Главная страница
Навигация по странице:

  • Иван Деркачев

  • «восьмушки» и «четвертушки»

  • «книжка-подушка»

  • Книги с надувными страницами

  • Книги-элерманы

  • Книжки-вырубки

  • Содержание книжек-панорам (книжек-театров)

  • Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование


    Скачать 1.57 Mb.
    НазваниеВысшее профессиональное образование
    Дата04.09.2018
    Размер1.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДетская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А..doc
    ТипДокументы
    #49767
    страница22 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    Глава 8. ТИПЫ ДЕТСКИХ ИЗДАНИЙ И ДЕТСКИХ ТЕКСТОВ



    О своеобразии книг для детей в России задумались в конце XIX в. Примеры особых изданий детских книг пришли к нам из Германии. Это были книжки-картинки, вызвавшие интерес рос­сийских читателей. Одним из первых на это явление откликнулся чуткий ко всему новому петербургский издатель М. Вольф. Затем такие книги стали печатать и в других городах.

    В это же время педагог и детский писатель Иван Деркачев при­думал тип книжки-вырубки, которую неоднозначно встретили читатели. Детям она приглянулась сразу, а воспитатели стали го­ворить о том, что форма книги будет отвлекать детей от содержа­ния. Издатели учли мнение педагогов, и до 50-х гг. XX в. в детских библиотеках не было книжек такого типа.

    До середины 80-х гг. XX в. особого разнообразия типов детских книг не наблюдалось. Советские издательства, в частности рабо­тавшее для дошкольников издательство «Малыш», выпускали «восьмушки» и «четвертушки» (1/8 и 1/4стандартного листа), книж­ки-ширмы («раскладушки») и обычные стандартные книги разно­го объема. «Восьмушки» и «четвертушки» издавали для самых ма­леньких читателей, учитывая их физические возможности. Такие книги легко держать в руках и рассматривать без помощи взрос­лых. Они содержат минимум текста или состоят из одного зри­тельного ряда. На картинках изображено то, что может быть зна­комо детям раннего возраста: домашние и некоторые дикие жи­вотные (лиса, заяц), овощи, фрукты, игрушки, детская одежда и т.д. Содержанием таких книг являлись широко известные на­родные сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др.), ко­роткие авторские сказки и стихи. В настоящее время они также имеют широкое распространение.

    В конце XX в. положение в детском книгоиздании резко изме­нилось в связи с изменением форм собственности и конкурент­ной борьбой за привлечение читателя и подъем рейтинга изда­тельств.

    Книжная индустрия сегодня предлагает большой выбор книг для чтения дошкольникам в возрасте от 0 и далее.

    Самой первой в жизни ребенка раннего возраста может быть «книжка-подушка», «изданная» московской текстильной фабри­кой «Трехгорная мануфактура». «Листы» этой книги сделаны из тонкого синтепона, обшиты яркой тканью с «иллюстрациями» и текстом. В единый блок они связаны тесемками. Несмотря на свой размер (35x32), книга очень легкая и удобная. Издание выполнено грамотно: указан автор текста, художник, выходные данные. Фаб­рика наладила производство таких книг, сделав их разнообразны­ми по содержанию и оформлению. Сейчас такой тип «изданий» освоило издательство «Дрофа».

    Книги с надувными страницами, которые не тонут в воде, при нажатии издают мелодичные звуки, не только способствуют при­общению ребенка к образу книги, но и помогают малышу ком­фортнее переносить водные процедуры. Книги часто выполняют­ся в форме рыбки или других морских существ. Зрительный ряд в них необычен и привлекателен и, несмотря на то что текст отсут­ствует, дает полезную информацию о морских жителях.

    Книги-элерманы, страницы которых сделаны из картона, пси­хологически важны в жизни дошкольника. Они не рвутся при не­осторожном обращении ребенка с ними, не доставляют ему пси­хических травм. Элерманами могут быть не только книжки-кар­тинки, но и книги разнообразного содержания.

    Книжки-вырубки, придуманные И.Деркачевым, существуют в традиционном исполнении: книга «вырублена» по контуру како­го-либо предмета или героя, о котором в ней говорится.

    Содержание книжек-панорам (книжек-театров) «оживляется» с помощью панорамных, т. е. объемных, создающих иллюзию реаль­ности происходящего действия иллюстраций. Иногда они снабже­ны картонными фигурками. Приведенные в действие, фигурки де­лают текст динамичным. Эти книги воздействуют не только на слу­ховое, но и на зрительное восприятие текста маленькими читате­лями, включают их в происходящее и превращают в участников событий. Такие книги называют книжками-игрушками.

    Но в настоящее время возникла новая разновидность книжки-игрушки, в листы которой «встроены» фигурки животных, ска­зочных персонажей с двигающимися частями (глаза животных, кукол, клювы птиц и т.д.). Часто в движение можно привести саму книгу, снабженную колесиками. Такая книга может «при­ехать к читателю», вызвав в нем желание не только рассмотреть, но и прочесть ее. Есть целый ряд «звенящих», снабженных погре­мушками книг для детей раннего возраста.

    Многие из них выполняют прикладную роль. С их помощью можно научить детей комбинаторике, счету, различению цветов, Развить мелкую моторику. Они не имеют отношения к детской литературе, но имеют значение в воспитании читателя: развива­ют интеллект, эмоции, сенсорику, приучают детей к образу кни­ги. Среди них своей оригинальностью выделяются книги-стикерсы (от англ. to stick — приклеивать) — книги с наклейками. Ими вполне Может пользоваться ребенок от четырех лет.

    В конце XX в. в детскую жизнь вошла видеокнига. Видеокнига — это литература на компакт-дисках, чтение которой возможно толь­ко при наличии компьютера. По типу издания компьютерная книга повторяет бумажную: текст, иллюстрации, как черно-белые, так и цветные. «Страницы» такой книги перелистываются с помощью «мыши», содержание может быть озвучено, снабжено музыкаль­ным сопровождением. Компьютерная книга дает неограниченные возможности для литературного развития человека: на одном диске могут быть размещены все произведения данного автора, сведе­ния о нем, критический анализ текстов, комментарий к ним и многое другое. Пока такие книги стоят дорого, не отличаются раз­нообразием содержания (для детского чтения — сказки и энци­клопедии), не имеют четкой возрастной направленности, требу­ют хорошей компьютерной грамотности. У их создателей и иссле­дователей нет единого мнения о том, когда, в каком возрасте ребенок может быть ознакомлен с такой книгой, как долго он может общаться с ней без вреда для здоровья.

    Существует ряд объемных и часто однообразных детских изда­ний, которые в Америке начала прошлого века называли «книгами для дядюшек и тетушек». Это книги подарочного формата, увесис­тые, рассчитанные на эффект, производимый внешним видом («Зо­лотая книга сказок», «Розовая книга сказок» и др.). Малышу трудно взять в руки такой том и рассматривать его самому. В процессе пре­одоления физических трудностей у современного ребенка может возникнуть нежелание слушать чтение подобной книги.

    Кроме оригинальных изданий детских книг существуют необыч­ные детские тексты, исполненные в виде различных фигур и форм, продолжающие традицию визуальной литературы (см. главу 1 «Спе­цифические особенности литературы для детей дошкольного воз­раста» в части I данного учебного пособия). В последнее время благодаря Ю.Мориц («Ванечка». — М., 2002) в детское чтение во­шел акростих, где начальные буквы каждой строки, прочитанные сверху вниз, составляют слово, фразу, посвящение. Акростих вво­дится в чтение старших дошкольников, которые, воспринимая его на слух и зрительно, могут по-своему оценить мастерство поэта.
    Буква

    Белка, балка, булка,

    У меня шкатулка.

    Ключ, клюв, клюква,

    В плюшке пляшет буква,

    А из каждой буковки

    растут слова, как луковки!
    Дети старшего дошкольного возраста могут быть ознакомлены с палиндромом. В переводе с греческого это буквально «бег назад».

    В русской поэтической традиции он имеет названия «перевертень», «рачьи песни» и широко распространен в настоящее время (см.: Ф е д и н С. Лучшие игры со словами. — М., 1999). Это стихотвор­ная строка, которая одинаково звучит и пишется как справа на­лево, так и слева направо. С такой стихотворной формой старшие дошкольники знакомы благодаря старательной Мальвине, дикто­вавшей Буратино «А роза упала на лапу Азора». Такие формы про­изведений могут послужить толчком к словесному творчеству стар­ших дошкольников, к самостоятельной работе мысли.

    В домашней библиотеке дошкольника и книжном собрании детского учреждения должны быть разные типы книг и текстов, изданных на качественной белой бумаге, с соблюдением правил и норм печати, имеющих красочные иллюстрации, вызывающих приятные тактильные ощущения. Текст в книжках-игрушках не должен быть испорченным по воле издателей (сокращенным, адап­тированным применительно к объему издания). Книги из ткани, синтетических материалов должны быть прочно окрашены. В про­тивном случае их нельзя давать детям.

    Воспитателям и родителям следует знать: психологами было доказано, что красочно оформленные книги положительно влия­ют на развитие мозга ребенка. Гигиеничные, легкие, созданные из моющихся материалов, они могут быть даны в руки малышу тогда, когда у него разовьется хватательный рефлекс. С помощью таких книг и текстов пролагается дорога к серьезному чтению.
    Выводы
    1. Типы детских изданий, введенные в обращение в начале XX в., к концу века достигли широкого разнообразия. Их цель — оказы­вать всестороннее воздействие на детей в процессе их приобще­ния к чтению. Компьютерная книга, возникшая на рубеже XX— XXI вв., является книгой будущего, но требует эксперименталь­ного исследования ее необходимости в жизни дошкольника.

    2. Роль воспитателей и родителей заключается в умелом отборе и пользовании детскими книгами разных типов, в осознании их ценности для развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.


    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта