Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 34. Жанр поэмы в творчестве Н.А.Некрасова (1821-1877/8). Самые главные поэмы Саша

  • Вопрос 35. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.

  • Литература. Ответы на билеты 1. Вопрос 1 Особенности древнерусского летописания


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеВопрос 1 Особенности древнерусского летописания
    АнкорЛитература. Ответы на билеты 1.doc
    Дата04.10.2017
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛитература. Ответы на билеты 1.doc
    ТипДокументы
    #9167
    страница11 из 17
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

    Вопрос 33. Тема любви в «панаевском» цикле Н.А.Некрасова и «денисьевском» цикле Ф.И.Тютчева.

    «Панаевский» цикл Некрасова

    Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах общества. Однако этому художнику принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл».

    Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем обладательница определенного характера: она - личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Некрасов как конкретная личность сам близко знал таких женщин. Одна из них — А.Я.Панаева, наделенная красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером!

    Авдотья Яковлевна вызвала у Николая Алексеевича большую любовь и опосредованно повлияла на создание необычного цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием «панаевского».

    Многие из стихов этого цикла — «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Давно отвергнутый тобою...», «Прости! Не помни дней паденья…», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Мы с тобой бестолковые люди…» и другие – Некрасов включил в состав сборника 1856 года, то есть откровенно показал читателям, что дорожил этими произведениями.

    Эти произведения, навеянные отношениями поэта с его гражданской женой, А.Я. Панаевой, образуют единый лирический дневник, запечатлевший все оттенки чувств лирического героя. Сила этих стихов - в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни. Отсюда - напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей «прозаизированного» стиха.

    В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п.

    Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, судьба которого впоследствии будет детально прослежена в романах Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна в «Идиоте», Грушенька в «Братьях Карамазовых»). Это героиня с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод сердцем. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков.

    Таким образом, Некрасов в своих стихах не просто создает характер героини, что уже само по себе ново, но и рисует новый характер в развитии, в разных, подчас неожиданных, проявлениях - самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать. «Я не люблю иронии твоей...» - уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений.

    Сквозным сюжетом «панаевского цикла» является драматическая борьба сильного чувства с пошлостью повседневной жизни. Некрасов не боится лишить любовь романтического ореола и показать ее как неустанный, «черновой» труд души любящих, в котором возвышенное и низменное попеременно одерживают верх. И, как всегда бывает в лирике Некрасова, интимная, задушевная интонация «пробивает себе дорогу» сквозь «прозаизмы».

    Некрасов дал формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике, - «проза любви». Однако эта проза состоит не в особой приверженности к быту и дрязгам. Некрасов погружает нас в мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений.

    Целый ряд сквозных примет объединяет «панаевские» стихи. Таков лейтмотив мятежности. Стихотворение «Если мучимый страстью мятежной...» переходит в «Да, наша жизнь текла мятежно...». Вступлению «Тяжелый год - сломил меня недуг...» соответствует «Тяжелый крест достался ей на долю...». «Прости» соотносимо с «Прощанием». Все эти стихи следуют как бы парами, которые поддерживают «сюжет» лирического романа.

    Вообще же некрасовские вступления - это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, длящейся ссоры, непрерываемого диалога: «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это шутка, милая моя...». Характерны в этом цикле многоточия - ими заканчиваются почти все произведения интимной лирики Некрасова. Думаю, это указание на фрагментарность, на неисчерпанность ситуации, своеобразное «продолжение следует».

    Но, несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением:

    Все, чем мы в жизни дорожили,

    Что было лучшего у нас, -

    Мы на один алтарь сложили -

    И этот пламень не угас!

    Интимная лирика Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.
    «Денисьевский» цикл Тютчева
    «Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева (1851- 1873), посвященный Елене Александровне Денисьевой, — вершина любовной лирики поэта. Во время их встречи Тютчеву было 47 лет, Елене — 24, он уже был дважды женат.
    «Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева — одна из самых поразительных страниц русской любовной лирики — полнился все новыми и новыми стихотворениями. В нём по-новому звучат основные мотивы поэзии Тютчева: мотив рока, мотив хаоса, ощущение бытия как трагедии. Также в нём нашла отражения социальная тема, тема «людского суда». «Денисьевский цикл» представляет собой последовательную разработку этюдов на темы любви, но их стиль различен. Образ женщины впервые становится для Тютчева центральным. Это образ идеальной романтической героини вне бытового, социального окружения. В своих стихотворениях Тютчев утверждает истинно романтические ценности: вечность любви, силу и непоколебимость любовного чувства — это то, ради чего написан цикл.

    Основная черта тютчевской любовной лирики — глубочайший психологизм. Огромная сила воздействия коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Стихотворение «Предопределение» — лирический фрагмент размышлений, философских обобщений, это маленький философский трактат на тему любви. Тютчев пытается философски разработать её, установить закономерности. Любовь в представлении поэта — это тайна, высший дар судьбы.
    По Тютчеву, истинная любовь — это не идиллический союз душ, это роковое слияние, поединок (романтическая концепция). Проявляется одна из ведущих тем творчества поэта — тема рока, проявляющего себя и в сфере любви. Тютчев-романтик видит в любви извечную борьбу, отношения врагов-соперников. Любовь — это всегда трагедия, потому что в неё вторгается общество, мнение толпы и света, людской суд. В «денисьевском цикле» любовь несчастна в самом её счастье.

    Стихотворение «Не говори, меня он, как и прежде, любит» интересно тем, что написано от лица героини: Тютчев словно перевоплощается в свою возлюбленную, сам судит себя от её лица. Снова мотив «рокового поединка»: в любовных отношениях участвуют характеры разной силы, и погибает тот, у кого сердце мягче. Героиню любят не так, как она того хотела бы, она любит сильнее и страдает, являясь жертвой. Тютчев показывает страдающую женщину, которая гибнет от любви. Метафорой орудия этого убийства является нож — одна из немногих бытовых деталей. Здесь проявляется романтический лермонтовский мотив: любовь губит потому, что она эгоистична; романтический контраст жизни и смерти. Отношения любящих героев строятся на романтическом максимализме: они выступают в роли врагов, но чем враждебнее их чувства, тем сильнее их страсть.

    На романтических контрастах строится стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой». Тютчев рисует образ потерявшего веру лирического героя, «безжизненного кумира», но все ещё обладающего «живой душой». Героиня любит его и поэтому справедливо укоряет за безверие. Здесь влюбленные показаны как «лишние люди», что найдёт своё отражение и в стихотворении «Чему молилась ты, с любовью», развивающем социальную проблематику. В нём нашла отражение тема людского суда, вмешательства в частную жизнь. Тютчев ставит образ героини выше толпы, наделяет её душой, парящей над толпой. Идеализируя её, поэт подчеркивает не её физическую красоту, а её духовное богатство — в том числе и умение без оглядки, самоотверженно любить. Образ героини у Тютчева раскрывается в романтическом ключе, она страдалица. Но она не желает избавиться от мук любви, потому что только любовь дарит полноту и остроту мироощущения.

    «Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева стал поистине нерукотворным памятником его юной возлюбленной Елене. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихотворения существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

    Вопрос 34. Жанр поэмы в творчестве Н.А.Некрасова (1821-1877/8).

    Самые главные поэмы


    • Саша 1854-1855

    • Коробейники 1861

    • Мороз, Красный Нос 1864

    • Русские женщины 1871-1872

    • Современники 1875

    • Кому на Руси жить хорошо 1866-1876


    Только на первый взгляд может показаться, что «Саша» (1854—1855) появилась неожиданно; на самом деле этот «рассказ в стихах», как называл «Сашу» автор, подводил итог предыдущим трудам и самым своим появлением говорил о зрелости мысли и таланта его создателя. Необычным был светлый лирический колорит поэмы, наглядно опровергающий упреки, которые часто приходилось слышать Некрасову, — в чрезмерности «отрицания» в его стихах, в мрачности воспроизводимых картин, в сатирическом сгущении красок.

    Некрасов умело создает поэтический фон, на котором происходит развитие событий и характеров. Этот фон составляют и мысли о себе («Злобою сердце питаться устало...»), и радостные картины природы («Солнце смеется... Ликует природа!»), и мирный труд поселян, и отзвуки войны, сотрясавшей в то время Крымский полуостров. Незаметно складывается в поэме характер главной героини с ее стихийной любовью к людям, к труду, с ее жаждой новой жизни. Рисуя пробуждение сознания провинциальной девушки, поэт как бы приоткрывает завесу над будущим, предсказывая близкое появление «новых людей», тогда еще неведомых литературе.

    К концу 50-х гг. вполне определились главные черты некрасовского художественного реализма; его основой послужил принцип социально-исторического изображения человека и русской действительности в разнообразных ее проявлениях. В отличие от других писателей-реалистов XIX в. Некрасова интересовала не столько психология отдельной личности, сколько психология социальных слоев и групп, жизнь народа в целом, и прежде всего крестьянства. Прежде всего — ибо крестьянство составляло основную массу угнетенного населения страны и ее материальную опору.
    Зато в небольшой поэме «Крестьянские дети» (1861), написанной в деревне, Некрасов с просветленным челом, с умилением рассказал о детях, выросших на воле, в близком соприкосновении с природой; дети для него — как бы часть этой природы. Он показал и картины крестьянского труда, к которому рано приучается ребенок.

    Признаваясь в любви к детям, противопоставляя деревенского ребенка городскому, Некрасов отнюдь не впадал в идилличность, он оставался верен принципу правдивого изображения народной жизни, отчетливо сознавая, что в условиях крепостничества детство только на время создает для человека иллюзию свободы.

    В годы, предшествующие крестьянской реформе, когда вопрос об отмене крепостного права стал одним из самых злободневных, тема деревни все более мощно звучала в стихах Некрасова.
    Первая из «крестьянских» поэм Некрасова, - «Коробейники», посвящена «другу-приятелю» по охоте из деревни Шоды. В творчестве Некрасова «Коробейники» явились первым наброском грандиозного замысла — создать поэму-путешествие, пройти «Русь крещеную <...> из конца в конец», обозреть ее вместе с мужиками. Замысел этот позднее нашел воплощение в эпопее «Кому на Руси жить хорошо».
    Мир крестьянства и мир природы, соединившись с народно-сказочной фантастикой, особенно тесно переплелись в одной из лучших поэм Некрасова — «Мороз, Красный нос» (1863). Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души. Он хотел показать, что дух ее не сломлен, несмотря на все невзгоды, ставшие участью русской крестьянки («Тритяжкие доли имела судьба...»). Вместе с тем поэт без сентиментальности и фальши обрисовал крестьянскую жизнь с ее повседневным трудом, заботами и лишениями. Герои поэмы — великие труженики, искусные в работе («Я видывал, как она косит: Что взмах, то готова копна!»), твердо сознающие, что «все их спасенье в труде». До Некрасова никто в русской поэзии не воспел крестьянский труд как основу жизни. Образы Дарьи, Прокла, его отца овеяны высокой лиричностью, в них воплощен близкий Некрасову народный идеал душевной красоты и человечности.

    Художественное своеобразие и особый колорит придают поэме сказочно-фольклорные мотивы, щедро введенные в текст и ярко обогатившие сюжет этой крестьянской трагедии. Жизнь деревни тесно слита с природой, поэтому картины русской зимы, истолкованные в духе народной поэзии и сказочной мифологии, естественно входят в реалистическую ткань поэмы, они не только не нарушают ее целостности, но придают ей эпическое звучание, обобщенность, эмоциональную выразительность.
    Традиции «клубной» сатиры, где клуб служил только маской, под прикрытием которой поэту было легче «порицать порядки недавнего времени» (это отмечала цензура), он развил в большой сатирической поэме «Современники» (1875). Здесь он уже не ссылался на прошлое, да и самое название поэмы напоминало, что речь шла о вполне современных вопросах. В этом многоплановом сатирическом обозрении, чередуя приемы фарса и гротеска, иронию и сарказм, он обрушил всю силу своего негодования и своего таланта против набиравшей силы российской буржуазии.

    Он создал необычную по своей социальной точности и остроте картину жизни «верхов» тогдашнего общества, показал начинавшийся разгул капиталистического хищничества, вывел достоверные портреты титулованных казнокрадов, финансовых воротил, промышленных и железнодорожных магнатов, прибиравших к рукам власть и экономику страны. Читатели некрасовского времени без труда узнавали за каждым таким портретом черты его реального прототипа.
    Вся крестьянская лирика и поэмы Некрасова 60-х гг. послужили как бы подготовительными этюдами для главного его полотна — эпической крестьянской поэмы-симфонии «Кому на Руси жить хорошо». В ее основе — мысль, которая неотступно преследовала поэта в пореформенные годы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» («Элегия», 1874). Ответ на этот вопрос подразумевался сам собою, и тем не менее Некрасов испытывал потребность ответить на него в большом многоплановом сочинении: он хотел изложить в нем все, что знал о народе, все, что ему приходилось слышать из уст крестьянства, все, что он долго и кропотливо (по его же признанию) собирал «по словечку» в течение последних десятилетий (работа началась, вероятно, с 1863 г.). Поэма-эпопея вобрала в себя весь духовный опыт художника, знатока народной жизни и народной речи. Она явилась итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, обобранного и разоренного реформой.

    В стилистике поэмы Некрасов искусно разработал сложный эмоционально-ритмический строй, впитавший в себя богатейшую фольклорную традицию, огромный художественно переработанный поток народнопоэтического творчества, приемы народной поэтики.

    Форма путешествия, выбранная для поэмы, как нельзя лучше позволяла автору свести прежние разрозненные наблюдения в единую картину-панораму крестьянской Руси с ее нищими деревнями и шумными ярмарками, тяжелым трудом и бесшабашным разгулом, трагической участью крестьянки и первыми выступлениями мужиков-бунтарей и протестантов. Пестра и многолика действительность, художественно исследованная в поэме, бесконечно разнообразны и приемы ее изображения. Стих поэмы исследователи называют «гениальной находкой» Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически ввести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.

    В поэме нашла выражение важнейшая некрасовская тема поздних лет — тема духовного раскрепощения деревни, сложившаяся в результате постоянного изучения ее жизни и ее людей.
    Насчёт поэмы «Русские женщины», которая была озаглавлена вначале «Декабристки» в научной литературе обычно сказано, как Некрасов боролся с цензурой, как много всего пришлось убрать, сказано, что это политическая тема и новый взгляд на женщину, как на сильного духом человека. Советские литераутроведы ещё приписывают Некрасову мысли о революционной молодежи.

    Вопрос 35. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.

    Основной тон поэзии Фета — светлый, жизнерадостный, основное ее настроение — настроение душевного подъема. Упоение красотой, любовью, природой, искусством, воспоминаниями, грезами, — но всегда упоение, восторг, наслаждение, — основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Есть у него, конечно, и грустные, меланхолические стихи; таковы его старческие стихи о грядущей смерти, утрате лучших чувств, печали воспоминаний.

    За его поэзией стоит глубоко пессимистическое мировоззрение. Недаром Фет так увлекался пессимистичной философией Шопенгауэра. Жизнь печальна, искусство радостно — такова обычная мысль Фета. Он оценивает жизнь как торжище инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, с редкими проблесками кратких наслаждений. Не веря в прогресс, в совершенствование человека и жизни, Фет, вслед за Шопенгауэром, видит выход из мира страдания и печали только в погружении в мир красоты. Без присутствия чувства красоты, писал Фет в печально знаменитых своих очерках «Из деревни», «жизнь сводится на кормление гончих в душно-зловонной псарне». Искусство для Фета — единственная прочная радость жизни, и чувством этой радости оно и должно быть проникнуто. 

    В сферу красоты в понимании Фета включаются традиционные лирические мотивы природы и любви, различные душевные переживания и настроения, далекие от всякой практической деятельности, чуждые социальной жизни.

    Именно красота становится "главной героиней" его стихов. Незримо, но она присутствует в них: 

    Буду ждать успокоенья 

    Чистой красоты. 

    ("На двойном стекле узоры") 

    Только песне нужна красота, 

    Красоте же и песен не надо. 

    ("Только встречу улыбку твою…") 

    Особенно поэтичной представляется Фету область грез, снов, мечтаний. Всё это и составляет основной круг тем и мотивов лирики Фета. Надо, правда, оговориться, что поэтическое наследие Фета не ограничивается одной лирикой; он писал и поэмы, и «антологические стихотворения», и баллады, и послания.

    Фет — один из замечательных пейзажистов русской поэзии. Природа в его стихах описана конкретнее, чем у его предшественников. В стихах Фета мы находим, например, не только традиционных орла, соловья, лебедя, жаворонка, но и таких птиц, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, коростель, стриж, грач; не только дуб, тополь, березу, иву, но и пихту, и можжевельник, и вяз, и ракиту, и ясень, и явор и т. д. Богатство и конкретность описания растительного и животного мира создают точную локализацию пейзажей Фета: мы можем уверенно сказать, что это, как правило, картины среднерусской природы. Такой локализации содействует замечательное умение передавать изменения в природе — и в течение дня, и в круговороте времен года («Еще весны душистой нега»).

    Природа у Фета очеловечена. У него роза «странно улыбнулась», звезды молятся, березы ждут, пруд грезит, ива «дружна с мучительными снами» и т. п. И эти образы нельзя понять, как иносказательные изображения реальных свойств природы.

    Какая ночь! Как воздух чист, 

    Как серебристый дремлет лист... 

    Любовная тема не менее важна в поэзии Фета, чем тема природы. Круг любовных переживаний разработан у Фета с исключительной полнотой. Любовь, по его словам, «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». В то же время любовь в стихах Фета как бы абстрагирована от конкретных условий, в которых она протекает и от которых зависят ее судьбы. Сила любовной лирики Фета не в психологическом портрете, не в индивидуальной характеристике. Образы лирического героя и его возлюбленной обычно бледны, неиндивидуальны. Фета как бы интересует чувство, но не люди, переживающие его. Фет — поэт «неопределенных, недосказанных, смутных чувств».

    Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Сложно найти стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви: 

    Я пришел к тебе с приветом, 

    Рассказать, что солнце встало, 

    Что оно горячим светом 

    По листам затрепетало... 

    Или

    Сияла ночь. Луной был полно сад. Лежали 

    Лучи у наших ног в гостиной без огней. 

    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, 

    Как и сердца у нас за песнею твоей. 

    Вся любовь Фета к любимой женщине выражается образами природы. Любовь так же прекрасна, как и природа, в них обеих есть красота. 

    Но нельзя думать, что лирика А.А. Фета замыкалась только любовными и природными мотивами. В его стихах звучат и античные мотивы ("Диана", "Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил...") и христианские мотивы ("Мадонна", "Ave Maria"). Как и любой другой поэт, Фет пишет и о вечном - жизни и смерти: 

    Но если жизнь - базар крикливый бога, 

    То только смерть - его бессмертный край. 

    ("Смерть") 

    Фета одинаково не пугают ни жизнь, ни смерть. К смерти он испытывает холодное безразличие, а жизнь оправдывается лишь творческим "огнем", соизмеримым с "целым мирозданием". 
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


    написать администратору сайта