Главная страница

психи. Валерия Викторовича Петухова


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеВалерия Викторовича Петухова
Анкорпсихи
Дата22.09.2022
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2c5351af5e582d235b71cd4eb2b8806d.pdf
ТипКурс лекций
#690861
страница6 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1. Два учѐных, с биографиями которых мы только что познакомились, психологами быть не собирались, однако же их теории внесли ив психологию, ив философскую антропологию вклад, посей день определяющий мировоззрение многих людей Европы и Америки. Оба они были практикующими психиатрами, оба считаются родоначальниками психоанализа как особой медицинской практики и психологического направления, обратившего внимание на бессознательное как на новый предмет научной психологии Этапы становления психоанализа связаны также с третьим знаменитым именем – именем Альфреда Адлера, которому мы посвятим отдельную лекцию. В отличие от большинства коллег эти врачи не ограничились применением известных методик, стремясь по- новому осмыслить эмпирический материал, с которым им пришлось столкнуться. Вклад их в науку о человеке состоит в том, что они впервые, каждый
по-своему, осмелились предложить целостную модель человеческой личности, описать еѐ структуру и характер взаимодействия сознательной и бессознательной частей психики. Однако сами понятия сознания и бессознательного уже использовались прежде философами и психологами. Бессознательное в философии Эдуард
Гартман немецкий философ
XIX в, создатель философии бессознательного синтез Гегеля и Шопенгауэра, понятие бессознательное – из философии романтизма Шеллинга, а также изучения Лейбница об индивидуальностях (монадах. Суть философии бессознательного
Гартмана: мир бессознательного выводился из содержания сознания
(спекулятивно). Всякое желание порождает несчастье. Цель практической философии – довести до сознания необходимость спасения мира от бедствия желаний. Эти принципы философии Гартмана стали принципами классической психоаналитической практики на место активного бессознательного (вытесненных желаний) должен встать сознательный выбор своего поведения. Иррациональное

64 должно быть обуздано рацио. Кроме того, исходный конфликт должен быть эмоционально отреагирован в процессе трансфера (особого эмоционального отношения пациента к аналитику.
2. Пристальное внимание психоанализа к бессознательному в психике, к инстинктами интуитивным влечениям, позволяет нам отнести психоанализ к философии иррационального Парадокс же заключается в том, что Фрейд, основатель психоанализа, стоял на исключительно позитивистских позициях вообще определявших первые десятилетия существования научной психологии. Своеобразие, в своѐ время даже скандальное своеобразие, его концепции теми вызвано, что Фрейд имел научное мужество замахнуться на иррациональные феномены, так сказать, каменным топором естественнонаучного материализма
XIX в. Чуть позже мы посмотрим, как Фрейд это сделал.
3. Как мы уже знаем, знакомство Фрейда и Юнга, сначала эпистолярное, состоялось в 1906 г. Счем они оба подошли к этой встрече и почему в дальнейшем разошлись их пути Я предлагаю проследить, перефразируя В.И. Ленина, источники и составные части психоанализа – как фрейдизма, то есть классического психоанализа, таки аналитической психологии Юнга.
I. Первым источником психоанализа стала эмпирика личный опыт и Фрейда, и Юнга, потрясший их и потребовавший осмысления. Рассмотрим четыре составляющих этого опыта
1. Когда мы хотим сказать, что кто-то не вполне нормален, мы говорим, что у него не все дома, что он не в себе, то есть что именно его-то и нет, когда дома не все. Кто же там остаѐтся? Народная демонология на этот вопрос отвечает просто даже когда мы оговоримся или ненароком скажем лишнее, это значит бес попутал, чѐрт за язык дѐрнул
. Если вдруг потеряем что-то, лежавшее под рукой, просим домового поиграть да отдать

65 Но Фрейд был физиологом, врачом, атеистом, нив Бога, нив чѐрта не верили сказочный вопрос, кого же я у себя дома не знаю, мучил его, не снятый фольклорными объяснениями. Итак, артефакты, явления психопатологии обыденной жизни (таки называлась одна из работ Фрейда), досадные мелочи, такие, как оговорки, забывания, запрятывания первыми указали Фрейду на то, что наше сознание – не хозяин в доме нашей души. Не единственный хозяин, во всяком случае.
2. Фрейду и Юнгу, как и всем простым смертным, снились сны Причѐм, Фрейду казалось, что некто (или нечто) хочет помешать ему понять скрытый смысл сновидения Юнгу же, напротив, казалось, что этот некто намерен ему помочь, но способен говорить только на языке притчи, и беда нашего сознания в том, что оно не всегда способно этот язык понять.
3. Юнг обладал ещѐ и уникальным мистическим опытом, в отличие от Фрейда: родившись в семье священника, насчитывая несколько пасторов в семье своей матери, Эмилии
Прейсверк, Юнг не удивлялся тому, что некоторые его родственники слыли духовидцами. Сам Юнг уверял, что унаследовал от матери способность к непроизвольной телепатии, и что предметы имели тенденцию разлетаться на куски, когда Юнг оказывался поблизости и не в духе (так он однажды якобы напугал Фрейда). В своей летней кузине Юнг открыл талант медиума (спиритическим сеансам с участием кузины была посвящена докторская диссертация Юнга, и диагноз, поставленный девушке, испортив еѐ судьбу, навсегда рассорил Юнга с Прейсверками). Были ли в самом деле родственники Юнга духовидцами, или же все они просто были одарены богатой и мистически ориентированной фантазией в сочетании со склонностью к
5
Накануне постигшего обоих духовного кризиса, каждый увидел сон (о пациентке Ирме – Фрейд, о доме – Юнг, интерпретация которого имела большое значение для формирования оригинальной концепции бессознательного. Первая (самостоятельная) книга Фрейда таки называлась – Толкование сновидений. 1900 г. Последний год XIX встал годом рождения психоанализа.

66 мистификациям, сказать трудно. Во всяком случае сам Юнг, в отрочестве действительно пережив мистический опыт, обрѐл непосредственную веру в Бога (расходившуюся, впрочем, с христианскими догматами, но ему мало было созерцать духов и ощущать присутствие божества, ему нужно было рационально объяснить себе всѐ это.
4. Четвѐртая составляющая опыта, требовавшего научного объяснения, – явления душевной жизни больных, с которыми сталкивались Фрейд и Юнг входе своей медицинской психиатрической практики. Прежде всего это – фантастические явления диссоциации (раздвоения личности, наблюдаемые и при истерии, и при шизофрении
6
Практиковавшийся его учителями метод гипнотического катарсиса показал Фрейду, что людям часто отравляет жизнь что-то, в чѐм они не смеют признаться даже самим себе, осознание и эмоциональное отреагирование чего, однако, сделало бы их, если несчастливыми, то душевно здоровыми по крайней мере.
II. Вторым источником теоретического психоанализа стало позитивистское мировоззрение и естественнонаучные теории предшественников Фрейда и Юнга
1. Открытие психиатрией подсознания, второй, как бы временно скрытой от бодрствующего сознания человека его личности. Психиатры Жане, Брейер и Блейлер объясняли возможность образования подсознания изначальной слабостью психического синтеза у некоторых больных, приводящей к внутрипсихической перегруппировке элементов.
2. Теория Дарвина о нашем общем с животными происхождении.
3. Концепция физиолога Молешотта, согласно которой все духовные процессы имеют физиологическую основу.
4. Концепция физиолога Брюкке, видевшего живые организмы как динамические энергетические системы, на
6
Подробнее см.:курс лекций С.Н. Лютовой Социальная психология личности.

67 которые, в частности, как и на все остальные, распространяется закон сохранения энергии.
Фрейд до встречи с Юнгом. Введѐнный Фрейдом термин бессознательное был призван подчеркнуть качественное отличие описанной им нормальной сферы психики от болезненного подсознания. Фрейд первым пришѐл к выводу о том, что в структуре психики нечто противостоит сознанию не как вторая, латентная, сознательная личность, не как подсознание. Бессознательное, по Фрейду, – область исходных влечений и содержания, обособившиеся от области сознания в результате вытеснения Расщепление же
Я-сознания при диссоциации – результат запрета на компромиссы между основными установками. По Юнгу же, бессознательное

прапсихика, психическая представленность человеческих инстинктов – через интуицию и эмоциональную еѐ окраску
Фрейд вошѐл в историю науки как автор
психодинамической теории взаимодействия сфер личности нейрофизиологическое возбуждение, вызванное естественной физиологической потребностью, в случае невозможности немедленное удовлетворить приводит к неприятному скоплению энергии. Образуется напряжение, требующее разрядки. Если разрядка оказывается невозможна (например, когда физиологические потребности человека приходят в столкновение сего этическими принципами, источник возбуждения перестаѐт осознаваться. Происходит это посредством защитного механизма вытеснения(потребности). Весь эмоционально, энергетически, заряженный комплекс
элементов травмирующей ситуации (у «комплексующего» субъекта) вытесняется в область бессознательного по закону сохранения энергии. Но всѐ равно, уже из бессознательного, этот комплекс требует энергетической разрядки, пробиваясь к поверхности сознания в оговорках, образах сновидений ив невротических симптомах. Осталось назвать эту энергию. Естественно было бы предположить биологически наиболее значимой энергию сохранения и продолжения жизни. Фрейд назвал еѐ либидо,

68 энергией эротического влечения. Позже Фрейд признал наличие и противоположного влечения – влечения к смерти, разрушительную энергию Танатоса (названную по имени древнегреческого бога смерти. Теория энергии либидо легла в основу психосексуальной теории которой Фрейд прославился и за пределами научного сообщества. Популярна стала также и его гипотеза, согласно которой вся история и вся культура человечества питается энергией вытесненных влечений посредством защитного механизма сублимации энергии
7
В самом деле, что более, чем сексуальность и агрессивность, требовали держать в узде традиции европейской культуры В своей теории сексуальности Фрейд обрѐл строго научный (что для него означало естественнонаучный) метод объяснения наиболее загадочных феноменов человеческой психики. Очевидный материализм его концепции призван был, по его собственному признанию, служить бастионом против спиритуализма, мистицизма – оккультизма всякого рода. Однако Фрейд не чужд был образности в изложении своих теорий и использовал мифологемы для условного обозначения вскрываемых им психологических закономерностей. Так психосексуальная теория Фрейда, помимо имѐн богов Эроса и Танатоса, в качестве ключевой метафоры использует древнегреческиймиф об Эдипе
8 7
О названных и др. защитных механизмах см. подробнее Лютова
С.Н. Социальная психология личности
8
У фиванского царя Лая и его жены Иокасты родился сын, которому предрекли страшную судьбу ему суждено было стать убийцей отца и супругом собственной матери. По приказу царя, мальчику перебили ноги и бросили его умирать, но пастух нашѐл младенца, дал ему имя (―Эдип‖ значит с опухшими ногами) и отнѐс к бездетному царю Коринфа Полибу. Когда Эдип стал юношей, он обратился к Дельфийскому оракулу, и Пифия, не открыв происхождение Эдипа, дала тоже прорицание, что дано было и при его рождении. Ужаснувшись,
Эдип решил обмануть судьбу и не возвращаться в Коринф. На пути из
Дельф в Фивы юноша убил в ссоре знатного мужчину и всех его слуг, кроме одного.

69 В окончательном варианте психодинамической теории
Фрейда человеческая психика состоит из трѐх сфер – Я (Эго),
Сверх-Я (Супер-Эго) и Оно (Ид), связанных энергетическими взаимодействиями
9
Коллеги Фрейда после опубликования первых его самостоятельных работ стали воспринимать венского доктора именно в традициях ханжества европейской культуры, то есть как развратника и извращенца, особенно после того, как Фрейд посягнул на невинность младенцев, открыв в 1905 г. стадии детской сексуальности, зависящие от области фиксации либидо. Имя Фрейда стало неприлично произносить вслух. Все от него отвернулись, кроме тесного кружка сторонников.
Юнги Фрейд. Именно в это время летний преуспевающий доктор Юнг рискнул своей научной репутацией, начав ссылаться на работы Фрейда в своих публикациях, а позже инициировал переписку с Фрейдом, сообщив ему, что самостоятельно обнаружил механизм вытеснения входе так называемых ассоциативных экспериментов в клинике Бурхгельцли. Кроме того, Юнг писал Фрейду, что Блейлер разрешил ему в этой цюрихской клинике практиковать психоаналитический метод свободных ассоциаций, и поэтому Юнг нуждается в руководстве
Фрейда. Сотрудничество и личная дружба двух врачей крепли, пока в В Фивах Эдип разгадал загадку Сфинкс, терзавшей городи за это был избран царѐм, получив, по обычаю, в жѐны вдову убитого разбойниками прежнего царя. Двадцать лет супруги были счастливы, вырастили четверых детей Полиника, Этеокла, Антигону и Исмену. Но однажды Дельфийский оракул потребовал изгнать из Фив убийцу прежнего царя Лая, чтобы город избавился от моровой язвы. Входе расследования Эдип выяснил страшную правду о себе и выколол себе глаза золотой застѐжкой, снятой с платья повесившейся Иокасты. Сыновья изгнали его из Фив, дочь-сестра Антигона взялась сопровождать слепца в его странствиях. В конце концов Эдип находит приюту Тесея, но вскоре отправляется в последний путь – в подземное царство Аида.
9
Подробнее см Лютова С.Н. Социальная психология личности С. 18-25.

70 работах Юнга не стало слишком заметно влияние третьего источника психоанализа.
III. Третий источник психоанализа
– философия иррационализма. В психиатрии Юнг нашѐл сферу пересечения двух своих давних интересов – к естественным науками к философии. Наукам, по его словам, не хватало смысла, философии – фактов. Факты бессознательного требовали от Юнга, прежде всего, философского осмысления. Позитивистских концепций для интерпретации его опыта оказалось недостаточно. Но ещѐ слет, в отличие от Фрейда, Юнг самостоятельно начал свои философские штудии. Из античных философов Платон вызвал у Юнга наибольший интерес, несмотря на длинноты в диалогах. Позже Юнг говорил, что весь психоанализ восходит к двум метафорам Платона психоанализ Фрейда – к метафоре колесницы-души из диалога «Федр», собственная теория Юнга – к метафоре пещеры из Государства. Средневековая схоластика оставила Юнга в недоумении (как будто люди, никогда не видевшие слона, всѐ пытаются доказать друг другу его существование. Дыхание жизни Юнг впервые ощутил в немецкой мистике
XIII – XIV веков, в работах Экхарта, но тот всѐ же остался чужд. Место Экхарта вскоре занял Сведенборг (шведский теософ-мистик и спирит XVIII в, воспринимавший откровения из Царства Духа. От излишней восторженности по поводу фантастической метафизики Сведенборга Юнга излечили
«Грѐзы духовидца» Канта, посвящѐнные
Сведенборгу. Теперь Юнг зачитывался Кантом. Его потрясла теория познания Канта:непознаваемость вещи в себе и мир явлений, структурируемый априорными понятиями. Гармония кантовской мысли стала силой, дисциплинирующей ум Юнга ив дальнейших его философских изысканиях, главной удачей которых стал, наконец, Шопенгауэр. Он был первым, явившим страдание мира, смятение и страсти, первым, заговорившим о мрачной слепоте творящей мир воли, но решения проблем не предлагал. Юнг впоследствии открыл для Фрейда философию

71 бессознательного Гартмана. Ницше очаровали напугал Юнга одновременно. Юнг был близок к идентификации с
Заратустрой, но, вместе стем, не забывал, как в родном для Юнга Базеле люди, помнившие конец Ницше, рассказывали анекдоты из его жизни. Пугала очевидная болезненность
Заратустры и наивность философа, метавшего бисер перед свиньями. Всю жизнь Юнг тщательно следил затем, чтобы его иррациональное и даже идеалистическое учение, в отличие от философских спекуляций, было одето в броню фактов и естественнонаучных гипотез. Юнг, Фрейд и Адлер.
Из всех основателей психоанализа в наибольшей степени под влиянием Ницше оказался А. Адлер, построивший свою индивидуальную психологию на базе ницшеанской концепции воли к власти. Юнг считал, что неприятие Фрейдом Адлера было на самом деле его неприятием Ницше. Юнг полагал, что, как власть немыслима без Эроса харизматическая власть, таки Эрос сталкивается в своих владениях с проблемой власти. Фрейд же и Адлер пытались разорвать пополам этот цельный феномен, водрузив Любовь и Власть в качестве кумиров в своих душах. Юнг был убеждѐн, что архетип монотеистической религии сыграл с Фрейдом злую шутку биологический принцип сексуальности стал чем-то вроде догмы, вызывавшей у Фрейда очевидный священный трепет. В борьбе против мистики и оккультизма Фрейд возвеличил новое божество. Обожествление научного метода стало личной драмой Фрейда, по мнению Юнга. Впрочем, за несколько лет до своей смерти Фрейд, уже не имеющий возможности выступать, дописывает несколько лекций к своему курсу Введение в психоанализ. В XXX лекции
Фрейд свидетельствует наличие скрытых телепатических явлений, которые наблюдал в своей практике и не имеет средств объяснить. Это уже не тот Фрейд, который в
1909 г. заклинал Юнга придерживаться сексуальной теории как бастиона против потока чѐрной грязи – оккультизма.

72 Источники психоанализа Юнга Сам Юнг с годами всѐ более оправдывал опасения Фрейда, заметившего в кронпринце психоанализа (каковым одно время все считали Юнга) склонность к мистицизму.
IV. Четвѐртый источник психоанализа. В германских странах II половины XIX вдело было явно нечисто призрак коммунизма, явившийся К. Марксу, был не единственным, бродившим тогда по Европе. Романтически и мистически окрашенный сонм духов германского почвенничества, пожалуй, преобладал. С идеей национального возрождения была связана и идея германского бога в сердце, использовавшая в качестве метафоры языческий колорит германского эпоса. К концу же XIX в. неоязычество обратилось к мистериальной практике отправления календарных обрядов немецкий фашизм позже сыграет на этой струне германской души, но кто мог предположить это в то время. Русский поэт М. Волошин писал, что блестящие успехи археологии на рубеже столетий будто бы выпустили входе раскопок на поверхность земли живой дух античности. Языческие боги перестали быть только историей, но нашли своих поклонников, мифы показались вдруг осязаемой реальностью.
Всѐ это создавало благодатную почву для интуитивного язычества Юнга и его увлечѐнности мифологией, сакральный смысл которой открылся Юнгу, благодаря Фридриху Крейцеру.
Всѐ это способствовало в дальнейшем созданию юнгианской теории коллективного бессознательного.
V. Пятый источник психоанализа.
Ещѐ один русский поэт – Андрей Белый (Б. Бугаев, создатель эстетической концепции русского младосимволизма, был дружен с Эмилием Метнером (издателем, братом известного композитора, впоследствии пациентом и другом Юнга.

73 Есть основания полагать, что входе терапевтических бесед с Э. Метнером вовремя Мировой войны Юнг почерпнул достаточно идей русского символизма, чтобы, творчески переосмыслив их и синтезировав с прочими источниками психоанализа, создать собственную теорию архетипов коллективного бессознательного Юнг после Фрейда

1. Юнг, собственно, ничего не имел против Фрейдовой теории сексуальности. Нов том биологическом виде, в каком она явилась у Фрейда, Юнг рассматривал еѐ лишь частным случаем объяснения некоторых психических заболеваний. Даже сексуальность для Юнга приобретает иной, сакральный и символический, смысл, в чѐм-то близкий восприятию пола русским философом Василием Розановым. В книге 1912 г. Либидо его метаморфозы и символы Юнг, в частности, рассматривает инцестуальное влечение не как запретную страсть сына к материно как известный во многих религиях мира символ возрождения, как магический акт мистерии.
2. Юнг создаѐт свои методы психоанализа, принципиально отличные от метода свободных ассоциаций
Фрейда. Это метод активного воображения, использующий технику вхождения в полутрансовые состояния, и метод амплификации расширения образов фантазии в мифологическом контексте. Посредством этих методов выведя себя самого из личностного кризиса, Юнг достиг инсайта: почувствовал себя способным создать собственную теорию бессознательного.
3. Теория коллективного бессознательного Юнга. Если бессознательное у Фрейда можно назвать онтогенетическим или личным, то есть прижизненно формирующимся, то коллективное бесознательное у Юнга формируется входе филогенеза, эволюции от животных пращуров до наших ближайших предков.
10
См Юнггрен М. Русский Мефистофель Жизнь и творчество Э.
Метнера. СПб., 2001.

74 Коллективное бессознательное общее достояние человечества, представляет собой совокупность архетипов

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта