Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
Скачать 4.12 Mb.
|
Не входя здесь в обсуждение указанных трех категорий психологических понятий, мы рассмотрим в интересующем нас плане эмоции и чувства, которых неоднократно касались великие физиологи Сеченов и Павлов. В последнее время чувства и 34 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 200. 35 В этой связи нельзя не заметить, что в проекте учебника психологии 1953 г. сохраняется традиция этого периода, так как процессы психической деятельности делятся на три вида: 1) познавательная деятельность, 2) побуждения и чувства, 3) волевые действия и навыки. 153 эмоции в ряде работ определяются как отношения или переживания отношений.36 Существенно, что в этих работах авторы начали пользоваться понятием «отношения человека», однако вместе с тем большинством оно применяется лишь в одной узкой области эмоций и всюду совершенно без его теоретического анализа в целом. С этим связано то, что в определении эмоции как переживания отношений содержится нечеткость в смысле связи понятий переживания и отношения и опасность неверного противопоставления переживания как односторонне субъективно-психологического — отношению человека как односторонне объективному; между тем, именно в эмоции особенно ярко проявляемся единство субъективного и объективного. Как известно И. П. Павлов тесно связывал понятия эмоций, инстинктов и отношений, говоря о том, что «первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей его средой есть ближайшая к полушариям подкорка с ее сложными — безусловными рефлексами (наша терминология), инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная обычная терминология)». (Курсив мой,— В. М)37 Эмоция как целостная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение. Она производит глубокие изменения, вызывает при значительной интенсивности потрясение во всем организме и является источником прочной фиксации временных связей человека. Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения оргз-низма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей вну-трисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека интенсивную эмоцию. Нельзя забывать о том, что в нормальных условиях эмоция составляет лишь компонент общей реакции, регулируемой корой головного мозга и протекающей у человека с участием второй сигнальной системы. Говоря об эмоциях как о реакциях, нужно помнить об общем функциональном состоянии мозга и всего организма в момент их протекания. Близкое эмоции понятие чувства служит для выражения этого состояния. И. П. Павлов в физиологическом объяснении чувства подчеркивает связь его с легкостью или трудностью протекания процессов в больших полушариях.38 Наконец, можно говорить об эмоциональных отношениях. Положительное эмоциональное отношение, выражающееся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательное эмоциональное отношение, выражающееся в антипатии, не- 36 См. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946; Учебник психологии для педагогических институтов, ред. А. Н. Леонтьев, G. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и Б. М. Теплов. М., Учпедгиз, 1956; Б. М. Теплов. Психология. М., Госполитиздат, 1946; Психология, ред. К. Н. Корнилов, А. А. Смирнов и Б. М. Теплов. М., Учпедгиз, 1948. 37 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., 2*е изд., т. III, кн. 2, стр. 214. 38 Там же, стр. 385. 154 приязни, вражде, ненависти, часто называли чувствами. Энгельс указывал, что «основанные на чувстве отношения между людьми, особенно же между людьми разного пола, существовали с тех самых пор, как существуют люди». Он показывает ошибку Фейербаха, который «эмоциональное, сердечное отношение» между людьми пытался представить как религию.39 Таким образом, эмоции можно рассматривать психологически в плане реакций, состояний и отношений. Эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения человека, с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью. Эмоциональность не ограничивается элементарными реакциями, а имеет величайшее значение и для высших проявлений нервной деятельности человека. В. И. Ленин говорит, что «без „человеческих эмоций" никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».40 Эмоция представляет реакцию, включающую непосредственную, можно сказать инстинктивную, положительную или отрицательную, оценку тех или иных объектов или процессов объективной действительности. На уровне сознательной деятельности переход отношений во вторую сигнальную систему сопровождается качественным изменением непосредственной, эмоциональной оценки, превращением ее в сознательную оценку. В оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта. С общественным критерием основных эстетических и этических оценок связаны также такие психические образования, как обязанности, долженствования, которые в свою очередь определяются принимаемыми и усваиваемыми извне общественными требованиями, превращающимися во внутренние требования к себе и окружающему, с образованием ответственности или ответственного отношения к общественным требованиям и своим обязанностям. Проблематика оценочных отношений в их историко-материа-листическом освещении еще недостаточно в психологии разработана, хотя значение их едва ли требует доказательства. Оценочные отношения представляют собой более сложные образования, чем такие эмоциональные отношения, как указанные выше привязанность или враждебность. На их основе возникают еще более сложные моральные отношения долга. Заслуживает при этом внимания то, что о долге говорят как о чувстве, о понима- 39 К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II, стр. 358—359. «В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 237. 155 нии и сознании. Об ответственности тоже говорят то как о чум-стве, как о понимании, то как о сознании. Однако для этих сложных морально-психических образований все приводимые частичные определения недостаточны. Ответственность и долг не сводятся к ним, но включают их как сложное, специфически человеческое отношение, структура и закономерности образования которого еще мало изучены, а поэтому, за отсутствием объективных синтетических понятий, они сводились либо к более частному и элементарному понятию (чувство), либо к сложному всеобъемлющему (сознание). Сложным, не сводимым к элементарным, практически и теоретически значимым понятием является понятие интереса, которое применялось весьма разноречиво. С позиций рассматриваемого нами вопроса ч в достаточном соответствии с жизнью интерес можно характеризовать как активное, т. е. доминирующее отношение, выражающееся тенденцией к познавательному овладению важным или значимым предметом, гомологом которого у животных является ориентировочный рефлекс. Аналитические — интеллектуальные, эмоциональные и волевые — теории интереса оказываются явно односторонними, поверхностными и нежизненными. К видам отношений принадлежат и потребности человека, столь Еажные для педагогики, психологии и науки об обществе. Это понятие обозначает активное-тяготение человека к тому, что для него особенно значимо. Потребность как активно-положительное отношение человека к объекту его потребности является одновременно отражением в сознании человека как этого объекта, так и связи человека и состояния «тяготения» его к этому объекту. Разумеется, что потребности имеют определенный физиологический аспект, но здесь важно подчеркнуть ошибочность наивной биологизации этого вопроса, упускающей из виду наличие у человека таких общественных потребностей, как потребность в труде и в общении, которые, подлежа также физиологическому освещению, имеют в своей основе общественную историю людей и рассматриваемого конкретного человека в частности. Советская психология, восприняв огромный вклад классиков марксизма-ленинизма в вопросе о потребностях людей очень мало психологически и эмпирически разработала данный вопрос. Это обстоятельство отчасти объясняется, возможно, тем, что рассмотрение всех сторон психики человека в плане единства индивида и окружающей его среды лишь начинает последовательно проводиться. Более полно освещена с позиций отношения проблема характера. Помимо наших работ,41 можно указать на работы про- 41 В. Н. М я с и щ е в. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. В сб. «Проблемы психологии». Материалы психологической конференции Ленинградского университета. Л., 1948. 156 фсссоров Б. Г. Ананьева 42 и С. Л. Рубинштейна,43 которые трактуют эту проблему, исходя из отношения человека прежде всего к людям и труду. Правильное решение вопроса о характере связано с правильным решением вопроса о личности. Личность представляет человека в его общественном содержании, и к ней относится опредечение Марксом человека как совокупности общественных отношений. В соответствии с изложенным можно сказать, что личность — это человек, система отношений которого объективно и субъективно отражает его общественно-обусловленный опыт и общественно значимые свойства. Характер же представляет единство («сплав», по выражению И. П. Павлова 44) врожденного и приобретенного, которое, проявляясь в свойственном личности сравнительно устойчивом способе отношения к действительности, объединяет содержание отношения к способ или форму его осуществления. Так, волевые и морально-волевые качества — настойчивость, прямота, решительность, чесгнос1Ь, отзывчивость, доверчивос!ь — предс1ав-ляют соединение смысла отношения со способом его реализации. Наконец, нельзя не коснуться одного из важнейших понятий психологии — понятия переживания. Можно ли сомневаться в том, что человеческие переживания представляют величайшую важность как побудители действий, как существенные моменты формирования личности, как характерное проявление личности. Однако это понятие настолько извращено феноменологической и психоаналитической психологией, что сам термин получил оттенок одиозности и почти исчез со страниц психологических учебников и руководств. Объективно же и фактически переживание является единством субъективного и объективного выражения сложной целостной человеческой реакции, характеризуемой значительной силой и глубиной. В переживании явственно выступает единство отражения и отношения, оно немыслимо без отражения фактов, являющихся источником сильной и глубокой реакции. Вместе с тем острота, сила и глубина переживания связаны со значением вызывающих его обстоятельств, иначе говоря, с активным отношением к ним переживающего. Таким образом, ряд психологических понятий требует анализа с позиций отношения не только потому, что они нечетки, но и потому, что их некритическое и нечеткое применение препятствует очищению психологии от идеалистических пережитков и формализма. Заключение Изложенное позволяет утверждать, что исследование всех сторон психической деятельности настоятельно требует теорети- 42 Б. Г. Ананьев. Проблема формирования характера. Л., 1949. 43 С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946. ** И. П. Павлов. Поли. собр. соч. 2-е изд., т. III, кн. 2, стр. 334. 157 ческой и эмпирической разработки понятия отношений человека. Между тем, в существующей психологической литературе пользуются этим понятием как известным и определенным, применяя его без теоретического и критического анализа. Всякое психологическое понятие может быть применено и извращено в ненаучных, антимарксистских концепциях. Гегельянская философия, идеалистически исказив понятие отношения, сделала его средством мистификации и извращения, а не решения философских, исторических и психологических вопросов. В метафизической концепции эволюции Г. Спенсера понятие отношения занимает видное место. В. И. Ленин показал психофизический параллелизм и механицизм во взглядах «стыдливого материалиста» Абеля Рея, много говорившего об отношениях.45 В психологической „зарубежной литературе понятие отношения применяется поверхностно, описательно, идеалистически, иногда в явно реакционных целях (Штрассер, Дессуар, Саливен, Мюллеш, Слав-сон и др.). Марксизм-ленинизм, показав реальные отношения человека, их общественно-историческую обусловленность и жизненную значимость, не только заставляет нас признать изучение человека в его отношениях к действительности важным теоретическим принципом и специальной проблемой психологии, но и позволяет уяснить его методическое значение. Это методическое значение исследования человека в его отношениях заключается, во-первых, в том, что поиход к человеку с позиций его отношений решительно преодолевает разрыв формы и содержания, процесса и предмета психической деятельности, так как отношение не может рассматриваться без объекта. Во-вторых, такое рассмотрение реализует рефлекторный принцип, диалектико-материалистический характер которого заключается в исследовании организма в единстве со средой. Отношение человека вытекает из воздействий внешнего мира, основывается на накопленном опыте, на временных связях с действительностью и выражается избирательностью наших реакций и воздействий на предметы окружающей действительности. В-третьих, рассматривая отношения человека как продукт его индивидуального опыта, как определенность его временными связями, иначе говоря, его историей развития, психология идет по пути подлинно генетического для человека общественно-исторического исследования. В-четвертых, изучение отдельных рефлекторных процессов как отдельных частей или сторон жизнедеятельности человека должно идти рука об руку с изучением его в целом, поскольку относиться может не часть человека, не отдельные процессы в человеческом организме, а весь человек как сознательный « См. В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 407—475. 158 индпнил. Исследование же человека как «относящегося» с неизбежностью обязывает рассматривать его не только как объект, но и как субъект. В-пятых, рассмотрение человека в системе его отношений к действительности, основанной на системе общественных отношений, в которые он включен и которые его сформировала, позволяет правильно охарактеризовать человека как личность, т. е. общественную индивидуальность, а не только биологическую особь и преодолеть то рассмотрение человека как изолированного от общества индивида, которое классики марксизма-ленинизма справедливо называли робинзонадой. Некоторые психологические вопросы только с этой позиции становятся понятными. Например, противоположность таких проявлений, как грубость или нежность, не является имманентным свойством характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим. Известно далее, что успешность представляет производное (при равной подготовке) от способности и старательности. Однако неодинаковая успешность по одному и тому же предмету у разных учителей, даже при одинаковом мастерстве обоих, свидетельствует о различном отношении к педагогу, а вместе с этим и к преподаваемому им предмету с вытекающими отсюда колебаниями успешности. Память, представляющая след прошлого опыта, как известно, в величайшей степени зависит от интереса, и, следовательно, без учета этого отношения нельзя правильно освещать проблему памяти. Это относится в такой же мере к пониманию, воле, воображению и т. п. Важным методическим следствием исследования человека в его отношениях является то, что отношения к людям рассматриваются не односторонне, как отношения к объектам, ибо другие люли являются не только объектами, но и субъектами отношений. Отношения людей друг к другу приобретают характер двусторонности — взаимоотношения с отдельными людьми и коллективами (школьным, производственным и т. п.). Этот двусторонний характер отношения к людям сравнительно с отношением ко всем остальным сторонам действительности и особенно значим, и требует правильного учета его в системе изучения и практики. Поэтому изучить человека в его связях с действительностью — значит изучить отношение человека к действительности, значит, в первую очередь, изучить человека во взаимоотношении с другими людьми. Отношение вообще не существует. Оно существует либо между чем-то и чем-то как соотношение между объектами, либо оно существует как отношение кого-то к чему-то: организма к предмету, в полном смысле этого слова, человека-субъекта "к объекту. Оно, наконец, существует как взаимоотношение субъектов — людей. 159 Теоретические вопросы психологии отношений связаны неразрывно с психологической практикой, т. е. такой практикой, характер и результаты которой требуют знания психологии человека. Сюда относятся, например, вопросы руководства человеком в смысле организационной и административной работы, педагогические вопросы воспитания и обучения, медицинские вопросы распознавания, лечения и предупреждения болезней. Высокая идея социалистического гуманизма находит свое совершеннейшее выражение в мыслях и делах основоположников марксизма-ленинизма, характеризующих коммунистическое отношение к человеку. Строительство социализма поставило задачи воспитания нового человека и выработало методы этого воспитания. В великих испытаниях героической борьбы и всемирно-исторических побед оно сделало идею о новом человеке реальностью. Многочисленные факты борьбы за коммунизм и побед коммунистического строительства показали нам высокие морально-волевые качества коммунистов-ленинцев. Чем же характерен психологический склад этого нового человека? На первый план здесь выступают особенности коммунистического отношения: коллективизм в отношении к людям, патриотизм, основанный на любви к социалистической Родине, коммунистическое отношение к труду как основному смыслу и источнику радости жизни, отношение к самому себе, сочетающее скромность с требовательностью, чувство собственного достоинства с действенной самокритикой, стремлением и способностью видеть, честно признавать и исправлять свои недостатки. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко, характеризуя «горьковский оптимизм», умение проектировать лучшее, указывая на требовательность, связанную с уважением к человеку как выражением социалистического гуманизма, говорил, что «такое отношение к человеку есть отношение марксистское».46 |