Вопрос 1. Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ Понятие мировоззрения по прямому своему значению – воззрения человека на мир, его взгляды. Мировоззрение – это система предельно широких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе.
Мировоззренческое знание касается мира в целом и его сторон. Это предельно широкое обобщение. Мировоззренческое знание можно отделить от немировоззренческого – степень общности. Следует различать основные блоки мировоззрения: - чувственно-эмоциональный блок, - интеллектуальный блок (знания о человеке), - ценностный блок (шкала ценностей), - поведенческий блок (программа действий). Мировоззрение нужно рассматривать под углом зрения мироощущения, мировосприятия, миропереживания и миропонимания. Необходимо рассматривать связь между знаниями и ценностями, так как интересы также должны являться объектом изучения. Любой человек без исключения не обходится без выработки своего собственного мировоззрения. В истории человечества выделяются три освовные формы мировоззрения:мифология,религия, философия Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и мистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т.д.);однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм Философское мировоззрение существует параллельно с религиозным мировоззрением, но религиозные мировоззрения сейчас монотеистические. Философия существует как альтернатива религиозному мировоззрению. Нельзя считать, что за мифологическим мировоззрением возникло религиозное, а за ним возникло философское мировоззрение. Философия - особый тип мировоззрения. Философское мировоз-зрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
|
Вопрос 2. Предмет философии ,его историческая динамика. Основные проблемы и структура философии, ее роль в жизни человека и общества.
Предметом философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.. Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Предмет и структура философии отлично от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе , не сами объекты, а отношение к ним человека.В качестве основных проблем можно выделить: Проблема окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального.Возник вопрос об отношении мышления к бытию. В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов.Материалисты – это те философы, которые считают природу, материю первичной.Идеалисты придерживаются другой точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, социальных отношений.В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человеком человека. Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимно дополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме. Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни. Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира , своего бытия, творца своего счастья.
|
Вопрос 3. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение , ее соотношение с другими типами мировоззрения. В отличие от мифологии и религии философия строит общую картину мира на основе рац. познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира, используя логические обоснования своих положений. Ранняя философия еще не отрицает сверхприродное, но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Анаксимен утверждая, что все вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не богами, боги сами возникли из воздуха. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифоло-гическим мировоззрением и новым мышлением. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему.Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Древнегреческий философ Гераклит говорил, что разум управляет всем при помощи всего. Осуществляется поиск единого во многом. Философия - не первая и не единственная форма духовного освоения действительности по следующим причинам: зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; функции мировоззрения сначала выполняли мифология, религия, а также зачатки научного и обыденного знания; мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе, но и с точки зрения формирования личностного сознания.В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.
|
Вопрос 4.Философия в культурах древнего востока (Индия и Китай) Общая характеристика древневосточной философии. Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской. Восточная мысль во многом сходна с античной.
Философия Древнего Китая. Важными философскими учениями Старого Китая являются конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Не считая того, выделяют школу «инь-ян» и школу имен. Основоположник конфуцианства - кун Фу-цзы. В конфуцианстве можно выделить 5 нравственных принципов : гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность. Иной философской школой Старого Китая считается моизм, основанный Мо Ди. Моисты отрицали конфуцианское предопределение, т .к. люди свободны, и небо ничего не предопределяет, оно лишь хочет, чтобы люди любили друг друга. В отличие от конфуцианства с их любовью к ближнему моисты проповедовали любовь к далеким. Любовь к ближнему – это отдельная , корыстная любось, она причина «взаимной ненависти». Таковая любовь обязана быть заменена «всеобщей любовью». Моисты считали людей высшей ценностью. Они выступали против войн, т.к. небо просит любви друг к другу. Третьим большим философско-этическим учением Старого Китая является даосизм – учение о «дао»(«путь»). Основоположником его считают Лао-цзы. Лао-цзы учил, что предназначение человека – следовать по пути добродетели. Цель – следовать пути, указанному природой. Даосы учили воздавать хорошим за зло и проповедовали сострадание, бережливость, смирение. Позже даосизм из философии превратился в учение религиозное.Школе легистов: людей нужно наказывать и поощрять. С ранешнего возраста людей следует сердито наказывать даже за маленькие проступки, чтобы о больших проступках либо грехах наказываемые не смогли бы даже и помышлять. Во всем должен быть серьезный порядок. Зло нельзя одолеть добром. Зло можно пресечь лишь силой закона.
Философия Древней Индии.Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская. Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того периода – «Веды» – содержат большой материал по мифологии, религии и ритуалу. Ведийские гимны считаются священными текстами и изустно передавались из поколения в поколение. 1)Индуизм – религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная система отличается своей плюралистичностью. 2)Буддмзм. По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетания дхарм определяю бытие того или иного человека, животного, растения и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не
исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый;
Основу учения составляют «четыре великих истины». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий – желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний,
«погашение» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "«правильного поведения"» и "«правильного знания"».
«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков.
«Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию.
«Правильное поведение» и «правильное знание» позволяет человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.
|
Вопрос 5. Космоцентризм античной философии. Концепции атомизма. Сократ, Платон, Аристотель. Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий характер.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля. 2) Концепция атомизма. Представление о неделимых мельчайших частицах материи, возникшее еще в глубокой древности, сопровождало развитие воззрений на природу на протяжении всей их истории. Различные комбинации атомов образуют самые разнообразные видимые тела. Конечно, эта гипотеза не основывалась на каких-либо эмпирических. Эта концепция обладает огромными возможностями для объяснения свойств сложных тел и систем с помощью свойств более простых элементов и частиц. Однако такое объяснение достигается, как легко заметить, посредством редукции, т. е сведения сложного к простому. Сущность в том, что все тела состоят из атомов. Ну или более полно: существует 2 первоначала - атомы и пустота. Жизнь - соединение атомов, смерть их разложение. Душа бессмертна т. к. ее атомы не могут разлагаться. Предложил Демокрит. 3) Сократ. В своих беседах Сократ занимался поиском определений блага и одновременно стимулированием самостоятельного мышления собеседника, начиная с простых и понятных каждому тем и постепенно продвигаясь к более сложным вопросам. Метод ведения философской беседы Сократ называл «диалектикой», что означает «искусство разделять», то есть проводить различие между добром и злом и распределять понятия по категориям. В сократических школах, получивших распространение в IV III вв. до н.э., исчезает различие между философскими взглядами софистов и Сократа. Ученик Сократа Платон является наиболее значительным представителем не только античной философии, но и всей западной философии в целом. В его учении осуществляется синтез натурфилософии досократиков с философской антропологией Сократа. Критически переосмысливая опыт предшественников, Платон рассматривает космос как живой организм, у которого есть ум, душа и тело. Космический ум играет решающую роль во всех сферах космической жизни. Он предстает как совокупность мыслей или понятий, которые Платон обозначает термином «идея». Идея является причиной бытия вещи, источником ее внешней формы и внутренней структуры, а также целью. Аристотель, ученик Платона, провел 20 лет в платоновской Академии, общаясь как с самим Платоном, так и с другими известными философами. В результате, ему удалось создать оригинальный вариант платонизма, в котором получили дальнейшую разработку основные идеи Платона. Развивая платоновское учение об идеях, Аристотель стремится подчеркнуть их активные формообразующие функции. Идея или форма - общее понятие, сущность вещи, познаваемое разумом с помощью логического определения. Основное отличие Аристотеля от Платона состоит в отказе от образного мифологического способа изложения философских Концепций. Кроме того, Аристотеля отличает стремление к детальному описанию единичных вещей и подробнейшему анализу понятий. С точки зрения логики Аристотеля, идея не может одновременно быть в вещи и вне нее, как это было у Платона. Поэтому аристотелевские формы не существуют вне тех вещей, сущностью которых они являются.
|
Вопрос 6. Философия средневековья. Соотношение разума и веры. Схоластика, номинализм, реализм. Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. Средневековая философия была христианской по своим целям и развивалась преимущественно церковнослужителями. Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. В связи с тем, что первоначально христианское вероучение формировалось как движение недовольных масс рабов и свободной бедноты, то оно давало им утешение и надежду на комфортную жизнь в посмертной жизни. Кроме этого распад античного общества, основанного на труде рабов, породил идейно – теоретический и мировоззренческий кризис.
Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Необходимость размежевания с античной традицией, стремление к защите христианского учения от язычества, укрепление его с помощью античной мысли задают пафос философствования этого времени. Самым значительным и влиятельным представителем христианской философии эпохи патристики былАвгустин Аврелий. Схоластика возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия неграмотными людьми. Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов. Наиболее известный мыслитель ранней схоластики - Ансельм, архиепископ Кентерберийский. Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего. Расцвет схоластики связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений. Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика. Таким образом, период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Суть проблемы средневековой философии заключается в познании Бога, можно ли познать Бога с помощью разума или только с помощью веры. Главная цель касалась понимания смысла и цели человеческого существования. Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог. Номиналист же продолжает линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Реалист всегда ищет и говорит о сущности. Если экзаменатор требует от студента выяснения сущности вещей и задает вопросы типа "Что такое масса?", "Что такое собственность?", то он реалист. Номиналист претендует на меньшее: его интересует не "почему?" и "что есть?", а "как?". Спор номиналистов и реалистов знаменателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредоточивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному, на интенции. Номиналисты уделяют субъекту большее внимание, чем реалисты.
|
Вопрос 7.Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). Ренессанс — одна из самых ярких страниц в истории культуры. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали новую культуру. Это не могло не наложить отпечаток на развитие философии. Философия Возрождения преодолевает схоластику и в то же время наследует многие её отличительные признаки. Бог в философских размышлениях этой эпохи продолжает играть почетную роль «творца» мира, но рядом с ним появляется человек. Формально он остаётся зависимым от Бога (он создан им), но, будучи наделенным в отличие от остальной части природы способностью творить и мыслить, человек рядом с богом фактически начинает играть роль существа. Рядом с Богом, человека возвеличивают как творца мира культуры, обожествляют как субъект творческой деятельности. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении к внешнему миру, активно утверждает себя в науке. Таким образом, философия Возрождения выводит человека из сферы религиозной компетенции и превращает его в высшую смыслообразующую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Мир предстает не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека. Характерные черты философии эпохи Возрождения : антропоцентризм и гуманизм, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии ,перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира, большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; распространение идеи соц. равенства. Основные направления философии эпохи Возрождения: 1)гуманистическое- в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; 2)неоплатоническое – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; 3)натурфилософское представители пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; 4)реформационное - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; 5)политическое – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; 6)утопическо-социалистическое – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Антропоцентризм Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Ренессансный антропоцентризм противопоставил себя антропоцентризму средневековому. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей и художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мишель де Монтень и др. Ренессансный гуманизм – это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения деятелей Возрождения, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Гуманисты провозглашали принципиальное равенство всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Определение человеческой личности через личные заслуги, благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, отрицавшего общество феодальносословное. Пантеизм – философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. В эпоху Возрождения можно обнаружить две тенденции в пантеизме: христианскую (Николай Кузанский) и антихристианскую (Дж. Бруно). Для христианской Бог проявляет себя в мире, предстающем как чувственно воспринимаемое богоявление. У антихристианства становится внутренней причиной природы, жизнь космоса – Божественной жизнью. Все события происходят в соответствии с Божественным законом, что абсолютно исключает возможность чуда.
|
Вопрос 8. Философия и наука в новоевропейской культуры. Развитие естествознания и проблема метода. Ф. Бэкон. Р. Декарт.
В истории европейской культуры период Средневековья сменяется эпохой Возрождения. Ренессанс считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Особенностью мировоззрения эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм подчеркивает глубочайший интерес к человеку. Наука начинает освобождаться от религиозного влияния. Формой освобождения науки от религии становится пантеизм. Согласно идее пантеизма, Бог находится во всем: Бог — это природа, природа — это Бог. Особенностью развития науки в период Ренессанса является концентрация разработки научных идей в мастерских художников и живописцев. другим центром науки становятся университеты. Великим ученым Возрождения является Леонардо да Винчи. Он считается одним из основателей современного естествознания, поскольку проводил научные исследования в области механики, физики, астрономии, ботаники, анатомии. Леонардо подчеркивает центральную роль опыта в исследовании природы. Следовательно, в эпоху Возрождения закладываются основы современной науки.
Научная революция Нового времени в немалой мере подготовлена глубинными изменениями, которые произошли в области философии. Ключевое значение для понимания этих изменений имеют философские воззрения Ф.Бэкона и Р. Декарта. Ф.Бэкон в своих трудах подвергает критике схоластику за ее умозрительность и отрыв от непосредственных запросов практики. Цель науки — принесение пользы человеческому роду. Для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку необходимо коренное изменение научных методов исследования. Ф.Бэкон обосновывает идею экспериментального естествознания. Он является основателем эмпиризма в философии. Эмпиризм — это философское направление, которое провозглашает приоритет чувственного познания и опыта Р. Декарт является основоположником рационализма в философии Нового времени. Рационализм — это философское направление, которое утверждает первенство разума над чувствами в теории познания. По Декарту процесс познания основан на присущих человеческому уму способностях интуиции и дедукции. Интуиция — это непосредственно очевидные для интеллекта исходные положения дедукция — это выводы на основе исходных положений науку и аксиом. Дедукция как движение мысли от общего к частному не может идти к бесконечности. Нужны исходные отправные положения — фундаментальные врожденные идеи. Врожденные идеи черпаются из разума и добываются с помощью интуиции. У Р. Декарта интуиция носит интеллектуальный характер, она является пределом рациональности, её высшим воплощением. Интуиция, порожденная естественным светом разума, благодаря своей простоте выступает самым достоверным орудием познания. Интуиция непосредственна, её результаты достоверны сами по себе и не требуют доказательств.
На основе использования интуиции и дедукции Р. Декарт строит своё учение в методе. Метод Р. Декарта включает в себя четыре требования: 1. допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются уму ясными и отчетливыми, не могут вызвать сомнения; 2. Расчленять сложную проблему на составляющие ее части и частные проблемы; 3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному, недоказанному; 4. Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Отметим, что рационалистическая методология не исключает расчленения мира на составляющие его элементы, а предполагает его. Р. Декарт предлагает сводить сложное к простому. А затем, восходя ступень за ступенью, познавать сложный многообразный мир.
| |