Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
Скачать 4.12 Mb.
|
Учение Фрейда и Адлера на Западе — самые мощные течения. Однако академические невро-психиатрические круги, бессознательно пропитываясь их взглядами, занимают сдержанную позицию и во многих отношениях остаются на консервативной, хотя подновленной, симптоматической позиции, которая говорит 53 о симптомах или о симштомокомплексах (Бумке2 и целая плеяда более или менее крупных имен). Выдвигается правильное, но недостаточное положение о том, что неврозы представляют собой симптомы патологических психогенных реакций на те или иные условия жизни и ее потрясения. И теми и другими, наконец, все более и более выдвигается положение о социальном характере невроза.3 Нельзя не указать на то, что в неврозе и в психозе стремятся найти даже структуру и пытаются в многообразии его проявлений найти основные типы нарушений структуры, поражаемой в разных компонентах целого. Однако нам кажется, что частичная правильность этих указаний еще не делает их достаточными. Когда мы говорим о том, что невроз — это реакция, то мы ничего не говорим, так как говорим слишком неопределенно, даже называя его психогенной реакцией. И прежде всего встает вопрос, почему и у кого невроз возникает и в чем его сущность. Без конкретизации и уточнения это слишком пространное определение не представляет заметного прогресса. Нельзя также не отметить, что понимание структуры невроза хотя и динамично, но еще заражено формально-функциональными понятиями, недостаточно оттеняет конкретное содержание личности, ее конкретную историю развития. Говоря о влечениях, об их конфликте, о характерологических надстройках, не касаются достаточно вопроса о том, что и сами влечения и самые надстройки представляют подвижной результат всего содержания общественного опыта личности. То же самое и с социальным характером невроза. Раз человек — животное социальное, то понятно, что природа невроза, как его болезни, тоже социальна. Однако это тоже неопределенно, поэтому, говоря о социальной природе невроза, имеют в виду, что в основе невроза лежит переживание, представляющее по своей природе социальный конфликт. Такое определение в значительной степени приближается к правильному, однако должно еще более конкретно раскрыть природу и причины этого социального конфликта. Подытоживая изложенное, можно сказать, что понимание невроза требует умения за его проявлениями видеть его сущность, за многообразием частичных проявлений находить единое целое, определяющее эти симптомы, в пестрой изменчивой динамике находить выражение линии развития. Невроз представляет болезнь личности, и в первую очередь болезнь развития личности. Но не слишком ли широко это понимание? Вот вопрос, который возникает в первую очередь. Термином болезни личности пользовался Рибо, имея в виду преимущественные расстройства самосознания. Этим термином В. М. Бехтерев предлагал называть 2 О. Bumke. Revision d. Neurosenfrage. 1924. 3К. Birnbaum. Die Sociologie d. Neurosen. «Archiv f. Psychiatrie и Nervenkrankheiten», Bd. 99, H. 3. 1933; E 1 i a s b e r g. Theorie d. Social Neurose Там же, Bd. 97, H. 1, 1932. 54 все психические расстройства. Несомненно, что всякое нервно-психическое заболевание изменяет личность и поэтому может называться болезнью личности, но в точном смысле слова под болезнью личности нужно понимать именно ту категорию нервно-психических расстройств, которая вытекает из свойств самой личности, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. А именно это мы имеем в неврозе. Поэтому правильное понимание невроза требует понимания личности человека и закономерностей ее развития. Личность, учитывая все сказанное нами сейчас и ранее, — это сознательньшоб-. щественный индивидуум, это — человек, определяемый всей исто-_ риеп своего развития в"условиях той общественной формации^ к которой он принадлежит. Это — субъект^ сущность которого заключается в том, что в нем реализуются общественные силы — общественные отношения. Это — активный субъект, который не только формируется окружающей средой, но и формирует ее в процессе своей деятельности. Личность, сознание и самосознание неразрывно связаны друг с другом и являются специфичной для человека особенностью его психики. Невроз, являясь болезнью личности, представляет сложный продукт социального развития человека, т. е. продукт развития социально-исторической среды, и вместе с тем — продукт индивидуального развития в условиях этой среды. Развитие личности, ее общественный опыт связаны и с историей общества, и с историей самого индивида. Поэтому невроз должен быть рассматриваем одновременно и с точки зрения этапа развития общества,! и с точки зрения этапа развития личности в этом обществе. Лич-J ность — это человек, сознательно относящийся к своей действие тельностн. Болезнь личности — это болезнь, вытекающая из егс взаимоотношения с этой действительностью, из нарушений этогс взаимоотношения. Но это взаимоотношение связано с природой самого общества, поэтому анализ невроза не может быть проведен без анализа общественной действительности, которая создает человека и в которой он заболевает. Значит, движущие силы, а следовательно, вся картина раз-вития невроза в наших условиях и в условиях капиталистического общества будут различны. Невроз — это болезнь, возникающая вследствие конфликта4 человека с окружающей его действительностью, конфликта, разрушающего его социальные связи, изолирующего его. Поэтому 4 Не отказываясь от распространенного понятия конфликта, мы предпочитаем более широкое и более правильное понятие противоречия личности и действительности. Конфликт представляет один из видов противоречия (см В Н. Мясищев О патогенезе и структуре невроза Труды третьего Всеукраинского психоневрологического съезда, 1934). 55 для понимания сущности невроза нужно остановиться на характере этого конфликта. Можно считать, что этот конфликт внутреннего характера, что его патогенное действие основано на неразрешимом противоречии в личности, при котором больной, например, любит и ненавидит близкое лицо (отец, жена). Однако такое противопоставление было бы неправильно, так как все внутреннее имеет свою внешнюю сторону. В приведенном примере одновременная любовь и ненависть есть действенное взаимоотношение с близким лицом, которое одновременно привлекает и вызывает вражду. Однако положение о внутреннем конфликте представляется правильным в том смысле, что чем глубже внешний конфликт нарушает внутреннюю структуру личности, тем сильнее его патогенное действие. Конфликты с действительностью у человека могут быть, как известно, на разной почве. Чаще всего невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительности, которая их не удовлетворяет. Чем выше претензии личности, тем больше поводов для конфликта. Ребенок, который привык быть единственным в семье, часто не может примириться со второстепенной ролью, которая выпадает на его долю после рождения второго ребенка или когда одинокая мать выходит вторично замуж и ребенок оттесняется на второй план отчимом, или же когда ребенок, привыкший господствовать в семье, попадает в школьный коллектив и вынужден сообразовать поведение с требованиями коллектива. Другим источником психотравматизации является противоречивость отношений, вытекающая из противоречивости в аффективно-напряженной ситуации. Так, конфликт, вражда, столкновения между родителями создают острую борьбу, конфликт эмоции любви и агрессивности. Другим примером может служить школьник-пионер из отсталой семьи, который, защищая свои взгляды, вступает в конфликт с требованиями своей отсталой семьи, но будучи привязан к ней, переживает тяжелую борьбу с самим собой. Нередко патогенное противоречие заключается в борьбе принципиальных установок с конкретно-личными отношениями. Так, в семье, подобной только что описанной, школьник, не желая вступать в конфликт, может скрывать от родителей свою деятельность, например антирелигиозную пропаганду, или, ведя ее, вступает в конфликт с требованиями родителей и страдает вследствие их отрицательной реакции. Еще иной тип конфликта определяется столкновением требований действительности и возможностей человека. Человек обязан выполнять определенные функции, но справиться не может, он испытывает тягостное напряжение, волнение, тревогу и, наконец, совершенно социально декомпенсируется. Этот патогенетический вариант улачно назван А. И. Ющенко неврозом относительной недостаточности. Он встречается не только у взрослых, но и у детей, обремененных обязанностями, ответственность которых сознается и создает перенапряжение ребенка. Если коснуться проблемы общественной структуры, сравнив опыт работы в наших условиях с материалом анализов в иностранной литературе, мы увидим резкое различие. Крупная буржуазная практика Фрейда дала ему преимущественно конфликты сексуальных влечений с этическими надстройками. Что представляет его клиентура? Это преимущественно зажиточная буржуазия, для которой вопрос борьбы за существование остро не стоял, которая была достаточно рафинирована и вместе с сытостью, праздностью обостренно сексуальна. Значит ли, что другие мотивы конфликтов не существуют? Отнюдь нет, но они стояли на втором плане. И эту патогенную динамику его времени и условий отразил Фрейд. Он ошибся подобно многим в том, что упустил роль класса и истории и распространил этот принцип, как вечное и всеобщее, на всех людей всех времен. Практика Адлера мелкобуржуазная, может быть полупролетарская, в которой мотив борьбы за существование и за самоутверждение, озабоченность, бедность и иные нужды выступают ярче. У его пациентов могут быть и другие мотивы конфликта — идеологический, сексуальный, но в виду их меньшей распространенности они не даюг стержня для теории и истолковываются, как вторичные. У нас мы находим чаще конфликты конкретно-личного и принципиального порядка, относительной недостаточности, но вместе с тем и у нас встречаются еще те же конфликты самоутверждения и общественных требований. Но указать конфликт — не значит еще объяснить невроз. Невроз возникает только тогда, когда конфликт личности с действительностью не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение, чтобы был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения. Поэтому качеством личности, предрасполагающим к неврозу, является недостаточная способность к этой переработке, характеризующая невротика: Но как понимать эту недостаточную способность? У ряда новых и старых авторов мы имеем тенденции такого понимания, однако, нацело принять их не представляется возможным. Так, Дюбуа5 уже давно в основу своей рациональной психотерапии положил мысль о том, что невроз основан на неправильной, по преимуществу аффективной, а не логической, переработке переживаний действительности. Эвальд,6 идя вслед за Кречмером, но несколько видоизменяя его позицию, пытается дать шестичленную формулу характера, объясняя патологическую личность невротика или психопата выпадением или гипертрофией отдельных частей этой формулы, которая составляется, как известно, из свойств: 1) восприимчивости, 2) влечений, 3) способности сохра 5 Дюбуа. Психоневрозы и их рациональное лечение. Русский перевод. СПб., 1911. 6 G. E w a I d Temperament u. Character. Berlin, 1924. 57 нения впечатлений элементарного и низшего порядка, 4) то же сложного, высшего порядка, 5) интрапсихической активности, т. е. активной, центральной, интеллектуальной и аффективно-волевой переработки впечатлений, и, наконец, 6) способности отре-агирования. Этим точкам зрения противостоит точка зрения Адлера, который стремится объяснить всю динамику невроза позицией невротика в отношении к действительности, его негибкой, фиксированной линией поведения. И то и другое понимание представляют в их последовательном развитии полюса конституционализма и кондиционализма в проблеме невроза. В сущности, эти две крайности представляют не что иное, как полярное разрешение проблемы отношения и функции в деятельности человека. Механо-материалистическое понимание стремится объяснить невроз нарушением функциональною аппарата нервно-психической деятельности (взгляды типа Соллье, Кречмера — Эвальда и др.)- Учение Адлера рассматривает невроз как агрессивную позицию невротика, встретившего препятствия на пути к поставленной цели, на пути его претензии к безмерному владычеству. Адлер игнорирует проблему наследственного отягощения, он обесценивает и проблему нарушения функций. Для его насквозь телеологического понимания нет нарушения памяти, нет нарушения внимания, аффектов, воли — все это только уловки, аранжировка, искусная сеть приемов, которую напряженно и упорно плетет невротик, стремясь к своей фиктивной Цели. Даже бросающиеся в глаза функциональные нарушения в соматической стороне больного Адлер рассматривает под этим углом зрения Адлер не в состоянии, впрочем, довести до последовательного конца эту идеалистическо-телеологическую концепцию и впадает в противоречие, так как исходным пунктом его построения является, наоборот, конституционально-биологическое учение о неполноценности органов. Однако эта сторона вопроса нас сейчас не интересует. Существенным нам представляется, что всякая болезнь есть всегда нарушение функций, но для невроза ккак болезни личности исходным и определяющим является нарушение отношений, а из этих нарушенных отношений вытекает нарушение переработки, расстройство функций, но в свою очередь нарушение функций является источником ряда нарушенных взаимоотношений, ряда конфликтов с действительностью. Из болезненного отношения к действительности, повышенной требовательности вытекает повышенная эффективность; с повышением аффективности нарушаются и интеллектуальные процессы Диспропорция интеллектуальных и аффективно-волевых свойств личности сказывается нарушением всей деятельности и поведения, и из этих нарушений вытекает ряд трудностей, столкновении с окружающими, в свою очерець обостряющих эффективность, перевозбуждающих и истощающих нервную систему. Патологически измененная динамика отношений и функций характеризует 58 нарушение структуры личности невротика и переработки им его опьп а. В этой патологической структуре существенным для значительной части наших больных является преобладание индивидуалистических тенденций над коллективистическими, нарушенное, как говорилось выше, соотношение рациональной и иррациональной стороны психики. В мотивации их поведения господствует аффект над разумом или, в более широком плане, перевес субъективной стороны сознания над объективной. Отсюда становятся понятными и те черты, которые неоднократно отмечались, как черты относительной интеллектуальной недостаточности и так называемого инфантилизма. Нарушение отношений, вытекающее из всей истории развития личности, конфликт и его болезненная переработка — все это заставляет нас особенно остро подчеркнуть необходимость корни невроза искать не в переживании, как финальном моменте, и не в конституции, которая является результатом неизвестных для нас условий, а в условиях формирования отношений личности, начиная с раннего периода развития. Роль раннего возраста была подчеркнута и Фрейдом и Адлером, которые выдвинули положение о раннем травматическом переживании или ситуации как источнике невроза. Однако признавая важность этого положения, необходимо внести в него существенную поправку. Во-первых, если считать, что травма в возрасте около 5 лет роковым образом определяет образование невроза, пришлось бы признать, что все последующее развитие является менее значимым, а потому и попытки переделки невротика в процессе лечения должны быть обречены на неудачу. Но последнею ни Фрейд, ни Адлер не говорят, а их практика психотерапевтической борьбы явно не соответствует этому положению. Если это так, то нужно признать, что процесс последующего раз вития дает мощные средства преодоления болезненных образований, а отсюда естественно вытекает вывод о том, что на этих этапах могут быть другие и более мощные источники образования невроза. Во-вторых, в тесной связи с предыдущим необходимо указать, что изменение личности в процессе развития создает изменения в патогенезе и динамике невроза, а вместе с тем представляет иные возможности лечения и предъявляет к нему различные требования. Совершенно естественно в связи с этим поставить вопрос о различии между неврозом взрослого и ребенка. Во-первых, чем моложе возраст, тем более по понятным причинам сказывается Конституционный фактор, в частности, биохимически обусловленная возбудимость. Чем моложе ребенок, тем элементарнее и уже характер его отношений с окружающим, тем более выступают конкретно-личные мотивы в генезе его заболевания, тем более оно представляет непосредственно-аффективную реакцию, тогда как у развитого взрослого оно вытекает из широкой системы от- 59 ношении и питается установками и тенденциями, коренящимися во всей истории личности. Неврозы от ребенка к взрослому соответственно этому все более превращаются из неустойчивой реакции в устойчивую систему, переработка конфликта в детском возрасте также обнаруживается в форме примитивной реакции, и с возрастом все более возрастают возможности рациональной переработки. Развитие учения о неврозах в последнее время отмечено существенным сдвигом, который нашел отчетливое выражение в работе Беньямина,7 показавшего возрастные особенности невротических синдромов. Совершенно понятное практическое значение исследования неврозов детского возраста и его теоретическое значение связывают проблему невроза с проблемой развития личности ребенка^ с ее возрастными особенностями, т. е. с проблемой характеристики ее отношений на разных этапах ее развития. В едином процессе развития личности следует различать этап или уровень развития и направление его. Существенным для определения уровня является структура отношения к действительности. В ранней стадии у ребенка собственно нет отношений, его реакции обусловлены импульсами непосредственного удовлетворения своих органических влечений. В дальнейшем развитии они крайне неустойчивы, импульсивны, непосредственно обусловлены аффективным состоянием или аффективной реакцией, вызываемой предметами и лицами окружающей действительности. Еще дальше завязываются определенные отношения с действительностью, имеющие еще непосредственно-эмоциональный, конкретно-личный характер, определяясь привязанностью или враждой, интересом и т. п. Параллельно с формирующимся сознанием объективной действительности у ребенка возникает объективная мотивировка отношений, и он начинает действовать в силу сознания необходимости и подчинять непосредственные побуждения, желания и эмоции опосредствованным мотивам. На самом высоком уровне развития в связи с ростом его общественных связей, расширением всей его связи с окружающей действительностью, с развитием абстрактного мышления расширяются его отношения, приобретают осознанно мотивированный, принципиально обоснованный характер, причем внешние требования осознаются личностью как необходимость, и, подчиняясь им, принимая их, личность делает их внутренним принципом своего поведения. |