Главная страница
Навигация по странице:

  • Все метафоры делятся на две группы: 1) общеязыковые

  • Реализованная - метафора

  • Роль метафор в тексте

  • Олицетворение

  • Олицетворения

  • Роль олицетворений в тексте

  • Тропы_777. Выразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота. Метонимия


    Скачать 90.35 Kb.
    НазваниеВыразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота. Метонимия
    Дата07.07.2022
    Размер90.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТропы_777.docx
    ТипДокументы
    #626589
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

    Например, метафора В саду горит  костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.

     

    Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.

    Например:  банк лопнул, хождение доллара, кружится голова и др.

     

    В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.

    В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.

    Например:  водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

     

    Все метафоры делятся на две группы:

    1) общеязыковые («стертые»)

    Например: золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

     

    2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические)

    Например:И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин); Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

     

    Метафоры Сергея Есенина:костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец небаили кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крышу Бориса Пастернака
    Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов как бы, вроде, подобно, словно и т.п.

     

    Существует несколько видов метафоры: стертая, развернутая, реализованная.

    Стертая - общепринятая метафора, переносный смысл которой уже не ощущается.

    Например:  ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов и т.п.

     

    На метафоре может строиться целое произведение или большой отрывок из него. Такая метафора называется «развернутой», в ней образ «развертывается», то есть раскрывается подробно.

    Так, стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» - пример развернутой метафоры. Превращение лирического героя в глашатая воли Господа - поэта-пророка, утоление его «духовной жажды», то есть желания познать смысл бытия и найти свое призвание, изображается поэтом постепенно: «шестикрылый серафим», посланец Бога, преобразил героя своей «десницею» - правой рукой, которая являлась аллегорией силы и мощи. Божьей властью лирический герой получил иное зрение, иной слух, иные мыслительные и духовные способности. Он смог «внять», то есть постичь, возвышенные, небесные ценности и земное, вещественное бытие, ощутить красоту мира и его страдания. Этот прекрасный и мучительный процесс Пушкин изображает, «нанизывая» одну метафору на другую: глаза героя обретают орлиную зоркость, уши наполняет «шум и звон» жизни, язык перестает быть «празднословным и лукавым», передавая полученную в дар мудрость, «сердце трепетное» превращается в «угль, пылающий огнем». Цепочка метафор скрепляется общей идеей произведения: поэт, каким хотел видеть его Пушкин, должен быть провозвестником будущего и разоблачителем человеческих пороков, своим словом воодушевлять людей, побуждать к добру и правде.

    Примеры развернутой метафоры часто встречаются в поэзии и прозе (курсивом отмечена основная часть метафоры, подчеркнуто ее «развертывание»):
    … простимся дружно,
    О юность легкая моя!
    Благодарю за наслажденья,
    За грусть, за милые мученья,
    За шум, за бури, за пиры,
    За все, за все твои дары…

    А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

    Мы пьем из чаши бытия
    С закрытыми очами…
    Лермонтов "Чаша жизни"


    … мальчик, схваченный любовью
    К девушке, окутанной шелками…

    Н.Гумилев "Орел Синдбада"

    Отговорила роща золотая
    Березовым веселым языком.

    С.Есенин "Отговорила роща золотая…"

    Грустя, и плача, и смеясь,
    Звенят ручьи моих стихов
    У ног твоих,
    И каждый стих
    Бежит, плетет живую вязь,
    Своих не зная берегов.

    А.Блок "Грустя, и плача, и смеясь..."

    Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма… 
    О.Мандельштам "Сохрани мою речь навсегда…"


    … бурлила, королей смывая,
    Улица июльская кривая… 

    О.Мандельштам "Я молю, как жалости и милости…"

    Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
    М.Горький "Песня о Буревестнике"

    Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
    М.Горький "Челкаш"

     

    Реализованная - метафора, которая вновь обретает прямое значение. Результат этого процесса на бытовом уровне часто бывает комическим:

    Например: Я вышел из себя и вошел в автобус

    Экзамен не состоится: все билеты проданы.

    Если ты ушел в себя, не возвращайся с пустыми руками и т.п.

    Простодушный шутник-могильщик в трагедии В.Шекспира «Гамлет» на вопрос главного героя о том, «на какой почве» «потерял рассудок» молодой принц, отвечает: «На нашей датской». Он понимает слово «почва» буквально - верхний слой земли, территория, в то время как Гамлет имеет в виду переносный смысл - по какой причине, вследствие чего.

    «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» - жалуется царь в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Корона российских царей со времени Владимира Мономаха имела форму шапки. Она была украшена драгоценными камнями, поэтому была «тяжелой» в буквальном смысле слова. В переносном – «шапка Мономаха» олицетворяла «тяжесть», ответственность царской власти, тяжкие обязанности самодержца.

    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» важную роль играет образ Музы, которая с античных времен олицетворяла источник поэтического вдохновения. Выражение «поэта посетила муза» имеет переносный смысл. Но Муза - подруга и вдохновительница поэта - появляется в романе в образе живой женщины, молодой, красивой, веселой. В «студенческой келье» именно Муза «открыла пир младых затей» - шалостей и серьезных споров о жизни. Именно она «воспела» всё то, к чему стремился юный поэт, - земные страсти и желания: дружбу, веселое застолье, бездумную радость – «детские веселья». Муза, «как вакханочка резвилась», а поэт гордился своей «подругой ветреной».

    Во время южной ссылки Муза предстала романтической героиней - жертвой своих пагубных страстей, решительной, способной к безрассудному бунту. Ее образ помогал поэту создать в стихах атмосферу загадочности и таинственности:

    Как часто л
    асковая Муза
    Мне услаждала путь немой
    Волшебством тайного рассказа
    !..


    В переломный момент творческих исканий автора именно она
    Явилась барышней уездной,
    С печальной думою в очах…


    На протяжении всего произведения «ласковая Муза» была верной «подругой» поэта.

    Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в поэме «Облако в штанах» он реализует ходовое выражение «нервы разгулялись» или «нервы шалят»:
    Слышу:
    тихо,
    как больной с кровати,
    спрыгнул нерв.
     вот, -
    сначала прошелся
    едва-едва,
    потом забегал,
    взволнованный,
    четкий.
    Теперь и он, и новые два
    мечутся отчаянной чечеткой…
    Нервы –
    большие,
    маленькие,
    многие, -
    скачут бешеные,
    и уже
    у нервов подкашиваются ноги
    !

    Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно.

     

    Роль метафор в тексте

    Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

    Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель).

     

    Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

    Например: Мне душно в этой атмосфере! КоршуныСовиное гнездоКрокодилы (А. П. Чехов)

     

    Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра», «электронное облако» и др.).

     

    Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

     

    Чаще всего олицетворения используются при описании природы.

    Например: 
    Катясь чрез сонные долины, 
    Туманы сонные легли
    И только топот лошадиный, 
    Звуча, теряется вдали. 
    Погас, бледнея, день осенний, 
    Свернув душистые листы, 
    Вкушают сон без сновидений 
    Полузавядшие 
    цветы
    (М. Ю. Лермонтов)

    Реже олицетворения связаны с предметным миром.

    Например: 
    Не правда ль, больше никогда 
    Мы не расстанемся? Довольно?.. 
    И 
    скрипка отвечала да, 
    Но сердцу скрипки было больно. 
    Смычок все понял, он затих
    А в скрипке эхо все держалось... 
    И было мукою для них, 
    Что людям музыкой казалось. 

    (И. Ф. Анненский);

    Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

     

    Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

    На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня.

    Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

    Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом.

    Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
    "Буря мглою небо кроет
    Вихри снежные крутя,
    То, как зверь, она 
    завоет,
    То заплачет, как дитя."
     (А.С. Пушкин)

     

    Роль олицетворений в тексте

    Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

    Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном.

    Например: рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

     

    Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу олицетворения, когда неодушевленный предмет получает свойства одушевленного, как бы приобретает лицо.

    1. Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась», «ночевала тучка золотая», «играют волны».

    «Злиться», то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга», метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит "зло". «Ночевать», спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка» же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны» в воображении поэта «играют», подобно детям.

    Примеры метафор такого типа мы часто находим в поэзии А.С.Пушкина: 
    Не вдруг восторги бросят нас…
    Над ним летает смертный сон...
    Промчались дни мои…
    Жизни дух проснулся в нем...
    Отечество тебя ласкало…
    Пробуждается поэзия во мне…


    2. Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье», «говор волн», «любимец моды», «счастья баловень» и др.

    Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет», а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец», «баловень» бывают не только у людей, но и у своенравной «моды» или у переменчивого «счастья».

    Например: «зимы угрозы», «бездны глас», «утеха грусти», «день уныния», «сын лени», «нити… веселья», «брат родной по музе, по судьбам», «жертва клеветы», «соборов восковые лики», «радости язык», «скорби груз», «надежду юных дней», «страницы злобы и порока», «святыни голос», «волею страстей».

     

    Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного. 

    1). Подлежащее и сказуемое: «кипит желанье», «глаза горят», «сердце пусто».

    Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть». Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят». Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми».

    Например: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем», «не вдруг увянет наша младость», «полдень… пылал», «луна плывет», «текут беседы», «рассказы расстилались», «любовь… угасла», «я тень зову», «жизнь упала».

    2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены», «гробница славы», «цепью облаков» и др.

    Холодное оружие - «кинжал» - убивает человека, но «измена» подобна кинжалу и тоже может уничтожить, сломать жизнь. «Гробница» - это склеп, могила, но похоронены могут быть не только люди, но и слава, любовь мирская. «Цепь» состоит из металлических звеньев, но «облака», причудливо переплетаясь, образуют в небе подобие цепи.

    Например: «лести ожерелья», «сумерки свободы», «лес… голосов», «тучи стрел», «шум стихотворчества», «колокол братства», «стихов накал», «огонь… черных глаз», «соль торжественных обид», «науку расставанья», «пламя крови южной».

    Многие метафоры такого рода образованы по принципу овеществления, когда определяемое слово получает свойства какого-либо вещества, материала: «окна хрусталь», «золото волос».

    В солнечный день окно кажется сверкающим, как «хрусталь», а волосы приобретают цвет «золота». Здесь особенно заметно скрытое сравнение, заложенное в метафоре.

    Например: «в черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты», «стихов… виноградное мясо», «хрусталь высоких нот», «стихов гремучим жемчугом». 

     
    1   2   3   4


    написать администратору сайта