Главная страница
Навигация по странице:

  • V. Итог урока.

  • Домашнее задание

  • Ход урока

  • Обрядовые песни

  • Поурочка по окружающему миру. Урок 1 организм человека. Нервная система цели


    Скачать 1.91 Mb.
    НазваниеУрок 1 организм человека. Нервная система цели
    Дата09.01.2023
    Размер1.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПоурочка по окружающему миру.docx
    ТипУрок
    #877804
    страница23 из 31
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Работа по учебнику.

    – Прочитайте текст в учебнике на с. 77 «Русская икона».

    – Ответьте на вопросы в учебнике.

    2. Самостоятельная работа.

    Задание 46 (рабочая тетрадь № 2 на с. 28).

    V. Итог урока.

    – Что нового об искусстве и культуре России вы узнали сегодня на уроке?

    – С какими видами и жанрами древнерусского искусства вы познакомились?

    – О каких памятниках архитектуры, зодчества, иконописи узнали?

    – Сделайте вывод: что отличает древнюю русскую архитектуру от современной? А чем она отличается от архитектуры других стран?

    Домашнее задание: учебник, с. 75–79, читать и пересказывать тексты; ответить на вопросы и выполнить задание на с. 78–79.

    Урок 51
    РУССКОЕ ИСКУССТВО ДО VIII ВЕКА


    Цели: ознакомить учащихся с фольклорным творчеством русского народа; дать представление о русской народной песне и ее разновидностях – календарной, обрядовой, воинской, плясовой, свадебной, бытовой и др.; расширять знания учащихся о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народной музыке.

    Оборудование: записи русских народных песен и мелодий («Во поле береза стояла», «А мы просо сеяли…», «Веснянка», заклички, кричалки, колядки и др.).

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Формирование новых знаний.

    Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» в записи.

    Рассказ учителя.

    – У всякого народа песня – самое искреннее выражение души и судьбы. И только что прозвучавшую песню вы знаете с детства: не раз водили под нее хоровод в детском саду, слышали, как напевали ее и мама, и бабушка.

    Долгие века монголо-татарского ига, феодальной зависимости крестьянина от чужой воли, всевластия самодержавия отнимали у народа возможность свободно проявлять свое мнение, публично высказывать свои взгляды. И только песня, вырвавшаяся из глубины сердца, открывала истинные чувства надежды и радости.

    Русские народные песни полны озорства и горечи, задора и грусти, дерзости и уныния, бесстрашия и жалобы. В календарных песнях, посвященных явлениям природы, есть и радость видеть неоглядный ее мир, и нежность к каждой былинке в поле, и надежда на щедрость природы, на богатый урожай.

    Вспомните знакомую вам с детства песню «А мы просо сеяли, сеяли...» (звучит в записи фрагмент песни или исполняют две-четыре девочки). В ней шутливый диалог двух групп сопровождался пляской, движением, притоптыванием.

    В русской песне природа обычно предстает как спасение и утешение человека, исполненного доверия и нежности к ней. И в воинских песнях, мужественных и удалых, всегда в далеком походе, на чужой стороне слышится тоска по родине, по ее бескрайней и доброй природе. В разбойничьих песнях природа становится единственным приютом людей, отважившихся на дерзкий вызов властям. В свадебных и любовных песнях, обычно грустных на Руси, природа создает сочувственный аккомпанемент человеческому чувству.

    В свадебных и бытовых песнях речь идет об отношениях людей, которые не так мудры и естественны, не так свободны, как природа, и потому в этих песнях больше грусти и горечи.

    Разнообразие мыслей и чувств в народной песне – свидетельство богатства души и сложности отношения простых людей к жизни.

    Обычно все песни разделялись на две основные группы: песни обрядовые и необрядовые.

    Обрядовые песнисвязаны с каким-то обрядом, например со свадебным, с обрядами, посвященными сельскохозяйственному календарю.

    Песни необрядовые это песни беседные (их исполняли на беседах, на различных посиделках и гуляньях), плясовые, солдатские, колыбельные и др.

    – Что такое обряд? (ответы учащихся.)

    Обряд – это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными и непонятными им силами. Люди верили, что с помощью особых действий и слов можно избавиться от засухи или, наоборот, добиться дождя. В ходе свадьбы совершались такие обряды, которые должны были сделать благополучной жизнь новобрачных.

    Каждый песенный вид имел свои особенности. Но смысл песен один. Это песни-заклинания, песни-просьбы, пожелания.

    Приди к нам, весна,

    Со радостью!

    Со великою к нам

    Со милостью!

    Со рожью зернистою,

    Со пшеничкой золотистою,

    Со овсом кучерявым,

    С ячменем усатым,

    Со просом, со гречею,

    С калиной-малиною,

    С черной смородиною,

    С грушами, со яблочками,

    Со всякой садовинкой,

    С цветами лазоревыми,

    С травушкой-муравушкой!

    Все в этой веснянке (песне-просьбе) перечислено, что нужно крестьянину, ничего не забыто.

    Под Новый год жители деревень, чаще молодежь, наряженные ходили из избы в избу и пели колядки – песни с пожеланиями прожить наступающий год в достатке, чтобы хлеба было много, скота. А еще от славян ведет начало обряд крещенских гаданий.

    Каких-то специальных способов гадания для этого дня нет, используют те же, что и в другие дни Святок. Предшествовали гаданиям обязательно девичьи песни о любви, суженых-ряженых.

    «В то время, как все уйдут или уедут на водосвятие в день Богоявления Господня, девушка берет веник или лопату и начинает мести комнату: каждый раз, взмахнув направо, она произносит молитву, а взмахнув налево, при каждом разе поминает ругательство с именем нечистой силы. После того делает черту углем посередине пола и становится направо, то есть на место, отметенное с молитвой. Это метение происходит во время погружения креста на Иордане… Став на место, девушка говорит следующее: «Суженый-ряженый! Явись передо мной, как лист перед травой». Преданье говорит, что будто некоторым черт являлся в виде будущего жениха, лицом к лицу, в 12 часов дня и останавливался на той стороне, которая была заметена с призыванием его имени» (описано М. Забылиным).

    Люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на природу. Поэтому неудивительно, что в старинных обрядовых текстах так много повелительных интонаций прямого обращения: «Родись, капуста, бела и кругла!», «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком», «Жаворонки, прилетите! Весну-красну принесите!». Считалось, что, соединяясь с музыкой и движением, слово обладает еще большей силой. Огромную роль в обрядах играли песни, музыкальное оформление, ритмические пляски, притопывания. Слова обрядовых песен чаще всего описывали благополучие, довольство, изобилие, а действия изображали желаемое.

    Множество примет, пословиц и поговорок, особые правила поведения, обрядовые игры, пляски и развлечения сопровождали все наиболее значительные даты аграрного года и неукоснительно соблюдались. А в песнях необрядовых все обыкновенно. В их содержании чаще говорится о тяжести жизни, о разлуке, о насильственном браке, о несчастной судьбе женщины, о тяжелом военном бремени солдатской службы или нищете крестьянина, переживавшего за своих детушек и семью.

    Особым, неповторимым своеобразием отличались русские народные праздники.

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

    На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки.

    Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.

    Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры – скоморохи. Их еще называли «шуты», «глумцы», «смехотворцы». Группой по 15–20 человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах (трубах), били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей.

    Были среди них и кукольники. Задолго до появления специальных ширм эти кукольники-одиночки помещали себе на голову доску, по которой двигались куклы. При этом лицо они закрывали тканью, которая обматывалась, подобно юбке, вокруг пояса, а затем поднималась вверх. Группа скоморохов обязательно включала жонглеров и особых шутников-потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки.

    Большим успехом также пользовались бродячие актеры – лицедеи. Надев на лица (откуда и название) смешные, страшные или уродливые маски, лицедеи разыгрывали немудреные сюжеты и сценки.

    Пасха

    После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.

    Слово пасха – еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

    Христос воскрес!

    Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит.

    Заря глядит уже с небес...

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    С полей уж снят покров снегов,

    И реки рвутся из оков,

    И зеленеет ближний лес…

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Вот просыпается земля,

    И одеваются поля,

    Весна идет, полна чудес!

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    А. Майков

    В пасхальную ночь в церковь шли все: дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвями (вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укрепленные на длинных веревках). На пасхальной службе всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг другом. Прилежные и ленивые – пусть одинаково веселятся. Пусть никто о грехах своих не плачет, потому что в этот день Бог дал людям прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа».

    Существует такое предание. Один монах в первую пасхальную ночь зашел в пещеру, где покоились останки его сподвижников – монахов. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и братие! Христос воскрес!» И вдруг по всей пещере эхом пронеслось: «Воистину воскрес!» С тех пор традиционным стало пасхальное приветствие: «Христос воскрес!», на которое в ответ говорят: «Воистину воскрес!».

    К особым пасхальным обрядам относится и благословение артоса (по-гречески «хлеб»). Раньше на этом хлебе обязательно изображался крест или сцена воскресения Христа. Считается, что происхождение этого обычая таково.

    На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил такие слова: «Я с вами во все дни». После распятия Христа его место за столом никто не занимал, и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили: «Христос воскрес». Когда ученики разошлись по странам для проповеди учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Так этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной проповеди (литургии) артос освящался, разламывался и раздавался молящимся. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи.

    Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом проповеди. Еще задолго до появления Христа яйцо у древних народов символизировало Вселенную. У славянских народов Пасха связывалась также с плодородием земли. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скотине от болезней, сбережение урожая от града. Перед Пасхой кончался Великий пост, и после этого можно было есть скоромную (не постную) пищу, то есть разговляться. Поэтому праздничный стол был уставлен куличами (домашний артос), всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен, обогрет.

    В течение пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. Их делали из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости и дерева. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было заготовить много: для подарков родным, друзьям, для веселых игр. Была, например, популярна такая игра: делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке свое яичко, и если оно задевало какую-либо игрушку, ее получали в подарок. Любили «чокаться» пасхальными яичками: ударять любым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло.

    Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.

    Во время Пасхи было также принято навещать могилы близких и класть на них красные яички.

    Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к праздничному столу пекли очень вкусные булочки – «жаворонки».

    Рождество

    Еще один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников – Рождество Христово. Святые вечера начинаются с 25 декабря и заканчиваются 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Дело в том, что Святки совпадают с Новым годом – светлым праздником детворы, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжеными, гаданиями девушек, плясками и всеобщим весельем.

    Вот что рассказывает о Рождестве Христове Библия: «В те дни вышло от Кесаря (римского императора Августа) повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться в свой город. Пошел и Иосиф со своей Марией из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Вифлеем, но там они не могли устроиться на ночлег и, увидя пещеру, которая во время непогоды служила убежищем для пастухов, вошли в нее… И родила Мария сына, своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли. В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господен и сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, что родился Спаситель, который есть Христос, вы найдете младенца, лежащего в яслях». Пастухи пошли в Вифлеем, пришли и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца… И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за то, что слышали и видели, как им сказано было».

    Верующие люди готовились к встрече праздника Рождества Христова строгим и долгим постом. В канун праздника, называемого Сочельником, надо было совершенно отказаться от пищи до появления на небе первой звезды, символизирующей ту «первую звезду», которая, по Библии, указала путь мудрецам-звездочетам (волхвам) к новорожденному Иисусу.

    Вот какой торжественный и важный христианский праздник совпадал со встречей Нового года. Все две недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам царь Петр Первый ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц и дарили их друг другу. Незамужние девушки спешили узнать свою судьбу и занимались гаданием – в эти дни оно считалось особенно верным. На чем только не гадали: на зернах, на бобах, на ключах, на соломе, на хлебе, зеркале и т. д. В древности гадание, то есть служение богине Гаде (фортуна, богиня счастья), было одним из главных языческих обрядов. Во времена перехода к христианству гадание стало преследоваться. Однако, став одним из обычаев, колядование, гадание и другие обряды сохранились во многих местах и до наших дней.

    Масленица

    Все вы знакомы с праздником Масленицы, о которой тоже слагали и распевали песни.

    Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Масленица».

    Как дрова в печи пылают!

    Круглобоки и пышны

    Гордой горкой восседают

    Бело-желтые блины.

    Пряник рыжий, сочный, длинный

    Шкуркой сахарной блестит,

    Пестрый царь тетеревиный

    Тост веселый говорит.

    Хоровод летит кругами,

    И меня он вдаль унес,

    Нету тверди под ногами,

    И лечу я под откос.

    Сколько жить мне? Я не струшу,

    Пусть кукушка пропоет, –

    И хмельную примет душу

    Белоснежный самолет.

    Потону я в море снега,

    Зацеплюсь за небеса!

    Пропадай, моя телега,

    Все четыре колеса…

    Наталья Рожкова

    – В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым – одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».

    В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» После этого ребята кричали: «Приехала Масленица! Приехала!» И начиналось веселье.

    Каждый день Масленицы носит свое название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыш»; среда – «перелом», «лакомка»; четверг – «широкий»; пятница – «тещины вечера»; суббота – «золовкины посиделки», «проводы»; воскресенье – «прощеный день».

    Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц:

    Месяц, месяц, золотые твои рожки,

    Выглянь в окошко, подуй на опару.

    Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок».

    Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», – говорили в народе.

    Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни – покататься на горках, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!». Если почему-либо не могли пойти на блины к родным, то вежливо говорили: «У нас состроены у самих горы и приглашены гости». На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого поста наступал другой праздник – Красная горка – традиционное время свадеб.

    В среду теща приглашала на блины зятя. В некоторых местностях в этот день кто-либо наряжался медведем и представлял, «как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».

    С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутрь помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания «боя» победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло собой зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.

    В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.

    В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.

    Мы на проводах зимы –

    Подавайте нам блины.

    Мы давно блинов не ели,

    Мы блиночков захотели!

    Зиму провожаем,

    Масленицу встречаем.

    Масленица-кривошейка,

    Встретим тебя хорошенько!

    Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела с возгласами: «Масленица-мокрохвостка, поезжай долой со двора», и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями, и шутками да прибаутками, и русскими играми. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими – подготовиться к Великому посту.

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31


    написать администратору сайта