Главная страница
Навигация по странице:

  • 63. Основные правовые системы современности (общая характеристика).

  • 64. Политическая система общества: понятие и структура.

  • Кен. Билеты по Кену. Вопрос 1 Происхождение государства и права


    Скачать 184.77 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Происхождение государства и права
    Дата27.11.2020
    Размер184.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Кену.docx
    ТипДокументы
    #154509
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    62. Естественно-правовая концепция правопонимания.

    Естественно-правовая концепция правопонимания — философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека.

    Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное, ius naturale, общее всем народам.

    Основой естественного права признавалась справедливость:

    • С позиции справедливости следовало оценивать действующее право.

    • Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости.

    В XVII—XVIII в. в. теория естественного права получает развитие в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических революций она обогащается гуманистической концепцией прав человека:

    Признание прав человека(на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др.) естественными и неотчуждаемыми явилось основополагающим в понимании природы естественного права.

    Сущность теории естественного права в ее современном понимании: идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

    В отличие от позитивного права — совокупности юридических норм, исходящих от государства и получивших закрепление в законодательстве, судебных решениях, иных источниках, естественное право представляет объективно существующее («природное») право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы, выступающее первоосновой, своего рода эталоном для права позитивного.

    Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Оно разумно и справедливо, не связано границами государственных территорий, существует и действует вне времени и вне пространства, распространяется на все страны и народы. По своей сути естественное право есть совокупность требований, по своей исходной основе непосредственно, без какого-либо прямого людского участия рожденных самой натуральной жизнью общества, «природой», «естеством» человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей.

    Основополагающие (базовые) нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые теорией естественного права в качестве естественных законов общественного устройства, составляют прирожденные неотчуждаемые (абсолютные) права человека.

    Соответственно своим содержанием естественное право охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, частную собственность, достоинство, безопасность, справедливость, право на сопротивление несправедливой власти и другие, вытекающие из естественного порядка вещей, их экономического уклада жизни, духовно-культурной среды обитания людей, естественно-природных условий жизнедеятельности человека. Признание и защита этих прав является главной задачей всякого государства.

    С формально-юридической точки зрения естественное право выражается через правовые идеи, принципы права.

    С учетом этого естественно-правовой подход к праву позволяет:

    • соизмерять ценность права в соответствии с тем, насколько полно его нормы и институты отражают своим содержанием права и свободы человека и гражданина, и охраняют их специфическими юридическими средствами;

    • проводить различие между правом и законом.

    Принципы:

      • право не сводимо к закону. Закон лишь одна из форм его выражения;

      • не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который основан на праве, т.е. обладает качеством правового закона;

      • право первично по отношению к государству;

      • государство должно выражать в законе право и т.д.

    В современном общетеоретическом правоведении фундаментальные естественно-правовые взгляды правопонимания находят отражение в различных правовых школах, в частности, в так называемой либертатной концепции права. Представляется, что естественное право, равным образом, как и право позитивное, обладает регулятивными свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов.

    63. Основные правовые системы современности (общая характеристика).

    Правовая система включает в себя право, правосознание и правоотношения.

    Правовую систему необходимо отличать от системы права. Правовая система – более широкое понятие. Жизнедеятельность общества предопределяет право и его системный характер.

    Правовая система (семья) – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.

    Критерии деления:

    • Основные источники права, их иерархия

    • Преобладающая манера правового мышления

    • Основные правовые институты

    • Особенности исторического развития

    • Правовые традиции

    Англосаксонская правовая семья:

    • Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

    • Семья общего права (common law)

    • Основной источник права – судебный прецедент

    • Право направлено на решение конкретных дел, а не на формулировании общего правила поведение, ориентированного на будущее (казуальный характер)

    • Незначительное влияние римского права

    • Довольно высокий уровень независимости судебной власти по отношению к другим ветвям власти

    • Придание повышенной значимости процессуальному праву по сравнению с материальным

    • Особенность Англии: отсутствие четкого деления на отрасли права

    Романо-германская правовая семья:

    • Страны континентальной Европы, Латинская Америка, Страны Востока, часть Африки

    • Подразделяется на 2 группы:

    1. Романская (Франция, Италия, Испания, Голландия и др.)

    2. Германская (Германия, Австрия, Швейцария)

    • Органическая связь с римским правом, оно лежит в основании

    • Ярко выраженная доктринальность и концептуальность

    • Деление права на частное и публичное

    • Сильно выраженный кодифицированный характер права

    • Основной источник права - закон

    Исламская правовая семья:

    • Арабские страны

    • Появилась в VII – X вв. в Арабском Халифате

    • Коран – основной источник права

    • Суверен (монарх, позднее парламент) не господин, а слуга права; не может творить право

    • Ограниченный характер аналогии права

    Иудейское право:

    • Израиль

    • Основные источники права: религиозные обычаи иудеев, религиозно-этнические принципы, толкования Талмуда, решения раввинских судов

    • Длительный и противоречивый период становления и развития правовой системы

    • Преимущественно императивный характер, большое количество ограничений и обязанностей

    • Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права

    • Ярко выраженный целевой национальный и социальный характер

    Социалистическая правовая семья:

    • Идеологизированность

    • Ярко-выраженный классовый характер

    • Право приравнивается к закону

    • НПА – главный источник права

    • Запреты и обязанности широко используются для регуляции общественных отношений

    • Отрицание судебного прецедента

    • Отсутствие конституционного контроля

    • Нет деления права на частное и публичное


    64. Политическая система общества: понятие и структура.

    Политическая система общества – совокупность государства, политических партий, общественных организаций, взаимодействующих в процессе осуществления политической власти той или иной страны.

    Политическая система в странах начинает складываться к концу 19 - началу 20 века.

    Структура политической система:

    • Государство

    • Политические партии

    • Общественно-политические организации

    • Общественные организации

    Органы и организации, являющиеся структурными элементами политической системы общества, подразделяются на следующие группы:

    1. собственно политические (государство, все политические партии, политические движения) – прямо связаны с политикой и активно на нее воздействуют, создаются и функционируют с непосредственно политической целью;

    2. не собственно политические (организации, которые возникают и развиваются в силу не политических, а экономических и других причин: профсоюзные, кооперативные и иные организации) – осуществляют свою деятельность не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества; политический аспект в их деятельности не является доминирующим;

    3. организации, возникающие и функционирующие на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (объединения автолюбителей, туристов и т.п.) – политический оттенок в своей деятельности приобретают как объекты воздействия со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций.

    ДОП ИНФА ИЗ БИЛЕТОВ:

    Структура политической системы.

        1. организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

        2. Нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

        3. функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти. Первые три элемента являются обязательными, остальные менее важны.

        4. культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/ идеологии).

        5. коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

    Функции политической системы:

        • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

        • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

        • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

        • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

        • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

        • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

        • Политическая социализация

        • Легитимация политической власти
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта