Главная страница
Навигация по странице:

  • Народная драма

  • Лнкция. Конспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2. Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)


    Скачать 364.4 Kb.
    НазваниеУчебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091)
    АнкорЛнкция
    Дата02.05.2023
    Размер364.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект лекции по РУНТ и ДРЛ-2.docx
    ТипУчебное пособие
    #1103666
    страница10 из 19
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19
    Глава В.П. Аникина «Балладные песни» в учебном пособии «Русское народное поэтическое творчество» была первой попыткой ввести эту тему в учебную литературу. В. П. Аникин делит развитие русских народных баллад на ряд этапов: XIV-XVI вв., XVII в., конец XVII-начало XVIII в., наконец – кризис баллады как жанра. Он выделяет в особую разновидность антиклерикальные баллады, дает общую характеристику произведений этого жанра – поэтики и стиха.

    Тематические группы балладных песен

    Фольклористы отметили неоднородность народных баллад по ряду признаков, в том числе по тематике. В употребление вошло деление произведений этого жанра на тематические группы: любовные, семейные, исторические и социально-бытовые. Во вступительной статье Д.М. Балашов отмечает, что подобное деление «в значительной мере условно», так как эти три темы сосуществуют в балладных песнях: «В основе этого деления – всего лишь преобладание того или иного характера конфликта».

    Общей особенностью всех тематических групп баллад служит то, что в основе их сюжетов лежат личные отношения, личные конфликты персонажей, хотя эти конфликты обычно связаны с историческими событиями или социальными противоречиями.

    «Баллада ставит в центре внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, вопросы этические, социальные, философские воспроизводятся в балладах сквозь призму личных человеческих отношений и судеб», – пишет Д.М.Балашов.

    Семейные баллады

    В жанре баллад основное место занимают произведения семейно-бытового характера. Этого типа произведения разрабатывают острые семейные конфликты. Их персонажи: жена, муж, свекровь. Сюжет строится на отношениях мужа и жены или свекрови и снохи. В первом случае в произведениях отражается средневековый семейный деспотизм – господство мужа в семье. В балладе «Князь Роман жену терял» муж убивает жену. Отсутствие мотивировки поступка подчеркивает своеволие мужчины. Однако он сталкивается с драматической ситуацией: его дочь требует от него сказать ей, где ее мать. А когда он обещает ей привести «новую» мать (выясняется и мотив убийства), девочка требует «родную» мать. В разговорах дочери и отца раскрывается преступление, которое становится известно дочери.
    Другого типа семейная баллада – «Князь Михайло». В ней молодую женщину губит не деспот-муж, а свекровь. Драматизм состоит в том, что свекровь убивает не только сноху, но и внука. Сын, узнав о преступлении матери, кончает жизнь самоубийством. Так поступок матери приводит к гибели сына.

    Третий тип семейной баллады представлен балладой «Василий и Софья», в которой мать отравляет сына и избранную им девушку. Эта баллада – апофеоз верной любви, что передано в своеобразном символическом мотиве: на могиле влюбленных вырастают вербы и «кипарисно деревце», у которых
    Корешок с корешком сорасталися, Прут с прутом совивается, Листок с листком солипается.

    Любовные баллады

    Баллады, которые мы называем любовными, также в основе имеют сюжеты, в которых раскрывается тяжелое положение женщины, молодой девушки, в семье феодального времени. В них также проявляется мужской деспотизм: или в поведении жениха, или в поведении брата.

    Примером может служить баллада «Дмитрий и Домна», в которой создан образ девушки, отстаивающей свое право на выбор мужа. Домна смеется над Дмитрием, недостойным ее женихом, который «сутул, горбат да наперед покляп», однако считает себя вправе засылать сватов. Оскорбленный Дмитрий, заманив к себе девушку, жестоко с ней расправляется.

    Популярны баллады о сестре-отравительнице. Не всегда в них ясны причины отравления. Очевидно, в более цельных вариантах мотивировкой было то, что брат запрещал сестре любить молодца.

    В некоторых балладах брат случайно узнает о готовящемся преступлении: на гриву коня брата падает капля отравы и грива загорается. Баллада заканчивается расправой брата с сестрой. В других вариантах, где сестре удается осуществить свой зловещий замысел, любимый говорит ей:

    Коль умела ты братца известь,

    Изведешь и меня, молодца.

    Оставайся ж ты теперь одна!

    Выделяется и еще одна группа сюжетов о тяжелой судьбе девушки или замужней женщины. Одни из них рисуют образ девушки, защищающей свою честь. Это баллады, где мачеха посылает падчерицу стелить постель заезжим молодцам, девушка убивает их. Сюда можно отнести и баллады о том, как  братья, не узнав  сестры, обесчещивают ее («Братья-разбойники и сестра»).

    Исторические баллады

    Исторические баллады – та разновидность народных баллад, сюжеты которых связаны с важными историческими событиями. Однако в отличие от исторических песен в них нет картин исторических событий, образов исторических лиц. Нет в них и темы героической борьбы с поработителями родины. Но в них изображаются исторически типичные ситуации и исторически типичные судьбы людей. Б.Н. Путилов отмечает: «...в песнях этого типа историзм приобретает характерные балладные формы. Повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами, собственно и составляет главное содержание народных баллад. Когда такие повествования вырастают, на почве политической истории, возникает историческая баллада. Определенное отношение к миру и определенные принципы художественного его изображения, сложившиеся в балладном жанре, применяются к истории. Тем самым не только история становится бытом, но и быт народный с его характерными коллизиями выводится на орбиту истории и оказывается сферой преломления острейших политических конфликтов».

    В исторических балладах отразилось трагическое положение русских людей во времена монголо-татарского нашествия. В них выделяется две группы произведений: о татарском полоне и о трагических встречах родных. Примерами баллад первой группы служат «Авдотья Рязаночка» и «Красная девушка из полону бежит».

    «Авдотья Рязаночка» сложена в связи с событиями разорения ханом Батыем Рязани в 1237 г. Под влиянием событий времени Ивана Грозного Рязань в балладе заменилась Казанью, хан Батый Бахметом, царем турецким.

    Авдотья Рязаночка стала жить в Казани. «Авдотья Рязаночка» – произведение глубокого идейно-патриотического смысла. При разорении города царь турецкий увел «народу в полон сорок тысячей», в том числе брата, мужа и свекра Авдотьи. «Стосковалась женка, сгоревалась» – решила идти в землю турецкую выкупать людей, «хотя единыя головушки». Пришлось ей пройти реки-озера глубокие, темные леса с лютыми зверями, чистые поля с разбойниками. Пришла она в землю турецкую и стала просить Бахмета отпустить людей за дорогой выкуп. Так просила она царя, что «пораздумался царь, порас-плакался» и отдал ей «полону сколько надобно»:

    Она выбрала весь полон земли турецкия,

    Привела-де полон во свою Казань-город подлесную,

    Расселила Казань-город по-старому,

    По-старому да по-прежнему.

    Исторические баллады, в отличие от других разновидностей баллад, вводят в повествование героические характеры.

    Особую группу исторических баллад составляют песни о побеге девушки из плена. Бежит девушка:

    К отцу к матери, к роду-племени,

    К роду-племени, на святую Русь!

    Перед ней – «матушка Дарья-река». Безжалостным оказался «перевозчик»: не взял за перевоз ни восемьсот рублей, ни тысячу, ни добра коня, ни с груди скатен жемчуг, ни золот перстень, которому цены нет. А захотел, чтобы девушка пошла за него замуж. Но за ней бежали два татарина:

    Расстилала красна девица кунью шубу,

    Кидалась красна девица во Дарью-реку,

    Тонула красна девица, словно ключ ко дну.

    В этой балладе не только показана трагическая участь полонянки, но и раскрыта ее свободолюбивая и непримиримая натура. Это – героический образ.

    Другая сюжетная группа баллад о полоне – песни о встречах родных. Особое драматическое напряжение свойственно песням о том, как встречаются в татарском плену мать и дочь. Это песни «Воевали татары по три года» и «Как за речкою да за Дарьею». Привел татарин к молодой жене стару старушеньку»:

    Ну и вот, жена,      Первое дело

    Те работница,    Куделю прясть,

    С Руси русская    Другое дело

    Полоняночка.    Лебедей стеречь,

    Ты заставь ее    А и третье дело

    Три дел делати:    Дитю качать.

    Но молодая жена татарина оказывается дочерью полонянки, а «зол татарчонок» – внучоночком. Услыхали сенные девушки, как старуха прибаюкивала, сказали дочери, прибежала она, отдает матери ключи от казны, предлагает коня лучшего, чтобы бежала она на Русь. В одних вариантах песни мать бежит на святую Русь; в других остается с родной дочерью.

    С большой эмоциональной силой раскрывается в балладах трагедия русских женщин, угнанных в полон. Но во всех самых сложных положениях не забывают они о «святой Руси». Простота рассказа, исключение подробностей, ограничение повествования основными ситуациями придают песне исключительное драматическое напряжение.

    Социально-бытовые баллады

    Для социально-бытовых баллад характерны две темы: общественное неравенство в личных отношениях и губительная роль церкви.

    К произведениям первой темы относятся баллады «Молодец и королевна» и «Князь Волконский и Ваня-ключник». Они разного времени: одна XIV-XVI вв., другая XVIII или начала XIX в.

    В первой балладе молодец попал «в милость и любовь» к литовскому королю:
    Король молодца любил, жаловал,

    Королева не могла наглядетися

    На его красоту молодецкую.

    Зазнавшийся молодец стал «упиватися», «похвалятися». Донесли королю: «Живет королевна с добрым молодцем».

    Разгневался король, велел молодца посадить в темницу и готовить виселицу. А как повели его к виселице, бросилась королевна в свой высок терем, взяла два ножичка булатных, «порола свои груди белые»:

    Молодец в чистом поле качается,

    Королевишна на ножичках кончается

    Раскаялся король в том, что сделал: если бы дочь ему ранее поведала, что жила в любви с молодцем, помиловал бы он его. В гневе король велел палачам рубить головы доносчикам.

    Баллада «Князь Волконский и Ваня-ключник» представляет собой поздний вариант первой баллады. Ваня-ключник – «полю-бовничек» молодой княгини. Донесла об этом князю сенная девушка. Велел он повесить молодца. Заключение произведения сходно с заключением первой баллады: Что Иванушка по петельке качается, А княгиня-то во тереме кончается. Социальный план этих произведений сводится к тому, что в любви живут люди разного общественного положения: королевна и простой молодец, княгиня и ключник. Это и служит основой их трагической участи. Смысл баллад состоит в явном осуждении запрета любви людей неравного социального положения. Защита свободы чувства – важная моральная тенденция баллад.

    Существуют баллады, в которых осуждается аскетизм, проповедуемый религией, вмешательство церкви в личные отношения людей. Такие произведения носят явно антицерковный характер.

    В балладе «Князь и старицы» князь, возвращаясь через три года домой, встречает в поле стариц-монашиц и спрашивает их о своей жене. Старицы возводят на молодую жену князя «напраслину», поверил им князь и, когда жена выбежала на крыльцо встречать его, срубил ей голову. Но войдя в палаты, он понял, что оклеветали жену старицы. Догнал, он их в поле и одной «голову сказнил», а другая взмолилась: обещала найти живой воды и оживить княгиню. Так и сделала. Несмотря на присоединение к балладе сказочного конца, осуждение клеветниц, погубивших молодую женщину, не снимается. Облик стариц представлен явно отрицательно.

    Так же обрисованы и характеры монашенок в балладе «Чу-рильё-игуменьё». Мотив игуменьи-ненавистницы соединяется с мотивом злой свекрови: отравляет она лютым змеиным зельем и сына, и сноху «нелюбимую». Баллада имеет заключение религиозного характера: игуменье суждено быть в аду, а сыну ее и снохе – в раю.

    В балладе «Насильный постриг» муж с женой спорят о судьбе дочери: он хочет выдать ее замуж, она – отдать в монастырь. Опоздал муж: жена раньше привела старицу (старца), постригла девицу в монашенки. Как увидела дочь, что идет отец, попа ведет, а тот золоты венцы несет, поняла, что не быть ей за молодцем. А как увидел молодец монахиню да отрезанную косу, «пал в грязь головой».

    Баллады социального характера отразили общественные порядки времени феодализма и вмешательство церкви в личную жизнь людей. В них ясно выражен народный протест против ограничения личности в ее стремлениях и желаниях; жестокости общественной и церковной морали противопоставлена защита свободного, естественного проявления человеческого чувства.
    Лекция 14. Народная драма

    План

    1. Общие особенности русской народной драмы

    2. Народные драмы

    3. Композиця и стиль народных драм

    4. Народный кукольный театр, его виды

    Общие особенности русской народной драмы

    Народная русская драма – народные сценические представления, создававшиеся на основе народно-поэтического творчества. Элементы народной драмы представлены  в огромном числе еще на самых первых ступенях культурного развития. Например, заклинательные обряды народов первобытной культуры, мимирующих охоту, рыбную ловлю, войну в хозяйственно-магических целях, достаточно наглядны в своем драматическом смысле.

    В русском фольклоре элементы народной драмы были представлены очень широко как в так называемой календарной обрядности, так и в обрядах семейных, особенно свадебных. В зачаточном состоянии элементы драмы находятся уже в самых обычных деревенских хороводах и хороводных играх, при этом хороводы делятся нередко на две переговаривающиеся половины (например,  в известной песне «А мы просо сеяли» или в других хороводных играх с брачными мотивами). В иных хороводных играх (например,  «По-за городу гуляет царевич-королевич», «Подойду-подступлю я под город каменный», «Вейся ты, вейся, капустка», «Заинька», «Воробушек» и др.) песенный текст является лишь сопроводительным пояснением весьма развитого драматического действия.

    Памятники древности, вроде Стоглава, отмечают активное участие в свадебных увеселениях скоморохов, этих артистов феодальной Руси, мастеров на все руки в области словесного и театрального искусства, обслуживавших разные социальные слои, от царского двора до деревни. Остатки творчества скоморохов обнаруживаются исследователями как в присловиях, так и в игре свадебных дружек, а также в специальных комических сценках, разыгрывающихся на свадьбе и уже непосредственно связанных с народной драмой.

    Одним из элементов свадебных увеселений служит так называемое ряженье (козой, медведем, женщины – мужчиной, мужчины – женщиной), театральная природа которого несомненна. Это же ряженье встречается в очень многих земледельческих обрядах – например, на рождестве, на маслянице, в русальную неделю, на Иванов день и т. д., – генетически восходя к пережиткам тотемизма и первобытного магизма. Техническим усовершенствованием ряжения является пользование маской.

    Кукольный театр так называемый «живой вертеп» – один из видов народной драмы  в собственном смысле этого слова. Носителями вертепного театра были демократические слои низшего духовенства и школьники-бурсаки, а затем крестьянство и городское мещанство. Из вертепа вышла и форма райка, сцена была заменена картинками, приводящимися в движение валом, диалог действующих лиц был заменен пояснениями раешника, преимущественно комического характера, в стихотворной форме.

    Из репертуара этих народных балаганов в России начала XVIII века очень популярна была «Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе». Репертуар этих балаганов во второй половине XIX века представляет собой большей частью переделки и приспособления в весьма патриотически-национальном духе, например:«Суд божий в царствование Иоанна Грозного», «Взятие крепости Геок-Тепе», «Белый генерал», «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы», «Иван Сусанин, или жизнь за царя» и т. п.

    Перечисленные выше драматические элементы: обрядовые земледельческие и семейные крестьянские действа, хороводные игры, виды скоморошьего творчества, церковная служба, школьный духовный театр с его интермедиями, вертепные сцены, присказки раешника, балаган и театр Петрушки – все это вместе дало необходимый драматургический материал для создания русской народной драмы в собственном смысле.

    Народные драмы

    Репертуар русской народной драмы невелик: всего несколько пьес с точки зрения сюжета. Но надо принять во внимание импровизированный характер народной драмы, приводящий к большому числу вариаций одной и той же пьесы. Наиболее известная русская народная драма «Царь Максимильян» зарегистрирована свыше чем в двухстах вариантах, зачастую значительно расходящихся друг с другом.

    Происхождение «Царя Максимильяна» до сих пор еще не выяснено. Некоторые исследователи предполагают, что пьеса эта является драматической переделкой жития мученика Никиты, сына гонителя христиан Максимильяна, подвергшего Никиту мучениям за исповедание христианской веры.

    Вторая по степени распространенности народная русская драма носит разные названия: «Лодка», «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман», один из осложненных вариантов – «Машенька

    Первые народные драмы создавались в XVI-XVII веках. По содержанию их можно разделить на бытовые сатирические и героико-романтические.

    К первой группе можно отнести драмы «Барин», «Мнимый барин», «Маврух», «Пахомушка» и другие. Иногда одно представление содержало две–три сценки.

    В драме «Мнимый барин» в сатирическом плане изображен помещик, который разорился, но об этом не знает и сохраняет старые привычки. Его крестьяне живут в большой бедности: в деревне на семь дворов один топор. Дальше оказывается, что барский жеребец помер, а мать Барина поколела, дом сгорел и т.д.

    В основе народно–романтических драм не только фольклор, но и песни литературного происхождения. Самыми популярными были «Лодка» и «Царь Максимилиан».

    Известно несколько десятков вариантов «Лодки». В народном обиходе эта пьеса носила разные названия: «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Черный ворон», «Степан Разин», «Ермак» и др.

    Иногда народ видел в разбойниках борцов против крепостного гнета. Одна из редакций драмы имела антибарскую направленность. Она завершалась призывом спалить богатого помещика. Но не все варианты имели такой финал. Большинство вариантов оканчивались угощением разбойников, пением, пляской.

    В основе драмы «Царь Максимилиан» – конфликт тирана царя Максимилиана с сыном Адольфом. Отец-язычник требует, чтобы сын бросил христианскую веру, но тот решительно отказывается. Царь Максимилиан три раза обращается к Адольфу со своим требованием, но тот все время отказывается. Тогда царь вызывает палача Брамбеуса и приказывает казнить Адольфа. Повеление царя убить сына, изображение казни Адольфа, самоубийство палача – трагические картины.

    Но представление должно было веселить зрителей, нужна была разрядка. Установилась традиция вводить в действие фарсовые, сатирические и юмористические эпизоды. Таковыми являются разговоры Гробокопателей, Портного, Доктора, даже отпевание Патриархом тела Адольфа.

    Острая сатира на священнослужителей возникла при изображении венчания царя Максимилиана с Богиней (священник и дьякон в кабаке пропили венчальную книгу, а на заупокойную опохмелялись).

    Постепенно тема борьбы за религиозные убеждения становилась менее актуальной – это сделало возможным сатирическое изображение служителей культа, а также церковных обрядов отпевания и бракосочетания.

    Вместе с тем проблема тираноборства, борьбы с насилием продолжала волновать зрителей. В драме «Царь Максимилиан» была произведена замена: царь потребовал от своего сына не измены религиозным убеждениям, а женитьбы на невесте тридевятого царства, которую ему подыскал. Адольф решительно отказывается от женитьбы, как ранее от приказа переменить веру. И был казнен.

    Иногда драма заканчивалась смертью самого царя Максимилина, что могло восприниматься как наказание за жестокость и сыноубийство.

    Драма велика по объему. Однако в ней выработались стереотипные ситуации, а также формулы, которые способствовали запоминанию и воспроизведению драмы. Таковыми, например, являются сцены поединков, формулы-ответы Адольфа отцу («Я ваши кумирские боги терзаю под ноги» и т.д.). В «Царе Максимилиане» встречаются те же ситуации и общие места, что и в драме «Лодка». Например: Адольф – с шайкой разбойников знался; о погребении убитого говорят: «Убрать это тело, чтобы сверх земли не тлело…» и т.д.

    Таким образом, драма «Царь Максимилиан» возникла и развивалась под влиянием других народных пьес, рыцарских романов, лубочных изданий, народного песенного фольклора, духовных стихов.

    Композиця и стильнародных драм

    Со стороны своей композиции и стиля народные драмы могут быть охарактеризованы следующими чертами: Построение каждой пьесы определяется очень бледно намеченным сюжетным стержнем (еще четче других стержень этот в «Царе Максимильяне», где дана по крайней мере интрига борьбы отца с сыном). В «Шлюпке», или «Лодке», предуказанные требования сюжета ограничиваются только мотивом поездки разбойников в лодке и встречами по пути с есаулом, со стариками и т. п. В «Барине»дан лишь мотив комической покупки барином разных предметов и людей. В «Коне» сюжет – встреча коновала с ездоком. В «Мнимом барине» – встреча барина со старостой, комический доклад последнего о состоянии имения.

    Драматический интерес пьес вызывается не сложным развитием и внутренним переплетением действия, но или быстрой сменою сцен, нанизанных одна на другую (в «Царе Максимильяне»), или же просто комическим диалогом (в «Барине» и в «Мнимом барине»). Комизм диалога базируется на немногих, весьма несложных приемах.

    Одним из излюбленных приемов служат так называемые оксюмороны, построенные на соединении в одной или в нескольких фразах противоречащих друг другу понятий или образов, могущих создавать при этом комическое впечатление нелепости: «Я искусно лечу: из мертвых кровь мечу, ко мне приводят здравых, от меня уводят слабых» («Царь Максимильян») или: «Всех нас, добрых молодцев, перемочило, так что не оставило ни одной нитки мокрой, а все сухие» («Шлюпка»). «Мнимый барин» почти целиком построен на оксюморонах. Фольклорный театр – традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно – игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженья, клоунада и т.д.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19


    написать администратору сайта