психи. Валерия Викторовича Петухова
Скачать 1.33 Mb.
|
– человеческих моделей восприятия и поведения Архетипы могут представать сознанию в двух формах в форме проекции и, реже, персонификации. В обоих случаях они несут колоссальный энергетический заряди узнаются по особого рода эмоциональной окраске образов, будь то религиозный экстаз, мистический ужас или состояние влюблѐнности. В коллективном бессознательном установлен тот источник света, который проецирует архетипы во внешний мир богов – на небо, образ вечной женственности (Анимы) – на простую смертную итак далее Боги, духи, демоны, таким образом, – реальность, но реальность психологическая оттого не менее влестная в нашей жизни. Цель человека – максимальная интеграция в сознание «содержаний» коллективного бессознательного, архетипов, представляющихся автономными. Этот процесс интеграции и есть индивидуация личности – процесс приближения к самости, подлинной индивидуальности, от отождествления себя со своей социальной маской (персоной Юнгианский анализ призван катализировать этот процесс (за попытку сочетать теорию с практикой личностного становления в стиле восточных духовных практик аналитическую психологию Юнга и называют западной йогой. Классический фрейдизм, оказав колоссальное влияние на культуру XX века, не претерпел серьѐзных концептуальных изменений и успешно применяется в медицинской и психологической практике посей день. Индивидуальная психология Адлера породила явление неофрейдизма. Аналитическая психология Юнга насчитывает в настоящее время несколько теоретических школ под общим названием глубинная психология. Идеи Юнга оказали влияние на становление в США гуманистической психологии. Таким образом, теоретический психоанализ – совокупность достаточно отличающихся друг от друга 75 психологических воззрений, объединѐнных общим предметом, это – бессознательная сфера человеческой психики. 76 СЕДЬМАЯ ТЕМА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Либидо и психологическая типологизация. 2. Типологический опросник Майерс-Бриггс (MBTI). 3. Теория коллективного бессознательного КГ. Юнга. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Либидо и психологическая типологизация В самом начале ХХ в. КГ. Юнг, молодой швейцарский врач-психиатр, самостоятельно пришѐл к открытию явления вытеснения входе ассоциативных экспериментов, проводимых им в цюрихской клинике. Это позволило Юнгу выступить в поддержку З. Фрейда – в переписке с опальным венским доктором и публично. На 1906 – 1909 гг. приходится пик дружеских отношений двух психоаналитиков и их сотрудничества. Юнга в то время называют кронпринцем психоанализа, преемником учителя. Однако уже в 1912 г. в книге Юнга Метаморфозы и символы либидо обнаруживаются принципиальные теоретические расхождения автора с Фрейдом. Уже год спустя прекращается их многолетняя переписка и все прочие контакты. Результатом продолжительного личностного кризиса Юнга после разрыва с Фрейдом становится вышедшая в 1921 г. книга Психологические типы, первое вполне самостоятельное произведение Юнга. Для Фрейда либидо – энергия влечений Эроса или Танатоса, наиболее мощных и социально контролируемых влечений человеческой психики, влечений к жизни, любви, гармонии (Эрос) и к разрушению, смерти, распаду (Танатос). Для Фрейда его сексуальная теория – идеальный научный метод, универсально всѐ объясняющий. Для Юнга сексуальная теория Фрейда – всего лишь частный объяснительный принцип (в этом качестве вполне действенный. 77 Юнг воспринимал либидо как психическую энергию вообще (Эрот – не верховное божество, сексуальность сама может иметь сакральный и символический смысл, например, понятие инцеста – шире, чем в концепции Эдипова комплекса инцест – символ возрождения, магический акт. Новое понимание либидо позволило Юнгу выдвинуть оригинальную гипотезу связи между сознанием и бессознательным посредством двух установок и четырѐх функций Эго (Я. устан. функц . ЭКСТРАВЕРСИЯ тенденция либидо на Ob ИНТРОВЕРСИЯ тенденция либидо от Ob рациональные М мыш - лени е 1. Экстравертный мыслительный Систематизация фактов. От фактов – к идее. Опасность схематизации и догматизма, морализаторства. 5. Интровертный мыслительный От идеи – к факту, факт – иллюстрация гипотезы, абстракции. Кант. Интеллектуально свободен, но м.б. рабом страстей. Ч чув- с тво 2. Экстравертный чувствующий Виртуозность внешних проявлений чувств дама, приятная во всех отношениях. Искренность чувства в пределах культурной нормы. 6. Интровертный чувствующий Ob – повод для длительного смакования чувства. Тайный обожатель дамы сердца. Монах- отшельник. Тихие воды глубоки. 78 иррациональные О ощу- ще- н ие 3. Экстравертный ощущающий сенсорный) Эстет. Делец. Всѐ подчинено достижению мах приятных ощущений. Любитель острых ощущений. Художник- реалист. 7. Интровертный ощущающий сенсорный) Художник- импрессионист передаѐт не визуальный образно субъективное восприятие его. И ин- туи- ц ия 4. Экстравертный интуитивный Чичиков: Чутьѐ возможностей объективной реальности (куда ветер дует. Биржевой маклер. Финансист. Продюсер. 8. Интровертный интуитивный Кассандра (пророк без силы убеждения. События реальности – символ инобытия, знак потустороннего мира. Восприятие архетипических тенденций – область к. б/с. Каждый из нас обладает всеми четырьмя эго-функциями и обеими установками. Но как, владея обеими руками, каждый всѐ же определяет себя как правшу или левшу, также каждый может быть отнесѐн к одному из восьми, по Юнгу, типов. Тип определяется доминирующей в сознании установкой и ведущей эго-функцией. Одна из оставшихся трѐх функций обычно бывает вспомогательной, другая, противоположная ведущей, в наибольшей степени вытеснена в бессознательное и оттуда оказывает своѐ компенсирующее влияние. С учѐтом вспомогательной эго-функции выделяют не восемь, а шестнадцать возможных типов (например интровертный интуитивный мыслительный и интровертный интуитивный чувствующий, так удваиваются каждый из классических восьми типов. Индикатор типа Майерс-Бриггс как рази учитывает вспомогательную функцию. 79 Вспомогательная эго-функция влияет на основную ведущую) следующим образом мыслительный, например, тип может обладать практическим интеллектом (влияние сенсорной вспомогательной) или спекулятивным (влияние интуитивной вспомогательной. Интуитив может быть философом вспомогательная мыслительная помогает вербализовать прозрение) или художником (вспомогательное чувство позволяет воплотить несказанное в эмоционально насыщенных образах. Компенсирующая самодеятельность бессознательных установки и функции может представлять опасность:духовный лидер, пророк, подвержен припадкам обжорства или сладострастия заботливая мать семейства благоговеет вдруг перед малопонятной ей научной теорией успешный бизнесмен оказывается зависим от астрологических прогнозов и т.п. Всѐ это – комические или скандальные последствия компенсации. Два совета по субъективному определению своего типа 1) если вы предполагаете у себя установку и функцию в качестве доминирующих, задайтесь вопросом, вы ими пользуетесь, или они используют вас (то есть обратите внимание на степень осознанности и произвольности своего поведения в соответствии с предполагаемыми доминирующими характеристиками 2) чтобы разделить практически одинаково развитые ведущую и вспомогательную функции, задайтесь вопросом, сбои в работе какой функции больше заставляют страдать ваше самолюбие Именно эта функция – вспомогательная. Путь индивидуации личностного роста, максимального расширения сознания) есть, по Юнгу, путь укрепления вспомогательной, а ненасильственного извлечения из бессознательного наиболее вытесненной туда функции. ВТОРОЙ ВОПРОС. Типологический опросник Майерс- Бриггс (MBTI) 80 Во второй половине ХХ в. на основе типологии Юнга американскими психологами Майерс и Бриггс был разработан опросник, в результате которого человек выявляет свою принадлежность к одному из 16 типов, имеющих четырѐхбуквенные обозначения. В настоящее время это буквенное обозначение во многих организациях просят указывать при приѐме на работу, так как опросник позволяет, в частности, определить склонности человека к той или иной деятельности. Типология Майерс-Бриггс характеризует предпочтения личности по четырѐм шкалам 1) E – I (экстраверсия – интроверсия, на внешнем или внутреннем мире – фокус внимания 2) S – N (сенсорный – интуитивный, как воспринимаем информацию 3) T – F (мыслительный – чувствующий, на основе чего принимаем решение 4) J – P (решающий (T или F) – перцептивный (S или N), стиль поведения во внешнем мире, для экстравертов определяет ведущую функцию, для интровертов – вспомогательную. Менее значимые сферы активности достаются дополнительному процессу, первостепенные – доминантному. Поэтому у экстравертов доминантная функция определяет поведение во внешнем мире, у интровертов – во внутреннем, а во внешнем – вспомогательная Если вспомогательные функции плохо развиты, экстраверт будет слишком поверхностным, а интроверт – слишком неловкими неприспособленным. Опросник позволяет оценить степень каждого предпочтения (каждую букву) в баллах. Методика описывает специфику каждого типа, его стиль работы и межличностных отношений. Наиболее общие значения буквенных обозначений Э) E – широта интересов (Ин) I – глубина концентрации О) S – опора на факты 81 (П) P – приспособляемость И) N – понимание возможностей Ч) F – тепло и симпатия (Р) J – организация М) T – логика и анализ Обозначения типов ISTJ / ИнОМР ISFJ / ИнОЧР INTJ / ИнИМР INFJ / ИнИЧР ITSP/ИнМОП ITNP/ИнМИП IFSP/ИнЧОП IFNP/ИнЧИП ESTP/ЭОМП ESFP/ЭОЧП ENTP/ЭИМП ENFP/ЭИЧП ETSJ /ЭМОР ETNJ ЭМИР EFSJ /ЭЧОР EFNJ /ЭЧИР ТРЕТИЙ ВОПРОС. Теория коллективного бессознательного КГ. Юнга Вернѐмся к интуитивной эго-функции, по Юнгу. Интуиция – ключ к пониманию бессознательного, бессознательное восприятие заложенных в ситуации возможностей, проявление инстинкта. Людям, как и всем животным, инстинкты позволяют опознавать типовые ситуации и действовать в них оптимальным образом. Помимо универсальных инстинктов, различаются инстинкты, присущие только одному виду, или уникальные видовые формы универсальных инстинктов способность к формированию культуры и индивидуального сознания – человеческий видовой инстинкт, требующий, однако, «доопределения»). Приметой инстинктивного зова является появление особой эмоции, нуминозной эмоциональной окраски восприятия ситуации, объекта, образа. Юнг приводил пример с мотыльком, живущем в симбиозе с растением юкка. Ни бабочка, ни юкка не могут размножаться в отсутствие друг друга. Мотылѐк может томиться смутной 82 потребностью в продолжении рода, пока не зацветѐт юкка и не запустит сложный инстинктивный механизм размножения бабочки. Точно также юное человеческое существо томится неясными грѐзами, пока не совпадѐт миллион обстоятельств физиологических и внешних, о которых сознанию этого существа ничего известно не будет. Просто произойдѐт аффективный ударив сознании всплывѐт единственное Это он (или Это она. Так происходит интуитивное узнавание. Возможно также и интуитивное предчувствие. Инстинкт – врождѐнная, безобразная схема, матрица восприятия и поведения, программа, если хотите. Понятие инстинкта сродни понятию архетипа у Юнга. Архетип вбирает в себя как биологическое понятие инстинкта, таки философское понятие идеи (Платона В сознании архетип является в форме архетипического образа. Эти образы составляют мифологию, являются в значимых фантазиях и снах. Юнг подробно исследовал некоторые, наиболее универсальные, архетипы из неисчислимого их множества персона, тень, самость, анима/анимус, мать, дитя, духи др. Религиозность, по Юнгу, человеческая форма осознания, рефлексии своих архетипов (вот почему языческие боги – персонификация психических функций, в соответствии с одной из интерпретаций. Архетипы действуют в повседневной жизни в виде проекций на реальных людей и ситуации или в виде персонификаций. Коллективное бессознательное совокупность инстинктов и архетипов. Это – общечеловеческий, расовый, национальный, наконец, семейный пакет программ, опыт предыдущих поколений, зафиксированный в психике. В заключение ещѐ раз об отличиях понятия бессознательное у Фрейда и Юнга 83 Фрейд: Личное бессознательное. Онтогенез. Комплексы. Негативное влияние (позитивное – только в форме сублимации. Юнг Коллективное бессознательное. Филогенез. Архетипы. Позитивное влияние (компенсация и руководство. 84 ВОСЬМАЯ ТЕМА. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 1. Индивидуальная психология А. Адлера. 2. Неофрейдизм: гуманистическая теория Э. Фромма. 3. Неофрейдизм: социокультурная теория К. Хорни. Эрих Фромм (1990–1980); Карен Хорни (1885–1952). ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Индивидуальная психология А. Адлера 1902–1911 гг. – фрейдистский период Адлера. Он – президент Венского психоаналитического общества, на заседаниях которого, однако, делает в 1911 г. четыре сообщения на тему Критика Фрейдовой теории сексуальности. Он, в частности, утверждал, что маскулинный протест социальный, а не сексуальный феномен. Тем самым Адлер определил своѐ теоретическое расхождение с учителем. Отличия психоанализа Адлера от теории З. Фрейда: 1. Целостность и уникальность личности (индивидуум значит неделимый, отсюда – индивидуальная психология. 2. Концепция «креативного Я а) Сознание – центр личности, осуществляющий сознательное планирование жизни б) Я-сознание – хозяин судьбы. Осмысливает опыт, может преодолеть наследственность, создаѐт жизненный стиль. 3. Мотивация определяется социальными побуждениями, а не вытесненным сексуальным влечением. 4. Мотивация из будущего преобладает над мотивацией из прошлого. Ожидания влияют сильнее, чем причины. Концепция «фикционного финализма». Последняя возникла у Адлера под теоретическим влиянием Ганса Файхингера (или Вейхингера, виной транскрипции, его книги Философия как если бы. Как если бы – фикции. Люди живут фиктивными целями и 85 представлениями. Каждый представляет себе фиктивный финал итоги ставит перед собой цели по его достижению. Цели бывают, по Адлеру 1) сознательные или бессознательные (например, сознательная цель – найти послушную жену, бессознательная при этом – найти предлог не жениться вовсе, скажем, из-за страха перед женщинами, внушѐнного в детстве доминантной фигурой матери (воспитательницы, учительницы 2) конструктивные или деструктивные (конструктивна полезна для него и для окружающих) цель врача достигнуть профессионального совершенства, хоть это и фиктивная цель, ибо совершенство недосягаемо деструктивна (для него самого и для других людей) цель тирана добиться мирового господства. Примеры отличия трѐх направлений психоанализа а) в отношении инцеста: Фрейд: инцестуальные фантазии как проявление неразрешѐнного Эдипова комплекса, детского эротического влечения к матери Юнг инцест – ритуал возрождения, обновления себя (в мифах и обрядах разных народов, например, инков Адлер секс как символ власти, фантазии об инцесте – мечты о том, чтобы одержать верх над матерью. б) в отношении гомосексуальности: Фрейд: неверный способ преодоления Эдипова комплекса, замещение эротического влечения к родителю противоположного пола идентификацией с ним Юнг гипертрофия Анимы/Анимуса, идентификация с этим архетипом Адлер мужское / женское в культуре символизируют силу и прямоту / слабость и коварное манипулирование, поэтому самоидентификация с одним из этих начал также символизирует способ преодоления неполноценности личностью и еѐ жизненный стиль, что определяет и сексуальное поведение. Основные понятия индивидуальной психологии 86 Чувство неполноценности НОРМА стремление к совершенствованию чувство собственного достоинства стимулирует предпринимать волевые целенаправленные усилия для достижения всѐ более высокого уровня физических и духовных возможностей. Три основные жизненные задачи работа, дружба, любовь. комплекс неполноценности НЕВРОЗ комплекс превосходства Преувеличенное чувство неполноценности возникает из- за 1) физического дефекта 2) чрезмерной опеки в детстве 3) или, напротив, отвержения ребѐнка родителями. Комплекс превосходства проявляется в формах а) стремления к агрессии садизм, вандализм, «маскулинный протест представителей обоих полов б) стремления к власти как к фиктивной цели (поздний Адлер назовѐт это стремлением к преодолению. Адлер признавался, что испытал влияние Ф. Ницше, его воли к власти, поэтому власть, особенно для раннего Адлера, – ключевое понятие. Жизненный стиль личности – уникальное соединение личностных черт, способов поведения и привычек – определяется характером цели. Жизненный стиль – всегда компенсация конкретной неполноценности (реальной или воображаемой. Он определяет всѐ, вплоть до манер, лексикона, стиля в одежде. В случае успеха превращает врождѐнный недостаток в достоинство, в изюминку. Жизненный стиль формируется к пяти годам, утверждает Адлер. С другой стороны «креативное (творческое) Я способно преодолеть и ранние социальные влияния, то есть волевым усилием изменить жизненный стиль. 87 Раннее детское воспоминание – ключ к пониманию жизненного стиля личности запоминается то из первых впечатлений, что является символом зрелой личности. Жизненный стиль личности, по Адлеру, может быть правильный или неправильный. Значение индивидуальной психологии А. Адлера для педагогики задача воспитателя предупредить формирование неправильного жизненного стиля. Тип личности формируется в зависимости от правильности или неправильности стиля, а также оттого, эгоистический или социальный интерес движет человеком преимущественно, высока или низка степень его активности. Социальный интерес – врождѐнный, как считает Адлер, естественный людям свойственно сообща преодолевать свою в том числе видовую, физическую) неполноценность. Адлер обнаружил четыре типа личности 1. Управляющий (эгоист. интерес / высокая активность 2. Берущий (эгоист. интерес / низкая активность 3. Избегающий (эгоист. интерес / низкая активность 4. Социально полезный тип (соц. интерес / высокая активность. Типология личности Адлера перекликается с типологией характера (в зависимости от либидинальных стадий, впервые очерченной Фрейдом в его работе Три очерка по теории сексуальности (1905 г. ВТОРОЙ ВОПРОС. Неофрейдизм: гуманистическая теория Э. Фромма. Э. Фромм называл себя диалектическим гуманистом, попытавшись создать синтез теорий З. Фрейда и К. Маркса. Его интересовал социально-исторический уровень психологических закономерностей. 88 Основные положения психоаналитической концепции Эриха Фромма: 1. Человек одинок, изолирован от природы и других людей, людям следует объединяться для любви и сотрудничества в новом обществе. 2. Любая общественная формация феодализм, капитализм, социализм, коммунизм) – попытка преодолеть базовое человеческое противоречие – бытие одновременно человеком и животным (самосознание, разум, воображение, по мнению Фромма, – человеческие свойства. 3. Существует и пять чисто человеческих потребностей 1) в привязанности 2) в трансценденции (подняться над своей животной природой, в частности, в процессе созидания 3) в корнях (в ощущении родства с другими людьми 4) в идентичности и самоидентичности (в идентификации с сообществом ив тоже время, в осознании своей уникальности 5) в системе ориентиров (в стабильном способе восприятия мира. 4. Эти потребности присущи человеческой природе, но способы реализации их детерминированы общественным порядком. Приспособление человека – компромисс между внутренними потребностями и требованиями общества. 5. В связи с необходимостью компромисса складываются типы социального характера, обычно смешанные, чистых же типов семь 1) рецептивный; 2) эксплуативный; 3) накопительский; 4) рыночный 5) продуктивный 6) некрофильный; 7)биофильный. (Мексиканские социальные слои, например, были охарактеризованы следующим образом продуктивный- накопительный – земледельцы, непродуктивный-рецептивный – бедняки, продуктивный-эксплуативный – бизнесмены. Социальный характер человека формируется под влиянием общества, но и сам характер может повлиять на тип 89 общества (то есть смена формаций может происходить и за счѐт психологической трансформации членов общества, о чѐм не говорит Маркс. 6. Цель воспитания (родителями, педагогами) – сделать так, чтобы ребѐнок хотел быть таким, каким он будет нужен данному обществу (экономически, политически и социально. 7. Больное общество не может удовлетворить базовых потребностей человека. В полной мере ещѐ ни одно общество не удовлетворяло потребности людей, но такое общество может быть создано (гуманистический коммунитарный социализм. ТРЕТИЙ ВОПРОС. Неофрейдизм: социокультурная теория К. Хорни К. Хорни стремилась обновить психоанализ, исследовать социальные отношения на семейном уровне, устранив излишнюю их биологизацию, свойственную, по убеждению Хорни, классическому психоанализу. Например, эдипов комплекс, сеточки зрения, – следствие не сексуального конфликта, а тревоги, явившейся результатом нарушений естественных отношений мать – отец – дитя. Суть критики фрейдизма со стороны Хорни: внутриличностный конфликт – порождение социальных условий жизни, а не свойство человеческой природы. Основная тревога чувство изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире (эта тревога является следствием различных форм адлерианского чувства неполноценности, усугублѐнного неверным воспитанием. Возникновение тревоги можно предотвратить в процессе воспитания, если обеспечить ребѐнку безопасность, растить его в атмосфере любви, доверия, уважения, терпимости. Если это неуда тся сделать, защитные стратегии избегания причин тревоги, на которых может фиксироваться личность, представляют собой десять невротических 90 принципиально ненасытимых) потребностей или иррациональных попыток разрешить внутриличностный конфликт, которые можно разделить натри группы 1) к людям 2) от людей 3) против людей 1) в любви и одобрении 2) в партнѐре-опекуне; 3) в узком ограничении жизни 4) в силе (в том числе в силе воли 5) в стремлении эксплуатировать других 6) в значимости (в славе, в общественном признании 7) в восхищении собой в искусственном имидже 8) в стремлении к личным достижениям (причѐм, важны не результаты, асам факт победы 9) в самодостаточности и независимости 10) в собственной безупречности (потребность скрыть и искоренить все свои пороки. ДЕВЯТАЯ ТЕМА. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Иерархия потребностей и самоактуализация человека. Феноменологическая теория К. Роджерса. 3. Основы гуманистической психотерапии. Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) 11 ; Карл Рэнсом Роджерс (ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Иерархия потребностей и самоактуализация человека Базовое положение гуманистической психологии человек, по природе своей, добр. Зло в нѐм – от хронического неудовлетворения потребностей по Маслоу), от предательства Себя-реального по Роджерсу). Гуманистическое направление возникло в американской психологии (в США) в е годы как третья сила, оппозиционная процветающим психоанализу и бихевиоризму. Между тем, гуманистическая психология очевидно восприняла 1. Из аналитической психологии 11 Теоретик. Декларировал необходимость изучения психологией душевного здоровья, а не форм патологии, и конкретных носителей оного. Стержень теории Маслоу: личность и еѐ поведение определяются степенью удовлетворения иерархически выстроенных потребностей. 12 Его теоретические воззрения – итог многолетней практической работы (помогал, в основном, клиентам, страдающим эмоциональными расстройствами. Основатель «клиентоцентрированной» терапии. Выявил формы регуляции движения по пути самоактуализации. Основа терапевтической концепции Роджерса – феноменологический принцип личность и еѐ поведение определяются уникальностью каждого человека. а) концепцию «индивидуации» (от Персоны к Самости) Юнга как основу собственной концепции самоактуализации человека (от Я-концепции или Идеального Як реальной сущности, по Роджерсу); б) Юнговскую идею о том, что все потребности человека и бытийные, и дефицитарные, по Маслоу) имеют инстинктивную природу (вспомните специфические видовые инстинкты Homo Sapiens, по Юнгу. 2. Отношение к личности, свойственное социально- ориентированным школам психоанализа. 3. Гештальт-психологское представление о целостности психики. 4. Как минимум два положения философии экзистенциализма а)«Я есть мой выбор (Сартр), то есть каждый из нас ответственен зато, кто мы есть и кем становимся.Мы в силах до некоторой степени преодолеть и наследственность, и социальные влияния что утверждает и концепция «креативного Я Адлера, ноне подстраиваясь под фиктивную цель, а приближаясь к себе, подлинному. б) Человек всегда находится в процессе становления. |