Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница10 из 57
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   57

Идя по этому пути, мы скорее и вернее придем к цели, кото­рую себе ставим — перестроить болезненные отношения, воспи­тать общественно-трудовые установки, корригировать функцио­нальные недочеты и в результате того и другого сформировать из ребенка-невротика полноценного работника и члена организован­ного коллектива.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ1

Только в обществе, в котором человек и человеческая лич­ность фактически представляют высшую ценность, в котором признание ценности человека является не декларацией, скрываю­щей пренебрежение к личности человека, а реальным фактом, только в таком обществе имеются широчайшие возможности для подлинного развития личности и создаются побудительные силы и предпосылки для ее научного изучения.

Это общество — общество социалистическое, которое освобо­дило человека от капиталистической кабалы и придало ему под­линное человеческое достоинство. Это — советское социалистиче­ское общество, в основу которого положена высокая идея подлин­ного гуманизма. Оно обеспечивает возможности всестороннего развития личности и подлинно научного освещения проблемы личности, тогда как капиталистическое общество душит личность, а его наука и философия не могут не извращать понимания этой важнейшей проблемы истории общественного развития и психо­логии.

В полярных тенденциях, с одной стороны, отрицания лично­сти и массового обезличения трудящихся в капиталистическом обществе, с другой стороны, культа «единственного», «сверхчело­века», культа индивидуалистического «я», личности собственника, буржуа, отчетливо сказались классовые тенденции и противоре­чия структуры капиталистического общества, построенного на принципе «все для единиц и ничего для масс».

Социалистическая практика обеспечивает величайший рас­цвет личности как своеобразной творческой индивидуальности, выявляет и развивает творческую инициативу, способствует все­стороннему развитию личности трудящегося человека.

1 Проб темы психологии. Материалы Университетской психологической конференции. Л., 1948.

68'

Известно, что марксизм-ленинизм объясняет сущность чело-нсческой личности природой общественных отношений. Труды основоположников исторического материализма и научного со­циализма позволили объяснить природу личности и как субъекта сознательной деятельности. Вопрос о роли сознания, о значении теории, о роли идей в общественно-историческом процессе раз­работан, как всем хорошо известно, В. И. Лениным.

Система социализма является системой советского гуманизма. Лишь на основе этой системы возможно подлинно научное психо­логическое познание личности.

Известные слова «кадры решают все», требование бережного выращивания кадров, требование ликвидации обезлички должны являться не только лозунгом для нашей практики, но и принци­пом нашей исследовательской работы.

Пора и в психологической науке строить теорию и практику не на основе безличной психики или психических процессов, а исходя из понятия личности, правильно разрешая вопрос о том, что такое личность в психологическом смысле, каковы закономер­ности ее развития, динамики, структуры, процесса реализации отношений и свойств личности и всех ее возможностей в объек­тивной деятельности. И здесь надо преодолеть ряд неправильных представлений еще не изжитых полностью даже у нас, несмотря на высокие достижения нашей науки.

Основным и исходным для понятия личности и вытекающей отсюда системы понимания личности в психологии является ге­ниальное положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность общественных отношений. Последовательная реализация этого положения должна не только составлять су­щественную задачу построения концепции личности, но и явиться предпосылкой перестройки всей системы психологии. В связи с этим мы и встали на путь этой перестройки, и, нам кажется, современная советская психология все более и более направ­ляется по этому пути. Важнейшим положением является то, что личность — не только результат общественных отношений, но и активный субъект, деятельность которого выражает его взаимо­отношения с людьми, а эти общественные отношения формируют все иные его отношения с внешней действительностью. Истори­чески обусловленное развитие человеческих отношений, их измен­чивость в процессе развития с неизбежностью требуют историче­ских позиций, исторических критериев в понимании и освещении проблемы личности.

Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального мира. Находясь в объек­тивной причинной зависимости от всей действительности, она, вместе с тем, является субъектом, сознательно и активно относя­щимся к окружающему. Являясь объектом и результатом обще­ственных отношений, личность является субъектом этих отно­шений.

69

Историко-материалистическое понимание является един­ственно научным пониманием личности и ее отношений. В силу этого и отношения человека рассматриваются как возникающие, оформляющиеся, развивающиеся и распадающиеся в процессе его жизни, его общественного бытия. Они являются наиболее ди­намичными продуктами его жизни, его опыта. Поэтому изучение человека в его отношениях в наибольшей степени удовлетворяет требованиям генетического, динамического, исторического пони­мания личности.

Высшая степень развития личности и ее отношений опреде­ляется уровнем сознательного отношения к окружающему и са­мосознанием как сознательным отношением к самому себе. Со­знание представляет высшую ступень развития психики; отражая действительность, оно одновременно является мощной динамиче­ской силой, определяющей деятельность, поведение и пережива­ния человека.

Исходя из определения сознания как высшей ступени разви­тия психики, мы должны прийти к выводу, что психология лич­ности и ее отношений является по преимуществу психологией сознания. Поэтому психология личности и ее отношений является антиподом новейшей реакционной буржуазной психологии бессо­знательного, типичным выразителем которой является психоло­гия Фрейда. Мы понимаем сознание как субъективное отражение объективной действительности конкретной исторически-классо­вой личностью.

Для психологии, все еще не изжившей до конца ни функцио­нализма, ни формализма, чрезвычайно важным является также вопрос о целостности сознания. При изучении личности это обес­печивается исследованием психической деятельности, как выра­жения единой личности во всех ее многообразных отношениях. Отношение нельзя сделать ни безличным, ни частичным. Отно­шение есть всегда выражение личности в целом, оно личностно и целостно Но в го же самое время ясно, что отношение всегда имеет предмет, поэтому оно неизбежно и содержательно. Следо­вательно, психология личности и ее отношений не может стать формальной. Правильно развиваемая, она имеет все предпосылки для успешного разрешения проблем в соответствии с принципом содержательной, а не формальной целостности.

Наконец, существенно то, что выражением личности и ее от­ношений является прежде всего практическое действие.

В чем раскрывается подлинное лицо человека? Не всегда оно раскрывается в словах, но всегда в делах. Мерой отношения че­ловека является его поступок и тем в большей степени, чем бо­лее трудной (внешне или внутренне) является задача, которую ему приходится решать, или препятствия, которые ему прихо­дится преодолевать.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что психология лич­ности, основанная на принципе отношений, реализует требования

70

исюрического, материалистического, динамического, генетиче­ского, целостного изучения личности и психической деятельности.

Критика старых и реализация новых позиций должны повлечь за собой изменения в системе освещения психологических поня­тий и в методах исследования. Возникает вопрос: с чего же надо начинать психологические исследования — с изучения ли лично­сти в целом или же процессов и функций? Есть весьма авторитет­ные психологи, которые считают, что нужно заканчивать психо­логические исследования проблемой личности. Мы же считаем, что надо начинать с проблемы личности, и тогда мы не на словах, а на деле сохраним принцип личности в изложении всего мате­риала психологии.

Реорганизация наших исследований дальше заключается в том, что основным критерием выбора условий и приемов иссле дования является значение их содержания для субъекта — лич­ности. Личность наиболее полно раскрывается в том; что для нее наиболее важно, значимо, к чему она наиболее сильно и настой­чиво стремится: она наиболее ярко выражается в критические моменты, когда решаются жизненно важные для нее вопросы. Личность проявляется и познается в том, каковы мотивы и цели ее деятельности, определяющие уровень и состояние ее психиче­ских процессов. Только при этом функциональная характери­стика личности становится научной и жизненной, поскольку лишь в единстве с содержанием и отношениями может быть понята ди­намика психических процессов.

Если эти кардинальные вопросы психологии личности могут быть освещены полностью только на основе всей истории жизни личности, то значит история личности является основным мето­дом и материалом для ее изучения.

Отсюда, далее, вытекает требование- исходить в психологиче­ских исследованиях из понятия личности в ее конкретных отно­шениях, а не из ее абстрактных свойств и отдельных психических функций. Так как личность — совокупность общественных отно­шений, то, естественно, центральной задачей является изучение человека в его отношениях с коллективом, в его трудовой дея­тельности, в его отношении к труду.

Такая постановка вопроса определяет переход от пассивной созерцательности к активному экспериментальному вмешатель­ству при изучении человеческой личности. Так как техника экспе­римента требует весьма искусственных условий, например, при исследовании биотоков мозга — одного из новейших достижений науки и техники в области психоневрологических исследований, то анализ такого искусственного эксперимента правилен только в меру правильности учета его значения для исследуемого чело­века. Вместе с тем это значит, что экспериментальное изучение психики от сложного процесса мышления до такого простого акта, как реакция на укол, будет правильной только тогда, когда учитывается процесс деятельности в целом с отношением иссле-

71

дуемого к данной экспериментальной ситуации и эксперимен тальной задаче.

Из марксистско-ленинского принципа единства теории и прак­тики следует, что решающим методом исследования является метод практической переделки, перевоспитания личности. Психо­логическое обоснование практики, реализующее теорию психо­логии в педагогическом руководстве, в психотерапии, в организа­ции труда и т. п., не может не опираться на понятие личности с сознательным отношением человека к его жизни, к труду, к его переживаниям и т. д.

Зарубежная психология в своих педагогических экскурсах опиралась больше на понятия функций и навыков. В области же психотерапевтической практики, которая нередко вторгалась и в педагогическую область, исходным являлось понятие инстинк­тов— сексуального и самозащиты. За границей это понятие ин­стинкта широко проникло во все области общественной практики (педагогика, медицина, право, искусство).

Наши лучшие педагоги — Добролюбов, Ушинский, Макаренко и др. давно отбросили эти бесплодные, а еще чаще вредные уче­ния формальной и биологической психологии и встали на путь работы над личностью и ее сознанием. Но только теперь совет­ские психологи, изучая психологию личности и ее отношений в духе марксистского понимания человека, могут двигаться впе­ред в своей творческой работе. Плодотворность этого направле­ния уже сказалась в изучении вопросов самосознания и оценки у проф. Ананьева у. его сотрудников, в изучении вопросов моти­вации и осмысленного усвоения — у проф. Леонтьева, в исследо­вании взаимоотношений в коллективе — у проф. Шнирмана и т. д.

В основу системы терапии неврозов нами положен принцип сознательной перестройки нарушенных функций формированием новых отношений. Как известно, психотерапия является не только главнейшим методом лечения неврозов, но и одним из существенных средств в системе лечения внутренних болезней, применяясь в различных формах и сочетаниях внушения, гип­ноза, убеждения, отвлечения, ободрения, разъяснения. Наша со­ветская психотерапия для достижения своей лечебной цели опи­рается в понимании патогенеза болезни и борьбы с ней не на биологизированную мистику учения об инстинктах и бессозна­тельном, как это делает псевдонаучная, точнее антинаучная пси­хотерапия Западной Европы и Америки, но на мощную значи­мость сознательных отношений личности. Неправильное отноше­ние личности и даже к своей болезни оказывает крайне неблагоприятное действие на ее течение, вызывая ипохондриче­скую мнительность, страх, упадок духа. Рациональная психоте­рапия, опираясь на сознание личности, переделывает ее отноше­ния к людям, к себе, к своей болезни и, нормализуя эти отношения, восстанавливает нервное здоровье и нормальную деятельность организма.

72

Нужно ли говорить о том, что в области психологии и рацио­нализации труда чудовищная эксплуатация и безработица за рубежом исключают вопрос о личности, об индивидуальном вы­боре, о личных склонностях. И если мы обратимся к «чудесам» капиталистической рационализации, к тейлоризму и фордизму, то мы увидим, что это есть система такой «рационализации» труда, которая превращает человеческую личность в аппарат наиболее совершенного и дешевого управления машинами и вы­жимает из этого аппарата наряду с его производственными воз­можностями все его жизненные силы.

У нас коммунистическое отношение к труду, личная инициа­тива рабочего, умноженная на высокий уровень технической культуры, творят чудеса. Давая обществу плоды высокой про­дуктивности, этот труд максимально содействует развитию и удовлетворению потребностей и самого производителя и обще­ства вследствие единства личного и общественного в социалисти­ческом обществе.

Какая же психологическая теория созвучна этой практике ор­ганизации труда, этим условиям труда при социалистическом строительстве? Это — психология личности и ее сознательных отношений.

Зарубежные концепции имеют ряд направлений, которые также занимаются проблемой личности, но все они характеризу­ются тем, что теория и практика капиталистического общества не могут и не хотят понять закономерностей развития общества и потому не могут правильно осветить проблемы личности как продукта общественного развития.

Высоко оценивая бесспорные достижения советской науки о психике, мы не должны переоценивать этих достижений. По­этому, признавая большие успехи советской психологии, нужно, однако, указать на ее основной недостаток. Сформировав свои принципиальные позиции на основе учения марксизма-ленинизма, советская психология не насытила еще в достаточной мере свои правильные методологические позиции конкретным содержанием и недостаточно связала их с социалистической практикой. По­этому у нас еще много декларативного, априорного, еще недоста­точен конкретный анализ фактического материала, много еще положений, практически не проверенных.

Между тем, уже в настоящее время для целей материалисти­ческого понимания личности исключительное значение имеют но­вейшие конкретные психофизиологические исследования. Эти ис­следования устанавливают особую роль коры головного мозга как исторического продукта и физиологического уровня высших индивидуальных личностных форм поведения. Привлекался для этого и сравнительно-биологический и экспериментально-физио­логический материал. Но пока еще имеется ряд недостатков в психологических исследованиях, и большинство их проистекает из формализма.

73

Большой опыт войны, давший много случаев ранений M03ia, новая техника (электроэнцефалография) дали богатый опытный материал, который, освещенный с позиций интегрального и со держательного понимания, позволяет прийти к выводу, что при целостности организма ведущим звеном материального суб­страта личности является кора головного мозга. Индивидуальное сознательное отношение к объективной действительности и само­сознание, как основные свойства личности, невозможны без сохранности тех систем в мозговой коре, которые, будучи тесно связаны с речью и действием, являются физиологической основой личности. В этом смысле можно условно сказать, что кора голои-ного мозга является органом личности, органом психических отношений. Избирательное личное отношение может быть обна­ружено (как мы показываем в других работах) в материальном изменении биотоков мозга и даже биоэлектрических показателей с кожной поверхности. Это, конечно, не значит, что отношения заключаются только в этих физиологических особенностях и к ним сводятся. Это значит лишь, что они являются динамиче­скими симптомами или одной из проекций отношения, проекцией в области электрофизиологических изменений организма.

Материалистическое понимание здесь нераздельно смыкается с историческим, но историческое исследование в области психо­физиологии еще только прокладывает пути. Изучением лич­ности в процессе индивидуального развития занимаются психо­логи уже давно. Однако впервые подлинно генетическое изучение было осуществлено, как действительное изучение процесса раз­вития с момента рождения, Бехтеревым со Щеловановым и про­должено Фигуриным и Денисовой. Но оно касалось самых ранни\ фаз развития личности и не ставило проблемы личности в собственном смысле этого слова. Поэтому в плане индивиду­ального развития эта проблема, хотя и ясно поставлена, но для решения ее требуется более тесная связь принципиальных пози­ций и конкретного фактического материала. Основными момен­тами здесь являются:

1) выделение себя из окружающего, образование «я» и «не-я», расчленение «я» в предметной действительности;

2) формирование избирательных устойчивых реакций на окружающее, которые постепенно поднимаются до уровня созна­тельных отношений;

3) возникновение и развитие инициативности в деятельности как осуществление самостоятельных и перспективных «волевых» действий, преодолевающих непосредственные побуждения и пре пятствия сперва во внешней, а потом и во внутренней действи­тельности и являющихся основой внутренней личностной орга­низации переживаний и поведения.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   57


написать администратору сайта