11 класс (2). Урок 1 обобщающее повторение синтаксиса цели
Скачать 1.01 Mb.
|
II. При составных союзах:
3. Этап закрепления и применения изученного. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать. 1) 1, 2; 2) 3; 3) 2, 4; 4) 2. Выделяем грамматические основы предложения. Верастаралась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать. В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое. Ответ: 4) 2. Урок 30 СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. 1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1). 2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2). 3. Записать предложение, сделать пунктуационный разбор: Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать. – Дайте характеристику предложению. – Объясните постановку двоеточия и тире. – Назовите орфограммы, представленные в данном предложении. – О каком же дереве говорится в загадке? – Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений. 2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Фронтальный опрос. – Какие виды сложных предложений вам известны? – Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений? Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. 3. Этап первичной проверки понимания изученного. Определить вид сложного предложения. а) В глуши на почве раскаленной Береза старая стоит; В ее вершине обнаженной Зеленый лист не шелестит. И. Никитин б) Я полюбил тебя в янтарный день, Когда лазурью светозарной Рожденная сочилась лень Из каждой ветки благодарной. С. Городецкий в) Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Н. Рубцов г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах. – Определите тип подчинения придаточных в предложении в). Синтаксический разбор предложения. Без березы не мыслю России – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена. О. Шестинский [ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =). – Какова тема и идея данного четверостишия? – Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении? – Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи. Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи. У дороги березы стеною, Беспокойны, легки и чисты. Посадили их люди весною От великой своей доброты. Я не ведаю, кто эти люди, Где их дом, где родные места, Только жизнь у них так же пусть будет Беспокойна, легка и чиста. – Сравните предложенные схемы: [ ], и, (хотя), [ ]. [ ], и (хотя), но [ ]. [ ], и, (но), [ , (если), ]. [ ], и (но) [ (если), то ]. – Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях? ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая). 4. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 264, 265, взаимопроверка. Урок 31 СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. Материал для подготовки дан в учебнике, с. 155–164. 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Выполнение упр. 284, обсуждение результатов работы в малых группах. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 282, взаимопроверка. Урок 32 ОФОРМЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГА. РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ НА ПИСЬМЕ ЦИТАТ Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Работа с учебником (с. 133–137), выполнение упр. 261, взаимопроверка. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 262–263, взаимопроверка. Урок 33 АБЗАЦ КАК ПУНКТУАЦИОННЫЙ ЗНАК, ПЕРЕДАЮЩИЙ СМЫСЛОВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. Материал для учителя. Абзац, точнее абзацный отступ, можно причислить к знакам препинания, поскольку абзацное членение текста, как и употребление в письменной речи собственно знаков препинания, служит той же цели – донести до читателя авторский текст соответственно заложенному в нем содержанию. Абзацный отступ – это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается трудно, логико-смысловые связи между отдельными предложениями и кусками текста сразу не улавливаются. Абзацное членение преследует общую цель – выделить значимые части текста. Однако выделяться части текста могут с разными целевыми установками, соответственно различны функции абзаца. Абзац может быть чисто формальным средством разграничения реплик разных лиц в диалогической речи (реплики обозначаются тире): Андрей вдруг почуял, как шевельнулось едва ощутимое, неловкое – к Саблину. Было как-то внове. Он спросил: – Жили-то дружно? – Кто? – спросила Соня. – Супруги Прозоровские. Ю. Трифонов В официально-деловых документах, где изложение строго подчинено логике материала, для четкого выделения деталей, имеющих одинаково важное значение, абзац может разрывать даже отдельное предложение. Абзацное членение отдельного предложения возможно лишь при наличии ряда синтаксически однородных и тематически связанных компонентов, обеспечивающих последовательное раскрытие общей темы, которая объявлена в первой части предложения. Это характерно для текстов законов, постановлений, инструкций, для справочников, описаний научных экспериментов и т. п. Например, абзацы разрывают ряд распространенных однородных членов предложения в таком официальном тексте: «Задачами органов государственного арбитража являются: • обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров; • активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации…» Однако обычно абзац включает несколько предложений. Они могут объединяться на разном основании, и в соответствии с этим абзац может выполнять разные функции: логико-смысловую, экспрессивно-эмоциональную, акцентно-выделительную, композиционную. Наиболее распространенная функция абзаца – логико-смысловая, то есть абзац членит текст на логически и по смыслу объединяемые части. Так оформляются тексты официально-деловые, научные, научно-популярные, учебные: Человек учится не только у человека. Учится у всего, всю жизнь. Вот стоит березка на береговом скосе речки Покши. В половодье ее чуть ли не до вершин накрывает студеная вода, острые ломаные льдины жестко ударяют о ствол, того и гляди срежут, столкнут или поранят. Она держится. Всё перетерпев, вовремя украшается и зеленой листвой, и сережками, и белизной коры, приглядись-ка. Летом в ее тени, откинутой на реку, нежатся щурята, любят подремать окуни. Я люблю эту березку за ее тихое мужество. Лиса-огневка попалась в капкан – смерть. Грызла железо, билась, отчаянно дергалась, оторвала сломанную капканом заднюю ногу. Калека. Но вырвалась на свободу. Живет… То на Зайцевском, то на Перечном попе встречаю я ее. Даже знаю, где нора, в которой вывела четырех лисяток… Серый певчий дрозд остался зимовать – заболел? Кто знает. Зимой прилетает на пасеку и к дяде Косте клевать мороженые ягоды рябины. Сороки его не принимают, и галки гонят. Один на один остался с зимой. И всё перенес. А теперь, когда солнце стало ярче, заволновался, журчит песенками – своих ждет не дождется. И ветер нас учит, он то решительный, то неуступчивый, то ласковый. И солнце учит: своей извечной добротой. Сколько же у нас учителей! В. Бочарников В текстах художественных, особенно в повествовательно-описательных, абзац также помогает логико-смысловому членению: абзацы намечают последовательный переход от одной темы к другой. Такое членение на абзацы повышает напряженность текста, сообщает ему ритмическую четкость и строгость. Например: Полк отступал вторые сутки. Медленно, с боями, но отступал. По возвышенным грунтовым дорогам тянулись обозы русской и румынской армии. Объединенные австро-германские части охватывали отступивших глубоким фланговым обходом, пытались сомкнуть кольцо. К вечеру стало известно, что 12-му полку и соседней с ним румынской бригаде грозит окружение. Противник на закате солнца выбил румын из деревни Ховинески и уже продвинулся до высоты «480», что граничит с Голшским перевалом. Ночью 12-й полк, подкрепленный батареей конно-горного дивизиона, получил приказ занять позиции в низовьях Голшской долины. Полк, выставив сторожевое охранение, приготовился к встречному бою. В эту ночь Мишка Кошевой и хуторянин его, чурбаковатый Алексей Бешняк, были в секрете. Таились в арке возле покинутого обвалившегося колодца, вдыхая разреженный морозом воздух… М. Шолохов Первые предложения абзацев здесь формулируют новую мысль, а последующие – конкретизируют или развивают их содержание. Если «стянуть» первые предложения абзацев, построенных по логико-смысловому принципу, то получится короткий пересказ основного содержания отрывка: Полк отступал вторые сутки. К вечеру стало известно, что 12-му полку и соседней с ним румынской бригаде грозит окружение. Ночью 12-й полк, подкрепленный батареей конно-горного дивизиона, получил приказ занять позиции в низовьях Голшской долины. В эту ночь Мишка Кошевой и хуторянин его, чурбаковатый Алексей Бешняк, были в секрете. Функции абзаца в художественном тексте значительно разнообразнее и шире, чем в других видах письменных текстов. Эмоционально-экспрессивный строй художественного произведения не менее существенен, чем само содержание. Вот почему здесь абзац может разрывать логико-смысловую нить повествования и служить целям воздействия на эмоции читателя, на его психологическое восприятие. Например, в данном отрывке абзац «И заплакала…» нарушает смысловое членение текста и служит ярким выделительным средством: И она живо, с поразительной ясностью, в первый раз за все эти тринадцать лет, представила себе мать, отца, брата, квартиру в Москве, аквариум с рыбками и всё до последней мелочи, услышала вдруг игру на рояле, голос отца, почувствовала себя как тогда, молодой, красивой, нарядной, в светлой, теплой комнате, в кругу родных; чувство радости и счастья вдруг охватило ее, от восторга она сжала себе виски ладонями и окликнула нежно, с мольбой: – Мама! И заплакала, неизвестно отчего. А. Чехов В следующем отрывке абзац также разрывает плавное течение мысли, разделяя жестко связанные по смыслу куски текста с целью усиления его эмоциональных качеств (только за то…; не только за это…): Можно еще много написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. К. Паустовский Ровное течение повествования, достигаемое при логико-смысловом членении текста на абзацы, нарушается и в том случае, если абзац играет роль своеобразного акцента. Функция абзаца здесь акцентно-выделительная. Особенно эффективен прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Одинаковое начало каждого из последующих абзацев создает жесткий ритм: Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все. Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом. Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. Он может придумать множество удивительных рассказов. Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был спокоен и счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь может зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии. К. Паустовский Такое членение на абзацы усиливает воздействие художественной формы на восприятие. Акцентно-выделительное членение текста обычно сопровождает логико-смысловое членение, поскольку акцентированию подвергаются однородные части тематически связанного отрезка текста: Вот так говорил председатель Тыналиев, суровый и замкнутый человек, ходивший в своей неизменной армейской серой шинели, в которой он, конечно же, мерз, в серой ушанке, с озабоченным заострившимся лицом, а сам молодой еще, скособоченный, с недостающими ребрами, с неразлучной полевой сумкой на боку… Вот так говорил председатель Тыналиев, стоя у школьной доски с географической картой, возле той самой карты, на которой люди умудрились поместить все земли и моря, включая такие расчудесные теплые страны, как Цейлон, Ява, Суматра, Австралия, где живи себе в удовольствие и плюй в потолок… Вот так говорил председатель Тыналиев в школе, топленной соломой, от которой больше сора на полу, нежели тепла. И когда он говорил, что надо на далеком Аксае поднять дополнительно сотню гектаров яровых для фронта, пар шел из его рта, как на дворе… Вот так говорил председатель Тыналиев… Ч. Айтматов Абзац, рассчитанный на активное эмоциональное восприятие, особенно характерен для публицистики, ораторской речи, которым свойственны интонации напряженные, с нарастающим темпом и тоном. Специфика членения текста на абзацы определяется разным характером воздействия на читателя: для текстов, рассчитанных только на интеллектуальное восприятие, показательны логико-смысловые абзацы, построенные по тематическому принципу (новый абзац раскрывает новую микротему); для текстов, предусматривающих не только интеллектуальное, но и эмоциональное восприятие – абзацы акцентно-выделительные и экспрессивные. Немаловажна также и авторская манера организации текста посредством абзацного членения. Объем текста между абзацными отступами в разных текстах различен; это объясняется многими причинами: жанровыми особенностями произведения, его функционально-стилевой принадлежностью, стилистической тональностью, общим объемом произведения, его назначением, авторской манерой изложения и т. д. Хотя и в этих условиях проявляются общие закономерности построения текста, нарушение которых воспринимается как следствие недостаточной продуманности его оформления. Например: Она [Коринна Биль] решается приоткрыть и самые потаенные уголки сердца этой женщины и рассказать – опять же с большой дозой иронии, а по сути самоиронии – о той любви (реальной, придуманной, кажущейся или приснившейся – неважно), которую она встретила в такой прежде далекой для нее России. Далекой, но с детства живущей в ее снах и мечтах. С ранних лет мечтала она подержать в руках настоящую матрешку, и когда это желание сбывается, «старая дама» с восторгом раскладывает ее в своем гостиничном номере. Здесь нарушен общий принцип абзацного членения. Второй абзац начинается с определения, которое искусственно оторвано от впереди стоящего определяемого слова. Этот абзац мог бы нести экспрессивный заряд, если бы к данному определению не подтягивалось следующее предложение (С ранних лет…). Такое сочетание тематически разных сообщений в одном абзаце нарушает структурно-семантическую целостность текста. |