Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Диалектика исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

  • 29. Роль техники в жизни общества. Технологический детерминизм. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества.

  • Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество

  • 30. Понятие культуры. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

  • цивилизацией

  • философия экз. Вопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ


    Скачать 108.18 Kb.
    НазваниеВопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ
    Дата14.01.2022
    Размер108.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия экз.docx
    ТипДокументы
    #331345
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6



    27. Общество как система. Типы социальных структур. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

    Общество - целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой. Общество – система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества в свою очередь следует рассматривать как целостную систему со множеством элементов. С точки зрения историко-генетического подхода,можно выделить следующие подструктуры. Первая подструктура социально-этническая, связана с биологической природой (род ,как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения,местом поселения, общим языком; племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов)Вторая подструктура социально-демографическая(народонаселение как непрерывно воспризводящая себя совокупность людей)

    Третья подструктура социально-пространственная, отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).

    Четвертая подструктура социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактующая классы как группы людей, как отличающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

    Пятая подструктура профессионально-образовательная,общество хар-ся с точки зрения профессион. и образовательных параметров.

    При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации. Стратификация - система признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений социальных групп, в том числе классов по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы.Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д. Большое значение имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания,атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура.


    28. Диалектика исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

    Исторический процесс - поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни.

    Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, состояние материального производства, социальная структура общества, его государственный строй . Субъективные факторы – способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни(сознание и духовный мир людей, умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества) Объективные и субъективные факторы исторического процесса взаимодействуют между собой. Объективные факторы заставляют их действовать в определенном направлении. Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа.

    На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один – формационный, , другой – цивилизационный. В рамках первого выделяют две концепции – марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Концепция постиндустриального общества провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. К. Маркс и Ф. Энгельс выделили понятие «формация»(согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему). Формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую схему всемирно-исторического процесса, основ. на мат. поним. истории.

    Цивилизационный подход - противоположность формационного. Цивилизация в первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление тех инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономическую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.


    29. Роль техники в жизни общества. Технологический детерминизм. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества.

    Технологи́ческий детермини́зм — это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях и исследованиях на сведение понимания общественного развития к прогрессу техники, определяющим образом воздействующему на бытие, мышление и язык своих носителей. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства. Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются крупные сдвиги в технике. Технологический детерминизм оперирует с тем, что дано обыденному сознанию, соответствуя убежденности множества людей в правильности понимания ими своей жизни такой, какой она есть. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Представление о стадиях поступательного развития общества, разработанное Д. Беллом, О. Тоффлером и др. В качестве критериев градации стадий общественного развития выступают уровень техники, степень развития труда и социальных связей и т.п. Доиндустриальное общество это порождение дотехнической, аграрно-ремесленной фазы общественного развития. Ее технологический символ – соха. Доиндустриальное общество охватывает первобытную, рабовладельческую и феодальную формации. Люди трудятся с помощью примитивных ручных орудий труда, используя в качестве источника энергии мускульную силу. Индустриальное общество зарождается на Западе в конце 18 века как порождение капитализма, вызвавшего к жизни мир машинной техники. Характерно массовое машинное производство . Общество воспринимается как гигантская машина, а человек как обезличенный, легко заменимый винтик этой машины. Индустриализированное массовое производство развивает невиданную для прежних эпох производительность труда, относительно низкие цены товаров, что содействует возникновению общества «массового потребления». Постиндустриальное общество возникает в странах Запада, начиная с 60-х годов 20 века, как защитная реакция на губительный для человеческой природы машиноподобный образ жизни индустриального общества. Постиндустриальное производство концентрирует основное внимание не на производстве товаров , а на производстве услуг. Первостепенную значимость приобретают научное знание, образованность, оперативная и точная информация, мобильная связь участников производственных и общественных процессов. Для П.о. характерно высокотехнологичное производство, основанное на широчайшем использовании новейшей техники. Информация в таком обществе становится важнейшим ресурсом, что и дало основание называть такое общество также информационным. Наиболее характерным социальным институтом П.о. является университет.


    30. Понятие культуры. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

    «Культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В 17 — 18 веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В 19 веке под цивилизаци­ей стали понимать состояние общества, как степень следующую за дикостью и варварством. Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры. Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные ис­следователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни уче­ные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилиза­ции. В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (поО.Шпенглеру) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры. Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Так, Н.А.Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, чтопонятие цивилизации может означать: образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган); завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер); любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби); наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон).

    Любая культура – это органичная целостность, все элементы которой взаимосвязаны, сопряжены, согласованы между собой. Культура на протяжении жизни не одного, а даже нескольких поколений сохраняет свое ядро, остается стабильным, устойчивым социальным образованием. Стремление культуры к сохранению, устойчивости – это одна тенденция. Не менее важной является и другая тенденция – способность культуры к изменению, модернизации. Изменения в культуре могут происходить двумя путями. Во-первых, через саморазвитие культуры. Во-вторых, через заимствование образцов культуры одной группы другой социальной группой. Что касается ядра культуры, то культура с сильным социальным иммунитетом отторгает те нововведения, которые пытаются разрушить его. Социальный иммунитет – это защитная реакция от вторжения в глубокие пласты культуры инородного, чуждого. Это свидетельство заботы людей о сохранении своей самобытной, неповторимой культуры. В современном мире взаимодействие культур приобретает все возрастающее значение. Актуальной становится проблема диалога культур. В результате научно-технической революции произошли кардинальные изменения коммуникационного пространства, в котором происходит взаимодействие культур. Диалог имеет смысл, если в него вступают культуры, отличные друг от друга. В ходе диалога предпринимаются усилия по пониманию смыслов, ценностей, языка другой культуры. Такой диалог взаимообогащает культуры. Если две культуры абсолютно одинаковы, их смыслы и значения ,то диалог между такими культурами либо тривиален, либо вообще излишен. Разность культур обеспечивает диалог.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта