Главная страница

Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеУчебное пособие по риторике для студентов технического вуза. Издание первое Тверь 2003 Введение
Дата27.09.2020
Размер0.91 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtstu-tver43.pdf
ТипУчебное пособие
#139785
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
2. Речевое поведение человека

19 2.1. Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация.
Каждый наш день полон множеством событий, в которых участвует наша речь от утреннего приветствия, встречи с сослуживцами, общения с продавцами в магазине до вечернего пожелания спокойной ночи. Всё это назовём речевыми событиями, входе которых складываются и накапливаются впечатления, возникают психологические реакции. Они формируют картину мира, осознание того, насколько нас понимают. Всё это результат речевых взаимодействий.
Речевое событие – основная единица речевого общения ( коммуникации. Это некое законченное целое со своей структурой, формой, границами. Школьный урок, вузовская лекция, семинар, собрание, заседание Думы – всё это примеры речевых событий. Речевое событие складывается из двухосновных составляющих во-первых, то, что говорится, словесная речь, и то, чем она сопрвождается ( мимика, жесты и прочее, - поток речевого поведения во-вторых, это условия, в которых происходит речевое общение между его участниками.
Поток речевого поведения складывается из
1. собственно слов – это вербальное словесное) поведение. звучания речи ( её акустики громкости, высоты тона голоса, темпа речи, длительности пауз это акустическое поведение. значимых движений лица и тела это взгляд, мимика, жесты, поза это жестов ом ими чес кое поведение
4. того, как партнёры, разговаривая друг с другом, используют пространство это пространственное поведение. Звучащее слово, живая речь, произносимая в процессе развёртывания речевого события, в современной риторике называют дискурсом ( от лат. « рассказывать, излагать.
Вторая составляющая речевого события – условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все тек тов нём участвует. Драматурги, разбивая текст пьесы на действия, явления и картины, делают, примерно, тоже самое, что исследователи речевого поведения и специалисты по современной риторике, когда анализируют речевое событие.
Структура речевой ситуации участники, отношения, цели, обстоятельства.
Правильное видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия – это и есть существо риторических знаний и умений, самое главное в риторике. Риторика – это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь – дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека ( жесты. Мимику и
прочее. Поскольку всё это важно, рассмотрим, какие элементы должны учитываться в речевых ситуациях.
Основы описания речевой ситуации дал Аристотель в своей Риторике. Речь слагается из трёх элементов, - писал он. – Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается он-то и есть конечная цель всего.
Анализируя и описывая речевые ситуации. Принято главных участников называть говорящими слушающим (адресатом. Помимо говорящего и адресата в речевых ситуациях часто участвуют и другие, - те, кто является какбы свидетелем происходящего, смотрит, слушает и оценивает со стороны.
Характер речевой ситуациии речевого события в целом определчяется не только действующими лицами, но и отношениями между ними и, главное, целями каждого главного участника общения.
Говоря об отношениях между говорящими адресатом, мы имеем ввиду, конечно, не чувства, которые они испытывают по отношению друг к другу. Интересующие нас отношения определяются в первую очередь социальной ролью участников общения. Вспомните, как меняется любой человек, ивы сами, когда, только что поговорив с приятелями в дружеской обстановке в коридоре вуза, выходите к столу или к доске на семинарском занятии, чтобы сделать доклад. Говорят, что Сократ, когда ему нужно было убедить собеседника в том, что не стоит бояться выступать публично в роли оратора, употребил следующий довод. Не боишься же ты объяснять это дело соседу Будешь ли бледнеть от ужаса, беседуя об этом с кожевником Значит и перед публикой нечего тебе бояться ведь толпа, внимающая тебе, состоит из таких отдельных людей, каждого из которых ненужно страшиться. Однако Сократ тут явно лукавил. Речевые ситуации беседы наедине и публичной ораторской речи совершенно разные. Если в беседе отношения между участниками равноправные, тов ситуации публичной речи отношения между ними неравноценные. Оратор имеет исключительное право наречь, слушатели же должны молча внимать. Вместе стем, оратор неизбежно подвергается оценке. Его речь ион сам могут не понравиться, так что ситаация для него гораздо более напряжённая, чем для слушателей. Человек античности вообще хорошо знал, что из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно. Если человек не знает или не понимает своей социальной роли и не владеет соответствующей ей речевой ролью в речевых ситуациях, неминуемы проблемы, а иногда и трагедии. О таком примере пишет Эдуард Радзинский в книге Господи, спаси и усмири Россию. Николай П жизнь и смерть (М, 1993). – Это сумма качеств, которая должна производить впечатление мощной воли. У Николая этого не было. … Его трагедия будучи упрямым, он неумел сказать чёткое нет в лицо просителю. Он был слишком деликатен и хорошо воспитан
для грубой определённости. Вместо отказа он предпочитал промолчать. И как правило, проситель принимал молчание за согласие. Речевая роль монарха подразумевает неравноправие участников в речевых ситуациях царь – подданный от первого требуется жёсткость и категоричность, от подданного – подчинение.
Итак, кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участникми речевого события – всё это элементы речевой ситуации.
Ещё одним важным элементом речевой ситуации является понятие цели дискурса. Каковы намерения участников речевого события Зачем говорится то, что произносится
Известный американский лингвист Ч. Моррис, один из основателей современной риторики, писал От колыбели до могилы, от пробуждения до засыпания современный индивид подвержен воздействию сплошного заградительного огня знаков, с помощью которого другие лица стараются добиться своих целей. Ему внушается во что он должен верить, что должен одобрять или порицать, что должен делать или не делать. Партнёры по речевому общению интересуют риторику не столько как физические лица, но как люди, выполняющие в данной речевой ситуации определённую роль, находящиеся в определённых отношениях к речевым партнёрам и выполняющие свои речевые цели. Это значит, что участник речевой ситуации выступает как носитель 1) речевой роли 2) отношений к партнёру; 3) речевых намерений (целей. Например, речевые роли супругов будут разыгрываться по- разному, если пара наслаждается семейным счастьем или находится на грани развода. Конкретное исполнение речевых ролей родителей также зависит оттого, насколько тесен их контакт с ребёнком. Здесь возможен самый широкий спектр отношений от демонстрации товарищества и взаимного доверия до авторитарного речевого поведения.
Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который он хочет получить от своей речи. Вот пример. Возьмём фразу Сегодня хорошая погода Каковы могут быть наши речевые намерения в различных речевых ситуациях
1) молодой человек обращается к незнакомой девушке цель – знакомство
2) вы обращаетесь к приятелю цель – приглашение на прогулку
3) девушка отвечает на приглашение в кино цель – отказ . Сегодня хорошая погода – в кино не пойду.
Условия и обстоятельства речевой ситуации не имеют прямого отношения к действующим лицам. Это то, что драматурги описывают в ремарках « Ночь.
Овраг,покрытый кустами. Наверху забор сада Кабановых и калитка (
«Гроза»).Обстановку любой речевой ситуации можно описыватьдо мельчайших
деталей. Однако излишняя детализация нам ненужна. Для того, чтобы описать речевую ситуацию, необходимы только те условия и обстоятельства, которые действительно существенны.
2.3. Типы речевых действий и типы дискурса.
Говоря, мы действуем, совершаем поступок. С помощью слов можно управлять поведением людей. Фраза – вопрос Как совершать поступки с помощью слов
– это название книги известного лингвиста и философа языка – англичанина Джона Остина. Отношение языкового знака к внеязыковому миру изучает семантика (наука о языковых значениях, отношения между знаками внутри языка – синтаксиса отношение знаков к использующему их человеку – прагматика. Главным постулатом лингвопрагматики, возникшей благодаря научной деятельности Дж.Остина, Дж.Сирла, Х.Грайса и дргугих лингвистов 60- х – х гг. 20 века, можно считать следующее утверждение Остина Слово – есть дело. Произнося высказывание, мы совершаем определённое действие (по- греч- pragma, род.п. – pragmatos), направленное на адресата. Это действие, определяемое целью или намерением говорящего, и называется в неориторике и прагматике речевой акт, речевой поступок, речевое действие»(синонимы).
В русском языке есть такие слова и выражения, которые,будучи произнесёнными в реальной речевой ситуации, само по себе являются поступками. Этот класс языковых знаков называется словами-перформативами от англ. – осуществлять, днйствовать, исполнять. Таковы, например, глаголы просить, обещать, благодарить, поздравлять. Но речевые поступки не всегда требуют определённых, срециальных словарных средств. Например, слова- предложения да и нет Люди, говорящие да тоже совершают конкретное действие, поступок. В большинстве жизненных ситуаций речь, не будучи очевидно действенной, всё же всегда может быть понята как поступок. Именно так учит понимать речь риторика, древняя и новая.
В основу классификации речевых действий положены речевые цели говорящего. Так, если целью говорящего является сообщение, информация, то типом речевого действия является сообщение информации а тип дискурса – информирующий.
Если типом речевого действия является убеждение, то тип дискурса – аргументирующий Побуждение рождает агитирующий тип дискурса, поиск смысла – эвристический похвала или порицание – эпидейктический, игровые, речевые акты – гедонистический или диатрибический
( от греч. – радуюсь, провожу время.
2.4. Сообщение прямое и косвенное.
Каждый хочет быть понятым в процессе общения, ноне каждый знает, что возможности взаимопонимания могут быть улучшены с помощью современной риторической теории и специальной подготовки. Понять другого – значит верно разгадать подлинное речевое намерение собеседника по его речевому поведению

и словам Сами по себе слова могут ввести в заблуждение. Прямой смысл сказаннвх слов может совершенно не совпадать с истинным речевым намерением говорящего. Именно поэтому и возникают возможности для самых разнообразных нарушений понимания. Всё зависит от ситуации, от речевой цели говорящего и от умения адресата отличать прямой смысл сказанного оттого значения, которое высказывание должно получить в данной речевой ситуации. Фраза Я плохо себя чувствую может означать, что а) « мне нездоровится б) не хочу разговаривать, уходи в) у меня нет времени для беседы с вамии» и т.д в разных вариантах. В риторике высказывание, которое должно быть отгадано, расшифровано в прямом смысле, те смысл которого складывается из значений употреблённых в нём слов, называют прямым сообщением (варианта все остальные варианты называют мета сообщениями или косвенными Редкие люди от рождения или в силу воспитания обладают способностью верно угадывать, прочитывать подлинный смысл того, что говорит собеседник. В любом сообщении они видят цель говорящего, и их не вводит в заблуждение прямой смысл высказывания. Основными риторическими формами метасообщений являются нам к, ирония, притча. В европейской и российской языковой культуре эти формы играют огромную роль.
Намёк – одна из важнейших риторических категорий, которыми изобилует литература.
« Наша невестка всё трескает мёд и тот жрёт». ( Русская поговорка.
« В углу стояли валенки дворника и воздуха тоже не озонировали
( И.Ильф, Петров. Двенадцать стульев.
Без косвенных сообщений невозможно нормальное человеческое речевое общение. Ведь не всё можно назвать прямо, не всё поддаётся слову. Существование в среде, где языки речь действуют только напрямую, просто невозможно, не говоря о том, что это невыносимо скучно. Поэтому языка, где слова имели бы только одно значение – прямое, речи, в которой выражается только правда и ничего, кроме правды, простонет на свете. Человек играет словами. Интересно, что мужчины и женщины по – разному воспринимают сообщения. Мужчины более склонны понимать прямые. Они редко разгадывают тонкие нюансы значений. Женщины живут в стихии косвенных, ищут подтекст, иронию, иной смысл.
2.5. Требования к поведению говорящего.
Какие особенности личности говорящего, его поведения необходимы, чтобы убеждение с помощью речи стало действенным Ещё древние греки разработали шкалу ценностей, руководствуясь которой, мы влияем на аудиторию. Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, а доказательство достигается с
помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, её произносящему.
Древние греки считали, что речь звучит убедительней, если оратор известен как человек добродетельный, когда авторитет говорящего завоёвывается каждый раз заново в процессе выступления.
Римский оратор, теоретик риторической подготовки Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в совете Если хочешь быть хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.
Порой такая задача становится елом всей жизни человека. Самые современные руководства по риторике и психологические исследования указывают наследующие свойства личности оратора обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость.
Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться в манере держаться от чужого, наносного. Речь должна соответствовать возрасту оратора, полу и темпераменту. Умение быть естественным – дело трудное. Нужно изучать себя, свой характер, свои слабости. Воспитывая в себе личное обаяние,стремитесь познать себя.
Обаяние неразравно связано с артистизмом – умением, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Это означает следующее настраивайте себя на то, что говорить с людьми приятно. Воспринимайте разговор как игру. Вся сложность состоит в том, чтобы овладеть способностью и искусством играть, изображать, те. в определённой мере утрировать, показывать свои собственные черты. Особенно ценно актёрство в публичной речи. Для успеха ораторское стремление показать себя должно быть уравновешено умением не нарушить общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создаётся проявлением двух тенденций в речевом поведении в стремлении к индивидуальности и быть как все, не выходя заграницы экспрессивности поведения.
Поведенческими факторами, влияющими на популярность являются женственная манера говорить у женщин и мужская – у мужчин выраженность индивидуальных личностных черт, эмоциональность при соблюдении меры.
Искренность говорящего иначе называют ораторской честностью. Она оценивается адресатом безошибочно и немедленно. Важно знать, что даже если ваша цель не будет полностью достигнута, то есть слушатель не изменит свого мнения ивам не удастся его убедить, ваша искренность сама по себе послужит достижению главного результата слушатель почувствует и сохранит уважение к вам как к личности и будет доверять в дальнейшем. Нечестность и неискренность легко обнаружить по объективным признакам бездоказательности суждений, необоснованности выводов, плохой подготоаке к выступлению.

25
Объективность сопутствует и способствует искренности. Чтобы речь была убедительной, нельзя игнорировать взгляды и концепции, которые противоречат вашим. Чем доказательнее вы покажете, почему ваше мнение предпочтительнее, правильнее других, тем более объективнвм и разумным вы будуту выглядеть в глазах слушателей. Учтите возможные возражения, сами ответьте на них в своей речи. Не искажайте доказательства в вашу пользу, постарайтесь вести себя так, чтобы слушатели имели возможность разобраться в ситуации также, как это удалось вам, ведите их к вашей правоте. Уважайте противоположные мнения. Не проявляйте нетерпимости и презрение к чужому мнению, что выражается в интонации или мимике, не пытайтесь высмеять того, кто несогласен с вами. Такое поведение является нарушением этики речевого общения. Оно выдаёт ваше неумение вести себя.
Заинтересованность, увлечённость – одна из важнейших условий успеха, Старайтесь не говорить о том, что васне интересует. Избегайте, насколько возможно, говорить о том, что вам совершенно безразлично. Если всё же приходится – постарайтесь , готовясь к беседе или к выступлению, найти ту изюминку, которая делает тему лично важной для вас самих или аудитории. Зацепившись зане, стройте далее весь ход вашей речи.
Итак, помните, что уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость оратора заразительны – они передаются слушателям.
2.6. Ораторский страх. Не все могут ощущать спокойствие и уверенность, выступая публично, даже если аудитория совсем невелика начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления, проблемой номер один.
Это чувство знакомо и новичку и профессионалу. Даже такие маститые ораторы как Демосфен и Цецерон, имея большой опыт блестательных выступлений, испытывали ораторский страха в среде актёров это страх сцены. Страх перед выступлением является существенной проблемой психологии спорта.
В основе этого явления лежит стресс. Это важнейший для организма адаптивный механизм, суть которого состоит в быстрой активизации сил всего организма, мобилизация его для выхода из опасного положения, спасения (сигнал беги или сражайся. Знание физиологии и проявления стресса для риторически образованного человека необходимо.
Механизм стресса таков наши органы чувств передают сигнал опасности в центральную нервную систему, а та, в свою очередь, заставляет работать надпочечники, вырабатывающие особый гормон – адреналин. Он вызывает мышечное возбуждение и общее усиление обмена
веществ человека. Это проявляется в мышечном возбуждении напряжении групп мышц шеи, плеч, рук, челюстей, сокращении и дрожи конечностей, учащённости дыхания, сердцебиении, потении, расширении зрачков, приливе крови к голове и т.д.
Чем опасен стресс
Система психофизиологических реакций направлена на активизацию всего организма, происходит огромный выброс энергии. Тем не менее оратор вынужден стоять перед аудиторией, не прявляя при этом признаков волнения. Огромным напряжением воли он сдерживает эту энергию, не давая ей выхода. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на всём организме. Стресс разрушает многие системы организма, приводит к заболеваниям. Как научиться управлять стрессом, бороться сего многочисленными проявлениями
Прежде всего надо различать страхи волнение. Каждый нормальный человек волнуется в соответствующих ситуациях, ноне каждый боится. Страх – эмоция подавляющая, угнетающая психику. Волнение – эмоция тонизирующая, возбуждающая и при сохранении самоконтроля даже полезная. Юлий Цезарь, отбирая солдат для своих легионов, брал только тех, кто от опасности краснела тех, кто бледнел – нет. Страх парализует человека. Он не в состоянии находить выход из ситуаций. Для оратора волнение полезно. Тонизируя психику, оно даёт возможность быть в ударе, что в спокойном состоянии невозможно. Появляются необходимые для успеха эмоциональность и пафос.
Какие факторы способствуют перерастанию волнения в страх
Во-первых, это факторы, связанные с индивидуальными чертами личности, что называют повышенной нервной возбудимостью.
Во-вторых, нереалистические ожидания успеха речи у слушателя.
В-третьих, переоценка собственных возможностей.
Это могут быть и безразличие, равнодушие аудитории, иногда даже её враждебность, изначальная собственная установка на неудачу. Однако самой главной причиной ораторского страха является недостаточная готовность к выступлению. Известный судебный деятель 19 века
А.Ф.Кони писал поэтому поводу Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть уверенным в себе, а это может быть только при хорошей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду. Невидимый труд – основа уверенности лектора. Эта уверенность повысится и вдохновит оратора, как только он почувствует, что говорит свободно, толково ( См П.Сергеич. Искусство речи на суде.

27
Если волнение таково, что мешает выступающему говорить, то следует принять необходимые меры.
1. Убедить себя, что ничего страшного не случится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает.
2. Попытаться убедить себя в том, что лучше вас эту проблему никто в аудитории не знает. Социологические исследования показали, что со стороны степень волнения оратора определить очень трудно. Значит никто не знает, насколько вам страшно.
3. Выпить немного холодной воды и сделать несколько глубоких вдохов и энергичных движений.
4. Хатхи-йога даёт следующие рекомендации для снятия стресса полезны все средства, восстанавливающие ритм работы организма – размеренная ходьба, чередование глубоких вдохов и выдохов. Дышать следует через нос. Выдохнуть без усилия так, чтобы в лёгких осталось немного воздуха.Задержать дыхание. Можно закрыть глаза. Не дышать как можно дольше, ведя про себя равномерный счёт. В конце задержки дыхания можно помочь себе, напрягая мышцы живота. Продолжительность задержки дыхания 15-20 сек. для начинающих.
В случаях постоянного стресса и тревоги возможно использование акупрессуры – воздействия на точки частей тела, связанные с нервными центрами. Например можно выполнять полную акупрессуру ( массаж) стоп, используя для этих целей скалку или ролики. Это упражнение помогает избавиться от умственного напряжения. Особое внимание при стрессах следует уделять активным зонам гипофиза и эндокринных желез, паращитовидной и щитовидной железам, надпочечниками тимусу - на стопах ног, точкам вегетативной нервной системы на кистях рук ( она расположена там, где косточки большого пальца руки соединяются с остальными костями кисти.
Основными растительными средствами при волнении и стрессах, бессоннице рекомендуются – настой ромашки, одуванчика или иссопа.
(Побр. См.Д.Стейн. Нетрадиционная медицина. Природные методы, проверенные веками. – М.
Ещё раз рекомендуем
- наблюдайте за собой, анализируйте свои особенности основой должны стать реалистическая установка на благоприятный результат выступления или беседы и хорошее впечатление, которое вы произведёте;
- внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями – не наказание, а счастье и удовольствие

28
- сформируйте положительную активную игровую установку с момента вашего появления перед слушателями вы сразу завоюете их симпатии. Дело в том, что эмоциональное состояние человека легко передаётся тем, с кем он общается. Это явление в психологии называется эмпатия.
- Помните, что стресс проявляется в повышении громкости голоса, увеличении высоты тона, в убыстрении темпа речи, а эти акустические признаки волнения одновременно являются сигналами агрессивности и враждебности. Неопытный оратор плохо контролирует себя, бессознательно подвергает аудиторию воздействию агрессивных сигналов. Положительную оценку вы не получите, так как все считают, что вы настроены недружелюбно, почему-то сердиты, хотя в действительности вы всего лишь взволнованы. В таком случае постарайтесь говорить медленнее, ниже, (низкий голос вообще лучше воспринимается, по возможности тише и более плавно, размереннее, ритмично. В результате сами не заметите, как успокоитесь.
- Стресс может обнаруживать себя и постоянной напряжённой улыбкой и даже нервным смехом. Надо расстаться с этими чертами, они портят впечатление, не вызывают симпатии, составляют неверное представление о вас.
Итак, как можно больше теплоты, дружелюбия в отношении к слушателям. Их ответная реакция будет такой же.
2.7. Имидж оратора. Поль Л.Сопер в своей книге Основы искусства речи приводит такой пример. Однажды известный своим красноречием и манерой держаться лектор Сэм Сэнфорд приехал в небольшой городок, где он должен был выступить с лекцией. В фойе гостиницы молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается слушать лекцию известного профессора. Узнав, что передней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его вызглядом и разочарованно сказала Ну что ж .Всё-таки я пойду.
К счастью для хороших ораторов мнение о них складывается по внешним данным вовремя выступления Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается зрительно . Слушатели присматриваются к оратору как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, как он держит руки. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение он м, положительное или отрицательное, и, сами
того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он скажет. Выступать публично – значит дать слушателю возможность познакомиться с вами вашими манерами, позами, жестами, мимикой.
Известный кинорежиссёр Э.Рязанов, говоря о своей работе, отмечает естественное желание человека нравится
« Желание понравится другим свойственно для человека. В особенности, если его снимают и будут показывать миллионам. Недаром, прежде чем идти в кадр, мужчины причёсываются и одёргивают пиджак. О приготовлениях к съёмкам женщин и говорить не приходится - об этом можно писать поэму. Но речь в данном случае идёт не о внешней привлекательности, а о косметике внутренней – о намерении произвести на зрителей выгодное впечатление. Желание понравиться у разных людей принимает различные формы и влияет на их поведение перед камерой (публикой. Один много и беспричинно улыбается. Другой заискивает перед зрителем. Третий якобы взволнован, элементарные вещи рассказывает приподнятым тоном, впадая в пафос там, где требуется простая констатация фактов. Разновидностей кокетства много. В том числе и вербального (речевого. Манера говорить, как никакая другая, составляет имдж, образ оратора, кем бы он ни являлся – политиком, актёром, преподавателем.
Психологии теоретики риторики создали макет риторической диагностики. Вид обаяния и наличие возможностей воздействия на адресата.
– Внешние данные ( взгляд, линия лба, улыбка, выражение лица, мимические жесты.
– Динамический облик ( темпоризм, поза, жесты, движения, направленность на адресата.
– Тембровые возможности голоса.
– Манера одеваться, стиль.
2. Уровень речевой культуры.
– Состояние языковой нормы речевые ошибки.
– Состояние этической нормы этические и этикетные ошибки.
– Состояние стилистической нормы стилистические ошибки.
– Мера речевой индивидуальности.
3. Техника речи.
– Стратегические параметры речи.
– Заданность целевой установки.
– Отбор речевых тактик, направленных на достижение коммуникативного результата.

30
Познакомьтесь с наблюдениями М.Китайгородской и Н.Розановой в книге НА. Купиной Риторика в играх и упражнениях (М, 2002) касающихся имиджа современных политиков.
« Гайдар. Особенность его речевого поведения в том, что навыки общения среди своих в коллективе учёных он переносит на широкую аудиторию, вызывая раздражение у многих из-за того, что употребляет в политике те же языковые конструкции, что ив сфере научного обсуждения. Показательными в этом отношении были его дебаты с одним из лидеров коммунистов. Гайдар построил диалог как спор ради истины, опираясь на цифры и факты. Но выглядел неубедительным по сравнению с соперником. Тот же избрал тактику спор ради победы и, сточки зрения телезрителей, выиграл за счёт демагогических приёмов.
Жириновский. Ярмарочное время социальных перемен породило и своих героев. Подобно актерам с яркой индивидуальностью, играющих всегда самих себя, Жириновский выбрал одну речевую маску и оказался её пленником. Он верен себе и по сути одинаков в разных ситуациях. Его речь сточки зрения словаря бедна, стилистически монотонна, но образна. За счёт чего же рождается впечатление её высокой экспрессивности Экспрессивна, главным образом, количественная сторона (говорит много, говорит без пауз, темп речи, громкость, эмоциональность. Экспресиия рождается на эпатаже, связана с нарушением законов общения (говори коротко, говори по делу, говори вежливо и т.д.) Сточки зрения обработки и подачи информации в его речи наблюдается тенденция к предельному упрощению, примитивизму. Тексты в большом количестве содержат бездоказательные утверждения, заведомо ложные и нелепые доводы. Для него типична завышенная самооценка, в его речи много гипербол. Это своеобразная политическая хлестаковщина. Несмотря на многословие речь
Жириновского нередко оказывается довольно бессвязной. Он часто опускает логические связки, союзы, отдельные семантически необходимые для понимания участки текста. Он нанизывает бессоюзные конструкции одна на другую. Всё это рождает эффект разорванности сознания.
Зюганов в отличие от многих политиков в гораздо меньшей степени преподносит себя как индивидуализированную личность. Редко употребляет местоимение я, в основном мы. Постоянно подчёркивает свою роль как лидера партии ив этом преуспел больше других. Вынужден искать новые речевые одежды для аргументации выступлений. Вместо устаревших клише прошлого времени – пролетарский интернационализм, коллективизм, социалистические идеалы – найдены новые,
заимствованные из других речевых сфер- держава, отечество, соборность, общинность, православие. Многие формы по сути скопированы. Так, вместо врагов народа появились недруги отечества, вместо безродных космополитов – безродные отщепенцы, великий советский народ превратился в православный русский народ. Он часто пытается совместить несовместимое – представить коммунистические идеи в религиозной упаковке. Вторжение в чужое речевое пространство, обусловленное стремлением избежать одиозных слов, характерных для прежней советской риторики, выглядит порой абсурдно.
Явлинский хорошо владеет как письменной таки устной речью, монологическими диалогическим жанрами – от публичного выступления, интервью до политического анекдота. Ему свойственны непринуждённое речевое поведение, быстрота диалогической реакции, готовность и умение пошутить. Для него характерно подчёркнуто логическое построение речи сч тко выработанной системой условных, причинно-следственных связей. Ему свойственно доходчиво, на пальцах объяснять собеседнику суть, глубинный смысл происходящих политических событий и экономических процессов. Этому помогают удачные сравнения и метафоры, Образное словоупотребление является отличительной особенностью языковой личности ГА. Явлинского».
Приведённые нами речевые портреты – лишь отражение конкретных образов в глазах реальных людей. В них нет ответа на вопрос, почему же всё-таки одной аудитории приятно слушать Зюганова, другой –
Явлинского, а для третьей речь Жириновского – соловьиная трель. У каждого из перечисленных политических лидеров есть свои поклонники и есть свои способы их очаровывать и убеждать.
Самая трудная задача для человека – исправление уже сложившегося образа. Для этого существует специальная профессия имиджмейкера. Они советуют, что слишком резкие изменения имиджа недопустимы. Скажем,
В.Черномырдину не следует появляться на публике в джинсах и бейсболке. Молодых такое поведение насмешит, людей зрелого возраста покоробит. В.Жириновскому нельзя выходить из образа скандалиста – для него это политическая смерть.
С лица Б.Немцова вовремя телеинтервью не сходит непроизвольная ухмылка, рождающая недоверие даже к самым разумным словам. Ему следует чаще просматривать видеозаписи собственных выступлений, чтобы увидеть себя состороны.
И только Г.Зюганову нет нужды править свой образ – он вполне отвечает чаяниям своего электората. Можно разве что порекомендовать ему иногда
надевать костюмы светлых тонов, чтобы меньше ассоциироваться с мрачным прошлым.
2.8. Вербальные и невербальные средства оратора. Латинское слово verbalis означает устный, словесный. Вербальные средства те, которые осуществляются посредством речи. Это приёмы убеждения, рефлексивное слушание, комплименты. Невербальные – пантомимика, нерефлексивное слушание, улыбка визуальный контакт, взаимное расположение в пространстве, ведение записей.
Рассмотрим арсенал приёмов оратора, несвязанный с речью.
Пантомимика – это язык жестов, поз, мимики, язык телодвижений. Достоверность этого средства основана на том, что большинство его проявлений происходит спонтанно, не контролируется сознанием. Понимая смысл пантомимики, можно узнать больше о собеседнике, его мыслях и чувствах. Это облегчает задачу убеждения.
Преимущество человека, понимающего язык жестов и поз, состоит в том, что подкрепляя свои слова соответствующими пантомимическими средствами, говорящий обретает большую убедительность. Результаты исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, таки в их восприятии. Мужчины точнее воспринимают пантомимику мужчин. При этом следует помнить, что полнее других воспринимает пантомимику человек, обладающий большей эмпатией умением сочувствовать.
Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции. Сложнее воспринимаются отрицательные – печаль, гнев, отвращение, страх. Исследователи утверждают, что Лев Толстой, например, оценивал 85 оттенков выражений глаз и 97 оттенков улыбки. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы человеческой коммуникации. Поэтому так важно контролировать выражение глаз. Чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться сего взглядом 60-70% времени общения. Скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее трети времени общения, не пользуется доверием. Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, очень пристальный является сигналом враждебности.
Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении и открытость общению. Однако в зависимости от ситуации, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, маской.

33
Существует непосредственная связь между душевными физическим состоянием человека и улыбкой. Если на душе скверно – улыбка страдальческая, если хорошо – радостная. Люди благодарно воспринимают улыбки. Улыбающийся человек вызывает расположение к себе. В жизни всегда много проблем и с меньшими душевными потерями их преодолевают люди, которые умеют улыбаться.
Особым источником информации является голос. Если язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, то голос выдаёт их. Нужно уметь прислушиваться. В голосе заложено столько информации, что опытный специалист по нескольким фразам узнает о вас многое. Природа наградила каждого из нас уникальным голосом, но окраску ему мы придаём сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса – бодрее, общительнее,увереннее, раскованнее и гораздо приятнее в общении, чем те люди, которые говорят монотонно. У людей ожесточившихся голос обесцвечивается. Потону легко распознать гневи печаль, нервозность, усталость. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Проголодавшийся говорит тише, нона более высоких тонах. Медленная речь говорит об угнетённом состоянии, те, кто желает убедить, говорят быстро. Неуверенность в выборе слов, допущение ошибок, повторы, отрывистые фразы – выражение крайнего возбуждения, утраты контроля над собой. Характеристики голоса зависят от работы различных органов. Эмоции меняют ритм речевого дыхания. Страх парализует гортань, резонаторы сужаются, голос садится.
Жесты и мимика – важнейшая часть общения. Результаты исследований показали, что с помощью слов передаётся 7% информации, с помощью звуковых средств 38%, мимики, жестов, поз – 55%. Словесное общение в беседе даёт одну треть информации, а две трети – невербальные сигналы. Советует для подробного изучения этой темы обратиться к источникам, дающим подробные сведения о телодвижениях, словаре жестов и поз. (См.
Шейнов В.П. Риторика. Минск, 2000. С. 175-199).
Скажем несколько слово риторических жестах.
В зависимости от функций они подразделяются :
1. Ритмические – подчеркивают логические ударения
2. Эмоциональные – передают оттенки чувств
3. Указательные – выделяют предмет из ряда подобных, показывают место и направление
4. Изобразительные – создают визуальный образ обсуждаемого понятия, объёма, высоты и т.д.;
5. Символические – рукопожатие, аплодисменты, приветствие.
Правила жестикуляции сводятся к следующему

34
– Жесты должны быть естественными, соответствовать обстановке.
– Жестикуляция не должна быть непрерывной.
– Жестикуляция должна быть разнообразной.
– Вовремя речи не думайте о жестикуляции, кроме случаев когда вам покажется, что она чрезмерна и её надо сократить.
– Посвятите некоторое время упражнениям по усвоению жестов.
Оратор, владея невербальными средствами, должен знать о средствах создания контакта с аудиторией .
Хорошим собеседником является тот, кто умеет хорошо слушать. Часто мы делаем вид, что слушаем – это антикомплимент говорящему, негативная оценка его информации, подчёркнуто пренебрежительное отношение к нему.
Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость говорения в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому три четверти возможностей мозга не задействованы и ищут применения. Мужчины и женщины слушают по- разному. Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре мужчины и женщины он перебиваете в 2 раза чаще. Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, а мужчин интересует результат. Мужчина слушает внимательно первые 20-30 секунд, после чего начинает отвлекаться.
Эффективными приёмами слушания являются
– активное слушание – попытка предугадать мысль, подсказать слова задавать уточняющие вопросы
– активная поза слушателя – корпус слегка наклонён в сторону говорящего.
Нерефлексивное слушание состоит в умении сохранять внимание и не вмешиваться в речь собеседника. Оно полезно, когда
– собеседник горит желанием высказаться
– испытывает трудности при высказывании своих проблем
– является человеком, занимающим более высокое социальное положение. Визуальный контакт – исключительно важная часть общения. Оптимальная продолжительность взгляда говорящего на слушающего в аудитории не превышает 10 секунд. Пристальный взгляд смущает человека. Он перестаёт слушать вас.
Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. Это обусловлено проявлением интереса к самому процессу общения и к
деталям, на которые мужчины не обращают внимание. Мужской рационализм является в данном случае помехой общению.
При выступлении оратор должен стараться посмотреть на каждого слушателя. Восприятие оратора аудиторией от этого значительно выигрывает. Когда выслушаете, кивайте. Кивок означает расположение, понимание, согласие.
Дистанция между оратором и аудиторией тоже играет большую роль. Наибольшее удаление от слушателей – 3-4 м. Это естественно при выступлении в большой аудитории. Слишком близкое расположением. воспринимается как интимное. От 0,5 м дом дружеское, социальное расстоянием для деловых отношений.
В выступлении ненужно бояться пауз. Они позволяют собеседнику обдумать услышанное, паузы подчёркивают значимость мысли. Главное, чтобы их продолжительность не превышала 5-6 секунд, иначе пауза станет тягостной. Гимн паузе,как сильнейшему выразительному средству, вы можете услышать из уст главной героини ромага С.Моэма Театр.
2.9. Четыре закона современной общей риторики.
В этом разделе отметим только общие особенности речевого поведения говорящего, которые способствуют эффективности речи и успешному речевому общению. Отношение говорящий – аудитория “ применительно к ситуации публичного выступления и средства управления вниманием аудитории будут подробно рассмотрены в разделе, посвящённом практической риторике.
Классические общериторические законы ведения диалогической и монологической речи отвечают главной задаче – речь должна быть сшита по мерке слушателя как платье по мерке заказчика Так можно образно изложить первый и самый общий из фундаментальных законов современной общей риторики. Все четыре закона связаны именно с необходимостью для говорящего учитывать фактор адресата – особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Законы риторики отражают общериторический идеал речевое поведение и речь (дискурс) участников общения должны обеспечивать гармонию речевого события Первый закон – закон гармонизирующего диалога – гласит эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Это значит, что ваш собеседник или ваша аудитория – не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы, как говорящий, должны воздействовать. Ваша задача, как культурного ритора, образованного современного говорящего – пробудить собственное внутреннее слово слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

36
Назовём основные принципы речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы диалогтзировать речевое общение, получить живой и активный отклик слушателя наречь говорящего.
Внимание кадре с ату. Готовясь к речи, деловой, профессиональной или личной беседе, необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника. Каковы особенности его личности, характер, вкусы, интересы В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, составить письменно заранее социальный портрет слушателя или аудитории. Он создаётся в результате ответов наследующие вопросы
1) – социальное положение слушателя или социальный состав аудитории социальная роль собеседника по отношению к вам ( руководитель, учитель, товарищ, администратор, и т.п.);
2) – размер аудитории ( 2-4 человека 12-15 человек в комнате 40-50 и более в зале
3) – возраст ;
4) – круг особых интересов адресата и набор запретных тем личные особенности современника ( характер, образование, воспитание, вкусы
5) - почему и зачем люди собрались Что будут делать в результате собрания, конференции
6) – как ваше сообщение связано с насущными интересами и потребностями слушающих
7) – что они хотят получить от вас как оратора Может быть нужна не столько информация, сколько поддержка Классическая и современная риторика предлагает обширный набор специальных средств, которые помогут диалоги з и ров ать даже монологическую речь риторические вопросы, обращения оратора и др. В древности как отдельный жанр речи практиковалась диатриба – монолог , по форме напоминающий диалог.
Близость. Представив себе аудиторию, вы должны выбрать для речи те образы. Факты и доказательства, которые взяты из области, хорошо знакомой, интересной и доступной для слушателя. Аристотель отмечает, что слушатели внимательно относятся ко всему, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому слеует внушить слушателям, что речь идёт о подобных примерах.
Риторический принцип близости содержания речи интересами жизни адресата всегда учитывают хорошие педагоги. Вспомните по своему опыту, как быстро решается задача, если её условие и вопрос лежит в области интересующей вас проблемы.
Конкретность. Она помогает зримо воспринимать звучащее слово. Это очень важно для запоминания. Поэтому образную речь в отличие от абстрактных
и расплывчатых рассуждений можно легко и без напряжения слушать. Правилу конкретности нужно подчинить отбор слови структуру речи. Установите для себя меру абстрактности. Помните, что одной из важнейших характеристик возможности понимания, является степень непонятности. Чем конкретнее речь
– тем легче и приятнее адресату вкс слушать.
Второй закон общей риторики гласит, что речь становится эффективной, если говорящий осведомляет свонго адресата о том, каков маршрут совместного продвижения от начала речи к её концу. У Аристотеля находим яркий пример, великолепно иллюстрирующий второй закон риторики состязающиеся в беге не чувствуют усталости, если знают, что за поворотом – конечная цель, финиш. Этот закон называется законом продвижения и ориентации адресата. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован в пространстве речи и чувствовал, что продвигается к цели.
Для осуществления второго закона напоминает, что чувство движения у адресата создаётся в первую очередь общей структурой речи, наличием плана, о котором извещён слушатель. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперёд, не отвлекаясь, не застревая, не кружись на месте. Ещй Сократ в диалоге Платона “Протагор” так говорит о плохих ораторах Ораторы, даже когда их спрашивают о мелочах, растягивают свою речь, как долгий пробег. Смысл состоит в том, что оратор без конца кружится на одном месте, возвращаясь к одному и тому же много раз.
Кроме принципов построения всей речи в целом, создающих ощущение продвижения, в классической риторике выработались принципы построения отдельной фразы, которые способствуют лёгкости её восприятия. Это использование приёма периодов. Читаем у Аристотеля “Яназваю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен приятен потому, что представляет собой противоположность речи незаконченной, … понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит оттого. Что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу.
Помните, что лишние паузы, не имеющие смысловой нагрузки, особенно заполненные междометиями, слишком медленный темп, повторения – всё это мешает движению вперёд и утомляет слушателя.
Третий фундаментальный закон риторики – закон эмоциональности. Он требует. Чтобы говорящил творил свою речь не только рассудком, но и чувствами, переживал её эмоционально, заставляя слушателя сопереживать. Это требует от оратора умения выразить свои эмоции, сделать речь экспрессивной. При этом риторика как искусство учит соблюдению гармонии степень, сила выражаемых говорящим эмоций должны быть подчинены чувству
меры, а характер этих эмоций должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации.
Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия специальных средств и принципов их использования. Первое место вреди них занимает метафора.
Чевёртым законом является закону довольствия. Он говрит о том, что речь тогда и потому действенна, когда говорящий ставит себе цель – доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Это не значит, что адресата нужно непрерывно смешить и развлекать. Ротятно слушать речь, если слушать её легко. Неприятны излшние усилия и то, что делается по принуждени., - говорил Аристотель. Возьмите себе заправило совет английского лирика 16 века – сэра
Филипа Сидни. Он писал, что пытаясь убеждать или учить кого-либо, нужно делать это так приятно, чтобы дети оторвались от игры, а старики – от камина.
Какие специальные средства использует классическая риторика, чтобы сделать речевое общение приятным
Это многочисленные средства, служащие тому, чтобы в речевом общении была реализована игровая установка. Облегчить задачу слушания поможет и чередование трудных мест или влпросов с лёгкими, давая адресату возможность отдохнуть, выслушав анекдот, историю, цитату, афоризм и т.д.
Кроме игровых фигур речи и юмора можно использовать принцип разнообразия . Ему служат и движение речи, и юмор (смена серьёзного шуткой, и акустика речи – её темп, высота голоса, ритм. Монотонная речь – лучший способ усыпить слушателя. Разнообразят речь и переходы оратора от неподвижности к движению, изменения его позы. Вопросы для самоконтроля
Дайте определения понятиям речевое событие, речевая ситуация, дискурс, типы дискурса, речевой поступок, прямое и косвенное сообщение, стресс, классические общериторические законы Практические задания по теме
1. Опишите кратко речевые ситуации и разыграйте в классе следующие речевые события шеф – подчинённый, родители – дети просьба, сообщение неприятного известия и др.
2. Среди множества качеств, характеризующих человека, есть такие, которые относят к крайне необходимым для эффективного общения. За

39 15 минут вы должны составить список качеств, важных, по вашему мнению, для общения. Обсудим эти качества, высказывая своё мнение и проиллюстрируем, как эти качества помогают преодолевать обстоятельства, воздействовать на собеседника.
3. Игра «Эмпатия». Цель игры развивать умение держать контакт глаз, понимать собеседника.
Ход игры один из студентов выходит из класса. Остальные называют три лучших черты характера или внешности вышедшего. Назначенный хранитель информации записывает кем и что было сказано. Задача вернувшегося ориентируясь на мимику, выражение глаз определить, кто назвал ту или иную черту, о которой сказал ему хранитель информации. Группа помогает подсказками « горячо, холодно, тепло. Следует называть только положительные качества.
4. Игра Телеграф пантомимой. Цель игры – привлечь внимание учащихся к невербальным средствам общения. Ход игры. Участники игры делятся на две команды, выстраиваются шеренгами друг против друга. Ведущий подходит к одной из команд и шепчет каждому из её участников какое-либо существительное. Последние по очереди изображают эти понятия с помощью мимики и жестов. Задача визави – отгадать слово. Затем команды меняются ролями.
5. Игра Разговор через стекло. Цель игры – помочь ученикам развить свой язык жестов. Ход игры двое из участников пытаются только с помощью жестов договориться о чём-либо. Тема сообщается одному из них и всем присутствующим (второй ученик на это время выходит из класса. Держатель темы передаёт информацию своему товарищу, стоя перед воображаемым звуконепроницаемым стеклом.
6. Игра Собери коллекцию фотографий близкого человека. Цель игры научиться отслеживать «паттерны» ( от англ. образец, образчик, модель) близких людей и учитывать состояние человека приобщении. Ход игры Подготовительная часть объяснение понятия «паттерны» – повторяющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах и окраске лица, в ритме дыхания,темпе и тембре голоса, обусловленные внутренним состоянием человека. Например, переминается с ноги на ногу, бледнеет, настораживает слух – вывод
нервничает. Паттерны у разных людей различны, их надо отслеживать делать моментальные снимки и запоминать, а потом отбирать.
Сравните цвет кожи щёк и лба. Где больше розового Сравните треугольник в уголках глаз с полукружьями под глазами. Скоро вы начнёте замечать, что лицо окрашено неодинаково. На лице видны оттенки и точки серого, жёлтого, зелёного цветов.
Приглядитесь какому внутреннему состоянию человека соответствует тот или иной цвет кожи лица. Обучаясь фиксации изменений в мускулах лица, помните, что это эмоциональное напряжение и расслабление отражается в мелких мускулах. Эти изменения особенно заметны во внешних уголках глаз, вокруг рта ив линии челюсти. Обратите внимание нос иногда становится острее. Когда Что это значит Глубина складки между глазами или выше на лбу может тоже означать внутренние изменения.
Чтобы научиться фиксировать изменения в нижней губе, полезно посмотреть налицо партнёра по общению и собрать хорошую коллекцию фотографий. Нижнюю губу трудно, почти невозможно контролировать сознательно. Собирая фотографии, вы получите сигналы прямо из подсознания собеседника. Различая паттерны, обратите внимания на повторения, сходство и явные изменения в цвете, размере, форме губ, их влажности и припухлости.
Научиться фиксировать изменения вдыхании труднее но и это возможно. Если вы не можете уловить движения дыхания, необходимо обратить внимание на верхнюю линию члеч, которая поднимается и опускается. Обратите внимание на то, как люди дышат - верхней или средней частью груди, животом у линии талии или брюшной полостью.
Индивидуальное домашнее задание собрать паттерны человека, с которым вы часто общаетесь. Проверить с помощью вопросов правильность своих наблюдений и выводов.
7. Познакомьтесь с мнением стилистов Московского клуба визажистов о соотношении внешнего облика человека, его костюма и ситуации. Что именно оценивают стилисты Поделитесь своими наблюдениями, связанными с манерами и внешним обликом людей в официальных ситуациях Х церемония вручения «НИКИ» дала возможность «звёздам» прогулять свои вечерние туалеты, а нам – их умение одеваться.
Актёры поколениях годов в умении выглядеть дали сто очков вперёд всем современным красавицами секс-символам. Пара Зельдин-
Ладынина стала самой элегантной парой месяца. Он – в безукоризненном
смокинге с красной бабочкой ( один из немногих, решившихся надеть яркий аксессуар, с ухоженными волосами и усами. Она – с маникюром и идеальным макияжем, отличной укладкой, в длинной юбке на каблуках.
Великолепно смотрелась и вышедшая вручать Нику поэтесса Белла
Ахмадулина – маленькое черное болеро и узенькие брючки, аккуратно причёсанная головка, точёная фигурка делали её похожей на изящную статуэтку эбонитового дерева.
Ну, а оперную приму Галину Вишневскую можно назвать просто Королева месяца. Прямая спина, прическа- волосок к волоску, красивые жесты, элегантное платье и минимум драгоценностей.
Михаил Шуфутинский, сражавшийся на Музыкальном ринге с блистательной Лаймой Вайкуле, победил в номинации Самый неудачный концертный костюм. Для звезды того уровня, на который он претендует, одевается он слишком дешево. Не в смысле цены, а в смысле безвкусицы. Ярко-жёлтый костюм и чёрная прозрачная рубашка стареющему полнеющему мужчине ни сексуальности, ни элегантности, ни шарма не придали.
Бывает, что элегантность превращается в минус, как в случае с Артуром
Крупениным, который вёл ток-шоу Один дома. Он стал самым сладким мужчиной апреля. И костюм всегда дорогой, и платок шёлковый на шее, и платочек-паше в кармашке ему в тони причёска – шик, и гамма продумана до мельчайших оттенков. Но всё вместе вызывает чувство, что всё это напоказ, чтобы все полюбовались им, любимым
8. Вы назначены рецензентом курсовой работы студентки. Текст курсовой работы изобилует списанными фрагментами из научных работ. Ссылки отсутствуют. Сформулируйте замечания об этике цитирования. Помните, что перед вами первая курсовая работа. Вспомните свои первые опыты. Будьте справедливы и снисходительны.
9. Разделитесь на несколько групп по 6 человек в каждой пятеро специалистов помогают одному оратору. Задача подготовить кандидата в депутаты городской думы от студенческого движения Будущее России к первому публичному выступлени. Целевая установка выступления произвести на молодёжную аудиторию впечатление делового, надёжного, способного, перспективного, конструктивно мыслящего и вместе стем эмоционального, доброжелательного человека, представляющего организацию, имеющую чёткую программу. Три “имиджмейкера” отвечают зато, как вести себя кандидату, за его причёску, одежду, технику речи два человека из группы “паблик рилейшенз” (связи с общественностью) отвечают за текст речи и его дальнейшее распространение в СМИ. После домашней подготовки группа
представляет своего кандидата, который выступает на занятии с краткой трёхминутной речью Специально назначенные эксперты оценивают реализацию заданных параметров и аттестуют выступающих. Рекомендуемая литература
Ночевник НМ. Человеческое общение. – М Политиздат, С.
Жесты и мимика в русской речи Лингвострановедческий словарь. – М, Русский язык, 1991.
Пиз Алан. Язык телодвижений Как читать мысли других по их жестам- Новгород, 1992.
Горелов И, Енгалычев Б. Безмолвной мысли знак. – М Молодая Гвардия, 1991.
Ниренберг Джеральд, Калеро Генри. Читать человека, как книгу. – М Экономика. Академия здоровья, 1990.
Сопер Поль. Основы искусства речи. – М Прогресс. С.
Дил С, Сесмен Л. Верный путь к успеху 1600 советов менеджерам- М. Вече. Персей. Аст, 1995. С. 15-16, 35-37.
Этикет. Авт.-сост. О.Н.Улищенко.- Харьков. Купина НА. Риторика в играх и упражнениях. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. – М, Наука, 2002.
Межличностное общение. Хрестоматия. – Санкт-Петербург, Главы Невербальная коммуникация. Мужской и женский стили общения.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта