Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
Скачать 4.12 Mb.
|
26 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. III, стр. 625. 27 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III. M.—Л., 1949, стр. 101. 146 Если обобщить только что перечисленное, то можно сказать,, что при этом имеется в виду основанная на индивидуальном опыте избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом. Соответственно этому нужно остановиться на входящих в это определение понятиях. Единственной наукой, которая занимается отдельным человеком не только как объектом, но и как субъектом, является психология. Если для субъективной идеалистической психологии субъект понимается как сознающий или переживающий дух или душа, то для материалистической и объективной психологии субьект — это материальный объект, человек, владеющий на основе своей общественно-трудовой истории высокоразвитым мозгом и благодаря этому являющийся сознательным индивидуумом, активным деятелем, субъектом. Отношение человека поэтому объективно, как реально существующая связь между человеческим индивидом и предметами объективной действительности. Но оно одновременно и субьек-тивно, так как принадлежит субъекту, человеческому индивиду, деятелю, получает в его сознании субъективное отражение. Человек является индивидом в органическом и психологическом смысле. Отношения человека основаны на индивидуальном опыте, представляя собой систему его индивидуальных временных связей. В отличие от животных, у которых их онтогенетический опыт выполняет функции, в значительной степени подчиненные по отношению к филогенетическому, у человека индивидуальный, онтогенетический, основанный на условнорефлекторной деятельности и обобщенный речью, опыт играет решающую роль. По происхождению и содержанию этот опыт, иначе эти связи, является, как известно, общественным. Избирательность у животных имеет стихийно-бессознательный врожденно-инстинктивный характер, и лишь у высших животных она в известной степени обусловлена индивидуальным опытом. У человека избирательность приобретает обобщенный, сознательный характер, причем человек, ориентируясь в обстоятельствах жизни, выделяет себя из окружающего, одновременно сознает сам себя. На уровне развития собаки избирательный характер реакций отчетливо выражен и определен характером раздражителя, его качеством и интенсивностью, его связью с безусловным раздражителем, заряженностью центров безусловного рефлекса. Физиологическая действенность раздражителя основывается на его биологической жизненной значимости. У собаки действенность раздражителя определяется его связью с жизненно важными сложными безусловными рефлексами при заряженности нх центров. У человека жизненная значимость обстоятельства определяется общественной значимостью в связи с его общественной практикой. 10* 147 Источники значимости, воздействия для человека в отличие от животного заключаются в прочности временных связей, создаваемых и укрепляемых условиями общественного опыта, в их доминировании над другими и сосредоточении на.них максимальной активности соответствующих им реакций. ^Сознательность, заключающаяся в способности правильно отражать действительность в ее основных чертах, отдавать себе отчет в смысле воздействия и обстановки и сообразовать действия с обобщенным содержанием опыта, в физиологическом плане связана с ролью речи в деятельности человека, иначе с обобщающей и отвлекающей ролью второй сигнальной системы. Принципиальные пути физиологического объяснения здесь, таким образом, ясны, но требуется, конечно, дальнейшая конкретная разработка этих вопросов. Тот факт, что отношения у человека, по словам И. П. Паз-лова, перешли во вторую сигнальную систему, обозначает, чго его отношения к действительности опираются не только на непосредственно чувственный материал анализаторов, но обобщены речью, адресуются не только к отдельным предметам, лицам и конкретным ситуациям, но и к их существенным связям, т. е. к их смыслу. Наконец, отношения человека в отличие от животных связаны не только с настоящим или прошлым, но имеют перспективный характер, основанный на знании объективных закономерностей и на предвидении будущего. Отношения человека реализуются в действиях, поступках и в целостном поведении; формируясь в общении и практической деятельности, они и осознаются в процессе практики. Об отношениях человека поэтому можно объективно судить по действиям, поступкам, поведению, в том числе и речи. Они представляют факты связи человека как объекта-субъекта с объективной действительностью в ее многообразии, включая ее вторичное идеальное отражение. Естественно возникает вопрос, есть ли надобность говорить об отношениях, когда реально существуют лишь действия, имеющие рефлекторный характер и происхождение. На это, мне кажется, можно ответить утвердительно. Условный рефлекс, представляющий временную связь, И. П. Павлов называет иногда «временным отношением».28 В этом плане оба понятия более всего сближаются. Однако, как говорилось выше, условный рефлекс — это понятие частичной, временной связи элемента объективной действительности (раздражителя) с частичной реакцией организма. Отношение организма, человека — понятие связи целостного организма с предметами и процессами объективной действительности, реа- 28 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., 2-е изд. М., Изд. АН СССР, 1954, т. III, кн. 2, стр. 78. 148 лизуемой всеми реактивными возможностями человека, т. е. понятие отношения имеет в виду целое (организм человека), которое реализуется в частях — рефлексах. Отношения человека не представляют суммы отдельных рефлексов, действий или поступков и т. п. Реализуясь в них, они к ним не сводятся. Представляя обобщенную систему реакций, действий и поступков человека в целом, они выражаются единством, а не суммой реакций. Отношение человека поэтому является одним из выражений павловского принципа системности, согласно которому организм и личность человека, как сложнейшая система, имеют основанные на временных связях избирательные тенденции реагирования. Учитывая закон подчинения части целому, нужно помнить, что правильный анализ частных связей — отдельных рефлексов — может быть осуществлен лишь с учетом роли части в системе целого. Соответственно этому полное и правильное освещение отдельных рефлексов предполагает учет их роли и места в системе отношений и жизнедеятельности организма в целом. Значение питания в системе отношений и жизнедеятельности животного позволило К. П. Павлову развернуть широкие и многозначительные исследования условных пищевых рефлексов. Понятие отношения связано, естественно, и с понятием динамического стереотипа, но не исчерпывается им. Динамический стереотип в строго экспериментальном плане — это постоянная последовательность характера и размеров приобретенных реакций, возникающая вследствие постоянства и последовательности раздражителей определенного качества и силы. В томе II «Павловских сред» есть указание И. П. Павлова на то, что «стереотип— это тоже отношение, это известные формы нервной деятельности»,29 что понятие стереотипа «теперь нужно вложить в понятие отношений».30 На высказанную Э. А. Асратяном мысль, что системность является высшей формой синтетической деятельности, И. П. Павлов, однако, отвечает решительным отрицанием, указывая на то, что стереотипия — одно из средств приспособления, так как при перемене условий нужно переделываться, стереотипия представляет ограниченность, а не силу.31 Существенным по сравнению с понятием динамического стереотипа является то, что отношение человека включает «смысл» временной связи. И. П. Павлов указывал, что временные связи могут иметь внешний, поверхностный, случайный характер, могут выражать и глубокие, существенные, внутренние связи.22 Очевидно, смысловая связь относится к самым глубоким внутренним связям. Чем эти временные связи отличаются друг от 29 Павловские среды, т. II. М., Изд. АН СССР, 1949, стр. 407. 30 Там же. 31 Павловские среды, т. II, стр. 384. 32 Там же, т. III, стр. 262. 149 друга физиологически, мы еще не вполне ясно себе представляем. Это, видимо, требует разработки вопросов о второй сигнальной системе. Нельзя при этом не подчеркнуть, что подобно тому как вторая сигнальная система существует в единстве с первой, точно так же обобщенный смысл реакций нельзя оторвать от конкретного фактического содержания реакций. В конкретном многообразии проявления отношений всегда включен обобщенный их смысл. Важно также отметить, что понятие «отношения человека», охватывая текущие процессы, включает и перспективу определенных реакций, не ограничиваясь реакциями только в настоящем, предусматривает характер их и в будущем. Любовь и вражда, ответственность или безответственность, интерес или безразличие, поверхностность или глубина характеризуют текущие реакции или действия, но и определенную их повторность в связи с характером человека, определяют перспективную линию его поведения. Это значит, что, говоря об отношении, мы имеем в виду не только процессуальный, но и потенциальный характер реакций,который позволяет нам предвидеть поведение лица в отношении к тем или иным предметам или обстоятельствам жизни в будущем. В процессе воспитания мы стремимся сформировать принципиальность и устойчивость отношений, без наличия которых невозможно развитие полноценной личности. Таким образом, отношения человека в специальном психологическом смысле представляют собой сознательную, активную, избирательную, целостную, основанную на индивидуальном общественно-обусловленном опыте систему временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами. Эта избирательная связь, реально осуществляемая в особенностях его отдельных действий и поступков, представляет обобщенное внутреннее условие системы его действий, выражающих основанное на индивидуальном опыте жизненное значение того или иного факта или события для человека. При этом человек в его отношениях рассматривается как активный деятель, избирательно связанный с действительностью, характеризующийся этой избирательностью и на основе ее направляющий свою преобразующую природу деятельность. В связи со значимостью для философии и конкретных наук, и в частности психологии, как общественно-исторических, так и естественноисторических понятий отражения и отношения обращает на себя внимание отсутствие анализа связи между этими понятиями. Классики отечественной физиологии (И. М. Сеченов, И. П. Павлов) называли рефлекторную деятельность отражательной. Речь шла при этом только об объективном отражении. Основоположники марксизма-ленинизма говорили о психике и 150 сознании как об отражении объективного мира в сознании субъекта. Сравнивая первое со вторым, мы можем прийти к выводу, что отражение в сознательной психике человека является свойством высшей ступени объективной отражательной деятельности мозга. Как известно, у классиков марксизма-ленинизма, в частности у Энгельса, мы находим рассмотрение различных сторон пел-хики как отражения. Существенным вкладом в этой области является положение В. И. Ленина об отражении, носящем живой, а не мертвый, зеркальный характер, о единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики и, наконец, о том, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».33 Именно в связи с этой замечательной ленинской формулой возникает вопрос о связи понятий отношения и отражения в общетеоретическом и конкретно-психологическом плане. Можно указать на ряд моментов, связывающих оба понятия. Сознательное отношение человека предполагает сознательное отражение действительности. Чтобы сознательно отнестись, надо сознательно отразить (воспринять, понять) тот или иной факт. В этом единстве может обнаружиться и расхождение. Можно отражать, «сознавать» факт, но никак к нему не относиться, т. е. относиться безразлично. Но к фактам также можно относиться страстно и пристрастно. Уметь быть объективным — значит, несмотря на страстное отношение, отражать действительность так, как она есть, объективно, правильно. Пристрастно положительно относиться к человеку — значит переоценивать достоинства его и быть слепым к его недостаткам, и, наоборот, пристрастно отрицательно относиться — значит отражать только темные стороны лица или факта. Таким образом, чрезмерно выраженное субъективное отношение влечет за собой субъективно искаженное отражение действительности. Здесь активно избирательный характер отношения в своей чрезмерности препятствует объективно правильному отражению. Вместе с тем глубокое отражение действительности в се познании требует активного отношения к ней, глубокого интереса. Человек как субъект отражает не только объективную противостоящую ему и вне его находящуюся действительность, но и свое состояние и свое отношение к ней. Поэтому в психологии понятие отражения относится не только к внешней предметной действительности, но и к эмоциям, потребностям человека, отражающим как объективную действительность, так и изменения состояний человека и их связь с внешними условиями. Одним из существенных недостатков психологии и ее перестройки на основах марксизма-ленинизма и павловского учения В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 204. 151 является то, что применяя общие теоретические принципы, такие, как отражение, она неудовлетворительно осуществляет свои задачи конкретной науки, которая должна показать особенности и частные закономерности отражения в психической деятельности человека. Сказать, что восприятие, мышление, эмоция и воля представляют собой отражение, достаточно для философского понимания психики и сознания, но психология, как коя-кретнзя наука, должна показать особенности отражения в этих различных психических процессах. Познавательная деятельность, как деятельность отражения, совпадает с познавательным отношением. Рефлекторный, отражательный, процесс при этом характеризуется наличием субъективного образа объективной действительности. В стремлении, страсти, желании, воле отражение объекта цели, стремления является лишь условием действенного или волевого отношения, которое характеризуется не только осознанием объекта, но и активным воздействием на него, переделкой его. В обоих разбираемых примерах познания и воли роль отношения и отражения различна. В психологических понятиях стремления, страсти («страстного отношения») отражение объективной действительности связано с выраженным во всей сосредоточенной силе избирательно-положительным отношением субъекта к объекту, правильно понять и научно объяснить которое можно, лишь вскрыв его общественную и индивидуальную историю. Точно так же важное не только для психологии, но и для философии и педагогической практики понятие воли, характеризуя известный уровень развития, с которым связаны процессы регуляции человеком своей деятельности, иначе саморегуляции, и известный вид отражения действительности, является в то же время видом активного преобразующего отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому. Таким образом, психическая деятельность, представляя единство субъекта и объекта, является вместе с тем единством отражения и отношения. Объективная действительность отражается субъектом, который относится к этой объективной действительности. Одной из задач психологии, как конкретной нау.-ш, является выяснение различной связи отражения и отношения в разных психических процессах и свойствах. Эту сложную проблему мы здесь только ставим и значение ее подчеркиваем в целях дальнейшей разработки. Отношения человека и система понятий психологии Из сказанного вытекает, что теория марксизма-ленинизма и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности требуют пересмотра и развития системы психологических понятий; при 152 этом, очевидно, отношения человека к действительности и как принцип психологического исследования, и как конкретная проблематика должны занять надлежащее место. То, что называлось способностями, психическими функциями, процессами, представляет собой объективно различные способы реализации отношений человека к действительности. Задача заключается не только в том, чтобы объяснить физиологические факты памяти, внимания, воображения и т. п. в отдельности, но и в том, чтобы дать физиологически обоснованную систему понятий о различных процессах и сторонах психической деятельности, реализующих различные «человеческие отношения». Рассматривая виды психической деятельности с позиции отношений человека, прежде всего надо учесть, что два психологических плана — познание и практическое взаимодействие с действительностью, включая ее переделку, — органически связаны друг с другом, как начальное и конечное звенья рефлекторной деятельности. Выше говорилось, что познавательные процессы можно рассматривать как отношения в широком смысле слова, а поэтому можно говорить о познавательных отношениях. Но отражательный характер познавательной деятельности настолько ярко выражен, что ряд психологов ошибочно, хотя и не случайно, рассматривал только познавательные процессы как отраоюенич. Вместе с тем переделка действительности, связанная с волевой деятельностью, рассматривалась скорее как действенное отношение, и роль отражения недооценивалась. Знание рефлекторной природы отношений позволяет преодолеть обычную ошибку отрыва познания от деятельности. В этом смысле очень важны высказывания В. И. Ленина, который говорит, что «очень хорош § 225 Энциклопедии, где „познание11 („теоретическое") и „воля", „практическая деятельность" изображены как две стороны, два метода, два средства уничтожения „опносторонности" и субъективности и объективности».34 Наряду с двумя философско-психологическими категориями познавательного и волевого отношения психология издавна включает еще эмоции и чувства, связанные с переживанием отношений. Не касаясь классической триады этих понятий как системы, не исходящей из рефлекторного понимания, нужно указать, что живучесть ее обусловлена, очевидно, тем, что она в известной мере отражает действительность.35 |