Главная страница

психи. Валерия Викторовича Петухова


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеВалерия Викторовича Петухова
Анкорпсихи
Дата22.09.2022
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2c5351af5e582d235b71cd4eb2b8806d.pdf
ТипКурс лекций
#690861
страница5 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
4. После ранней кончины Выготского его исследования продолжил наиболее одарѐнный из учеников, АН. Леонтьев, выдвинувший гипотезу происхождения деятельности и сознания (об этом поговорим подробнее при рассмотрении третьего вопроса. Итак, культурно-историческая теория – это
1) марксистский принцип изучения психики
2) теория, рассматривающая психологию как науку о законах порождения и функционирования психики.

Под психикой следовало понимать отражение индивидом объективной реальности в деятельности человека ив поведении животных Таким образом, мы сталкиваемся с ещѐ одним представлением о предмете психологии. Объективная реальность – прежде всего, среда обитания. Можно выделить два типа среды гомогенная (однородная) и гетерогенная (разнородная. Гомогенная среда живому существу нужно двигаться туда, где концентрация полезных веществ больше. Существо это – всегда в контакте с полезными веществами (с кормом, кислородом и т.п.), ему ненужно отражать реальность. Для распознавания концентрации полезных веществ живое

49 существо, сформировавшееся в гомогенной среде, обладает раздражимостью

– способностью реагировать на биотические (биологически значимые) свойства среды Гетерогенная среда жизненно важные вещества в такой среде предметно оформлены, их может и не случиться поблизости. Для добывания их живому существу необходим активный поиск. А для осуществления поиска уже нужно иметь представление а) о собственных потребностях (в форме голода, например б) о состоянии среды. В дополнение к простой раздражимости возникает чувствительность – способность отражать абиотические свойства среды то есть свойства, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими, являющиеся их сигналами следы зайца, шорох мыши для лисицы, например. Психикой обладают существа,
наделѐнные чувствительностью (Об интеллекте, высшей стадии развития психики, Выготский писал, ссылаясь на Кѐлера). По сути критерием психики является возможность совершения ошибки и способность быть обманутым достаточно привести пример с пауком, выбегающим из укрытия в надежде на муху после того, как к его паутинке прикоснулись звучащим камертоном.

50
Таблица Стадии развития психики в филогенезе Признаки стадий Стадии Тип среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения или сохранения двигательного опыта) Элементарная сенсорная) Гетерогенная, предметная Абиотические свойства среды Ощущение Инстинкт безусловные рефлексы, Перцептивная стадия восприятия) Гетерогенная, предметная, где предметы – в отношениях, типа условие результат Совокупность свойств, то есть предмет в целом. Образы восприятия
(перцепты) Навык (условные рефлексы, результат научения Стадия интеллекта Гетерогенная, предметная, где предметы между собой в многообразных отношениях Отношения между предметами в какой среде живѐт, такую и отражает.
Инсай
т как постижение целостной предметной ситуации Интеллект. поведение фазы подготовки и реализации, между

«ага-
реакция». Решение задачи с помощью орудий или обходным

51
путѐм. Возникает закономерный вопроса чем же мы от животных отличаемся ВТОРОЙ ВОПРОС. Сравнительный анализ психики человека и животных Особенности трудовой деятельности людей Филогенетические (природные) предпосылки этих особенностей труда Природные ограничения (отличия от человека) животных Социальный характер (деятельность сообща) орудийной деятельности
1. Групповое поведение, наличие сообществ и средств общения
2. Ситуативное и индивид-ое использование орудий
1. Делают сообща
(NB! Предпосылки №1 и №2 всегда друг от друга изолированы)
2. Используют орудия Наличие культурного опыта а) материальная культура а) Изготовление орудий б) есть сигнальная речь (за а) не сохраняют орудия б) нет естественной

52 б) знаковая речь, передающая духовный опыт (NB! создание и использование знаков за знаком – предмета непотребность) сигналом – аффект и потребность в) высших млекопитающих можно обучить знаковой речи необходимости знаковой речи общаются знаками только с людьми или на людские темы) Возникновение действий и необходимости общественного сознания Разделение интеллектуального акта на 2 фазы инсайта; составление программы, учѐт пространственно- временных условий, предшествующих достижению результата нет учѐта социальных условий деятельности (у стаи волков, как и у пчѐл, – инстинкт не договариваются заранее)
Таким образом именно наличие культуры, знаково закреплѐнной, возникающей и передающейся в процессе совместной деятельности, является принципиальным отличием людей от животных (прочие отличия – количественные, а некачественные Культура искусственно созданное средство преобразования человеком природы (в том числе своей собственной природы Человек создаѐт вторую, искусственную, среду обитания (ноосферу, по Вернадскому) в совместной трудовой деятельности, а кроме того удваивает мир 1) мир практики 2) мир представляемый, в котором знаки заменяют предметы и действия сними. Это удвоение открывает возможность познания вне практического контакта с предметом. Знак открыл возможность чистого (понятийного, логического) познания (ради самого познания. И у животных, и у человека есть биологические потребности, которые необходимо удовлетворять. Потребность – некая зависимость (от пищи, воды, кислорода, от потребности в движении и др, становящаяся источником активности. Мотив опредмеченная


53 потребность (Примеру Тигры в «Винни-Пухе» была сначала неопределѐнная пищевая потребность (хотелось есть, но неизвестно было, что едят Тигры. Рыбий жир стал мотивом того, что Тигра остался у Кенги (выяснилось, что Тигра любит рыбий жир, которым могла угостить только Кенга). ТРЕТИЙ ВОПРОС. Деятельностный подход к изучению психики АН. Леонтьев в 1966 г. возглавил факультет психологии, только что отделившийся от философского факультета. Под его началом производились исследования структуры и мотивации деятельности, преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную, внешней деятельности во внутреннюю (закономерности интериоризации). Деятельность, по АН. Леонтьеву, – целеустремлѐнная активность, реализующая потребности субъекта. Человеческая деятельность направляется мотивом и раскрывается в целях составляющих еѐ действий. Действие – парадоксальный процесс в составе деятельности, конечный результат (мотив) и конкретная цель которого могут не совпадать. Смысл действия – в понимании отношения мотива к цели Действие как произвольная активность возникает тогда, когда свободное осуществление рефлекса становится невозможно, и живое существо должно строить, помимо образа среды, ещѐ и образ себя во взаимодействии со средой (тут и рождается субъектность. (Пример Леонтьева с загонщиком в отличие от тех, кто поджидает зверя в засаде, загонщик совершает действие, на первый взгляд, противоположное его потребности в добыче, – отпугивает от себя и гонит зверя. Это действие обретает смысл только в контексте осознанной совместной деятельности загонщиков и забойщиков).
Если каждый участник деятельности понимает взаимосвязь составляющих еѐ действий, значит существует

54 общественное сознание
(«совместное знание, Леонтьев именно так представлял себе этимологию слова сознание. Сначала сознание совместно, возникает в общении, лишь потом оно становится индивидуальным внешний диалог с напарником становится внутренним диалогом с самим собой, интериоризируется, подобно психическим функциям. Мы рассмотрели, по сути, три вида опыта 1) видовой опыт (закреплѐнный во врождѐнных инстинктах 2) индивидуально-изменчивый опыт (закреплѐнный в навыках 3) культурный опыт (может быть только у человека.
Итак,
человеческая
деятельность
предметна, произвольна и осознанна, социально обусловлена осуществляется с использованием орудий, еѐ процессы закреплены в понятиях, ценностях, социальных ролях и социальных нормах. Регуляторы деятельности деятельность имеет как внешние, таки внутренние регуляторы (к последним относятся эмоциональные и волевые процессы. О них мы ещѐ расскажем, пока же дадим лишь предварительные определения. Эмоция отражение состояния потребности, психическая представленность смыслов, которые образуют мотив (эмоции – ключ к познанию мотивов. Эмоция – естественная, досознательная, спонтанная оценка события сточки зрения принципа удовольствия. Воля – возможность сосредоточить внимание на необходимом объекте и сознательно отвлечься от посторонних факторов. Воля и есть произвольное сосредоточение, связанное с выбором мотивов Она необходима тогда, когда избранный мотив не имеет достаточной силы, чтобы в данный момент конкурировать с прочими. Воля есть овладение своим поведением, связанное с подавлением или задержкой спонтанных аффективных процессов (умение терпеть и ждать, пока препятствие не устранится объективно. На высших этапах развития личности наблюдаются
послепроизвольные процессы (они почти не требуют усилий и напоминают спонтанные.

55 Школа АН. Леонтьева среди прочих разработала концепцию ведущей деятельности как движущей силы развития в онтогенезе. Рубинштейн выделял такие виды деятельности, как труд, познание, учение, игра и др. Переход от одной ведущей деятельности к другой осуществляется посредством механизма сдвига мотива нацель. (Примеры 1) индивидуальный уровень ребѐнок играет в школу осуществляет ведущую в этом возрасте игровую деятельность, мотив его деятельности – игра, цель одного из действий в этой игре – прочитать предложение, допустим настаѐт момент, когда ребѐнок так увлекается тем, что он прочѐл, что, забывая об игре, хочет читать дальше. В этот момент и происходит превращение бывшей цели в мотив новой деятельности (познавательной 2) общечеловеческий уровень мотив – выжить, цель – узнать что-то ради выживания (узнать повадки дичи, чтобы с большей вероятностью добыть е, например в результате сдвига мотива нацель возникла, по
Леонтьеву, самостоятельная познавательная деятельность, несвязанная непосредственно с практической выгодой цель узнать стала мотивом познать мири самого себя. Так, студенты, придя в университета не в профессиональный колледж, заявили тем самым, что хотят познавать, а не только узнавать. И всѐ же в университете, в европейской школе вообще, студентов учат. лгать, то есть рассуждать о том, чего они не видели сами Так было не всегда…
Культурная обусловленность человеческой психики В е годы в Узбекистане АР. Лурия проводил межкультурные исследования познавательных процессов сравнивал результаты тестирования обучающихся в советской школе с результатами тестирования представителей традиционного сообщества, в школу не ходивших. В частности, тесты былина незавершѐнные силлогизмы (на логическое мышление
1) Там, где тепло и влажно, растѐт хлопок. Рядом с хижиной старика – именно так. Растѐт литам хлопок

56 2) На севере все медведи – белые. Хижина старика – там. Если старик выйдет из хижины и увидит медведя, какого медведь будет цвета В первом случае старик (незатронутый европейским образованием) отвечал утвердительно (то есть логические способности были налицо, когда реалии были знакомы испытуемому, а вот во втором случае (когда речь шла о незнакомых явлениях) ответ старика показывал как будто бы отсутствие логического мышления на вопрос, какого цвета медведь, старик отвечал Не видел, врать не буду
Лурия сделал вывод о культурной обусловленности познавательных процессов и сознания (условия познания как член своего общества, культура которого запрещает рассуждать о том, чего сам не видел, старик не мог ответить иначе о цвете медведя. Его познание было культурно ограниченно рамками собственного восприятия. Традиционные культуры характеризуются точностью, конкретностью, обстоятельностью и богатством памяти (тоже можно сказать и об архаических языках менее сформированы обобщающие понятия, больше собственных имѐн, метафор. Слова ещѐ тесно связаны с предметами и чувственными впечатлениями. Но познание европейца тоже культурно ограниченно понятийными рамками, например есть вещи, о которых мы имеем понятия, а есть кантовские вещи в себе. Логическое мышление склонно к анализу, проигрывая в способности к синтезу.

57 ШЕСТАЯ ТЕМА. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1. Явления неосознаваемой психической установки.
2. Истоки психоанализа. З. Фрейд и КГ. Юнг.
3. Неосознаваемая мотивация поведения. Школы психоанализа. З. Фрейд (1856–1939); КГ. Юнг (1875–1961); А. Адлер
(1870–1937); ДН. Узнадзе (1886–1950). ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Явления неосознаваемой психической установки В отечественной науке принята следующая классификация неосознаваемых процессов
1) надсознательные;
2) неосознаваемые побудители сознательных действий ими занимался З. Фрейд);
3) неосознаваемые механизмы сознательных действий. Последние, в свою очередь, делятся на а) первичные автоматизмы и навыки б) неосознаваемое сопровождение сознательных действий в) явления неосознаваемой установки. Возможность формирования установки восприятия заметили ещѐ германские гештальт-психологи (эксперименты сч рно-белыми двусмысленными рисунками. Именно эта последняя категория неосознаваемых процессов привлекла внимание советского психолога ДН. Узнадзе
4
, возглавившего в середине ХХ в. грузинскую школу психологии и создавшего теорию установки. Узнадзе находил бессмысленным понятие бессознательного у Фрейда: все то, что, по Фрейду,
4
См 1) Узнадзе ДН. Психологические исследования. М, 1966.
2) Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика Курс лекций. МС неосознаваемо, может быть осознано. Неосознаваемые же установки, считал Узнадзе, в принципе не могут быть достоянием сознания, но оказывают на него влияние Установка, по определению Узнадзе, – это целостное состояние субъекта, выражающее его готовность к совершению определенных действий или к реагированию в определенном направлении. Различаются моторная (мускульная, перцептивная установка восприятия) и умственная установки.
Узнадзе экспериментально исследовал формирование установок и эффекты их проявления. Ключевой эксперимент заключался в следующем испытуемому клали на ладони по небольшому шару, предлагая сравнить величину шаров. В пятнадцати установочных пробах шарик в левой руке всегда оказывался чуть больше того, что в правой. В шестнадцатой, критической, пробе испытуемому предлагали шары одинакового размера. Критический эксперимент позволил обнаружить возникновение двух иллюзий как следствия сложившейся установки ощущать в левой руке более крупный шар. При контрастной иллюзии из двух шаров одинаковой величины левый казался теперь меньше правого. При ассимилятивной иллюзии из двух одинаковых шаров левый по-прежнему воспринимался большим. Говорить о неосознаваемом влиянии установки позволило
Узнадзе изменение условий эксперимента. Пятнадцать установочных проб проводили с испытуемыми под гипнозом. Шестнадцатую, критическую, делали по выходе испытуемых из гипнотического состояния, так что люди как бы впервые видели предлагаемые им шары, не помня ничего о предыдущих пробах. Проявление обеих иллюзий установки у этих испытуемых ничем не отличалось от проявления их утех, кто осознавали помнил весь ход эксперимента, то есть не подвергался гипнозу.
Д.Н.
Узнадзе открыл два эффекта входе экспериментирования. Так называемый эффект иррадиации установки позволяет в критическом (м) эксперименте не

59 давать в руки шары, а только показывать их испытуемому, что не влияет на результаты. И, наоборот, оказалось возможным выработать установку оптически, зафиксировав ее проявление в й, единственной осязательной, мускульной, пробе. Эффект иррадиации установки позволил Узнадзе сделать вывод о том, что установка возникает во всех пяти чувствах одновременно Значит, ее возникновение обусловлено активностью не отдельных органов, а всего организма, всей психики, точнее, как единого целого. Более того, в школе Узнадзе экспериментально подтвердили специфически человеческую способность фиксировать установку на основе представления пятнадцать раз только воображать в своих руках шарики разной величины. Между прочим, выяснилось, что эта способность выше у людей, наделенных актерским дарованием. Таким образом, не только ощущения определяют наше воображение, но и фантазия как часть целостной психики влияет на достоверность восприятия. Вторым обнаруженным Узнадзе эффектом стал так называемый эффект генерализации установки установка может распространиться с предмета, по отношению к которому была фиксирована, на другой, совершенно отличный например, с шара на многогранник в м мускульном эксперименте.
Узнадзе сделал вывод, очень важный для психологии личности установка непросто целостное состояние организма, она результат целостной модификации личности Вот почему эффект генерализации проявляется также ив том, что установка может фиксироваться без повторения то есть не за пятнадцать, а входе всего одной-двух проб) и проявляться даже в условиях неадекватного раздражителя по поговорке обжегшись на молоке, дуешь на воду) в случае ее высокой личностной значимости. Разомкнуть круг личностной неосознаваемой установки позволяет процесс объективации – переход с уровня установок психики к сознательным содержаниям, когда отрезок жизни, непрерывной и текучей, становится объектом внимания и

60 предметом мысли. Узнадзе считал, что на уровне объективации человек становится независим от самого себя и обретает – несладкую – свободу выбора. Заговорив об объективации, Узнадзе неизбежно вернулся к тому, кого критиковал к З. Фрейду, метод психотерапии которого, по сути, призван был способствовать скорейшей объективации пациентом не отдельных установок, а в целом неосознаваемой мотивации своего поведения. ВТОРОЙ ВОПРОС. Истоки психоанализа. З. Фрейд и КГ. Юнг Юнга, бывшего почти налет моложе, принято считать учеником
Фрейда, впоследствии
– раскольником и изменником. Более правильным говорить о независимом развитии двух этих крупных мыслителей, пути которых шли параллельно, собственно, в течение лишь пяти лет (1906 г, в котором началась их переписка, – 1911 г в 1912 г. опубликованная книга Юнга Либидо, его метаморфозы и символы обнаружила наметившиеся теоретические расхождения Юнга и Фрейда). Любопытно, что в биографиях Фрейда и Юнга (с временным интервалом влет, разумеется) наблюдается некоторый параллелизм оба окончили медицинские факультеты (первый – в Австрии, второй – в Швейцарии, не сразу и, на первый взгляд, случайно избрали именно психиатрию своей специальностью. Оба после годичной стажировки в Париже (у Шарко и Жане соответственно) оказались под значительным влиянием французской школы психиатрии. Оба, вернувшись на родину, под руководством известнейших специалистов занимались клиническими исследованиями Фрейд изучал истерию под руководством
Брейера и издал с ним совместный труд Юнг в цюрихской клинике Блейлера занимался исследованиями шизофрении. Карьера обоих была успешна, однако по истечении примерно
10 лет работы в традиционном русле медицины каждый из

61 учѐных открыл перспективу создания оригинальной теории и принципиального обновления практических методов исцеления души. Это открытие, сделанное ка годам, обоих заставило порвать все формальные связи с научным сообществом и, поддерживая существование своих больших семей частной практикой (оба женились около 30 лет, Фрейд стал отцом шестерых детей, Юнг – пятерых, отдать себя на волю бурных волн кризиса середины жизни, предавшись самоанализу. У обоих кризис продолжался около четырѐх лет, разрешился же они в томи в другом случаях) созданием стройных научных систем с последовавшими публикациями и постепенным мировым признанием открытий. И Фрейду, и Юнгу было залет, когда они скончались после летнего периода нездоровья. Сравнительная биография Фрейда и Юнга
Зигмунд Фрейд (Австрия, родился в г. Фрейбурге, Моравия, ныне Чехия) Карл Густав Юнг Швейцария, родился в деревне
Кесвиль близ г. Базеля) Влет оканчивает мед. факт Венского унта, врач- невропатолог. Влияние Дарвина и Э. Брюкке (организм как динамич. энергетич. система. Влет мед. степень, получает должность психиатра в клинике Бурхгельцли (Цюрих.
29 лет. Стажировка в Париже в кл. Сальпетриер, Шарко, гипноз.
30 л. Женитьба + 6 детей.
27 лет. Стажировка в Париже у Пьера Жане. 28 л. Женитьба + 5 детей
30-39 лет. Выработка собственной теории в сотр-ве с
Иозефом Брейером, его влияние. Исследование истерии.
30-39 лет. Выработка собств. теории в сотрудничестве с Эженом
Блейлером (26-34 г. Шизофрения, оккультизм, ассоциативный эксп, па метод Фрейда.
39-40 лет. Сон об Ирме. Создание словесн. ассоциат. метода, обнаружение мех-ма вытеснения, исключение из Венского мед. общества. К 40 годам. Сон о доме. Влияние Отто Гросса (мистич. знач. сексуальности, Фридриха Крейцера. Уход из клиники, от профессуры в Цюрихск. унте, с

62 поста президента Международной па ассоциации. Разрыв с Фрейдом.
40-44 года. Самоанализ + частн. практика
39-43 года. Самоанализ.
Духовн. кризис (сновидения и мифы.
44 года. Толкование сновидений (1900).
I самостоят. труд.
46 лет. Психологические типы. I самост. труд.
46 лет. Создание (будущего) Венского па общ-ва
50 лет. I англояз. семинар в Цюрихе.
+ Боллингенский замок.
49 лет. Окончат. разрыв с научн. сообществом из-за психосекс. теории
(«3 эссе о сексуальности
(1905).
Ок. 50 лет. Окончательное оформление теории кб/с и архетипов К 55 годам. Расцвет Междунар. па ассоциац., междунар. признание (ив США, междунар. призы, наличие кронпринца. К 60 годам. Президент Междунар. мед. п/т общ-ва, Президент Герм. п/т общ-ва, глава общ-ва ―Эранос‖ (Аскона, Швейцария.
56-64 года. Разрыв с Юнгом, I Мир. война – страх за сыновей, смерть дочери. Танатос под вл.
Шпильрейн. Поту стор. принц. уд.‖ (1920), ―Введ. в па. К 70 годам. почѐтн. доктор
Гарварда, Оксфорда, Женевского унта, профессор Высш. техн. школы в Цюрихе, в Базельск. унте. Путешествия. Публикации.
77 летая лекция Введения в па (об оккультизме) К 80 годам. Самость, синхронистичность (акаузальный связ. принцип, заверш. исслед. алхимии
83 года. Смерть после 16- летней болезни
86 лет. смерть после 14-летн. уедин. в Боллингенском замке. Семья – в доме в Кюснахте Цюрих, на берегу Цюр. озера. ТРЕТИЙ ВОПРОС.
Неосознаваемая мотивация поведения. Школы психоанализа

63
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта