Главная страница

психи. Валерия Викторовича Петухова


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеВалерия Викторовича Петухова
Анкорпсихи
Дата22.09.2022
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2c5351af5e582d235b71cd4eb2b8806d.pdf
ТипКурс лекций
#690861
страница12 из 19
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19
1) Бихевиоризмпридерживается мнения, что неумение эффективно общаться с себе подобными – результат отсутствия навыка, влекущий за собой болезненную неуверенность, застенчивость, страх – то, что принято называть социальным неврозом. Посредством научения (проще говоря дрессуры) отсутствующий навык может быть сформирован, что приведѐт и к исчезновению невроза.
Бихевиоральные методы формирования коммуникативной компетентности, действительно, эффективны, если речь идѐт о типовых ситуациях общения.
2) Психоанализ исходит из противоположной позиции невроз, корни которого, как правило, уходят в раннее детство, делает личность человека закрытой для опыта, для приобретения полезных социальных навыков, в том числе.
Отсюда – и коммуникативная некомпетентность такого человека. Психоаналитический метод формирования коммуникативной компетентности заключается в расширении сознания, то есть в интенсификации процессов осознавания всех составляющих проблемной ситуации, в том числе внутриличностных. В этом случае компетентность в общении является не самоцелью, а приходит как следствие, как побочный продукт личностного роста. И только в этом случае можно говорить о компетентности в широком смысле слова, то есть об эффективности в нестандартных ситуациях общения. Гуманистическое направление в психологии занимает позицию, сходную с психоаналитической.
3) Когнитивная психология считает, что к коммуникативной некомпетентности приводит непонимание ситуации. Был проведѐн эксперимент три объекта были сфотографированы с разных точек в аудитории. Впущенные затем в эту аудиторию студенты должны были определить, какие места (кресла) позволяют получить эти ракурсы. Вывод коммуникативная компетентность (эффективность в общении и лидерские качества) коррелирует с умением поставить себя на место другого (в прямом и переносном смыслах, взглянуть на проблему с другой точки зрения. Универсальная формула психолога К.
Левина, объединяющая все три названные позиции
B = f (S; P), где B – поведение (бихевиоризм f – функция S – ситуация P – личность. Формы работы по развитию коммуникативной компетентности
1) индивидуальные консультации
21
Примеры упражнений авторского спецкурса С.Н. Лютовой по формированию коммуникативной компетентности см. в Приложении.

156 2) групповые консультации а) психодрама б) большой семинар
3) социально-психологические тренинги (СПТ): а) специализирующие б) универсализирующие. Одним из примеров оригинального подхода является так называемый EST (Эрхард-семинар-тренинг). Его создатель психолог Вернер Эрхард (США) работает одновременно с сотнями человек (в зале или в поле. Методы и этапы его работы
1) шок (в целях изменения состояния сознания, а следовательно – восприимчивости а) участники семинара начинают с переправки по канатной дороге через каньон б) используется метод гипервентиляции лѐгких; в) используется метод
«фрустрирующего обучения (ведущий не стесняется в выражениях при обсуждении промахов участника тренинга
2) работа с метафорами (показывая, что такое пристройка в беседе, ведущий тренинга даѐт наглядное о том представление, приглашая на танец даму
3) видеотренинг позволяет расширить осознание автоматизмов своего поведения
4) психодрама с последующим групповым обсуждением помогают понять стратегию своих и чужих поступков. ВТОРОЙ ВОПРОС. Составляющие коммуникативной компетентности. Атрибутивные процессы в общении Составляющие коммуникативной компетентности
I. Необходимые, ноне достаточные (нормативные, составляющие нулевой ступени
1. Умение говорить на языке и доходчиво изъясняться невербально.

157 2. Минимальное соблюдение обычаев и норм этикета, характерных для данной страны, социальной группы, компании, конкретного собеседника.
3. Личностные и социальные характеристики (внешняя привлекательность, природная и благоприобретѐнная, коммуникабельность, социальный статус семьи, группы членства.
4. Умение начать и поддержать разговор (умение задавать открытые вопросы, говорить комплименты, проявлять участие итак далее.
5. Умение сказать да и нет.
6. Чувство границ неуверенного / уверенного / агрессивного поведения.
7. Чувство границ между деловой / светской / личной беседой.
II. Не необходимые, но достаточные составляющие коммуникативной компетентности (метаболы отправителя, гарантирующие эффективность коммуникации
1. Осознание собственной мотивации и целей в ситуации общения.
2. Доверие к себе, как следствие – наличие индивидуального стиля.
3. Выбор верного соотношения спонтанности и актѐрства в своѐм поведении в каждой конкретной ситуации.
4. Осознание и прогнозирование развития ситуации на основе 1) активного слушания, 2) безошибочности атрибуций в общении.
5. Владение коммуникативными техниками. Атрибутивные процессы в общении.

Британский психолог Ром Харе (Rom Hare), автор теории действия, утверждает, что разные описания придают разный статус происходящему. Например, статус операции их пальцы прошли сквозь кольца, статус действия они надели кольца, статус поступка они обручились. Действие
всегда есть не только нечто происходящее, но и его сознательная интерпретация Коммуникативная компетентность в теории действия – искусство создавать выгодную интерпретацию своих поступков и проницательность в отношении поступков противника. Интерпретировать – означить нечто. Политический авторитет зарабатывается не столько поступками, сколько победой в борьбе за их интерпретацию. Каузальная атрибуция (приписывание причины) – интерпретация причин поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах Этим занимаются все, поскольку людям свойственно не только наблюдать явления, но и анализировать их с целью осмысления происходящего. Предполагаемые причины люди извлекают из собственного прошлого опыта или логически пытаются их конструировать на основе представлений о возможных собственных мотивах поведения в подобной ситуации. Теория социальной атрибуции утверждает, что индивид приписывает на основании представлений о той группе, к которой принадлежит объект, и представлений собственной группы. Ошибки атрибуции зависят оттого, а) уникально или типично действие (чаще ошибки наблюдаются в первом случае, б) социально приемлемо оно или нет (если нет – больший простор для интерпретаций и ошибок,
вот принципа отбора причин (обесценивание – отбрасывание причин, имеющих альтернативу, усиление – приписывается чаще причина, которая чем-либо усилена Саша блестяще ответил, потому что он умный, ведь ему достался трудный вопрос г) от позиции субъекта восприятия (участник или наблюдатель. Типы приписываемых причин 1) личностные (зависящие от представлений о личности того, кому приписывают причины
2) обстоятельственные зависящие от интерпретации ситуации, в которой оказался тот, кому приписывают причины
3) объектные причина приписывается объекту, на которое направлено действие. Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, участник – объектную или обстоятельственную те, которые не сдали зачѐт, будут утверждать, что психология – трудный предмет или что «препод придирался, а уже сдавшие зачѐт наблюдатели, между тем, будут уверены в неспособности или неподготовленности провалившихся Приписываются не только причины, но и намерения, чувства, качества, ответственность за что-то, поэтому говорят не только о каузальной атрибуции, но об атрибутивных процессах вообще, которые наблюдаются, разумеется, не только входе межкультурной коммуникации. Люди осуществляют атрибуцию быстро и категорично. В результате экспериментов было выявлено два основных класса ошибок атрибуции
1. Фундаментальные ошибки:
а) ложное согласие (моя точка зрения – норма, он несогласен значит он дурак, ненормальный, преступник б) неравные возможности (умнее кажутся экзаменаторы из-за их ролевой позиции, хотя это не всегда так
в) большее доверие к фактам, а не к суждениям (личность как факт, к ней обращѐн первый взгляд, обстоятельства же ещѐ надо обнаружить г) ложные корреляции (произвольные соединения личностных черт как обязательно сопутствующих друг другу, стереотипы, иногда научно-популярного происхождения низколобые – тупы, блондинки – дуры, полные – добряки и т.п.); д) игнорирование информационной ценности
«неслучившегося» (мальчик забрался в учительскую тайком, но он не вор, так как ничего не украл, хотя имел возможность. Фундаментальные ошибки атрибуции часто зависят от культурных факторов например, европейский индивидуализм заставляет личностные причины ставить выше обстоятельственных, от локуса контроля индивида (во внутреннем или во внешнем мире он ищет причины успехов и неудач)
2. Мотивационные ошибки атрибуции:
а) стремление сохранить самооценку входе приписывания причин поведения другому (эксперимент Тибо и Риккена: студенту предложено убедить первокурсника и свежего кандидата стать донорами. Оба соглашаются. Студент считает, что последний самостоятельно принял такое решение, а первокурсника он сам уговорил. Сказалось влияние статуса);
б) в случае своего успеха случившемуся приписываются внутренние причины, в случае неуспеха – внешние (я получил
«пятѐрку», потому что я такой умный, а двойку – потому что экзаменатор – негодяй. В отношении других лиц возможны варианты в) успехам более успешных приписываются внутренние причины, их поражениям – внешние успехам менее успешных приписываются внешние причины, их неудачам – внутренние Петя способнее, чем я. Он получил «пятѐрку», потому что умный, а «четвѐрку», потому что у него болела голова. Миша –
менее способный, чем я. Он получил «пятѐрку», потому что дуракам везѐт, а тройку, потому что именное и заслуживает).
Причины, которые индивид приписывает, имеют важные последствия прежде всего для него, так как в итоге определяют картину мира индивида и всю совокупность его социальных связей.

162
ЧЕТВЁРТАЯ ТЕМА. РИТОРИКА НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ
1. Риторика теория и практика. Эволюция предмета.
2. Логика и составляющие ораторского искусства. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Риторика теория и практика. Эволюция предмета Человек, представляющийся учителем красноречия, прежде всего, демонстрирует самонадеянность высока ответственность являть себя в качестве эталона. Утешает вот что 1) учатся и на ошибках (чужих, так что вы сможете – на моих 2) ответственность я разделяю со всеми ораторами, которые, сами того не зная, тоже станут вашими преподавателями психологии ораторского искусства. Среди них окажутся и блистательные риторы, и те, кого американский психолог А. Монро разделил наследующие категории актѐр, оракул, отшельник, болтун, обиженный (козѐл отпущения
3) наконец, на лекциях я единственная в этой аудитории буду учиться практической риторике учится тот, кто говорит. Под практической

риторикой
подразумевается мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи определение А.К. Михальской). Красноречие («сладкоречие», по М.В.Ломоносову) – это способность нейтрализовать врагов и завоевать сторонников посредством пленительной силы звучащего слова. Логика обращена к рациональному началу в человеке, овладение ее законами воспитывает дисциплину ума. Однако доводы рассудка воздействуют лишь на тех, кто испытывает эстетическое удовлетворение от красоты логического построения. Мало того, чем выше логические способности, тем успешнее человек может оправдать свой несуразный поступок. Часто парадоксальные, алогичные суждения и более
убедительны, и более полезны они открывают новые горизонты. Риторическое мастерство является свидетельством зрелости целостной личности, не только рациональной сферы. Формирование риторических навыков, в свою очередь, – это процесс воспитания личности. Три сферы психики в психоанализе, по З.Фрейду и по
К.Г.Юнгу, – постоянные адресаты любого риторического высказывания Я,
Сверх-Я, Оно, коллективное бессознательное. Рационализация – один из защитных механизмов личности, по Фрейду. Неон ли включается, когда убеждение сводят к логической аргументации Теоретическая риторика, которой будет посвящен мой курс, –
это наука о психологических закономерностях всякого коммуникативного воздействия. Цель коммуникативной компетентности (риторики) как учебного предмета – снабдить человека знаниями, необходимыми для превращения его речевого поведения в речевую риторическую) деятельность – там и тогда, когда это необходимо, то есть дать ему возможность стать подлинно человечным. Это и делает риторику дисциплиной гуманизирующей, очеловечивающей (А.К. Михальская). Речевое поведение – следующая ступень после сигнальной речи животных. Спонтанная знаковая речь не предполагает осознанного целеполагания (слово – не воробей вылетит – не поймаешь, язык мой – враг мой и т.п.). Речевая деятельность (РД) (которую изучает и которой обучает теоретическая риторика) – это высшая форма человеческого речевого поведения, предполагающая наличие вербально отрефлектированной цели, диктующей осознанный выбор средств для еѐ осуществления.
РД предполагает также умение властвовать собой, контролировать свои чужое поведение, сознавать возможные последствия своих и чужих действий в вербальной форме. В этом случае мотив подчиняется цели (иногда и подавляется ею, а цель организует речевые действия в определѐнную последовательность, в систему.
Сферы приложения коммуникативной компетентности нет нужды перечислять (политика, дипломатия, все ситуации переговоров и публичных выступлений, юриспруденция, теле- и радиожурналистика, академическая сфера. Начинается же с малого обворожить родителей порывом своего свободолюбия, произвести впечатление на девушку…и на инспектора ГАИ, сдать зачѐт, наконец. Теоретическая риторика зародилась в античности как единство философии, этики, лингвистики, психологии В процессе дифференциации науки в ней постепенно выделились самостоятельные дисциплины стилистика, психолингвистика, культура речи, этология человека, коммуникативная компетентность как социально-психологическое направление и др. Эволюция предмета риторики умение убеждать – формальный эстетический подход – рамки гомилетики – Ренессанс, развитие светского красноречия, но продолжающийся застой в теории коммуникативной компетентности – возрождение теоретической риторики в XX в, связанное с попыткой выделить механизмы речевого воздействия. ВТОРОЙ ВОПРОС. Логика и составляющие ораторского искусства Логика (от греч. logos – слово, мысль, речь, разум) – совокупность наук о законах и формах человеческого мышления, анализ методов рассуждений, учение о критериях истины и правилах познания. Формальная логика(еѐ первая ступень – традиционная логика, высшая ступень математическая логика)изучает формы мыслей и их сочетаний в отвлечении от конкретного содержания понятий, суждений, умозаключений и доказательств. Значение логики в том, что она учит, как правильно по форме построить рассуждение, чтобы, при условии верного
применения формально-логических законов, прийти из истинных посылок к истинному выводу, расширяющему наши знания. В основе данного понимания значения логики – принцип непротиворечивости мышления, открытый Аристотелем две противоположные мысли, взятые водно и тоже время, водном и том же смысле, водном и том же отношении, вместе не могут быть истинными. Сначала задачей логики считали проверку и обоснование истинности, затем (благодаря Ф. Бэкону), сначала в, логику стали рассматривать как инструмент новых научных открытий. Логическая форма носит принудительный характер, заставляя сделать необходимый вывод из принятых посылок, и может быть записана формулой. Например, третья фигура простого категорического силлогизма Все А суть В, все А суть С, следовательно, некоторые С суть В (все матери являются дочерьми, все матери
– чьи-то дети, значит, некоторые дети – дочери. Существуют формально-логические законы
1) тождества (А есть (=) А
2) противоречия (неверно, что Аи не-А: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же, взятом водно и тоже время, водном и том же отношении
3) исключѐнного третьего (А есть либо В, либо не-В: из двух противоречащих высказываний водно тоже время, водном и том же отношении одно непременно истинно) и
4) достаточного основания (если есть В, то есть его основание А всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Аксиома – истинное суждение, которое принимается без доказательства, так как многократно подтверждалось на практике. Системы аксиом изменяются, совершенствуются в процессе исторического развития познания (пример неевклидова геометрия НИ. Лобачевского.
Философия, психология, логика и лингвистика вновь собрались под эгидой Риторики, чтобы обнаружить, что, помимо формальной логики, существует неосознаваемая нами логика функционирования глубинных структур психики психологическая, неформальная, логика Именно по законам этой логики живѐт ораторское искусство.
3. Позволю себе здесь вспомнить моих собственных учителей ораторского искусства, каждый из которых, как оказалось, одарил меня неким знанием, умением, из которых и складывается коммуникативная компетентность. Прежде всего, хочу процитировать фрагмент из лекции Елизаветы Петровны
Кучборской, чьей студенткой мне довелось быть. Лекция была посвящена творчеству Оноре де Бальзака. Слово логика

Бальзак произносил также почтительно, как и Стендаль, который разделял даже этот термин на слоги. Всмотреться в этот термин, вдуматься…Вот у Стендаля в книге О любви ив других его работах есть упоминание о зальцбургской ветке. Стендаль припомнил обычай, который существовал в Австрии. Зальцбург, заброшенные соляные
копи…Жители Зальцбурга осенью, собирая с деревьев, уже потерявших листву, голые ветки, бросали этот букет, что ли, из голых ветвей в глубины заброшенных шахт и забывали…И
забывали…А весною извлекали этот букет за верѐвку, привязанную к нему, извлекали букет наружу. И это в самом деле букет Он светился всеми цветовыми оттенками, сформировалось множество кристаллов, сверкающих, голубых, зеленоватых, золотых, алых кристаллов. Подземная работа страстей – говорил сам Стендаль, любуясь этим букетом. Зальцбургская ветка…Итак, вот логика. Наука логика. Логическое мышление С глубочайшей почтительностью относились к нему Оноре Бальзак и Стендаль.» Логика кристаллизации на зальцбургской ветке – и есть та самая логика глубинных структур психики. Но процитировала я профессора Кучборскую еще и для того, чтобы иллюстрировать одну из составляющих ораторского искусства, а именно умение породить в слушателе мысль собственные открытия мы помним лучше, чем даже хорошо
выученные уроки. Елизавета Петровна в высшей степени обладала этим талантом. Кто-то назвал ее лекции в МГУ театром интеллекта Для меня идеальный оратор – всегда актѐр этого театра. К сфере непосредственно театра относятся умения, которые преподавала мне когда-то режиссѐр детской студии художественного слова, актриса в прошлом, Евгения Михайловна Ростова. Этика и техника речи (артикуляция, дикция, соблюдение орфоэпических норм,
декламация…Однако главное, за что я благодарна Ростовой, – это завладение экспрессивной, демонстративной речью. Красить былое первым требованием к нашему подчас
«пономарскому» исполнению. Все мы испытываем эмоции, ноне всем дано адекватно выражать их в речи. На собственном опыте знаю, что этому можно научиться (Ростова использовала технику заражения эмоцией, мимическую помощь со стороны идеального слушателя, никогда не демонстрируя, как надо. Последний, кому я хочу выразить благодарность, – еще один мой университетский преподаватель, Валерий Викторович Петухов, познакомивший меня некогда с общей психологией. Помимо хороших актѐрских данных, он обладал эрудицией, виртуозным искусством не излагать, но показывать то, о чѐм говорил, просто обладал интеллектом – умением обнаруживать скрытые связи явлений и открывать неожиданный ракурс. Каждый оратор отличается индивидуальным стилем, имитация которого невозможна, однако наличие образцов необходимо для обнаружения собственной манеры. Желаю, чтобы вам было кого вспомнить с благодарностью. В следующий раз мыс вами будем говорить об античной риторике. Чтобы перекинуть мостик к той лекции, я зачитаю небольшой фрагмент из первой главы «Илиады» Гомера. В нм, мне кажется, запечатлѐн момент рождения искусства политической риторики. Царь Агамемнон требует за Хрисеиду, возвращѐнную отцу, отдать ему пленницу Ахилла. Ахилл готов уже поднять
меч на Агамемнона, но тут, незримая для прочих, его хватает за вихры Афина, богиня разума, и Сыну Пелея рекла светлоокая дщерь Эгиоха: Бурный твой гнев укротить я, когда ты бессмертным покорен, С неба сошла ниспослала меня златотронная Гера Вас равномерно обоих и любит она, и спасает. Кончи раздор, Пелейон, и, довольствуя гневное сердце, Злыми словами язви, но рукою меча не касайся.
/Ахилл следуете совету Так произнѐс и на землю стремительно скипетр он бросил, Вкруг золотыми гвоздями блестящий, и сел меж царями. Против Атрид Агамемнон свирепствовал сидя Свирепствовал сидя. Вот с умения так поступать, мне кажется, и начинается риторика.
ПЯТАЯ ТЕМА. АНТИЧНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
1. Софистика и современные психологические теории.
2. Майевтика Сократа. Этические аспекты риторики.
3. Риторический идеал и ораторы античности. Архаические истоки ораторского искусства. Не всегда, особенно в первобытные, доисторические времена, те, кто генерировал политические идеи, был способен облечь их в вербальную форму, тем более добиться их поддержки и одобрения у соплеменников. Тогда и обнаружилось, что встречаются люди, которые не только «всѐ понимают, но и сказать могут. Талант этих людей ценился навес золота. Спикеры небыли просто глашатаями, они были соавторами идеи, творили е, явившуюся в интуиции прозорливого вождя, в слове. Однако дар их был именно риторический, если не сочетался с политическим даром. Вспомните американский фильм «Баффало Билли индейцы с Полом Ньюманом и Уиллом Сэмпсоном). Иного рода словесный дар имели знахари и ворожеи (разряд шаманов, практикующих, главным образом, вербальную магию, а не фармацевтическую, пластическую итак далее. В заговорах с особенной ясностью выступает непостижимый, магический характер, который приписывался языку. Заговор – малый фольклорный текст, служащий магическим средством достижения желаемого. Заговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка, сопрягают реальную ситуацию с заместительной. Синтаксические и словообразовательные средства используются в заговорах для создания жѐсткого смыслового и формального ритма 22
Славянские древности Этнолингвистический словарь. – Т, М,
1999.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Софистика и современные психологические теории
Горгий Леонтийский (ок. 483– 375 гг. до н.э.) первым, насколько нам известно, возводит в художественный принцип ряд приѐмов фольклорного заговора использование метафоры в устной речи (заставить слушателя сновидеть наяву, использование горгиевых фигур (предложение делится на равные части, противопоставленные, по смыслу и созвучные концами, при этом используются прозаический ритм, специфические интонации, телодвижения.
Горгий в 427 г. до н.э. прибыл с Сицилии в Афины в составе посольства, чтобы заручиться поддержкой афинян против Сирокуз. И потряс их своими речами, позже – теорией, центральным вопросом которой был как относятся к окружающему миру наши мысли он м Это и стало центральной проблемой софистики. Софистами, одним из которых и был Горгий, стали называть первых платных учителей красноречия, которые предпочитали славу учителей мудрости. Они не принадлежали к какой-то формальной школе, однако разделяли общую позицию по отношению к истине, которая нашла выражение в формуле
Протагора из Абдеры (ок. 480 – 410 гг. до н.э.):«Человек есть мера всех вещей существующих в их существовании и несуществующих в их несуществовании».
Всѐ, что представляется кому-то, то и существует, но лишь относительно этого человека. Воспринимают же все по- разному в зависимости от нрава, состояния натуральности или противоестественности своей жизни. Даже для одного итого же человека ничто не бывает истинным рази навсегда, ибо ион сам со временем становится другим. Мудрый тот, полагал

Протагор, кто сумеет превратить случившееся снами зло кажущееся и действительное) в кажущееся и действительное добро. Концепция Протагора, вероятно, родилась под влиянием теории изменчивости Гераклита (умершего затри года до
рождения софиста) и определѐнно имела следствием философское направление скептицизма, оформившееся в I в. до н.э. в десяти причинах относительности истины
Энезидема. Причины эти в различии – живых существ, людей, органов чувств, состояний, положений, расстояний и мест, явлений по их связям также в смешанном бытии воспринимаемого объекта с другими объектами, в относительности вообще, в зависимости от количества восприятий, от образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. Но вернѐмся от философии к софистике.
Протагор считается автором книг Истина, Великое слово, Противоречия, известных нам лишь по фрагментами комментариям.
Горгий известен как автор речи Похвала Елене и трактата О несущем, или О природе, в котором концептуальная позиция выражена в трѐх принципах 1) ничто не существует 2) если и существует, то непознаваемо; 3) если и познаваемо, то неизъяснимо ни для кого. Из этой позиции следовало, в частности, то, что общественные и нравственные нормы не присущи людям от природы, а являются результатом соглашения между людьми, поэтому один из принципов коммуникативной компетентности гласит всѐ может быть оспорено.
Антифонт, представитель уже поздней софистики, утверждал Справедливость – соблюдение общественных законов. Но закон – тиран, часто действующий против природы, веления которой необходимы. Кто тайно нарушит закон, страдать от позора или кары не будет. Кто же нарушит веление природы, тайно или явно, узнает многие бедствия. То, что определено природой, приносит человеку свободу.
Задача софистов – отстоять право человека на свободу, свободу Оно от чрезмерных требований Сверх-Я в том числе право наследование природному закону, право на хитрость в отношении закона социального. Считалось, что Гермес дал людям риторику, Одиссей, его потомок, был блестящим оратором, хитроумными изворотливым. Истина относительна и поэтому множественна. Нет истинного и ложного, есть
сильное и слабое. Красноречие способно сделать слабое сильным. Вот и вся риторическая хитрость. Цель софистов – научить искусству доказывать с одинаковой убедительностью даже взаимоисключающие положения. Такое искусство было чрезвычайно востребовано во II половине V в. до н.э. в Аттике, где наблюдался расцвет афинской демократии, где необходимость выступать с речами в Совете и Народном собрании была насущна. Значение софистов было ещѐ ив том, что они явились первыми теоретиками языкознания. Я имею ввиду не только, например, фактическое создание Продикомсинонимики, не только то, что софисты явились основателями художественной прозы как литературного жанра (в дополнение клирике и эпосу) и создателями публицистики. Наконец, не только то, что они классифицировали ораторскую прозу, выделив
совешательные (политические, судебные и эпидиктические торжественные) виды речей. Софисты, предложили альтернативу философской онтологии. Согласно последней, слова – заместители реальных объектов мира, в понятиях удваивающие мир, копирующие его. И мы реагируем на слова, как павловские собаки на звонок, вызывавший в их памяти образ мяса. Горгий же в Трактате о несущем осмелился утверждать Не речь служит представлением внешнего мира, но внешний мир становится тем, что раскрывает речь. Софисты утверждали в правах психическую реальность. На место онтологии является логология, согласно которой бытие есть эффект высказывания. Не объект воздействует через посредство слова, но непосредственно само слово создаѐт нечто вроде объекта чувство, мнение, веру в ту или иную реальность, состояние мира, саму реальность, наконец, – так комментирует мысль Горгия Барбара Кассен в своѐм философском исследовании Эффект софистики (М.-СПб.,
2000). Сам Горгий в Похвале Елене говорит о слове Слово – величайший владыка видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить,
вызвать радость, усилить жалость Боговдохновенные заклинания напевом слов сильны сливаясь с души представленьем, мощь слов заклинаний своим волшебством еѐ чарует, убеждает, перерождает И сколько, и скольких, ив скольких делах убедили и будут всегда убеждать, в неправде используя речи искусство!..»
«Похвала Елене Горгия осталась как образец двойных речей, упражнения, используемого софистами при обучении риторике. Оратор должен был быть одинаково убедителен в речах за и противне имитируя правдоподобие, а реально умея взглянуть на проблему с разных точек зрения (одинаково истинных, как мы помним. Личность Елены Троянской неоднозначна, как и неоднозначный мир вокруг нас, она создаѐтся многообразием интерпретаций.
Всѐ вышеизложенное можно считать предтечей следующих психологических концепций XX века
1) теория конструктивного альтернативизма» Джорджа
Келли (когнитивная психология психолог может помочь увидеть два профиля, обращѐнные друг к другу, вместо бокала, который, наконец, просто растворится в аморфном фоне иллюзия Ваза Рубина
2) феноменализм Карла Роджерса (гуманистическая психология
3) гештальтпсихология (восприятие рисунков Рубина и
Боринга как метафор множественной истины.
Горгий советовал «Серьѐзность противника следует убивать шуткой, а шутку – серьѐзностью». Софистические шутки, имевшие целью вывести из себя противника, лишить его хладнокровия, а значит, способности рассуждать, звучали следующим образом Чего тыне терял, то имеешь, верно Тыне терял рогов, значит, ты рогат Подобные дразнилки послужили тому, что термин софистика позже стал нарицательным для высказываний, содержащих намеренные логические нарушения и определѐнный аморализм. Негативное отношение к софистике
пошло соврем н Сократа и Платона, утверждавших наличие объективной и единственной истины. Но шутки играл со своими собеседниками и сам Сократ. ВТОРОЙ ВОПРОС. Риторический идеал и ораторы античности
Майевтика– метафорическое повивальное искусство Сократа, посредством которого он, не владеющий якобы истиной, помогал душам собеседников разрешиться от бремени этой истиной, зреющей в них исподволь. Но великий учитель Платона применял, не зная, что через две с половиной тысячи лет их так назовут, и методики НЛП (нейро-лингвистического программирования. Проиллюстрируем методику трѐх да фрагментом из диалога Платона «Горгий». Говорят Сократи Пол, младший софист
– Всегда, какое действие совершается, такое же в точности и испытывается. И если разрез длинный, или глубокий тот, кто, или болезненный тот, кого, тело получает такой именно разрез, какой наносит режущий
– Видимо, так.
– Кто карает по заслугам, творит справедливое, то есть прекрасное дело
– Да.
– Стало быть, тот, кого наказывают, испытывает на себе прекрасное дело
– Да.
– Всѐ прекрасное есть удовольствие или польза, то есть благо. Значит, наказание – благо для того, кто его несѐт. И очищает душу. Собеседники договариваются до того, что красноречие стоит использовать только против провинившегося
родственника или друга, чтобы принести ему пользу и выздоровление души (даже ценой его смерти. Выгораживать же следует врага. Вот чем кончается спор Пол – Нелепо, но логично. Не шутишь литы
Калликл: – Сократ, мне кажется, ты озорничаешь в речах, совсем как завзятый оратор. Сократ – Ведь я, о чѐм бы не говорил, могу выставить лишь одного свидетеля – собеседника, с которым веду разговор А истина одна. Методика трѐх да заключается в том, чтобы усыпить бдительность поддакивающего очевидному собеседника и постепенно произносить всѐ более спорные суждения, пока тот будет продолжать поддакивать по инерции. Наконец, он обнаружит себя в противоречии самому себе. (Как в Малыше и Карлсоне» А.Линдгрен, когда фрѐкен Бок спросили, прекратила ли она пить коньяк по утрам, – тоже типичный софизм. Снова вернѐмся к спору об истине. Эта тема была актуальна не только для спора Сократа с софистами, она всегда остаѐтся открытой ив исторической перспективе. Афинский оратор Демосфен (384–322 гг. до н.э.) начал с воспитания себя как оратора истого, что двойные речи отрабатывал в суде, где писал их одновременно и для истца, и для ответчика по одному делу. Но прославился Демосфен своими филиппиками, знаменитыми речами против экспансии македонского царя Филиппа (отца Александра Македонского) за сохранение афинского демократического строя. Его оппонентом выступал оратор Эсхин, вынужденный бежать из Афин после очередной риторической победы над ним Демосфена. Эсхин признал поражение и восхищался такими (дошедшими и до нас) речами
Демосфена, как О предательском посольстве и За
Ктесифонта о венке.
Однако истории было угодно, чтобы Демосфен стал свидетелем торжества дела, сторонником которого был Эсхин. Афинская демократия и независимость пали. На чьей стороне была истина в историческом споре
Эсхина с Демосфеном – остаѐтся невыясненным. Марк Тулий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Риторические трактаты-диалоги – Брут, Оратор, Об ораторе.
Риторический идеал Цицерона в арсенале оратора должны находиться философия, история, законы, этика, психология, логика, поэзия, государственное мышление, общая эрудированность, внешние и актѐрские данные. Оратор должен уметь поднимать частный вопрос до уровня всеобщих принципов. Оратор должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика, жесты и грацию великих актѐров».
Три задачи ставил Цицерон перед оратором доказать, доставить наслаждение, воздействовать на волю. При этом равно уметь пользоваться всеми видами речей и тремя стилями низким (спокойным, средним (изящными величавым (патетическим, возвышенным. Требования к речи ясность, простота, богатство выразительных средств. Марк Фабий Квинтилиан (30–96 гг. н.э.) возглавил в Риме кафедру латинской риторики в Публичной школе красноречия. Ратовал за стиль Цицерона (против позѐрства нового стиля. Трактат Квинтилиана Обучение оратора – об универсальном образовании оратора, которое приблизило бы его к цицероновскому идеалу.
ШЕСТАЯ ТЕМА. ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
1. Место риторики в культуре Ренессанса (XIII–XVI вв.).
2. Красноречие на Руси (XI–XIII вв.).
3. Риторика Древней Руси как зеркало общественных противоречий. Введение. Культура, к которой мы прикоснулись на прошлой лекции, явилась эталоном для становления латинской культуры, цивилизации Древнего Рима. Греция, ставшая провинцией Римской империи, являлась чем-то вроде университета. Языческие времена сменились христианскими, настало время Средневековья, расцвета философии схоластики и преобладания духовного христианского красноречия. Ораторское искусство претерпело значительную трансформацию. Сохранился античный канон построения речи инвенция изобретение того, что сказать, композиция (диспозиция – расположение частей, элокуция (выражение, украшение словами, мемория (запоминание) и акция (действие, произнесение. Но был утрачен риторический идеал Цицерона, согласно которому оратор должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика, жесты и грацию великих актѐров». Гомилетика искусство проповеди) ограничивала свободу оратора христианской догматикой. Проповедник выбирал лишь как сказать, а нечто. Риторика была сведена к украшению речи буквально к красноречию, что привело к распаду мысли и языка. Однако успехи в распространении христианства говорят и об успехе звучащего слова церкви. Так, брат Ришар, исповедник Жанны д’Арк, в 1429 г.проповедовавший в Париже, собирал толпы верующих. Оливье Майар, в 1485 г.
проповедовавший в Орлеане, был столь популярен, что после его отъезда два месяца чинили крыши, обвалившиеся под тяжестью слушателей. (Невольно вспоминается одна из шуток Оскара Уайльда, на которые тот был мастер (кстати, Уайльд считался блестящим оратором Я тут придумал новую христианскую ересь. Оказывается, Христос оправился после распятия и, восстав из гроба, жил до глубокой старости…Однажды в город, где он жил, пришѐл апостол Павел, ион один из обитателей плотницкого квартала не пошѐл слушать его проповедь. Так что неясно, везде ли, где ломятся крыши, присутствует Христос. Впрочем, испанский священник Винцент Феррер, славившийся красноречием и даже вынужденный проповедовать за деревянной оградой (от напора почитателей, не только хорошо говорил, но и рыдал вместе с прихожанами, и прославился своей миротворческой деятельностью он добился заключения 123 мирных актов. К сожалению, письменное изложение речей никогда не может в полной мере передать ораторский талант. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Место риторики в культуре Ренессанса (XIII–XVI вв.) Ренессанс (или Возрождение – философско-эстетическое течение в европейской культуре. Кульминация его приходится на XIV-XV вв., но первые признаки обнаруживаются некоторыми исследователями ещѐ в XII в. Суть Ренессанса – в возрождении античных науки искусств, в новом, гуманистическом, понимании человека. Гуманизм – культурное направление, ориентировавшееся на античный идеал человека, утверждавшее светское свободомыслие, творческий индивидуализм и универсальность индивида (его сопричастность всем знаниями видам деятельности, полноте и богатству жизни. Основа
23
Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. МС гуманистического образования – гуманитарные знания, греческий и латынь универсальный человек обладает честью, достоинством, добродетелями и действенным знанием. Гуманизм провозглашал также свободу воли человека, свободу мыслить и говорить. Создание первых европейских университетов явилось откликом на потребность в формировании людей, отвечавших подобному идеалу. Риторика Ренессанса видела своим предметом не истину, но мнение, приближающееся к постижению истины. Цель Риторики – речевой поступок как изменение жизни. Цель оратора

– просвещение аудитории, формирование независимости суждения. Издаются словарики языка Цицерона, отрицается средневековый Аристотель, зато – интерес к его трудам по риторике и теории аргументации. В моде – неоплатонизм.
Пико делла Мирандолла (1463–1494) в трактате Речь утверждал, что философия без риторики (то есть без публичных диспутов) – ленивая и сонная. Спор – вид состязания, необходимый для выявления и защиты истины.
Лоренцо Валла, гуманист, в трактате О наслаждении говорит, что риторику надо привлечь для обновления христианской мысли. Он против схоластического богословия, схематизма, против формальной логики. Искусство риторики, считает он, предполагает живое языковое мышление. Предметом риторики может быть всѐ изъяснимое. Сплав язычества и христианства вообще становится эстетической нормой. Он характерен для Данте, Леонардо да
Винчи, Бокаччо. Петрарка (1304–1374) первым заговорило светлой античности, о подражании древним, об очищении древней латыни от мертвящей схоластики. Он утверждал родство поэзии и правды. Античность для людей Возрождения лишена реальности, она – объект ностальгии. Утраченная безвозвратно, она может быть обретена лишь в духе. В каждой культуре прошлого – нераскрытые и неосознанные (ею самой) возможности. Культура, пришедшая ей на смену, способна открыть их. В соприкосновении культур – их обогащение. Обращаясь к прошлому, устремляются в будущее.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Красноречие на Руси (XI–XIII вв.)
Академик Д.С. Лихачѐв в 1985 г. в своей статье Слово о полку Игореве‖ и культура его времени утверждает, что Ренессанс был не только западноевропейским, но общеевропейским явлением, затронувшим в XII в, в самом своѐм начале, и наше с вами отечество. Лихачѐв пишет:
«Аналогичное древнерусскому возрождение язычества в XII в. в Западной Европе отмечает общее условие этого возрождения язычество перестало быть опасным для христианства Пережитки язычества – явления эстетического порядка».
О том, насколько Дмитрий Сергеевич был прав, мы поговорим позже. Теперь же я хочу отметить, что пережитки язычества в красноречии Древней Руси заметны уже св. Красноречие тогда питалось из двух источников 1) наследие византийского и южнославянского церковного красноречия 2) языческая образность русского фольклора. Первыми ораторами, тексты речей которых до нас дошли, были Иларион (первый русский, не из греков, митрополит Киевский, поставленный в 1051 г. Ярославом Мудрым, сыном Владимира Святославича, братом св. Бориса и Глеба,
Феодосий Печерский, Кирилл Туровский. Два основных жанра определяются в ораторском искусстве Древней Руси поучение в дидактическом красноречии (учительском) и слово в панегирическом торжественном. Поучение произносилось как моральное наставление, слово – как речь по поводу церковных и исторических дат, по поводу политических событий. Рассмотрев пасхальную речь Кирилла Туровского Слово об артосе»
24
, мы можем заметить, как непросто используется образность фольклорной веснянки, но и осуществляется перевод христианских понятий в знакомые слушателю термины
24
Слово о весне.
языческой обрядности и языческого мироощущения. (Это было обычной практикой. Мы, например, уже не задумываемся, что слово воскресение существовало до принятия христианства и обозначало ритуальное ежегодное возжигание нового огня. Вот цитата из этой проповеди Обновился мир, уже не именуется богом стихия ни солнце, ни огонь, ни источники, ни древо…Ныне небеса просветлились, освободившись от покрова тѐмных облаков, и светлым воздухом провозглашают славу господню. Не эти разумею видимые небеса, но мысленные Ныне солнце, красуяся, на высоту восходит и, радуяся, землю согревает. Это взошло от гроба наше праведное солнце Христос. Это зима языческого кумирослужения… окончилась. Ныне весна красуется, оживляя земное естество, и буйные ветры, тихо повевая, плоды умножают, и земля, семена питая, зелѐную траву рождает. Весна красная есть вера Христова, а буйные ветры – греховные помыслы, покаянием претворившиеся в добродетельные. Через метафору ведѐт пастырь недавних язычников в христианство. Суть язычества – не поклонение стихиям, а ощущение сакральности всего и мистической сопричастности всего универсуму. Каждое явление бытия – зеркало всего мироздания. Поэтому обнаружение сходства посредством метафоры – аргумент для человека, проникнутого языческим сознанием, непросто красное словцо. Но метафора должна быть убедительна, то есть действительно подобна тому явлению, которое отображает, подобна во всех своих частях. Намой взгляд, примером неудачной метафоры является знаменитое Слово о законе и благодати митрополита
Илариона
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19


написать администратору сайта