Главная страница

психи. Валерия Викторовича Петухова


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеВалерия Викторовича Петухова
Анкорпсихи
Дата22.09.2022
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2c5351af5e582d235b71cd4eb2b8806d.pdf
ТипКурс лекций
#690861
страница2 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
2. Психология как точная экспериментальная наука возникла в XIX вне на пустом месте. Она опиралась на многие столетия философских размышлений о душе и на десятки тысячелетий житейского психологического опыта человечества. Предки наши, наблюдавшие и обретавшие мудрость в познании души, отнюдь небыли глупее нас. Так в чѐм же отличие ив чѐм всѐ-таки преимущества относительно молодой научной психологии Психологические идеи в недрах философии. Напомню некоторые из них. Душа, понимаемая в древнейшем анимизме как внешняя для тела сущность, в античном гилозоизме стала рассматриваться как явление, вовлечѐнное в общий круговорот природы и подчиняющееся общим законам естества, как неотъемлемая часть единого мироздания, космоса. Анализируя учение о душе Гераклита (V–VI вв. до н.э.), необходимо отметить важнейшие его постулаты 1) о соотношении Мировой души и души индивидуальной как соотношении вечно живого космического огня и малой его искры 2) о том, что всѐ сущее изменчиво и находится в непрестанном развитии 3) о том, что микрокосм души идентичен макрокосму, поэтому, познавая и то и другое, мы познаѐм единый закон – Логос 4) о том, что мышление оторвано от чувственного познания. Вклад афинского философа Анаксагора (V в. до н.э.) в развитие античного представления о душе сводится к двум основным положениям 1) разум – тончайшая из вещей,

12 организующая хаос в целостный, упорядоченный космос 2) разумность человека определяет его телесная организация. Таким образом, в античном натурализме были заложены
три принципа понимания психических явлений закономерность их развития, причинность и системность. Софистов, античных теоретиков и учителей красноречия, можно считать предтечей современной практической психологии и неврачебной психотерапии – помощи в душевном становлении, в формировании навыков эффективного общения. Софиста
Протагора, осмелившегося утверждать множественность истины и человека в качестве меры всех вещей, а интерпретацию – в качестве критерия мудрости, мы ещѐ не раз вспомним входе изучения истории научной психологии. Особенности трактовки души Сократом и Платоном состоят в следующем 1) душа – идея предмета, истинная его сущность, совершеннейшее идеальное воплощение вещи, а всѐ чувственно воспринимаемое – лишь бледная копия идеи Платон и его последователи – первоисточник аналитической психологии КГ. Юнга сего архетипами коллективного бессознательного 2) в принципе душа – независима от тела, то есть любые препятствия на пути личностного развития в принципе преодолимы 3) душа целостна, то есть не разложима на части в этом отношении Платон – неуч ный, считая, что в личностном поступке не может быть половинчатости, двойственности (добродетель есть или еѐ нет, храбрость, например, проявляется или нет в предельной ситуации, в ситуации личностного выбора. Для понимания идеального мира и человеческой личности как внутренне конфликтной структуры полезно вспомнить две метафоры Платона метафору пещеры (из Государства) и метафору возницы (из диалога «Федр»), правящего колесницей, в которую впряжены два разных коня. Смысл этих метафор оживал в различных учениях на протяжении веков, вплоть до психоаналитических концепций З. Фрейда и КГ. Юнга. Сократ говорил Познай самого себя. То есть имелось ввиду познай идею себя, раскрой свои потенциальные возможности, не здесь ли истоки

13 понятий роста личности, самоактуализации, ставших характерными для психологии XX века Не описанием ли первых групп открытого общения можно считать платоновские диалоги с Сократом Представления о душе Аристотеля (написавшего, в частности, трактат, который таки назывался – О душе) явились синтезом натуралистической и сократовско- платонической традиций понимания души. Телесное и духовное было соединено Аристотелем в нерасторжимую целостность, именно он определил область психического как арену взаимодействия природы и духовной культуры. Душа в учении Аристотеля впервые предстала несамостоятельной сущностью, вещественной или идеальной, а формой, способом организации живого тела. Важно отметить также, что Аристотель первым сформулировал принцип делимости на части души как предмета познания он выделил уровни способностей души к деятельности, определив душу как функцию организма. Части души – это также психические процессы. По телам можно судить о душах, считал Аристотель растительная, животная, разумная душа. Аристотель различал душу и разум. Среди многочисленных психологических открытий Аристотеля необходимо назвать обнаружение им воображения – области психических образов, возникающих без прямого воздействия объектов на органы чувства также подчинѐнности этих образов механизму ассоциации – связи представлений. Нельзя не вспомнить ещѐ двух знаменитых греков –
Феофраста, создавшего первое учение о характерах, и врача
Гиппократа (V–IV вв. до н.э.), поставившего темпераменты в зависимость от преобладающих в теле человека жидкостей слабый сильный быстрый холерический желчь) сангвинический кровь) медленный меланхолический флегматический слизь, то есть

14
(«чѐрная желчь) лимфа) О жидкостях забыли сточки зрения современной физиологии, учение не выдерживает критики, учение же о темпераментах усложнилось, но Гиппократово название четырѐх базовых темпераментов используется посей день. Принцип

интроспекционизма возник как способ исследования души ещѐ в IV–V вв. н.э. в творчестве Августина, что ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин трактовал душу как орудие управления телом. Волевая активность индивида управляет действиями души и обращает душу на саму себя, создавая тем самым внутренний опыт. И волевую активность, и истинность внутреннего опыта
Августин ставил в зависимость от Божественной воли. Христианская психология существует ив настоящее время как одно из направлений, главным образом, практической психологии. Французскому философу-рационалисту Р. Декарту первая половина XVII в) принадлежит особый вклад в развитие психологических представлений. Он конкретизировал понятие души, сведя всю психику к понятию сознания и предопределив тем самым первый предмет научной психологии. Единственным существенным атрибутом души Декарт признавал мышление как способность к объективному отчѐту о психических актах и состояниях. Таким образом, метод, впоследствии названный интроспективным, Декарт, как и Локк, признавал единственно достоверным. Если телесные страсти, по Декарту, поддаются причинному объяснению и подлежат волевой регуляции, то высшие чувства интеллектуальные) даны лишь в непосредственном осознании и для научного познания недоступны. В загадочной шишковидной железе Декарт видел орган сообщения тела и души, тем самым упрощѐнно решая психофизиологическую проблему. Для понимания значения фигуры Дж. Локка (вторая половина XVII в) в истории интроспективной психологии

15 необходимо иметь представление о его концепции происхождения явлений сознания. Источником сознания, по
Локку, являются два вида опыта чувственный и рефлексивный последний – опыт наблюдения за деятельностью ума, буквально отражение этой деятельности. Простые идеи, порождаемые в сознании внешними внутренним опытом, создают сложные идеи, определяя тем самым развитие психики. Отличие психологии от философии заключается в том, что психология – прежде всего, экспериментальная наука, а не спекулятивная система. Специфическими особенностями современной научной психологии также является 1) то, что человеческое сознание – впервые одновременно и субъект, и объект научного познания
2) то, что характеристики психологического факта зависят и от интерпретации исследователя, и от активности испытуемого наконец, 3) двойственность психологии она соединяет в себе черты как естественнонаучных, таки гуманитарных дисциплин подобно гуманитарным наукам, допускает возможность описания там, где не всѐ поддаѐтся объяснению, которого непременно требуют естественные науки. Психофизиологическая проблема (заключающаяся в вопросе, как связаны душа и тело, необходимо ли изучать анатомию и физиологию для понимания души) не имеет однозначного решения. Психологическая и физиологическая – лишь две из многих теоретически возможных точек зрения на единый процесс существования высокоорганизованной материи. Выделение этих точек зрения зависит от методов познания и масштаба единиц анализа. Принцип соответствия друг другу физиологических и психических процессов наглядно демонстрирует метафора Э. Титченера о двух панорамах города город – один и тот же, но предстаѐт совершенно неузнаваемым на закате и на восходе солнца. Представители оккультных учений в настоящее время часто также претендуют название психологов-теоретиков
(практиками-психологами некоторые из них, конечно, являются. Любопытно, что первая как бы психологическая

16 типология, с которой мыс вами сталкиваемся в жизни – это астрологическая типология характера, то есть одна из оккультных Верим мы или не верим в гороскоп, чтение его доставляет нам удовольствие. Мы так нуждаемся в психологических знаниях и прогнозах для ориентации в мире человеческих отношений, для понимания себя, что даже обладание суррогатом этих знаний придаѐт нам субъективную уверенность в себе. Отличия научной психологии от оккультизма я вижу в следующем (и прошу их не смешивать 1) Наука психология – наблюдение и экспериментальная проверка предварительных гипотез, выявление и осознанное применение на практике психологических закономерностей магическое же – нечто иное, как необъяснимое психическое, магией принято называть внесознательное и чисто инструментальное использование тех же психологических законов 2) Знающий психолог, даже лично не одарѐнный, эффективен в своей практической деятельности, тогда как бесталанный маг – просто шарлатан (Не добивайся знахарства, добивайся разума нероженому знахарству не научишь, гласят пословицы 3) в научном гении, в научной интуиции всегда присутствует непознанное как некая магическая тайна, талантливый же маг производит впечатление безумца, юродивого (или онуч ный – в той степени, в которой осознаѐт природу своих действий. Отличие психологии от религии я вижу в том, что психология стремится помочь человеку воспользоваться своей свободой выбора на основании осознания своей природы и доверия к ней, а не на основании догматов или этических норм, принятых в той или иной культуре, в той или иной религиозной системе. Отличия научной психологии от житейской мудрости научное знание житейская мудрость по типу приобретения знаний накапливается целенаправленно, приобретается в конкретных ситуациях,

17 посредством специальных методов наблюдения, анализа письменных документов, беседы и эксперимента) через рациональное выдвижение и проверку гипотез накапливается методом наблюдения и размышления входе проб и ошибок через их интуитивное осмысление по типу оформления и сохранения знаний обобщѐнное в теориях и концепциях логическое знание оформлено в законах ив системе понятий ситуационно- конкретные бессистемные высказывания, безразличные к логике оформляются в ситуационных, противоречивых утверждениях например, пословицы и поговорки) по типу воспроизведения передачи) знаний передаѐтся через законы, школы, специальные публикации огромный объѐм накопленного наукой материала недоступен ни одному житейскому психологу не может быть передано во всей своей совокупности у каждого мудреца – сравнительно небольшой объѐм знаний передаѐтся как правило в устной форме, каждый раз как откровение Примеры множественности истины в пословицах, собранных В. Далем: Не откладывай назавтра то, что можно сделать сегодня / Работа не волк в лес не убежит. Покой пьѐт воду, а беспокойством д / Сиденьем города берут. Даст Бог день, – даст и хлеб (дал Бог роток, даст и кусок. Живи тихоне увидишь лиха / Жил бы тихо, да от людей лихо.

18 Собственно психологические пословицы В. Даля:
Всякий гад – на свой лад. Что город, то норов, что деревня, то обычай, что двор, то говор. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Ум – не односум: вместе не живѐт (у всякого свой и сам по себе. У кого что болит, тот о томи говорит. Что в сердце варится, на лице не утаится. Поглядишь – картина, а душой – скотина. В тихом омуте черти водятся. Сладкого съедят, горького проклянут. Резвый сам
натечѐт, а на смирного Бог нанесѐт. Пришла беда, – не брезгуй и ею. Кого минует Судьба, того и обнесѐт. Дурак стреляет, Бог пули носит. Молчи, когда Бог убил Али ты уши отсидел ВТОРОЙ ВОПРОС. Отрасли и методы психологии Отрасли психологии.
1) существуют общая психология, занимающаяся выявлением наиболее общих закономерностей психических состояний и протекания психических процессов, и дифференциальная психология, то есть психология индивидуальных различий между людьми
2) отрасли психологии различаются потому, фундаментальные или практические проблемы решает таили иная отрасль (так различаются психология воображения и психология рекламы, например
3) отрасли психологии различают по содержанию деятельности (педагогическая психология, психология спорта)
4) и по субъекту деятельности или поведения (возрастная, этническая, клиническая, социальная, зоопсихология
5) выделяют также а) прикладную психологию консультативную, школьную, военную, промышленную б) научную психологию (психофизиологию, психологию личности, социальную психологию, патопсихологию, нейропсихологию ив) теоретическую психологию, занятую

19 систематизацией и рефлексией самой науки, еѐ истории и еѐ методов. Методы психологии. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ характеризуются взаимодействием субъекта и объекта исследования Sb + Ob)
1. Наблюдение и самонаблюдение) старейший субъективный метод, направленный на измерение) – целенаправленное, организованное восприятие поведения объекта и регистрация особенностей этого поведения Виды наблюдения

несистематическое полевое)
/ систематическое планомерное, фиксирующее условия среды сплошное / выборочное (направленное только на определѐнные особенности объекта непосредственное / с помощью технических средств внешнее / включѐнное (когда наблюдатель – член группы, являющейся объектом наблюдения, причѐм группа может как знать, таки не знать о проводимом наблюдении. Этапы наблюдения определяется объект и предмет наблюдения выбирается способ наблюдения и регистрации составляется план (с учѐтом ситуации, времени и объекта наблюдения выбирается метод обработки производится обработка и интерпретация информации.
2. Беседа
(субъект-субъектное взаимодействие, направленое на понимание) – специфический для психологии метод исследования человеческого поведения и целостной личности (в других естественных науках невозможна субъект Существуют различные классификации методов. Приведѐнная здесь принадлежит
В.Н.
Дружинину см
Дружинин
В.Н. Экспериментальная психология Учебное пособие. М, 1997).

20 объектная коммуникация. Беседа – это диалог, входе которого один человек целенаправленно выявляет психологические особенности другого. Беседа может сопровождаться тестированием и анкетированием
Виды беседы клиническая беседа опрос-интервью;
3. Архивный метод»(Sb-ивный метод, направленный на понимание) – анализ записей испытуемого, продуктов его трудовой, учебной или творческой деятельности. Виды архивных методов биографический контент- анализ (выделяется единица исследования (слово, тема, суждение и т.п.) и рассматривается в контексте проективный метод, близкий к тестам креативности, благодаря которому измеряется модус (способ существования) личности в социальной среде, а не психическая функция (нарисовать нечто, закончить предложение, составить рассказ по рисунку + беседа-обсуждение проделанной работы
4. Эксперимент(Sb-Sb-ое взаимодействие, направленное на измерение) – совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, которая инициирована экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого. Общение организует эту деятельность. Теоретические методы + мысленная модель Ob- та, в результате применения которых выявляется закономерность, достигается систематизация, создаѐтся классификация или модель объекта. Дедуктивный
2. Индуктивный
3. Моделирование.
ΙΙΙ. Методы умозрительной психологии достались в наследство от философии, они опираются на субъективную реальность и на интуицию автора концепции, а не на научные факты и не на эмпирические закономерности. Продуктом использования этих методов может стать учение

21
IV. Интерпретационно-описательные методы + знаковое представление та (таблицы, схемы, графики

22
ВТОРАЯ ТЕМА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
1. Философские основания возникновения научной психологии.
2. Структурная психология сознания Вундта / Титченера.
3. Критика структурной психологии. Вильгельм Вундт (1832–1920); Эдвард Титченер (1867–
1927); Уильям Джеймс (1842–1910) (он же Вильям Джемс в прежней транскрипции. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Философские основания возникновения научной психологии Психология – наука о душе. Но то, что понималось под словами душа, психика, то есть сам предмет психологии менялся в зависимости от психологической школы, которая этот предмет исследовала. Структурная психология сознания считается первым научным направлением психологии. Под психикой оно подразумевало именно сознание. Что же такое сознание В словаре В. Даля находим Сознательное состояние – полная память, смысли свобода отчѐтливой воли, то есть сознание – наша подотчѐтность самим себе. Современная психология так определяет Сознание – высшая стадия развития психики, знание, сопутствующее переживанию чувств и восприятию образов. Это также знание о том, что Я – тот, кто всѐ это переживает. В структурной психологии предмете определялся более лаконично Сознание – сумма знаемых мной в данный момент содержаний». Сознание, самоотчѐт, ассоциативные связи – ключевые понятия структурной психологии. Какова их предыстория

23 1. Р. Декарт, основатель философского рационализма, утверждал несомненен лишь факт сомнения как метода мышления. Изкниги Размышления о первой философии не сон ли этот мир, не обман ли чувств я хочу отвернуться от всего сомнительного, пока не найду хоть чего-нибудь достоверного Словно брошенный внезапно в глубокий омут я настолько растерян, что не могу ни упереться ногою в дно, ни всплыть на поверхность. Но всѐ же существует некий Великий Обманщики тот, кого он обманывает. Раз он меня обманывает, значит я существую.
Я мыслю, следовательно – существую. Шишковидная железа – орган взаимодействия души и тела, по Декарту. Доверие к сознанию как к синониму разума. Сознание у Декарта – инструмент исследования мира, ноне объект исследования, так как сознание целостно, неделимо.
2. Дэвид Гартли (Англия, XVIII в создатель ассоциативной теории ассоциации – основа психической деятельности, которая есть сумма всѐ более усложняющихся ассоциаций. Ассоциация – такая связь представлений, благодаря которой одно представление, явившись в сознании, с необходимостью вызывает вслед за собой другое.

3. Дж. Локк,
эмпирик, говорит осознании, формируемом, наполняемом опытом. Рефлексия, по Локку, есть внутреннее самовосприятие, отличное от внешнего восприятия (то есть ощущения. (Опыт, впрочем, не сводим ник ощущениям, ник рефлексии. В Опыте о человеческом разумении говорит о двух уровнях душевной деятельности 1) восприятия – мысли – желания 2) созерцание оных. Рефлексия – способность давать отчѐт о своих впечатлениях, представлениях, переживаниях Происходит удвоение сознания в ситуации рефлексии а) воспринимаем внешний мир б) рефлектируем, то есть воспринимаем само это восприятие. Откуда мы можем знать, что кто-то обладает сознанием Только от него самого. Интроспекция(«смотрю внутрь) – научный метод рефлексии, метод экспериментальной психологии сознания. Уникальность психологии как науки в

24 том, что она изучает сознание посредством самого сознания (Sb
= Ob). ВТОРОЙ ВОПРОС. Структурная психология сознания Вундта / Титченера
1879 г. считается годом рождения научной психологии, так как в этом году в германском городе Лейпциге В. Вундт, философ и психофизик, открыл свою первую лабораторию, где стал проводить психологические эксперименты. Вот почему его направление называется экспериментальной психологией.
Вундт считал, что воспринимаемые нами вещи в свете тщательной аналитической интроспекции оказываются структурами простейших, элементарных ощущений. Вот почему психологическое направление Вундта называется также структурной психологией. Где у нас помещаются мысли, образы, мечты В душе или в мозге Психофизическая проблема мучила философов давно состояние тела определяет состояние души, или наоборот Влияют они друг на друга или существуют параллельно и независимо Философский позитивизм (основатели – Юм, Конт), определявший науку XIX в, повелевал доверять только факту, только выводам, которые могут быть подтверждены в опыте. Позитивизм связан с картиной мира и методами естественных наук. Алгеброй надо было поверять гармонию, душу следовало препарировать естественнонаучными методами. Психофизика, которой Вундт занимался до открытия собственного метода – метода интроспекции, подала учѐным великую надежду оказалось, может существовать объективный, то есть фиксируемый приборами, способ доказательства связи души и тела. Физиология знает, что в мозге у нас – нервные клетки, там нет ни мыслей, ни чувств. Как именно психика связана с материальным своим субстратом неизвестно. (Как связан химический состав

25 красок с потрясением от живописного шедевра. Психофизика пыталась выявить взаимодействие между физическим миром и душой, минуя физиологию.
В 1834 – 1860 гг. проводились эксперименты немецкими физиологами Э. Вебером и Г. Фехнером. И они действительно нашли количественное соотношение между силой раздражения, воздействующего на органы чувств (тело, физика, и интенсивностью ощущения испытуемого при этом (душа, психика. Закон Вебера / Фехнера – основной закон психофизики
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта