Вераксич И. Ю. История зарубежной литературы
Скачать 1.24 Mb.
|
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – французский философ, писатель, композитор. Он, как никто другой из просветителей, был идейным провозвестником Французской революции мораль и политика якобинства были основаны на его философских принципах. Свою жизнь, полную лишений и гонений, он изложил в Исповеди (1765–1770), которая считается самой откровенной автобиографией в мировой литературе и оказала огромное воздействие на дальнейшее развитие жанра исповеди. В Исповеди Руссо обобщает важнейшие философские темы значимость личности, сложности и противоречия ее развития культ чувствительности, которая была для Руссо, одного из представителей европейского сентиментализма, методом философскими творческим культ природы, неотъемлемой от душевного мира человека тема социальной несправедливости, стремления к гражданскому переустройству. А. Философские трактаты Руссо Известность Руссо принесли его философские трактаты. Рассуждения о науках и искусствах (1750) определяло общественную и моральную роль науки искусств. Изучая состояние современного общества и историю человечества, Руссо пришел к выводу, что науки и искусства оказывают отрицательное воздействие на общественную жизнь и мораль. В Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1754) автор исследует бедственное положение народных масс и утверждает, что причиной этого является неограниченное господство частной собственности. Руссо сумел увидеть обратную сторону буржуазного прогресса. Трактат отличается от произведений большинства просветителей не только наиболее демократической позицией, но и элементами диалектического подхода к истории человечества. Б. Социально-политические взгляды Руссо В трактате Общественный договор (1762) Руссо выразил свои социально-политические взгляды. Это самое значительное политическое произведение, выросшее из предыдущих трактатов. Но если в них страстно обличались пороки цивилизации, тов Общественном договоре обосновываются черты идеального государства, излагается политическая программа революционного характера. Руссо хочет написать строго научное сочинение, в котором вместо восторженных или гневных фраз Рассуждений заняли бы доказательства. Но автор не только философ, но и художник. Поэтому переживает каждую свою мысль эмоционально. Первая фраза трактата стала знаменитой Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах. Лучшей формой правления признается республика, хотя возможны и другие. Основной принцип государства – суверенитет народа. Это означает, что верховная власть в стране принадлежит народу. Эта власть неотчуждаема: никто не может отнять верховные права народа ион никому не может их передоверить. Эта власть неделима: законодательная власть не может быть отделена от власти исполнительной. Между народом как сувереном (правителем) и народом как подданным стоит посредник – правительство, призванное организованно осуществлять волю народа. Государство основано на общественном договоре между правительством и народом, который гарантирует основные права граждан (свободу, равенство, неприкосновенность собственности правительство может быть отменено, если нарушает договор народ же обязан уважать законы и подчиняться им. В. Реализация идей писателя в романах Юлия, или новая Элоиза» и Эмиль, или о Воспитании В 1756 году Руссо начал работу над романом Юлия, или новая Элоиза». Это произведение стало вершиной литературы сентиментализма. Автор утверждает в искусстве нового героя – плебея, наделенного богатым духовным миром, необычайной чувствительностью. Таков герой романа Сен-Пре, который служит учителем Юлии, дочери барона д'Этанжа. Сан- Пре и Юлия страстно полюбили друг друга. Об этом мы узнаем из их писем. Руссо использует форму эпистолярного романа, которая позволяла писателю показать чувства героев изнутри. С одной стороны, это придало роману лирический характер, с другой – значительно расширило возможности психологического анализа. Конфликт романа носит двойственный характер с одной стороны, он заключается в противоречии между естественным чувством и социальными условиями с другой – в противоречии между тем же чувством и требованиями просвещенного Разума. Сентименталист Руссо утверждает, что первое противоречие приводит человека к пороку раскрытию этой мысли посвящены части 1–3); второе – к Добродетели (о чем повествуется в частях 4–6). Вот почему так отличается начало произведения от его финала. Изменяется предмет анализа – изменяется и мир, в котором живут герои. Говоря о социальных преградах, вставших на пути Чувства, Руссо вкладывает в письма своих персонажей гневное осуждение законов феодального общества. Во второй половине романа рисуется картина идиллической жизни на фоне прекрасной природы. Здесь изложена положительная программа Руссо, предваряющая идеи Общественного договора. Общество должно соединить успехи цивилизации с естественными законами, умеренными потребностями, добродетелями и, таким образом, стать второй природой для человека. Впервой части (самой большой, включающей 65 писем) писатель изображает любовь Сен-Пре и Юлии как взрыв естественных чувств. В чистые отношения влюбленных вмешивается феодальная система оценки человеческих достоинств. Отец Юлии узнало том, что она любит простого учителя. Барон запрещает дочери видеться с Сен-Пре и хочет выдать ее замуж за одного из своих знатных друзей. Положение героев напоминает им средневековую историю любви философа Абеляра и Элоизы: влюбленные были разлучены и только в письмах могли изливать друг другу свои чувства (отсюда название романа Новая Элоиза»). Юлия и Сен-Пре, забыв нравственные, которые прежде охраняли чистоту их любви, становятся любовниками. В сердце Сен-Пре появляются дурные чувства, прежде всего ревность, не сдерживаемая разумом. Он вызывает на дуэль англичанина Эдуарда Бомстона, подозревая, что Юлия к нему неравнодушна. И только самоотверженность Юлии и благородство милорда Бомстона прекращают опасную и бессмысленную ссору. Отъездом Сен-Пре по настоянию Юлии заканчивается первая часть романа. Центральный эпизод второй части – пребывание Сен-Пре в Париже. Эта часть романа строится как роман развращения, то есть история нравственного разложения человека под влиянием городской цивилизации. Сен-Пре знакомится со светским образом жизни, у него появляются дурные знакомые. Он совершает поступки, в которых ему приходиться потом раскаиваться. Внутренняя жизнь Юлии в этой части раскрыта менее подробно. Однако из ее переписки с Эдуардом и двоюродной сестрой Кларой ясно, что иона на грани опрометчивых поступков и всерьез обсуждает мысль о побеге с Сен-Пре из родительского дома в Англию. Третья часть – поворотная в романе. Умирает мать Юлии. Девушка считает, что смертельный удар нанесли матери письма Сен-Пре, которые та нашла. Юлия решает порвать с Сен-Пре и выходит замуж за господина де Вольмара, друга отца. Этот немолодой человек отличается сдержанностью и благоразумием. Описанием ровного, спокойного счастья Юлии и Вольмара открывается вторая половина романа, в которой Руссо переходит от действительного к желаемому, от реальности Парижа к идиллии Женевского озера. В четвертой и последующих частях обрисовка чувств героев носит типично сентименталистский характер. Это чувства, облагороженные просвещением и разумом, нежные, но умеренные. Страсти героев подчиняются законам природы. Этим описание чувству сентименталистов отличается от изображения страстей у предромантиков. Образ господина де Вольмара становится центральным в раскрытии сентименталистской концепции чувства. Юлия признается мужу в своей былой любви к Сен-Пре. Оказывается, что об этом Вольмар знал еще до женитьбы, но, как благородный человек, не требовал от жены признаний. Более того, Вольмар предлагает Юлии пригласит Сен-Пре стать учителем их детей. Если в Вольмаре Руссо стремился показать человека, уже достигшего благоразумия и умеренности, то образы Юлии Сен-Пре показывают путь к этому состоянию. Кульминацией романа становится семнадцатое письмо четвертой части, в котором Сен-Пре описывает милорду Эдуарду Бомстону свою прогулку с Юлией по Женевскому озеру и окрестным горам. Огромную роль в этом эпизоде играет образ природы. Руссо первым придал пейзажу в романе основополагающее значение. Он стал основоположником лирического пейзажа. Картина природы у Руссо пронизана чувствами и настроениями героев. И среди этих чувств особым, самостоятельным, но пронизывающим все другие становится чувство природы, которое писатель воспитывает у своих читателей. Пятая часть романа – самая идиллическая. Радости семейной жизни Юлии и Вольмара, нежная дружба героев омрачаются только тремя обстоятельствами неверием господина Вольмара, отрицающего существование Бога и бессмертие души, Страшным сном Сен-Пре, видящим Юлию умершей, и любовной историей милорда Эдуарда, которая может закончиться позорным браком. Однако Сен-Пре расстраивает брак Эдуарда, а Эдуард освобождает Сен-Пре от ночных страхов. Идиллическая атмосфера снова воцаряется. Эта часть очень важна для понимания подхода Руссо к созданию характеров своих персонажей. Ни Сен-Пре, ни Юлия ни являются исключительными личностями. Их чувствительность, стремление к счастью в любви, добродетельность – естественные качества, а значит, они присущи всем. Вот почему окружающие главных героев другие персонажи отличаются от них лишь некоторыми индивидуальными качествами, но все они похожи друг на друга в главном. Руссо считает, что только испорченные люди живут по закону, сформулированному Гоббсом: Человек человеку волк. В шестой части романа наступает развязка. Юлия, спасая своего сына, упавшего в озеро, тяжело заболевает и через несколько дней умирает, В последнем письме к Сен-Пре она признается, что по-прежнему любит его Добродетель, разлучившая нас на земле, соединит нас в вечной жизни. Всем сладостном ожидании я и умру. Какое счастье, что я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в которой нет греха, и право сказать в последний раз Люблю тебя. Так в финале романа Руссо окончательно снимает противоречие между естественным чувством и добродетелью, но очевидно, что их гармония наступит только в потустороннем мире. Это согласуется с религиозными взглядами Руссо: не признавая католическую церковь, ее учения о Боге, он верил в некое высшее существо, в бессмертие души. Юлия, или Новая Элоиза» – это лирико-философский роман, насыщенный огромным идейным содержание. Проблемы любви и добродетели, природы и общества, социального неравенства и душевного благородства, городской цивилизации и сельской идиллии, проблемы нравственного и художественного содержания искусств, воспитания и многие другие нашли глубокого истолкования в лице Руссо. Роман имел невероятный успех. Читатели рыдали над всеми чувствительными местами, а дойдя до сцены смерти Юлии, по свидетельству современника, уже не плакали, но кричали, выли как звери. В течение XVIII века роман выдержал свыше 70 изданий, намного опередив все другие издания французской литературы того времени. Юлия, или Новая Элоиза» – самое популярное произведение во Франции второй половины XVIII века, несмотря на неприятие его классицистами (в том числе Вольтером). В России роман пользовался не меньшим успехом. И хотя дворяне читали его по-французски, первый русский перевод появился достаточно быстро. В 1769 году Пушкин называет этот роман в Евгении Онегине» среди любимых произведений Татьяны. По мнению некоторых исследователей, в сюжете Евгения Онегина» проводится параллель с Новой Элоизой»: сцена, в которой Татьяна, признавшись Онегину в любви, обещает хранить верность мужу, перекликается с письмами Юлии к Сен-Пре (18 письмо третьей части, в котором, она сообщает о своем браке с Вольмаром и просит возлюбленного сохранить в сердце только дружеские чувства. Новая Элоиза» произвела большое впечатление на молодого Л.Н. Толстого. Через много лет он вспомнил об этом романе, записав в дневнике 29 сентября 1898 года Это прекрасная книга заставляет думать…» Начало х годов было самым плодотворным временем деятельности Руссо: Новая Элоиза» выдвинула его в число крупнейших писателей эпохи. Общественный договор стал вершиной политической мысли XVIII века. Появившийся через два месяца после выхода Общественного договора роман-трактат Эмиль, или о Воспитании (1762) определил педагогическую мысль XVIII столетия. Педагогические взгляды Руссо в романе Эмиль, или о Воспитании Руссо первым систематически изложил теорию естественного воспитания, которое учитывает особенности физического, умственного и нравственного развития ребенка на разных этапах формирования его личности. Писатель выдвинул три важных понятия о целесообразности естественного воспитания о различиях между детьми и взрослыми о внутренних различиях между этапами развития детей. Обосновывая первую мысль, Руссо пишет Воспитание <…> дается нам или природою, или людьми, или вещами. Эти взгляды воспитания должны находиться в единстве, иначе человека будут раздирать противоречия. Но воспитание со стороны природы от нас не зависит, а со стороны вещей – зависит лишь частично, и только третий вид воспитания управляем людьми. Отсюда вывод Так как совпадения трех видов воспитания необходимо для его совершенства, то два другие следует направлять согласно стемна которое мы не имеем никакого влияния, следовательно, воспитание должно быть естественным, те. основанным на законах природы. Этот вывод позволяет обосновать и второе исходное положение Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми <…> У детства свои собственные взгляды, свой собственный образ мыслей и чувств, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить его нашим…» Из ориентации на природу вытекает и третий тезис – о наличии разных этапов в формировании человека. В соответствии с этим положением он разделяет рассказ о воспитании Эмиля на четыре части. Роман начинается с книги, которая называется Первый год жизни. Книга вторая – Детский возраст – описывает Эмиля с 2 до 12 лет. Книга третья – Отроческий период жизни – посвящена периоду с 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется Юношеский возрасти охватывает пору жизни Эмиля отлет до его вступления в брак. Три исходных тезиса определяют цели воспитания, его содержание и методы его осуществления. Цель воспитания, по Руссо, – подготовить наилучшим образом своего воспитанника к жизни Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет – соглашаюсь в этом – ни судьей, ни солдатом, ни священником он будет прежде всего человеком…» Руссо настаивает на том, чтобы ребенок изучал действительность, непосредственно с ней соприкасаясь Ненужно иной книги, кроме мира ненужно иного наставления, кроме фактов. Читающий ребенок не думает, он только и делает, что читает он не учится, а учит слова. Вот почему писатель считает, что ученики должны довольно поздно знакомиться с книгами. В отроческом возрасте он предлагает читать только «Робинзона Крузо» Д. Дефо. Эта книга выбрана далеко неслучайно. В ней прославляется физический труд. Руссо включает труд вкруг обучения и воспитания. Он считает труд неизбежной обязанностью человека, живущего в обществе Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут. Руссо – сторонник ручного труда, так как он наиболее соответствует естественному состоянию. Философский взгляд на вещи, на политику и мораль должен вырабатываться в юношеском возрасте. Здесь может пригодиться история, воспитание по книгам. Интересна методика воспитания, которую разрабатывает автор. Это так называемое свободное воспитание, в котором словесное обучение заменяется приобретением личного опыта, а наказание – естественным последствием поступка « Не давайте своему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть виноватым, никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить, – заявляет Руссо. Если ребенок разбил стекло, наказанием будет холод в комнате, если он испачкали порвал одежду, наказанием будет плохой внешний вид. К четырем книгам о воспитании юноши Руссо прибавляет пятую книгу – о воспитании девушки. Писатель – противник одинакового воспитания и обучения юноши и девушки. Так как цель воспитания девушки заключается в подготовке ее к роли образцовой жены и и матери, то меняется и содержание всей воспитательной деятельности, и круг изучаемых предметов и ремесел. Но методика остается сходной. Ее основа – практическая значимость для ребенка получаемых им от воспитания уроков Важно не то, чтоб он учился тому или иному, а то, чтоб он понимал, чему учится и на что это ему нужно…» Задача воспитателя – пробудить мотивы той деятельности ребенка, которая представляется взрослому необходимой Прежде всего, вы должны хорошо понимать, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать это его дело – желать, искать, находить ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем это желание и дать ему средства удовлетворить его. Но Эмиль не только трактат, это одновременно и роман. Иллюстрацией к трактату о воспитании является здесь история Эмиля. В произведении рассказывается о юноше Эмиле, о его воспитании, обучении ремеслам, его любви к Софии счастливом браке с ней. Но Эмиль не образ живого человека, наделенного индивидуальными качествами, это художественно-философское обобщение, персонифицированное представление о человеке вообще (тоже самое можно сказать о Софи, об Учителе, каким себя изображает Руссо). Трактат о воспитании сопровождается постановкой художественного эксперимента берется некий человек, воплощающий все человечество поэтому он ни плох, ни хорош, ни уме, ни глупи помещается в опытные условия. Книга Эмиль, или о Воспитании сразу же после выхода в свет приобрела восторженных почитателей и яростных противников. Особое потрясение вызвал эпизод из четвертой книги романа, получивший название Исповедь савойского викария. В нем Руссо обрушился на официальную церковь, изложил свою религию сердца. Церковь ответила самыми решительными мерами. Эмиль был сожжен в Париже. Автор долгое время нигде не мог найти себе приюта. Здоровье Руссо пошатнулось. К физическим недомоганиям добавилось расстройство психики. Но он продолжает творить. Последней книгой писателя стала Исповедь. Произведения французского просветителя стали известны в России еще при его жизни. В XVIII–XIX веках русские читали Руссо обычно в подлиннике (так, молодой Л.Н. Толстой прочитал все 20 томов французского издания сочинений Руссо). Поэтому произведения мыслителя становились известны в России сразу же после их издания автором. Обсуждались не только художественные достоинства и философские идеи Руссо, но и его конкретные оценки русской действительности, которые содержатся в трактате Об общественном договоре и других произведениях. Глубокое воздействие Руссо оказал на Д.И. Фонвизина, АН. Радищева, НМ. Карамзина, Ф.Н. Глинку. Следы глубокого воздействия Руссо на АС. Пушкина отразились в Евгении Онегине». К великому мыслителю не раз обращались В.Г. Белинский, АИ. Герцен, а Н.Г. Чернышевский в 1863–1864 годах, находясь в Петропавловской крепости, переводил Исповедь и планировал описать биографию Руссо. Встречались и негативные оценки Руссо, в том числе у Ф.М. Достоевского, считавшего Исповедь не вполне искренним произведением. В ХХ веке Руссо по-прежнему переводился и почитался как один из величайших мыслителей. Его творчество сейчас изучается в вузах. Социальные катаклизмы века привели к волнообразному подъему и спаду его популярности, которая во многом зависит от принятия или непринятия его идей, соединенных с художественными элементами текста. Список рекомендуемой и использованной литературы 1. Аксимова, А.А. Вольтер / А.А. Аксимова. – М, Андреев, Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М. 1987. – 542 с. 3. Артамонов, С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков / С.Д. Артамонов. – М Просвещение, 1978. – С. 357–451. 4. Артамонов, С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков / С.Д. Артамонов, З.Т. Гражданская. – МС 287. 5. Артамонов, С.Д. Зарубежная литература XVII – XVIII веков хрестоматия учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С.Д. Артамонов. – М Просвещение, 1982. – С. 335–403. 6. Верцман, И.Е. Жан-Жак Руссо / И.Е. Верцман. – М, 1976. – 310 с. 7. Луков, В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение) / В.А. Луков. – М, 1984. 8. Разумовская, МВ. Литература XVII – XVIII веков / МВ. Разумовская, Г.В. Синило, СВ. Солодовников; под ред. ЯН. Засурского. – Минск Университетское, 1989. – С. 148–177. Лекция 10 Творчество Бомарше План Биографическая справка о Бомарше. 2. Идейно-художественное своеобразие комедии Севильский цирюльник. 3. Идейно-художественное своеобразие комедии Женитьба Фигаро. Биографическая справка о Бомарше Вся жизнь Пьера Огюстена Карона Бомарше (1732–1799) и все его творчество были направлены против социальных устоев феодального государства. Биография Бомарше – яркое свидетельство того, как человек из третьего сословия в трудных жизненных обстоятельствах, благодаря уму, таланту, убежденности в своей правоте, преодолевая препятствия, одерживает победы. Бомарше происходил из зажиточной ремесленной семьи. Отец рассчитывал, что сын будет часовщиком, как ион. И действительно, влет Бомарше изобретает механизм, что позволяет делать часы маленькими и плоскими. Однако королевский часовщик присвоил его изобретение. Безвестный юнец пишет в газету Курьер де Франс» и Академию Науки просит признать его права. Этот скандал приносит ему, как часовщику, известность. Среди его клиентов – Людовик XV, мадам де Помпадур, фаворитка короля, принцессы. В Лувре у Бомарше у Бомарше обнаруживаются необыкновенные способности. Он прекрасно играет на арфе, умеет сочинять стихии небольшие комедии. Это еще более сближает Бомарше с королем и его семейством. Пьер Огюстен, к великому огорчению отца, пленяется придворной карьерой. Он становится контролером королевской трапезы, женится на вдове и присваивает себе имя, звучащее по-дворянски де Бомарше – по названию небольшого имения супруги – леса Марше. Бомарше писал всю свою жизнь. Его судебная тяжба получила отражение в знаменитых Четырех мемуарах для ознакомления с делом Пьера Огюстена Кароне де Бомарше» (1773–1774). Писатель не только последовательно излагает свое дело, но логично доказывает, насколько устарело французское судопроизводство, обличает весь общественный строй. Его личный протест носил социальный характер. Свою карьеру драматурга Бомарше начал двумя пьесами в жанре мещанской драмы – Евгения (1767) и Два друга, или Лионский купец (1770). В этих произведениях чувствовалось влияние Дидро. Бомарше отвергает трагедию на античные сюжеты, поскольку она не учит зрителя правилам морали, пригодным для современной жизни. Главным способом воздействия на зрителя Бомарше считал чувство сострадания зритель, сострадая герою, сумеет уберечь себя от его ошибок. Однако вскоре Бомарше убеждается, что мещанская драма не может служить революционным целям в той мере, в какой это необходимо сценическому действию. То, что Бомарше обратился к комедии и что из-под его пера вышли Севильский цирюльники Женитьба Фигаро (1784), показывает, что он все острее ощущал приближение революции и свою связь с третьим сословием. |