В. Р. Петров теория государства и права
Скачать 0.61 Mb.
|
Соотношение права с экономикой, политикой, религией, законом1. Право и экономика — право не может быть выше («ниже») уровня экономического развития общества; — противоречие между правовыми установлениями и существующими экономическими потребностями свидетельствует о юридическом некачестве правовой нормы; — право должно выполнять по отношению к экономике организующую и стимулирующую роль. 2. Право и политика Право «должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и правительстве. Право, по самому своему существу, стоит над партиям и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям, это значит извращать его природу. Ведь право может обладать только тогда авторитетом, когда этот авторитет будет заключаться в нем самом, а не в каких-либо посторонних влияниях». (Б. Кистяковский. Наши задачи. - М., 1913. - С. 11). 3. Право и религия — право и религия есть социальные проявления определенного менталитета общества, его духовной, политической и экономической культуры; — право и религия есть формы духовного бытия человека, которые невозможны вне или помимо человека; — вне права не может быть религии, вне религии не может быть и права; — религия и право имеют не только общие корни, но и цели — преобразование жизни; — в основе демократического правопорядка лежат религиозные и правовые настроения общества. 4. Право и закон — поскольку государство не является источником права, постольку закон не всегда есть право — право возникло до появления государства (и закона) и существовало в виде нравственных постулатов — право по своей сути носит объективный характер, закон же — субъективен по своей природе — законы могут соответствовать праву, т.е. быть правовыми, но могут и не соответствовать (противоречить) ему, т. е. признаваться неправовыми — критерием разграничения между законами правового характера и неправового выступают естественные права и свободы человека и принципы общечеловеческой нравственности (морали). Таким образом: профессиональному юристу (теоретику, практику) должна быть присуща четкая и определенная позиция: “плох ли, хорош ли закон, но это — закон”. Никакое субъективное мнение не может рассматриваться как правовая норма, коль скоро он не выражен в соответствующем нормативно-правовом акте. (Кроме случаев применения аналогии права). 4 Функции права — основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Виды функций права: По назначению права – социальные и собственно-юридические. 1. Социальные: экономическая; политическая; воспитательная и др. 2. Собственно-юридические: регулятивная (связана с правомерным поведением субъектов права): статическая (воздействие права на общественные отношения путем закрепления правового положения субъектов); динамическая (воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения). — охранительная (связана с подавлением противоправного поведения субъектов права). 5 Право в системе социальных нормСоциальные нормы — это общепризнанные правила поведения, регулирующие поведение людей в обществе. Виды социальных норм: 1) по способу формирования и обеспечения: сфере действия и социальной направленности: нормы права (формально определенные, общеобязательные правила поведения, устанавливаемые и обеспечиваемые государством для регулирования наиболее важных общественных отношений); обычаи (правила поведения общего характера, сложившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией); — нормы морали (правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов); — нормы общественных организаций (правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами); — религиозные (правила, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг другу, отношения верующих с неверующими); семейные (правила поведения устанавливаемые между членами семьи); и т. д. 2) по содержанию: — политические; экономические; эстетические; этические; организационные; нормы моды; нормы культуры; нормы литературного жанра; и др. 3) по признаку закрепления в каких-либо формах: формально определенные; формально неопределенные. по социальной направленности: позитивные; негативные. Верховенство правовых норм обеспечивается: — важностью, значимостью регулируемых общественных отношений; — универсальностью; — общеобязательностью; — защищенностью государством. 6 Социальное назначение права Регулирование общественных отношений путем установления пределов в поведении субъектов права. «Цель права, как и других норм общественного поведения, состоит прежде всего в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей. Право достигает этого тем, что указывает людям обязательные для них пределы в их внешней деятельности» — (И.А. Ильин. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. 1992. - № 3. - С. 95). Социальная ценность права: — с помощью права обеспечивается всеобщий порядок в общественных отношениях. — с помощью права достигается определенная точность содержания правомерного и противоправного поведения. — право обеспечивает определенную свободу для человека и общества, выступает гарантом от незаконного вмешательства государства в частную жизнь человека. — право выступает основой формирования и развития демократии, гражданского общества, правового государства. 7 Соотношения права и морали как ведущих социальных регуляторов: единство; различие; взаимодействие; противоречие. 1. Единство: — являются надстроечными категориями; — являются разновидностью социальных норм; единый экономический и политический фундамент; один объект и цель регулирования; основаны на свободе и воле; входят в сферу культуры общества; показатель социального, культурного и исторического развития общества. 2. Различие: по происхождению; по сфере действия; по степени детализации; по форме выражения; по способу обеспечения; по структурной организации; по уровню требований; по способу установления, формирования; по используемым критериям оценки поведения людей; по характеру ответственности и порядку ее возложения. 3. Взаимодействие: они поддерживают друг друга при упорядочении общественных отношений; их требования во многом совпадают; некоторые моральные нормы закрепляются правом; ряд моральных норм являются квалифицирующими признаками в составах правонарушений; «сотрудничают» в сфере отправления правосудия. 4. Противоречие: право нечто разрешает, а мораль «запрещает», «осуждает»; право нечто запрещает, а мораль «разрешает», «одобряет»; право порой содержит нормы «аморального» плана; мораль в своем развитии опережает право, которое более консервативно. 8 Формы (источники) права — способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Виды форм права: 1. Правовой обычай, т. е. одобренный и охраняемый (санкционированный государством, обществом обычай, которому придается юридическое значение); 2. Юридический (судебный или административный) прецедент, т. е. решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом для решения аналогичных юридических дел; 3. Нормативно-правовой акт (официальный акт субъекта правотворчества, содержащий нормы права); 4. Договор нормативного содержания (двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права); 5. Юридическая наука (различные научные труды, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам); 6. Религиозные тексты (характерно для мусульманского права — Коран, Сунна, Иджма, Кияз); 7. Общие принципы права (исходные начала правовой системы, на которые юристы ссылаются при восполнении пробелов в праве). ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (типология государства и права) 1 Типология государств и права предназначена для их «разделения» на такие группы и виды, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Классификация исторических типов государства и права: 1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.): Исторический тип государства и права — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации. Истории человечества известны следующие общественно-экономические формации: — первобытнообщинная; — рабовладельческая; — феодальная; — буржуазная — социалистическая (социальная). Общественно-экономической формации свойственны: — определенный тип производственных отношений и производительных сил; — определенная социальная структура; — определенный тип общественного сознания, культуры. Существует четыре исторических типа государства и права: — рабовладельческий (азиатский и европейский); — феодальный (азиатский и европейский); — буржуазный; — социалистический (социальный). 2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.) Исторический тип государства и права — относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Классификация цивилизационных подходов: 1. В зависимости от исторического и культурного развития общества: крестьянские (доиндустриальные); промышленные (индустриальные); научно-технические (постиндустриальные). 2. По характеру цивилизаций: восточные; западные; смешанные. 3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков: египетская; китайская; православная; арабская др. (всего 23). 4. По правовому положению индивида в государстве: древневосточная; древнегреческая; средневековая; современная. 2 Историческим типам государства и права свойственны: 1. С точки зрения формационного подхода: — свой экономический базис — своя классовая сущность — свое социальное назначение — свой тип общественного сознания, правовой культуры — своя надстройка (политическая, правовая и т. д.). 2. С точки зрения цивилизационного подхода: — несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом — культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства. При этом исторические типы истории государства и права: — не отгорожены друг от друга «китайской стеной» — характеризуются известной исторической преемственностью — характеризуются общими закономерностями развития, смены одного типа другим. Смена типа государства и права предопределяется комплексом объективных и субъективных факторов. Смена исторического типа государства и права приводит к: — ликвидации прежней формы политической организации общества, к появлению новой государственности — ликвидации существующей правовой системы общества и возникновению новой правовой системы — изменению экономического базиса общества — изменениям в политической надстройке общества — изменению классовой сущности, социального назначения государства и права — изменениям общественного сознания, правовой культуры. Как правило, смена исторического типа государства и права другим является естественноисторическим процессом, который осуществляется эволюционным или революционным путем. Оптимальный путь общественного совершенствования лежит не в революции, которую нельзя иначе определить как плод нравственного и правового невежества человека, а в эволюции. Будущее возможно только при сохранении преемственности прошлого с настоящим. Смена одного исторического типа государства и права другим — долгий, длительный процесс, который приводит к появлению переходного исторического типа государства и права, сочетающего в себе характеристики, черты уходящего и наступающего времени, различных типов государственности. 3 Рабовладельческое государство и право Рабовладельческое государство — орудие диктатуры класса рабовладельцев, с помощью которого они являлись не только экономически, но и политически господствующим классом, удерживающим в повиновении массы рабов. Экономическая основа: — частная собственность на орудия и средства производства, на главного производителя — раба — жесточайшая эксплуатация рабов. Социальная основа — свободные граждане-рабовладельцы. Функции рабовладельческого государства: Внутренние: — охрана рабовладельческой собственности — подавление сопротивления рабов — ведение общественных работ — правоохранительная функция. Внешние: — защита государства от внешнего нападения — завоевание и порабощение других народов — осуществление дипломатических, торговых, культурных и иных контактов с другими государствами. Рабовладельческое право — это возведенная в закон воля господствующего класса (рабовладельцев), поддерживаемая и охраняемая государством. Основная характеристика: — закрепляло частную собственность на орудия и средства производства (в том числе и на раба, его жизнь и смерть); — оформляло политическое и экономическое господство рабовладельцев и других свободных граждан; — основными источниками рабовладельческого права служили обычаи. Феодальное государство и право Феодальное государство — это организация политической власти феодалов (в условиях монархии) или свободных граждан (в условиях республики), направленная на защиту их интересов. Экономическая основа: — частная собственность на орудия и средства производства; — частная собственность лично зависимых от феодала (духовного или светского) крестьян на мелкие сельхозорудия, инвентарь; — сочетание неэкономического и экономического принуждения (последнее — главное преимущество феодального строя перед рабовладельческим). Социальная основа: — класс феодалов (в условиях монархии); — свободные граждане (в условиях республики) — городская буржуазия (для нее государство было единственно возможным орудием в борьбе против феодальной аристократии и крепостного права). Функции феодального государства: Внутренние: — охрана частной собственности, собственности государства — охрана господствующей в обществе религии как официальной идеологии государства; — подавление сопротивления эксплуатируемых, сторонников оппозиционного вероисповедания (еретиков, неверных); — правоохранительная. Внешние: — защита от внешнего нападения; — завоевание и порабощение других народов; — борьба с язычеством, ересью, иноверцами (неверными) на территории других государств и «не государств»; — осуществление дипломатических, торговых, культурных и иных контактов с другими государствами. Таким образом, эпоха феодализма в истории человечества была главным этапом на пути государственного строительства, становления государства как такового. Этапы развития наиболее типичной формы феодального государства — монархии: 1. Раннефеодальные монархии (период феодальной раздробленности): — слабость центральной власти; — существование в одном государстве многих фактически суверенных и полусуверенных государственных образований. 2. Сословно-представительные монархии (период преодоления феодальной раздробленности): — усиливается центральная власть, которая опирается в своей борьбе против феодальной аристократии не только на дворянство, но и на горожан (буржуазию); — наряду с властью монарха существует сословно-представительное учреждение, обладающее ограниченными законодательными полномочиями (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земские соборы в России и т. п.) 3. Абсолютные монархии: — вся полнота государственной власти принадлежала монарху; — монарх в своей деятельности опирался на всю мощь государственной машины; — народ был отстранен от всякого участия в управлении делами государства. Кроме монархии феодальному государству в качестве формы правления была свойственна и аристократическая республика. Могущественный силой феодального государства выступала церковь, история которой насчитывает теперь уже две тысячи лет: — организационные структуры церкви стали образцом для нарождающейся государственной бюрократии; — влияние церкви побуждало государство создавать и совершенствовать свой аппарат. Человечество знает следующие религии: — христианство (католики, православные, протестанты и др.); — буддизм (большого и малого «путей»); — ислам (сунниты, шииты); — индуизм (и сикхи); — конфуцианство (и даосизм); — синтоизм (в Японии); — иудаизм; — приверженцы первобытных культов (тотемизма, шаманизма и др.). Феодальное право — это возведенная в закон воля класса феодалов или народа (свободных граждан), поддерживаемая и охраняемая государством. Основная характеристика: — закрепляло частную собственность на орудия и средства производства; — закрепляло личную зависимость крестьян от феодала, прикрепляло их к земле — феодальной собственности; — было «кулачным правом», правом сильного, богатого; — было сословным правом, правом привилегий господствующего класса; — было «партикулярным правом», т. е. не представляло собой единой системы — значительное воздействие на развитие феодального права оказало католическое (церковное) право; — отличилось крайней жесткостью при наказании правонарушителей; — источниками служили обычаи, религиозные нормы, преобразованные нормы рабовладельческого права. Буржуазное право и государство Буржуазное государство — это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство). Экономическая основа: — частная собственность на орудия и средства производства; — государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность; — экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого — по способностям, каждому— по труду»); — свободная конкуренция производителей. Социальная основа: — буржуазия, — рабочий класс; — крестьянство; — интеллигенция. Функции буржуазного государства: Внутренние: — охрана частной собственности: — законодательная; — исполнительно-распорядительная; — судебная; — контрольно-надзорная; — идеологическая; — правоохранительная. Внешние: — внешнеполитическая; — внешнеэкономическая; — культурная; — оборонительная; — захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства); — поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п. Буржуазное право — это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством. Основная характеристика: — закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права; — делится на частное и публичное право; — формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право; — исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития); — отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям; — защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства — стоит на страже иных гражданских прав и свобод — провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования. Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма): Социалистическое государство — это организация политической власти трудящихся. Экономическая основа: — общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства; — отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей. Социальная основа: — рабочий класс; — крестьянство; — интеллигенция. Основные функции социалистического государства: Внутренние: — охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности: — законодательная; — исполнительно-распорядительная; — судебная; — контрольно-надзорная; — идеологическая; — правоохранительная. Внешние: — внешнеполитическая; — внешнеэкономическая; — культурная; — оборонительная; — поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п. Социалистическое право — это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма. Основная характеристика: — выражает волю всего народа; — закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права; — доминирование публичного права; — формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты; — является инструментом для построения коммунистического общества. |