Главная страница

психи. Валерия Викторовича Петухова


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеВалерия Викторовича Петухова
Анкорпсихи
Дата22.09.2022
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2c5351af5e582d235b71cd4eb2b8806d.pdf
ТипКурс лекций
#690861
страница3 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
– формулируется так при увеличении силы раздражения в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической. Предмет психологии Вундта – сознание то есть осознаваемый внутренний опыт, доступный самоотчѐту, а не абстрактная душа. Задача психологии Вундта: поскольку ассоциации – основа психической деятельности (по Гартли), выявить закономерности ассоциаций между впечатлениями, которые мы можем осознать. Для этого а) выделить элементы сознания б) описать свойства сознания в) выявить связи (ассоциации) элементов – в пространстве и времени, причинные, по контрасту, смысловые (например, букв в слове, ритмические. Метод психологии Вундта: аналитическая интроспекция. Специально обученные интроспекционисты давали устный отчѐт об элементах своего сознания, избегая ошибки стимула вспомните удава, проглотившего слона у де Сент-
Экзюпери). Что это такое, мыс вами узнаем, проведя собственный эксперимент. Эксперимент №1. Вы – интроспекционист. Что вы видите на рисунках
1) Пейзаж – Ошибка стимула Прямоугольники, отрезки и т.п.? – Совершенно верно

26 2) Но бывают рисунки, которые нам нетрудно созерцать взглядом интроспекциониста.
3) Ошибка стимула Охотник с собакой только что прошли мимо дыры в заборе.
3) Ошибка Бабушка моет пол. Вы научились методу Теперь – эксперимент Вундта. Первый (ноне единственный) прибор, с помощью которого
Вундт изучал сознание – метроном. Эксперимент №2. Испытуемый слышит ряд ударов метронома. Через небольшой временной интервал – ещѐ точно такой же. Не считая удары, испытуемый должен сравнить количество ударов. Входе подобных экспериментов Вундт выявил
1) Существует определѐнный объѐм сознания (16 – 40 элементов, то есть ударов метронома в данном опыте. Это количество элементов, которые испытуемый воспринимает как единое целое, не считая. (Теперь это называется объѐм восприятия) Восприятие в объѐм сознания Вундт называл перцепцией.
2) Существует определѐнный объѐм внимания (7+/-2 элемента. Это количество элементов сознания, которые испытуемый в данный момент воспринимает ясно и отчѐтливо. Теперь это называется объѐм кратковременной памяти ясно и отчѐтливо, но ненадолго мы схватываем семизначный номер незнакомого телефона. Восприятие в объѐм внимания и процесс укрупнения единиц сознания (например, Бога не Бог) Вундт называл апперцепцией.

27 3) первое свойство сознания оно ритмично (невольно все объединяют удары метронома по 2, 3, 4).
4) второе свойство сознания оно имеет структуру
(определѐнное количество ударов метронома навязчиво воспринимается как целое, как песенка, разная в зависимости от кажущегося ритма. При этом только строго определѐнное количество ударов воспринимается отчѐтливо в данный момент. Из сказки Катаева: Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвѐртая мерещится.

5) Сознание – целое, состоящее из элементов. Психика
– сложная структура этих элементов, построенная на ассоциативных связях. Элементы сознания делятся Вундтом на объективные ощущения) и субъективные (чувственный тон ощущения. Объективные элементы отражают свойства объекта восприятия качество (стук, звон, локализацию, длительность, частоту, интенсивность (зависит оттого, находится ли в поле внимания. Субъективные элементы отражают свойства субъекта восприятия и имеют координаты по трѐм осям удовольствие – неудовольствие, напряжение – разрядка, возбуждение – успокоение. И те и другие бывают простыми или сложными. Сложное ощущение – это представление, сложный чувственный тон
– это равнодействующая в сознании простых чувственных тонов. Чувства а) связаны ассоциативно с представлениями (на стимульное слово «зелѐный» стандартные ассоциативные ответы – лес, крокодил б) соединяют ощущения, благодаря родственности чувственных тонов (сухой стук метронома – сухое печенье. Сложное ощущение, его восприятие, состоит из суммирования восприятий простых ощущений и ассоциированных сними образов из памяти, прошлого опыта. Метафора сознания, по Вундту, – сетчатка глаза
Внешний круг – поле сознания средняя зона – поле внимания центр – фокус сознания.

28 Э. Титченер, ученик Вундта, основал общество экспериментальной психологии в США. Его метафора сознания
«волнавнимания»:
А А – поле внимания С - поле сознания
В – сила внимания (высота волны.
В
С Волна поднимается рывком, на еѐ гребне – ясность и отчѐтливость ощущений в поле внимания. Как только концентрируем внимание на фрагменте изображения, он словно вздымается (на гребне волны) над фоном остального рисунка. Вундтовская модель, только развѐрнутая в пространстве, показывающая уровни сознания. ТРЕТИЙ ВОПРОС. Критика структурной психологии У. Джеймс, философ, основатель прагматизма, теоретик функционального подхода к психологии сознания, утверждал вопреки Вундту, что сознание – не только структура, но и процесс. Свойства сознания, по Джеймсу а) индивидуально-личностный характер б) неповторимость (Гераклит сказал Нельзя дважды войти в одну и туже реку. Поток сознания – термин- метафора Джеймса в) неделимость и непрерывность (Джеймс Традиционная психология описывает дело так, будто река состоит изв дер, чаш, бадеек и прочих ѐмкостей, содержащих воду. Даже если

29 бы вѐдра и кастрюли, действительно, стояли в потоке, между ними продолжала бы течь свободная вода г) избирательность и непроизвольность. Метафора птицы в сознании чередуются устойчивые и изменчивые состояния, подобно тому, как птица то парит, то машет крыльями. Основные претензии прочих критиков структурной психологии были к методу интроспекции. Выявленные к началу XX в. ограничения метода интроспекции

1) он делает доступным лишь собственное сознание маленькие дети и животные вообще не могут изучаться
2) нельзя одновременно и сознавать нечто, и давать отчѐт;
3) обученность испытуемого ставит под сомнение объективность отчѐта (нет ли подтасовок
4) субъективность отчѐта (теперь именно субъективный

отчѐт наивного испытуемого как метод используется в психологии
5) всѐ более усложняющийся язык отчѐтов.
Освальд
Кюльпе
(1862–1915), представитель
Вюрцбургской школы психологии (изучавшей мышление, применял метод систематической (а не аналитической) интроспекции, то есть ретроспективной рефлексии акт сознания можно наблюдать только после его свершения, а не в процессе. Отчѐты давались задним числом. Однако на смену восприятию сознания в качестве синонима психики приходят другие подходы, будет определѐн новый предмет науки, найдены другие методы.

30
ТРЕТЬЯ ТЕМА. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
1. Восприятие в гештальтпсихологии.
2. Мышление в гештальтпсихологии. Макс Вертгеймер (1880–1943); Курт Коффка (1886–1941);
Вольфганг Кѐлер (1887–1967); ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Восприятие в гештальтпсихологии (в нем. яз. – форма, организация, конфигурация) – некая целостная структура, обладающая особым, новым качеством по сравнению с суммой своих частей. Гештальтпсихология психология формы – возникла в Германии перед I Мировой войной и развивалась как теория, оппозиционная структурной психологии сознания Вундта и бихевиоризму, о котором речь пойдѐт наследующей лекции. Сточки зрения представителей гештальтпсихологии, единицы сознания – не отдельные элементы, но гештальты, целостные формы. Так, знакомое лицо мы воспринимаем именно (и сразу) как лицо, а не как «нос+губы+глаз+другой» итак далее. Восприятие форм – врождѐнное свойство (в эксперименте только что вылупившиеся цыплята пытаются клевать точки округлой формы, а не какой бы тони было другой. Метод гештальтпсихологии – феноменологический описание данных непосредственного опыта (описать в целом значит объяснить, наивность субъективного отчѐта методологически противопоставлялась интроспекции. В этом смысле гештальт-психологи ратовали как раз за ошибку стимула при описании объекта восприятия.

31 Мы знаем шесть психических процессов внимание, память, воображение, ощущение, восприятие (перцепция, мышление. Исследованием гештальтов в восприятии занимались
Вертгеймер и
Коффка, немецкие экспериментаторы. Хотя первым ещѐ в XIX в. фон Эренфельс обратил внимание на так называемый акустический феномен мелодия остаѐтся неизменной в разных тональностях, несмотря на то, что все звуки (все элементы) при этом меняются Это наблюдение предшествовало открытию гештальта. Собственно гештальтпсихология началась с обнаружения
Вертгеймером оптического феномена («фи-феномена», или
«гештальт-феномена», феномена кажущегося движения. Эксперимент № 1 Вертгеймера: если смотреть на две лампочки, попеременно вспыхивающие через достаточно большой временной промежуток, можно увидеть то, что есть – две лампочки если они будут вспыхивать через очень маленький временной промежуток, нам будет казаться, что мы видим две одновременно горящие лампочки. Если же временной интервал между вспышками будет средним (0,05 –
0,1 с, возникнет этот самый феномен будет казаться, что свет перескакивает с одной лампочки на другую. Мы видим уже не лампочки (светящиеся точки, но движение, новое целое, несводимое к сумме частей Теперь мы можем наблюдать этот феномен в ѐлочных гирляндах, где огоньки будто пробегают вдоль гирлянды. Собственно, и кинематограф – нечто иное, как феномен кажущегося движения. Эксперимент № 2 Коффки: экспериментатор делил студенческую аудиторию пополам и давал каждой половине каждой группе) особую перцептивную установку. Установка могла быть визуальной или только словесной одной группе обещали показывать рисунки, изображѐнные чѐрной тушью на белом листе, другой группе обещали предъявить белые изображения нач рном фоне. Затем обе группы объединяли и показывали всей аудитории одни и те же изображения. Эффект (называемый эффектом последействия фигуры, или эффектом фиксации установки) заключался в том, что

32 испытуемые, получившие разные перцептивные установки, видели совершенно разные вещи водном и том же рисунке. Эксперимент повторять не будем, но посмотрим, какие принципы восприятия выявили гештальт-психологи входе своих экспериментов.
1. Фон / фигура».Что бы мы ни воспринимали (не только глазами, нос помощью любых органов чувств своѐ имя в гуле голосов, запах духов в прокуренной комнате и т.п.), мы всегда воспринимаем по принципу фигура на фоне. В зависимости от фиксированной установки мы можем (см. рисунки Рубенса, например) видеть белую фигуру нач рном фоне или чѐрную фигуру на белом фоне. Фон и фигура не существуют друг без друга, они могут быстро меняться местами, но невозможно увидеть и белое, и чѐрное в качестве фигуры одновременно. Признаки фигуры имеет характер вещи (имеет предметный смысл, ей принадлежит контур, цвете более интенсивен (белый рисунок нач рном фоне кажется белее листа, на котором всѐ это изображено, хотя реально цвет одинаков. Признаки фона имеет характер неопределѐнной субстанции, кажется изображѐнным на заднем плане рисунка вспомните метафору сознания Титченера: фигура – на гребне волны внимания, фону еѐ основания. У одном из романов
Карлоса Кастанеды дон Хуан предлагает ученику (в порядке духовной практики) потренироваться видеть не листья дерева на фоне просветов, а просветы на фоне листвы. Принцип восприятия фигуры на фоне можно интерпретировать не только буквально, он распространяется не только на восприятие органами чувств. Иногда увидеть в качестве фигуры то, что прежде казалось неразличимым фоном, значит не только обогатить своѐ восприятие, но и переменить ход жизни. Увидеть достоинства человека на фоне его недостатков, а не наоборот, или избавиться от несчастной любви, выделив на фоне своего прежнего избранника кого-то более вам подходящего, может быть, вы его просто не замечали. На таком вот иносказательном истолковании

33 принципа «фон/фигура» основаны некоторые терапевтические примы гештальтпсихологии.
2. Принцип заполнения пробеловоснован на том, что наше восприятие стремится объединять разрозненные элементы в единое целое, очерчивать единым контуром. Так, мы видим не чѐрточки пунктира, а силуэт, пунктиром нарисованный. Звѐзды на небе мы привыкли объединять в созвездия, причѐм, в соответствии с принципом простоты, склонны, прежде всего, видеть ковша не Большую Медведицу или Лося древнерусское название этого созвездия.
3. Принцип группировки элементов поблизости, сходству, непрерывности. Принцип влияния на восприятие перцептивной установки и актуального состояния субъекта восприятия Воспринимая, мы непроизвольно интерпретируем свои ощущения, поэтому в первую очередь видим ток чему привыкли, или что имеет для нас актуальный смысл. Поэтому рисунки, подобные известным двойным рисункам-иллюзиям
Боринга и Рубенса, могут быть использованы при проективном
тестировании.
ВТОРОЙ ВОПРОС.Мышление в гештальтпсихологии – познавательный психический процесс опосредствованного и

обобщѐнного отражения действительности, часто представляющий собой процесс решения задачи Как и другие психические процессы, мышление свойственно не только человеку
2
В. Кѐлерв США, исследуя мышление шимпанзе с позиций гештальтпсихологии, обнаружил явление, названное им инсайт (от англ. insight – проницательность, понимание, сходное с понятием гештальт в восприятии.
2
См Зорина ЗА, Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных Учебное пособие. М, 2002.

34 Эксперимент № 3 Кѐлерас шимпанзе по имени Султан его называли Архимедом среди обезьян. Условия эксперимента:вольер Султана, в котором много всяких предметов, в том числе две короткие твѐрдые трубки, так подобранные по диаметру, что могут быть плотно вставлены друг в друга рядом с вольером лежит банан, так далеко, что ничем имеющимся под рукой Султан до него не дотянется. Входе эксперимента Кѐлер наблюдал три фазы инсайта:
I фаза – беспорядочной активности:обнаружив, что банан просто так не достать, Султан начинал метаться, злиться, приходил в отчаяние.
II фаза – релаксации наконец, Султан садился и задумчиво созерцал всѐ содержимое вольера.
III фаза – реализации, собственно инсайта, или «ага-
реакции»: Султан неожиданно вскакивал (видимо, восклицая про себя нечто вроде эврика, и быстро решал практическую задачу. то есть в данном эксперименте (а он был не единственным) составлял трубки и доставал этим изготовленным длинным орудием банан.
Важно, что выход из проблемной ситуации был найден Султаном посредством построения нового гештальта, восприятия новых, ранее не замечаемых отношений между предметами. Чтобы понять, что же происходит в ситуации инсайта, обратимся к схеме решения творческой задачи, предложенной У. Джеймсом
M
S P
S – ситуация, условия задачи (всѐ, что перед глазами Султана в эксперименте Кѐлера).
P – то, что нужно субъекту для выхода из ситуации длинная рука
M – существенный атрибут ситуации, обладающий свойством P общая длина и совместимость трубок

35 Проницательность, по Джеймсу, (то есть инсайт) – способность обнаружить существенный атрибут ситуации

(M), обладающий искомым свойством (P). Принцип решения творческой задачи (то есть новой, не типовой, согласно выводу гештальт-психологов, заключается в следующем противоречие между условиями

(S) и требованиями (P) само стимулирует процесс нахождения M. Здесь также обнаруживается принцип «фон/фигура»: проницательность – умение выделить определѐнное свойство предмета в качестве фигуры на фоне всех других его свойств (длину и совместимость трубок на фоне из цвета, запаха, твѐрдости, тяжести, температуры и прочего. Султан выделил бы в качестве фигуры другие свойства трубок, если бы, например, захотел метнуть их в Кѐлера, не дающего банан. Проницательность Султана выразилась в том, что он смог выделить из всех доступных ему в вольере предметов именно трубки, вместе обладающие свойством длинной руки. Элементы ситуации подверглись, таким образом, бессознательной перегруппировке решение задачи было найдено интуитивно, а не посредством формальной логики.
Инсайткачественное изменение в поведении, такая целостная организация всех элементов проблемной ситуации, которая позволяет определить и устранить исходное противоречие между условиями и требованиями. Способность к инсайту, по Кѐлеру, – признак интеллекта. Обладающее интеллектом существо способно
1) изготавливать орудия
2) решать задачи обходным путѐм (в прямом и переносном смысле. В прямом смысле обходным путѐм решала задачу собака Эксперимент № 4 Кѐлера: выбегая из двери, собака тотчас попадала в П-образную клетку, за пределами которой напротив двери лежала приманка. Между стеной, в которой была дверь, и сторонами клетки оставались зазоры, в которые собака легко могла пролезть. Глупая собака оставалась тосковать внутри клетки, отделѐнная решѐткой от приманки. Умная (то есть обладающая интеллектом) собака заставляла себя временно

36 отвлечься от созерцания приманки, чтобы вернуться к двери, обойти клетку снаружи и эту приманку взять. Эксперименты №№ 5 и 6 Кѐлера: 1) Глупый шимпанзе наблюдал заумными делал тоже самое, но по частям подставлял ящики водном месте клетки, прыгал в другом 2) Хорошая ошибка Султан мечтал, печально выкладывая дорожку из ветоши, подпихивая еѐ по направлению к банану, если из вольера убирали все прочие инструменты. Гештальтпсихология осталась в истории психологии связанной с именами своих основателей. Но ею был дан импульс к развитию
1) экспериментальной психологии восприятия
2) когнитивной психологии
3) современной гештальт-терапии, основателем которой считается Ф. Пѐрлз.

37
ЧЕТВЁРТАЯ ТЕМА. БИХЕВИОРИЗМ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Классическое обусловливание.
2. Инструментальное (или оперантное) научение.
3. Необихевиоризм и когнитивная психология. Физиологи, на работы которых опирались бихевиористы: Иван Петрович Павлов
(1849–1936); Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927). Психологи Джон Уотсон (1878–1958); Эдуард Торндайк
(1874–1949); Беррес Скиннер (1904–1990); Эдуард Толмен
(1886–1959); Джордж Келли (1905–1967). ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Классическое обусловливание
1913 г. Публикация в США статьи Дж. Уотсона Психология сточки зрения бихевиориста» ознаменовала революцию в психологии произошло выдвижение нового предмета науки (англ. behavior – поведение. Бихевиоризм – психология поведения
Уотсон заявлял, что интроспекция – субъективна, а сознание вообще не поддаѐтся изучению объективным, то есть, по мнению Уотсона, естественнонаучным методом. Естественнонаучному методу подвластно лишь
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта