Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница16 из 57
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   57

Рассматривая высшую нервную, или психическую, деятель­ность как деятельность, устанавливающую отношения с действи­тельностью, мы ликвидируем интроспективную изоляцию пси­хики и изучаем психику человека в ее объективной связи с действительностью. Генетически понимаемая с позиций рефлек­торной теории деятельность человека отражает двуединство цен­тростремительного и центробежного звеньев рефлекса, которые на высшем уровне человеческого развития представляют един­ство познания и действия человека как личности или субъекта. Здесь во всей полноте выступает ленинское определение созна­ния не только как отражения действительности, но и как творче­ского преобразования ее.

Высшая нервная деятельность человека, обладая качеством субъективности, характеризуется сознательным и личностным характером отношений. В этом смысле материалистическая пси­хология может быть определена и как наука о личности человека, являющегося благодаря сознанию не только объектом, но и субъектом.

Животное мы не называем ни личностью, ни субъектом, хотя оно тоже обладает известной степенью инициативы и активности. Именно человек в силу огромного превосходства над животными, благодаря наличию у него высшей формы нервной деятельности, второй сигнальной системы, являющейся основой сознания, под­чиняет себе все предметы природы и делает их своими объектами.

Нет необходимости говорить о том, что инициативность, свой­ственная человеку как субъекту, ни в какой мере не исключает его из условий объективной причинной зависимости и не делает его деятельность спонтанной. Она сохраняет рефлекторный, в ши­роком смысле слова, характер, она детерминирована внешними и внутренними воздействиями. Однако огромный и сложный на­копленный нервной системой опыт, как следы прошлого, влечет за собой такое множество возможностей ответа на воздействие, что ответ ino содержанию, по форме, включая и время наступле ния, зависит от опыта человека, а поэтому реакция может зави­сеть не столько от непосредственного воздействия, сколько от этих опытом обусловленных особенностей индивида-субъекта. Эта зависимость от особенности индивида и делает важным учет от­ношения, выражающего его индивидуальную обусловленную опытом избирательность.

Сознательному отношению генетически предшеетвует неосо­знанное, рефлекторное отношение животного, для которого «его отношение не существует как отношение...» Сознание как целое

111

и рефлекс как зародыш и элемент его являются одновременно и отражением и отношением.

Если на более низком уровне развития животных отношение выражается главным образом в сложных безусловнорефлектор-ных, иначе инстинктивных, действиях, то у высших животных основным рефлекторным механизмом отношения является услов-норефлекторная деятельность, обеспечивающая наиболее совер­шенное удовлетворение основных жизненных тенденций, выра­женных сложнейшими безусловными рефлексами — инстинк­тами.

Три ступени («инстанции» — И. П. Павлов) рефлекторной дея­тельности представляют три генетических ступени отношений Последняя, высшая ступень — речевая, — сознательная, свой­ственная только человеку, позволяет ему выделить себя из окру жающей среды и, оставаясь объектом, быть в то же время субъектом.

Поскольку связь человека с внешним миром основана на кор­ковой деятельности, отношения его к действительности не суще­ствуют вне деятельности его головного мозга, корковая динамика и отношения человека едины и нераздельны. Психологическое ис­следование должно не отрываться от физиологического, а разви­вать его применительно к человеку с его особенностями. Оно должно изучать деятельность человека как объективные отноше ния, учитывая возникновение субъективных качеств. На этом уровне объективные отношения нельзя оторвать от субъективных, если не считать психическое эпифеноменом, т. е. бездейственным побочным продуктом развития биологически и исторически не­нужным и бессмысленным. Очевидно, что такая оценка роли пси­хики страдала бы механицизмом. Вместе с тем изучение субъек­тивного вне его единства с объективным отношением было бы также ошибкой, выражением дуализма, следовательно, идеа лизма.

Из изложенного ясно, что понятие отношения человека яв­ляется принципом объективного изучения человека, связываю­щего человека со всеми сторонами действительности.

Но возникэет вопрос, исчерпывается ли роль отношения в пси­хологии только значением общего принципа? Основоположники философии диалектического материализма, говоря о природе че­ловека, о его особенностях и отличиях от животных, указали на особенности отношений человека.

Что значит павловское положение о том, что у человека все отношения перешли во вторую сигнальную систему? Очевидно, они приобрели особый, не свойственный животным характер. Отношения отдельных людей определены обобщенными отно­шениями, которые выражаются и отражаются в отдельных по-

112

пупках и во всей деятельности человека. Отдельный человек как общественный продукт является тем самым продуктом обще­ственных отношений.

Так как психология в настоящее время начала перестраи­ваться на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной дея­тельности, естественно было задать себе вопрос о том, каким понятием отношения в связи с теорией высшей нервной деятель ности пользуется сам Павлов.

Понятие отношения применяется Павловым широко как си­ноним смысла, связи, зависимости, взаимодействия, соотношения нервных элементов и процессов нервной деятельности (отноше­ние клетки к раздражению, процессы возбуждения и торможе­ния, силовые отношения в связи с зарядкой центров, отношения безусловного и условного рефлексов). Все это представляет те «сложнейшие отношения» в мозгу, которые освещены трудами Павлова и его школы Эти отношения во внутреннем механизме нервной дея1ельнос1и являются физиологической основой отно­шения животного как целого к воздействиям и предметам окру­жающего. Различный внутренний механизм нейродинамики соответствует различному способу отношений животного к внеш­ней действительности Взаимодействие с объективной действи тельностью вызывает внешние приспособительные изменения отношений к ней при внутреннем изменении соотношений про­цессов в мозгу и между частями организма.

Термином «отношение» широко пользуются помимо филосо­фии и физиологии в логике, математике, естественных и обще­ственных науках, в психологии, педагогике, в живом языке лите­ратуры и быта. Такое универсальное, широкое употребление делает более всего необходимым определение, уточнение, ограни­чение этого понятия в применении к человеку и его психике.

Нельзя не обратить также внимания на то, что, когда мы го­ворим об отношениях предметов или понятий, мы всегда можем заменить слово «отношение» словами «связь», «зависимость», «соотношение», например, говоря об отношении части к целому, числителя к знаменателю, процессов возбуждения и торможения. И только тогда, когда мы говорим об отношениях человека, это приобретает еще новый смысл: отношения субъекта к объекту, в котором субъект, иначе человек, сознателен, избирателен, ак­тивен и инициативен. Мы говорим о взаимоотношении вещей, на­пример частей в целом. Однако эта взаимосвязь или взаимозави симость предметов или вещей и их частей характерно отличается от специфичного понятия взаимоотношения людей как взаимо­связи субъектов-деятелей.

Что же, наконец, в системе психологических понятий отражает язык повседневной жизни, когда мы говорим о хорошем или пло­хом, добросовестном или недобросовестном, поверхностном или глубоком, самоотверженном или своекорыстном, честном или нечестном, принципиальном или беспринципном, дружественном

8 В Н Мясищев 113

или враждебном, выдержанном или невыдержанном, oibcicihcii ном или безответственном, активном или безразличном и тому подобных отношениях?

Разве это не особая проблема, и притом первостепенного зна­чения, для психологии, и для педагогики в первую очередь? Бес­спорно, эти выражения соответствуют фактам, с которыми мы встречаемся на каждом шагу нашей повседневной жизни и в са­мых ее ответственных моментах, рассматривая человека как субъекта — носителя сознательных отношений. Разве воспитание не представляет собой прежде всего воспитания наших отноше­ний, например добросовестного отношения к своему делу, ответ­ственного отношения к своим обязанностям, самоотверженного отношения к своему долгу, чуткого отношения к людям, патрио­тического отношения к социалистической Родине и непримири­мого отношения к ее врагам?

Очевидно, когда в жизни говорят об отношениях человека, как в приведенных выше примерах, то имеют в виду не более широ­кий и общий план понимания всех сторон психической деятель­ности в их связи с действительностью, а нечто более узкое и кон­кретное. В этом смысле отношения человека можно определить как сформированные в процессе его высшей нервной деятельно­сти, основанные на его общественном опыте связи с различными сторонами действительности, характеризующие его личность в целом в его активной сознательной избирательности, выражаю­щейся как в отдельных поступках, так и во всем поведении в це­лом. Мы говорим «в целом» потому, что отношения характери­зуют всего челоьека, а не какую-либо сторону его психики.

Говоря о действенности или активности, мы ее противопола­гаем пассивности. Чем более выражена активность, тем более выражено отношение; чем более выражена пассивность, тем ин­дифферентнее человек, тем менее можно говорить об его отно­шении.

Говоря о сознательности, мы учитываем множество ступеней ее, но вместе с тем также можем сказать, что чем сознательнее поступок или действие, тем в большей степени можно говорить о выраженности отношения. Сознательность же есть способность отдать себе отчет в действительности, основанный на свойствен­ной человеку деятельности второй сигнальной системы — речи и отвлеченного мышления.

Реализуясь в единичных реакциях, отношения не исчерпыва­ются ими, а предполагают их систему и их повторность связи с тем объектом, с которым они связаны. Поэтому в каждом слу­чае суждение о том или ином отношении предполагает возмож­ность возникновения определенных реакций и предвидение их повторения. В этом смысле отношение не только заключается в особенностях реальных реакций, но и в возможности их повто­рения

114

Б психологии иногда недостаточно оттеняется различие про­цессуального от потенциального. Теоретически и практически нам иногда важнее то одно, то другое. Например, когда говорят о способностях, о таланте, о знаниях, умении, вкусах, наклонно­стях, о типе, о личности, о характере того или иного лица, то имеют в виду характерные для него возможности реакций, коли­чественные и качественные его особенности, т. е. заключают о них как о возможности по процессу деятельности и его результату в прошлом. Об отношении судят по действиям, поскольку дейст­вия и отношения представляют единство процессуального и прин­ципиального, отвлечение от единичных реакций и обобщение их под углом зрения их связи с индивидуальностью. Они представ­ляют потенциальную характеристику человека, реально раскры­вающегося и в целостном поведении или деятельности, и в от­дельных реакциях или действиях. Точно также в физиологии высшей нервной деятельности понятия типа или динамического стереотипа характеризуют потенциальную сторону животного, раскрывающуюся в его реакциях и позволяющую предвидеть их.

Понятие избирательности реакций в зависимости от особенно­стей реагирующего подчеркивает то, что у другого лица реакция на тот же предмет, поскольку она будет зависеть от иного отно­шения, оказывается существенно отличной.

Избирательный характер отношения обозначает, что особен­ности характера, в том числе и силы реакций, зависят от содер­жания предмета и от значимости его для относящегося лица.

В связи с этим возникает вопрос о том, что соответствует по­нятию значимости в области физиологии нервной деятельности. С этим тесно связан вопрос, имеет ли физиология дело с содер­жательной деятельностью или только с формальной динамикой мозговых функций и механизмов? Таковы вопросы, которых почтч не касались, но которых необходимо коснуться, говоря о физио-логиил как основе психологии. Как известно, условный рефлекс образуется при сочетании индифферентного раздражителя лишь с безусловным раздражителем. Больше того, условный, например слюнной, рефлекс при этом сочетании не образуется, если жи­вотное будет сыто, иначе говоря, если его пищевой центр не будет заряжен, т. е. если оно будет безразлично в отношении к раздра­жителю безусловному. Пищевой рефлекс может тормозиться половым. Иначе говоря, половые раздражители могут домини­ровать над пищевыми. Можно ли сказать, что половые раздра­жители или объекты более значимы при этих условиях по срав­нению с пищевыми? Не впадем ли мы при этом в психологизм? Это будет зависеть от того, как мы будем толковать эти сами по себе бесспорные факты. Здесь можно ограничиться лишь указа­нием на то, что физиологической основой понятия «значимость»

8 . 115

является различный рефлексовозбуждающий характер раздра жения, его доминирование над другими раздражениями, ею связь с безусловными раздражителями.

Избирательность — понятие, теснейшим образом связанное с понятием значимости. Но избирательность связана с характе­ром воздействий, т. е. прежде всего с содержанием их. При ста­рых, допавловских методах физиологии (раздражение отдельных органов одним и тем же раздражителем даже меняющейся силы) не было почвы для вопросов более широкого биологического порядка, к которым относится вопрос об избирательности, связан­ной с процессом и задачами приспособления целостного орга­низма, связи реакций с значимостью предметов внешней действи­тельности. Наоборот, новая синтетическая, широко биологическая павловская физиология не может (пройти мимо освещения этих важнейших для науки о жизнедеятельности организма вопросов. Сейчас этот вопрос нас интересует не только с точки зрения физиологии, но и с точки зрения применения физиологии к осве­щению психологических вопросов.

Изложенное дает основания представить себе именно физио­логические основания избирательности и значения отдельных раздражителей и их сочетаний, что в естественных условиях жизни соответствует предметам, воздействующим на наши ор­ганы, и исходящим от них сложным сочетаниям раздражителей

Старая формально-функциональная физиология сменилась новой павловской физиологией, которая изучает реакции орга­низма в единстве формы и содержания. При этом принцип силы и принцип биологической жизненной значимости раздражителя выступают в единстве. Старая — ассоциативная, функциональная и структурная психология тоже была формалистична, как и ста­рая физиология. Они в лучшем случае психическим содержанием считали психическую функцию или структуру.

Более поздняя зарубежная психология или биологизировала или мистифицировала психическое содержание. И биологизация и мистификация нашли особенно яркое выражение в наиболее реакционном направлении психоанализа.

Только советская психология, основывающаяся на марксист­ско-ленинской теории отражения, изучая психическую деятель­ность в ее общественно-исторически обусловленной содержатель­ности, имеет перспективы правильного решения проблемы.

Понятие «рефлекс» в физиологии всегда связано с содержа­нием, с характером раздражителя, вызывающего рефлекс. Поня­тие «отношение» всегда включает в себя предмет, к которому относится реагирующий. Это предохраняет психологическое ис­следование от формализма, которым страдала старая психология, а если учесть определяющую роль общественных отношений во всех решительно индивидуальных отношениях человека, это со­действует преодолению не только формализма, но и метафизи-чески-биологизаторского подхода к содержанию психики.

6

Одной из важнейших задач воспитания является выработка правильного, т. е. соответствующего общественным требованиям, отношения к разным сторонам действительности. Воспитание должно сформировать положительное отношение к тому, что идеология оценивает как хорошее, и отрицательное отношение к тому, что оценивается как дурное. Сама положительная оценка отношений конкретно выражается мноюобразием понятий. Так, положительно оцениваемое отношение характеризуется как са­моотверженное, творческое, серьезное, глубокое, требователь­ное, ответственное, принципиальное, здоровое, сознательное, цельное и т. д. Так же разнообразно выражается отрицательная характеристика отношений недопустимого, безответственного, нетерпимого, своекорыстного, шкурнического, внешнего, показ­ного, лицемерного, халатного. С живым и богатым лексиконом этих положительных или отрицательных сторон отношений, с ре­шающей ролью этого момента мы встречаемся постоянно и по­вседневно в быту, в труде и в общественной деятельности.

Отношения проявляются как в отдельных действиях и реак­циях, так и в системе поступков при разных обстоятельствах и иногда в течение длительного времени. Положительное отноше­ние может быть более или менее выраженным — от расположе­ния до увлечения и преклонения, может быть обоснованным и объективным, может быть субъективным и пристрастным или слепым, оно может быть устойчивым или неустойчивым и т. д. Все детали реакций и вся система поведения не оставляют ника­кого сомнения в том, что мы имеем дело с положительным отно­шением, что все эти разнородные проявления с полным основа­нием объединяются синтетическим понятием «отношения» чело­века. Вместе с тем понятия, характеризующие отдельные стороны отношения, не могут заменить этого синтетического понятия, по­стоянное пользование которым отражает ею жизненную значи­мость, поскольку от характера отношений зависят характер всей системы поступков и поведения.

Человеческие отношения характеризуются как сознательные. Однако совершенно ясно, что эта сознательность является не го­товым от рождения свойством человеческого рода, а формирую­щимся всем многообразием прежде всего социальных влияний, которые и воспитывают человека. Процесс формирования чело­веческого сознания продолжается в течение всей жизни. Много­образие жизни все время оставляет возможности углубления и расширения нашего познания и сознания, повышения нашей сознательности. Поэтому в педагогическом плане важнейшее место занимает характеристика степени сознательности отноше­ний. Говоря о сознательном отношении, мы имеем в виду наличие такого характера отношений, при котором человек отдает себе ясный отчет в объективных основаниях и субъективных мотивах
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   57


написать администратору сайта