Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.1.Здоровье, болезнь и этические аспекты медико-профилактической помощи.

  • 9.2. Здоровый образ жизни как фактор сбережения жизни и здоровья человека.

  • 9. 3. Роль экологических факторов в состоянии здоровья человека.

  • Биоэтика ЛФ. Учебное пособие СанктПетербург 2014 удк ббк


    Скачать 320.1 Kb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург 2014 удк ббк
    АнкорБиоэтика ЛФ.docx
    Дата14.03.2018
    Размер320.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБиоэтика ЛФ.docx
    ТипУчебное пособие
    #16672
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Глава 9

    БИОЭТИКА КАК УЧЕНИЕ О СОХРАНЕНИИ ЖИЗНИИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРАНТИЙ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
    9.1.Здоровье, болезнь и этические аспекты медико-профилактической помощи.

    Здоровье – это не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но это высокая морально-этическая ценность, это условие счастья и само по себе счастье. Оно, как писал профессор гигиены медицинского факультета Московского университета Ф.Ф. Эрисман, составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа.

    Здоровье и болезнь – два неразрывно связанных понятия. Пока человек здоров, он не думает о болезнях. Здоровье – это отсутствие болезней. Такое определение можно услышать не только от врачей. ВОЗ предложила несколько иное определение здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, оно определяется не только отсутствием болезни и немощи». Это определение уже выходит за рамки органицистической концепции здоровья, ибо включает в себя психическое и социальное состояние индивида. Оно представляется достаточно приемлемым, ибо открыто для улучшения и дает импульс к дальнейшим размышлениям.

    Наиболее важное расширение этого определения должно быть сделано на этическом уровне, ибо существует и этическое измерение здоровья, коренящееся в человеческом духе и свободе человека: ведь причиной многих болезней часто служит этически порочный выбор (мы имеем в виду потребление наркотиков, СПИД, насилие, отсутствие благ, необходимых для здоровья). Кроме того, здоровье является важным фактором равновесия личности как благо самой этой личности. Но и в том случае, когда причина болезни совершенно не связана с этосом личности и ее ответственностью, профилактика, терапия и реабилитация затрагивают волю и свободу субъекта, так же, как и ответственность общины, а там, где речь идет об ответственности, всегда подразумевается этическое измерение.

    Открытие возбудителей инфекционных заболеваний, являвшихся до прошлого века основной причиной смертности населения, вынудило заняться поиском средств профилактики. Человечество с энтузиазмом воспринимало появление вакцин против бешенства и дифтерии, чумы и холеры, столбняка и туберкулеза, сибирской язвы и полиомиелита. Вакцинация против оспы позволила ликвидировать на Земле это страшное заболевание, уносившее в прошлом тысячи человеческих жизней. Но уже спустя десятилетия после изобретения вакцин органам Роспотребнадзора и врачам-педиатрам приходится сталкиваться с противодействием и нежеланием матерей делать детям прививки, например, против полиомиелита, хотя вакцинацию производят бесплатно. Из-за того, что заболевание стало редким, его перестали бояться.

    Говоря о проблемах профилактики заболеваний, хотелось бы отметить важнейшую роль в предупреждении заболеваний, которую может сыграть хорошо организованная система диспансеризации населения. Еще в 20-е годы Мосгорздравотдел под руководством В.А. Обуха впервые в мире выступил инициатором диспансеризации рабочих промышленных предприятий и уже в самые первые годы ее проведения были достигнуты заметные результаты в улучшении их здоровья. Но в дальнейшем на проведение регулярных осмотров, своевременное лечение заболеваний, диетическое питание, санаторно-курортную помощь всем нуждающимся не нашлось необходимых средств. Используя опыт советской медицины, США, Великобритания, Скандинавские страны, Япония и другие применяли предложенные способы профилактической работы и добились снижения числа инфарктов, инсультов, запущенных случаев онкологических заболеваний. К сожалению, у нас до сих пор наблюдается обратная картина. Лишь недавно были запущенны вновь программы диспансеризации населения, носящие во многом, к сожалению, формальный характер. В рекомендациях Всемирной медицинской ассоциации по предоставлению медицинской помощи говориться: «Как в городах, так и на селе должна быть обеспечена интеграция программ профилактической и лечебной помощи, гигиены и санитарно-гигиенического просвещения и средств их реализации».

    Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвигает и стремится реализовать существенно более масштабную и сложную задачу – разнообразные программы охраны здоровья должны быть дополнены стратегией «Здоровье для всех». Это предполагает существенное улучшение качества медицинской помощи и обеспечение ее всеобщей доступности. Право на охрану здоровья – универсальное и фундаментальное право человека. В ст. 14 «Социальная ответственность и здоровье» Всеобщей Декларации о биоэтике и правах человека, принятой 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО определено:

    «1. Содействие укреплению здоровья и социальному развитию своего населения является одной из основных целей правительств, которую разделяют все слои общества.

    2. Ввиду того, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия по признаку расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения, прогресс в области науки и техники должен способствовать:

    а) доступу к качественным медицинским услугам и важнейшим лекарствам, особенно в том, что касается здоровья женщин и детей, поскольку здоровье имеет важнейшее значение для самой жизни и должно рассматриваться в качестве общественного и человеческого блага;

    б) доступу к надлежащему снабжению продуктами питания и водой;

    в) улучшению условий жизни и состояния окружающей среды;

    г) недопущению маргинализации и отчуждения лиц, на каких бы то ни было основаниях;

    д) сокращению масштабов нищеты и неграмотности».
    9.2. Здоровый образ жизни как фактор сбережения жизни и здоровья человека.

    Уже в прошлые тысячелетия от врача требовалось понимание пользы или вреда, приносимых тем или иным образом жизни, т.е. важнейшего пути сохранения здоровья. То обстоятельство, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, подтверждено и современными социал-гигиенистами.

    Ответственность за свое здоровье – необходимость давать себе отчет в своих действиях и поступках, психических состояниях, выборе социального окружения, отвечать за их возможные последствия для здоровья. Ответственность предполагает свободу распоряжаться своим здоровьем, иметь информацию о состоянии организма (право знать диагноз).

    Здоровье каждого человека определяется:

    а) особенностями его организма и образа жизни, т.е. биологическую (в том числе генетическую) предрасположенность организма к тем или иным заболеваниям, а также привычки (курение, переедание, гиподинамия, др.) и склонность к рискованным формам поведения,

    б) воздействием, которое он испытывает извне (из внешней среды).

    Направленность на здоровье или на болезнь это индивидуальный выбор зрелой личности.

    Личность обычно имеет возможность осознанно контролировать свои негативные эмоции (не допуская, чтобы они превращались в хронические), рационально питаться, систематически выполнять физические упражнения, противостоять стрессу, быть социально активной, не употреблять алкоголь и наркотики, не курить, своевременно обращаться за медицинской помощью, др.

    Для здоровья важно также, чтобы человек стремился к самореализации и имел духовно наполненную жизнь.

    При обращении за медицинской помощью следует учитывать, что успех лечения во многом определяется поведением самого пациента, поэтому законодательство помимо его прав предусматривает также определенные обязанности и ответственность.

    Одним из общеправовых принципов является взаимосвязь прав и обязанностей. В полной мере это можно отнести к такой сфере, как охрана здоровья человека. К сожалению, в действующем российском законодательстве этот принцип не нашел должного отражения и закрепления. Так, в Основах соответствующая глава называется «Права граждан при оказании медицинской помощи» и не упоминает об их обязанностях. Конечно, можно сказать, что право на здоровье, или право на охрану здоровья – это субъективное право, или мера возможного поведения субъекта. Человек вправе сам распоряжаться таким личным благом, как здоровье. Но при этом нельзя забывать, что здоровье всегда имеет социальную составляющую, и уровень общественного здоровья определяется состоянием здоровья всех и каждого. Необходимо создать систему, направленную на повышение ответственности каждого за свое здоровье, здоровье членов семьи, в первую очередь детей, за здоровье окружающих. Для этого нужно разработать соответствующие программы обучения основам здорового образа жизни, широко рекламировать методы профилактики заболеваний.

    Надлежащее поведение пациента предполагает как минимум:

    • своевременное обращение за медицинской помощью;

    • содействие при осуществлении лечебно — диагностического процесса;

    • соблюдение режима лечения и реабилитации.

    В частности, пациенты несут ответственность за соблюдение режима, предписанного врачом. Если пациент является работающим и за период лечения должно быть назначено пособие повременной нетрудоспособности, в случае нарушения режима либо неявки на врачебный осмотр или на освидетельствование в клинико-экспертную медико-социальную комиссию без уважительных причин он лишается пособия с того дня, когда было допущено нарушение, на срок, определяемый администрацией.

    В локальных актах лечебных учреждений установлены обязанности пациентов, за неисполнение которых они могут быть выписаны из лечебных учреждений. При этом необходимо подчеркнуть, что несоблюдение пациентом правил внутреннего распорядка больницы и последовавшая за этим выписка не должны оставить его без медицинской помощи. Руководитель учреждения совместно с лечащим врачом обязаны разъяснить ему порядок лечения в домашних условиях, выписать рецепты на необходимые лекарственные препараты, дать рекомендации о прохождении тех или иных медицинских процедур в амбулаторном порядке. Подобная предусмотрительность необходима на тот случай, если впоследствии пациент будет обжаловать действия медицинского учреждения, ссылаясь на отказ от оказания ему необходимой помощи.

    Культура охраны здоровья, ставящая своей целью поддержание здоровья как фактора равновесия и предупреждения болезней, целиком опирается на этическую предпосылку ответственности: ответственности общества, которое воспитывает и дает образование, и ответственности гражданина, стремящегося использовать все возможности для поддержания здоровья во благо себе и другим.
    9. 3. Роль экологических факторов в состоянии здоровья человека.

    Здоровье человека тоже зависит от состояния окружающей среды, в которой действуют природно-экологические, социально-экологические и другие факторы.

    В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в большем количестве попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека. Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу. Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.

    С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие тенденции: 1) процесс акселерации; 2) нарушение биоритмов; 3) аллергизация населения; 4) рост онкологической заболеваемости и смертности; 5) рост доли лиц с избыточным весом; 6) отставание физиологического возраста от календарного; 7) «омоложение» многих форм патологии.

    В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки в среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума и т.п.

    На формирование биоэтики значительное влияние оказала биофилософия – раздел философии, занимающийся анализом и осмыслением новейших достижений различных наук и выявлении закономерностей саморазвития всего живого на Земле. Большой вклад в гуманизацию наук о жизни вообще и человеческой в особенности вносят философские воззрения, связанные с всеобщей экологией, которая несет в себе как естественно-природное, так и социально-культурное содержание.

    Биоэфилософия учит людей бережно относиться к природе, призывает стремиться к сохранению жизни, сбережению своего здоровья. Один из создателей биоэтики В.Р.Поттер считал, что сегодня мы все должны осознать, что этика человека не может больше изучаться в отрыве от реалистического понимания экологии, в самом широком смысле этого слова. Этические ценности не должны рассматриваться вне биологических фактов. Выживание всей экосистемы является и своеобразной проверкой системы наших ценностей. Человек все еще является частью природы. Ему необходимы здоровая пища, чистый воздух, вода, он не может жить без животных растений, почвы, которые являются не только экологическими ресурсами, но и главными условиями выживания человечества.

    Выживание человечества в XXI веке стало задачей сверхактуальной. Загрязнение окружающей среды обитания человека, прежде всего, влияет на его здоровье, физическую выносливость, работоспособность, а также на его плодовитость и смертность. От того осознают ли люди моральную ответственность за результаты своей преобразовательной деятельности зависит сохранение жизни на Земле и сбережение здоровья человека.

    Биоэтика выдвигает на первый план задачи сбережения жизни вообще (в земной биосфере) и человеческой жизни в частности, укрепление физического, психического и умственного здоровья людей.

    Контрольные вопросы

    1. Как взаимосвязаны между собой понятия «болезнь» и здоровье»?

    2. Какова роль профилактики и диспансеризации населения в обеспечении здоровья человека?

    3. Чем определяется здоровье каждого человека?

    4. Почему мы говорим, что направленность на здоровье или на болезнь – это индивидуальный выбор зрелой личности?

    5. Как здоровье человека зависит от состояния окружающей среды?

    6. Почему выживание всей экосистемы является проверкой системы наших ценностей?

    7. Как сказывается образ жизни на здоровье людей?


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ХХ в.этические горизонты европейского человечества стали расширяться, включая в этический мир всё живое. Гораздо раньше эти прозрения существовали на Востоке, в Индии. Но европейская культура шла по пути разума и рациональной интуиции, поэтому вся природа традиционно воспринималась как объект, противопоставленный единственному разумному и нравственному субъекту – человеку. Можно вспомнить, что вплоть до Средних веков даже человеческие дети выключались из мира нравственности.

    Но в ХХ в. биоэтическая мысль приобрела настоящую глубину, сформулировав этику отношения к животным философскую концепцию, как часть современного мировоззрения. Сфера нравственности расширилась, охватив все живые существа, даже тех, кто не способен принимать собственных решений. Благодаря этике благоговения к жизни (А.Швейцер) человечество получило возможность ответственного отношения ко всему живому. Парадоксальным, совершенно новым для европейского мироощущения стало понимание того, что тот, кто сам по какой-то причине не может делать выбор, тоже достоин нравственного отношения. В эту категорию попали не только животные, но и дети, старики, умственно неполноценные люди, которые в прошлые века вообще не рассматривались как субъекты нравственности.

    Обоснование универсальной этики дал великий гуманист доктор Альберт Швейцер (1875-1965), подчеркнув, что величайшей ошибкой всех существующих этических систем было рассмотрение отношения человека только к человеку, когда в действительности речь должна идти об отношении человека ко всему окружающему. Ещё в детстве Альберт Швейцер в свою вечернюю молитву безмолвно добавлял свою собственную, им самим придуманную молитву за всех живых существ.

    Швейцер убеждён, что чем выше в духовном отношении стоит человек, тем с большим благоговением он относится к любой жизни. В своей книге «Культура и этика» он разработал систему этики благоговения перед жизнью, утверждая, что этика, которая не рассматривает взаимоотношения человека и других живых существ, неполноценна. Только универсальная этика переживаний, ответственность которой перед всем живым не ограничена, даёт возможность и право человеку называть себя Человеком.

    Швейцер призывает развивать этическое мышление, которое утверждает жизнь как проявление духовной, внутренней связи с миром. Человек должен почувствовать свою близость с любой формой жизни, с которой он входит в соприкосновение, проявлять ко всему живому такое же уважение, которое он испытывает по отношению к самому себе. Великий гуманист даёт простые и понятные определения основных этических категорий: добро заключается в том, чтобы поддерживать жизнь, сохранять ее, а зло в том, чтобы разрушать жизнь и препятствовать ей.

    Этика благоговения к жизни утверждает всеобщий характер этого принципа: это единственный принцип, лежащий в основе нравственности. Даже любовь и сострадание – лишь составная часть понятия благоговения перед жизнью. Этот принцип, по мнению Швейцера, распространяется на все формы жизни: для этичного жизнь как таковая священна. Этика – это безграничная ответственность перед всем, что живет.

    Для медика, человека гуманной профессии, сама цель которой – помогать сохраняться любой жизни, биоэтика даёт твёрдые нравственные ориентиры.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта