Главная страница
Навигация по странице:

  • « Я - сообщение

  • психи. Валерия Викторовича Петухова


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеВалерия Викторовича Петухова
    Анкорпсихи
    Дата22.09.2022
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2c5351af5e582d235b71cd4eb2b8806d.pdf
    ТипКурс лекций
    #690861
    страница14 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    тропов и фразеологизмов. Стилистика изучает также способы построения из общего языкового материала индивидуализированной речи. Стиль – система языковых средств, характерных для того или иного автора, жанра. Это способ, манера словесного выражения мыслей или поведения вообще Самим словом стиль называли палочку для письма на вощѐных дощечках в Древней Греции ив Древнем Риме. Стили бывают образцовый (изучается нормативной стилистикой) и экспрессивный. Критериями языковой нормы выступают чистота московский диалект как основа русского литературного языка, краткость, ясность (слово соответствует мысли, однозначность (отсутствие двусмысленности. Учение о стилистической норме и речевом этикете стало основой риторики на протяжении веков. Цицерон, как мы помним, говорило трѐх стилях речи
    1) низком (задача которого – доказывать тезисы
    2) среднем (или софистическом, задача которого – радовать
    3) величавом (патетическом, задача которого – воздействовать на волю слушателей. В XVIII в. МВ. Ломоносов также выделил три стиля штиля) русской речи
    1) низкий (просторечие – язык бытовой беседы, дружеского письма и комедийного жанра
    2) высокий (поэтический – язык оды, прозаического произведения о важных материях, использующий церковнославянизмы и архаичное неполногласие (брег, град, млеко, златой
    3) посредственный (средний – смесь двух других стилей, язык театральных пьес. Наряду со структурной классификацией, существует и функциональная классификация стилей

    195 1) функцию общения выполняет разговорный стиль
    2) функцию сообщения (информирования) – научный и официально-деловой;
    3) функцию воздействия и эстетическую функцию – публицистический и литературно-художественный.
    Функциональные стили русского языка книжные разговорные научный литературно- разговорный публицистический обиходно-бытовой; официально-деловой; просторечный литературно-художественный; арго. Наблюдаются эффекты как нормативного использования, таки смешения стилей. ВТОРОЙ ВОПРОС. Лекифы и метаболы (основы классификации группой μ»)
    «Лекифами» (само слово обозначало флакончик для благовоний) Цицерон называл риторические украшения речи, так называемые цветы красноречия, гербарий из которых столь тщательно собирала стилистика, называя их фигурами и тропами. Риторическая фигура – необычный оборот речи, усиливающий еѐ эмоциональное воздействие Троп – разновидность фигуры, использование слова или фразы в переносном значении Если софист Горгий говорил всего о трѐх фигурах, впоследствии классификаторы выделили их несколько десятков. Бельгийские учѐные объединившиеся в так
    называемую группу μ (названную в честь буквы греческого алфавита, начальной в слове метафора) в е гг. ХХ века всю совокупность фигур назвали
    метаболами
    – отклонениями от нулевой ступени языкового кода – и обнаружили всего четыре вида метабол
    , объединяющих разные типы фигур
    Метаплазмы нарушения фонетики или графики, то есть морфологические преобразования. Примером метаплазмы может служить параномазия обыгрывание созвучий, каламбуры Мы торгуем скотом скотом Он не спит сутками сутками Букет целебных трав в вашей пасте [ пастИ – отпасть, а не в зубной]»;
    также примером метаплазмы являются неологизмы
    «ладонь-глубизна», «хвалынь» у М. Цветаевой).
    Метатаксис
    – нестандартные синтаксические конструкции, например анафора, эпифора
    (повтор, соответственно, начали концов соседних фраз. Анафора в стихе Лермонтова Клянусь я первым днѐм творенья, Клянусь его последним днѐм, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством

    Эпифора у Гоголя Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник Почему именно титулярный советник?»;
    инверсия (перестановка слов с целью смещения смыслового акцента Я приду в три часа / Я приду часа в три»;асиндетон, полисиндетон(бессоюзие – «пришѐл, увидел, победили многосоюзие – И мири плоть, ион, восставший ангел И бьѐт меня, и потрясает, и чарует [Спонд]); эллипсис
    (опущение легко подразумевающихся слов – Мыс товарищами тут обменялись и решили [Горбачѐв имел ввиду обменялись мнениями, впрочем, это, скорее, ошибка, чем риторический прим.
    Метасемемы (семантические нарушения, то есть нарушение значения. Примеры – метонимия, синекдоха использование слова в переносном значении на основании связи между двумя явлениями – между содержимыми содержащим (Я съел целую тарелку, автором и произведением (Вчера я купил Толстого, действием и орудием, предметом и материалом, местом и его обитателями синекдоха – вариант метонимии, выражающий количественные отношения между явлениями («Всѐ спит – и человек, и зверь, и птица, мне нужна только крыша над головой наконец, метафора. О ней мы уже немного говорили, рассказывая и об Иларионе, и о Сократе. Метафора – демонстрация сложного и нового через привычное и более простое Группа μ» в своей Общей риторике, вышедшей в 1970 г, утверждает, что метафора строится на реальном пересечении двух значений, на реальном, пусть и отдалѐнном, сходстве. Признак этого пересечения метафора переносит на всѐ объединение двух явлений, тем самым раздвигая границы значения, открывая новые смыслы, не всегда поддающиеся вербализации.(«Человек – мыслящий тростник Паскаль Да это сущий тигр окоте. Свежая метафора может стать укоренѐнной в языке или спящей ножки стола, негр писатель, ас мастер – лѐтчик – букв. с фр. – туз. Спящую метафору можно освежить Стол опирается на ножки Буша‖»
    Металогизмы– нарушения фигур мысли, то есть нарушения в экстралингвистической области (издевательство не над языком, а над логикой самой реальности. Если метасемема игнорирует логику, металогизм смеѐтся над ней логически верное, высказывание даѐт абсурдное описание реальности.

    198
    Металогизмом является иаллегория(басни, например, где утрачена релевантность отношений, сохраняемая метафорой у зверей нет судов, королей и т.п.). Значение металогизма может иметь метафора и парадокс(«Это – не кот![А не = А Это сущий тигр На столе лежал нож – без лезвия и с отломанной ручкой»).
    Метафора
    – кажущийся пример логической категориальной ошибки. Она и истинна, и неистинна одновременно Не обладая логическим смыслом, она заключает в себе открытый диапазон смыслов, не навязывая однозначности и даже запрещая выбор. Метафора имеет смысл за пределами логических категорий. Примеры металогизма – гипербола и литота(«дождь – как из ведра, от горшка два вершка оксюморон и
    катахреза (оксюморон – «остроумно-глупое», соединение противоположного:«окаменелость взрыва, Живой труп, обжигающий лѐд»; катахреза – соединение несовместимого я страшно рада, что ты ужасно умный, сколько он выдумал правды. Примерами также могут служить апострофа и анаколуф.
    Апострофа
    – обращение к неодушевлѐнному или отсутствующему лицу. (Так митрополит Иларион во второй части Слова о законе и благодати обращается к покойному князю Владимиру, называя его крѐстным именем Василий Как разгорелась в тебе любовь к Христу Как вселился в тебя разум, который выше разума земных мудрецов Как ты возлюбил невидимого и о небесном задумался Как искал ты Христа Как предался ему Поведай нам, рабам своим, поведай нам, учитель наш. Здесь также используется риторический вопрос Анаколуф – разрыв логической стройности речи используется, в частности, в двойной коммуникации
    Милтона Эриксона, применяемой как одна из техник нейро- лингвистического программирования (НЛП)).
    Эвфемизм – одна из форм металогизма: замена более мягким или пристойным выражением грубого, которое легко угадывается. Реклама на радио Эхо Москвы ресторана
    «Тамерлан», где посетители сами подбирают ингредиенты кушанья:«Главная фишка – ты сам создаѐшь Рецепт того блюда, которое кушаешь [«жрѐшь» подсказывается рифмой и контекстом. Анонс радиоигры на той же радиостанции Дедушка Петя играл в домино, Взрослые дядьки пили вино, мамки и няньки смотрели кино, Было на мальчика им всѐ равно вопреки, на сей раз, рифме угадывается «наплевать»].
    Среди метабол группа μ» называла также метаболы отправителя, получателя и контекста
    ДЕВЯТАЯ ТЕМА. ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
    1. Смысловая структура публичного выступления.
    2. Невербальные средства общения. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Смысловая структура публичного выступления Отечественный психолог Адольф Хараш задался как-то вопросом, что именно является объектом восприятия аудитории, внимающей оратору. Сам оратор (коммуникатор То, что он произносит (текст И пришѐл к выводу, что
    объектом смыслового восприятия всегда является сообщение коммуникатора – весь комплекс его вербального и невербального поведения, разворачивающегося в аудиовизуальном поле реципиента. Продукты восприятия сообщений (мысли, образы,
    перцепты) преобразуются в потребности, мотивы, цели и установки, если удаѐтся установить межличностный контакт
    («субъект-субъектный», а не «субъект-объектный») оратора и аудитории. Подобный контакт, где обе стороны коммуникации рассматриваются как активные субъекты, считается основой эффективности коммуникативного воздействия. Таким образом, традиционная модель коммуникативного процесса Лассуэлла
    – кто что кому по какому каналу с каким эффектом – была дополнена ещѐ одним вопросом – как Этот вопрос связывает в неразрывное единство первые два вопроса – кто что Процесс передачи сообщения включает в себя два процесса
    1) предъявление текста текст продукт индивидуальной активности оратора, доступный отчуждению в вербальной форме, представляющий собой

    совокупность знаков 2) деятельность по предъявлению текста, то есть предъявление коммуникатором себя самого –
    самопрезентацию. Сообщение, по определению, включает в себя личность коммуникатора. Ведь коммуникатор (оратор) – не социальная роль, он всегда индивидуальность. Поэтому в такой дисциплине, как коммуникативная компетентность, рассматривается схема коммуникатор – сообщение – реципиента не коммуникатор – текст – реципиент. Текст может быть открытым (персонифицированным, содержащим сознательно вербализованное раскрытие индивидуальности оратора. Текст может быть и закрытым
    (деперсонифицированным). Например, институт дикторов в СССР, озвучивавших правительственные сообщения, имел цель максимально нивелировать личность говорящего, чтобы сделать произносимый текст официальными, следовательно, закрытым (даже подбирались люди со стандартным тембром голоса. И всѐ же полностью деперсонифицировать сообщения не удавалось, и среди дикторов выделялись выдающиеся, узнаваемые, любимые, поскольку любое публичное выступление всегда содержит сообщение. Сообщение может быть только открытым. Сознательно или бессознательно, даже предъявляя закрытый текст, коммуникатор говорит о себе – о своѐм личностном стиле, качествах, притязаниях, уровне самооценки и самоуважения, об интересах и компетентности, о личностных смыслах и действительных мотивах деятельности.
    Андрей Битов говорило всяком человеке, решившемся на публичное выступление Хочет он или не хочет, – он выдаст свою тайну. Например, тайной лектора, строго призывающего аудиторию к тишине, может быть его тревога, ощущение себя гладиатором на арене. Смысловая структура выступления текст – сообщение – мотивация коммуникатора.
    Сообщение ближе к коммуникатору, чем к тексту. Вместе стем оно является психологическим полем взаимодействия, пространством встречи импульса, идущего от оратора, с желанием реципиента проникнуть в мир коммуникатора. Проникновение в «затекстовый» мир коммуникатора – кульминация восприятия сообщения, делающая последнее смысловым Смысл – содержание сообщения, которого нет в тексте. Смысл как укрупнение значений возникает в целостном бытии коммуникатора и реципиента, на пересечении их мотивационных полей. Сравните значение и смысл пословиц и поговорок, сравните то, что содержится в предвыборных выступлениях политиков и то, что можно вычитать в них между строк. Мера воздейственности» сообщения, как считает А.
    Хараш, зависит от смысловой дистанции между личностным смыслом выступления (мотивацией коммуникатора) и текстуальными смыслами. Это дистанция в сознании реципиента между значением текста и смыслом сообщения.
    Смысловая дистанцияможет быть
    1) значительная 2) средняя 3) короткая. Значительную смысловую дистанцию почти невозможно преодолеть. Она исключает реальный диалоги обладает низкой или сиюминутной действенностью. Значительная дистанция вызывает ощущение неискренности оратора. Пример средней смысловой дистанции – случай неудачного авторитарного воздействия оратора. Такой оратор выдаѐт свой провал сбивчивостью, паузами, оговорками, длинными отступлениями, интонацией перекрикивания. Пример средней смысловой дистанции являет в своѐм выступлении и конформный коммуникатор, смутившийся, заметив, что его не слушают или что время истекает. Пример короткой смысловой дистанции – «Я-
    сообщение» – приглашение к диалогу, искренний отчѐт говорящего о своих мыслях и чувствах здесь и теперь.
    Эффект «Я-сообщения», если не непосредственный, то стратегический, – очень высок.
    Д.Д. Мак-Клинток в США в середине XX в. проводил эксперименты по выявлению и преодолению расовых предубеждений у студентов. Испытуемые до экспериментального воздействия обладали выраженными расовыми предрассудками (были специально отобраны поэтому показателю. Путѐм предварительного тестирования среди этих студентов были выявлены низкоконформные и
    высококонформные лица. Все испытуемые были разделены на две группы, в каждой из которых оказалось поровну низкоконформных и высококонформных. Затем группы подверглись коммуникативному воздействию в двух версиях. В конце эксперимента все испытуемые снова прошли тестирование на наличие расовых предрассудков. Версии коммуникативного воздействия, по Мак-Клинтоку:
    1) информационная (умное, логичное, аргументированное доказательство равенства белых и афроамериканцев);
    2)
    интерпретационная была представлена
    «патодинамика» личности, ведущая к развитию этнических предубеждений, оратор представлял еѐ в форме критического самоанализа.
    Поддались воздействию версий среди низкоконформных: среди
    высококонформных: информационной – 29%, информационной – 67%, интерпретационной – 82%; интерпретационной – 73%; Объяснения высокой эффективности воздействия
    интерпретационной версии на низкоконформных испытуемых по Мак-Клинтоку: взгляд внутрь себя эффективнее объективного изложения фактов
    по Харашу: раскрытие личной проблемы лектором, демонстрация им кухни своей души оказались эффективнее авторитарно-безличного монологического вещания. Вывод искусство публичного выступления – искусство предъявлять себя и уверенность в том, что есть, что предъявить ВТОРОЙ ВОПРОС. Невербальные средства общения Невербальное поведение – внешне наблюдаемая форма существования психического мира личности. Невербальные средства общения играют исключительно важную роль на этапе акции – произнесения речи. Они едва лине важнейший фактор социальной перцепции. Есть мнение, что вербальная часть сообщения вторична, что она накладывается на развѐрнутую систему невербальной его структуры.
    Пять основных знаковых систем невербальной коммуникации (структурная классификация
    1.Оптико-кинетическая:
    а) жестикуляция, мимика, пантомимика (позы б) одежда, косметика, причѐска, запахи (в том числе парфюмерия, украшения в) физиогномика (выразительность лица и фигуры, обусловленная их анатомическим строением, полом, возрастом, внешними признаками социального статуса г) индивидуальный стиль выполнения типовых действий держать вилку, обмахиваться веером, помахивать сумочкой д) прикосновения (похлопывания, поцелуи, рукопожатие М. Волошин научил М. Цветаеву, по еѐ собственному признанию, крепкому и открытому рукопожатию, произнеся две фразы Марина, почему твоя рука так удивительно похожа на заднюю лапу Одноглаза пса и Ты даѐшь руку как будто подкидываешь младенца

    205 2. Паралингвистическаяпара-» – с греч. возле, то есть
    «приречевая») знаковая система. К ней относятся интонация
    (ритмико-мелодическая сторона речи) и другие особенности вокализации, например, качество, диапазон, тональность голоса.
    3.Экстралингвистическаяэкстра-» – с лат. вне –
    «внеречевая») знаковая система. К ней относятся кашель, смех, вздохи, а также темп речи и паузы в ней. К данной системе относится и шум, сопровождающий экспрессивные движения хлопанье двери, выразительные скрип стула, щѐлканье авторучкой и т.п.). Организация пространства и времени коммуникации

    (изучается наукой проксемикой).От многих факторов, в том числе культурно-этнических, зависят смысл пунктуальности кому и на какое время можно запаздывать, смысл размещения собеседников за столом, величина персонального пространства.
    Всѐ это может определяться традицией, этикетом, но может служить и индивидуальным языком чувств конкретного человека. Входе американских исследований зависимости расстояния между собеседниками от ситуации общения выли выявлены
    1) интимное (до 45 см) расстояние
    2) персональное (45 – 1 м 20 см – дружеское общение
    3) социальное (1 м 20 см – 4 м – формальное общение
    4) публичное (4 мм выступление перед аудит. Оказалось, что есть зависимость между склонностью людей к определѐнным типам взаимодействия и тем, как они располагаются за столом при первом знакомстве. Эксперименты на спонтанное расположение за прямоугольным столом и последующее тестирование показали склонность людей к следующим видам взаимодействия (соответственно последовательности картинок конфронтация сотрудничество кооперация избегание

    206 46% 42% 11% 1% проценты показывают, для скольких испытуемых такое расположение за столом оказывалось комфортным. Эффекты хронотопов
    (комплексов пространственно- временных условий) – это эффекты больничной палаты, вагонного попутчика и т.п. Визуальный контакт.Частота и длительность обмена взглядами, динамика взгляда, избегание его, угол взгляда, наконец, ношение тѐмных очков. Критерии функциональной классификации невербальных знаков
    1. а) спонтанное невербальное поведение (врождѐнные, универсальные, генетически заложенные способы выражения эмоций, сопровождающие речь б) символическое невербальное поведение невозможное без обучения, обусловленное культурой
    2. а) эмоциональные действия (врождѐнное и символическое поведение) – рыдания, смех, спонтанные прикосновения б) ритуальные действия только культурно обусловленные) – плач-причитание, ношение колец и обручение, христосование и др.
    3. а) выражение временного состояния б) выражение константных характеристик личности
    4. а) коммуникативные средства (внеречевые знаки контакта б) описательно-изобразительные (подчѐркивание смысла речи в) модальное средство (оценка.
    Все четыре знаковые системы (пять по первой классификации) работают при создании имиджа оратора. На коммуникативных тренингах для политиков используются специальные упражнения на невербальную экспрессию. Простой пример. Как заставить телеоператора снимать вас вовремя выступления вашего оппонента Двигаться, на четыре счѐта изображая интерес, сомнение, скепсис, разочарование.
    Система невербальных характеристик – индикатор социального и географического происхождения оратора даже в большей степени, чем его речь. Важно уметь показать себя своим или принадлежащим к референтной группе. Посредством невербальных знаков легче всего достичь эффекта эмоционального заражения аудитории (в том числе и снижения еѐ излишнего возбуждения. Функции невербального поведения
    1. Осведомительная (дополнение, усиление / смягчение речи, замена вербального сообщения, например, обмен многозначительными взглядами.
    2. Регулятивная (обозначение членения речи, еѐ начала и конца, предвосхищение высказывания.
    ДЕСЯТАЯ ТЕМА. ВЕДЕНИЕ ДИАЛОГА. НЕЙРО-
    ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
    1. Параметры конструктивности диалога. Трансактный анализ.
    2. Диадическое взаимодействие.
    3. Практические методики НЛП. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Параметры конструктивности диалога. Трансактный анализ Диалог – целостный речевой феномен, беседа между двумя лицами, основная форма коммуникации при ответах на вопросы. Параметры конструктивности диалога – это, прежде всего
    неоценочность,
    неинтерпретативность,
    аргументированность. Типы диалога информационный, совещательный, диалектический, обучающий, командный, соревновательный. Формы диалога беседа, интервью, дискуссия, диспут обсуждение вопроса перед слушателями, спор.
    Эристика – искусство вести спор, полемику. Индивидуальный стиль ведения диалога (например, ирония Сократа. Установление контакта с собеседником, по К. Роджерсу: зеркало, эмпатия, перифраз. Позиции в диалоге определяются, например, эго- состояниями, по Э.Бѐрну).
    ВТОРОЙ ВОПРОС. Диадическое взаимодействие Теория
    диадического взаимодействия психологов- необихевиористов Д. Тибо и Г. Келли изложена в их работе Социальная психология групп. Второе название – теория взаимодействия исходов. Познакомимся с основными понятиями этой теории. Исходы – вознаграждения или потери (издержки) каждого участника взаимодействия материальные или психологические. Бывают позитивные и негативные. Партнѐр тем более эффективен в коммуникации, чем большим потенциалом для вознаграждения другого он обладает. Комплиментарность отношений вознаграждать другого ценой низких собственных издержек. Несовместимое, соперничающее поведение увеличивает издержки. Уровень сравнения индивида – средний показатель позитивных исходов в прошлых отношениях с другими людьми. Конкретный исход тем более благоприятен, чем выше он уровня сравнения. Уровень сравнения альтернатив (в частности, показатель стабильности власти) – наилучший исход в свете наилучшей реальной альтернативы.(Человек останется даже в неудовлетворительных взаимоотношениях, если имеющийся альтернативный вариант ещѐ хуже – из двух зол выбирают меньшее) Составление матрицы исходов (специальной таблицы) – технический приѐм для оценки взаимозависимости членов
    диады. Два типа контроля одной личности над исходами другой
    1) фатальный контроль (A над B), когда A – всегда в выигрыше, а исход B зависит от одной из двух линий поведения, выбранной A. Как бы B себя нив л, его исходы зависят от выбора A.

    210 2) поведенческий контроль – когда каждый не может полностью определить исход для другого, но выбором собственной стратегии может влиять на исход другого. Как и фатальный контроль, бывает взаимным. Пример взаимного поведенческого контроля – знаменитая Дилемма узника. Выбор каждого из двух узников в итоге зависит от 1) понимания мотивов другого 2) уверенности в доверии со стороны другого. Критика теории Тибо / Келли: 1) не учитывает связь членов диады с социальным окружением 2) принцип вознаграждений / издержек не универсален 3) предполагает, что участники разумны и стремятся к максимальному выигрышу 4) механистична: игнорирует атрибуции. ТРЕТИЙ ВОПРОС. Практические методики НЛП
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта