Главная страница

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. В. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга


Скачать 4.12 Mb.
НазваниеВ. М. Бехтерева в. Н. Мясищев личность и неврозы издательство ленинградского университета 1960 Книга
АнкорМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Дата18.02.2018
Размер4.12 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
ТипКнига
#15682
страница26 из 57
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   57

То же можно сказать о соотношении возбудимости и тормо-зимости. Возбудимость характеризуется легкостью проявления и силой реакций, тормозимость —легким развитием задержива­ния. Однако и возбудимый не дает реакции на малозначащие обстоятельства и может, если обстоятельства требуют, обнару­жить самообладание. Таким образом, правильная оценка возбу­димости определяется значимостью повода к реакции и обста­новкой, тормозящей реакцию или способствующей ее проявле­ниям. Таким образом, соотношение возбудимости и тормози-мости проявляется в высших формах человеческого поведения многообразно и даже контрастно в разной обстановке в связи с разными отношениями человека, сформированными воспита­нием и практикой.

Темперамент, представляя динамическую характеристику высшей нервной деятельности, по-разному проявляется в разных

11 См: В. Н. Мясищев. Проблема отношений в психологии индивиду­альных различий. Труды психологич. конференции Университета, Л., 1948; Его же. Психические функции и отношения. Уч. зап. ЛГУ, № 119, 1949.

182

направлениях деятельности и в связи с разными жизненными обстоятельствами в зависимости от их значимости для лич­ности.

То же относится и к инертности или, наоборот, к подвиж­ности. Неспособность быстро приспособляться к новым требо­ваниям и разрешать новые задачи характеризуют инертность; противоположные качества характеризуют подвижность. Люди, над которыми господствует привычка, — инертные люди. Но поведение человека, который стойко отстаивает известную идею, служит ей всю жизнь и даже жертвует за нее жизнью, было бы грубой ошибкой рассматривать как инертное. С другой стороны, человек, который легко отказывается от своих убеждений, если это ему выгодно, справедливо называется беспринципным прл-способленцем. Несомненно, подобная «подвижность» или чрез­мерная «пластичность» имеет отрицательное социальное зна­чение.

Очевидно, что проблема подвижности и инертности нервных процессов на уровне человеческого развития сохраняет и свое старое значение и вместе с тем приобретает иную, новую детер­минацию. Нужно правильно объяснять такие проявления устой­чивости личности, как преданность идее, глубокая принци­пиальность, самоотверженная стойкость — качества, трактовка которых не может исчерпываться понятиями инертности илч стереотипа. То же относится к таким качествам, как бесприн­ципность, приспособленчество, которые развиваются на основе условий прямо противоположного характера. Из этих примеров видно, какой полярно-противоположный смысл приобретает стойкость: с одной стороны, устойчивая преданность обществен­ным интересам, с другой стороны, устойчивая склонность инди­видуалистического приспособленчества. Устойчивые черты гру­бого индивидуализма совмещаются с исключительной подвиж­ностью в смысле беспринципной угодливости. Это показывлет, что психологический тип человека должен рассматриваться в неразрывной связи динамики его высшей нервной деятельности с общественной сущностью его индивидуального опыта и фор­мируемых им отношений.

Учение И. П. Павлова позволяет понять физиологическую основу безразличности или значимости объекта для реагирую­щего организма. Именно связь раздражителя с существенными для организма условиями делает объект значимым. Так, безраз­личный раздражитель, связываясь во времени с безусловным; приобретает от него действенную для животного значимость. Но если жизненными тенденциями животного преимущественно яв­ляются врожденные отношения, основанные на филогенетиче­ском опыте, то жизненными тенденциями человека являются его общественные отношения, основанные на опыте индивида, закрепленном в сложнейших связях второй сигнальной системы. Для психологического типа, как типа характера, многими

183

ислчоло] ами подчеркиваемся значение его так называемой на­правленности. Как можно определить направленность? Этот метафорический пространственный термин характеризует ориен­тировку жизненного пути человека в отношении к различным сторонам действительности. Направленность — это доминирую­щее, главное жизненное отношение человека. Пользуясь поня­тием А. А. Ухтомского, можно назвать ее «доминантой поведе­ния». В многообразных жизненных условиях в процессе обще­ственного развития индивидуальности формируется принци­пиально обоснованная активная избирательность отношений не только к натичным, но и к возможным условиям жизни. Жиз­ненная направленность человека возникает в системе временных связей, но обусловлена общественно-значимыми целями. Гос­подство этих общественных целей над узко личными характери­зует идейность, или идейную направленность, поведения как важ­нейшую черту 'высшего уровня и типа специфически человече­ского поведения.

Созданные общественными условиями развития отношения человека (его потребности, интересы, идеалы, принципы) фор­мируются на основе опыта человека по законам высшей нерв­ной деятельности.

По И. П. Павлову, «деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, деятельность, обеспечивающую слож­ные отношения целого организма к внешнему миру, законно счи­тать и называть вместо прежнего термина «психической» выс­шей нервной деятельностью», и у человека «все сложные отно­шения перешли во вторую сигнальную систему». (Курсив мой — В. М.)

Направленность, или доминирующая тенденция, у животных определяется соотношениями заряженности центров сложнобез-условных рефлексов, инстинктов; у человека она определяется значимостью для него той или иной стороны жизни, отношение к которой определяет весь ход его жизни. Опирающееся на свя­зи во второй сигнальной системе, отношение становится основ­ной идеей, целью и смыслом жизни. Здесь мы находим ответ на вопрос, что же можно признать основными жизненными тенден­циями человека.

Исходя из определения Марксом человека как совокупности общественных отношений, можно думать, что сюда относятся в первую очередь общественные связи человека, его отношения к людям, его отношения к труду и различным его видам, отно­шения к требованиям общества (этика), взаимоотношение об­щественного и личного, духовных потребностей и потребностей организма.

В том, как человек разрешает свои задачи в связи с основ­ными жизненными тенденциями, обнаруживаются и основные черты типа, общие у него с животными и собственно человече­ские черты типа.

184

Пытаясь дать характеристику особенностей человеческого типа, мы встречаемся на наиболее высоком уровне его развитля с вопросом об особенностях человека как общественного дея­теля. И здесь динамика формы его реагирования выступает в единстве с содержанием его общественного опыта.

Таким образом, рассмотрение качеств характера невозможно без установления связи их с общественными условиями разви­тия, определяющими процесс формирования и переделки чело­веческого характера.

Изучение характерных представителей различных социально-экономических формаций и различных классов обнаруживает у них противоположные черты при общности темпераментов в зависимости от разных условий воспитания. Противоречивые условия жизни человека, созданные господствующим классом в капиталистическом обществе, формируют тип покорного эксплуататору труженика или труженика-борца и тип хозяина-эксплуататора, наглого эгоиста или лицемерного альтруиста.

В типических особенностях отдельного человека как продукта общественно-исторического развития мы видим, таким образом, различия формы и содержания, различия по содержанию при одной форме, различные формы одного содержания. Этот важ­ный вопрос требует специального исследования. Здесь мы кос­немся лишь одной его стороны.

Невозможность в обнаженном виде показать противочелове-ческие и противообщественные тенденции создает в капитали­стическом классе лицемерную мораль, раздвоенное поведение, то несоответствие между формой и содержанием, идеологией и реальностью, между словом и делом, которое в своей оснозе вырастает из несоответствия между системой общественного производства и частным способом присвоения общественных благ. Отсюда возникает такая черта, как раздвоенность, которая свойственна многим буржуа и в которой обнаруживается про­тиворечие между индивидуалистическими тенденциями капита­листов и общественным характером производства. Отсюда же буржуазное лицемерие и лжиеость.

Противоположный характер человека воспитывается в социа­листическом и коммунистическом обществах. Это тип сознатель­ного коллективиста. На первых этапах существования социали­стического общества еще встречаются у его представителей пережитки прошлого, например, различные черты собственниче­ства, недостаточной принципиальности, неискренности и лжи­вости, равнодушия и недостаточной ответственности в общест­венных вопросах и многие другие проявления индивидуализма Когда речь идет о социалистическом человеке, то такие черты, как коллективизм, принципиальность, цельность личности чело­века, раскрывают признаки силы, уравновешенности и подвиж­ности нервной системы в единстве с новым общественным со­держанием деятельности человека. Различное сочетание формы

185

и содержания в типе и характере видно на примере такой важ ной черты характера, как цельность, или противоположных ей черт — раздвоенности и внутренней противоречивости.

Цельность характера представляет единство проявлений личности человека, которое объясняется глубокой согласован­ностью руководящих побуждений, подчиняющих все его повед°-ние. Эту динамику, однако, нельзя объяснить только силой нервной системы, так как можно найти достаточно сильные, но противоречивые натуры. Связь между силой и цельностью сложная. Отсутствие цельности, внутренняя противоречивость импульсов, очевидно, затрудняют установление правильных взаимоотношений со средой и являются источником неуравнозе шенности, а следовательно, ослабления типа. В процессе разаи тия, таким образом, мы видим здесь явственное влияние содер­жания на форму и на структуру характера.

Последовательность воздействий обеспечивает формирова­ние определенной системы стойких черт личности.

Процесс образования человеческого характера основывается на формировании определенного типа отношений и связанных с ними реакций, прежде всего положительных и отрицательных навыков действия, или условно-двигательных рефлексов. С мла­денческого возраста мы воспитываем ребенка, т. е. формируем у него отношения. Воспитывать нужно, как показывают иссле­дования, с младенческого возраста; на это давно уже указывал В. М. Бехтерев.12 Особую роль в воспитании играет язык, посред­ством которого старшие поколения передают накопленные чело­вечеством знания, опыт и свои требования подрастающим поко­лениям. Обладая речью, как наиболее совершенным средством синтеза и анализа, человек свой опыт и навыки отливает в рече­вые формы, формы осмысленного опыта, в формы сознательных избирательных, положительных и отрицательных отношений. Благодаря обобщающим функциям второй сигнальной системы поведение человека имеет творчески перспективный и принци­пиальный характер, соответствующий этому высшему уровню. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».13

Несомненно, что в формировании цельного и устойчивого поведения играют роль согласованность и устойчивость воспи­тательных влияний. Возникает вопрос, в каком плане эта устой­чивость соответствует динамическому стереотипу у животных, какими особенностями от него отличается?

Свойственные только человеку такие типичные черты харак­тера, как цельность, принципиальность, честность, предпола­гают силу и представляют устойчивость, но, определяясь по-

12 В М. Б е х т е р е в. О воспитании в младенческом возрасте. «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», вып. 3, СПб., 1913, стр. I.

13 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 204.

1£6

стоянством и единообразием воспитательных влияний, они отли­чаются от динамического стереотипа животных, обладающих одной сигнальной системой. При наличии двух сигнальных си­стем у человека эти черты характеризуют расчлененную и объединенную системную организацию нервной деятельности че­ловека, определяющую единство действий человека во всем мно­гообразии его отдельных поступков в различных отдельных усло­виях.

Моральный или общественный мотив действия, одинаковый в разных конкретных условиях, представляет отражаемое во второй сигнальной системе и закрепленное воспитанием общест­венное требование к общественному смыслу поступков.

В связи с вышесказанным необходимо подчеркнуть ряд осо­бенностей, которые мы должны учитывать, изучая системность характера высшей нервной деятельности человека.

Благодаря наличию у человека второй сигнальной систгмы, поведение его обусловлено не только прошлым, но и будущим (перспективными линиями развития общества и личности). Жиз­ненный план, или перспективная линия развития, может быть противоположностью прошлого опыта человека. Мы можем не только строить будущее на основе прошлого, но и преодолевать прошлое и его пережитки на основе задач будущего. Диалек­тика развития заключается в борьбе нового со старым, в по­беде нового и разрушении старого. Новый тип, вырастая из ра­нее сложившегося стереотипа под влиянием новых требований жизни, постепенно становится стереотипом, соответствующим этим требованиям. Сложившийся стереотип поведения в новых условиях действительности разрушается, заменяясь другим ти­пом реакции. Жизнь человека требует не только огромного за­паса динамических стереотипов в реакциях, навыках, привыч­ках, знаниях, но, самое главное, непрерывного их новообразова­ния в творческой, глубоко расчленяющей и широко обобщающей аналитико-синтетической деятельности. Моральная, обществен­ная устойчивость нашего поведения выражает требование об­щества и противопоставляется беспринципности, моральной не­устойчивости. Воспитывая, мы учим преодолевать прихоти и соблазны момента и выполнять требования долга. Конечно, здесь имеется в виду не формальный стереотип метафизической этики, а жизненные, опразданные.и основанные на обществен­ном опыте нормы человеческого поведения, созданные требова­ниями общественного развития и отражаемые марксистской этикой.

Нередко физиологи и психологи делают ошибку, противопо­ставляя социальную обусловленность поведения закономерно­стям нервной деятельности человека. Так, например, неправильно было бы противопоставлять силу нервной системы человека со­циальной ее ценности. Проф. А. Г. Иванов-Смоленский пишет, что «сила нервной системы в человеческом обществе в знлчи-

187

тельной степени отступает на задний план по сравнению со зна­чением социальной, ценности».14 Сама по себе правильная мысль об особом значении общественной ценности человека благодаря такому противопоставлению может создать впечатление, что-социальная ценность — нечто, не поддающееся нервнофизиоло-гическому пониманию. Между тем социально ценная лич­ность— это человек, у которого условиями воспитания созданы прочные временные связи или отношения, соответствующие об­щественным требованиям, у которого эти прочные связи не под­даются действию случайных влияний, противоречащих принци­пам поведения человека. Социальная ценность как показатель силы общественных тенденций предполагает тем большую силу нервной системы, чем больше препятствий к реализации тенден­ций обнаруживается во внешних условиях. Эта сила харак­терна именно для человека и заключается в прочности и дей­ственности связей, приобретенных в условиях общественного воспитания. Устойчивость социальных тенденций предполагает прочность связей. Понимание единства формы и содержания, общественного и физиологического, является условием, необхо­димым для историко-материалистического объяснения поведе­ния и деятельности отдельного человека. Оно достигается именно приложением и развитием идей И. П. Павлова в области психо­логической типологии в сочетании с общественным содержанием ее у человека.

В качестве примера можно привести такие бесспорно проти­воположные понятия, как дисциплина муштры и сознательная дисциплина. Дисциплина является постоянной системой об­щественных требований, но не ясно ли, что дисциплина муштры является дисциплиной такого стереотипа, в котором отсутствует понимание смысла, т. е. основной функции второй сигнальной системы и в котором, подобно дрессуре, слово выступает более в роли «первого» сигнала действительности. Сознательная дис­циплина характеризует строгое постоянство требований и вы­полнение их на основе понимания смысла, т. е. опирается именно на вторую сигнальную систему.

Таким образом, применяя к человеку учение о динамическом стереотипе, нужно помнить об особенностях человека, об его творческой активности, в частности о типичном для советских людей чувстве нового. Было бы поэтому неправильно, если бы мы, говоря о типе человека на основе учения И. П. Павлова, рассматривали учение о динамическом стереотипе в отрыве от всей его концепции, которая прежде всего выдвинула значение новообразования реакций, значение поразительной пластичности мозга вообще, и человеческого мозга в особенности.

В понятии динамического стереотипа синтезирована устой­чивость реакции старого опыта и изменчивость поведения под

14 А. Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности, стр. 181.

188

влиянием новых условий. С,этим понятием органически связаны задачи переделки стереотипа и учет трудностей этой переделки и напряжения, которое при этом затрачивается. Применительно к высшей нервной деятельности человека переделка стереотипа, рутины является актом нового приспособления, творческим актом в сложных процессах деятельности. Преодоление при­вычки, автоматизма в соответствии с общественными требова­ниями, отражаемыми во второй сигнальной системе, представляет объективно характерную сторону психологического понятия воли, волевой деятельности. Сложная деятельность человека в переделке стеоеотипа объединяет творческие возможности и волевые качества человека. Конечно, на этих сложнейших во­просах здесь нет возможности остановиться, но иметь их в виду в плане развития типологии человека необходимо.

Для прочности реакций необходима постоянная последова­тельность условий. Как показывают опыты школы И. П. Паз-лова, чем постояннее система условий, тем более устойчивый характер имеет динамический стереогип.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   57


написать администратору сайта