Главная страница

История экономических учений. История_экономических_учений_пособие. Учебное пособие СанктПетербург 2012 2 содержание


Скачать 1.23 Mb.
НазваниеУчебное пособие СанктПетербург 2012 2 содержание
АнкорИстория экономических учений
Дата16.03.2022
Размер1.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория_экономических_учений_пособие.pdf
ТипУчебное пособие
#400040
страница3 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
«хрематистикой». Понимая необходимость торговли, он различал два вида хрематистики: основанная на производстве поощряется, основанная на обращении порицается. Процент же есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта – наиболее противна природе, по мнению Аристотеля. Экономика же имеет, по его мнению, своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также для государства;
3) работу по найму. Такую возможность он признавал в первую очередь для ремесленного труда, так как в Греции существовали уже первые промышленные предприятия. В буржуазной науке
Аристотеля считают провозвестником «политики среднего сословия», так как в его трудах можно найти идею защиты частной собственности. Он выступает против подавления личной свободы, считает, что частная собственность подвигает на щедрость, великодушное отношение к женщинам и детям и т. п. В борьбе же мелкой собственности с крупной крупная побеждает. Ростовщичество также разоряет крестьян, поэтому Аристотель стремится обосновать гражданские добродетели земледельца. Они, по его мнению, состоят в том, что крестьянин прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, не суёт носа в чужие дела, мало интересуется политикой и редко посещает народные собрания.
3.
Проблема товарного производства. Аристотель признавал необходимость разделения труда и обмена, хотя в основном выступал с позиций натурального хозяйства. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определённой потребности и для обмена. Естественным назначением вещи он считал способность служить предметом потребления, а не обмена.
Если у человека возникает желание жить беспредельно, то экономика перерастает в хрематистику как любовь к деньгам. Как же
21
обмениваются товары? Обмен не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости. Обмениваемые товары должны быть равными в каком-то отношении, а обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу проданной вещи. Какова же та общая субстанция, которая лежит в основе обмена? Аристотель лишь поставил этот вопрос, поставил проблему ценности товара. Уже в его понимании ценность товара определяется двумя основными его качествами: трудом, затраченным на производство товара, и его редкостью. Основной вопрос, который встал перед ним: какое из этих качеств важнее? Ответ был в духе времени: трудное важнее более редкого. Это даёт основание считать Аристотеля первым представителем трудовой теории стоимости. Единой мерой товаров является у него и потребность, которая всё связывает вместе. Деньги же в его представлении, в основном, результат соглашения людей и условие использования вещей. Деньги были, по его мнению, изобретены людьми для удобства обмена. Они есть мера стоимости и средство обращения. Использование денег для их самовозрастания
Аристотелем осуждалось и порицалось. Античное греческое общество в целом осуждает деньги как монету, на которую разменивается весь экономический и моральный уклад жизни:
IV
. Римская цивилизация – наиболее молодая из античных.
Римская культура превзошла греческую; политические формы этого периода также были более сложными, чем в Древней Греции. Более развитыми оказались и рабовладельческие отношения. Римское рабовладение отличалось от греческого тем, что главными источниками пополнения рабов были не торговля, а войны и ростовщичество. Римская империя просуществовала более 800 лет.
Падение империи произошло в 476 г. н.э. Наибольшее возвышение
Рима наблюдалось в III-I вв. до н. э. Древний Рим во многом поднялся на обезземеливании крестьянства и порабощении неплатёжеспособных должников. Античное рабство Рима имело своей основой разложение общины, и ему предшествовало индивидуальное хозяйство крестьянина. К особенностям римского рабовладения можно отнести следующие черты:
1.
Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих народов. Использовались преимущественно рабы-военнопленные, то есть их приобретение было внеэкономическим. Отчасти этим можно объяснить их более тяжёлое положение и бесчеловечное отношение к рабам. Не случайно
22
наиболее известное в истории восстание рабов произошло именно в
Древнем Риме /восстание Спартака в 73-71 гг. до н. э./.
2.
Римское рабовладение имело аграрную направленность. В
Древней Греции рабы использовались больше в сфере ремесла, торговли. В Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Аграрная проблема была очень сложной. Крестьянство было обречено на разорение и жалкое существование в качестве городских пауперов или солдат. Оставаясь же в деревне, крестьяне попадали в поземельную кабалу и сближались с рабами. Всем им грозило рабство. Борьба за землю приводила к необходимости разработки аграрных проблем. Поэтому в основном экономическая мысль Древнего Рима решала проблемы рациональной организации рабовладельческой латифундии и товарной виллы. Если греческую мысль волновал вопрос оправдания рабства, то римскую – организация рабовладельческого хозяйства.
3.
Проблемы кризиса рабовладельческого общества были решены в Риме иначе, чем в Греции. Они породили колонат и колона
– свободного крестьянина, который работал уже по своей воле.
Проблема длительного сосуществования свободного и рабского труда была очень сложной. Колону требовалось моральное обоснование необходимости трудиться, а не палка. Физический же труд считается привилегией рабов. Рабство сформировало стойкое презрение свободных к производительному труду. В реабилитации труда большую роль сыграла церковь, христианство. Возникшие новые проблемы отразились в христианских заповедях, превозносивших душеспасительный характер труда, его моральные достоинства.
4.
Возникновение свободных крестьян-колонов требовало юридического обоснования колоната. Возникает первое в истории юридическое оформление собственности – римское право. В нём заложены идеи естественного права – равенства людей, а также обоснование необходимости государства и правительства, а также частной собственности для нормального развития общества. Понятие собственности во многом вытекало не из труда, а из захвата
(
«оккупаре» - приобретение имущества), что отразило специфику
Рима.
Экономические проблемы Древнего Рима отразили Катон,
Варрон, Колумелла.
Катон Марк Порций, или Катон Старший, (234-149 гг. до н. э.) известен своим трудом «О земледелии». В нём он обосновывал
23
преимущества сельского хозяйства, призывал побольше продавать и поменьше покупать, причём покупать лишь то, чего нельзя произвести в своей вилле, а продавать лишь излишки. Катон сумел проникнуть во внутреннюю жизнь поместья средних размеров и попытался решить проблему её рациональной организации, что в
Греции было неизвестно. Важнейшим элементом организации рабского труда было создание продуманной системы надзора, принуждения к труду как реализации отношений господства и подчинения. Катон советовал разделять рабов, сеять распри между ними, наказывать. В то же время он предлагал использовать материальные и моральные стимулы. Условия жизни рабов ставились в зависимость от того, насколько усердно они работают. Труд по управлению рабами использовался им для оправдания рабства.
Впоследствии ввиду малопроизводительности рабского труда он выступил за пастбищное хозяйство, а затем стал оправдывать торговлю и ростовщичество.
Варрон (116-27 гг. до н. э.) написал трактат «О сельском
хозяйстве», в котором обосновывались достоинства этой отрасли. Он рекомендовал сочетать земледелие со скотоводством. Развитию рынка он не придавал большого значения, выступал за усиление эксплуатации рабов.
Колумелла (I в. н. э.) создал трактат «О сельском хозяйстве». В нём нашёл отражение кризис латифундии, основанной на рабском труде. Он уловил основное противоречие рабовладельческого общества
– подавление производственной активности непосредственного производителя, нарушение нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Рабы становятся опасной собственностью, поэтому Колумелла советовал передавать землю для обработки свободным колонам, то есть перейти к мелкому производству.
В середине I в. н. э. возникает христианство. Первые христиане подвергались гонениям, однако в 325 г., на Никейском соборе христианство получило статус государственной религии Римской империи. Оно помогало держать в повиновении рабов и свидетельствовало о постепенной феодализации римского общества.
24

ТЕМА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЕРИОДА
ФЕОДАЛИЗМА И ГЕНЕЗИСА КАПИТАЛИЗМА
I.
Социально-экономическая характеристика периода феодализма в Европе.
II.
Экономические учения западноевропейского средневековья.
III
. Критика феодализма и обоснование буржуазного предпринимательства: М.Лютер и Ж.Кальвин.
IV
Меркантилизм
– экономическое учение эпохи первоначального накопления капитала и генезиса капитализма: идеи и представители.
Исторический период, к которому можно применить характеристики феодального общества, охватывает очень длинный исторический этап. В Европе он длился не менее 1000 лет. Условно его можно подразделить на раннее средневековье (VI-Х вв.) и позднее (XI-XV вв.). Несмотря на столь длительный период, в Европе происходит ряд процессов, свидетельствующих о поступательном движении общества с точки зрения социально-экономического развития:
1.
В экономике возникает система феодального землевладения. Продуктом распада родового строя была сельская территориальная община. Член сельской общины является индивидуальным частным производителем, но он не был независимым частным землевладельцем. Земля принадлежала общине. Первоначально формой землепользования в сельских общинах был «захват», или «заимка», то есть каждый двор занимал необходимое ему для обработки количество земли без каких-либо ограничений со стороны общины. Размер участка обычно определялся тем количеством земли, которое мог обработать крестьянин своим плугом. Такой участок составлял отдельный крестьянский надел (жребий). В Англии такой надел назывался
«гайда», в Германии – «гуфа», во Франции – «корраката», в России –
«дым», «рал», «плуг», а впоследствии «выть», «тягло». Такие наделы были одновременно и единицей земельной площади, и единицей податного обложения.
Другой формой феодального землевладения был аллод – участок земли, находящийся в наследственном владении. Такое владение также было характерно для того периода, когда старое, родовое, общество распалось, а новое, феодальное, ещё не сформировалось
25
окончательно. Период господства аллодов – это период самой большой раздробленности в истории феодального общества.
Сложная структура феодального землевладения в феодальных общественных отношениях формируется в результате троякого рода борьбы, которая завязывается с появлением на одном полюсе крупного частного землевладения, а на другом – мелкого общинного хозяйства:
• борьбы между крупными землевладельцами и общиной.
Следствием этой борьбы было подчинение общины феодалу, превращение общинного землевладения в зависимое от сеньора владение;
• борьбы между феодалами за расширение своих владений.
Следствием этой борьбы было образование иерархической лестницы подчинения одного феодала другому и превращение аллода в зависимое владение;
• борьбы между королевской властью и феодалами.
Следствием было образование абсолютной монархии и превращение класса феодалов в помещичье дворянское сословие, а феода – в поместье. Борьба эта красной нитью прошла через всю историю феодального общества.
Феодал не мог согнать крестьян с земли, не поступаясь своими интересами эксплуататора. Он был заинтересован, чтобы крестьяне не уходили, а сидели на его земле, владели ею и платили оброк. Что могло заставить крестьянина платить оброк феодалу? Власть была его орудием. С ее помощью феодал принуждал крестьянина платить оброк. Крепостное крестьянское владение – это частное наследственное владение помещичьей землёй, но и сами феодал и помещик были также всего лишь пожизненными /бенефиций/ или наследственными (феод) владельцами земли более высокого по рангу феодала.
Земля при феодализме – предмет частного владения, а продукты труда – предмет частной собственности. Частная собственность реализуется и проявляется в товарных отношениях. Но товарные отношения составляли в феодальном обществе как бы «второй этаж».
В основании лежали натуральные отношения и отношения личной зависимости, складывавшиеся по поводу присвоения земли.
2.
Мышление средневекового человека было, в основном, телеологическое, то есть экономические воззрения средневековья дошли до нас в основном в религиозной форме Экономических
26
сочинений в Европе до XV в. не было. Природа в этот период была ещё мало познана, человек зависим от неё и суеверен, хотя и молод по возрасту. Гарантией от стихийных бедствий была принадлежность к коллективу, общине, церкви. Церковь постепенно стала играть ведущую роль. В Европе это была католическая христианская церковь. Духовенство в эту эпоху – самое организованное сословие феодального общества. Общественные науки, в том числе экономические знания, являлись отраслями богословия, а цитаты из
Библии – основные аргументы в споре. Они использовались для осуждения ростовщичества, обоснования необходимости труда как пути к спасению человечества.
3. Важнейшей особенностью феодализма является выделение промышленного производства в особую отрасль производства, центром которой становится город. Важнейшей отличительной чертой промышленного производства является более высокая роль в нём труда человека. Богатство горожанина зависит, в основном, не от земельной собственности, а от его трудовых усилий. Другой особенностью промышленности является то, что главными средствами производства в ней являются сами продукты труда. В силу этого становятся возможными разделение и специализация труда, в первую очередь между теми, кто производит предметы потребления, и теми, кто создаёт средства производства. Возникает цеховой строй – феодальная организация городского ремесла. К XIII в. относится окончательное укрепление городов. Появляются юридические нормы, регулирующие торговлю и ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения.
II
. Экономические проблемы раннего средневековья наиболее полно отражены в Салической правде (начало VI
в.)судебнике,
собрании судебных обычаев Франкского королевства в VI-IX вв. В судебнике отражено дофеодальное общество с остатками родового строя. Приводится мысль о праве общины на пахотную землю, леса и луга, вводятся ограничения на проникновение чужих в общину. В то же время отражен и процесс распада общины. Например, возможен был отказ от родства с целью создать малую семью, что свидетельствовало о распаде общины. Ведь родовая семья была собственником всей земли. Процесс превращения владения в собственность и возникновения земельного аллода показан в судебнике достаточно полно. Ограничиваются права наследования землёй. Указывая на значение Салической правды, К.Маркс писал,
27
что с исчезновением античного общества исчезли разорившиеся, нищие свободные, презиравшие труд как рабское занятие, а между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин.
Экономическая мысль Западной Европы в период классического средневековья развивалась под влиянием церкви. Систематическое истолкование церковных догматов, в том числе экономических идей, мы находим в учении мыслителя 13-го века Фомы Аквинского (1225-
1274).
Впоследствии он был объявлен церковью святым. Аквинский создал энциклопедию католицизма. В своем учении он опирался на
Аристотеля. В трактате «Сумма теологии» с опорой на Аристотеля он обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества. Утверждая, что верховным собственником всех вещей является бог, он в то же время защищал частную собственность.
В духе своего времени
Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. Тем не менее, в его трудах нашла отражение проблема «справедливой цены». Основанием обмена он считал равенство пользы обмениваемых вещей. Вслед за Аристотелем он утверждал, что деньги не могут порождать деньги и поэтому осуждал ростовщичество. Но вместе с тем он пытался обосновать благопристойность ростовщических операций, проводившихся церковью. Церковь получала ренту как часть продукта, производимого землёй, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством. В то время каноническая церковь выражала интересы господствующего класса.
Другим направлением экономической мысли в период средневековья явились экономические идеи, нашедшие отражение в ересях и требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний. В них нашли отражение идеи социальной справедливости и равенства.
III
. В истории развития капитализма и становления рынка неоценима роль Реформации, связанной с именами Лютера и
Кальвина. Объективные процессы в социально-экономическом развитии феодального общества привели к необходимости реформирования прежде всего католической церкви как надстройки общества, которая стала тормозом социально-экономического
28
прогресса. Церковь была крупнейшим феодалом, у неё сосредоточилось 1/3 всей земли. Она была крупнейшим сборщиком налогов. Феодалы священнослужители являлись огромной армией чиновников. На содержание церквей, соборов, монастырей расходовались огромные средства. Основные догматы церкви проповедовали покорность и смирение, фатальность будущего
Мартин Лютер (1483-1546) – монах, доктор богословия. В 1517 г. на двери своей церкви он вывесил 95 тезисов, положивших начало новому взгляду на роль церкви в обществе и новой жизненной философии для многих европейцев. Впоследствии он написал труд
«О торговле и ростовщичестве», где изложены его экономические взгляды. Среди важнейших идей Лютера – необходимость реформы церкви. Он утверждал, церковь требует для своего содержания слишком больших ресурсов. В то же время истинная вера возможна не через церковь и её обряды, а через веру в священное писание, непосредственное общение с богом, для которого пышность церкви не нужна. По его мнению, должна быть создана дешевая церковь, свободная от огромного количества церковных чиновников.
Лютер осуждает также союз ростовщиков и дворян, их праздность, сословность феодального общества. К торговле Лютер относился двойственно. Различая внутреннюю и внешнюю торговлю, он одобрял первую и осуждал вторую. Так как через внешнюю торговлю поступали, в основном, предметы роскоши с Востока,
Лютер был против нее. Осуждая купцов, он пишет о том что, так как сами купцы творят столь великое беззаконие, противохристианское воровство и разбой по всему миру и даже по отношению друг к другу, то нет ничего удивительного в том, что бог делает так, что столь большое имущество, неправедно приобретенное, снова ими утрачивается или подвергается разграблению, а их самих вдобавок еще избивают или захватывают в плен. Ростовщичество он также осуждает, требуя ограничить норму двенадцатью процентами в год.
Итак, Лютер на стороне хозяина, превращающегося в мелкого буржуа. В его учении идея равенства и справедливости первоначального христианства трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда – в обоснование необходимости предпринимательства. Важное место заняло религиозное обоснование неопределенности, имеющее место в товарном хозяйстве. Ведь в мире торговли удача часто зависит не от труда, а от случайных обстоятельств.
29

Важнейшим достижением средневековой мысли стало также учение о «божественном предопределении
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта