Главная страница

Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеУчебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение
Дата27.09.2020
Размер0.91 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtstu-tver43.pdf
ТипУчебное пособие
#139785
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
стс не произносится звук ( т не шестьсот, а (шессот).
Примеры орфоэпических правил
На стыке суффиксов ист иск на месте букв – стск- могут произноситься – сск- иск альпинисский или альпиниский.
В сочетании –стл – в большинстве случаев не произносится звук – т-
:счасливый, жалосливый, но костлявый
Произносительные недочёты возникают последующим причинам
- плохо развито речевое дыхание говорящему хватает одного набора воздуха лишь на 5-6 слов, он делает частые паузы, что нарушает ритм речи, интонации, рисунок фразы. Необходима тренировка надо приучить себя одним выдохом произносить 10 слов, затем 12 итак до 20-25;
- нарушается необходимая громкость один её превышает – кричит, другого нельзя слышать
- общению мешают патологические явления, напаример, заикание, или привычки шепелявость, грассирование. Это противоречит культуре речи. Лексические ошибки занимают по мнению исследователей второе место после произносительных. Не всегда бывает ясно, что считать ошибкой так в предложении Сегодня оттепель восемь градусов мороза ошибка очевидна. Следовало сказать потепление
, а не оттепель. Но общая претензия к говорящему и пишущему – бедность словаря, и это самое плохое качество речи.
Назовём некоторые типичные ошибки
- неудачный выбор слова по его значению
- употреблённое слово не соответствует стилю, например, разговорное слово в официальном тексте
- употребление диалектных, просторечных слов в строго литературной речи
- неоправданный повтор одного итого же слова
- искажение слова, обычно малознакомого
- неуместное употребление иноязычного слова, непонятного слушателям
- анохронизм: историзм применён к современным событиям
- канцелярит;
- выбор слова приводит к двусмысленности
Любому носителю языка приходится вводить в свою речь новообразованные слова. Они образуются с помощью аффиксов – приставок, суффиксов, сложением слов, усечением слов, сокращением двух или нескольких слов (аббревиация, введением новых значений старых слов.
Ошибки в синтаксических конструкциях.
Наиболее часто встречающимися являются следующие ошибки А) Нарушения согласования, главным образом, в числе:свежий воздух и спорт полезен для здоровья (нужно – полезны Б) нарушения глагольного управления, предложного и беспредложного:любоваться на закат ( надо:любоваться закатом беспокоиться за отца ( надо об отце В) нарушения связи местоимений с теми словами, на которые они указывают Недалеко от пруда стоял шалаш, мы купались в нм Г) неправильное употребление личных местоимений в косвенной речи:Лесник рассказал, как я (т.е.ОН) только что встретил огромного лося. Д) нарушение единства формы в ряду однородных членов предложения:
Герасим был крепостным крестьянином, трудолюбивый. Е) неудачный порядок слов, затрудняющий понимание смысла предложения Узкая полоска только сберегом связывает этот остров, превращая его в полуостров. причастный оборот отделяется какими-то словами от определяемого слова:Эта пятёрка меня страшно обрадовала, полученная впервые в жизни Ж) включение определяемого слова внутрь причастного оборота:Солнечный луч освещал падающие листья с ветвей липы. З) смещение подчинительных и сочинительных союзовв сложном предложении:Но так как Герасим не мог говорить, ион назвал любимую собаку Муму. И) смещение, неразграничение прямой и косвенной речи в тексте, а в письменной речи – её неправильное или неполное оформление.
Нарушения морфологической системы.

К числу таких ошибок относятся
- колебания вроде Однажды кот поймал мыша.

- Применение мужского рода к женщине Анна мечтала стать

лётчиком. Анна Ахматова – великий поэт
- Многочисленные массовые ошибки в склонении имён числительных, особенно собирательных типа четверо сложных типа семьсот
составных типа восемьсот девяносто семьи дробных типа двадцать один и семьдесят пять сотых
- Неправильное образование форм степеней сравнения имён прилагательных Он богатее всех. Он был веселейший человек
- Неправильные модели притяжательных прилагательных:Я отдыхал в сестрином саду
- Неправильное образование некоторых форм склонения местоимений:Я был у её в гостях
- Ошибки в чередовании согласных при образовании форм спряжения некоторых глаголов берегу – берегёшь;

- Образование причастий от основы инфинитива “вытеревший” – надо вытерший, “убратый” вместо убранный.
- Неправильный выбор суффикса при образованиидеепричастий:
“увидя” вместо увидев. Изучение ошибок – дело полезное для их предупреждения. Однако основой хорошей речи ошибки быть не могут эту функцию выполняют образцовые тексты правильная, высококультурная языковая среда, устная и письменная. Например За последние десять лет состав правительства в России изменялся 98 раз. В Белом доме перестали даже делать ремонт к приходу очередного министра
1. изменения в правительстве бывали, как правило, не во всём его составе, слово же изменялся предполагает полную замену. Ошибка лексическая, неточный выбор слова.
2. Не слишком ли разухабистый тон текста, сообщающего о важных событях? Недочёт стилистический неадекватный выбор языковых средств. Ирония должна быть строже. Рекомендуемая литература
Михайличенко НА. Риторика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ. – МС Сопер Поль. Основы искусства речи. – М, Прогресс – Академия. Гл, гл.
Макаров С.К. Техника речи- М, 1993.
Никольская С. Техника речи- М.
Марченко О. Риторика как норма гуманитарной культуры-
М.,Наука,1994.
Егоров М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.

57
Козлянинова И.П. Произношение и дикция.-М.,1977.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М.
Ваганова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах-
М.,Цитадель,2001. Раздел Техника речи Упражнения сс. 70-89.
Агеенко Ф.Л., Зарва МВ. Словарь ударений для работников радио и телевидения.
Савкова З.В. Воспитание речевого голоса- Л.,1973.Часть Теоретические основы постановки голоса.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим- М.,Искусство, 1975.
Головин Б.Н. Основы культуры речи- М.
Аванесов Р.И. Русское литературное произношения- М.
Берсегова НС. Литературные нормы произношения- Л.
Даль В. Толковый словарь русского языка. В х кн. 7-ое изд. – М, 1978-
80.
Словарь русских пословиц и поговорок- Л.
Фразеологический словарь русского языка. Под рук. АюИ.Молоткова – М.
Еськова НА. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы, ударения. _ М.
Ефимова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.
Русский язык. Энциклопедия. – М.
4. Каков он, путь от мысли к слову Классический риторический канон.

4.1. Риторичекий канон общая характеристика.
В предыдущих темах мы подробно рассмотрели как должен вести себя риторически образованный человек, чтобы его речевое поведение способствовало эффективности речи. Теперь перед нами стоит задача узнать и понять, как возникает и как организуется само содержание речи и как это содержание, замысел получает словесное выражение. Другими словами, мы должны проследить путь от мысли к слову.

58
Ответ на этот вопрос даёт классический риторический канон, который был разработан греками, окончательно оформлен римлянами и который до сих пор составляет основу риторики.
Классический риторический канон (образец) отмечает на пути от мысли к слову 5 этапов.
1. Инвенция – нахождение, изобретение.
2. Диспозиция – расположение.
3.Элокуция – словесное выражение, оформление, собственно красноречие,от лат. « украсить словами.
4. Запоминание – речи в античности учили наизусть, поэтому были разработаны приёмы и способы запоминания.
5. Произнесение – актёрское, театральное исполнение речи, этап на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с использованием жеста, мимики, ораторского голоса.
Займёмся тремя первыми этапами – изобретением, расположением и словесным выражением. Остальные два этапа будут рассматриваться в разделе, посвящённом практической риторике.
4.2. Инвенция. Топика. Виды топов.
Тема речи должна быть осмыслена. Её надо разработать, те. подразделить наряд тем, которые в совокупности составят тему. Как это сделать Античный риторический канон предлагает для этого готовую понятийную сетку, которая поможет отловить нужные мысли. Эта сеть представляет собой набор общих мест, топов – системы понятий, предлагающих способы мысли по любой теме.
Например, понятие ( идея, тема ) Любовь.
Следует идти по такому пути определить понятие выделить её разновидности сравнить их.
Инвенция – испытанная веками традиция развития мысли о данном предмете, культура мысли.
Классический канон требует и более сложного подхода. Это – отбор элементов, те. общих мест (узлов сети) в соответствии с ситуацией общения, задача выбора способов убеждения слушателя. Каков отбор способов убеждения
Изобретая содержание речи, говорящий должен думать в трёх измерениях
– Впечатление, которое он сам производит на слушателя.
– Думать о слушателях и их эмоциях.
– Следовать доказательности речи.
Таким образом, обдумывая речь на этапе инвенции, ритор выбирает определённую стратегию речевого поведения, определённую систему способов убеждения. Этой стратегии он подчиняет отбор элементов, на которые членится тема при её понятийной разработке. Понятия и идеи, которые он выбирает из набора общих мест должны в совокупности быть необходимы для понимания сущности предмета речи.
В том же примере о любви можно сказать многое и по-разному: если говорить с учащимися младших классов с товарищами ( на вечеринке, в классе, выступая с научным докладом с незнакомой аудиторией вовремя дискуссии, обсуждая нравственные проблемы на телевидении. Таким образом, в различных ситуациях мы определяем свою задачу, развитие темы, характер примеров, фактов, исходя из особенностей слушателей. Для этого используем тот набор идей, который служит для развития и членения любой темы. Это даёт система общих мест или топика.
Топика - это совокупность общих мест (топов, смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции.
В Словаре русского языка в х томах (М) термин общее место понимается как общее рассуждение, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случаете. расхожая истина, шаблон ( все люди смертны, время летит и т.д.), готовое выражение, созданное для построения фразы. Много веков назад общие места представляли собой не избитые фразы, а настоящие смысловые модели, на которых любой ритор мог творить самостоятельно. Общие маста представляли именно те способы размножения идей, познав которые человек приобщался к культуре речи. Местами их называли потому, что речь представлялась картой местности, на которой каждая идея имела своё положение, позицию. Общими они были по причине их обощающей природы.
У Аристотеля перечень смысловых моделей и их описание приводится для обучения мастерству аргументации. В своей Риторике он даёт около
40 моделей. У Цицерона в трактате Топика даны и описаны 16 основных топов, которые он представляет как виды доказательств. В Риторике
М.В.Ломоносова – 16 моделей-способов размножения мыслей, ау
Н.Ф.Кошанского – 24.
Охарактеризуем самые общие из них.
Смысловая модель роди вид, разновидность
Предлагаем тему РОЗА. ( См. А.К.Михальская. Основы риторики Мысль и слово. – М. Глава 2. Риторический канон изобретение
содержания речи (инвенция. С. Речь о розе невозможна без разложения этой идеи на частные.
На схеме по вертикали вверх – переход от понятия роза кряду родовых понятий, вниз – к видам (разновидностям. Схема показвает, как размножилось понятие роза и как эта идея готова дать боковые горизонтальные ответвления, умножая число идей. Топ роди вид описывает модель размножения по вертикали. Горизонтальные отростки строятся по другим топам.
Смысловая модель определение РОЗА САДОВЫЙ (КУЛЬТУРНЫЙ) ЦВЕТОК ЦВЕТОК РАСТЕНИЕ ВОЗМОЖНО ДРУГОЕ НАПРИМЕР, КАКТУС) ДЕРЕВО (НАПРИМЕР, ДУБ – СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ, КРЕПОСТИ, СТОЙКОСТИ) МАХРОВАЯ САДОВАЯ) РОЗА ДИКИЙ ШИПОВНИК АЛАЯ → СТРАСТЬ БЕЛАЯ → ХОЛОД
РОЗЫ ИСТОРИЯ ВОЙНА РОЗ)

61
В классической риторической традиции определение предмета речи чаще всего следует после вступления. Определение предмета речи не только топ, служащий изобретению содержания, но и условие её ясности, непротиворечивости.
В рекомендациях русских учебников, использовавшихся в дореволюционных гимназиях, начинать речь, посвящённую простой идее, советуют именно сего определения. Например, ОЧКИ – род инструмента, который употребляется для того, чтобы лучше видеть.
Определить предмет речи – значит назвать общий роди видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода. Прекрасные примеры творческих, подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов, крылатых слов, в художественных текстах. Они отличаются тем, что содержат элемент неожиданности, смысловой игры, нередко парадоксальны.
Любовь – это неведомая страна, и мы все плывём туда , каждый на своём корабле М.Пришвин).
Сердце матери – бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение».(М.Горький).
« Любовь Любовь, гласит преданье,
Союз души с душой родной-
Их единенье, их слиянье,
И поединок роковой. ( А.С.Пушкин).
Смысловая модель целое части
Изобретение содержания речи, размножение идей осуществляется и с использованием модели «целое-части». Это значит, что предмет речи идею) нужно рассмотреть А) как часть некоего целого и рассуждать он м как о целом Б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи и говорить о них по отдельности.
Таким образом, топ «целое-части» отражает универсальный закон работы мысли, её движение от целого к частям предмета и снова к целому. В традиционной речи – описании конкретного предмета этап описания отдельных его частей следует непосредственно за определением предмета.
Разделение на части сопутствует анализу и синтезу – механизмам мысли.
Смысловая модель свойства. Свойства – это признаки предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать предмет подразумевает
умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Для описания предмета речи следует А) отбирать самые существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причём такие,из них, которые делают его интересными для говорящего . и для адресата. Б) не избегать при этом выражения собственных оценок и эмоций.
Смысловая модель «сопоставдение». Сопоставление представляет собой поиск общего между предметами и открытие отличного и противоположного. Смысловая модель причина и следствие. Эта модель описывает ещё один универсальный тип отношений между идеями. Причинно-следственные отношения особенно важны в аргументирующей речи, при рассуждении, доказательстве. Именно поэтому такое большое внимание уделяли этой смысловой модели Аристотель и Цицерон в практических руководствах по искусству спора.
Используя для изобретения содержания речи топ причины и следствия, находя причины предмета речи и обнаруживая его следствия, нужно помнить, что одной из наиболее часто встречающихся ошибок ораторов, спорящих и собеседников состоит в том, что они отношения причины и следствия подменяют отношениями временной последовательности событий. Хорошей иллюстрацией этому является известный анекдот.
Изучали органы слуха таракана. Посадили его на стол и постучали по столу. Таракан побежал. Оторвали таракану ноги. Посадили на стол. Постучали. Таракан не побежал. Значит стука не слыхал. Вывод органы слуха у таракана расположены на ногах
Итак, заметьте, после того – не значит по причине того Так предупреждают старые методики.
Изобретая содержание речи, обращаться к этому топу приходится ораторам, учёным, авторам, деятельность которых связана с наукой, социально-политической сферой жизни – тес необходимостью чёткой и точной аргументации для построения рассуждения и для получения точных выводов и оценок. Блестящий пример использования цепи причинно-следственных отношений в научной речи находим в фрагменте текста Происхождение видов Чарльза Дарвина. Учёный строит свой текст с помощью модели причина и следствие, изящно получая великолепный вывод чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Вот как работает эта модель

63
Старые девы любят и держат кошек, кошки истребляют мышей мыши разоряют гнёзда полевых шмелей полевые шмели опыляют посевы клевера на полях клевер урождается, если нет мышей и есть шмели коровы получают в достатке корм удои молока увеличиваются. (См:А.К
Михальская. Основы риторики- М, Просвещение, 1996. С.
Смысловая модель обстоятельства.

Этот топ обозначает место, время , условия. Ответы на вопросы – где, когда, каким образом Позволяют развивать содержание речи. Особенно важен этот топ в повествованиях, ив описаниях Смысловые модели пример и « свидетельства
Примеры к отдельным положениям речи необходимы в связи с общериторичекими принципами конкретности и близости. Примеры приводятся из истории, из художественной литературы, фольклорных источников и т.д. Подыскивая примеры, не забывайте о принципе близости хорошо, если иллюстрации взяты из области, знакомой и близкой адресату речи, или во всяком случае, - доступны и соответствуют уровню его восприятия.
Свидетельства (обращение к авторитетам) во многом сходны с примерами. Это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии.
И свидетельства, и примеры нередко используются не только и не столько как доказательства, сколько для того, чтобы оживить внимание аудитории, дать ей отдохнуть, овлечься, чтобы потом с удвоенным вниманием обратиться к работе.
Чтобы соблюдать общериторический принцип гармонии речевого события, подбирая изречения и ссылаясь на авторитеты, нужно помнить источники, к которым вы обращаетесь, должны быть авторитетными не только для вас, но и для вашей аудитории или собеседников.
Смысловая модель имя
Смысловая модель имя – это обращение к происхождению и (или) смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из её идей. Например Слово
революция – происходит от латинского катить назад, возвращаться, снова испытывать, вновь разжигать, в лучшем случае – переворачивать. Незавидный перечень смыслов (См.А.И.Солженицын.
Вандейская речь. Слово при открытии памятника Вандейскому восстанию ,- 1993).
Кто создан из камня, кто создан из глины –
А я серебрюсь и сверкаю
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
( М.Цветаева. Кто создан из камня
Итак, рассмотрев способы, которые из простой идеи помогают создавать сложные, заметим
1. Каждый из способов размножения идей чаще встречается в речи определённого типа. Скажем, модель причина и следствие, роди вид, определение – характерны для аргументирующей речи, рассуждения. Модель обстоятельства – для повествования, модель свойства – для описания.
2. В речи каждая из моделей приурочена к определённой позиции в общей структуре, стремится занять своё место (топос). Определение помещается ближе к началу речи, причины предшествуют следствиям, примеры следуют за тезисом, подтверждая его справедливость, свидетельства занимают пограничные позиции.
4.3 Диспозиция Диспозиция – расположение изобретённых идей и соединение их в пристойный порядок, - так характеризовал М.В.Ломоносов следующую, вторую, ступень риторического канона. На этом этапе необходимо усвоить несколько моделей расположения идей для ТРЁХ отношений говорящего к предмету речи. Это описание, повествование, рассуждение
Умение описывать объект предполагает
- способность выделить его как предмет речи из ряда других
- способность выявить у объекта те части, признаки, свойства, которые существенны для него и значимы в данной речевой ситуации

65
- умение найти те его отношения с другими элементами действительности, которые важны для характеристики объекта и значимы в конкретной ситуации. Повествование – умение рассказывать истории. Оно предполагает
– умение вычленить событие, служащее предметом речи
– определить его этапы ( начало, середину, конец
– видя внутренним взором последовательность этапов, элементы, составляющие этапы, выбрать ту стратегию повествования, которая эффективна в данной речевой ситуации. Иными словами – это режиссура речи.
Рассуждение представляет собой особый вид речи. В античной, новой и новейшей европейской и русской риторике умению хорошо говорить рассуждая, придавалось особенно большое значение. Это умение – основа мастерства оратора-политика, оратора судебного, основа искусства полемики, дискуссии, спора. Все эти области красноречия объединяет аргументация – доказательство верности данного тезиса, точки зрения или позиции. Искусство строить рассуждение необходимо и для торжественной речи, и для риторически грамотного построения речевой похвалы или осуждения ( эпидейктическая речь. Рассуждение – основа для эристической речи – (спорящей, направленной на поиск истины.
Трудно найти человека, который бы никогда не рассуждал в речи. Как рассуждать правильно
Чтобы понять, как это делать , рассмотрим сначала классическую, общепринятую в европейской речевой культуре прошлого столетия структуру речи-рассуждения. Это не значит, что освоив е, выбудете в реальной жизни использовать её как жёсткую, застывшую, единственно допустимую схему. Приведённый нами образец – учебный, упражнение, формирующее дисциплину мысли и речи. Автор известной российской риторики Н.Ф.Кошанский писал поэтому поводу Древние считали этот вид упражнений столь важным, что назвали его потребностью и необходимостью – hreia, necessitas, commodum, utilitas. (См Общая риторика- Санкт-Петербург, 1844. – СВ строгой классической хрии содержание располагается в 8 последовательных частях
- приступ – похвала или описание тезиса, вынесенного в заголовок речи-рассуждения;
- парафразис – разъяснение темы
- причина – доказательство тезиса. Это так, потому что
- противное – если нетто- подобие – употребляем топ сопоставление

66
- пример – подтверждение из истории
- заключение – вывод. В качестве образца и примера приведём ниже речь-рассуждение, составленное по правилам строгой хрии студенткой первого курса отделения социологии Крыловой А. на тему “Matemata – Учение – страдание.
Огромно то количество афоризмов, которое оставлено нам в наследие античной культурой. Многие из них стали крылатыми выражениями, будучи действительным отражением абсолютной истины
Одним из примеров вечных выражений может стать высказывание Учение – страдание. Афоризм утверждает, что любое учение сложно и тяжело, представляет собой груз, бремя страданий. Так ли это
Поразмышляем и убедимся в правдивости и справедливости данного высказывания. Рассмотрим два аспекта понятия учение. Первое,что приходит на ум, это обучение как процесс приобретения знаний. Бесспорно он связан с определёнными трудностями, которые можно назвать даже страданиями. Это не только открытие мира для себя, связанное только лишь с приятным изумлением это порой горькое разочарование, глубокое разубеждение. Самое печальное то, что обучаясь, человек открывает для себя вевь мир непознанного, неохваченного разумом, так как невозможно познать всё, Я знаю, что ничего не знаю ( Цицерон, то, что знаю, капля, то, чего не знаю – море ( Квинтилиан). Обучаясь, человек понимает,как он ещё не образован, тёмен и бессилен объять необъятное ( К.Прутков).
Если взглянуть на понятие учение с другой стороны, те. обучение как процесс передачи знаний, то можно также доказать, что оно является своего рода страданием. Если даже не говорить о технической сложности этого процесса, то само по себе обучение является сложным до конца непознанным, психологическим процессом, сопряжённым с мучительным чувством ответственности преподавателя за те знания, которые он передаёт своему ученику. Нужно ли это ученику Как он использует эти знания Будет ли знание это передаваться дальше Эти вопросы вызывают и волнение и страдание.
Учение и « страдание – два понятия, которые связаны тесно и нерасторжимо так, что даже если перевернуть это выражение зеркально, получим Страдание – учение и это лишь углубит смысл изречения. Эту мысль высказывали и иначе на ошибках учатся, горький жизненный опыт и т. д. Страдание это и промах, неудача, провал – всё результат учения жизнью.

67
Таким образом размышляя, убеждаемся в точности и меткости выражения. Эту мысль подтверждают и многие античные философы Прекрасное даётся нелегко (Солон, Корни учения горько – плоды сладки (Исократ), Опыт – критерий истины, Чем талантливей человек, тем с большим мучением он учит (Цицерон.
Вспомирая слова Горация Чему бы ни учил, будь краток, хочется сказать, что выражение «учение-страдание» являет собой образец краткости ив тоже время ёмкости, выразившейся в удивительном умении высказать истину в двух словах.
Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формулировка и разъяснение темы предшествовали следствиям или частным выводам из тезиса. Эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду Такой способ изложения получил название аристотелевский.
Однако существует и успешно используется и обратный ход мысли – от частей к целому, от видов к роду, от частного к общему Такая хрия, в которой расположение идей идёт от частного к общему, от доказательств к тезису называется обратной или искусственной хрией.
На практике, если аудитория не склонна принимать оратора благожелательно, если она плохо подготовлена к восприятию речи – более выгодно использовать обратную хрию или сократовскую. Мудрость Сократа в том, что не стоит нерасположенную к вам аудиторию сразу огорошить категорически высказанным тезисом, а лучше подвести к нему постепенно, предложив сначала убедительные доказательства, которые заставят прислушаться, а затем – принять тезис, который он защищает.
В книге А.К.Михальской Основы риторики (М,
Просвещение,1996.С.196) в качестве примера обратной хрии приведена речь Козьмы Минина перед соотечественниками, призывающая сплотиться перед лицом иностранной интервенции и отстоять Москву от захватчиков.
Приступ Сограждане Отечество гибнет
Доказательство Свирепость врагов неимоверна. (Примеры.
Связь Если падёт Москва, падём и мы .
Тезис Пожертвуем всем во имя спасения Отечества.
Заключение Сограждане Решайте, что ожидает нас – рабство или свобода

68 4.4. Элокуция.
Это третий этап на пути от мысли к слову. Он представляет собой превращение замысла речи, её изобретённого и расположенного в определённом порядке. На этом этапе смысловой каркас речи одевается в словесные одежды. Это предполагает правильный выбор языковых и речевых средств, таких, чтобы они соответствовали речевой ситуации, создавали гармонию дискурса.
Элокуция дала начала стилистике, так как именно здесь изучались виды, особенности и достоинства слога, средства выразительности и изобразительности речи. Именно стилистика, появившаяся в середине 19 века, отмечает своим рождением научную смерть риторики. Стилистика была призвана выполнить задачу риторики – научить членов общества активному обращению с языковым каноном. Но, как показала практика, не справилась с этой задачей, которую на протяжении 2,5 тыс.лет решала в европейской речевой культуре риторика : люди не стали говорить лучше, легче, эффектнее и изящнее. В нашем обществе произошло почти полное отлучение человека от слова.
Впервые цветы красноречия – тропы и фигуры речи были описаны в античной риторике. Это метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк
– как риторические тропы антитеза, градация, повтор, период – как риторические фигуры риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, введение чужой речи – как средства диалогизации речи одобрение, умаление, уступка – как средства, создающие эмоциональный контакт с адресатом.
Порой мы даже не подозреваем, что используем в своей речи обширный словарь риторических форм и средств. Чтобы показать разнообразие этих фигур речи, приведём пример из книги А.К Михальской:
Крестьянин сердится на свою жену Когда я говорю да, она говорит нет (антитеза утром и вечером только и знает, что бранится (усиление никогда-никогда нет с ней покоя ( повторение. Скажи, несчастная обращение, чем я перед тобой провинился (риторический вопрос. О, небо Что за безумие было на ней жениться (восклицание. Лучше бы мне утопиться (пожелание. О, она плачет, я виноват,как видите (ирония. Всем известно,что я злодей, что я притесняю тебя, что я тебя бью, что я убийца (усугубление. (Мармонтель) Кратко рассмотрим систему риторических тропов и фигур.
Приведём примеры, используя для этого работы студентов – социологов первого курса Гуманитарного факультета ТГТУ.

69
Троп – это оборот речи – употребление слова или выражения в переносном значении. При этом в сознании говорящего и адресата одновременно присутствуют два смысла – прямое и переносное. Это метафора, метонимия, (синекдоха, ирония Это средства создания выразительной, художественной речи.
Однако нас интересуют не все языковые метафоры и метонимии. Если мы говорим гусеница трактора, спинка стула, ножка стола, головка лука”,”ручка чайника – это все результаты метонимических переносов, которые стали словарными, обиходными, утратили свою свежесть и оригинальность, вышли из круга риторического интереса.
Другое дело, если мы назовём змейкой очередь. Особенности тропов исходят из функций, которые они выполняют в речи.
1. Переносы значений отражают ход познавательной деятельности человека, Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нм а) сходные явления и вещи золото волос, серебряный дождь б) группируют вещи и явления по их близости, смежности друг с другом Не тона серебрена золоте едал в) существует мир чувств, интеллекта. Познать эти явления можно с помощью переносных образных значений:”тоска грызёт”, сердце плачет, правда глаза колет, “ обида саднит душа на части рвётся” и т.д.
2.
Переносы значений, тропы, отражают субъективный взгляд человека на миро глазах человека можно сказать глаза – озёра”, глаза бусинки, глаза-угольки, глаза-звёздочки, глазки-изюминки”.Таким образом тропы осуществляют реализацию третьего закона общей риторики – закона

эмоцилнальности речи
3.
Тропы позволяют слушателям получить удовольствие от речи Не лает, не кусает, а в домне пускает. Сидит дед в шубу одет Духи – летучий пленник, запертый в стекле. (Шекспир У. Тропы могут служить средством, которое обладает удивительной смысловой ёмкостью, что помогает передать кратко весьма сложное содержание вешать лапшу на уши Гнаться за двумя зайцами запустить дурочку, валять дурака, закидать шапками, поминать, как звали.
Работая с художественной литературой, на занятиях по риторике студенты – социологи первого курса Гуманитпрного факультета создали богатый арсенал примеров риторических тропов и фигур. По этим примерам легко определить, что они собой представляют
Метафора
На чаше звёздных, подлинных весов,
Седой Нептун судьбу решает нашу,
Истая псов, голодных гончих псов
Надсадно воя, гонит нас на чашу. (В.Высоцкий)
Влажная печать признаний,
Обещанье тайных нег-
Поцелуй,подснежник ранний,
Свежий, чистый, точно снег.
Молчаливая уступка,
Страсти детская игра,
Дружбы голубя с голубкой,
Счастья первая пора,
Радость в грустном расставаньи, И вопрос когда ж опять Где слова, чтобы названье Этим чувствам отыскать (Р.Бернс). Глаза у не, будто каштаны, и, честное слово, когда она смеётся, мне чудится, будто они потрескивают, как на жаровне (С.Цвейг.Нетерпение сердца) А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые Прижались у окна (С.Есенин) Свобода приходит нагая, Бросая на сердце цветы, И мыс нею в ногу шагая, Беседуем с небом на ты ( В.Хлебников) Метонимия

“ Я три тарелки съел ( Крылов И. ) Учиться до седых волос. Любить до белой берёзки”.
Ирония Ау молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит куда не обернётся – везде ему мат М.Е Салтыков-Щедрин) Простите, что разбудил Вас, мисс. Только что-то я вас не знаю. Вы кого- нибудь ждёте? Да, жду кого-нибудь, кто дал бы мне понять, что в этом доме знают о том, что меня пригласили. (Б.Шоу) Книга подобна зеркалу если вне заглядывает осёл, трудно ожидать, что там отразится Апостол. (Г.Лихтенберг) Служили генералы в какой-то регистратуре. Следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали. ( М.Е.Салтыков –Щедрин ) Парадокс Богат стал. Вместо лаковых сапог одел липовые. Богато живут. С плота воду пьют. Самое лучшее правительство то, которое меньше всего правит.(Джефферсон) Я знаю, что ничего не знаю. (Сократ)
Намёк Не во всякой игре тузы выигрывают. Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
Некотороым голова нужна для того, чтобы было где иметь рот. Когда у мыслителя быстро вертится мысль, то унемыслящей публики кружится голова. ( Н.Ключевский) Градация Добро потеряешь – немного потеряешь, Честь потеряешь - много потеряешь, Мужество потеряешь – всё потеряешь (Гёте)
Полезных друзей три, и вредных друзей три Полезные друзья – друг прямой, друг искренний, друг много слышавший, Вредные друзья – друг лицемерный, друг льстивый, друг болтливый.
(Конфуций) Перифраз Загорелся дом в сумерки, в проливной дождь, От молнии, от золотого клубка. (И. Бунин
)
Эпифора (повтор Я всё такой же, Сердцем я всё такой же, Как васильки во ржи, цветут в лице глаза. Стеля стихов злачные рогожки Мне хочется вам нежное сказать. (С.Есенин) Фигура стыка Жил на свете таракан Таракан от детства (Ф.Достоевский) Он ветрен, как ветер, Как ветер шумевший в имении в дни (Б. Пастернак) Антитеза Когда всё спокойно, ты шумишь. Когда все волнуются – ты спокоен. Риторический вопрос
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана (М.Лермонтов).
4.5. Советы по подготовке к выступлению в аудитории.
Итак, мы познакомились с важными в риторическом отношении риторическими фигурами, формами построения речи, которые сложились
в процессе развития науки, как отражение наиболее действенных способов речевого поведения ритора. Они служат и посей день для красоты и правильности речи, для активизации внимания адресата и для того, чтобы сделать речь эффективной и правильной.
Что можно посоветовать для работы над правильностью речи человеку, получающему общую гуманитарную подготовку
Первый совет работайте больше над собой самостоятельно, используя для этого обширный круг чтения. Он обязательно должен включать русскую классическую и мировую литературу.
Второй совет используйте словари – толковые, орфоэпические, иностранных слов, словари трудностей русского языка, фразеологические, энциклопедические. Они обязательно должны быть в вашей домашней библиотеке. Каждый из них станет надёжным помощником и учителем.
Третий совет связан с владением техникой пдготовки к выступлению с рефератом, сообщением, докладом, лекцией
Попытаемся ответить на вопросы, которые обычно задают студенты при подготовке к выступлению Вопрос 1. Сколько времени надо готовиться к выступлению
Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени нужно тратить на подготовку. Многие неопытные ораторы грешат тем, что оставляют мало времени на подготовку речи. Это к ним относятся слова Гёте: Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела. Есть важная закономерность, связанная с продолжительностью выступления чем короче выступление, тем больше времени должно тратиться на подготовку. Чтобы найти те слова, аргументы, которые в кратчайший срок убедят слушателей, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить выводы в необходимой последовательности, продумать психологические моменты.
Опытные ораторы хорошо знают, как сложно выступать, когда регламент короткий. Когда одного опытного оратора спросили сколько он говится к выступлению, он ответил Зависит от регламента если 10 минут – неделю, если 20 минут – 2 дня, если 2 часа – хоть сейчас готов.
Вопрос 2. Где занятому студенту взять время ?

Времени не хватает потому, что мы не умеем его использовать правильно. Имеюся разные системы экономного расхода времени. Они
описаны в книге В.П Шейнова Техника личной работы где взять недостающее время
Методика предложенная автором, позволяет ежедневно успевать сделать на 20-30% больше возможного. А первое, к чему полезно приучить себя, это регулярно действовать по совету Пифагора Просыпаясь утром, спроси себя, что должен сделать сегодня. А вечером, прежде чем уснуть, спроси, что сумел сделать.
Метод Линкольна – нельзя испечь речь по заказу, Речь должна вызреть. Обдумывайте е, обсуждайте, делайте предметом бесед. Задавайте себе вопросы, как будто вы слушатель, а не автор. Идеи будут приходить к вам в различное время. Записывайте их.
Вопрос 3. Как делать выписки
Некоторые при подготовке выписывают всё подряд из журналов или книги. Это неправильно. Выписывать стоит только ценные мысли. Если книга ваша собственность можно сделать разметку карандашом, выделяя ключевые слова, фразы, абзацы. Тогда повторный просмотр займёт мало времени. Если текст ксерокопирован, сделайте тоже самое. Можно сделать закладки или на отдельном листе выписать номера страниц и абзацев.
Вопрос 4. Нужен ли план к выступлению, реферату, докладу
План составляется обязательно. Это – скелет работы. Согласно второму общериторическому закону – закону продвижения и ориентации адресата, он помогает не только вам, но и слушателю ориентироваться в теме. Следует помнить, что план не должен быть громоздким. Помните мысль Аристотеля Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо враз больше. Обилие разделов свидетельствует о том, что автор досконально не продумал главную мысль. Больше 4 х положений плана аудитория в памяти не удержит. Многословие порождает скуку.
Вопросы плана не должны повторять формулировку темы. ВВЕДЕНИЕ предполагает обоснование темы, её актуальность, цели исследования, подробную характеристику использованной литературы, по возможности её оценку. Введение должно включать, если необходимо, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания речи. Чётко сформулируйте стержневую идею и донесите её до слушателей. Нона вступлении долго не засиживайтесь, оно должно быть кратким. Основное содержание должно соответствовать пунктам плана. Всё в нём должно вращаться вокруг стержневой идеи. Существуют 6 методов изложения материала в основной части. Индуктивный метод – изложение идёт от
частного к общему. Дедуктивный метод – излагаем материал от общего к частному, те. вначале речи выдвигаем положения, а затем разъясняем их смысл. Метод аналогии предполагает сопоставление различных мнений, явлений, событий, фактов. Концентрический метод – располагаем материал вокруг главной проблемы. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углублённому анализу различных его аспектов Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод – излагаем материал в хронологической последовательности, приводим описание и анализ изменений, которые произошли стечением времени. Заключение содержит основные выводы по теме и оценку узнанного вами. Есть смысл повторить стержневую идею и вновь в кратком виде вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали научныйрес. Заканчиваем выступление, подводя итог. Совет особенно тщательно продумайте последние слова. Нив коем случае не извиняйтесь за подготовку, нехватку времени или ссылки на другие причины. Не рощайтесь несколько раз. Заканчивайте эмоционально, обязательно поблагодарив слушателей за внимание.
Интересные, захватывающие речи и рефераты – результаты тщательно продуманного плана и удачного построения речи. Вопрос 5. Писать ли текст выступления
Античные риторики считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон советовал, что нужно как можно больше писать. Квинтилиан считал, что только с помощью писания можно достигнуть лёгкости речи. Судебный деятель П.С.Пороховщиков
(Сергеич) говорил:”Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке.
Написание речи – прекрасная школа логического рассуждения. На бумаге легче строить убедительную цепочку, выбросить лишнее, увидеть недостающее. Рельефнее всего слабые стороны написанного видны уже наследующий день вашей работы.
В случае защиты диплома, проекта, диссертации – полный текст речи обязателен. Идя на приём к начальству,изложите свой вопрос на бумаге.Поработайте над текстом. Начните с того, что выбросьте те слова, без которых можно вполне обойтись. Станет яснее и короче. Посмотрите далее, нельзя ли вместо двух предложений, сказать тоже одним На всякий случай оформите своё обращение в виде служебной записки на имя
руководителя. Такую шпаргалку не зазорно держать в руках, а можно и подать в подходящий момент.
Вопрос 6. Что такое тезисы, реферет, эссе
Тезисы – это альтернатива полному тексту речи. При навыке выступлений и хорошем знании темы этого достаточно для убедительного выступления. Фиксируйте ключевые слова. Некоторые из них- яркие, выразительные подчёркивайте. Цитаты должны быть записаны и зачитаны сословами Цитирую Так информация воспринимается как заведомо точная.
Относительно числа тезисов приведём слова того же
П.Пороховщикова:”Чем меньше отдельных тезисов, тем лучше. Чтобы построить куб, нужны три линии, а куб есть фигура, совершенная по форме и по содержанию. Чем больше положений, тем легче присяжные могут забыть некоторые из них. Но каждое из них должно быть подтверждено множеством доказательств.
Реферат – ( от лат- сообщаю. Краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда ( трудов, литературы по теме Подробнее о реферате смотрите в словаре понятий в конце пособия.
Эссе – от французского опыт, набросок. Это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра является Мишель Монтень. В русской литературе образцы эссе находим у Ф.М.Достоевского,
В.В.Розанова, Вячеслава Иванова.
Вопрос 7. Каков объём выступления
Чтобы его рассчитать, надо исходить из того, что чтение одной страницы текста через 1,5 интервала занимает 2 минуты, если не делать отступлений. Они отнимают много времени.
Вопрос 8. Как назвать речь
Название должно быть короткими выразительным, благозвучными привлекательным. Все эти требования нелегко совместить. Более удачное название приходит на заключительном этапе работы. Поэтому не торопитесь сразу выбрать название. Желательно иметь подзаголовок,
уточняющий проблему. Привлекает внимание и название темы в форме вопроса.
Вопрос 9. Нужно ли репетировать речь
Да. Главными недостатками, от которых надо избавляться входе репетиций являются слова-паразиты и междометия.
Вопрос 10. Что лучше читать или говорить
Чтение реферата не принесёт оратору успеха. Если нет живого контакта с аудиторией, ваши труды окажутся напрасными. Пётр 1 издал указ по которому речь в Сенате держать не понаписанному, а токмо словами, дабы дурь каждого видна была. Лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг сказал Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им материал это всё равно, что пригласив их прогуляться, спросить, не возражают ли они пройтись пешком, а самому ехать рядом на автомобиле.
Зачитывать можно цитаты, цифровой материал.Это сгустки информации, сильные аргументы. Выручает приём выступление с опорой на текст. Первые ваши слова , обращённые к слушателям, долждны быть просты, доступны, понятны, должны зацепить внимание. Можно начать с притчи, короткого рассказа из истории, случая из жизни и т.д., имеющих прямое отношение к теме. Возможно использование метода парадоксального цитирования, которое создаёт эмоциональный настрой слушателей. Чтобы найти интересное начало, надомного работать, думать и искать.
Мы уже говорили о волнении и ораторском страхе, который испытывают практически все, кому довелось выступать перед аудиторией. Поэтому вначале всегда необходима некоторая пауза, достаточная для установления полной тишины. Для большей выразительности паузы можно пристально посмотреть на слушателей, которые шумят. Не следует делать замечаний, просить тишины. Нравоучения в данном случае не помогают, а раздражают. Иногда полезно пошутить пожалуйста, проходите вперёд. Здесь есть свободные места, где можно вздремнуть также хорошо, как и сзади.
Вопрос 11. Существуют ли специальные приёмы запоминания. Каких использовать при подготовке к речи

Существует целая наука о приёмах запоминания, которая называется
мнемоника. История её создания уходит в далёкие времена. Самой уважаемой богиней Древней Греции, после Зевса, конечно, считалась

78
Мнемозина
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта