Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница15 из 57
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   57


Та система отношений, отсутствие которой препятствовало развитию учения о деятельности высших отделов мозга, представ­лена Павловым на основе многочисленных работ своих и сотруд­ников. Включая человека, она устанавливает три ступени рефлек­торной деятельности: 1) безусловнорефлекторную; 2) условно-рефлекторную— первой сигнальной системы; 3) специфически человеческую — второй сигнальной системы.

По поводу указанных инстанций надо упомянуть еще о неко­торых моментах. Во-первых, это понятие сложных безусловных рефлексов, которое явилось физиологическим пониманием того, что в психологии называлось инстинктами. Для психологии важно то, что Павлов теснейшим образом сближает их с эмо­циями и локализует, как известно, в подкорковой области. Вместе с тем Павлов пользуется понятием основных тенденций орга­низма, к которым он относит пищевую, половую, самозащитную и другие, очевидно понимая их как сложные безусловнорефлек-торные образования. Во-вторых, в связи с условными рефлек­сами им развито учение о динамическом стереотипе, представ­ляющем постоянную последовательность условных рефлексов, соответствующую стереотипно повторяющейся системе внешних условий. Естественно возникает представление о том, что в сте­реотип включается не один вид рефлекса, но различные, а это позволяет нам понять все многообразие приспособленных реак­ций животного на многообразие внешних условий.

Бесчисленные раздражения, падающие на кору головного мозга, вызывают разнообразнейшие условные и безусловные дей­ствия. Этот процесс, как указывает Павлов, представляет гран­диозную и напряженную работу создания «слаженной уравнове­шенной системы внутренних процессов» и лежит в основе обра­зования «динамического стереотипа».32 Постоянным комплексам

29 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III, стр. 370

30 Там же, стр. 103.

31 Там же, стр. 48.

32 Там же, стр. 496.

104

внешних условий закономерно соответствует комплекс реакций. Важнейшее учение о динамическом стереотипе освещает, в част­ности, сложные привычные реакции. Упроченный стереотип мо­жет иметь необычайную крепость и силу влияния на реакции, и переделка его' может быть чрезвычайно мучительной. Мне ка­жется, не будет ошибкой рассматривать безусловные рефлексы, и в частности сложные безусловные рефлексы — «инстинкты» как филогенетически обусловленные, наследственно закрепленные стереотипы. Динамический стереотип можно рассматривать как более сложное привычное отношение. Диалектический процесс развития заключается и в образовании стереотипа и в разруше­нии или снятии его новообразованием, основанным на новых жизненных факторах и требованиях.

К. М. Быков указывает на то, что «в течение жизни организм устанавливает тот или иной определенный уровень отношений, Известных форм равновесия, организованного корой головного мозга, между внешней средой, с одной стороны, и внутренними процессами, с другой. Такой уровень отношений у различных лю­дей имеет определенный динамический стереотип. Нарушение этого стереотипа есть нарушение жизнедеятельности».33

При переходе от низшей ступени к высшей с нарастанием жизненного индивидуального опыта развивается «все более и более длинный ряд отношений, составляющий сложнейшую внешнюю деятельность высшего животного организма».34

У человека с образованием второй сигнальной системы выс­шая нервная деятельность основывается на неизмеримо большей способности накопления опыта, на установлении наиболее «длин­ного ряда отношений». У человека впервые возникает в подлин­ном смысле слова исторический опыт, главным средством накоп­ления которого является слово

как условный раздражитель, но «такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественнное сравнение с условными раздражителями животных».35

Вторая сигнальная система — речь как «сигнал сигналов», как основа обобщения, отвлечения, науки и общечеловеческого опыта — является характерной для человека «чрезвычайной над­бавкой» в высшей нервной деятельности. «В нормально развитом человеке вторая сигнальная система является высшим регулято­ром поведения».36 С возникновением второй сигнальной системы перестраивается вся высшая нервная деятельность — способ от­ношения человека к действительности приобретает особые черты. Если слово «сделало нас людьми», то вместе с тем «многочислен-

33 К- М. Быков. Доклад на сессии АН и АМН СССР. Стенографиче­ский отчет. М., Изд. АН СССР, 1951, стр. 32.

34 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III, стр. 481.

35 И. П. Павлов. Лекция о работе больших полушарий головного мозга, стр. 357.

36 И. П. Павлов. Полн. собр. трудов, т. III, стр. 577.

105

ные раздражения словом удалили нас от действительности и по­этому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности»,57 т. е. только единство и согласованность второй и первой сигнальной систем обеспечи­вают нормальную деятельность. Однако «у человека, говорит Павлов, в конце концов все сложные отношения перешли уже во вторую сигнальную систему. У нас выработалось наше словесное, а не конкретное мышление. Самым постоянным регулятором в жизненных отношениях является вторая сигнальная система».58

Характерным для животных является ярко выраженная не­посредственность и ситуативность их поведения, опирающаяся на первую сигнальную систему и сложные безусловные рефлексы — инстинкты. Пример ярко выраженного ситуативного характера поведения показан Павловым на собаке, которая характеризова­лась крайне резко выраженным сторожевым рефлексом в форме агрессивности ко всем входящим в экспериментальную Камерун-особенно приближающимся к экспериментатору, и «в положи­тельном отношении к своему настоящему экспериментатору».34 Поведение собаки в камере и вне ее резко различно. «Как только собака выходит из этого пространства, она делается совершенно другой и по отношению к посторонним, и по отношению к хозяину. От нападательной реакции не остается и следа. Наоборот, жи­вотное теперь довольно часто дружески лезет к посторонним на грудь... Стоило этой собаке, таким образом, оказаться за дверью жилой комнаты, как отношение ее резко менялось. Вот как это приуроче-но к определенным условиям».40

Соответственно обобщенности во второй речевой сигнальной системе, в отличие от конкретности первой сенсорной сигнальной системы, отношения человека, сказывающиеся в его действиях и поступках, также обобщены, хотя они могут касаться и единич­ных, конкретных предметов, могут быть случайны и ситуативны.

В силу огромного объема синтеза, наличия отвлеченных по­нятий у человека отношения имеют не только ситуативный харак­тер, но и по мере развития опираются на все более обобщенные основания. Поведение человека определяется не только ситуа­цией, но в основе его, как правило, лежат те или иные принципы, мотивы долга, широкие и высокие идеи, отдаленные перспективы прошлого и будущего. Это отчасти и находит себе выражение в приведенной мысли Павлова о том, что «отношения у человека перешли во вторую сигнальную систему».

Вопрос об особенностях деятельности второй сигнальной си­стемы еще достаточно не разработан, но если исходить из пред­посылки общих закономерностей, не случайно, что при исследо-

37 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III, стр. 569.

38 Павловские среды, т. III, Л., Изд. АН СССР, 1949, стр. 9.

39 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III, стр. 248.

40 Там же.

106

вании высшей нервной деятельности немало внимания было уде­лено вопросу об ассоциации.

Павлов неоднократно указывал на значение ассоциаций и на то, что физиологическое понятие — условный рефлекс — соответ­ствует психологическому — ассоциации. Как известно, в учении об ассоциациях в психологии ранее всего и более всего развива­лось учение об ассоциации идей и представлений, т. е. о времен­ных связях преимущественно в области второй сигнальной си­стемы. Факт ассоциативных связей является одним из наиболее убедительных положений старой психологии. Однако признавать ассоциацию не значит еще признавать ассоциационизм как пси­хологическую систему, недостаточность которой видна из приво­димых ниже данных школы И. П. Павлова.

Опыты образования у животных ассоциации, т. е. временных связей в рамках первой сигнальной системы, удаются с трудом и не всегда, а сами ассоциации непрочны. В отличие от животных, у человека подобные этим и другие связи образуются легко. В этом смысле существен ряд мыслей, высказанных Павловым на «среде» 2/ХП 1934 г.: «Когда мы на собаках хотели повторить этот опыт, т. е. связать два раздражителя без всякого привлече­ния импульсов, интересов, то это нам долгое время не удавалось. Постепенно мы напали на мысль, что тут вся история заклю­чается в том, что именно здесь нет импульсов для деятельного состояния мозга. Два раздражителя повторяются, а после них собак не кормят, не гладят, не бьют. Мозг приходит в индиффе­рентное состояние и никакой связи не образуется».41

Мною подчеркнуто указание Павлова на то, что для ассоциа­ции нужен импульс, интерес. Нельзя поэтому не вспомнить, что вообще условием образования условного рефлекса является до­статочная заряженность центра, о которой судят по достаточно энергичной безусловной реакции, выражающей не безразличное, а активное отношение к раздражителям. Особенно ярко высту­пает значение зарядки центров на примере столкновения конку­рирующих рефлексов, например пищевого и сторожевого, пище­вого и полового или оборонительного. Зарядка центров, опреде­ляющих силу реакций, может быть различна. «Но для полного обнаружения этой силы, а следовательно для правильного срав­нения силы рефлексов необходимо полностью зарядить центры. Иначе могут получиться самые разнообразные отношения».42

Односторонний аналитизм ассоциативной психологии, спра­ведливо подвергнутый критике И. П. Павловым, заключается не только в игнорировании целого, но и в том, что недоучитывалось значение для установления связей степени деятельного состояния, активности центров sb отношении к воздействию и объекту, от которого оно исходит

41 Павловские среды, т. III, стр. 582.

42 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III, стр. 253.

107

Значение импульсов, интересов, явственно обнаруживало, в установлении временных связей, сказывается во всей деятель­ности животного ее избирательностью и доминированием различ­ных ее форм. Так, Павлов, разбирая опыты с обезьянами, указы­вает на разницу между, как он говорит, «утробистым господи­ном»— шимпанзе Рафаэлом, которого привлекает единственно еда, и «сравнительно высоким типом интеллигентности»—шим­панзе Розой, у которой «еда на втором плане и часто превали­рует сильное желание поиграть или даже «помастерить»... Когда она занята, а Вы предлагаете еду, то она ее отталкивает: цель ее занятий другая».13

Зарядка центра безусловного рефлекса является важным источником образования и силы (величины) условного реф­лекса— возможности образования условной ассоциативной связи, доминирования тех или иных реакций, т. е. активной изби­рательности, направления ориентировки в сложных реакциях по­ведения. Эш позволило юворшь, по анало1ии с человеком, об интересе у животного. Однако у животных интерес как избира­тельное отношение имеет конкретный, ситуативный, непосред­ственно связанный с условными и безусловными раздражителями характер.

Изложенные идеи Павлова являются важнейшим источни­ком для основанной на его учении психологии, которая должна изучать человека, как все живые организмы, в его отношении к окружающему, с учетом его исторически обусловленных осо­бенностей, характеризуемых с физиологической стороны особым богатством индивидуального опыта благодаря «особой над­бавке», второй сигнальной системе — речи, неразрывно связан­ной с отвлеченным мышлением. Такое рассмотрение, мне ка­жется, не отрывает психологию от павловского наследия, а раз­вивает психологию на его основе.

И. П. Павлов, будучи основоположником настоящей физиоло­гии головного мозга, великим реформатором всей физиологии, был вместе с тем одним из основоположников научной материа­листической психологии, которая у нас сейчас и стремится идти по павловскому пути. Павлов говорил о слиянии физиологии с психологией, но не об уничтожении последней. Не значит ли это, прежде всего, что обе науки обьединяются на одной пози­ции изучения высшей нервной деятельности человека, физиоло­гические процессы которой лежат в основе фактических отноше­ний человека к окружающей действительности. Это слияние осно­вывается на единстве внутреннего механизма мозговой нейро-динамики с отношениями организма, выражающимися в его по­ведении и деятельности.

43 Павловские среды, т. II, стр. 584. 108

Правильное решение конкретных вопросов об особенностях отношений и деятельности человека, о развитии психологии в единстве с физиологией невозможно без понимания природы человека на основе учения марксизма-ленинизма. Физиология высшей нервной деятельности представляет материалистическую основу психологии. Это совпадает с учением основоположников марксизма-ленинизма о психике как функции, продукте или свой­стве высокоорганизованной материи мозга.

Необходимо не только учитывать, что человек как объект и субъект является продуктом объективных, прежде всего обще­ственных, условий. Важно помнить, что субъект практики — чело­век состоит из плоти и крови, может существовать только во взаимодействии с материальными предметами действительности и не представляет пустой идеалистической фикции интроспек­тивного «я». Однако подобно юму, как идея и сознание, являясь вторичными по отношению к материи и бытию, могут быть вели­кой преобразующей силой, так и субъект и субъективное чело­века нельзя рассматривать как только пассивный продукт внеш­них условий.

Учение Павлова позволяет раскрыть в применении к человеку корни содержания понятия «субъект» и преодолеть мистифика­цию этого понятия интроспективной психологией. Субъект — это человек, рефлекторная деятельность (действия и поступки) ко­торого определена все в большей мере нарастающим обобще­нием, второй сигнальной системой на основе индивидуального общественного опыта индивида. Этот огромный опыт, по своему характеру сознательный, по своему происхождению — обще­ственно-трудовой, лежит в основе избирательности и активности субъекта. В действии человека конденсирован этот огромный индивидуальный опыт. Действие человека определяется не только объектом, воздействующим на него в данный момент, но и сло­жившимся у человека на основе опытр отношением к объекту. Учет этого позволяет рассматривать личность как систему отно­шений, позволяет в реакциях и действиях человека усматривать и их личностный характер, не обезличивать их и вместе с тем не отрывать от их нейродинамической условнорефлекторной основы.

Сложные многосторонние объекты и процессы могут рас­сматриваться -под разными углами зрения. Это относится и к сложнейшему из фактов действительности — к сознанию.

В психике и в сознании осуществляется и отражение действи­тельности и отношение к ней. И при физиологическом и при пси­хологическом рассмотрении в реакциях и поведении мы видим и отношение и отражение. Вместе с тем оба эти понятия представ­ляют единство, потому что в них дано отражение единым субъек­том объективной действительности и отношение этого же субъ­екта к объективной действительности.

109

Психология вместе с тем недостаточно полно и разносторонне отразила учение классиков марксизма-ленинизма об отношениях человека и совершенно не усвоила взглядов Павлова на высшую нервную деятельность как отношение организма к окружающей среде. Поэтому совершенно не освещенным остался вопрос о пси­хике как о единстве отражения и отношения. Между тем, всякий нервно-психический акт может быть рассматриваем как отра­жение и как отношение. Ощущение представляет простейшую форму отражения. Но в широком смысле понятие «отношение» можно отнести также к ощущению. Так, Павлов говорит об ощу­щениях, как о «наипростейших субъективных началах объектив­ного отношения организма к действительности».44 Понятно, что это самый широкий и общий принципиальный план понимания. В этом же широком плане говорилось только что о стремлении, которое одновременно является и отражением и отношением.

В более узком смысле слова могут рассматриваться как отно­шения человека-субъекта к действительности такие понятия, как стремление, потребность, требование, любовь, вражда, доверие, недоверие, боязнь, уважение, презрение, интересы, оценки. Они также являются отражением в сознании реальных и объективных фактов избирательной связи человека как деятеля с различными сторонами окружающей его действительности.

В сознательной психической деятельности человека субъект выступает как относящийся, объект — как отражающийся. Из двух планов рассмотрения высшей нервной деятельности чело­века в зависимости от задач на первый план выступает то план отражения им действительности, то план его отношения к ней. В единстве субъекта и объекта акцент логический и психологи­ческий может быть сделан на объекте. При этом рассматривается действительность, которая отражается субъектом. Акцент может «быть на субъекте, при этом выясняется, как субъект относится к отражаемой действительности.

Человек в его способности отражения рассматривается как зависящий от мира, а его отражение оценивается в меру его со­ответствия объективной действительности. Одновременно с этим человек рассматривается в его отношениях как активный преоб­разователь мира.

Тот разрыв отношения и отражения, который часто еще встре­чается в психологии, представляет также разрыв познаватель­ной и действенной сторон в психической деятельности человека. Он является в психологии симптомом недостаточной связи, от­рыва теории от практики. Понятие рефлекса содержит то и дру­гое в их единстве Сознательная деятельность человека является высшим продуктом развития, оставаясь единым процессом дей­ственного отражения и сознательного отношения. В этом смысле

14 И. П. П а в л о в. Лекции о работе больших полушарий головного мозга, стр. 101.

ПО

рефлекторный характер имеет как низшая, так и высшая созна­тельная нервная деятельность человека. Это, разумеется, не исключает законного при известных условиях и в известных гра­ницах абстрагирования, а тем самым условного разграничения познания и действия.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   57


написать администратору сайта