Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница28 из 57
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   57

В соответствии с указанными положениями А. Г. Ковалев предлагает классификацию типов характеров советских школь­ников, определяя типы высшего уровня (общественно-целе­устремленных людей) и типы низшего уровня (людей с неопре­делившимися убеждениями и с нестойкостью поведения и дея­тельности). Первые разделяются на страстно-деятельных, спо­койно-деятельных, подвижно-деятельных, эмоционально-дея тельных. Ко вторым относятся аффективно-упрямые, импульсив­ные, апатичные, пассивно-оборонительные.16

Не входя в обсуждение этой типологии, отметим два суще­ственных момента, нашедших здесь отражение. Во-первых, мы видим, что главным критерием деления на две группы являетст критерий уровня коллективизма. Подгруппы же определены пре­имущественно особенностями темперамента. Эти типы характе­ризуют учащихся старших классов советской школы. Не слу­чайно то, что для нашего общества решающим критерием лич­ности и характера является критерий отношения к коллективу. Еще 30 лет назад, участвуя в коллективном изучении рабочей молодежи 17, мы выделили основные типы рабочей молодежи по разной степени перехода от индивидуализма к коллективизму. Характерно, что чем выше была степень активности, организо­ванности, тем легче было осуществление задачи воспитания. На­оборот, воспитание активности и организованности у индиви­дуалистов являлось основной трудностью в воспитательной работе. Коллективизм — это главная черта личности советского общества, это — основа системы отношений между людьми в коммунистическом обществе. Индивидуализм — это главная черта личности капиталистического общества. В социалистиче-

16 А. Г. Ковалев. Типические особенности характера старшего школь­ника. Автореферат докт. дисс. Л., 1953.

17 Сб. «Рабочая молодежь как она есть». Изд. «Прибой», 1930.

196

ском обществе личность освобождается от пережитков капита листического общества, элементов индивидуализма.

Разработка психологической типологии предполагает пра­вильное решение вопроса о связи понятий личности, характера и темперамента. Личность, рассматриваемая более широко, представляет индивидуальность человека в целом. Личность в более узком смысле, так называемое ядро личности, представ­ляет систему общественно обусловленных и общественно значи­мых отношений человека. Общественные отношения, отражаю­щиеся в отношениях отдельного человека, как в системе времен­ных связей, составляют содержание личности человека.

Характер человека как сплав приобретенного и врожденного предс'1авляет единство сформированных общественным опытом временных связей или отношений человека и основных свойств его высшей нервной деятельности.

Тип характера и его качества определяются доминирующими отношениями в единстве с особенностями способа их осуще­ствления. Говорят о волевых качествах характера, но сила ха­рактера не сводится только к силе темперамента, так как вклю­чает стойкость, целеустремленность, содержание усилий, которые основываются на приобретенном опыте, на общественном воспи­тании.

Нельзя еще раз при этом не упомянуть, что сила, возбуди­мость и другие свойства темперамента выражаются только в от­ношении значимых объектов. Следовательно, темперамент как форма реакции, выражающая динамические возможности нерв­ной системы человека, проявляется лишь в области значимых отношений. Такое понимание, мне кажется, соответствует един­ству общественного и естественного в развитии человека и по­зволяет правильно подойти к вопросу о классификации психо­логических типов.

Темперамент, как мы неоднократно утверждали в согласии с многими авторами, представляет динамическую сторону выс­шей нервной деятельности.

В психологии давно дискутируется вопрос о роли интеллекта в отношении к характеру. Справедливо у нас отвергается утверждение о незначимости интеллекта для характера (Лазур-ский) и признается порочной и реакционной теория антагонизма между интеллектом и характером (Левитов). Но, ориентируясь в разрешении этого вопроса на учение И. П. Павлова, мы, есте­ственно, должны обратиться опять-таки к его взглядам на нерв­ную деятельность животных и человека.

В учении о типах высшей нервной деятельности животных И. П. Павлов показал, что решение более или менее трудных жизненных задач позволяет говорить как об «уме», так и о типе темперамента животного, не дифференцируя в отноше­нии животных этих понятий. Специфически человеческие типы — художественный и мыслительный — характеризуют прежде

197

всего роль конкретно-чувственного или абстрактно-логического отражения опыта.

Являясь специально человеческим типом, они представляют вместе с тем частные типы мышления. Такое соображение вы­сказывает и проф. А. Г. Иванов-Смоленский. «По существу,— пишет он, — речь идет о людях, с явно преобладающим образно-эмоциональным или отвлеченно-словесным мышлением, и о людях без такого одностороннего преобладания».18

Вместе с тем для художественного типа характерна, по И. П. Павлову, выраженность эмоциональных реакций. Роль эмоциональности не позволяет рассматривать человеческие типы, по И. П. Павлову, как чисто мыслительные, изолируя друг ог друга типы темпераментов и мышления. Отсюда возникает задача более широкого психологического освещения смысла ти­повых соотношений в развитии первой и второй сигнальных си­стем. При этом специально человеческие типы выступают не только как способ отражения действительности в форме кон­кретно-эмоционального или абстрактно-логического мышления, но и в форме действия и речи, т. е. представляют способ реакции или способ поведения, способ реализации отношений.

У человека в отличие от животных особенности темпера­мента, характера и способностей выступают в гораздо более отчетливо дифференцированной форме.

Нельзя не отметить, что способности, или одаренность, выра­жают пластические свойства высшей нервной деятельности че­ловека в смысле, главным образом, ее подвижности в опреде­ленных направлениях деятельности. Особое значение под­вижности нервных процессов для исследования высшей нервной деятельности человека определяется тем, что это свойство тес­нейшим образом одновременно связано и с понятием темпера­мента, и с понятием способностей. Возможность неодинаковой степени подвижности в разных направлениях деятельности существенна для понимания различия способностей человека. Напомним только о различиях способностей к языкам, матема­тике, музыке, рисованию и т. п.

Совершенно ясно, что сказанное об относительной роли ана­лизаторов, о подвижности, об относительном развитии отдель­ных систем, т. е. об особенностях аналитико-синтетической дея­тельности в разных сторонах первой и второй сигнальных систем должно быть принято во внимание при освещении общего и типологического вопросов. Различные виды производственной деятельности позволяют проявиться и развиться различным спо­собностям человека, которые представляют многообразные соче­тания проявлений силы, подвижности и уравновешенности в раз­личных системах, обеспечивающих продуктивное выполнение

18 А. Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности, изд. 1-е, стр. 189 или изд. 2-е, стр. 193.

198

разнообразных чрезвычайно сложных задач. Способности, как указал К. Маркс, являются продуктом истории развития чело­века.

Каждая форма трудовой специальности, в которой и про­является деятельность, представляет исторически сложившуюся систему различных процессов, укрепляемую и развиваемую об­щественной практикой.

Индивидуальный опыт в зависимости от условий жизни, об­щественного опыта, личного труда приводит к различному уровню развития отдельных систем и развития в целом. Чем сложнее задача деятельности и чем больше трудностей прихо­дится преодолеть для разрешения этого уровня, с тем большим основанием говорят о степени одаренности. В этой области, по­жалуй, требуется особенно много усилий для развития наследия И. П. Павлова и его приложения в исследовании типов.

Историко-материалистическое понимание человека и учение о высшей нервной деятельности дают проблеме психологических типов человека твердую научную основу, исходя из которой не­обходимо критически обобщить накопленный материал в психо­логии, педагогике и клинике, строить систему конкретных иссле­дований, непосредственно связанных с практикой, особенно с коммунистическим воспитанием подрастающего поколения.

О ПОТРЕБНОСТЯХ КАК ОТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА1

Есть два подхода к изучению и практике воздействия на че­ловека. Первый основывается на принципе естественнонаучного исследования и опирается на учение И. П. Павлова. Этот подход выражает стремление понять поведение человека, освещая механизмы его причинно-обусловленной деятель­ности. Пропаганда естественнонаучного и причинного подхода к человеку, опровергая мистику индетерминизма, естественно встречает у нас поддержку. Однако обычным недостатком ана­лиза при этом было неполное понимание того, что человек яв­ляется не только природным, но и общественным природным су­ществом. Характерная для него деятельность имеет глубокие корни в богатой истории общественного и индивидуального опыта человечества. Вскрытие этих корней и понимание необхо­димости этого вскрытия в исследовании человека и воздействии на него исключает ошибки внешнепричинного упрощенного и уплощенного, следовательно, мнимопричинного понимания изу­чаемого. Нет возможности и надобности здесь развивать это по­ложение, но несомненно, что указанным дефектом обычно страдают так называемые исследования высшей нервной дея­тельности человека, игнорирующие социальную сущность человека.

Подобные исследования исключают из рассмотрения про­блему личности, сознания и переживания человека и, пытаясь объяснить поведение человека, обходят эти сложнейшие факты, рассматривают психику как эпифеномен показываются на непра­вильных методологических позициях.

Второй, противоположный этому, ошибочный мистико-идеа-листический подход рассматривает личность, сознание и т. п. как явления особого рода, не поддающиеся и не подлежащие

« Уч. зап. ЛГУ, № 265, 1959. 200

материалистическому объяснению. Ошибочность этих позиций очевидна. Подлинно материалистическое, т. е. диалектико-мате-риалистическое, понимание человека объясняет не только внеш­ние действия, но также личность и внутренний мир человека. 05 этом можно было бы не говорить, если бы не новые и высокие достижения науки и техники, представляющие одну из высших ступеней овладения человеком природой и вместе с тем вновь заставляющие ставить вопрос о пределах возможности механи­ческого, в частности электромеханического объяснения сущ­ности деятельности человека, как это пытаются делать с пози­ций кибернетики.

И. П. Павлов утверждал, что сознание и внутренний мир — факты первостепенной очевидности. Вместе с тем он говорил, что образцом научного понимания является механическое понима­ние. Бесспорно, в отношении к механизмам причинность и зако­номерность выступают самым убедительным образом. Поэтому, когда мы хотим в деятельности opi анизма подчеркнуть законо мерность и зависимость, то пользуемся понятием механизма, например механизма нервной деятельности, рефлекторного ме­ханизма. Здесь термин «механизм» не является просто метафо­рой, а показывает способ рассмотрения фактов. Вместе с тем в объяснении динамики организма мы не должны ни забывать об особенностях живого, ни виталистически или телеологически извращенно понимать их. Кибернетика, являясь высшим дости­жением механики, построенной на электронике, ставит вновь вопрос о пределах механического понимания живого, включая его разумное поведение, основанное на индивидуально-опытном приспособлении. Одновременно она заставляет психологию уси­ленно работать над углубленным объективным исследованием того, что специфично для организма и для человека.

В утрированном виде вопрос звучит так: может ли работа идеального кибернетического агрегата заменить сознательного инициативного деятеля и что отличает совершенный механизм от даже несовершенного организма?

Кибернетика дает образцы приборов, выполняющих сложней­шие задачи, как бы воспроизводящих механизмы индивидуаль­но-опытного поведения. Но они остаются автоматами, не выхо­дящими за пределы вложенных в них творческим умом человека программ, и ограничиваются этими заданиями.

Четкое различие творчества и автоматизма, столь полярных понятий, оказывается во всех случаях исследования деятельно­сти формальнологическим, тогда как в диалектике жизни оба момента сложнейшим образом переплетаются. Если условный рефлекс является простейшим механизмом индивидуального опыта, то он является одновременно и творческим актом ново­образования временной связи. Усвоение сложнейших систем дви­гательных актов в творческой деятельности виртуоза в любых областях является условием, средством и продуктом этой дея-

201

телыюсти. Особенного внимания в этом плане заслуживает фи­зиологическое понятие автоматического раздражителя централь­ной нервной системы, т. е. раздражителя, действующего не извне через воспринимающие органы, а изнутри — веществом, содер­жащимся в крови, лимфе. Это понятие особенно важно потому, что здесь налицо самый глубокий биохимический источник действия, как бы инициативного, независимого от внешних воздействий. Источником инициативного действия является не только автоматический раздражитель в указанном смысле, но и автоматизм условных рефлексов или цепи их. Эти глу­бокие корни представляют иримитизную зачаточную форму кажущегося инициативным, но внутренне детерминированного действия.

Эта форма представляет, следовательно, химическое раздра­жение центров и более или менее сложные условнорефлекторные побуждения к привычным движениям, собственно и являющимся источником внутренней детерминированности нашего действия.

Часто в представлении об условном рефлексе недостаточно учитывается важность подчеркнутого И. П. Павловым фактора зарядки центров, основанной на гуморальном автоматизме, возбуждающем врожденный механизм родового опыта, в един­стве с которым только и может быть понят индивидуальный условный рефлекс.

Это единство является основой внутренние импульсов, кото­рые образуют тенденцию к реакциям у животных. Русифициро­ванный латинский термин «тенденция» является символом внутренней устремленности на определенный объект. Так как объектов и ситуаций бесконечное множество, то инициативные действия представляют интегральный результат внешнего воз­буждения и внутренней зарядки. В автомате реле «срабатывает» на основе заряда и пускового механизма. Для автомата возмож­ности раздражителей и реакций заранее рассчитаны и ограни­чены. Характерную же особенность живого представляют един­ство непрерывно в процессе жизни меняющегося динамизма и развивающегося механизма.

С усложнением психической деятельности и появлением со­знания эти обе стороны приобретают внешнеобъективное и внутреннесубъективное выражение. В этом единстве динамизма и механизма внутреннего и внешнего находит выражение психи­ческая деятельность человека. Для изучения психики в высшей степени поучительны механизмы кибернетики, но если, изучая механизм памяти, ассоциаций, мышления человека, мы ото­рвемся от динамики движущих сил поведения и от бесконечного многообразия непрерывно меняющихся ситуаций, то мы упустим из виду жизненность психического. Поэтому чем больше разви­вается кибернетика;, тем более настоятельным является изучение движущих шл человеческого поведения, его содержательной ди­намики и тем.менее удовлетворяет нас знание одних механиз-

202

мов связей, которые существуют в мертвом и живом, но не исчерпывают деятельность живого.

Относительно малая разработанность вопроса о влечениях, определяемая трудностью вопроса, достаточно известна. Но тре­бования действительности, несмотря на трудность, не позволяют исключать эти вопросы из сферы рассмотрения. Во всех языках различают термины «потребность» и «влечение», но понятие «влечение» в некоторых учебниках психологии даже не рассмат­ривается. Здесь есть, по-видимому, трудность, которая объяс­няется резким перевесом в психологии познавательной тематики и если не принципиальным, то реальным интеллектуализмом, а также конструктивно-логическим оттенком трактовки вопроса о потребностях и связанным с ним вопросом о мотивах и т. п.

Во всяком случае надо признать оправданным всем опытом жизни понятие влечений, иначе физиологических потребностей, как опирающихся на непосредственные, т. е. безусловнорефлек-торные импульсы организма. Об этих элементарных вещах не стоило бы говорить, если бы в последнее время из некоторых учебников вопрос о влечениях не выпал.2 Может быть, говоря о них, нужно в настоящее время подчеркнуть не столько доста­точно усвоенные положения «очеловеченности» влечений у лю­дей, их подчиненность культуре и сознанию, но более важно отметить, что все же у ряда людей и в некоторых состояниях выявляются довольно сильно природные, можно сказать, живот­ные корни, определяющие поступки и реакции вопреки требова­ниям сознания. Это делает вопрос о влечениях и в детском воз­расте и у взрослых предметом, заслуживающим внимания не только врачей, но и педагогов.

В плане пищевого влечения — здесь существенно поведение людей при голоде (особенно яркие примеры которого наблюда­лись в условиях блокады), а в плане полового влечения — де­фекты воспитания, вызывающие болезненные обострения и ненормальное удовлетворение.

Об этом следует помнить потому, что есть и достаточно бли­зорукие и достаточно благодушные и вместе с тем недостаточно знающие вопрос люди, которые как бы не замечают и не испы­тывают в этом трудностей. Педагоги-практики знают, что в во­просах сексуального характера они не вооружены, а теорети­чески э.тим в настоящее время у нас не занимаются. Нет основания считать положение .острым или дефекты массовыми, но, касаясь внутренней детерминации поведения, влечений и по­требностей молодежи, неправильно будет не заметить его, тем более, что на практике, пусть единичные, отклонения от нормы имеют более широкий, отрицательный резонанс.

8 См., например, изданное в 1956 г. пособие «Психология» под общей ре­дакцией А. А. Смирнова.

203

Нельзя также забывать о влечениях потому, что в социально измененных формах они составляют постоянный фон жизни, и обострение или угашение их в возрасте, когда они обычно ска­зываются в приемлемых формах, является признаком не только индивидуальной, но и патологической особенности или со­стояния.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   57


написать администратору сайта