Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Ф. Бестужева

  • Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование


    Скачать 1.57 Mb.
    НазваниеВысшее профессиональное образование
    Дата04.09.2018
    Размер1.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДетская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А..doc
    ТипДокументы
    #49767
    страница16 из 26
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26

    Глава 6. ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ



    Роль книги в жизни человека на Руси была осознана очень рано. Соприкосновение с византийской культурой после принятия хри­стианства (988 г.) дало мощный толчок для развития книгописания и древней русской литературы, история которой складыва­лась с XI по XVII в. Первое хвалебное слово книгам произнес князь Ярослав Мудрый (XI в.), назвав их реками, поящими все­ленную. Но в те давние времена необходимость обобщения опыта взаимоотношений читателя и книги не осознавалась. Понимание этой проблемы произошло тогда, когда детство было выделено как отдельный самоценный период человеческой жизни (XVI в.), так как появилась потребность обучать, совершенствовать образо­вательный процесс. Главной задачей начального времени русской истории было убедить русичей в пользе книг, чтения, обучения чтению.

    По результатам научных исследований того периода можно сделать вывод о том, что первая методическая статья была напи­сана дьяком, вождем московских вольнодумцев Федором Курицы­ным на рубеже XV—XVI вв. и посвящалась она грамматике. В ней Ф. Курицын рассуждал не о том, как учить, а о том, зачем нужно учить детей, зачем следует стремиться быть грамотным: искоре­нив невежество, «искуснее будут человеци».

    Предпочтение метода убеждения другим методам в этой статье не случайно. Ф. И. Сетин дает сведения о существовании некоего анонимного автора, который противостоял Ф. Курицыну. Этим автором создана статья «Беседа о учении грамоте», где он запре­щает детям «мудрствовати, пытати и глаголати» о том, о чем «не повелел Господь».

    Первым, кто занялся вопросами методики работы с детской книгой, был переводчик латинской грамматики для русских де­тей Дмитрий Герасимов. В предисловии к книге, которая называ­лась «Донатус» (по имени автора, древнеримского лингвиста IV в. Элия Доната), он обозначил те необходимые сведения, которые должен иметь ребенок, чтобы получить представление о книге и развивать желание читать и изучать ее. В первую очередь это сведе­ния об авторе, что для тех времен было новаторством. Древнерус­ская литература анонимна: автор или не называл себя, или скры­вался за именем кого-то из великих, приписывая свои произведения, например, Иоанну Златоусту. Д.Герасимов предлагает не только назвать имя автора, но и рассказать о нем. Это начало тра­диции, которая сохраняется до сих пор. В «Донатусе» также гово­рилось о сообщении ученикам истории создания произведения; давались советы, как обучать детей.

    В дальнейшем сама детская литература разрабатывает те мето­ды и приемы общения с детьми, которые будут наиболее доступ­ны и приемлемы, которые будут соответствовать детской психо­логии, например: олицетворение как художественный прием в «Сказании о седми свободных мудростях». В «Азбуке» И. Федорова содержится первое обращение к родителям, что свидетельствует о понимании автором двусторонности педагогического процесса и необходимости единения учителя, ученика и родителей в деле обучения и воспитания детей, в приобретении филологических знаний, в искоренении невежества.

    Связь филологического текста и методики работы с ним объяс­няется тем, что детская литература еще не являлась самостоятель­ным видом искусства. Но именно эта связь в дальнейшем повлия­ет на своеобразие детской литературы, которая по природе своей будет призвана решать не только эстетические, но и педагогиче­ские задачи.

    Создатели детских книг осознанно выступали в роли просвети­телей: писали статьи о воспитании, о значении детской литерату­ры и детского чтения.

    В XVIII в. вопросами детского чтения занимались писатели, педагоги, государственные деятели, люди различных профессий и взглядов на воспитание и обучение. Сподвижник Петра I Фео­фан Прокопович говорил о том, что «...при школах надлежит быть библиотеке довольной. Ибо без библиотеки, как без души, ака­демия». Он советовал учителям беседовать с учениками о прочи­танном, о том, как понимается читаемое. Человек, пристально интересовавшийся вопросами экономики, купец Иван Посош­ков размышляет о том, как следует читать: самое главное — чи­тать книгу неспешно, «дабы чтомое мог разумети и памятствовати»; надо делать выписки из книг, что приучает к внимательно­му чтению и побуждает к рассуждению. Для И. Посошкова важно было, чтобы дети читали летописи, развивали историческую па­мять, знали обо всем, «что досюль бывало». Он призывал учить иностранные языки, знание которых даст возможность расши­рить круг чтения.

    В 1733 г. вышло сочинение В.Н.Татищева «Разговор о пользе наук и училищ», в котором дается ответ на вопрос «Како разделя­ется возраст человека?». Здесь еще раз, после Симеона Полоцко­го, было выделено детство как отдельный период в жизни челове­ка. Но методической мыслью этот факт воспринят не был: о пользе чтения одинаково говорилось как с младенцем, так с юношей.

    В последней трети XVIII в. активизируется изучение вопросов детского чтения. Педагог и общественный деятель И.И.Бецкой, работая над различными трактатами, регламентирующими дея­тельность учебно-воспитательных учреждений, конкретизирует методы и приемы работы с детьми согласно возрасту, дает от­дельные советы по формированию круга чтения и эстетического развития молодого поколения. Он не рекомендует использовать в общении с детьми от пяти лет «привидения от страшилищ» (ана­лог современным страшным историям), так как они «помрачают» ум детей ложными понятиями и рождают страх.

    У И.Бецкого находим и замечание о том, что не следует за­ставлять детей много учить наизусть, особенно то, что они не понимают. Детей от пяти лет, считает он, можно учить читать, но только для того, «чтоб зрением привыкали к познанию литер», настоящее же чтение начинается в отрочестве.

    Н. И. Новиков, много сделавший для развития детской литера­туры и детского чтения, считал, что детей нужно учить рассуж­дать над текстом и прилагать «все читаемое или слышимое ими к ним самим и к особенным обстоятельствам, в которых они тогда обретаются или впредь обретаться могут». Таким образом, дети будут учиться извлекать опыт из прочитанного, думать над ним («О воспитании и наставлении детей», 1783).

    Большое внимание Н. Новиков уделял эстетическому совершен­ствованию детей («Об эстетическом воспитании», 1784), ведущую роль в котором, по его представлениям, играют чтение и сочине­ние стихов. Главным методом в деле эстетического воспитания яв­ляется «учение через примеры»: работа с образцами в стихах и прозе. В них детям необходимо показать «всякие красоты, особливо ж красоты выражения», связь и порядок мыслей. Предпочтительным в этом деле будет путь от простого к сложному, от изучения сочи­нений отечественных авторов к сочинениям «латинских и чуже­странных писателей», для чтения которых необходимо хорошо ов­ладеть иностранным языком. «Красоты Вергилия, Горация и других великих стихотворцев должны казаться в высокой степени непонят­ными тому, кто не может понимать и собственных стихотворцев».

    Н. Новиков рассуждает и о жанровом принципе в эстетическом воспитании: «от басен и писем как легчайших родов слога» надо следовать к формальным речам и героическим поэмам. По мне­нию Н. Новикова, нельзя оставлять без внимания и композицию тех произведений, которые изучаются детьми: их план, взаимо­связь и взаимообусловленность частей. Надо учить учеников ви­деть красоту в логике произведения. Приобретя умение анализи­ровать чужие тексты, дети могут упражняться в сочинении соб­ственных. Начинать такую работу следует рано: с десяти лет.

    Большую роль в эстетическом воспитании детей Н.Новиков отводил учителю, его вкусу, его умению методически правильно организовать работу, направлять ученические сочинения и анали­зировать их.

    Одним из первых в отечественной методике детского чтения Н. Новиков занялся вопросами формирования круга детского чте­ния, как теоретическими, так и практическими. Он считал, что дети должны читать не только учебную литературу. Для того чтобы быть образованным человеком, одних учебников недостаточно. Желая расширить круг детского чтения и вывести его за пределы школьной литературы, Н.Новиков издает журнал «Детское чте­ние для сердца и разума», где было представлено и научно-попу­лярное, и нравоучительное, и занимательное чтение, которое оказывало влияние на развитие ума и души детей.

    И Н.Новиков, и другие видные деятели XVIII в. (М.Ломоно­сов, В.Татищев, А. Прокопович-Антонский) особое внимание уделяли искусству хорошо читать, говорить, писать, произносить. Не владея этими умениями, нельзя состояться в профессии, нельзя стать достойным и полезным своему Отечеству гражданином.

    Среди множества трактатов о воспитании, написанных в XVIII в., выделяется работа А. Ф. Бестужева. В ее составе есть гла­ва «Чтение книг, которое должно предложить для воспитанников сего отделения», где поставлены кардинальные вопросы: зачем, что, когда и как читать. В конце XVIII в. уже не нужно, как считал А.Бестужев, говорить о пользе чтения. Такие разговоры смешны: это все равно, что «доказывать о солнце, что оно све­тит...». Значит, работа по убеждению людей в пользе чтения, ко­торая велась с XI в., не прошла даром.

    Детским чтением необходимо руководить, чтобы оно произво­дило пользу в воспитании. Нужно читать романы, трагедии, жи­тия славных мужей, различные исторические сочинения. Но, что удивительно, в подборе литературы для чтения должно ориенти­роваться на сословие, выходцем из которого является читатель. Только таким образом будут глубоко поняты добродетели и поро­ки, присущие данному сословию и нашедшие отражение в книге. Ведь главная польза от чтения, по мнению А. Бестужева, заклю­чается в формировании нравственности.

    Для чтения автор определяет вечер, не аргументируя выбор времени и предоставляя детям право изменить этот порядок по своему желанию.

    Все заявленное в трактате А. Бестужева проверялось в практике воспитания собственных четырех сыновей, будущих декабристов.

    Так в сочетании теории с педагогической и издательской прак­тикой складывалась методика детского чтения.
    Выводы
    1. В XI —XVII вв. методика детского чтения не существует, так как детская литература как самостоятельная область искусства и детство как отдельный период человеческой жизни не выделены.

    2. Взрослое сообщество не оставляет без внимания детское чте­ние. Ведется активная пропаганда книги и пользы чтения.

    3. В XVIII в. упрочено деление человеческой жизни по возрастам. К этому времени набирает темп в развитии детская учебная, а затем и художественная литература. В связи с этим постепенно накапливается методический опыт работы с книгой.

    4.Предмет «литература» в учебных заведениях разного типа в XVIII в. отсутствует. К художественно-публицистическим текстам обращались тогда, когда занимались грамматикой или красноре­чием: «читали авторов», чтобы дать пример сочинения, красоты слога, упражнения в чем-либо. Таким образом, методика детского чтения изначально развивается в недрах других дисциплин и наук.

    5. Постепенно складываются методы работы с книгой. Одними из самых важных для того времени были метод вдумчивого чтения и беседы с ребенком о прочитанном. Для привлечения внимания читателя к тексту советовали знакомить с биографией автора и историей создания произведения.

    6. Начинает складываться понятие круг детского чтения. Опре­деляется ведущая роль взрослых в его формировании. В то время, как правило, детям советовали читать историческую и нравоучи­тельную литературу.

    7. Детское чтение XVIII в. свидетельствует о том, какого челове­ка хотели воспитать в дитяти: здорового, трудолюбивого, верного в супружестве, помнящего о долге перед родителями, бережливого, хозяйственного. Особо заботились о воспитании души и сердца.

    8. Хотя о дошкольном детстве в XI —XVIII вв. речи не было, и опыт работы по приобщению маленького ребенка к литературе не накапливался, общие рассуждения о книге и искусстве чтения остаются интересными и полезными до сегодняшнего дня.
    Задание

    Проследите, есть ли в трудах ученых последующего времени сужде­ния, подобные тому, что было заявлено А. Бестужевым: чтение должно быть сословным.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26


    написать администратору сайта