Главная страница
Навигация по странице:

  • — Кого еще вы могли бы ввести в натюрморт - Какие вещи могли бы стать предметом-обманкой в натюрморте

  • - Что еще может быть изображено в натюрморте - Как расшифровывается название этого жанра - слово «натюрморт»

  • - Какова роль братьев-Мастеров при создании картины-натюрморта

  • — С картинами каких жанров вы уже познакомились — Что такое автопортрет — Что может передать нам автопортрет

  • — Автопортреты каких художников вы рассматривали на прошлом уроке — Картину в каком жанре вы выполняли на последнем уроке

  • — Как называется фрагмент из приведенной картины — По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами - эпизод военного сражения

  • — В чем проявляется контраст в этой картине — Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров

  • — Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров

  • изо. изо поурочка. Урок Тема Твои игрушки


    Скачать 331.23 Kb.
    НазваниеУрок Тема Твои игрушки
    Дата10.01.2023
    Размер331.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо поурочка.docx
    ТипУрок
    #880444
    страница21 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    — Чем он интересен?

    (Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

    — Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что находится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)

    — Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петербурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобразил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и показан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположены печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смотрят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

    — Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

    — Кому мог принадлежать этот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

    Вероятнее всего, музыканту.

    Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого музыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну защищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покорно ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

    ...Тихо дремлет музыка

    В скрипочке моей.

    - С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и города за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

    - Как проявляется контраст в линиях? (Для города использованы прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

    - Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

    Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время суток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на середину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, которые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

    Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в картину как ее часть.

    - Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, стакан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько старых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

    - Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потревожить светом больную.)

    Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мраморная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоящий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

    - Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у одной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

    В правом нижнем углу картины виден край тетради или записной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

    - Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы можете о нем сказать? (Карандаш остро заточенный, значит, им часто пользуются, и его владелица тает, что пометки на листах книг можно делать только карандашом, чтобы их потом можно было легко стереть.) Это означает, что человек бережно относится к книгам. Очень интересно посмотреть, как и стакане с водой передано изменение облика металлической ложечки. В нижней части стакана налита вода, поэтому ложечка выглядит неодинаково, художник словно делить ее на три части. Ее верхняя часть, выглядывающая из стакана, находится на воздухе. Среднюю часть, середину с витой ручкой, мы рассматриваем через стекло стакана. А ее нижнюю часть мы видим сквозь толщу воды.

    - Как выглядит сама ложечка? (У нее витая нарядная ручка с кокетливо загнутым кончиком.)

    Такая изысканная форма говорит о том, что ложечка, скорее всего, сделана из благородного металла — золота или серебра.

    - С каким предметом ложечка образует единый ансамбль? (Со старинной лампой, также отделанной декоративными деталями.)

    - Какие еще детали подчеркивают, что на картине изображено начало XX в.? (К бутылке с лекарством привязан бумажный рецепт.)

    Верно, такие рецепты назывались словом «сигнатурки», их привязывали в аптеках к горлышкам бутылочек с лекарствами, и на них писались рекомендации, сколько раз в день это лекарство надо принимать. А еще в бутылке с лекарством настоящая пробка, сделанная из коры пробкового дерева. В наше время почти у всех бутылок пробки пластмассовые. Вот как много познавательного можно увидеть, если внимательно всмотреться в натюрморт.

    Какой из натюрмортов вам понравился больше остальных и почему? Какие чувства вызвал он у вас? Обратите внимание на использованные средства выразительности.

    VI. Создание композиции натюрморта

    Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать натюрморт. Но сначала попробуйте создать его композицию.

    Что такое композиция? Послушайте рассказ о том, как один художник создавал композицию натюрморта и подбирал в ней нужный колорит.

    (Педагог рассказывает и комментирует, используя в качестве объектов геометрические фигуры, вырезанные из бумаги.)

    Итак, представьте себе лето, ярко освещенную солнцем террасу на даче, стол, покрытый синей скатертью и уставленный едой, стул возле стола и художника, который сидит рядом и завтракает.

    «...Однажды художник сидел за столом, пил чай и читал книгу. Переворачивая страницу, он поднял глаза и увидел, как на синей скатерти мерцает лимон. Он продолжал читать, но время от времени поглядывал на этот желтый огонек. Свет падал сбоку из окна, и одна сторона лимона была слегка затенена, а другая, освещенная, казалась ярче обычного. На спинку стула по другую сторону стола была наброшена куртка. Ее тёмно-коричневый цвет выглядел слишком мрачным рядом со сверкающим лимоном. Художник встал, убрал стул и вернулся на свое место. Теперь лимон оказался на фоне желтоватой стены, и этот цвет притушил желтый огонек.

    - Тут нужно другое, — пробормотал художник. Книга была уже отложена в сторону. И начались поиски. Художник пошел в соседнюю комнату и вернулся с большим листом бумаги серого цвета с лиловатым оттенком. Этот лист он прикрепил к стене. Получалось хорошо: спокойный цвет фона подчеркивал выразительный контраст между лимоном и скатертью.

    - Красиво! — подумал художник.

    Он окинул взглядом стол, еще не прибранный после завтрака. Пододвинул к лимону белую миску, в которой лежали красные яблоки, груши и кисть винограда.

    - Нарядно! — сказал художник. Подумал и добавил:

    - Нет, слишком пестрый натюрморт...

    Он вынул фрукты, оставил в миске лишь две зеленоватые груши. Ничего не должно быть лишнего! Белая миска хорошо выглядела на синей скатерти и удачно связывалась с желтым лимоном, как бы уравновешивая его. Кроме того, ее блестящая поверхность удивительно отличалась от мягкой ткани скатерти и шероховатости кожуры лимона». (Аксенова Ю., Левидова М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку живописи. М.: Советский художник, 1986. с. 36—38).

    VII. Самостоятельная работа

    Возьмите геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, и составьте из них натюрморт. С их помощью вам надо сделать рисунок под названием «Праздничный стол». Соберите из фигур набросок будущего натюрморта, подобрав нужную композицию и цвета.

    Когда вы начнете раскрашивать рисунок, обратите внимание на то, откуда у вас падает освещение. Эта часть рисунка должна получиться более светлой.

    VIII. Физкультминутка

    Давайте отдохнем и проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.) Попрошу всех роимо встать,

    Что скажу — всем выполнить.

    (Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

    Руки кверху поднимите,

    (Поднимают «верх руки.)

    Все вдохните выдохните,

    (Делают вдох и выдох, руки па поясе.)

    Наклонитесь - разогнитесь,

    (Наклоняются вперед и откидываются назад.)

    Выпрямитесь — улыбнитесь,

    (Выпрямляются и улыбаются.)

    На «раз-два» — быстро присядьте,

    (Делают полуприседание,)

    «Три-четыре» — снова встаньте.

    (Выпрямляются.)

    Влево-вправо наклонитесь

    (Делают наклоны вправо-влево.)

    И еще раз потянитесь.

    (Поднимаютруки вверх и потягиваются.)

    Все за парты мы садимся,

    К натюрморту возвратимся.

    (Усаживаются на столы и завершают работу.)

    IX. Продолжение работы

    (Школьники завершают работу над натюрмортами).

    X. Знакомство с новым материалом

    Жанр натюрморта содержит в себе несколько маленьких открытий, узнать о которых вам будет интересно.

    В натюрморты художники нередко вводили образы птиц и насекомых. Например, букет цветов выглядит наряднее, если над ним изображена кружащаяся стрекоза или бабочка. А фрукты в вазе становились симпатичнее, если к ним проявляла внимание какая-нибудь птичка, сидящая на краю вазы.

    Еще в натюрмортах художники использовали так называемые «приемы-обманки». Например, рисовали ключ, лежащий на краешке стола, так выпукло, что хотелось протянуть руку и поправить его, чтобы он не упал. Настолько реальным получалось изображение ключа. Или при рисовании книги на одной ее странице сгибали утолок так, что он казался по-настоящему согнутым. Или при изображении цветка один лепесток покрывали настолько сверкающими каплями росы, что они выглядели натуральными, хотелось подойти к картине и смахнуть их, чтобы она не промокла от влаги.


    — Кого еще вы могли бы ввести в натюрморт?


    - Какие вещи могли бы стать предметом-обманкой в натюрморте?

    XI. Защита творческих проектов

    Сегодня мы продолжаем слушать тех, кто приготовил самостоятельные творческие работы — проекты. Кто готов провести защиту своей работы?

    (Выступления школьников с защитой самостоятельных работ и их оценка педагогом.)

    XII. Рефлексия

    - Какой жанр изобразительного искусства вы сразу вспомните, услышав такие названия картин, как «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол»?


    - Что еще может быть изображено в натюрморте?


    - Как расшифровывается название этого жанра - слово «натюрморт»?


    - Как еще переводили это слово художники, рисовавшие натюрморты?

    Закончите стихотворение:

    Вот пирожных сдобных груда.

    Хочется их сунуть в рот!

    Вывод следует отсюда –

    На картине... (натюрморт).

    И. Агапова

    - Что такое приемы-обманки? Приведите примеры таких приемов в натюрморте.


    - Какова роль братьев-Мастеров при создании картины-натюрморта?

    А теперь сочиним синквейн на тему «Натюрморт». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

    ХШ. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

    Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

    Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-натюрморт и составить по ней рассказ экскурсовода.

    Урок 3 2. Картины исторические и бытовые

    Цели: познакомить с жанрами исторических и бытовых картин; показать принципы создания картин этих жанров; закрепить понятия о жанрах изобразительного искусства; провести защиту самостоятельных творческих работ. Вид деятельности: рисование.

    Планируемые результаты: школьники научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях; закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства.

    Оборудование: репродукции картин исторических и бытовых жанров, бумага, карандаши, краски.

    Ключевые слова и понятии: жанр, бытовые детали, портрет, пейзаж.

    Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

    II. Повторение пройденного материала


    — С картинами каких жанров вы уже познакомились?


    — Что такое автопортрет?


    — Что может передать нам автопортрет?


    — С помощью каких деталей автопортрет передает настроение человека?


    — С помощью каких деталей автопортрет передает особенности времени, в котором жил человек?


    — Автопортреты каких художников вы рассматривали на прошлом уроке?


    — Картину в каком жанре вы выполняли на последнем уроке?


    — Как переводится на русский язык слово «натюрморт»?


    — Чем интересен для художника жанр натюрморта?


    — Что можно изобразить в натюрморте?

    Кто из вас выполнил домашнее задание - нашел картину-натюрморт и приготовил по ней рассказ-пояснение? Кто готов провести мини-экскурсию по приготовленной картине?

    (Проверка домашнего задания.)

    Сегодня вы познакомитесь с новыми жанрами изобразительного искусства, а в одном из этих жанров даже нарисуете свою картину.

    III. Беседа по теме урока, работа с учебником

    Откройте учебники на с. 130, прочитайте текст и рассмотрите картину.


    — Как называется фрагмент из приведенной картины?


    — По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами - эпизод военного сражения?

    — Как называется жанр такой картины? (Исторический.) Часто, рисуя историческую картину, художники показывают и ее сюжете действительно существовавших исторических лиц. Посмотрите сами.

    (Демонстрация репродукций, слайдов или презентации.)

    1. Картина художника В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

    — Кто такой А. Суворов? (Великий русский полководец, генералиссимус, который не проиграл ни одного военного сражения.)

    На картине показан эпизод, когда Суворов переводит свои войска через горы Альпы, чтобы нанести врагам удар с той стороны, откуда они не подозревают. В центре - образы русских солдат на фоне неприступных скал. Старые солдаты, которых мы видим на первом плане картины, сосредоточенны и суровы, один закрывает лицо плащом, чтобы не видеть пропасти, в которую приходится спускаться. Видимо, им уже приходилось бывать вместе с гениальным полководцем в сражениях.

    Молодой солдат смотрит на своего командира с любовью и восторгом, хотя не так просто карабкаться по отвесным скалам, страшно думать о первом сражении. Но ни на одном лице мы не найдем следов страха или трусости. Чтобы поддержать боевой дух солдат, войско ведет сам полководец, сидящий на коне. Он словно произносит свои любимые слова: «Не робейте, ребята, с вами Суворов!» Суворов — действительное, реальное историческое лицо, и поэтому вполне оправданно, что художник поместил его образ на картину. На заднем плане в картину введен пейзаж, показана застывшая в холоде природа альпийских гор, засыпанных снегом. А на фоне замерших скал художник изобразил динамичные действия людей, бесстрашных русских солдат-богатырей, которые идут через непроходимые горы, чтобы дать бой, вступить в сражение и выиграть его.

    Как вы видите, здесь использован прием контраста.


    — В чем проявляется контраст в этой картине?


    — Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

    — Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фрагментах они присутствуют. (Портрет — портреты А. Суворова и солдат; пейзаж — снежные горы, небо.)

    2. Картина художника В. Серова «Петр I».

    Русский царь и преобразователь Петр I изображен на фоне строительства Санкт-Петербурга. Царь вместе со свитой идет по болотистому берегу, впереди видны строящиеся корабли, благодаря которым будет открыто морское сообщение России со всей Европой. А на заднем плане уже сияет шпиль Петропавловской крепости словно символ будущего великого города. Один из художников так обрисовал образ главного героя — императора Петра: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза... Чувствуешь, что это — гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен подчиниться весь мир и даже стихия» (А. Бенуа). За Петром едва поспевают его приближенные. На картине образ императора получился таким, как описал его А. Пушкин в своей поэме «Полтава»:

    ...Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен...

    В стремительном шаге Петра, в бурлящей воде и несущихся облаках видна сила, которая преобразит Россию. И в этой картине использован прием контраста.

    — Какие образы здесь находятся в контрасте с фигурой Петра? (Его приближенные, свита.)

    Ветер развевает одежду его свиты так, что можно подумать, будто перед нами проходит странный маскарад.


    — Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

    — Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фрагментах они присутствуют. (Портрет — портреты царя, его приближенных, портрет на заднем плане; пейзаж — берег моря, волны, небо с бегущими по нему тучами.)

    — Как называются картины, где изображено какое-то историческое событие или историческое лицо? (Исторические.)

    Теперь обратимся к картинам другого направления: рассмотрите примеры этого жанра на с. 131 учебника и прочитайте текст.

    — Как называются эти картины по своему жанру? (Бытовые.)

    — Что такое быт? (Окружение человека, повседневные вещи, среди которых он живет.)

    Рассмотрите репродукцию картины художницы 3. Серебряковой «За обедом».

    — Какие детали быта людей вы можете там выделить? (Мебель, посуда, одежда, пища.)

    Какой уровень жизни этой семья? Видимо, достаточно высокий. Об этом свидетельствуют спинки дорогих стульев, накрытый белой скатертью стол. Он сервирован красивым обеденным сервизом — с богатой фарфоровой супницей, серебряной разливательной ложкой. У каждого ребенка - по две тарелки, а обеденная салфетка для губ, которая расположена на ближайшем к зрителю уголке стола, вдета в специальное кольцо.

    Это портрет детей автора картины, художницы 3. Серебряковой, что подчеркнуто даже их внешним видом: два старших мальчика одеты в одежду, которая напоминает специфический халат художников, — блузу.

    Видно, что дети обедают дома, у них непринужденные позы, выражения лиц спокойные. Кажется, будто они только что действительно обернулись к маме, которая сидит рядом за мольбертом и рисует их портреты.

    Присутствует ли в этой картине контраст или ее главным приемом является согласованность персонажей? Конечно, в картине присутствует согласованность, мы видим изображение мирного домашнего момента, который повторяется изо дня в день. И по всему видно, что среди детей также царит мир и согласие. Правда, можно предположить, что мальчик, который сидит на стуле ближе к зрителю, немного непоседа и задира. Недаром художница изобразила его волосы слегка взъерошенными.

    Одной из самых известных картин из жанра бытовых является картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка». Посмотрите, какую сценку запечатлел на ней художник.

    (Демонстрация репродукции.)

    - Сколько героев изображено на картине и кто они? (На картине изображено пять героев — четыре человека и собака, друг мальчика. У каждого героя свое настроение, и это очень ясно передано художником с помощью мимики — выражения лиц персонажей.)

    - Расскажите о настроении каждого из персонажей картины.

    - Кто главный герой картины? (Мальчик в пальто и с портфелем в руках, расположенный в левом нижнем углу картины.)

    - Почему вы думаете, что именно он получил двойку? (Маленький мальчик еще дошкольник, а девочка, видимо, отличница.)

    - Есть ли на картине персонаж, который искренне радуется приходу мальчика-двоечника? (Да, есть: это собака, которая встречает хозяина, радостно бросаясь ему навстречу.)

    Картина написана в середине XX в., и в ней видны многие приметы этого времени: на девочке и на мальчике-двоечнике обязательная школьная форма, которая в наши дни отменена, мальчик обут в калоши поверх ботинок — сейчас калоши тоже не носят. А раньше это считалось удобным: прошел до школы по улице в калошах, а в школе снял их и остался в чистой обуви. Маленькая сценка из жизни, которую увековечил художник Ф. Решетников в своей картине под названием «Опять двойка», находится в Третьяковской галерее.

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта