В. Р. Петров теория государства и права
Скачать 0.61 Mb.
|
ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО1 Правовое государство — это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан и государства. Основной причиной возникновения этой концепции послужило извечное стремление человека к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе наивысшей человеческой справедливости. Основатели теории правовой государственности: — Платон («Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях...» — Платон. Соч. Т.3. Ч. 2. - М., 1972. - С. 188). — Аристотель («Кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент». — Аристотель. Политика. - М., 1911. - С. 145). — Цицерон («Народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». — Цицерон. Диалоги. - М., 1966 - С. 20) — Д. Локк («Свобода людей, находящихся под властью правительства заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем». — Локк Д. Избр. философские произведения. Т. 2. - М., 1960. - С. 16); — Ш.-Л. Монтескье — первый ввел в научный оборот термин «правовое государство» («Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их». — Монтескье Ш. Л. Избр. произвел. - М., 1955. - С. 290); — К. Маркс («Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона» — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. - С. 62); — И. Кант («Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». — Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. - С. 233). 2 Концепция правового государства в работах виднейших представителей русской философии права: — Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) — крупнейший представитель русского либерализма — Павел Иванович Новгородцев (1866-1924 гг.) — глава московской школы юриспруденции; — Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920 гг.) — основатель программ либеральных правовых реформ; — Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) — философ, историк, правовед, автор научных трудов мирового значения; — Леон Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) — глава петербургской школы юриспруденции, основатель всемирно-известной концепции правовой психологии; — Иван Александрович Ильин (1882—1954 гг.) — выдающийся русский философ, государствовед, писатель и религиозный мыслитель. Их основные теоретические позиции: — жизнь человека — абсолютная ценность в обществе и государстве; — свобода и независимость человека в его связи с государством и обществом; — права человека «естественны», так как это права дополитические, изначально присущие людям как человеческим существам, а не членам той или иной социально-политической системы; — право человека на достойное его существование, которое государство обязано обеспечить, гарантировать гражданам; — идея «правового социализма» или «цехового социализма»; — закон выше политической или экономической власти. Его главная задача — подчинение и политики, и экономики во имя либеральных ценностей, ставящих во главу угла высшую значимость жизни конкретных людей. Закон не должен отождествляться с какими-то внешними, произвольными установлениями государства в области прав человека; — терпимость к инакомыслию, уважение каждым человеком жизни, достоинства, свободы и независимости другого человека; — в обществе необходимы как минимум две независимые политические силы; — государство — есть правовая организация народа, обладающая собственной, самостоятельной и ни от кого не заимствованной властью; — для государства главное — отстаивание солидарных интересов людей в обществе. 3 Принципы правового государства: господство закона во всех сферах жизни; связанность законом государства и его органов; незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов; верховенство и прямое действие конституционного закона; единство права и обязанностей гражданина; наличие развитого гражданского общества; соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. 4 Гражданское общество — совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных и других) и институтов, имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства. Элементы гражданского общества: — добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперация, ассоциация, корпорация, общественные организации и другие объединения); — производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная законом от вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики; средства массовой информации. 5 Роль гражданского общества в современном демократическом государстве: — разрушает монополию на власть государственных чиновников; — уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций; — обеспечивает значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. (Для этого в его структуре формировались мощные защитные ассоциации — общества защиты прав человека, прав потребителей и т. п.); — в гражданском обществе не человек существует ради государства, а государство — ради человека. Практика ряда государств современного мира показывает: — чем сильнее гражданское общество, не испытывающее страха за свое благополучие, тем незаметнее роль государства; — чем слабее гражданское общество, тем сильнее государство. При этом оно, как правило, бывает сильно репрессивной стороной, а не созидательной. Не следует противопоставлять гражданское общество и государство: — они не могут существовать друг без друга, ибо они — «две стороны одной медали»; — они взаимно дополняют друг друга. Однако их соотношение может быть: а) близко к оптимальному б) не совсем оптимальным в) совсем не оптимальным. В последнем случае государство откровенно тормозит развитие гражданского общества, и между ними устанавливаются антагонистические отношения; — гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда государство создает для этого благоприятные условия. Таким образом: — строительство демократического государства в современной России предполагает развитие гражданских общественных институтов. Нашей стране предстоит заново осваивать общечеловеческие ценности, формировать человека как Гражданина, свободного от рабства, холопства, покорности перед своим бесправием, перед чиновничьим беспределом. — гражданское общество начинается с гражданина, правовое государство — с верховенства права, с прав человека. — гражданское общество — наивысшая и наиболее развитая форма человеческой общности. Гражданское общество — это часть общества, находящаяся вне политической, публичной власти, совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности цивилизации, интересы и потребности людей. |