Главная страница
Навигация по странице:

  • Экзистенциали́зм

  • Герменевтика

  • Постмодернизм

  • Вопрос 16. Онтология как философское учение о бытии. Понятие материи, движения, пространства, времени.

  • 2)

  • Материальное движение

  • Идеальное движение

  • -функционирование

  • -изменение

  • Пространство и время

  • Пространство

  • Время

  • Субстанциальная концепция

  • Вопрос 17

  • Динамические функции бытия.

  • Вопрос 18. Понятие природы. Глобальные проблемы и перспективы человечества.

  • философия экз. Вопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ


    Скачать 108.18 Kb.
    НазваниеВопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ
    Дата14.01.2022
    Размер108.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия экз.docx
    ТипДокументы
    #331345
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6




    Вопрос 13. Западная философия XX-XXI  вв.( позитивизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм).
    В ХХ в. западная философия вступила в эпоху активных процессов динамизации , трансформации существовавших до того идеалов и образцов знания. Динамика отразилась в дискуссиях по новым проблемам, которые философия ранее не удостаивала своим вниманием. Нестабильным стало и положение самой философии в культуре: все чаще ей приходится возвращаться к обоснованию своей роли в обществе и разъяснять характер взаимоотношений с другими сферами знания. Для историка современной философии подобная ситуация представляет серьезную проблему. Он не может ограничиваться ориентацией лишь на привычный, «опробованный» образ философии, но должен учитывать также и новейшие ее тенденции.
    Позитивизм - философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
    Создатель позитивизма О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; Поскольку позитивизм не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как».
    Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
    Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
    Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики.
    Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия».
    Экзистенциали́зм ( философия существования )— особое направление в философии акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
    В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
    Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был 
    Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
    Герменевтика (толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. 
    Герменевтическое искусство возникло еще в античности, где оно имело священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками.
    Позднее в античной традиции поиск священного смысла уступил место ученому толкованию. Об этом свидетельствует название работы Аристотеля "Об истолковании". Движущей силой развития герменевтики в античности было исследование различных способов истолкования текста - грамматического и аллегорического. Грамматическое истолкование, переформулировав, сохраняло смысл старого текста. Аллегорическое придавало классическому тексту новый смысл в контексте иного мышления.
    Однако рассуждения о толковании ни в античности, ни в средние века, не носили систематического характера. 
    Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в XVII веке, что было вызвано актуализацией проблемы понимания Библии. Немецкий протестантский теолог Иоганн Конрад Даннхауэр (1603-1666) в работе «Священная герменевтика» придал старому слову "герменевтика" понятийное значение. Искусство истолкования оформилось как самостоятельная дисциплина. В эпоху Протестантизма складывается "герменевтическое триединство" - относительно самостоятельные формы герменевтического знания: теологическая, юридическая и филологическая герменевтика. Все они существуют и в настоящее время.
    Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представители: Роланд Барт и Р. Рорти - критикуют западную философию, обвиняя ее в логоцентризме и догматизме. Постмодернисты отказывают разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину, определять границы дозволенного и задавать правила. Сам принцип рациональности постмодернисты рассматривают как результат "империализма рассудка", ограничивающего спонтанность мысли и воображения. Для того чтобы переосмыслить культуру, постмодернизм использует темы, прежде считавшиеся запретными или нефилософскими (смерть, безумие, секс и т.п.). Рассматривая реальность как текст, постмодернизм отказывается от понятия объективности. Та действительность, с которой имеет дело человек, не является чем-то раз и навсегда определенным.
    Постмодернисты считают, что истину не открывают, а творят каждый раз заново, она зависит от языка, на котором говорит человек, а сам язык есть создание человека. Постмодернизм отказывается от привычного в классической и постклассической философии способа идентификации личности через соотнесение ее с чем-то внешним и определенным – Богом, Благом, Истиной, Красотой и пр. В последние десятилетия XX в. радикально меняется взгляд западного человека на самого себя. Личность более не понимается как целостность и единство, которое можно выразить словом "я". Каждый человек – это множество "я", множество смыслов, пересекающихся или непересекающихся, конфликтующих или неконфликтующих друг с другом. Как нет определенности и однозначности во внешнем, так нет ее и во внутреннем. Личность многолика, а все так называемые "высшие ценности" – фикции, созданные разумом, чтобы отвлечь человека от самой жизни. Задача философии, по мнению постмодернистов, интерпретация уже существующих и вновь создаваемых смыслов, которые совершенно равноправны: нет высших и более достойных и нет низших, недостойных смыслов. На постмодернизм повлияли философия Ф. Ницше, экзистенциализм, психоаналитическая философия, герменевтика и структурализм. Постмодернизм завершает развитие западной философии XX в., окончательно резюмирует критику разума и открывает дорогу в XXI в.



    Вопрос 16. Онтология как философское учение о бытии. Понятие материи, движения, пространства, времени.
    «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.
    Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает; в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания и др; с ХIХ-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др.
    Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.
    Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.
    Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия.
    - философию бытия – исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего».
    - философию небытия – признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.
    Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей выделяют два основных вида - материальное и духовное (идеальное).
    Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.
    Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.
    Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а идеального - понятие сознания, являющиеся базовыми категориями онтологии.

    2)
    Мате́рия (вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
    Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности.
    Движение - это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.
    Оно делится на материальное движение и идеальное.
    Материальное движение — это все изменения происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя.
    Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека.
    Типы движения (и материального, и идеального):
    -функционирование, когда система работает без каких-либо существенных перемен (работа любого органа человеческого организма за небольшой промежуток времени),
    -изменение, когда налицо, хоть часто и качественное, но обратимое превращение системы в другое (онтогенез, как воспроизводство себе подобного),
    -развитие, то есть необратимое, качественное, направленное превращение в другое на основе перехода от низшего к высшему и от простого к сложному или (и) обратно (филогенез, как поступательная эволюция вида).
    Здесь необходимо подчеркнуть, что, во-первых, работа без коренных перемен не может длиться вечно, во-вторых, 
    полностью обратимых процессов не существует. Рано или поздно, любое функционирование и изменение объектов под воздействием законов всей глобальной спирали развития прекращает свое существование, переходя в другие формы. Пространство и время – всеобщие формы бытия материи, ее атрибуты. Не существует материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи и независимо от нее. Пространство – есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении, развитии всех материальных систем. Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека,абсолютность как атрибутов материи, неразрывная связь с движением, единство прерывного и непрерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность

    Пространство

    метрические (связанные с измерением) топологические (связность, симметрия пространства) протяженность пространства – означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объектов), связность и непрерывность (прерывность относительна) трехмерность пространства

    Время

    длительность (последовательность существования и смены состояний тел) непрерывность абсолютна (прерывность относительна)одномерность, асимметричность, необратимость

    Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существую сами по себе, независимо от материальных объектов. Они – арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы (как сцена существует независимо от актеров и спектакля, так и пространство и время существуют независимо от объектов и процессов).




    Вопрос 17. Диалектика как теория развития. Системная организации бытия. Синергетика.
    Диалектика
    - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог . Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие. 

    В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

    1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

    2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Гегель).

    3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов).
    4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).


     Аристотель: трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре.Гераклит (наиболее яркий представитель): учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Платон: бытие заключ. в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побужд. души к размышл. Это иск-во – иск-во диалектики.
     Действительность – не только предмет познания, но и предмет деят-ти.
    Кант: ввел идею развития в познание природы. Д-ка разума – иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Наш мир – это продукт происхождения/развития из к-л простой субстанции. Принцип развития – исход. принцип познания.Гегель: впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; сформулировал законы и категории диалектики. 

    Бытие вещей, которые могут быть простыми, а могут быть и очень сложными по собственному составу и строению, их собственная включенность в разные природные и культурные образования наиболее высочайшего уровня – все это ставило перед онтологической мыслью вопросы о соотношении целого и частей.В философии получили развитие два главных направления их решения. Одно из их было соединено с тем, что хоть какой предмет, объект либо явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет качество целого предмета. Сторонники другого направления исходили из того, что хоть какой объект имеет некие внутренние неотъемлемые свойства, которые остаются в нем даже при отделении частей. Таковым образом, решая делему существования объекта, философия оперировала категориями «часть» и «целое».В истории философии данные другие течения известны под наименованиями меризм (от греч. «мерос» – часть) и холизм (от греч. «холос» – целое). Меризм исходит из того, что познание объекта есть сначала его расчленение на наиболее маленькие части, которые познаются относительно автономно, а уж потом из познания этих частей складывается общее представление о объекте. Холизм исходит из того, что в целом находится некоторый остаток, который существует вне свойств частей, быть может, даже существует до их. Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на свойства отдельных частей. Принцип системности заключается в том, что, исследуя разные объекты, мы должны подступать к ним как к системе. Это значит сначала выявление в их частей и связей меж ними. При всем этом, изучая элемент, мы должны выделять сначала те его характеристики, которые соединены с его функционированием в данной системе. Синергетика Идеи синергетики были предложены такими физиками как И.Пригожин, Хаген. Развив. теория систем, но работ. с открытыми, неравновесными, нелинейными, самоорганизующимися системами. Наш окружающий мир и является такой системой. Синергетика неравновесной системы называется десинативными. Их существование может быть в случае обмена веществом или энергией с окружающей средой. Десинативные системы существуют в постоянном противоречии между порядком и хаосом. Хаос – некое разрушительное начало; порядок – некая упорядоченность. Десинативная система стремится к упорядочиванию и постоянно потребляет порядок из окружающей среды, в которой увеличивается количество хаоса. Функционирование десинативных систем невозможно предсказать. Т.к. это развитие неравновесное и нелинейное.Закон: система может выдерживать сложные воздействия окружающей среды без изменения своей среды. но может сильно изменяться при малом воздействии внешней среды.
    С точки зрения синергетики все развитие систем опосредовано 3 философия-рами:внешнее воздействие на систему; собственное развитие системы; прошлое состояние системы.
    Динамические функции бытия. «Все течет, все изменяется» - Гераклит. Главные понятия – любое изменение, изменение как действие на что-либо или взаимодействие. Внутри системы есть масса взаимодействий. Покой – далеко не отсутствие всякого движения. Это состояние равновесия, упорядоченности, устойчивости. Движение существует в двух вариантах: 1) количественное (сохранение качественного своеобразия системы) и 2) качественное (развитие). Развитие связано с качественным преобразованием систем и процессов. Развитие как прогресс и развитие как регресс.
    Прогресс – форма изменения системы, связанная с увеличением уровня организаций и расширением возможностей системы. Регресс - понижение уровня организации системы и сокращение множества ее возможностей. Регресс приводит к деградации системы. Конечная точка – самоуничтожение системы.



    Вопрос 18. Понятие природы. Глобальные проблемы и перспективы человечества.
    Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества. В XVII—XVIII века начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. Постепенно в дальнейшем в теории, как и в практической деятельности человека, окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Подход к природе лишь как к средству достижения каких-либо человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь в последние его десятилетия, уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, соответствующего философского осмысления происходящих процессов.
    В системе «человек – общество – природа» наблюдается взаимодействие. Воздействие природы на общество осуществляется стихийно. Природа – это необходимая предпосылка возникновения и существования человека, составная часть причин развития общества. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Природные циклы определяют ритм жизнедеятельности людей и характер их труда.Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально, осуществляется через практическую деятельность людей.Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры. Результатом такого воздействия общества на природу стал экологический кризис, резко проявившийся в середине ХХ века. Сокращается площадь тропических лесов, подвергаются эрозии плодородные почвы.
    В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается концепция «устойчивого развития».Устойчивое развитие подразумевает глубокое регулирование процессов, протекающих в естественное среде.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта