Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница19 из 57
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   57

Мышление. Восприятие и мышление отражают объектив­ную действительность. На достаточно высокой ступени развития мышление отражает ее не в конкретных образах, а в понятиях. Но, так же как и в восприятии, в мышлении есть субъективная сторона. Она выступает в различной форме и может быть как положительным, так и отрицательным фактором.

С субъективной стороной мышления прежде всего связан ин­дивидуальный характер суждений. Действительность бесконечно сложна. Каждая вещь и явление действительности связаны с остальным миром бесконечным количеством связей. Но в мыш­лении разных людей одни и те же предметы могут выступать различными сторонами и в разных связях, в зависимости от того, под каким углом рассматривается 'предмет и какую субъективную значимость имеют различные стороны его объективного значения.

Не для всех людей одинакового уровня развития одно и то же слово (При одном и том же понятии, которому оно соответствует, имеет одинаковое конкретное содержание, оно зависит от разли­чий опыта, интересов, взглядов, оценок, убеждений. По поводу одного и того же факта или события суждения людей могут ока­заться различными в зависимости от того, что и как восприни­мается, что и как становится предметом суждения, какое значе­ние приписывается тем или иным сторонам объекта или факта. При этом индивидуальность суждения выражается в том смысле, что различные стороны действительности отражаются суждением с различной полнотой и неравномерно. Но наряду с этой не явной субъективностью выступают моменты отчетливо субъективные.

Слепая вера, некритический субъективизм в доверии отли­чается от обоснованного, хотя и полного доверия тем, что послед­нее основано на критической проверке убедительными испыта­ниями. Точно так же предвзятая недоверчивость отличается от критической бдительности и осторожности. В вере, в доверии, в недоверии, сомнении и подозрительности мы имеем не просто объективную рассудочную логику расчета, но и логику отноше­ний, отражающих одновременно принципы, эмоции и опыт, ис­ходя из необходимости сочетания доверия и критической про­верки дел, требовательности и уважения к людям.

Уверенность психологически выражает влияние воли на мыш­ление. Мышление холодное, бесстрастное, как счетчик, не яв­ляется двигателем человеческого поведения; им является мышле-

132

пне страстное, но не пристрастное, толкающее суждение и вы-моды на неправильный путь.

С психологической, педагогической, логической, житейско-нрактической точек зрения следует еще коснуться вопроса о лич-но'сти или безличности мышления. Самостоятельность, стой­кость в мышлении, отстаивание своей точки зрения является вы­ражением личности в мышлении. Эти свойства отражают отно­шение к себе, отношения к другим людям, выражают моральную принципиальность или аморальную беспринципность мышления. Вместе с тем они могуг выражать неуступчивость и упрямство, самовлюбленный эгоцентризм и слепую предвзятость мышления, с одной стороны; уступчивость, соглашательство, внушаемость, безличность, безразличие — с другой. Иначе говоря, нравствен­ное значение мышления неотделимо от характерологического зна­чения содержательности мыслительных процессов.

Абстрактная индивидуальная психология рассматривала эти особенности только как проявление xapaKiepa в области мышле­ния. С этим можно, однако, согласиться лишь с учетом того, что черты характера выражают не формальные качества, а содержа­тельные отношения, и что характер человека является не только своеобразием свойств, но и своеобразием нрава, т. е. неотделим от нравственного склада и моральных отношений личности.

Изложенное приводит к вопросу о преодолении функциона­лизма, интеллектуализма в мышлении, а это тесно связано с во­просом о преодолении формализма и формально логического понимания.

Формальная логика заботится только о соответствии между посылкой и выводом. Диалектическая логика, логика жизни, стремится отразить связь событий, фактов или предметов не с формальной Фочки зрения, а в их существенной стороне; при этом один и тот же предмет выступает в разных опосредованиях и разных значениях. В диалектическом мышлении речь идет уже не об абстрактном выводе из абстрактных предпосылок, а об единстве конкретного и абстрактного в понимании значения и смысла рассматриваемого явления. Этот живой процесс оказы­вается гораздо более сложным, чем процесс формально логиче­ского заключения. Выбор предпосылок, конкретных фактов и освещение относительной значимости их может меняться в за­висимости от задач, которые возникают перед субъектом, от за­дач, которые он сам себе ставит, и целей, к которым он стремится.

Нарушения мышления не укладываются в рамки формально­логического «верно или неверно». Возникает вопрос не только о том, правильно ли мышление с некоторой точки зрения, но и правильно ли выбрана точка зрения. Выбор точки зрения, выбор критерия связан не просто с бессубъектной констатацией, но вы­ражает избирательную позицию субъекта. Здесь мы встречаемся с теоретически и практически важнейшим вопросом такого по­нимания личностью действительности, когда это понимание опре-

133

деляет поведение человека и играет существенную роль в мрак тике производства, воспитания и психотерапии. Эта проблема связана с важнейшими вопросами о перестройке понимания в связи с изменением отношения и о перестройке отношения в связи с изменением понимания. Только связь отношений с ак­тивностью личности позволяет нам уяснить себе, каким образом понимание, т. е., казалось бы, интеллектуальный процесс, рассу дочная деятельность, переделывает всего человека.

Неправильное решение этого вопроса связано с интеллекту­ализмом, с недостаточным учетом того, что суждение и мысль личности, будучи включенными в систему отношений, оказыва­ются действенным фактором. Перестройка их неизбежно влечет за собой 'перестройку всей системы отношений личности в целом. С этим мы сталкиваемся, когда помогаем воспитаннику понять, что действительно хорошо и что действительно плохо, когда мы помогаем ему отличать действительных друзей, ему содействую­щих, от тех, кто ему приносит вред. То же самое делает врач-психотерапевт, который помогает больному по-новому осознать действительность, понять неправильность его позиций, оценок, реакций и действий.

Сила 'педагога и врача в том, чтобы так овладеть отношением воспитанника или больного, чтобы сделать правильную точку зрения точкой зрения руководимого, правильное отношение — его отношением. В перестройке отношения ко всей жизненной ситуации исходным моментом является отношение ученика к пе­дагогу или больного к психотерапевту.

Задача правильного мышления заключается в том, чтобы от­личить в суждении логику объективной действительности от субъективных устремлений. Вместе с тем мы видим, как субъек­тивный фактор влияет на процесс познания, как роль отношения сказывается в мыслительных актах, как отношения вплетаются в живую ткань мыслительного процесса, как они стимулируют, ориентируют мышление или как они дезорганизуют, неправильно ориентируют его.

Нужно ли говорить о том, что характер этих отношений, прежде всего симпатия или антипатия, определяется воспита­нием, мнениями, опенками, отношениями, которые ребенок ак­тивно усваивает из окружающего?

Однако особенно ярко и продуктивно сказывается роль отно­шений в тех интеллектуальных актах, где человек мысленно ре­организует или творит действительность, в фантазии.

Фантазия. В фантазии мысль и вся психическая деятель­ность человека отрываются от действительности, но, отрываясь от нее, не теряют с ней связи в том смысле, что питаются опытом этой действительности. Но даже отрываясь от нее, они тем больше удовлетворяют нас, чем менее заметен этот отрыв, т. е. чем ближе фантазия к жизни. Но что движет фантазию? Желание, стремление. Цель фантазии — это такая действительность или та

134

v iupon,i действительности, к которой мы стремимся; это устра­нение в воображаемой действительности всего того, что нас от­чал кивает, что нам тягостно. Фантазии обиженного ребенка нам известны из повседневной жизни. Они нам хорошо известны по литературе; вспомним хотя бы мечты Николеньки Иртенева из «Детства, отрочества и юности» Л. Н. Толстого. Здесь острая ситуация болезненно переживается ребенком, жар неудовлетво­ренных желаний создает острый взрыв мечтаний. Фантастические планы детей, авантюризм приключенчества отражают стремление к новому, неизвестному. Они отражают мечты, ставшие целями фантастического предприятия, поиски нового, яркого, удовлетво­ряющего кипучую, стремительную активность ребенка, не нашед­шую себе соответственной пищи и приложения в повседневном быту и в школе при неудовлетворительной организации ее жизни. Фантазия поэта не только реализует напор бурных и не нашед­ших реализации стремлений, но и тем в большей степени насы­щается идейным содержанием, отражающим реальность и направляющим деятельность людей, чем глубже и значимее его творчество для народа, трудящихся масс.

* * *

Все изложенное показывает, что психические функции, как стороны деятельности, как абстракции от живого целого психи­ческой жизни, немыслимы вне этого целого. Отрыв от него вы­холащивает их, делает пустыми, бездейственными и мертвыми. Но целое психическое представляет не формально динамическое образование, а систему содержательных отношений личности, воспитываемой и развивавшейся в определенных социально-исто­рических условиях. Поэтому функциональный аспект рассмотре­ния, абстрагируя и изолируя некоторые моменты, должен их вы­делять, но не отделять. Функциональный план анализа должен подчиниться плану содержательных отношений — принципу тре­бований, целей, стремлений личности.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СВЕТЕ ВЗГЛЯДОВ

КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

НА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА1

Вводные замечания

Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для формирования нового человека, строителя комму­нистического общества.

В деле образования и воспитания человека педагогика и пси­хология выступают в единстве, и свойства личности нового чело­века являются проблемой и психологии и педагогики.

Воспитание человека социалистического общества нераз­рывно связано с вопросами отношения к общественной соб­ственности, к труду, к коллективу, к Родине, к товарищам, к женщине, к семье и т. д. Перечисленные качества предегаз-ляют характеристику психики советского человека в смысле отношений к разным сторонам действительности.

Не только в педагогической литературе, но и в публицистике, художественной литературе, в искусстве мы постоянно встре­чаем подчеркивание роли серьезного, вдумчивого отношения к делу, ответственного, добросовестного отношения к обязан­ностям, дружественного или враждебного, внимательного, чут­кого или небрежного, безразличного, холодного, пристрастного, критического или некритического отношения к человеку. Перед психологией возникает необходимость научно обоснованного ответа на вопрос, что представляют собой отношения человека к различным сторонам общественной действительности, как они формируются и как они переделываются.

1 Уч. зап. ЛГУ, № 203, 1955. 136

Однако понятие отношения очень разнообразно и широко. Им в разном смысле пользуются многие науки, касаясь фактов и закономерностей природы и общества. Отношения человека являются особым видом отношений и, подчиняясь также объек­тивным закономерностям, требуют изучения. Вопрос об отноше­ниях человека имеет не только теоретическое, но и глубоко практическое значение, так как каждый шаг нашей повседнев­ной жизни,.ее радости и горести, ее достижения и неудачи, даже ее катастрофы неразрывно связаны с отношениями людей.

Эта статья ставит задачу осветить взгляды классиков мар­ксизма-ленинизма на отношения человека в связи с основными вопросами психологии.

Объединенная сессия Академии наук СССР и Академии меди­цинских наук СССР, проходившая в 1950 г. и посвященная проблемам физиологического учения И. П. Павлова, явилась исходным пунктом для нового этапа естествознания, медицины, психологии и педагогики.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной (иначе психиче­ской) деятельности обеспечивает возможность анализа и есте­ственнонаучного обоснования поведения как животного, так и человека. Однако осветить отношения человека диалектико-материалистически — значит показать не только их естественно-историческую природу на основе диалектико-материалистическои физиологии высшей нервной деятельности, но прежде всего и вместе с тем их общественную природу на основе исторического материализма.

Диалектический материализм и изучение действительности в ее связях и отношениях

Как известно, диалектика рассматривает природу не как ме­ханическую совокупность разрозненных предметов, а как единое, непрерывно развивающееся целое, в котором отдельные пред­меты находятся во взаимной связи, в многосторонней зависи­мости друг от друга. Касаясь вопроса о сущности диалектиче­ского подхода к действительности, противоположного эклекти­ческому, В. И. Ленин указывает, что этот подход представляет чзучение предметов, во-первых, во всесторонних связях, зо-зторых, в их развитии, в-третьих, на основе практики, в-четвер-"ых, с учетом тех сторон и связей, которые существенны в кон­кретных условиях и целях рассмотрения.2

Соответственно этому каждый предмет, в частности всякий организм, должен изучаться в существенных его связях или стношениях с окружающей действительностью. Это положение является диалектико-материалистическим принципом, реализо­ванным в мичуринской биологии и павловской физиологии.

Одной из важнейших сторон революции в философии, кото-

2 См. В. И. Лени н. Соч., т. 32, стр. 72.

137

рая была осуществлена Марксом и Энгельсом, явилось то, чт они диалектику идей, положенную в основу гегелевской идеали­стической философии, осветили на основе диалектики вещей, объяснив субъективное как вторичное, как отражение объектив­ного.

Касаясь в «Философских тетрадях» ряда вопросов, связанных с положением Гегеля: «истина явления есть существенное отно­шение», В. И. Ленин пишет, что из этого, являющегося на 9/10 шелухой, положения надо сначала выделить диалектико-материалистическое содержание.

Указывая на поучительность гегелевского анализа каузаль­ности, недостаточность и пустоту голого понятия взаимодей­ствия, В. И. Ленин говорит, что при применении отношения при­чинности речь идет о требовании посредства (связи), что поня­тие как целое включает все отдельные стороны отношения. «Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимс)0 7' но ш е н и я—вот из чего складывается истина. Отношения (= переходы = противоречия) понятий = главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, пере­ходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот. . . Гегель гениально угадал в смене, взаимозависи­мости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении ПОНЯТИЙ ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ, ПРИРОДЫ» з

Таким образом, В. И. Ленин, отбрасывая шелуху и беря здо­ровые зерна из гегелевской философии, показал, что отношение понятий есть отражение отношений между предметами объек­тивной, материальной действительности, все предметы или явле­ния которой связаны с другими и познаются в их всесторонних и существенных связях — отношениях, в их движении, постоян­ной смене, переходах.

Это диалектико-материалистическое понимание поставило идеалистическую диалектику Гегеля с головы на ноги.

Материалистическая психология мыслится в единстве с фи­зиологией головного мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности сделало реальным «слитие» (Павлов) психологии с физиологией. Этот вопрос неоднократно обсуж дался в современной психологической печати, но естественно научное понимание психики как высшей нервной деятельности по И. П Павлову, в связи с проблемой отношений освещено недостаточно.

Если общепринятым является положение о том, что учение И. П. Павлова представляет диалектико-материалистическо* учение об организме, то еще недостаточно оценено то, что уче­ние И. П. Павлова дает( возможность генетически и содерж.'-

з В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 188. 138

u\ п.но подойти к освещению процесса индивидуального разви­тия человека в его общественной обусловленности и, таким образом, подойти к пониманию общественно-исторической и физиологической природы человека в их единстве.

Исторический материализм и отношения человека

Особенно важен был переворот, произведенный Марксом и Энгельсом в понимании отношений между людьми и связанных с этим общественных, исторических, экономических и политиче­ских, идеологических вопросов. Уже в своих сравнительно ран­них произведениях—«Немецкой идеологии» и «Святом семей­стве» К. Маркс и Ф. Энгельс не только разгромили младо­гегельянцев, критикующих и «повторяющих» Гегеля со спекуля­тивных идеалистических позиций, но главное, создали теорию исторического материализма.

Хотя советская психология стремится построить систему своих понятий, основываясь на учении марксизма-ленинизма, но значимости понятия отношений человека не соответствует то малое внимание, которое уделено ему в общих теоретических и конкретных психологических работах, посвященных трудам классиков марксизма. Это несоответствие заставляет нас не из склонности к цитированию, а для доказательности наших поло­жений привести дословно ряд мыслей классиков марксизма-ленинизма, связанных в разных планах с понятием отношений человека и свидетельствующих о том, какое значение классики марксизма-ленинизма придали ему в вопросах не только обще­ственно-экономического, но и психологического характера. Из богатства их идей в этом отношении мы берем лишь небольшую часть, которая стоит в прямой связи с различными психологиче­скими проблемами.

Цитируя Маркса и Энгельса, мы хотели показать, что опи­раемся не только на их идеи, как утверждает каждый на них ссылающийся, но и на их собственные выражения, которые все еще недостаточно усвоены психологией.

Освещая вопрос материалистического подхода к истории, К. Маркс и Ф. Энгельс говорят, что «первая предпосылка всякой человеческой истории, это, конечно, существование живых чело­веческих личностей. Поэтому первый подлежащий установлению конкретный факт — телесная организация этих личностей и ею обусловленное отношение их к остальной природе. . . Всякое историческое описание должно исходить из этих природных основ и их видоизменения в ходе истории благодаря деятель­ности людей».1
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   57


написать администратору сайта