Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок (VIII класс)

  • Учись говорить внятно

  • Контрольные вопросы и задания

  • РАБОТА НАД СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ

  • Методика обучения глухих произношению. К. А.Волкова Методика обучения глухих произношению. 2 часть-1-2.. Урок по технике речи индивидуальные занятия по обучению произношению


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеУрок по технике речи индивидуальные занятия по обучению произношению
    АнкорМетодика обучения глухих произношению
    Дата05.03.2021
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаК. А.Волкова Методика обучения глухих произношению. 2 часть-1-2..doc
    ТипУрок
    #182251
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Урок (IV класс)

    Тема. Нормы орфоэпии русского языка.

    Цель. Знакомство учащихся с правилами произношения звонких согласных звуков на конце слов.

    План урока

    1. Упражнение в умении дифференцировать гласные звуки.

    2. Тренировка в соблюдении правильного речевого дыхания при произнесении длинных фраз.

    3. Упражнение в соблюдении логического ударения в вопросах и ответах.

    4. Повторение материала на разделение согласных звуков на звонкие и глухие.

    5. Знакомство с правилом произношения звонких согласных звуков на конце слов:

    а) называние картинок и запись слов на доске;

    б) вывод правила.

    6. Запись правила в тетрадях.

    7. Расстановка и объяснение орфоэпических знаков.

    8. Домашнее задание.

    9. Итог урока.

    Ход урока

    1. Урок начинается с того, что учащиеся выполняют упражнение на дифференциацию гласных звуков. На доске сделана следующая запись:

    а — о, а — у; а — э, а—и

    Школьники произносят гласные хором и индивидуально (в микрофон).

    2. На доске записано предложение: Осенью плохая погода, часто идет дождь, бегать и прыгать нельзя.

    Учитель ставит вопросы, дети отвечают; используется звукоусиливающая аппаратура.

    —Какое это предложение?

    —Длинное.

    —Как надо говорить длинное предложение?

    —С паузами.

    Затем учащиеся должны прочитать записанное предложение, соблюдая паузы для вдоха.

    3. Тренировка школьников в умении соблюдать логическое ударение при формулировании вопросов и ответов осуществляется с учетом возможности использовать у детей остаточную функции слухового анализатора.

    Во время выполнения упражнения применяется такой вид работы, который обеспечивает речевую практику ребенка, а именно использование сюжетной картины. Учитель вывешивает на доске картину «На реке» (содержание картины детям знакомо: на уроке развития речи они составляли по ней рассказ), а затем дает детям задания: составить вопросы и ответы, научиться их правильно говорить, соблюдая логическое ударение. После предварительной самостоятельной работы школьники задают вопросы по картине. Каждый вопрос учитель оценивает в первую очередь с точки зрения правильности постановки логического ударения. После этого дети проговаривают вопрос хором под дирижирование учителя. Затем по просьбе учителя отдельные учащиеся формулируют ответы.

    Школьники могут задать следующие вопросы: «Что принесли ребята на реку? Какая была погода? Что делали Миша и Коля на пляже? Какая была река?» и т. д.

    4. При повторении материала о разделении согласных звуков на звонкие и глухие учитель задает классу ряд вопросов и формулирует несколько заданий: «Какие бывают согласные звуки? Как надо говорить глухие согласные звуки? Назовите (в микрофон) глухие согласные звуки. Как надо произносить звонкие согласные звуки? Назовите (в микрофон) звонкие согласные звуки».

    По ходу ответов учитель чертит на доске таблицу и заполняет се. В итоге она имеет следующий вид:


    Согласные

    звуки

    глухие

    звонкие

    к

    п

    т

    ф

    х

    ц

    ч

    ш

    с

    г

    б

    д

    в

    -

    -

    -

    ж

    з


    5. Объяснение нового материала осуществляется следующим образом. Учитель вешает на доске картину «Пароход». Дети называют ее и записывают под ней слово пароход. После этого учитель задает вопросы, школьники отвечают:

    —Какая буква на конце слова пароход?

    —Буква д.

    —Звук д звонкий согласный или глухой?

    —Звонкий.

    —Где находится звонкий согласный д в слове пароход?

    —На конце слова.

    Все перечисленные вопросы и ответы проговариваются в микрофон индивидуально, а затем без микрофона хором. После этого учитель ставит

    __

    надстрочный знак в слове пароход (пароход) и задает вопрос: «Как надо здесь (указывает на поставленный знак) правильно говорить?» Дети отвечают: «Здесь надо говорить т». После этого учитель ставит в слове пароход еще

    т

    __

    один надстрочный знак в виде буквы (пароход) и пишет вопрос: «Как надо произносить звонкий согласный звук д на конце слова?» Школьники читают хором, а затем пробуют самостоятельно сформулировать ответ: «Звонкий звук д на конце слова надо произносить как глухой звук т». Ответ проговаривается хором.

    Подобным же образом учитель проводит работу с картинками, на которых изображены гриб, клюв, нож, арбуз.

    Когда разобраны все картинки и на доске записаны обозначающие их слова, учитель делает следующее заключение: «Ребята, посмотрите, везде ли в записанных словах на конце звонкие согласные звуки (показывает и перечисляет). Мы с вами видим, что звонкие согласные на конце слов надо говорить по-другому (обращает внимание учащихся на надстрочные знаки). Вспомните правило, в котором сказано, как надо произносить звонкие согласные звуки на конце слов».

    Вопрос записывается на доске и прочитывается хором. Затем учитель выслушивает ответы, в которых школьники делают попытку сформулировать текст правила. В итоге учитель вывешивает плакат:

    Звонкие согласные звуки на конце слов надо говорить как глухие, например: пароход, арбуз, флаг, гриб, клюв, нож.


    6. Дети прочитывают хором текст правила, а затем записывают его в тетрадях.

    7. Следующий вид работы — расстановка и объяснение орфоэпических знаков. На доске записаны слова: еж, морковь, голубь, виноград, паровоз, флаг. С помощью буквенных надстрочных знаков учащиеся должны показать

    ш

    __

    орфоэпическое произношение данных слов (например, еж), а затем ответить на вопрос: «Почему так надо говорить?» Ответ звучит так: «Потому что звонкие согласные на конце слов надо говорить как глухие». После этого вызванный ученик орфоэпически правильно произносит слово в микрофон.

    8. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по технике речи предметы, в названиях которых (на конце слова) имеются звонкие согласные звуки, написать эти слова, проставить надстрочные знаки, сказать, почему так надо произносить.

    9. В итоге урока учитель фиксирует внимание на том, что дети узнали новое правило произношения, которое должны применять в своей речи.

    Урок (VIII класс)

    Тема. Нормы орфоэпии русского языка.

    Цель. Повторение правил орфоэпии и закрепление умения применять их в речи (на этом уроке отрабатываются правила произношения безударного звука о, звонких согласных на конце слов, звонких согласных перед глухими согласными, удвоенных согласных, окончаний прилагательных -ого, -его, сочетаний -тся, -ться в глаголах).

    План урока

    1. Тренировка учащихся в правильном произнесении речевого материала обиходно-разговорной речи.

    2. Повторение текста правил орфоэпии.

    3. Узнавание правил орфоэпии по речевому материалу:

    а) называние картинок (предметных);

    б) чтение текста;

    в) работа с сюжетными картинками;

    г) чтение слов.

    4. Придумывание учащимися слов на правила орфоэпии.

    5. Упражнение в умении применять в устной речи правила произношения сочетаний -ться и -тся в глаголах и слов с безударным о.

    6. Домашнее задание.

    7. Итог урока.

    Ход урока

    На протяжении всего урока должна быть использована звукоусиливающая аппаратура.

    1. Урок начинается с тренировки школьников в правильном произнесении материала обиходно-разговорной речи. Учитель вставляет в наборное полотно плакатик, на котором записан следующий речевой материал:

    Учись говорить внятно

    а а а

    __ ' __ ' __ '

    возьмите возьмите, пожалуйста

    а т а

    __ '' __ __ '

    пожалуйста сядьте, пожалуйста

    т а

    ' __ ' __ '

    сядьте разрешите войти


    Классу дается задание прочитать текст плаката. Каждое слово надо произнести два раза, а каждое сочетание слов — три раза. Затем учащиеся разговаривают друг с другом и учителем, включая в свой разговор отрабатываемый речевой материал.

    Каждое обращение и ответ на него сопровождаются соответственными действиями. Приведем пример. Ученик просит своего учителя сесть на стул: «Сядьте, пожалуйста». Одновременно с этим он этот стул к нему пододвигает. Учитель садится на поданный ему стул и говорит: «Спасибо».

    2. Работа над орфоэпией на данном уроке начинается с повторения текста правил. Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Какие правила произношения вы помните?» Школьники считывают вопрос с губ учителя. Поочередно ученики говорят текст того или иного правила. Одновременно с вызванным учеником текст правила произносят хором все остальные учащиеся. Таким образом все учащиеся получают возможность поупражняться в произнесении текста правила. При этом, естественно, им обеспечивается возможность поправить отвечающего, если он допускает ошибки.

    3. Следующий вид работы — узнавание правил орфоэпии по речевому материалу и его правильное произнесение.

    а) Сначала учащимся предлагается ряд картинок, в названиях которых имеется безударное о. Можно предложить такие изображения: очки, окно, собака, дорога, огурец, корова. Всем дается задание определить правило произношения, которое можно применить к обозначающим картинки словам. Затем детям предлагается произнести правильно каждое слово. Отдельные ученики произносят текст правила (чтение с губ товарища исключается). Затем учитель отмечает, кто ответил верно, и предлагает поочередно каждому школьнику назвать картинки, соблюдая внятное произнесение слов. Индивидуальные проговаривания сочетаются с хоровым.

    б) Следующее правило орфоэпии учащиеся должны определить по материалу, состоящему из нескольких связанных между собой предложений. На доске сделана такая запись:

    Пионерский лагерь находился около большого соснового леса. Звуки пионерского горна созывали ребят. С самого раннего утра в лагере начиналось движение.

    Ребятам дается задание внимательно посмотреть на запись и сказать, какое правило орфоэпии должно соблюдаться при произнесении наиболее часто встречающихся слов. Затем их просят сформулировать это правило и прочитать все предложения внятно. В данном случае речь идет об орфоэпически правильном произнесении окончаний -ого, -его в прилагательных. Методика работы аналогична той, которая используется при назывании картинок.

    в) В наборное полотно помещаются картинки следующего содержания: 1) Три девочки находятся в комнате для умывания. Одна из них умывается, вторая — вытирается полотенцем, третья — причесывается. 2) Дети катаются на лыжах. Дается задание определить на основе содержания картинок, какое правило произношения будет повторяться.

    Учащиеся должны сказать, что по этим картинкам они будут упражняться в правильном произношении сочетаний -тся и -ться в глаголах (умываться). Затем учитель ставит вопросы, а ученики на них отвечают.

    Вопросы. Ответы.

    — Что делает девочка, которая — Эта девочка причесывается.

    стоит перед зеркалом?

    —Что делает девочка, которая — Она вытирается после умывания.

    держит в руках полотенце?

    —Что делает девочка, которая — Эта девочка умывается.

    стоит около умывальника?
    г) На доске записаны слова: теннис, классный, телеграмма, троллейбус, грамматика, миллион.

    Методика работы аналогична описанной выше. В данном случае учащиеся должны произнести правильно слова и сказать, что в своем звуковом составе они имеют удвоенные согласные звуки.

    4. Теперь ученикам предлагается самим подобрать речевой материал на то или иное правило орфоэпии. Дается задание подобрать слово на любое правило (термин «орфоэпия» учащимся давать не следует), сформулировать это правило, правильно произнести подобранное слово. Опрашиваются отдельные ученики. Их ответы проговариваются хором. Желательно, чтобы в

    ответах были представлены все изученные правила орфоэпии.

    5. На данном этапе урока школьники тренируются в умении применять в устной речи два из известных им правил. Какие именно, определяет учитель исходя из уровня орфоэпических навыков у учащихся данного класса. Мы взяли для примера правило произношения сочетаний -тся и -ться в глаголах и слов с безударным о.

    На доске сделана следующая запись:

    Лида взяла учебник. Что будет делать Лида?

    Охотник взял ружье и пошел в лес. Что будет делать охотник?

    Ребята пришли на речку и стали

    раздеваться. Что будут делать ребята?

    Ученик кладет книгу в портфель и

    надевает форму. Что делает ученик?
    Предложения и вопросы дети читают хором. Затем учитель вызывает отдельных учащихся, которые должны кратко ответить на вопросы. При этом дети употребляют слова заниматься, охотиться, купаться и словосочетание собирается в школу. Учитель следит за орфоэпически правильным произношением данных слов и сообщает школьникам, насколько они овладели этим навыком. Тренировка детей в умении применять в речи правило произношения безударного о как а осуществляется в процессе их высказываний о выполненном поручении.

    На столе у учителя разложены картинки, предметы и карточки, на которых записаны тексты загадок и арифметические примеры. Он говорит о том, что ребята будут упражняться в правильном произнесении безударного о и что сейчас каждый ученик получит поручение, при выполнении которого можно пользоваться предметами, картинками и карточками. После этого учитель дает детям эти поручения. Они считываются с губ учителя и проговариваются всеми ребятами. Каждый должен выполнить одно из поручений.

    Приведем образцы:

    1. Возьми полотенце и повесь его на гвоздь у доски.

    2. Возьми картинку «Огурец». Вспомни и скажи текст загадки, ее отгадка — «Огурец».

    3. Возьми карточки, на которых записан пример: 11 + 1 =...

    Запиши пример на доске и ответь на вопрос.

    4. Нарисуй на доске ворону и корову.

    5. Возьми карточку, на которой записан текст загадки. Прочитай загадку всем ребятам и скажи отгадку. И т. д.

    После распределения поручений все приступают к их выполнению. Закончив работу, школьник садится на свое место. После выполнения поручений учитель обращается к каждому с вопросом: «Что ты сделал?» Ответы (в соответствии с приведенными выше вопросами) носят следующий характер:

    1. Я взял полотенце и повесил его на гвоздь.

    2. Я взял картинку «Огурец» и вспомнил загадку: «Без окон, без дверей полна горница гостей».

    3. Я взял карточку, на которой записан пример: 11 + 1 = ...

    Написал на доске пример и ответ.

    4. Я нарисовал на доске ворону и корову.

    5. Я взял карточку, на которой записана загадка: «В воде купался, а сух остался». Отгадка будет «Гусь».

    Ответы учащихся оцениваются в первую очередь с точки зрения правильности произношения безударного о как а.

    6. На дом дается задание придумать пять поручений со словами, при произнесении которых надо соблюдать определенное (любое) правило орфоэпии, записать поручения в тетрадь и научиться их внятно произносить.

    7. В итоге урока учитель обобщает все требования к внятности речи.
    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем состоит содержание работы над орфоэпией?

    2. Каковы задачи этой работы?

    3. В чем сущность методики обучения глухих нормам произношения?

    4. Перечислите используемые при обучении глухих орфоэпии виды работы.

    5. Составьте два конспекта уроков по технике речи, содержанием которых была бы работа над орфоэпией. Цель первого урока — знакомство с правилом произношения безударного о как а; второго — тренировка учащихся в соблюдении этого правила в речи (IV класс).

    РАБОТА НАД СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ
    Словесное ударение — это один из факторов, определяющих произносительную сторону речи. Оно играет известную роль в обеспечении ее внятности.

    Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука, иначе говоря, оно является организующим звеном ритмической структуры слова.

    В русском языке словесное ударение выступает также в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы сталкиваемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов

    ' ' ' ' '

    определяется местом ударения: замок — замок, атлас — атлас, стоит—

    '

    стоит.

    С помощью словесного ударения можно также определить иногда ту или иную грамматическую форму слова, например: пить — Мы пили чай; пилить — Иди пили дрова.

    Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего оно разноместно. В разных словах оно может приходиться на

    ' ' ' ' '

    разные слоги: на первый (парта, книга, школа), на второй (катушка, окно,

    ' ' ' '

    морковь), на третий (пароход, паровоз, огурец) и т. д.

    Второй его особенностью является подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, например, в словах рука, нога ударение подвижно. В

    ' '

    именительном падеже единственного числа (рука, нога) ударение стоит на втором слоге, а в именительном падеже множественного числа оно

    ' '

    перемещается со второго слога на первый: руки, ноги.

    Разумеется, что при овладении ударением глухие учащиеся будут испытывать известные трудности.

    Работая над этой темой, сурдопедагогу необходимо прежде всего научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Глухой ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно — первый, второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

    К отработке техники и правильной постановке словесного ударения приступают с первых лет пребывания детей в школе (при этом должно иметь место широкое использование остаточного слуха). Подвижностью ударения они овладевают с IV класса.

    Обучение технике выделения ударного слога, как правило, начинается на слоговом материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов. Так, например, отрабатывается ритм, состоящий из двух

    ' ' ' '

    слогов: тата, саса, вава, заза и т. д. Здесь дети учатся говорить двусложные

    '

    слова с ударением на первом слоге. Затем берутся другие ритмы: татата

    ' ' ' ' '

    (капуста), татата (виноград), тата (окно) и т. д. В обоих случаях обучение проводится следующим образом: прежде всего внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на длительное произнесение гласного звука. При этом следует опираться на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения (остатки слуха). Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается. При этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование.

    Отработка техники выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов,

    '

    соответствующих данному ритму, например: тата — парта, книга, школа, Лида. Разумеется, что берется словарь, которым дети данного класса уже владеют. Желательно разучивать каждый ритм в отдельности. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам. В дальнейшем можно вести работу параллельно над несколькими ритмами. Приведем наиболее часто встречающиеся ритмы. На материале этих ритмов глухие учатся технике выделения ударного слога и правильной постановке ударения в словах.

    ' ' ' '

    тата — лампа, палка, космос

    ' ' ' '

    тата — вода, окно, пирог

    ' ' ' ' '

    татата — улица, курица, дедушка, девочка

    ' ' ' '

    татата — капуста, рубашка, собака

    ' ' ' '

    татата — огород, молодец, пароход

    Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у школьников навыков дирижирования. При этом ритм воспроизводится движением руки в воздухе. Для обозначения ударного слога используется более энергичное движение руки.

    Различают два вида дирижирования. Первый состоит в том, что движением руки сопровождается каждый слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением в момент звучания гласного звука, безударный — сопровождается менее интенсивным и менее длительным движением руки. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только ударный слог. В первом случае дирижирование дает возможность обозначать место ударения в слове и количество слогов, во втором — лишь место в слове. Глухой ребенок должен овладеть первым, а затем (на последующих годах обучения) вторым видом дирижирования. Однако, если у детей появляются затруднения в правильной постановке ударения в слове, в определении количества слогов, необходимо вновь вернуться к первому виду дирижирования.

    Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, фраз и связных текстов. Но необходима подготовка. Сначала у глухих вырабатывается умение выделять один из слогов силой голоса. Затем произнесение сопровождается отхлопыванием, отстукиванием и, наконец, дирижированием. Так же проводится работа на материале слов, фраз и текстов. В дальнейшем дети выполняют ее самостоятельно. Для обучения глухих правильному дирижированию можно рекомендовать такие, например, виды работ: 1) ребята сопровождают дирижированием чтение речевого материала; 2) под дирижирование ученика класс произносит хором тот или иной речевой материал. Здесь очень хорошо использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы, обиходно-разговорную речь.

    Дирижирование учителя — один из приемов, которым следует пользоваться при обучении этому умению глухих детей. Учитель должен использовать оба вида дирижирования. Выбор вида определяется степенью знакомства школьников с речевым материалом, их возрастными особенностями и задачами, которые стоят перед педагогом (коррекция или обучение).

    Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках и т. д. При обучении глухих детей словесному ударению необходимо использовать разнообразные виды работ, о которых мы скажем дальше. Приведем отдельные уроки, во время которых у детей формируются навыки постановки правильного ударения в словах.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта