Политология. Учебник Политогогия - 2017. Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора пусько в. С., доктора политических наук, доцента Гришновой Е. Е
Скачать 1.61 Mb.
|
Глава 8. Государство как основной институт политической системы. 8.1. Происхождение государства, его сущность, признаки, структура. Исследование проблем государства, его места и роли в политической системе общества имеет важное значение для развития политической теории и практики, и чтобы глубже понять природу и сущность государства как основного института политической системы общества, целесообразно рассмотреть вначале его происхождение. Государство явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и другие обстоятельства послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство». Проблема рассмотрения возникновения и развития государства имеет несколько подходов. Основные из них это: а) историческая эволюция государства; б) концепция происхождения государства. Историческая эволюция государства состоит из трех этапов. 1 этап. На ранней стадии становления государства сохранились остатки первобытной (военной) демократии, чередовались республиканские и монархические (в античной Европе), деспотические режимы и формы правления. Общество, формирование которого еще не завершилось, резко дифференцировалось не столько на классовые структуры, сколько свободных и несвободных членов. Свободные граждане – это члены общества (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства - скульпторы, художники, поэты), очевидно делящиеся на правящую верхушку и подчиненные низы (в Риме это патриции и плебеи). Несвободными были рабы, а также различные категории полусвободных (отпущенники). Общество еще не сложилось, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Четко различались две функции государства – устройство «общих дел» в сообществе свободных (это не исключало регулирования социальных и классовых отношений) и господство по отношению к порабощенным. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, которые продолжают существовать и на следующем этапе развития государства. 2 этап. В начале Нового времени (XVI в.) господствует сильная монархическая власть с преобладавшими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) являлись собственностью монарха («государевы люди в России»). На протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формировались предпосылки и основы государства Нового времени. Его развитие определялось концентрацией власти на расширявшейся социальной и экономической основе. Этот процесс в свою очередь базировался на установлении власти государства над принадлежавшей ему территорией (устранение феодальной разобщенности провинций, собирание земель), централизации и концентрации власти и замене отношений личной вассальной преданности монарху организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные функции, т.е. политическая организация власти. Более ранняя инициатива церкви организовать политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе после длительной борьбы светской и церковной власти была подавлена. Как в западных странах, так и на Руси государство строилось на экономической, политической и социальной основе. Возникла государственно-территориальная пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной. К XVI в. процесс новой политической организации общества был почти завершен. К этому времени относится и появление самого термина «государство», роль которого прежде всего выполняли понятия владения, земли, княжества, королевства, империи, а в западной научной литературе – термин «республика». Прежнее понятие «республика», употреблявшееся для обозначения государства монархического типа, приобрело современное значение – республиканский строй. Смешение понятий встречается в современных переводах, когда античный термин «республика» («Республика» Платона, «О республике» Цицерона, «Шесть книг о республике» Ж.Бодэна) переводится как «государство», что неточно. В русском же языке название новому политическому единству и направляющей его власти дано по имени ее главы – государя (славянский «господарь»). В XVII в. понятие государства окончательно определилось вне представлений об его устройстве или режиме (республика, деспотия, королевство, княжество). 3 этап. В то время как на Востоке закрепились монархические и деспотические формы государства и стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти, а на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования и общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. Начавшиеся за много столетий до этого борьба за права и свободы человека, его равноправие получила новый импульс, ускоривший формирование и общества, и государства. Активизировалась идея гражданина общества (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Русо, И.Кант и др.) и преобразование власти государства, в частности абсолютизма как одной из ее форм, посредством разума и нравственности. В России этот процесс начался позднее и принял своеобразные, бунтарские формы крестьянских и городских мятежей, бегства на неподвластные царю просторы. С XVII в. началась борьба за вольности дворян. Кульминацией ее стало восстание декабристов 14 декабря 1825 г. – попытка первой освободительной революции. Концептуальный подход к происхождению государства имеет несколько версий. Наиболее распространенными из них являются следующие: 1. Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкасаемый институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств. 2. Теория общественного договора. Наибольшее распространение она получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Д.Локка, Т.Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой теории, возникновение государства есть результат своеобразного договора (пакта) индивидов в целях обеспечения правопорядка, который гарантирует пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному институту власти. 3. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в ее обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считали они, власть должна принадлежать более сильным и организованным. Для закрепления своих побед и удержания в повиновении завоеванных народов победители и создают государство. 4. Социально-экономическая, или марксистская, концепция государства. По этой концепции государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме. Для поддержания господства одних классов над другими и создается специальный аппарат насилия, другие институты, которые и составляют государство. Несмотря на существование различных, зачастую противоречивых концепций и теорий возникновения и эволюции государства, в этом процессе можно определить, что гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация общества оставались господствующими. Понимание государства связано также с представлением о государственности – такой организации совместной жизни людей, которая возглавляется и управляется централизованной властью, направляется ее политикой. Государственность – это политическое достояние народа, который пришел к созданию своего государства, способность общества сплотится, обрести единство, защищать его. Путь к созданию государства был для всех народа долгим и противоречивым. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что государство представляет собой механизм реализации власти, осуществляющий управление обществом, защиту его экономической и социальной структуры. Выступая в качестве такого механизма, государство имеет свои существенные признаки. К ним относятся, прежде всего, следующие. Во-первых, наличие особой системы органов и учреждений власти. К таким органам относятся административно-управленческий аппарат, суды, армия, правоохранительные органы. Именно они осуществляют реализацию власти и обеспечивают совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Крайне важна легитимность государственной власти, ее верховенство и независимость, в том числе и от власти других государств; монополия на принуждение в отношении населения; суверенное право на установление и взимание налогов и сборов с населения, формирование общенационального бюджета; право и возможность осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и военной; сохранение экономической и социальной структуры общества. Во-вторых, наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых государством и определяющих как взаимоотношения между членами общества, так и порядок взаимодействия различных общественных организаций и институтов. Следует иметь в виду, что право возникло не в одночасье. Ему предшествовал длительный период, в течение которого отношения в обществе регулировались моральными нормами (на уровне поощряемых и запрещенных поступков, различного рода «табу»). Такой характер регуляции имел место при первобытнообщинном строе. Осознанные всеми членами племени эти нормы, традиции, обычаи становились официально закрепленными. В силу этого можно говорить о том, что эти регуляторы отношений в племени являлись как бы прообразом разветвленной системы законодательства в более поздних системах общества. Говоря о значении права в современном обществе, необходимо заметить, что оно становится не формальным, а фактическим регулятором отношений между членами общества, поведения членов общества лишь тогда, когда это право легитимировано самим обществом. В противном случае законодательство является «мертвой» структурной единицей государства. В-третьих, важным признаком государства является наличие определенной территории, пределами которой ограничивается его власть. Понятно, что если не будут определены территориальные пределы государства, то осуществления управления обществом просто будет невозможным. В-четвёртых, важнейшим признаком государства является наличие суверенитета, т.е. независимости его от какой-либо иной власти. Отсутствие суверенности превращает властные структуры в средство осуществления иностранной политики в пределах формально самостоятельного (а фактически зависимого) государства. В-пятых, население (народ) как этническая общность, проживающая на данной территории и подчиняющаяся созданным органам власти. Население государства может состоять преимущественно из одной этнической общности или быть многонациональным. Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями. Часто государство понимают в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью, проживающих на определенной территории. В этом смысле понятие «государство» употребляется как тождественное понятиям «общество», «страна» (Франция, Германия, Россия). В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государственный механизм представляет собой комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для решения задач управления обществом и защиты его основных интересов. В процессе исторического развития сложилась достаточная устойчивая структура государства, которая включает: представительные (законодательные) учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, контрольно-надзорные органы, органы охранного правопорядка, институты безопасности и разведки, вооруженные силы, государственные средства массовой информации, институты духовного развития общества. Одним из основных элементов механизма организации и осуществления власти является глава государства. Это может быть либо монарх, либо президент. В качестве главы государства может также выступать и определенный коллективный орган (например, Государственный Совет во Вьетнаме или Камбодже). Глава государства осуществляет координацию деятельности государственных органов и управление этой деятельностью на основе существующей системы законодательства. Кроме этого, он, как правило, представляет государство в процессе межгосударственных взаимодействий в контактах, которые осуществляются на высшем уровне. Важное место в структуре государства занимает государственный аппарат, чиновничество. Содержание деятельности государственного аппарата во многом зависит от социального происхождения его представителей, моральных качеств уровня образования и профессиональной подготовки, образа жизни, методов выдвижения на соответствующие должности, политической ориентации и форм связи чиновников с различными слоями общества. 8.2 Механизм реализации публичной власти. Государство как механизм организации и осуществления политической власти имеет довольно сложную структуру. Различные элементы, ее составляющие, предназначены для выполнения вполне определенных функций. Их принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. 1. Политическая функция связана с осуществлением политической власти, поддержанием порядка в стране, обеспечением политической стабильности, установлением отношений с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными организациями по вопросам формирования государственных структур, проведения выборных кампаний, регулированием межнациональных отношений. Подавление различных социальных сил, покушающихся на захват политической власти неконституционным путем, либо стремящихся к разрушению определенных структур механизма реализации власти. Несмотря на отмеченную нами тенденцию сужения пределов необходимости реализации государством этой функции, она еще имеет место и, вероятно, в несколько трансформированном виде сохраняется и в будущем. 2. Правовая функция охватывает разработку и принятие общегосударственных законов, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения, поведение граждан, осуществление контроля за исполнением законодательных актов и применение мер воздействия к нарушителям законов со стороны государственно-правовых и административных органов. 3. Организаторская функция государства состоит в применении соответствующих рычагов для осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики, информационного обеспечения политических мер, формирование кадрового корпуса управленцев. Организация исполнения государственных решений всегда была и остается одной из уязвимых в деятельности государственного аппарата. Бюрократизация чиновников, отрыв их от непосредственных нужд людей, работа на себя, как правило, вызывают недовольство населения. 4. Экономическая функция государства выступает стержнем в развитии производственных сил страны, повышении его национального богатства. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в формировании бюджета на определенный период, в рациональном распределении кредитов по отраслям и сферам жизнедеятельности общества, в выработке и осуществлении налоговой политики, в использовании экономических стимулов (или санкций) для развития отраслевой экономики, в непосредственном влиянии на развитие транспорта, энергетики, коммунального хозяйства. 5. Социальная функция государства включает удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, в обеспечении их жильем, поддержании здоровья населения, осуществлении социальной защиты престарелых, пенсионеров, инвалидов, молодежи, безработных, в развитии системы страхования жизни, здоровья, собственности. 6. Образовательная функция государства заключается в создании и развитии всех видов качественного образования подрастающего поколения и формирования системы повышения квалификации и переподготовки требующихся в процессе трудовой деятельности. Многие государства стоят перед проблемой кардинальной реформы в сфере образования, выработки политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. Государство формирует систему высших учебных заведений, обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, может гарантировать последующее трудоустройство специалиста, разрабатывает и реализует научную политику, поддерживают деятельность научных коллективов. 7. Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Механизмами государственного воздействия на сферу культуры является соответствующее финансирование учреждений культуры, строительство и предоставление им зданий и помещений, обеспечение льготного налогового обложения, предоставление возможностей для широкого обмена культурными ценностями с творческими коллективами других государств. Кроме названных внутренних функций государства существует множество других. Они могут быть совершенно разными в различных государствах, а их наличие или отсутствие зависит от характера самого государства. Наряду с внутренними функциями государство выполняет еще и ряд внешних функций. Реализации этих функций решает ту же задачу, что и реализация функций внутренних, а именно создание условий для стабильного и уравновешенного развития общества. Однако деятельность государства в этом случае осуществляется, как правило, в направлении других государств. Внешние функции государства связаны с защитой и неприкосновенностью границ, сохранением целостности территории страны (функции национальной безопасности); с обеспечением политики сдерживания потенциального агрессора, в случае его нападения-отражения агрессии (оборонная функция); с поддержанием и развитием межгосударственных отношений с другими странами (дипломатическая функция). Важное значение имеют также осуществление внешней торговли, координация совместной деятельности с другими государствами в различных сферах (миротворческие акции), участие в блоках, союзах. Все вышеперечисленные элементы внешней функции государства можно свети к трем важнейшим направлениям: Во-первых, это защита интересов данного государства в его взаимоотношения с другими государствами. Мы уже говорили о том, что пределы власти государства ограничены его территорией. Каким же образом государство защищает собственные интересы в межгосударственных отношениях? Такая защита осуществляется путем целенаправленного проведения государством своей внешней политики, основанной как на законах этого государства, так и на межгосударственных договорах, имеющих силу закона после ратификации их договаривающимися сторонами. Кроме этого, защита интересов государства осуществляется через его членов в различных международно-политических, экономических, военно-политических и других организациях (НАТО, ЕЭС, ООН, ОАГ, МВФ, ВОЗ, ШОС). Наконец, защита интересов государства может осуществляться путем использования им собственных военных сил и средств. Во-вторых, это обеспечение военной безопасности государства и общества. В современных условиях это важнейшая функция государства. В течение длительного времени многие государства уделяли пристальное внимание развитию и совершенствованию органов, предназначенных для выполнения этой функции. В результате этого в таких государствах были созданы мощные армии, оснащенные современной боевой техникой и средствами массового уничтожения. Возможности этих органов государства сегодня настолько велики, что они уже не адекватны объективно складывающимися условиями взаимодействия государств. Военные возможности открыто противостоявших ранее (противостоящих сегодня) государств сами приобрели характер опасности для всей цивилизации. Они как бы оторваны сегодня в определенном отношении от практики межгосударственных взаимодействий. В-третьих, развитие сотрудничества с другими государствами. Эта функция в современных условиях занимает постепенно ведущее положение в системе внешних функций государства. Ее реализация призвана обеспечить создание благоприятных условий для развития общества. Государство может эффектно выполнять эту функцию если оно отличается стабильным развитием. Такое развитие определяется эффективностью экономики, уровнем жизни членов общества, наличием определенных демократических прав и свобод в данном государстве. В этом случае развитие сотрудничества с другими государствами способствует внутренней стабилизации рассматриваемого общества. Если же общество внутренне не стабильно, то сотрудничество с другими государствами, как правило, не становятся благом для данного государства. Такое государство очень быстро может стать объектом экономической, финансовой, (а зачастую и военной) экспансии со стороны других государств. Рассмотрение сущности, структуры и основных функций современного государства позволяет сделать вывод о том, что последнее представляет собой механизм организации и осуществления политической власти в обществе. Наметившееся изменение исторической роли государства привело к тому, что в его деятельности на первый план выходят функции, направленные, с одной стороны, на «мягкое» регулирование состояния общества на определенных этапах его развития, а с другой - на обеспечение способности к адаптации самого государственного механизма в условиях интенсивного процесса развития общества. 8.3. Правовое государство и гражданское общество. Проблемы формирования. На первый взгляд словосочетание «правовое государство» может показаться некорректным, избыточным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятии «правовое государство» вкладывается иной, более глубокий смысл, чем просто наличие права. Исторически процесс образования правового государства состоял в распространении принципа суверенности на право. Он проходил три этапа: 1. Признание суверенитета власти; 2. Завоевание суверенитета народа; 3. Борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, большинства или меньшинства. Паритет (равенство) и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами, особенно сложных между властью и правом, и не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попирать закон, но и потому, что само право создаётся властью (от имени народа либо без этого), обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Ситуация самоограничения представлялась противоестественной и остаётся таковой поныне, что отражается в традициях, хорошо известных в терминах всевластия, своеволия, самоуправства, беззакония. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще трудней преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытавшихся действовать вне закона. Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа по преобразованию его политической системы в политико-правовом отношении. Её центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трёх столетий. Всё это не означает, что в истории политико-правовых отношений прежде не модифицировалось право, и не устанавливался высокий статус введенных законов, особенно записанных в религиозных текстах, по которым до сих пор живут, например, некоторые мусульманские страны. Всегда был высок престиж обычного права (права, установленного традицией, обычаями страны) в малоэволюционировавших общества, и оно не устанавливало правового равенства. Решающими событиями в истории преобразования политико-правовых отношений стали разработанная Дж. Локком концепция правового государства и сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция («Два трактата о государственном правлении»). Ему же принадлежала и попытка практически реализовывать проект правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке. В дальнейшем конституционном и политико-правовом творчестве приняли участие крупнейшие мыслители – И. Кант, В. Гумбольд. Значительными событиями на пути к правовому государству стали в XVIII в. Конституции французской революции (она, правда, так и не была реализована на практике) и США (оказавшаяся одной из самых ранних и самых стабильных). Анализирую эволюцию государства как политико-правовую систему можно определить сущность правового государства. Она заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. К основным признакам правового государства относят следующие: • Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство. • Равенство всех перед законом. • Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает само государство от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта. • Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства. Стабильность законодательства – важное условие осуществление права, уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан. В устойчивом в правовом отношении обществе, где уважают закон, как правило, не происходит бегства капиталов, утечки мозгов, начинается эра стабильности, а значит, и процветания общества. • Обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над разовыми распоряжениями и указаниями властей. • Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону. • Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества. Выполнение в полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться. Процесс формирования правового государства, особенно приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона в первую очередь самой властью очень давние («Прав тот, у кого больше прав», «Закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло»). Истоки такого правового нигилизма коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняется тем, что право (законы) создаются этой самой властью. Формирование правового государства путь сложный и длительный. Для этого необходимы и важны следующие условия: • Совершенствование существующего законодательства. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношение законов с подзаконными актами в пользу первых. Данная проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например, для России. • Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур и органов самоуправления, расширения компетенции последних. • Признание легитимности законов и соблюдение их со стороны всего общества, формирование высокого уровня политической культуры населения, его правовую грамотность, преодоление правового нигилизма. Мало создать разумные законы, четко сформулировать и прописать права и обязанности. В обществе должны быть сформированы устойчивое отношение и привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта и основы собственного благополучия власти и самих граждан. Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. К основным критериям правового государства относятся верховенство (примат) права и закона в обществе; равенство перед законом и судом гражданина и государства; право на судебную и иную защиту в случае посягательства на честь и достоинство, ущемление прав и свобод; взаимная ответственность гражданина и государства друг перед другом; разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей; конституционный надзор за деятельностью органов государства и административными структурами; широкое самоуправление в рамках конституции; политический плюрализм. Правовое государство – это и правовое общество, здесь правовые отношения объединены с гражданскими. Такие отношения формируются совместно, хотя, может быть, не одновременно и разными темпами. Их связь и есть сочетание политического общества с гражданским. Гражданское общество – не альтернатива какому-либо иному обществу (социалистическому, капиталистическому) и не результат произвольного выбора. Оно не вводится декретами или конституционными актами. Его становление оказалось весьма длительным и не завершилось по сей день, хотя его формирование уже дало ощутимые результаты. Этот процесс был связан с длительной и тяжелой социальной борьбой, с разрешением глубоких противоречий между государством и обществом, классами, обществом и человеком, борьбой за политические и социальные права, экономическое и культурное развитие. Исторически идея гражданского общества возникла в Древней Греции и античном Риме, в политико-юридическом учении того времени, в частности в творчестве Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и появилось понятие общества как совокупности граждан. Представление об особых правах и обязанностях гражданина в Древнем Риме было весьма развито: это был лично свободный человек (не раб), подданный Римской империи (не иноземец), житель Итальянского полуострова (а не провинций, точнее колоний). Римлянин имел гражданские обязанности (служил в армии, участвовал в народных собраниях, в политике) и права, даже привилегии – его нельзя было предать позорной казни распятием на кресте. Однако лишь в середине XVII в. Т. Гоббс в трудах «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества и гражданина. Они возникают при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. При этом превращается в гражданина не по признаку подданства (римские граждане), а потому, что он становился развитой, целостной и активной личностью. Вместе с ним изменяется и общество со всеми присущими ему отношениями. Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция гражданского общества со всеми его проблемами (свободы, права, долга, морали, собственности) разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей – Дж. Локком, Ж. -Ж Руссо, И. Кантом, Г. – В. – Ф. Гегелем, К. Марксом (в его ранних работах), А. Грамши. Гражданское общество было задумано как интернациональное явление. Возникновение глобальных проблем и потребность в новой глобальной цивилизации расширили и сферу гражданского общества до планетарных масштабов. Этот процесс протекает, конечно, неравномерно. В одних обществах он сосредоточен на освоение его основных форм и классических концепций, в других – на новых, неклассических теориях формирующейся мировой цивилизации, «нового», «простого», «истинного» мир, нового мирового порядка. Становление гражданского общества стало признанной общественной целью. Во второй половине XX в. движение к нему сопровождалось бурным экономическим и научно-техническим развитием, подкрепленным взлетом общественной мысли – новыми экономическими, социальными, культурологическими учениями об общественном развитии (кейнсианские и посткейнсианские антикризисные теории полной занятости населения, создания и распределения коллективных и индивидуальных благ), концентрацией внимания общественно политической мысли на человеке. В этом потоке возникли идеи модернизации (первоначально они были предназначены для слаборазвитых стран, затем стали общей концепцией осовременивания мира и человека), концепции роста (экономического, социального, культурного), реабилитирующие идею общественного прогресса, и прогностические концепции нового, развивающего общества (постиндустриального, информационного, технотронного и т.п.), а также теории глобальных процессов, в первую очередь антивоенных и экологических, в которых проблемы человека и общества заняли центральное место. Анализ постепенно складывающейся концепции гражданского общества позволяет ему дать более или менее полное определение. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Таким образом, основами гражданского общества являются: 1. Децентрализация властных полномочий; 2. Разделение властей; 3. Доступ граждан к участию в государственных и общественных делах; 4. Демократическое законодательство; 5. Верховенство закона и равенства во всех перед законом. Независимый суд; 6. Политический плюрализм; 7. Обеспечение прав человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни; 8. Развитая многоукладная экономика; 9. Разнообразные формы собственности; 10. Регулируемые рыночные отношения; 11. Свобода совести; 12. Цивилизованность отношений, высокая духовность, нравственность. Гражданское общество призвано выполнять следующие функции: 1. Формирование у граждан привычек и потребностей соблюдать общепринятые нормы, политическая социализация и воспитание населения. 2. Участие в создании органов государства, в демократическом и гуманитарном развитии всей политической системы. 3. Защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов. Качество гражданского общества определяется соотношением идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое осуществляет такой проект. Это бесспорный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни, процесс достижения свободы, равенства, справедливости и других социальных, моральных и культурных ценностей. Этот путь, по-видимому, суждено пройти человечеству в целом, хотя в разные сроки и в различных формах очень несходных с уже реализованным на Западе прототипом. Ошибочно считать гражданским всякое общество, состоящее из граждан, т.е. населения или подданных. Гражданское общество-это общество с развитыми экономическими, культурными, политическими, правовыми отношениями, коллективистскими началами ассоциативной жизни, экономическими, социальными и политическими свободами и правами. Его граждане наделены особыми качествами развитой культурной личности - такими, как осознание своих прав и своего долга, дисциплинированность и ответственность, чувство собственного достоинства и уважения к согражданам, способность жить с ними в мире и согласии. Сама эволюция социальной жизни сформировала механизм формирования гражданского общества. Государство по существу создает гражданское общество или, как это следует из гоббсианской концепции власти, закладывает его основы. Оно устанавливает порядок, цивилизует общество и его членов. Идея создания нового общества властью, средствами политики стала одной из ключевых в общественной и политической теории. Государство формирует гражданское общество. Но общество создает государство, передавая ему свои права. Значение взаимных отношений общества и власти было переосмыслено современниками. Гоббс разрабатывал концепцию их взаимодействия. Народ и государство связаны договором и доверием, основанными не трех началах государственной политики и проведения общества: моральном порядке, знании и праве. Единство этих начал предопределяет и единство государства и общества. Тем самым разрешалось противоречие естественного (в человеке) и разумного (в политике). Государство охраняет естественные права граждан; общество сдерживает естественные побуждения власти к господству; власть обуздывает природные инстинкты человека. Государство, общество, человек и политика образуют новое единство. Условием такого развития оказались равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих гражданского общества-человека, общества и государства; индивидуальность личности коллективность совместной жизни людей, организованных в общество. Доминирование одной из составляющих не создает гражданского общества, а разрушает его. Если это первенство государства, подчиняющего общество (как полагал Гегель), или коллективного начала общественного процесса (в соответствии с практикой социализма), или общества, растворяющего государство и политику (в концепции Маркса), либо господство антиколлективистского индивидуализма, то гражданские отношения не возникают, И наоборот, все стороны гражданских отношений-человек, общество и государство - формируются и уживаются при их паритете, образуя устойчивое единство, способное развивать и преодолевать внутренние и внешние кризисы и конфликты. Гражданское общество не сплачивается против государства, ибо само государство составляет его часть. Все вероятные и реальные конфликты между ними, как и отношения с индивидом, регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми отношениями и политикой, которая сама подчинена созданным ею законам. Для современного социально-политического состояния российского общества можно назвать следующие направления развития и формирования гражданского общества: 1. Создание института (коллективных и индивидуальных) владельцев средств производства, разнообразие форм собственности, развитие экономической активности, самостоятельности хозяйствующих субъектов; 2. Ликвидация основ монополии любой политической власти, децентрализация и перераспределение властных полномочий. 3. Раскрепощение сознания личности, укрепление чувства собственного достоинства, веры в себя, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы; 4. Согласование национальных интересов, реализация естественного права каждого народа на самостоятельное достойное существование, сохранение его самобытности, языка, культуры, традиций, включенности в мировую цивилизацию. Гражданское общество - одновременно и цель и средство общественного развития, неизбежная историческая необходимость. Его формирование обеспечивает перспективы общественного развития, демократический процесс, социальную и экономическую стабилизацию общественного порядка, исполнение законов – все то, без чего невозможно создание правового государства. Исторически правовое государство и гражданское общество формируется совместно, это две стороны целостного общественного развития. План семинарного занятия 1. Содержание исторического и концептуального подходов происхождения государства. 2. Сущность, признаки, структура государства. 3. Типы и формы государства. Специфика становления российской государственности. 4. Механизм реализации публичной власти государства. 5. Правое государство, проблемы формирования и совершенствования. 6. Генезис и перспективы развития гражданского общества. Темы выступлений 1. Основные типы государств. 2. Формы и функции государства. 3. Правовое и социальное государство. 4. Специфика происхождения российского государства. 5. Государство в политической жизни общества. 6. Политико-правовые основы и функции гражданского общества. 7. Гражданское общество и политическая власть. Контрольные тесты по теме 1. Кто из мыслителей впервые изложил идеи различия общества и государства? а) М.Вебер б) Т.Гоббс в) Дж. Локк г) И.Кант 2. Какая форма государственного правления в РФ? а) Республика президентская б) Монархия конституционная в) Республика парламентская г) Монархия абсолютная 3. Какие структуры в РФ представляют законодательную власть? а) Правительство РФ и правительство субъектов РФ. б) Конституционный суд, Верховный суд, арбитражный суд в) Федеральное собрание: Государственная дума, Совет Федерации г) Политические партии, фракции Государственной думы. 4. Гражданское общество это: а) Информационное общество; б) Общество, где развита экономическая конкуренция ликвидирована монополия и политической власти; в) Общество, где политическая власть находится у аристократов и функционирует институт частных владельцев. г) Общество, где реализуется верховенство закона и равенство перед законом, а также децентрализация, разделение властей и высокая гражданская культура. 5. Кому принадлежит первенство идеи правого государства? а) Дж. Локк б) Б. Спиноза в) Д.Дидро г) П. Сорокин Список литературы: 1. Кравченко А.И. Политология. Учебник. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2015. 2. Тинт Ю.С. Политология. Учебное пособие. М,.: Изд-во РИОР, 2011. 3. Кареев Н.И. Государство – город античного мира. Опыт исторического построения политической и социальной эволюции античных гражданских общин. М.: Изд-во: ГПИБ, 2014. 4. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. М.: Изд-во: ПРОСПЕКТ, 2015. 5. Корнеев А.В. Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа. Монография. М:, Изд-во: ПРОСПЕКТ, 2015. 6. Политология. Учебное пособие. М.: МГТУ, 2014. 7. Макаренков Е.В., Пусько В.С. Тестирование по политологии. Методика и тесты. М.: МГТУ. 2014. |