Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница17 из 57
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   57

117

его, в своих обязанностях, вытекающих из этого отношения, пин и ответственности, с этим связанной, и проявляет все это как в oi дельных поступках, так и во всем поведении в целом.

Отношения человека динамичны. Они меняются в связи с опы­том жизни. Они развиваются в процессе его развития. Как уже говорилось, в плане филогенетическом и онтогенетическом мы имеем ряд ступеней во взаимоотношении организма со средой

Условные рефлексы представляют частичную реакцию, мест­ное частичное выражение отношения. Динамический стереотип — более сложное реактивное образование — представляет более сложную привычную реакцию и привычное отношение. Вся жизнь заключается в том, что образуются новые связи и новообразо­ванные акты, которые с повторением становятся стереотипом, образуя привычные отношения. У человека вновь приобретаемый опыт обобщается благодаря речи, второй сигнальной системе, представляющей основу обобщенного принципиального, созна­тельного отношения. Знание процесса приобретения нового опыта и превращения его в стереотип представляет естественнонаучную основу понимания диалектического процесса развития, которое классиками марксизма характеризуется как «борьба нового со старым».

Изложенное можно заключить несколькими положениями. Диалектико-материалистическая павловская физиология и мичу­ринская биология рассматривают все живое в отношениях его со средой. Этот объективно-материалистический подход должен быть основой психологии. Учение И. П. Павлова открывает пути для понимания не только отношений человека в их общих с жи­вотными нервно-физиологических основах, но и в связи со спе­цифическими особенностями человека, благодаря наличию у него двух сигнальных систем.

И. П. Павлов показал, что условные рефлексы являются эле­ментами, на которые разлагается и из которых слагается высшая нервная деятельность. Развивая синтетическую сторону вопроса, Павлов создал учение о системности-целостности в деятельности мозга и организма, о взаимоотношении систем, из которых сла­гается высшая нервная деятельность животных и человека в це­лом как отношение организма к действительности.

До сих пор приходится встречаться с непониманием единства социального и физиологического в человеке. А это сохраняет ла­зейку для порочной теории двух факторов. Только понимание общественно-исторической сущности человека как системы обще­ственных отношений и его организма, т. е. его естественной при­роды, сформированной общественными условиями, как аппарата этих отношений, обеспечивает правильный подход к человеку в его общественном и природном единстве.

118

Избирательное отношение животных основывается на слож­ных безусловнорефлекторных инстинктивных образованиях и в известной мере на индивидуально-опытных условнорефлектор-ных биологически обусловленных механизмах нервной деятель­ности. Избирательность отношения человека зависит главным образом от его общественных условий, формирующих в мозгу че­ловека сложнейшие динамические образования его прижизнен­ного обусловленного опыта. Когда в педагогике, литературе, в быту говорят об отношениях, то имеют в виду эту личную из­бирательность, которая проявляется, как говорилось, главным образом в интересах, привязанностях, вкусах, потребностях и других психологически значимых моментах. Мы подчеркиваем, что проблемы избирательности поведения и деятельности пред­ставляют область более узкого понимания отношений и специ­альную проблему психологии. Разработка под этим углом зрения приведенных выше психолого-педагогических и других вопросов является важной задачей развития психологии. Рассмотрение потребностей, интересов, вкусов и т. п. как отношений человека в собственном смысле слова методически важно потому, что, освещая их именно так, мы в наиболее интимной области, так называемой личной активности, преодолеваем пережитки инде­терминистического понимания, разрушая фикцию спонтанности и внедряем в эту область материалистическое и историческое по­нимание высшей нервной деятельности человека.

Освещение вопроса 'о различных видах избирательных отно шений человека, их материальной основе у человека, об их генезе в связи с особенностями общественно-педагогических условий представляет задачу особого исследования.

ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ОТНОШЕНИЯ1

Перестройка позиций психологии неизбежно влечет за собой перестройку основных понятий и представлений о движущих силах психической деятельности и поведения.

Психическая деятельность и поведение могут быть правильно освещены только как поведение и деятельность личности. Анали­тическая психология, освещая эти проблемы, исходила из без­личных элементов и функций. «Целостная» психология исходила из абстрактного, бессодержательного, безличного целого. Инте­гральные понятия поведения, деятельности и личности, будучи широкими, сложными, многосторонними, требуют расчленения, но такого, чтобы при этом не утрачивался целостный и содержа­тельный характер понимания личности.

Понятие психического отношения представляет внутреннюю сторону связи человека с действительностью, содержательно ха­рактеризующую личность, как активного субъекта с его избира­тельным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной дей­ствительности. Деятельность и поведение одной и той же лич­ности в каждый данный момент определяются ее отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекаю­щими, в свою очередь, из истории развития личности, т. е. из всей объективной общественно-исторической действительности. Повседневная жизнь человека, его деятельность, поведение, взаимодействие с людьми определяются общественными отноше­ниями людей, но научная психология, которая, казалось бы, должна в организованной, систематической форме отразить этот бесспорный факт жизни, проходит мимо него. Поэтому, изучая

1 Уч зап ЛГУ, № 119, 1949. 120

высшие формы человеческой психики — сознательную деятель­ность, мы опираемся на ©пределение К. Марксом сознания — «сознание есть мое отношение к моей среде» — и на его опреде­ление сущности человека как совокупности общественных отношений. Считая эти понятия чрезвычайно важными для пси­хологии человека, строящейся на позициях исторического мате­риализма, мы давно занимаемся освещением проблемы психиче­ской деятельности с позиций психологии отношений.2

Борьба с функционализмом в советской психологии является выражением борьбы за содержательную целостность против ато­мизма и формализма. Так как это — общепризнанный у нас ло­зунг, то сейчас речь идет об его последовательном и реальном, а не половинчатом и словесном осуществлении. Борьба с функ­ционализмом в психологии обозначает не полное отрицание функции, но стремление правильно осветить и ограничить роль этого понятия. В плане нашей работы естественно возникает во­прос о связи психических функций и отношений.

Нельзя сказать, чтобы само понятие психической функции было достаточно четко определено. Это понятие выросло из не­скольких корней. В периоде зарождения так называемой есте­ственнонаучной психологии значительную роль сыграло физио­логическое понятие функции как способности органа к специфи­ческой для него деятельности, как условия, лежащего в основе и выражающегося в процессе деятельности органа. В психологии аналогичную позицию занимал, например, один из крупнейших представителей экспериментальной психологии — Титченер. Эта позиция сводилась в сущности только к аналогиям и поясне­ниям, так как ни существа психологической позиции, ни образо­вания новой системы понятий не раскрывалось. Функция в ма­тематике рассматривается как величина, изменяющаяся вслед­ствие изменения «независимой переменной», или «аргумента». Соответственно этому психическими функциями назывались вторичные психические образования, возникающие на основе первичных, элементарных, например суждения и понятия, возни­кающие на основе материала ощущений. Таковы взгляды Д. Миллера, отчасти Калкинс, Бентли.

Одним из виднейших представителей направления функцио­нализма в буржуазной психологии явился Штумпф, вновь выдви­нувший понятие шсихической функции. Согласно Штумпфу, пси­хическая функция, которую он не отличает от акта, состояния переживания, тоже понимается по аналогии с физиологической или органической функцией. Но в его взглядах заслуживает вни­мания ряд моментов, которые в дальнейшем нашли свое отраже­ние и сказались в трактовках авторов.

2 См «Психология отношений и физиология мозга»; «Проблема отноше­ний в психологии индивидуальных различий», «Работоспособность и болезни личности». Наст, сб., стр. 81, 163, 17.

121

Психические функции, по Штумпфу, представляют прежде-всего переживание психической деятельности, психических актов в отличие от содержания этих актов как психических явлений. Они являются теми факторами сознания, которые необходимы для описания психического процесса и его изменений, поскольку объект, или содержание, психического процесса может быть неиз­менным. Функции представляют собою разные способы отноше­ния к явлениям или предметным содержаниям. Явления реальны, как содержания, к которым относятся функции. Функции ре­альны, «как функции, которые выполняются в явлениях». Явле­ния и функции представляют собой реальное единство. Функции не разложимы на явления, ни один признак мира явлений не от-ьосится к функциям и наоборот. Понятие психической «функции» не связано логически с понятием «явления». Явления и функции в известных пределах независимы друг от друга. Так, если неза­меченное становится замеченным, если воспринимаются ранее не воспринимавшиеся содержания и т. д., то это есть изменение функции без изменения явления. Наоборот, возможны не заме­ченные изменения явлений, когда функции остаются прежними, хотя произошли изменения в объективном содержании.

Явления, по Штумпфу,3 представляют скорлупу или материал, функции являются самым существенным ядром психической жизни. Душа, или психика, представляет целое из функций и предрасположений. Наряду с функциями и явлениями Штумпф выделяет образования; сюда относятся понятия формы, целого, единства, совокупности и т. п. В эмоциональной сфере такими об­разованиями, по Штумпфу, являются ценности, или блага, со всеми их классами и противоположностями (утешительное, же­ланное, страшное, приятное, средство и цель и т. п.).

Критика функционализма, приписывая его последователям гораздо более элементарное понимание, чем это имеет место в действительности, часто бьет в значительной мере мимо цели.

Это «учение» Штумпфа является типичным выражением идеа­лизма и метафизики. Отрыв психики от ее материального содер­жания и субстрата, утверждение изначальной активности психики составляет суть такого понимания «психических функций». И. М. Сеченов разоблачал антинаучность такого подхода, назы­вая эти «функции» психическими фикциями.

В дальнейшем в зарубежной психологии критика функциона­лизма была развернута с позиций психологии целостности, кото­рая, выдвигая это понятие с идеалистических и метафизических позиций, не дала практически новых частных понятий, а внесла только формальный и бессодержательный принцип целостности в трактовку психических процессов, переживаний и функций.

3 К. Ш'туя^пф. Психологические явления и функции. Сб. «Новые идеи в психологии». СПб., 1913.

122

Прежде чем перейти к освещению вопроса с наших позиций, следует упомянуть о взглядах на психическую деятельность круп­нейшего и для своего времени прогрессивного русского психолога А. Ф. Лазурского. Как известно, А. Ф. Лазурский разделяет пси­хологические качества на две группы- эндопсихических и экзо-психических свойств. Эндопсихические свойства представляют собой как бы внутренний психический механизм; основанный на нервно-физиологической организации, а экзопсихические есть ос­нованные преимущественно на приобретенном опыте отношения человека к окружающему, включая его отношение к самому себе.

Эндопсихические качества соохветствуют понятию психиче­ских функций,*и их связь с механизмами нервной деятельности была понятна Лазурскому,' но вместе с тем совершенно ясно, что для него недостаточно было противопоставления функций яв­лениям. Если говорить об «образованиях» Штумпфа, то и этот вопрос у Штумпфа явно не разработан, и образования в сущ­ности относятся к функциям более интегрального порядка. Од­нако Лазурский, подчеркнув существование двух классов явле­ний, не осветил достаточно вопроса о связи, о соотношении обеих категорий и об их относительной значимости. Во всяком случае, в своей «Классификации личности» он рассматривал их роль настолько независимо одну от другой, что допускал на низшем уровне доминирующую роль эндопсихических свойств, на выс­шем — экзопсихических. Лазурскому не было еще доступно исто-рико-материалистическое понимание; он разрывал здесь метафи­зически форму и содержание, не представляя их в единстве и развитии.

Нельзя сказать, чтобы важный вопрос о таком основном по­нятии, как психическая функция, в процессе формирования на­шей психологии был достаточно освещен. Понятие функций наши психологи справедливо подвергли критике, усматривая в нем ошибки идеализма, формализма и атомизма. Но психологический функционализм в практике глубоко укоренился, и его выкорче­выванию препятствует отсутствие другой разработанной системы психологических понятий.

С. Л. Рубинштейн5 с неправильных позиций критикует функ­циональную психологию; он ограничивает понятие функции только «теми физиологическими проявлениями, которые одно­значно определяются в плане психофизиологического функцио­нирования». Соответственно этому он признает функцию чувст­вительности, мнемическую (закрепляющую и воспроизводящую данные чувствительности) и тоническую, проявляющуюся в тем­пераменте и аффективности. Психофизиологические функции, как предмет психофизиологии, образуют «основание системы психо­логии». К функциям «подстраиваются», как более сложные и

4 А. Ф. Лазурский. Классификация личностей. Пг , 1921.

5 С. Л. Рубинштейн. Основы психологии. М., 1946.

123

собственно психологические образования, психические процессы

Несомненно, что дальнейшее развитие вопроса невозможно без критического преодоления этих механо-идеалистических по­зиций. Во-первых, функция чувствительности реализуется в про­цессе, например, ощущения, так что нельзя процесс и функцию разделять, как разные виды психической динамики. Во-вторых, функцию чувствительности и процесс восприятия, функцию мне-мическую и процесс запоминания трудно отделить друг от друга. Можно сказать, что структуры рецептивной функции и процесса могут быть более элементарными или более сложными. Поэтому фактически психофизиологические функции рассматриваются вместе с процессами восприятия, а понимание по существу ока­зывается не измененным. В-третьих, нельзя представлять себе отличие процесса восприятия от функции чувствительности только в том отношении, что процессы представляют результат комбинации различных функций. Говоря о процессе восприятия, мы рассматриваем рецептивную деятельность в связи с ее объек­том более синтетически и на более высоком уровне отражения более интегрально, а говоря о чувствительности — более аналити­чески, элементарно и абстрагируясь от предметно-гностической стороны; наконец, мы не можем отказаться и от попыток физио­логического понимания мозговых механизмов процессов восприя­тия, мышления и т. п.

Нам представляется необходимым для дальнейшего, не раз­вивая здесь подробно нашего понимания психических функций, выдвинуть ряд положений, имеющих ориентирующее значение.

Понятие психических функций представляет только логиче­ские абстракции психологического опыта. При бесконечном раз­нообразии процессов психической деятельности, они представ­ляют собою основные компоненты усвоения, понимания, перера­ботки нашего опыта и нашего воздействия на действительность Они являются не столько способами отношений, сколько постоян­ными сторонами психической деятельности, к которым относятся не только чувствительность или мнемическая функция, но и вни­мание, волевая регуляция, обобщение или отвлечение и т. п.

Реальным основанием для этой абстракции является то, что-каждая функция, будучи одним из компонентов сложной психиче­ской деятельности, может в особых условиях становиться цен­тральным звеном процесса психической деятельности. Так, з каждом процессе нашей деятельности участвует восприятие, воспоминание, внимание, мышление и т. п. Но естественно или искусственно могут быть созданы такие условия, когда основным явится процесс восприятия, внимания и т. п. Понятие психических функций, аналитически раздробляющих психическую целостность процесса, является неизбежным следствием необходимости рас­членять в процессе познания сложное целое на менее сложные компоненты. Поэтому психические функции могут быть более или менее элементарны или сложны, причем по мере нарастания

124

v южноеги расширяется диапазон их изменчивости или убывает их стереотипность. Соответственно этому классификация психи­ческих функций не может сводиться к линейному их перечисле­нию, а представляет собою структурную иерархию от более низ­кого, элементарного уровня и узкого типа интеграции к высокому, сложному и широкому.

Понятие функции сменяет не столько понятие ассоциации, сколько старое понятие способности. Вместе с тем оно выражает стремление психологов к пониманию и раскрытию церебральных механизмов или условий психической деятельности. Если до не­давнею времени методы и опыт позволяли говорить только о пси­хофизиологии органов чувств и о психомоторике, то методические возможности и теоретические достижения в дальнейшем позво­лят расширить позитивное представление о мозговых механиз­мах более сложных видов психической деятельности. В этом смысле, если бы мы даже отказались от понятия функции и го­ворили о восприятии, мышлении, запоминании и т. п., вес равно, думая об их церебральном механизме, мы имели бы дело с той же функцией и спор превратился бы в вербальный.

Связь мозговых механизмов с различными сторонами психи­ческой деятельности позволяет отличать понятие функции и цере­бральных основ от понятие состояния и его церебральных основ, как общего условия функциональной динамики. В этом смысле нам представляется ошибочным утверждение С. Л. Рубинштейна, что в основе темперамента или аффективной возбудимости лежит тоническая психофизиологическая функция. Темперамент яв­ляется динамическим выражением нейро-физиологических явле­ний во всех сторонах психической динамики деятельности.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   57


написать администратору сайта