Главная страница
Навигация по странице:

  • Барсукова Л.С.

  • Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития Первобытно-общинный строй

  • Античная Греция

  • Древний Рим и Римская империя

  • Средневековье (ХIV–ХVIII вв.)

  • Возрождение (ХIV–ХVI вв.)

  • Просвещение (XVIII век)

  • реферат. Барсукова Л.С, Смирнова Т.В. Пособие ДошкольнаяПедагогика. Учебное пособие специальность Дошкольное образование


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеУчебное пособие специальность Дошкольное образование
    Анкорреферат
    Дата08.12.2022
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБарсукова Л.С, Смирнова Т.В. Пособие ДошкольнаяПедагогика .doc
    ТипУчебное пособие
    #834101
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    Педагогика

    (учебное пособие)

    специальность «Дошкольное образование»


    Составители:

    Барсукова Л.С.,

    Смирнова Т.В.


    Москва

    2013 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ




    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

    РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 5

    1.1.Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития 5

    1.2.Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности. 42

    1.3.Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования. 49

    1.4.Принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения. 67

    1.5.Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания 88

    РАЗДЕЛ 2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 115

    2.1Средства контроля и оценки качества образования 115

    3.Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога 124

    ЛИТЕРАТУРА 139

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 142


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




    Данное пособие предназначено для студентов очного, очно-заочного, заочного отделений и окажет им помощь в изучении курса «Педагогика».

    В пособии представлен информационный материал, а также разнообразные упражнения и задания к самостоятельной работе студентов. Они связаны с изучением почти всех тем курса педагогики. Их назначение состоит в том, чтобы познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и обучаемых. В пособии представлена система практических заданий, которые помогут студентам более пристально всматриваться в сложный мир педагогических явлений, выявляя существующие в нем системы связей и отношений, принимать обоснованные решения в ситуациях острого дефицита времени, овладевать качествами высокоорганизованного педагогического мышления. Кроме того, в пособии дан словарь психолого-педагогических терминов, используемых в данном образовательном курсе, тесты разного уровня сложности, вопросы и требования к экзаменам, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.

    Основные принципы, обусловившие подход к содержанию и структуре образовательного курса – их интегративность и технологичность.

    Новое содержание педагогического образования определено целым рядом исходных положений. Прежде всего, это гомоцентрический подход, который рассматривает личность ребенка, ученика в качестве самоцели, центра педагогической системы. Исходным положением является понимание целостности педагогического процесса, имеющего общие принципы и закономерности, специфично проявляющиеся в организации педагогического процесса в образовательных учреждениях.

    Образовательный курс призван обеспечить реализацию идеи технологичности педагогической подготовки студентов. Он состоит из трех блоков: Общая педагогика и специальная педагогика, контроль качества образования. Изучение курса предполагает осмысление и использование студентами своего личного опыта, а также опыта коллег, работающих в учебных заведениях.

    Курс разработан в соответствии с новыми Федеральными Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по обще-профессиональному блоку.

    РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ




      1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития





        1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития

    Первобытно-общинный строй

    На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. Люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей. Они передавали им свой опыт, а также опыт, накопленный предшествующими поколениями. Воспитание было равным для всех, но имелись различия в воспитании мальчиков и девочек. Мальчиков обучали охоте и рыбной ловле, изготовлению земледельческих орудий, выращиванию злаков и ремеслу, приучали ухаживать за животными.

    Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

    Античная Греция

    В древней Греции сложились системы воспитания, которые отражали особенности экономического, политического и культурного состояния городов-государств.

    Спарта – это город, где рабовладельцы удерживали власть над многочисленными рабами силой оружия, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами. В Спарте воспитанием детей ведало государство с момента рождения ребенка. До семи лет дети воспитывались в семье. Их приучали быть неприхотливыми в пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. Мальчики в 7 лет забирались из семьи и помещались в государственные воспитательные учреждения типа казарм, в которых они находились до 18 лет. Подготовка состояла из военно-физической тренировки. Дети занимались военно-физическими упражнениями, военными играми. Они должны были обучаться военной музыке и пению военных песен, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

    Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

    Афины. Высокий уровень экономического и политического развития в Афинах создавал благоприятные условия для развития культуры, науки, философии, а также больших достижений в области литературы, ораторского искусства, театра, архитектуры и скульптуры. В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится гармоничное умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье кормилицами, нянями под наблюдением матери. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Мальчики с 7 до 16 лет посещали частную платную школу, где они получали мусическое образование. В школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. С 12 лет мальчики начинали получать гимнастическое образование в школе – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом.

    Дети наиболее знатных и богатых рабовладельцев в Афинах направлялись в государственную школу – гимнасий, школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку. Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

    Древний Рим и Римская империя

    В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи. Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание. Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.

    Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Работали грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением. Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

    Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер.

    Средневековье (ХIV–ХVIII вв.)

    Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека. Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети заучивали молитвы, овладевали церковным пением, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение. Все обучение велось индивидуально с каждым ребенком догматическим методом. Дети заучивали материал без его осознания.

    Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть мечом, копьем и щитом, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи для дамы своего сердца. Рыцарское воспитание носило военно-физический характер. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где он выполнял с 7 до 14 лет роль пажа при жене феодала, а с 14 лет до 21 года был оруженосцем своего господина, сопровождая его в походы и на охоту. В 21 год его посвящали в рыцари.

    Дочери феодалов воспитывались в монастырях и обучались рукоделию, чтению, письму.

    С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, детей обучали письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения.

    В Западной Европе в Х11 – Х111 веках возникают и развиваются средневековые университеты. В них имелся подготовительный факультет, в котором изучались семь свободных искусств и три основных факультета: богословский, медицинский и юридический. Обучение велось схоластическим методом. Во время лекции профессор читал книги, сопровождая текст подробными комментариями, широко применялись диспуты между учеными. Организацию работы университетов осуществили ученые, большую роль играло и городское население, из среды которого пополнялись студенты. Университеты оказали положительное влияние на развитие культуры в средние века.

    Возрождение (ХIV–ХVI вв.)

    В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности. В конечном итоге, подобное воспитание способствовало развитию и проявлению светских знаний.

    Во время эпохи Возрождения выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

    Труды ранних социалистов-утопистов Томаса Мора (1478–1535) и Томазо Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

    XVII век

    Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа». Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира.

    Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.

    Просвещение (XVIII век)

    Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного. В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности. Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.

    И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

    XIX век

    Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Дистервег(1790–1866) и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.

    Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848), А. И. Герцен (1812–1870), Н. Г. Чернышевский (1828–1889) и В. А. Добролюбов (1836–1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828–1910), Н. И. Пирогова (1810–1881).

    К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития оригинальной русской педагогики в России и внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Он глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, в частности в области дошкольного воспитания, подвел итоги развития педагогики других народов. К.Д. Ушинский обосновал идею народности воспитания. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.

    Важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта