Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественное значение Московского Кремля

  • Музей «Успенский собор»

  • Музей «Благовещенский собор»

  • Физкультминутка

  • IV. Закрепление изученного материала.

  • V. Итог урока.

  • Поурочка по окружающему миру. Урок 1 организм человека. Нервная система цели


    Скачать 1.91 Mb.
    НазваниеУрок 1 организм человека. Нервная система цели
    Дата09.01.2023
    Размер1.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПоурочка по окружающему миру.docx
    ТипУрок
    #877804
    страница25 из 31
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31

    Пашков дом

    На живописном холме – старое здание библиотеки им. Ленина – Пашков дом. Это, быть может, самое красивое гражданское сооружение Москвы, творение В. И. Баженова, созданное в 1784–86 гг. Он покоряет как общей гармонией, так и продуманностью пропорций и деталей. Есть какая-то высокая одухотворенность в четком ритме колонн и окон, горделиво взирающем на нас бельведере, умелом выделении главного и второстепенного. Здание настолько выразительно, что иногда напоминает человека, погруженного в какую-то свою глубокую и мудрую думу.

    Баженов построил дом для богатого помещика Пашкова; в 1839 году усадьба была приобретена казной для дворянского пансиона, а в 1862 г. стала известна как Румянцевский музей, в нем разместились привезенные из Петербурга богатейшие коллекции, собранные гр. Румянцевым – известным дипломатом и меценатом. При музее была богатая библиотека, ставшая основой Государственной библиотеки им. Ленина. Большое место занимали произведения живописи, скульптуры, после ликвидации в 1925 г. музея переданные Третьяковке и ГМИИ им. Пушкина.

    Художественное значение Московского Кремля

    В нашей стране сохранилось множество древних городов: Киев, новгород Великий, Владимир, Суздаль, Ростов и др. Каждый из них обладает неповторимым обликом… Среди всех этих богатых стариной и историческими воспоминаниями городов Москва с ее Кремлем занимает исключительное место в силу того значения, которое она всегда имела в жизни страны.

    Москва… как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нем отозвалось!

    Слова нашего великого поэта о Москве имеют прямое отношение и к Московскому Кремлю, без которого невозможно представить себе образ древней русской столицы.

    Что же волнует сердце нашего современника, когда он вступает в пределы Московского Кремля? На каждом шагу, как тень прошлых лет, его обступают громады древних зданий и памятников старины.

    Но кремлевские памятники старины имеют не только мемориальное значение. Они говорят не только о том, как жили, к чему стремились, они образно раскрывают нам чувства, мысли и идеалы. Московский Кремль с его стенами, башнями, палатами и соборами, с их живописным убранством и необозримыми сокровищами прикладного искусства в Оружейной палате – неповторимо своеобразный памятник искусства, в котором отразились и народная мудрость, и народные понятия красоты.

    Уже из города с его магистралей заметны кремлевские башни, которыми означены самые укрепленные точки его стен, и ворота, через которые можно вступить в его пределы. Стены и башни Кремля производят внушительное, мощное впечатление. На самой территории Кремля нас не оставляет ощущение величия всего, что в нем создавалось. В Кремле многочисленные наслоения веков не нарушают стройности всей этой поэмы в камне, которую сложил о своем государстве народ.

    Славной заботой древнейших строителей Кремля была забота об обороне. Отсюда выбор места на высоком холме при слиянии двух рек – Москвы и Неглинной. Отсюда и устройство стен и башен-стрельниц с ярусами, рассчитанными на разного рода оружие. Высокие колокольни служили в то время дозорными башнями, недаром и колокола именовались «всполошными» и «осадными».

    В течение многих веков Кремль привлекал к себе главные творческие силы страны. Сюда шли мастера городового дела, плотники, каменщики, ремесленный люд. Они несли сюда свое умение, свои рабочие навыки, свою волю упорным трудом создавать высокое искусство.

    Но Кремль приобрел большое историко-художественное значение не только потому, что к нему отовсюду стекались мастера и ценности искусства. С кремлевского холма художественное воздействие его памятников распространилось по всей русской земле, проникло в самые отдаленные уголки. Облик Московского Кремля отражался в строительстве других русских городов. Пораженные величием Кремля, иностранные послы разносили по всем странам весть о могучей и славной русской державе. Искусство, которое создавалось в Кремле, всегда обогащали родники живого народного творчества. Такие мастера, как Рублев и Дионисий, привносили сюда общенародные понятия красоты и человечности.

    Каждый из кремлевских соборов, каждая палата обладают своим неповторимым своеобразным архитектурным обликом. Каждое здание увенчано особой кровлей или горящими на солнце куполами. Каждое из них имеет свой масштаб, особый ритм декоративного убранства. Соборная площадь обращена к реке; с нее открывается вид на заречные просторы; когда-то именно отсюда можно было видеть ожерелье тех малых кремлей, монастырей, которые охраняли Москву и Кремль с южного, самого опасного края.

    Замечательная особенность Кремля – это то, что при восприятии его из города, особенно из Замоскворечья, все многоглавые соборы сливаются в одно целое, как бы составляют один огромный собор, подобие того храма-сказки, который позднее народные мастера создали в знаменитой двадцатидвухглавой деревянной церкви Кижского погоста. Сама форма отлогого холма, на которой высится Кремль как бы подсказала строителям тот общий, пирамидальный силуэт, который составляют издали его главные здания. «Иван Великий», который высится на Соборной площади как отдельная многогранная башня, издали теряет свою обособленность. Он осеняет весь Кремль, яркогорящей на солнце золотой главой, более низкая звонница рядом с ним связывает его с главами кремлевских соборов. Как голоса стройного хора, все здания Кремля образуют одно величественное целое. Усилия людей различных поколений, принимавших участие в его убранстве, сливаются в один мощный порыв.

    Наши писатели и поэты с напряженным вниманием всматриваются в кремлевскую панораму, стремясь передать ее поэтический смысл. Они угадывали воплощенные в древней архитектуре идеалы доблести и славы. Рылеева поражало, что «Иван Великий» врезается в небо огромным столпом и блестит в нем своим челом». Баратынскому запомнилось, как на закате над зажженными солнцем главами соборов «царственно горел Иван Великий». Герцен назвал «Ивана Великого» «поставленным Годуновым часовым в белой одежде, рындой в золотой шапке, который сторожит покой Кремля». Молодой Лермонтов нарисовал особенно яркую поэтическую картину. «Что сравнить с Кремлем, – писал, – который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

    Кремлевская панорама образует картину, обладающую своим очарованием в разное время года. Кремль прекрасен и ранним утром, когда из голубой заречной дымки смутно всплывают белоснежные громады его зданий, чуть тронутые тусклым золотом; он прекрасен и поздним вечером, когда сумерки покрывают его прозрачным покровом, и только в небе, пока не зажгутся звезды, не гаснут золотые соборные главы. Прекрасен Кремль и ранней весной, когда изумрудной зеленью одеваются южные склоны его холмов, и в летнее время, когда благоуханье лип поднимается к его древним стенам. Но Кремль прекрасен и в студеные зимние дни, когда запорошенные снегом соборы кажутся сложенными из голубых льдин, а серебристый иней вперемежку с поблекшей позолотой обрисовывает затейливый узор окон, карнизов и кровель и придает всей картине сходство с драгоценными узорчатыми изделиями древнерусских златошвей.

    М. В. Алпатов

    Музей «Успенский собор»

    Строительство Успенского собора относится к XV веку, но среди сохранившихся архитектурных сооружений Кремля он, пожалуй, связан с самой ранней историей Москвы. Дошедшее до нас здание собора – пятое по счету с тех пор, как на этом месте была построена деревянная церковь в деревянном городе XII века, расположенная на высоком берегу Москвы при впадении в нее реки Неглинной. Последние исследования топографии Кремля показывают, что храм поставили на вершине прибрежного холма: видимо, он был главным московским храмом.

    Созданию Успенского собора в XV веке придавали особое значение. Об этом подробно рассказывают летописи. Своими размерами он должен был превзойти Успенский собор города Владимира, который был взят за образец при строительстве московского храма XV века. Первая попытка московских строителей оказалась неудачной: почти законченный грандиозный собор неожиданно рухнул. Для достижений намеченной цели Иван обратился к зодчим Италии, тогда самым опытным архитекторам Европы.

    Прибыв в Москву в 1475 году, болонский мастер Аристотель Фиорованти возвел на месте рухнувшего собора дошедшее до нас уникальное здание, сыгравшее исключительную роль в дальнейшем развитии русской архитектуры.

    Мастер Фиорованти, следуя местным архитектурным образцам, построил в целом – по общей структуре, формам, очертаниям – типично русский храм. Вместе с тем его художественное решение было новым для России. Аристотель Фиорованти исходил в своем решении из особого назначения памятника как главного храма России, в котором должны были устраиваться самые большие столичные торжества. Успенский собор торжественно спокоен, величав. Лаконизм, сдержанность в использовании архитектурных и художественных средств, равновесие и гармония в общем решении художественного образа – пожалуй, наиболее характерные черты этого произведения искусства. Памятник-монолит («яко един камень» – так отзывались о нем в древности) символизировал единение, консолидацию национальных сил России, их растущую мощь и незыблемость.

    Огромное, наполненное светом пространство – таково, пожалуй, главное впечатление, которое остается от посещения Успенского собора. В помещении, которое удивляло зрителей «величеством и высотою, светлостью и звонностью и пространством», церковная служба, предназначавшаяся для многочисленного великокняжеского синклита, превращалась в подобие пышного придворного церемониала. В древности многое связывало Успенский собор с исторической обстановкой, событиями своего времени. В нем обычно впервые объявлялись важные государственные указы. Этот памятник был избран для погребения в нем церковных иерархов: московских митрополитов, а затем патриархов.

    Наибольшего внимания заслуживают летописные и иные свидетельства о торжествах, которые устраивались в Успенском соборе по случаю одоления врага, посягавшего на землю России, в честь побед, одержанных русским воинством. Так и в XVI, XVII веках Успенский собор оставался самым почитаемым местом, где под звон московских колоколов произносили благодарственное слово воинам, защитившим «град сей и всякие грады и места, жительствующих в них всех… от огня и меча и от нахождения иноплеменных варвар».

    В кремлевском Успенском соборе не только архитектура, но и традиционный живописный наряд, и богатое узорочье должны были настраивать на особо торжественный лад.

    Музей «Благовещенский собор»

    Это был первый по важности домовой храм московских правителей. Все это и обусловливало привлечение для его создания и украшения лучших художественных сил своего времени. Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих древних связях с историей Москвы, с кремлевским архитектурным ансамблем. Сохранилась подлинная часть Благовещенской церкви конца XIV – начала XV века, весь ее нижний, так называемый «подклетный» этаж. Он служит цокольным ярусом, основанием для существующего здания. Сохранилось летописное известие начала XV века, из которого явствует, что значил этот храм для Московского великого князя: его он поручает украсить живописью крупнейшим и знаменитым художникам Феофану Греку, Прохору из Городца и Андрею Рублеву. Соответствующее ему место Благовещенский собор занял во время реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции. Его сооружение шло бок о бок с созданием приемного тронного зала – Большой, или Грановитой, палаты и казнохранилища.

    Создателями его были те же талантливые «навыкшие в каменносечной хитрости» псковские зодчие. Домовую великокняжескую церковь строили с 1484 по 1489 год. Ее основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятников таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы того времени.

    Этот памятник больше других испытал на себе влияние исторических перемен. Его чаще других зданий Соборной площади украшали, подновляли, придавая ему больше пышности, нарядности, величия. В царствование Ивана Грозного Благовещенский собор приобрел еще более представительный внушительный вид: первоначально трехглавую церковь превратили в девятиглавый храм, таким он дошел до нашего времени. Одна из особенностей Благовещенского собора заключается в том, что он был храмом «у царской казны», хранилищем самых больших государственных ценностей: «лелов и яхонтов, каменьев и жемчугу, саженья всякого, поясов и цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, шелковых одежд и иных всяких одежд, что ни есть».

    Здесь были крепкие стены, глухие кованые двери, надежные запоры. Отсюда к официальным церемониям выдавались великокняжеские регалии и затем проносились через Благовещенский собор.

    3. Рассказ учителя.

    – А сейчас мы отправляемся с вами в картинную галерею.

    Рассмотрите картины. Кто на них изображен? Как называется этот жанр живописи?

    Портретист – художник, рисующий изображение человека или группы людей.

    Во второй половине XVIII в. наблюдался дальнейший расцвет русской живописи. Интерес к личности человека, его индивидуальным чертам и внутреннему миру отражается в художественном творчестве. Искусство портрета нашло блестящее воплощение в произведениях мастеров кисти: И. П. Аргунова, А. П. Антропова, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого и др. В немалой мере создание портретов зависело от заказов знатных и богатых людей. Это породило так называемый парадный портрет, нередко приукрашивавший изображаемого человека.

    Выдающимся портретистом был Дмитрий Григорьевич Левицкий
    (1735–1822). Мастер находил возможность отразить на полотне черты, возвышающие человека: мужественность, ум, душевное благородство, изящество. На портрете богача П. А. Демидова видим естественное выражение лица этого человека, любящего природу (видны горшки с цветами, лейка). Тут и раскрытая книга – хозяину не чуждо чтение.

    У Левицкого просматриваются признаки отхода от парадности к изображению реальной жизни.

    Талантливым учеником и последователем Левицкого был Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Среди его творений – портрет писателя и государственного деятеля Г. Р. Державина. На мундире, орденах глаз почти не задерживается, хотя все выписано великолепно. Зрителя привлекает лицо Державина, на котором запечатлена глубокая мысль. Он неутомимый труженик, творец, его окружают книги и рукописи.

    Талантливые произведения выполнены художником Иваном Петровичем Аргуновым (1727–1802), представителем целой крепостной династии художников и архитекторов. В его картинах поражает ювелирная отделка мельчайших деталей окружающей обстановки, одежды, украшений. Но не обойдены вниманием на портретах и душевные качества людей. К числу самых замечательных картин этого мастера относится портрет молодой, очаровательной девушки в крестьянском костюме – олицетворение чистоты, обаяния, благородства русской женщины.

    Не только в столицах работали замечательные художники. Портреты местных купцов и дворян писали мастера Ярославля, Твери, Солигалича и других городов.

    Но иногда, рассматривая картины, можно встретить такие, которые подписаны так: «Неизвестный автор XVIII века».

    – Как вы думаете, почему встречаются картины с такими подписями? (Ответы учащихся.)

    Многие картины писали талантливые люди из народа – крепостные крестьяне, имена которых не назывались. А если картину писал дворянин, то он не подписывал своего имени, потому что рисовать картины в то время считалось несерьезным делом.

    Физкультминутка

    Игра «Ванька, встань-ка!».

    Учащиеся вместе с учителем выполняют движения: встают на носки, затем возвращаются в исходное положение; приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

    Ванька, встань-ка,

    Ванька, встань-ка,

    Приседай-ка, приседай-ка,

    Будь послушен, ишь какой!

    (Грозят друг другу пальцем.)

    Нам не справиться с тобой.

    Учащиеся садятся на стулья. Учитель предлагает им посоветовать Ване, как избавиться от лени. Для обсуждения можно предложить различные ситуации.

    – Какие, на ваш взгляд, красивые архитектурные здания украшают ваш город? Что вы знаете о них, об истории их возникновения, их прежних и нынешних жителях?

    – Какие города знамениты своими архитектурными постройками? Слышали ли вы о городах-памятниках?

    Сохранились рассказы очевидцев, которые видели, как фашистский самолет, бомбивший все на своем пути, прекратил бомбежку, пролетая над прекраснейшим памятником русского деревянного зодчества – церквами города Кижи. Враг, изумленный красотой, не посмел ее разрушить. И здесь вспоминаются слова: «Красота спасет мир».

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Ответы на вопросы:

    – Какие архитектурные сооружения в восемнадцатом веке появились в России? Что в них было нового, необычного в сравнении с прежними архитектурными постройками?

    2. Работа по рисункам.

    – Рассмотрите рисунки с изображением архитектурных сооружений на с. 86, 88 учебника. Прочитайте задания в учебнике и выполните их.

    3. Выполнение задания 53 по рабочей тетради № 2, с. 31.

    V. Итог урока.

    1. Беседа по вопросам:

    – Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    – С какими архитектурными памятниками русского зодчества вы познакомились?

    – Какие живописные полотна кисти каких художников глубоко тронули ваши чувства и оставили яркий след?

    – Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно?

    2. Заключительное слово учителя.

    – Каждый человек должен знать как можно больше об истории, культуре и искусстве своего народа, своей родины. Без прошлого нет настоящего, нет будущего. Мы гордимся лучшими образцами творения рук людских и умов – памятниками искусства, архитектуры, музыки, литературы. Мы чтим свои исторические корни, мы свято бережем все, что создали народные умельцы и мастера, написали поэты и писатели.

    И все дворцы, ограды, зданья,

    И эти львы, и этот конь

    Видны, как бы для любованья,

    Поставленные на ладонь.

    И плавно прилегают воды

    К седым гранитам городским –

    Большие замыслы природы

    К великим замыслам людским.

    Д. Самойлов
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31


    написать администратору сайта