Речевое дыхание является физической основой звучности. Фраза Ламперти Школа пения есть школа дыхания может с таким же успехом относиться к постановке речевого голоса, хотя механизм речи отличается от механизма пения. Упражнения этого урока могут стать дыхательной разминкой и предварять любые занятия голосом и речью. Озвученное дыхание называется фонационным. Понять и почувствовать это помогут особые упражнения на звукоподражания и междометия. Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего надо проверить активность диафрагмы. Для этого дома в положении лёжа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма опустилась и действует как следует. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за диафрагмой. Если рука вовремя вдоха остаётся неподвижной, то диафрагма действует вяло и следует развивать её активность с помощью специальных упражнений. Цветочный магазин. 45 Исходное положение – стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую – нар бра. Выдохните (« п- фф»). При этом живот втянется. Исполнение делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот распущен, рёбра расширяются закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота ( как при кашле. После этого начинайте выдох медленно и плавно, при этом живот постепенно втягивается, рёбра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. При правильной организации речевого дыхания ваши руки должны двигаться согласно движению мышц живота и межрёберных мышц верхняя часть грудной клетки не должна ни опускаться, ни подниматься. Упражнение Свеча. Оно направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил равными долями. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, большими указательным пальцами правой руки зажмите нижний конец бумаги- свечи, а верхний её конец расположите примерно на уровне рта на расстоянии 15-18 см. Спокойно и глубоко вдохните, задержите дыхание на счёт «раз-два». Затем сделайте медленный равномерный выдох на свечу, положите пламя свечи и держите его в этом положении. Упражнение нужно довести со временем до 10 раз. А теперь попробуем погасить 3,5,7,10 свечей. На одном вдохе без добора погасите 3 свечи, разделив ваш выдох натри порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей, объём воздуха при вдохе тот же. Не старайтесь вдохнуть воздуха больше. Пусть объём останется тотже, просто каждая порция воздуха при выдохе станет меньше, но энергичнее. Упражнение Егорки. После произнесения начала фразы Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки – сделайте правильный вдох (как в упр. Цветочный магазин) и на выдохе считайте « раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. Минимальный результат –33 Егорки, максимальный – 45. Тренировку дыхания можно проводить, используя упражнения на звукоподражание и междометия. Например, упр-е Стон. Представьте, что вы больны. Закройте глаза, расслабьтесь, потяните звук « ммммммм». Придумайте аналогичные звукоподражательные этюды На лыжах, Воздушный шар, Мотороллер. Придумайте этюд, в котором взаимоотношения людей выяснялись бы только с помощью междометий. Сделайте письменно, а потом разыграйте диалоги « Экзамен, Врачи пациент, Кот Леопольд и мыши и т.д. Итак, работа над дыханием – первый этап в овладении речевым голосом. Упражнения первого урока – дыхательная разминка- должны предварять любые занятия голосом и речью в дальнейшем. Урок второй. Обращаем внимание на систему, в которой рождается звук – гортань и связки. От разного способа смыкания голосовых связок зависят три вида атаки звука мягкая, твёрдая, придыхательная. Единственно физиологически правильной является мягкая атака , при которой момент соприкасания голосовых связок и прохождения воздушной струи совпадают, рождая естественный мягкий звук. В момент выступления мы, стремясь усилить голос, перенапрягаем связки и благозвучный в обыденной жизни, голос приобретает резкое металлическое звучание. Говоря на твёрдой основе, мы рискуем сорвать голос. При придыхательной атаке неозвученный « дикий воздух опережает звуки. Упражнение Малыш позволяет почувствовать свободное прохождение воздуха, рождая естественный мягкий звук. Используя звукоряд гласных ау э – и - о - укачиваем малыша Аа, аа, аа… Уу, уу, уу… и т.д. Упражнение Демонический смех является тренировкой опоры звука смеёмся, торжествуя победу (на низких тонах. Заметим смеёмся мы всегда на опоре, диафрагма подбрасывает, как мячики, наши звуки вверх. Поставьте руки на пояс и сразу почувствуете мышечные толчки в области дыхательного пояса. Ха-ха-ха! Опора в смехе Вот смешно-то Вот потеха Упражнение Эхо далеко посылаем звук, ожидая получить ответ. Упражнение Дрова - размахиваем руками, как при ударе топором. Ах ты Ухты Эх ты Их ты Ох ты 47 Заметим, что выбирая упражнение для тренировки звука, надо использовать и действия руками. Хорошим тренингом являются речёвки, частушки, считалки. Таким образом, благозвучный голос образованна мягкой атаке звука. Гласные должны звучать собрано. Сила звука и полётность голоса достигается не за счёт перенапряжения связок, ас помощью опоры голоса, активной работы мышц брюшины и диафрагмы. Приём веселого сочинительства полезен для создания игровой атмосферы. Отвлекаясь от собственных голосовых недостатков, мы быстрее сними справляемся. Урок третий. Работаем над артикуляцией. Это работа наших произносительных органов при образовании звуков речи, слогов и слов. Упражнение Мишень. Греем артикуляторы с помощью взрывных согласных. Стреляем звуками в воображаемую мишень, целимся пальцем, как пистолетом. Посылаем звук до целине роняя его под себя. Упражнение Кнопки. Вкручиваем рукой и звуком кнопки, особенно чётко озвучиваем пучки согласных ТЧКа, ТЧКу, ТЧКи, ТЧКе, ТЧКо… Можно использовать стихи К.Чуковского, повторяя в хорошем темпе, на разных тонах : Моем, моем трубочиста, чисто, чисто, чисто, чисто Будет будет трубочист чист, чист, чист, чист. И.Сельвинского: Пара барабанов, пара барабанов Пара барабанов била бой Дикция ( чёткость речи ) страдает из-за неточности артикуляционной установки и из-за пассивности произносительного аппарата. Наиболее распространённой причиной выброшенных звуков является их разномощность. Неумение вовремя опереть дыханием более слабые звуки, вытолкнуть их, давим большую дыхательную энергию, приводят к фонематическим нарушениям слов. Особой дыхательной силы требуют глухие согласные. Упражнение Печатная машинка поможет отработать этот вид дыхания. Проговорите текст, отпечатав согласную Т 48 Трактор всюду поспевает Пашет, сеет, убирает. Теперь напечатаем все имеющиеся в тексте гласные Кукушка кукует ку- ку, ку-ку. Упражнение Побалуемся. (Стихи М.Матусовского) Рассказать скороговорку, Тяжелей, чем влезть на горку « На дворе растёт трава На траве лежат дрова. Обязательно не свяжешь Обязательно не скажешь « На дворе растут дрова, На дровах лежит трава До чего же всё занятно До чего же непонятно Все 14 ребят быстро не про – Быстро не про- Быстро – не проговорят Только я одна умею, не сбиваюсь, не робею « Жил колпак под колпаком, С копачихой был знаком Да Сказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку Упражнением Сороки (стихи Г.Фархади) тренируем звук «ррр». Утром, присев на зелёном пригорке, Учат сороки СКОРОГОВОРКИ Карртошка, карртонка, каррета, карртуз Каррниз, каррандаш, каррамель, каррапуз !» 3.2. Приемы исправления дикционных недостатков и техника скороговорения. Скороговорки являются замечательным упражнением для развития артикуляции и выработки чёткой дикции. Существует определённая методика работы с этим видом упражнений. Читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращая наконечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчётливо. После этого читайте их, делая небольшие остановки перед каждым словом предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят. Сначала выбирайте короткие скороговорки. Повторите их несколько раз подряд, всё убыстряя и убыстряя темп. При этом не забывайте о ясности и чёткости произношения звуков. Убыстрять темп можно в таком порядке 1 раз прочесть медленно, 2 раза подряд в два раза быстрее, 4 раза подряд в 4 раза быстрее и т.д. Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее. 2-3 слова из каждой скороговорки повторите несколько раз, всё убыстряя и убыстряя темп. Вдень отрабатывайте 10-12 скороговорок. Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Темп речи постепенно убыстряйте. Например Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. – Из-под простокваши дала сыворотку Ромаше мамаша и т.д. Ниже приводим примеры скороговорок для отработки согласных звуков б, п, в, ф, г, к, [ д, т, х. Добыл бобов бобыль. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Купи кипу пик, купи кипу пуха. В поле полет просо Фрося, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли.Подал грабли крабу краб сено граблями, краб, грабь Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон Пришшел Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп,так и без Прокопа кипел укроп. Брит Клим брат, брит Глеб брат,брат Игнат бородат. р, л, мн Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. 50 Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Сшит колпак не по –колпаковски; вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, ноне мелел Байкал. Мы ели, ели ершей уели, их еле-еле уели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила. Мыло Мила уронила. с, з, ш, ж, щ, ц. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на анках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку вбок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. По семеро в сани уселиля сами. Шли 40 мышей, нашли 40 грошей.две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Разыщите как можно больше скороговорок занятных и интересных для вас. Составьте из скороговорок скороговорочный рассказ, с учётом индивидуальных недостатков вашего голоса и речи. Сего помощью можно тренировать дыхание, искать опору голосу, вырабатывать артистизм и дикцию, преодолевать многоударность, выявлять логику с помощью интонаций, увлекать слушателей подтекстом и намёками. Например «Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, чтобы не сказать на дворе трава – на траве дрова, не вместит двор дров – дрова выдворит. И не сказать 33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.» Итак, разогреваем артикуляционные органы на тренировке согласных звуков и их трудных сочетаний. Чёткость дикции достижима при автоматической, рефлекторной, хорошо скоординированной артикуляции и дыхания. Скороговорки позволяют осуществить весь комплекс технических и творческих задач оратора. Большое количество дыхательных упражнений, упражнений на дикцию, упражнений с произношением поэтического текста, для расширения высотного и динамического диапазона голоса и овладения навыками распределения высоты голоса содержит книга Д Вагаповой Риторика в интеллектуальных играх и тренингах (М, Цитадель. 3.3. Орфоэпия – правильное литературное произношение. Орфоэпией называется не только правильная образцовая устная речь произношение и ударение слова и грамматических форм, но также наука, устанавливающая орфоэпические нормы. Роль орфоэпии аналогична роли орфографии. Точно также, как малограмотное письмо трудно прочитать, неправильно оформленная речь, нестандартная устная речь также является помехой в понимании и взаимном общении. Каждая неправильность произношения отвлекает слушателя от смысла, заставляет обратить внимание на внешнюю сторону речи и мешает языковому общению. Надо остерегаться скороговорки, пропуска звуков согласных и гласных, надо чётко артикулировать, вырабатывать хорошую дикцию. Но всего этого явно недостаточно надо усвоить признаные правильными нормы русского языка. Для устной литературной речи есть общепринятые произношения, обязательные для каждого культурного человека. В основе орфоэпических норм лежит традиционеное произношение интеллигенции, освещённое авторитетами, и широта распространения тех или иных произносительных явлений среди современных образованных людей. Чтобы правильно ориентироваться в орфоэпическом мире, очень полезно иметь авторитетный справочник. Орфоэпию иногда связывают с интонацией. Но эта связь лишь внешняя и там произношение, и тут произношение. В орфоэпии мы говорим о произношении отдельных звуков или небольших звукосочетаний. Интонация – это характер произношения слов, предложений, фраз, это общее звучание речи. Орфоэпия представляет собой совокупность правил, устанавливающих единообразное произеошение, свойственное литературному языку. Орфоэпические ошибки встречаются в трёх разновидностях - в виде диалектных особенностей в произношении - в виде индивидуальных особенностей в произношении 52 - в виде акцента. Орфоэпия обеспечивает единообразие звукового оформления устной речи, охватывает ритмику речевого потока и словесное ударение. Эталоном произношения до недавнего времени служила так называемая сценическая речь, хотя в последние годы она утрачивает своё влияние и функции эталона. Повышается роль телевидения, где выдвигаются телеведущие и обозреватели, дающие многомиллионной аудитории уроки культуры речи ( С.Сорокина, Е.Киселёв и др. Орфоэпия конца ХХ века всё более подчиняется системе и обоснованной норме. В ней выделены разделы Произношение согласных и гласных звуков, Глухость – звонкость, “Твёрдость – мягкость, Долгота – краткость, разграничиваются фонетические законы и орфоэпические правила. В качестве примера приведём оппозицию долгота – краткость Фонетические законы А) долгие согласные на конце слова теряют долготу классы – кла/с/; Б) долгие согласные корня в позиции рядом с другими согласными перед суффиксом теряют свою долготу:кла/сс/ы – кла/с/ный. Орфоэпические правила (один из примеров на стыке суффиксов ист- иск могут произноситься звуки /сск/ иск алпини/сс/кий и альпини/с/кий. ( См. Каленчук МЛ, Касаткина РФ. Словарь трудностей русского произношения. – М) Пользоваться подобными правилами не всегда удобно в повседневной речи, они предназначены для самоконтроля. Многие слова или морфемы согласно традиции произносятся не так, как пишутся конечно - /канешно/, синего - /синьво/, его - /эво/. Строга культура русского языка и к ударениям несмотря на то, что они в русском языке правилами не регулируются, ударение разноместно в отличие от многих других языков в польском – на предпоследнем слоге, во французском – на последнем. Акцентологическую норму проверяют только по словарям. Всё усваивается в практике аудирования и говорения, достигая автоматизма. Просодия – высоко ценилась в древней Греции, она изучается в современных театральных учебных заведениях. Интонации, тембр голоса, фразовые ударения, паузы несут на себе смысловую нагрузку. Просодические средства нуждаются в описательной характеристике. Речевой поток делится на сегменты, разные по величине это фразы. Эти конструкции разделяются различными типами пауз и имеют свою интонационную структуру. 53 Более мелкие сегменты – синтагмы, фонетические слова, чередования ударений и слоговый состав слова. Совокупность всех этих элементов создаёт ритмику речи, которая наиболее ярко видна в стихах, хотя присутствует ив прозе так создаётся гармония в противоположность отривистой, негармоничной речи. Мелодика речи, повышения и понижения тона, ускорения и замедления темпа, вплетаясь в ритмику структур и сегментов, создают музыкальный рисунок речи. Сегодня по разным причинам этой ритмикой и гармонией пренебрегают, но стоит вслушаться, вчитаться в звучание прозы И.С Тургенева, М.М.Пришвина, В.В.Набокова и многих других – и удастся уловить прелесть гармонии. Слышу божественный звук божественной эллинской речи Старца великого тень чую смущённой душой . ( А.С.Пушкин) 3.4 Речевые ошибки и их предупреждение. К речевым ошибкам относятся - произносительные – орфоэпические и нарушения ударений, а также другие нарушения произносительных норм интонационные, голосовые, акцентные, связанные с темпом речи, паузами, фразовыми ударениями. Они изучены пока мало. Нет специальной диагности и типологий. - лексические ошибки изучены, но и их типология далеко неполная, не всегда ясны их причины, например, причины неточного выбора слов. - словообразовательные ошибки фиксируются в самых простейших случаях. Некоторые словообразовательные сферы, напрмер, аббревиация, вообще не упорядочены, поэтому эта группа ошибок представлена лишь примерами. - грамматические ошибки, те нарушение соответствующих норм имеют хорошо разработанную теоретическую основу, имеются и типологии морфологических и синтаксических неправильностей, но ив этой, относительно благополучной области имеется огромное количество переходных явлений. - стилистические ошибки мало изучены. - логические, композиционные ошибки Рассмотрим подробно лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся при произнесении речей и их построении. Произносительные ошибки – ошибки орфоэпические и связанные с неправильным ударением. Орфоэпическая норма опирается на фонетические законы, традицию и собственные правила, которые изложены в Словаре трудностей русского произношения М.Л.Каленчук и Р.Ф.Касаткиной (МВ упомянутом справочнике даны 15 тысяч трудных случаев произношения самые трудные связаны с мягкостью согласных. Приведём некоторые примеры фонетических законов, наиболее часто встречающихся при произношении. Долгие согласные на конце слова теряют свою долготу В сочетании |