Главная страница
Навигация по странице:

  • Домашнее задание

  • Ход урока

  • III. Формирование новых знаний.

  • IV. Закрепление изученного материала.

  • 48ОБРАЗОВАНИЕ – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА Цели

  • Поурочка по окружающему миру. Урок 1 организм человека. Нервная система цели


    Скачать 1.91 Mb.
    НазваниеУрок 1 организм человека. Нервная система цели
    Дата09.01.2023
    Размер1.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПоурочка по окружающему миру.docx
    ТипУрок
    #877804
    страница21 из 31
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   31

    III. Закрепление изученного материала.

    1. Ответы на вопросы:

    – Что же такое летопись?

    – От каких слов происходит?

    – Кто вел летопись?

    – Что там записывалось?

    – Кто доставлял сведения летописцу?

    2. Работа по учебнику.

    – Как было написано первое письмо? На каких фактах ученые установили появление письма?

    3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.

    – Выполните задание 31 на с. 24.

    – Кого называют летописцем?

    – Какие вы знаете литературные памятники?

    – Прочитайте, какие названия вы записали.

    4. Чтение и обсуждение текста в рубрике «Выскажем предположения» на с. 59 учебника.

    IV. Итог урока.

    – Из каких источников мы узнаем о далекой минувшей истории страны, в которой мы живем?

    – Почему нам нравится читать исторические книги, смотреть кинофильмы на исторические сюжеты?

    – Для чего человеку понадобилось обучаться грамоте?

    – Можете ли вы представить современную жизнь без образования, воспитания, культурных ценностей?

    Домашнее задание: учебник, с. 56–58, прочитать текст, ответить на вопросы на с. 61.

    Урок 47
    ОБРАЗОВАНИЕ – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА


    Цели: рассказать учащимся о возникновении первых школ на Руси и их значении; расширять знания о том, как учили детей грамоте; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Беседа по вопросам:

    – Что такое летопись?

    – Кто вел летописи? Что в них записывалось?

    – Кто такие очевидцы?

    – Что такое красная строка?

    – Какие литературные памятники вы знаете? О чем они рассказывают?

    – Что вы знаете о летописце Несторе?

    III. Формирование новых знаний.

    1. Рассказ учителя.

    – В конце ХII века в городе Новгороде, который и сейчас стоит на берегах реки Волхов, жил мальчик. Звали его Онфим. Учился он писать и считать, любил рисовать зверей, воинов, всадников. Обычный мальчик. Только с тех пор, как он учился, прошло 800 лет, и его «тетрадки» нашли археологи. А «тетрадки» на наши совсем не похожи: это кусочки бересты – березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те времена очень дороги, поэтому на них писали только в очень серьезных случаях. А березовой коры было сколько угодно, и любой мог взять костяную или металлическую заостренную палочку – писало – и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.

    Онфим, например, выписывал азбуку, списывал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя – всадника, поражающего зверя, и написал: «Онфим».

    Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж.

    Для чего же ученые ищут берестяные грамоты? Для того чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы узнать имена, дела и думы людей далекого прошлого.

    Первые книги и первые грамотные люди появились вместе с «крещением Руси». Как рассказывает летопись, начало школьному обучению положил князь Владимир Красное Солнышко. В городах и селах строились церкви и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «научение книжное». Но народ в то время был еще дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

    В 1028 году сын князя Владимира Ярослав Мудрый собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити их книгам». Это было первое большое училище.

    Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и в монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Обилие переведенных с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала свое дело – создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почетом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», – говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого – Святослав – заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

    Нашествие монголо-татарских завоевателей в ХIII веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с XVI века начался новый подъем школьного дела.

    2. Работа в рубрике «Картинная галерея».

    – Рассмотрите картину Б. М. Кустодиева «Школа в Московской Руси» на с. 64 учебника.

    – Какой представил школу художник на своем полотне?

    – Что необычного для вас вы увидели в классе?

    – Что делают ученики? Как они относятся к учению? Почему?

    – Что делают два мальчика, изображенные художником отдельно от других детей?

    – Каким вы видите учителя?

    3. Продолжение рассказа учителя.

    – На Руси в школах учили уму-разуму, или, как тогда говорили, «словесам книжного разума» – чтению, письму, счету.

    Учителя втолковывали своим питомцам знания «не яростию, не жестокостью, но любовным обычаем», что значит – терпеливо, добром и лаской.

    Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школах были строгие. В одном из тогдашних азбуковников (по-нашему – букварей) ребятам дается наказ:

    «Пхания друг друга и бытия и резвого бегания и каменновержения и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас».

    И еще:

    «Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить!»

    Но правила правилами, а все же «пхание», «каменновержение» и прочие «детские глумления» порой случались. И тут шла в ход гроза всех мальчишек и девчонок – розга. Сперва дело обходилось без этой злой наставницы ребят, но потом русские учителя по примеру учителей других стран стали часто пользоваться ее услугами. В каждой «Азбуке» было обязательное стихотворение «Похвала розге». В старину даже говорили не «когда я учился в школе», а «когда я ходил под розгами».

    Как только колокол возвещал о начале занятий, все рассаживались по местам. Об этом в «Наказе» говорилось особо: «Дружнего места нe восхищай (не занимай). И товарищев не устесняй».

    В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались часов с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к складам, третий читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок» – «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Выучить надо было все во время занятий... Учили вслух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

    Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и вразбивку. Твердо выучив азбуку, он переходил к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: ба, ва, га, да, жа... потом бе, ве, ге, де... би, ви... и т. д. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении... После складов в две буквы шли склады в три буквы: бла, вла, гла и т. д.

    Одолев и это, ученик переходил к изучению слов «по титлам». Отдельные наиболее часто встречающиеся и наиболее «важные» слова, такие, как «Бог», «царь» и некоторые другие, писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставился особый надстрочный знак – «титло»... В букваре все эти слова были помещены, и ученик должен был знать их назубок.

    Наконец, выучив азбуку, пройдя склады и запомня слова по титлам, он переходил к чтению первого связного текста.

    Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: га, жа, дра... И за каждую ошибку полагалась розга.

    Некоторым грамота казалась такой мудреной, что они предпочитали выучить все наизусть с голоса, не научившись читать по буквам. Были и такие учителя, которые считали, что заставить выучить наизусть куда легче, чем научить читать...

    Наконец ученик одолевал букварь. Выучил азбуку, склады, изучил «подтительные слова», прочел и вызубрил первые молитвы.

    Человек средних способностей тратил на это в среднем около двух лет. Первая ступень позади...

    Письму начинали обучаться, уже закончив букварь. Прежде всего надо было научиться обращению с гусиным пером. Уж это была хитрая наука: как держать его, как затачивать.

    Обучение письму состояло в том, что ученик переписывал по нескольку раз специальные «прописи». В настоящее время во многих хранилищах древних рукописей мы находим эти старинные азбуки-прописи. В большинстве своем они представляли собой не книгу и не тетрадь, а длинный свиток, склеенный из нескольких листов бумаги. Обязательным элементом прописей были каллиграфически выписанные буквы, а также молитвы, различные изречения из церковных книг, житейские правила, наставления учителя ученику, даже загадки. Кстати, о загадках. Создавая свои учебники для детей, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.

    Большое количество букварных прописных истин посвящено самому процессу письма: «Сиди крепко, а пиши гладко, неописливо» (то есть, без описок). Среди прописей можно встретить и правила поведения ученика: «Зри прилежно, внимай разумно, пиши не спешно, прочитай не ложно», «Чадо, будь скор на послушание, а ленив на глаголание» (то есть здесь – на болтовню), «Мастера не гневи, а себе побоев не чини».

    Много хороших слов посвящено книгам и книжной мудрости: «Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости».

    В XVII веке российское правительство начало проявлять заботу о просвещении подданных. На протяжении 30–70-х гг. в столице несколько раз основывались небольшие школы, в которых преподавались иностранные языки, прежде всего, греческий и латынь, реже – польский. При центральных государственных учреждениях – приказах – были также организованы училища профессионального типа. Талантливые русские дети обучались вместе с детьми московских иностранцев в школе Немецкой слободы.

    В 1861 году впервые удалось создать крупную регулярную школу. Ее возглавил иеромонах Тимофей, просвещенный человек, в прошлом московский разведчик в Османской империи. Ему было дано звание ректора. В этой школе обучали грамоте, греческому языку, риторике, географии и, возможно, истории. Училище располагалось на Московском Печатном дворе, и по этой причине его называют еще «Типографским». Оно просуществовало до зимы 1687–1688 гг., и в последние годы в нем обучалось немногим менее трехсот человек.

    На основе школы иеромонаха Тимофея в 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия. Ее возглавили ученые греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В Академии, расположившейся в Заиконоспасском монастыре, обучались главным образом духовные лица и их дети. Уровень образования, которое давали в этом учебном заведении, был весьма высоким для того времени.

    Физкультминутка

    Игра «Веселый цирк».

    Каждый ученик приносит из дома какой-нибудь цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна, флажок, цветок, шарик и др.).

    Со звуками веселой музыки учащиеся должны взять цирковые предметы, начинается игра «Веселый цирк» – дети имитируют роли (клоуна, жонглера и др.).

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Работа по учебнику.

    – Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир…» на с. 63.

    – Почему ученые установили, что ее писали несколько человек?

    – Как ученые догадались о том, что уже в Х веке были грамотные люди?

    – О какой новгородской удивительной грамоте говорится в тексте? О чем свидетельствует эта находка?

    2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.

    – Выполните задания 34, 36 на с. 25.

    – Кого называют летописцем?

    V. Итог урока.

    – Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

    – Из каких источников мы узнаем о прошлом страны, в которой мы живем?

    – Что представляют собой берестяные грамоты?

    – Для чего человеку понадобилось обучаться грамоте?

    – Почему в прежние времена родители с нежеланием и опасением отдавали детей учиться?

    Домашнее задание: написать письмо другу (можно иностранному) о своей жизни в современной России, о российских школах и системе образования; рабочая тетрадь, с. 25.

    Урок 48
    ОБРАЗОВАНИЕ – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА


    Цели: рассказать учащимся о возникновении первых азбук, букварей на Руси и их значении; расширять знания о первых книгах, появившихся на Руси; ознакомить с алфавитами разных народов; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Беседа по вопросам:

    – Когда были открыты первые школы на Руси?

    – Какими были первые школы?

    – Кто в них учился?

    – О чем нам рассказывают берестяные грамоты?

    2. Чтение писем другу о своей жизни в современной России, о школе.

    III. Формирование новых знаний.

    Объяснение учителя.

    – Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать, когда не было букв. Если хотелось поделиться какой-то радостью, например поведать об удачной охоте, они рисовали на палочке, дощечке или даже на скале, как проходила охота. Немного позднее египтяне научились составлять целые послания в картинках. И в конце концов те же древние египтяне стали писать значками, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Это было значительно удобнее и быстрее. Такие значки называются иероглифами. Писали на папирусе тростниковой палочкой, обмакивая ее в краску; ученики делали упражнения на глиняных черепках (это было дешевле, чем писать на папирусе).

    Вот египетские иероглифы тысячелетней давности (показывает на доске): «идти», «дом». А если поставить их вместе, то получится – «выходить». Постепенно из иероглифов образовалась слоговая азбука, где каждый знак – это целый слог.

    Позже финикийцы придумали буквы. Каждая – один звук. Но они записывали только согласные. Например, «Купил 8 горшков масла» можно было записать так: «Кпл 8 гршкв мсл».

    Греки познакомились с письмом финикийцев и добавили в него новые буквы – для обозначения гласных. Так появился первый в мире настоящий алфавит.

    А как обстояло дело у нас, на Руси?

    Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. Семья их жила на берегу теплого Эгейского моря в городе Солуни (сейчас он называется Салоники). Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой; она всегда говорила с детьми на своем родном славянском языке.

    Младший брат Кирилл нередко задавал старшему один и тот же вопрос:

    – Почему учитель все время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

    – Да то в лавке, – был ответ. – А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания – все от греков.

    – А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу... «дом».

    – А вот «я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж»; да и «я» нет, и других многих букв просто не существует.

    Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил:

    – В мире существуют лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые, и писать на них нельзя.

    – Нет, можно! Вот возьму и придумаю для славян буквы!

    И придумал! Хотя это было нелегко.

    Славянский алфавит придумали Кирилл (до принятия монашества он носил имя Константин) и его старший брат Мефодий, хорошо знавшие языки южных славян.

    Все началось с того, что братья были посланы византийским императором в Моравию – научить тамошних славян богослужению на славянском языке, и, конечно, им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг. Константин (он же Кирилл) составил славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.

    Азбука, составленная им, носит название глаголицы. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку назвали кириллицей – в честь Кирилла. От нее и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

    А теперь поговорим о буквах. В азбуке по соседству с буквой А красуется арбуз, с Б – барабан, с Я – яблоко и т. п. А придумали сочетать буквы и слова вовсе не представители нашей современной азбуки.

    Как вы знаете, пещерные люди, не умея писать, рисунками рассказывали о своих новостях. Позднее древние египтяне обозначали рисунками даже буквы, ну точь-в-точь как теперь мы это делаем в ребусах.

    Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши самые обыкновенные русские буквы – это тоже картинки, вернее, несколько видоизмененные рисунки разных предметов.

    Кто поверит, что буква А – это претерпевший много изменений рисунок головы быка, Г – угол, Е – вскинувший вверх обе руки человечек, М – морская волна, О – человеческий глаз, Р – голова лошади, Т – крестик и т. д.?

    А почему все-таки голова быка? Почему именно она обозначала букву А?

    Древние финикийцы изобрели алфавит. Первая буква в этом алфавите «алеф», что значит «бык», и изображение ее напоминало голову быка. Видимо, бык играл в их хозяйстве очень важную роль. Вторая буква их алфавита называлась «бет», что значит «дом». Теперь вам нетрудно догадаться, почему существовавший стройный порядок букв называется алфавитом (по имени его первых букв). Слово это, как и сами буквы, претерпело не одно изменение за время своих длительных путешествий.

    К нам слово «алфавит» попало не из первых рук и даже не из третьих. Появилось у нас и свое слово для обозначения этого понятия, так сказать, второе имя: азбука. Слово это составлено из первых букв русской азбуки – «аз» и «буки».

    Каждая буква в русской азбуке имела свое название, например:

    А – азъ (по значению соответствовало нашему «я»);

    Б – буки («буква»);

    В – веди («знаю»);

    Г – глаголь («говори»);

    Д – добро;

    Е – есть;

    Ж – живете;

    3 – зело;

    3 – земля;

    Л – люди;

    М – мыслите;

    Н – нашь;

    О – он;

    П – покой;

    С – слово и т. д.

    Вот, оказывается, какие непростые были раньше наши буквы. Кстати, а что означает слово «буква»? Оно тесно связано с названием дерева «бук»; именно на дощечках из бука первоначально начертывались письмена
    (кстати, в готском языке boka – «буква», во множественном числе bokos – «книга», да и в английском языке слово «книги» – book – звучит как [«бук»]).

    Букварь... Азбука... Нарядные книжки с цветными картинками. Самые первые, которые прочитали в своей жизни и вы, и я, и каждый грамотный человеке. Давно ли существуют на свете эти замечательные книжки? И всегда ли они были такими, как теперь?

    Кое-что о букваре вы уже знаете. А теперь заглянем в Исторический музей. Вот самый древний нож. Он каменный. А вот самый древний топор. Он тоже каменный. Представляете, оказывается, и самые древние книги тоже, как ни странно, каменные! Страницы этих книг – стены дворцов, памятники и надгробные плиты. Только они могли сохраниться, не истлели за две, за три, за пять тысяч лет.

    Ну а как учились писать древние грамотеи? Был ли у них письменный букварь? Нет, напрасно искать его в музеях.

    Первые буквари были напечатаны, как только люди изобрели книгопечатание. Один из первых русских букварей вышел из типографии Ивана Федорова в конце XVI века.

    Каким же был старинный букварь, напечатанный Федоровым?

    Он вовсе не походил на нынешний. Сейчас даже старшеклассник не сразу прочтет, что там напечатано. Ведь прошло 400 лет, и язык сильно изменился. Тот букварь написан на старославянском языке, а сейчас на нем печатаются только церковные книги.

    Тяжелым был труд переписчика книг. Писали гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным ножичком – перочинным. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской.

    – Вспомним выражение «писать с красной строки».

    Не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали и «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили. С тех времен сохранились в русском языке выражения: «прочесть книгу от доски до доски», «написано пером – не вырубишь топором»...

    Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, более доступными людям, как ускорить процесс создания книги.

    В ХV веке немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги), выпустили они примерно 10 миллионов книг. Среди первых печатных книг было много учебников.

    Кто напечатал первую книгу в Москве, мы, к сожалению, не знаем. Первая типография в Москве появилась в 1553 году, но на семи изданных ею книгах не указано ни имени печатника, ни места печатания.

    Зато нам известно, что когда царь Иван Грозный решил завести в Москве «Печатную избу», он поручил это дело Ивану Федорову.

    1 марта 1564 года была выпущена в этой новой типографии религиозная книга «Апостол». На ее создание ушел целый год, зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца.

    В 1574 году во Львове Иван Федоров написал и отпечатал первый русский букварь – по нему долгое время дети учились грамоте.

    В те времена считалось, что главная задача грамотного человека – научиться читать именно такие книги. В первом букваре не зря было напечатано: «...детям, хотящим разумети писание». Это не значит «хотящим научиться писать», а «хотящим знать Священное Писание». В старых букварях молитвам отводилось много места. Это видно даже из названий.

    Букварь, изданный в 1823 году, назывался так: «Драгоценный подарок детям, или Новейшая и полная российская азбука, содержащая в себе новый способ учения, разные молитвы, символ веры, десять заповедей».

    Букварь Прокофия Золотова 1863 года имел название: «Энциклопедический русский самоучитель, или Полная русская азбука, содержащая в ceбe: русскую азбуку, молитвы утренние, на сон грядущий и молитвы перед трапезы и после оной, Заповеди Господни, три добродетели богословские, девять блаженств евангельских. С присовокуплением священной истории Ветхого и Нового Завета».

    Букварь Антонова, 1897 год: «Русская азбука, содержащая в себе: гражданскую и церковнославянскую азбуки, склады всех родов, молитвы, заповеди, анекдоты, таблицы умножения».

    И, наконец, русский букварь, изданный в ХХ веке в Париже, назывался сравнительно кратко: «Святой пророк Наум, наставь на yм!»

    Выучился грамоте по одному из этих букварей и известный русский педагог К. Д. Ушинский. А став взрослым, издал в 1864 году свой собственный букварь «Родное слово», совсем новый, не похожий на все предшествующие. Он сразу начинался с простейших слов. Были нарисованы дети в лесу и написано «ау», потом плачущий младенец и слово «уа», затем усатый молодец и слово «ус». Было и слово «оса» с картинкой. Ну почти как в нашем теперешнем букваре! (Без всякой зубрежки и бессмысленных складов.)

    Через восемь лет после «Родного слова» вышла в свет «Азбука», составленная великим русским писателем Л. Н. Толстым.

    Наш современный букварь не похож на своих дедушек и бабушек, которым от роду девяносто, сто и даже триста лет.

    Физкультминутка

    Примерные сочетания упражнений для улучшения мозгового кровообращения:

    1. Исходное положение: сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

    Повторить 4–6 раз.

    2. Исходное положение: сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.

    Повторить 6–8 раз.

    3. Исходное положение: стоя илисидя, руки на поясе. Раз – правую руку вперед, левую – вверх. Два – сменить положение рук.

    Повторить 6–8 раз.

    4. Исходное положение: стоя илисидя, руки на поясе. Раз – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. Два – исходное положение. Три–четыре – то же правой рукой.

    Повторить 4–6 раз.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   31


    написать администратору сайта